Выготский орудие и знак в развитии ребенка 6 том

Выготский орудие и знак в развитии ребенка 6 том thumbnail

+
¨Ñn¹‰â,|ØhΑSÇðTà(ï¾æYLi™f°LríÖé» Á¤„C‡µ‹bŽ>Bµ¸ÂY;ºKlî¦8× Æ†¸øqˆ¬×$=4°é©¢Xô©ÅŽÁÝ0xñeÀ9±°î}Åð”—§0yÈc)yŽÏøÕåÀ(©NA×ॷt™ÞEglÇ×~ù³Ü-¢±*KìGL(™„Æ»&
¡xyë
ž;ÈîŠ[ÈÍZ1®“kòÖ§ 15³µJ¨ðÙ¶ÁM‹·8½ÿjÆPsåâ CníLñÏ¿Ü?•YÎzúèH†Ë_>¤Oßù²À½“žž??
Wלï¿Ì_úõéñÙ]qþæ~±ðÅ?_]ûWîÏO÷‡÷Ÿ?!,øìè0už“rVYOî?-ýô‡Þº©9—;›/·ZŠ“õËô¡²Ü+´Ehèyöií ‡ÑaäíâÆ0%HE’yÈI-֏³2 sÁ$¸‹ÀùN;:1[¹, íÎ9˜ZՐÔKü3闠mñcÑyJ÷ߤ_ADÅOa•£=Ñ&ÛÉcƒî,*[•¡×ìÈHÞùA°ê%ÊôLž7ôÆì”}yl©L#ºƒœ(9Zƒ1Ôo}æÖjUÅk(”VñÎþ1ù)@–£zƒt~ÇzéB¼dSÿŠ›Ž6Ù}Kb‚+§Œaø-TÆ á)“#|ñø&’ó†)ѪjDg¿’˜BµÏã«Fïx±à$¨@VdôeJDTjUJ—¤®ñ/[ñšÀ˜§æhE8èÆ$,[(ï (I/$’Ïë¬eØ kEø=&wKó™øä]YG‘¨,.KŽÌ¢©¯ÆãÎY­È`AÅ9vpŽ*ž ÖX5¥;ù¡çCZºÖ}*øuœ®º b’—É“2‰*xõ›iõèŸ

-²–Y:ŽÍbGíC囐+>~J£Ø†•r^õXٞò|ÑÇmzBº`ŸiB¯MÙáP­É|ÆS©}¹H¸®NóqçõÌdÔ’
éa:zGR”.”ÚD0µ¥EB¡šýÚÛ-SœæEºã¼ÎÑ ÐåèÉ.˜ê»6ì˜r>[‡.Ì«¬È¾¸ž7CÀzƒjz{F½‹äùxÀ¸–`ŸXóøL«œãóìA&W%Á ª‘C7`Ž1Ï%‡«&‘§wn#y*²ÑÒG’&ڒŠVÖâ@c™ÛSHêD8ŸW~w
‡Wńר–Ý›=M¿´”$+ô{䔒
c¨X²–˜^E´hW„¨â‹)¦Ï¶¿èæ‘ÊȈ‹²)ý Œ$.â
*a—¬™=Ð$É&ç›æt’¥Úkâ›ô}í¥,ǚe#[â8;CŽÜbù³B­gËzôk‰ãÚ>V¼ÝˆBÁÍÔf-ŒhÖB†•O1Þ1hFÈwC²‹´@Zâ˜ödSyò²Ÿä5§¦Nš¼¤QA_&¥óƦ×ýeAÃ=7D”fzÔÐG§’Í®(N§9″¶è$?yʉª4ó:Ýa^㵍!ÏØõ©Ã’ˆjïÌÄÑVŽyJâǶ©_,ŠM)={œHË>ã±XQªlë#ò?ùOWù+bÉ_N±ó–ˆí³50W໡é1ÿ -»éM­Ë>‰ãÖWW$äŒý9/M¬u:Cºv¡‘ÝË*[™[Pˆv©#Ž:±³ë•š!‚DÅdQ=aMIXØ&ǝýR×HIr€‡%^¡€LŒžSe&µ. ¥.¢8/ˆÇ=‹¶Ë¹»’+®˜v{©6?cr&6úc±‰‚×ÆS)X7ÝqUZ¸mLoÂu|$oÂu-5lú©X-é±l·Õ4ƒúV6*¢Nà´Ý™GŠM‰)(“ÎÝn[OAaA‹¬”—QÇ|P¯UïÐ+{98l«±®wHà­²F»$ž¢Â¸P)F!OOʲ1l–¹
RôŒ›÷4$~r6
7Xdà’»qÿ,&»-¯#vv°”óIo7ل+Ysï&UÐ Tv«ï[ÄSN~ƒñeڜ¯*[ ڈ•.ßæ$®·AƒÒea“Â1¨¯0E,TMÍ:)¼8è(*.^ϖ‘!®ôÿ¯0!צsÃ呂§c¼Ã¢ØtÔ^•i»0àŒRp&³Oò½ÔvѸ«xiänZg#ۀ.XK›Jp†c¾¬‹ 66UéxÏ©Ÿqœ²™>ŚlZ좗†QT% Ò8>/’2Á…{’ÐZ維C–Óœ1U¨”j¤E=iAÏ¥³ žò
°—íÄ.ËÓ±u³l·4l„¾ôßÒÑ DG¿Uy#UÕàˆÜ{Ö¨áŽójŽXäÅñòl¥ª€óÚºgnËl
igü@ãöh8«y>è‚i +¦ÕBD¦µ ·Ô‹Bù€¶)”—Zbwc‚¹¦T®/lŽT¶¨4.¡JWPcé2¦UìrÊ£h¢ârCÝdj.áñlªë߶JªíRK¸ƒŠµèB×Ñce4òˆ­öè;‰
­ç-_¦ZóñÓQA«ÊÏÄî˼%’âœàI¦êÚL?O@ŠG¢¨´ííTUIILt­ÐÒµ7PEG÷$y˜KŸÒ
>kÌÍs)”_”ƒ2w~]N•4j2ìôâÆÃnC6¼)©$°$Ï×àBÕ”f[
^+M7˜»¶Ôà¡inj™r‹[‘4;ô&ã÷֏àޙ“Ì#]•ìrò¥:ÔB§íŸ1á˜ÓǬr+«Q¥ð±Ã0MXÑVF
¼›2ëô’4´]—î ेô&XLŽk>õyWä•fŽ²…-ùǜÀm¡¤u±w#7¢¬cecõ²—9vÊSv©Z/ðnŸ(YHéѳáT RÂÁ…ä—56˦ž Û^ã´ÑÿOµ¥J½×îÿ¢F+»×à—[‘Ìh‰€Ç¤Ì¥|©Æ–têՖ‡ÔëÌ+녳3@f+©m‘{œ= I7Bòp³˜({®s•óJ×÷OÉ©·M;EKZÙRd/ÞR$F…½ÖÜ”7«z9½BŽ;q@jo¸
w9u¨‰Y‰“šÖNK00AWªe%ÿӅDšâ8aÒ&}s,Ÿ5wѨ÷v WMZý
6^龴߈ãF’¶h˅õÖ»œí¨˜IpçvÔÀÖm®ÏÀɲx1FÑ
eˆÅêUY5SmªËHH `õ
ýàˆ®IVSž/ˆi´­)´°Ý(eÃkۏÕ3»´ ­„’st{FRÛ²i’8Ã?¹¢Æµ
°‰µéîü$ԃ
”œ½ÕþæE’uní(“ÿÍ͍i˜[$=‡Èo§Í؁»_Ê66ïŽyón‡v¾‡Ó¡àZžªÓNÍ ÆÞîmn,Ô»g+µ’²
ê4L†B© ª@[édâ
ò­?(+hùSΗGÇ”œKÜ/PV,|ò÷Á™Õq§HÚ½ûäo’Uv½34
Âc‚6ä AÚcn„¤

úLì
Ê;OS*Œ…½ñ£¬÷GrŒ¯ª¬
u‚žŠgY”6F3¡n|Äð`|XZ ±¶æpʚÕtÍÿmqÍeGã@šnª ¬êµ-rË©{PF4#òõ8-íÁ¡(÷Ÿ®ø?>9lŸ½R€2·ûßÇêa¥$;€Æ‚Sy¤?”矖Qïd¥¤…6qÎÃ:9ï3Ê÷?^][÷÷øqMTá¤R]Iªß¾J8+U_õnú•ŠsJâ«©òD,ג¢,ˆRæ‹ÔMhgÕ;u+)GÍñY7éhZźI}›Î£ò
ðxhADš¢ nך!•2¢íË#–òcð¯BV‚€²)J·Ù‹}À”)3IÕW­ƒâ²x ˆvÔSðVBٍÞBrÉzTÀv^“¼]Ch¬’¯ë6™v0¾ª¿ø‡@£‘WÎ kr áF]ÍEïÕ+t®êµÑÇ4ÛÂ!Z
D&ÈSJÜ3T,í*YÁËqU¿K¹JçƒòCôùîJeu·[­j®álOB)F¶ù´@õŠOޔl^Ю¢òèÉå Ïi`y :½³á ,AáG°‰_Aõ”›r––]À朗®JkJ0RlGo[þãa/Å{ ­†#)È-vO­
¤œƒA£`cøZ‰[ÒäEùDetWaÔâ³*RÐÛ#‰}¡’­¶ W%IÃQö• Á¡$k”è5´4jÏJ¶QNPøÏÚítˆÇ֍AE’£b—ªcÖu³F@.4„-‰ýûE
vOù#´A0Ç+Î÷÷÷púíøñyj÷ÜOíTºÌ¿Ýƒ?]åS¹Ú!ýáàu~tÚtOxù$ 2E°·Šš^
×x8&–ÀŽ²¦mJßÕ^DiÞ!§:µ(¬$ÂIÓõô”üájy†rm†Ðª A{g†x?!ôÉ_*^½Ë)¡¨Z4!@òoòý,ª)ŠU«®Õº×c`Ã.á¯oü©e÷_€¹—Ùª%)ÏEÛ_÷/÷m5…r¾ÿøø7ÆOW6-K€{ž‚¸pýjäoƒ0¶ËÑïK‹Nâ¡Àu¯¦p’ÕÿXqîüÙ”Û,›ýpqA2±lEΜóæè0zöI«As.1ð¢ÛõR¼åÔ1+’^ÛR%#¹ÜXvm±6ñ¨bŽ…‘ø [Aÿ€¼Ë¥úE̬ [•3M6æޖµ0èé‰4«¹3МãDˆ°¿u¼.ö÷¿9ûñÇÅð{•ºÄ ÄEF7¢ÅÀk”¯>~t6Èì?€®ø°³—í:ÄæVY4«ž€3ã%…d±
áQ
Íî*âҖìb”=”Í#Ò¤ó?¹°sZ‹HÍj *pš.Y7³ª ”õñ•0¥ã–™Z
,£PC¦AáŒÃ–hßØÕx1Ø9J¦»ì̙nˆÄ”³0˜?]Mû8éýã½·mOÞwZ‚܍˜àÎKÖÃvC¦Âa(Áâ>¼Ûvï¾_ÌqÚ~à¤à/&»9Ù Z‘ºÂ$ÞÕùÎuήÇG$» qåC”­q˜‰¸)9UóÚtúv«”Ÿ, óÊÌ6°«2?ÂQ²¦ÃTœý®íã4ªr*ª>”t~Þó]rLº;@à}à謷jœíªÄs’
#¶™aW=1/ÅvbØ;š´,~u
Š|qŽu­EđzÉG¶cùwštç8Åè^ãE̞ÍÑ»OÁféCÌQ‰»‡üê/;5ãjrÞY7rÊ×ß^]»¸õy9E4v]Hi
m™–]çcdиC |ýðøq¡ny)åÿ’UÖ«&›ïÇtV^¢®(ngäq5×”áõÝ®NÍpãÍDÎ[ó+ÏiwYQƑŸ
ªUœò擁ػ´´¹„­ÇU—^R±õÝÕµpΆ÷‡ÍþáÉçȗFéºpZµ¸€ØS×Õ°Ì’x0”o|JëٗT=–¿^ɐGZ¬QN=ÚrFôl?­zÚ±½ûÊ-Ø`öž¤t&)1zþH!5_÷O§žŠHæú?êÀ*¬…Ãs8Ã$FẒ=™zÙQaÏw‘Çú|
ÞQL÷ønÜI :1I
hÚpµ*z7Ù³¿NûËê$ J˕,ՙ¤v}×µò
ùÕ-D`=([4Ëvù|„§ú”RÇûˆµŽ‹BÆëiŽ€HnôN…d–[BlxÅNJ¤’iHtv³µ¬´šuSÎB$øjÅ͛z™6¥ý»X¯~ Wâ,«ÍC÷„/î/Э~M^úÈ ËrÝ­|M¸yȹ€,$ð šöð%(¢ëqÿ3|d~ó Kcõ¢?­Ëi$®·h¤iՏÊ`’CÖuN½äôžw,—ºíØjêgµé[ó՜­§ä]`

Источник

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ШЕСТИ ТОМАХ

Главный редактор

A. В. ЗАПОРОЖЕЦ

Члены редакционной коллегии: Т. А. ВЛАСОВА Г. Л. ВЫГОДСКАЯ

B. В, ДАВЫДОВ А. Н. ЛЕОНТЬЕВ А. Р. ЛУРИЯ

А. В. ПЕТРОВСКИЙ

A. А. СМИРНОВ

B. С. ХЕЛЕМЕНДИК Д. Б. ЭЛЬКОНИН М. Г. ЯРОШЕВСКИИ

Секретарь редакционной коллегии Л. А. РАДЗИХОВСКИИ

МОСКВА ‘ПЕДАГОГИКА’

1984

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР

Л.С. Выготский

СОБРАНИЕ

СОЧИНЕНИЙ

Том ШЕСТОЙ

НАУЧНОЕ НАСЛЕДСТВО

Под редакцией М. Г. ЯРОШЕВСКОГО

МОСКВА ‘ПЕДАГОГИКА’

1984

ББК 88 В92

Печатается по решению Президиума Академии педагогических наук СССР

Рецензент доктор психологических наук, профессор О. К. Тихомиров

Составитель, автор послесловия и комментариев доктор психологических наук, профессор М. Г. Ярошевский

Выготский Л. С.

В92 Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского.— М.: Педагогика, 1984.—400 с.—(Акад. пед. наук СССР). Пер. 1 р. 70 к,

В том вошли не публиковавшиеся ранее труды: «Учение об эмоциях (учение Декарта и Спинозы о страстях)», представляющий собой теоретико-историческое исследование ряда философских, психологических и физиологических концепций о закономерностях и нейромеханизмах эмоциональной жизни человека; «Орудие и знак в развитии ребенка», освещающий проблемы формирования практического интеллекта, роль речи в орудийных действиях, функции знаковых операций в организации психических процессов.

Представлена подробная библиография трудов Л. С. Выготского, а также литература о нем.

Для психологов, педагогов, философов.

4303000000—001 ББК 88

В————————подписное 15

005(01)—84

> Издательство «Педагогика», 1984 г.

ОРУДИЕ И ЗНАК В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Глава первая

ПРОБЛЕМА

ПРАКТИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА

В ПСИХОЛОГИИ ЖИВОТНЫХ

И ПСИХОЛОГИИ РЕБЕНКА1

В самом начале развития детской психологии как особой отрасли психологического исследования К. Шутмпф2 пытался обрисовать характер новой научной области, сравнивая ее с ботаникой. К. Линней3, говорил он, как известно, назвал ботанику приятной наукой. Это мало подходит к современной ботанике… Если какая-нибудь наука и заслуживает названия приятной, то это именно психология детства, наука о самом дорогом, любимом и приятном, что есть на свете, о чем мы особенно заботимся и что именно поэтому обязаны изучить, понять4.

За этим красивым сравнением скрывалось нечто гораздо большее, чем простое перенесение эпитета, приложенного Линнеем к ботанике, в детскую психологию. За ним скрывалась целая философия детской психологии, своеобразная концепция детского развития, которая во всех исследованиях молчаливо исходила из предпосылки, провозглашенной Штумпфом. Ботанический, растительный характер детского развития выдвигался в этой концепции на первый план, и психическое развитие ребенка понималось в основном как явление роста. В этом смысле и современная детская психология не освободилась окончательно от ботанических тенденций, тяготеющих над ней и мешающих ей осознать своеобразие психического развития ребенка по сравнению с ростом растения. Поэтому глубоко прав А. Гезелл5, когда он указывает, что наши обычные представления о детском развитии до сих пор еще полны ботанических сравнений. Мы говорим о росте детской личности мы называем садом систему воспитания в раннем возрасте.

Читайте также:  3 сферы развития ребенка

— 1 —

Источник

Õc9ï®*~=á^VQ‹ü>¨Ïä-Áô‰`™,ƒ2«–H0­«øÛÃrŸ ôôñ!Áˆ«1.3z JÆg2)K/Ú_߯èG€ BnŒ

endstream
endobj
859 0 obj>stream
H‰T‘Moà †ïù>nځ„’f“¢Hk»CûВîNÁé”-‘äÐ?ÀYª ùÁ¯m^Øþx8šnöáUãmg´Ãq˜B8ã¥3qНš–(˜××qÂþhÚÊ2aŸþrœÜîš&H;®3O?}yRÏÖþ`f‚ª
4¶ Û¿Jû&{…7Ø-q¶ô4ŽV*tÒʔodŽâ©4úÿ}ÂIunÕ·t‰O˳-xQÅ(§hW%^»dmÿ4TâÖbÓÆì,Z+qÁ RA!j‚ÏÔ¥  7Ôìa‘ÜF(v×·ø²ŒEƒ„×çW·Ôìœ72~O´+ÕÐ6xVò+À 嵐3

endstream
endobj
860 0 obj>stream
H‰T‘Mo„ †ïüŠ9¶éeµÛMŒI³›&ú‘ºÝ;ÂhI*ăÿ¾€t7= ™—yfxzlNV臝D‹z¥¥ÅyZ¬@èpPrR —¢¸‹‘ n×ÙáØè~‚ª”ôÓ_Îήpw>çÙ=Ðw+Ñ*=x¥`_¯´‹1?8¢vA]ƒÄžÐã+7o|D ¼‰çÕ °ç©÷$q6 åz@¨2¶ãu8žºPËÿ÷„mT׋on‰O+÷!»`§š$¨byþXϦ¬Ý³•¸µ(Xdó,²EÅ2‰ÏQ,Qܶ./©îV)ŒîjW,ÖúIÄùF¿Á©Òxý3™`*,ò+À üƒ³

endstream
endobj
861 0 obj>stream
H‰ŒWۊã8}ÏWè1†±Z÷˝¤{™eÇ°,=Ë:™ËNO’nšÞ¯Ÿ*Ɏ[vüàXv¤ªsªN•ä›?Èlvóqù~E™Ï«%™0òuÂÉw2¹ùýŒO“E1¹YŠá¤ø0¹x…Rœgxÿ_ pgxSNS’ˆµŠrÅ$)~NfLÈÛyñßä¦(*cԍK7“)%þ×ðDcÝÁJí™0¸,‚ Ëà®âØȖU£¨¥å`ø®˜Ü}z75e^QF†EÁãêšP`ŽXè,)ôšiS’z­…7
C¬RpG‹Ÿ…–q^÷gªYÉb ·p­ ’wpîò¾äÞ«p-ggça$$£öÒ7!mÏaaµ†
q±ÁˆÑŽ•
qö˅Nº×‚šŽw—EAÁ]Fâ9åW‘$AxÓ
ªy9Ö±df•r-9§ú2ü³(„Àž jõ C1ÿ§ø0ŸsÔ]ƒ˜‡õ2‰Ñ+*]ã=‹y®gA¬y@gCÖr[B¥ˆì¤-Kø³°ò·¾â“Íâkãå)¼ ª¼×Ä
GµbúŒxQFÕTè°õŒŽ#™ Ô£ÕT³dªãÐ/–W¹YŽÑDŒjYëðÕ¿ó#áùt¨¼RˆrQv¨e£Ï_WT·3× %5§]Ѝn{¶ªí0…Þ[w×Eg¥à͕ݢѸÇBOÖLº®¡æÌ%þ‡Y̲ÖóÜâx…!µ2¾¨ëC-Wå®­Pth!ø.E@yMe;öabªòŽrîý0׺=äÊKs’C»ÕºŠ¯ªõÑÜÉ´»Œ{G´°ÿrb9˜dí)©Y£¡%],¯vR;¾l ”ê
„n±ˆ Ž–c[Ö³ª2·òvÁt´’u
B¤ñԛ˜ñçé!b„ؾ»{dBu0ø2 Uã
õ{nòŸëݹϫä!+hÝGž(E¢°Ÿ¹$ïÙ6ô•ãŸÆÖ¤ˆñ‹kç?siK´mqÁ±ó§ Þ[6i+&×ÇS!ÄOá2ÃD•#I+ƒ+ê}xú>Ë83Ó¯Y®§/ø³Ír>=ÈÛ>œÿ€U?p°Û¿+õÄ9=ïøò
NîØ~T’J`ög¹ôS1ÐCXEåï}Õ{d±ƒÁg!ŽŸ3ŸEæ#–nJŽÛõSùïwø’ŸÈόKŒŸ>~‹ÁÚq…nŽoðÓOÍd©æ&Ü7å¡”ð(€ÜŠ×-9„û>$bûFö!ü°yG²ÜLŸËiå„ð®ÊV3Uïz‘s֟Qé#ÞÂ~ *à­O仇0ï`ˆ7Äx

m×Çh‡¬w𰉯`&¼%k¸ʼnh` 6ï‡íj1
â0p¸oQ:›˜üu&§›-A Sà/™2ۄ‚œ‚¤Î¾à:àáaÑ ‘qME¡Ö„kÊUÅéCÂé™B¥o*‡Gòkøi
8Ìّðn
xaú@Ys™NE *v_n˜Qù³JkÈ݆¬07ߞj¹yæðJ4eÖœÓÃt Ӿõ۠`Û*ýëje“½¢ÂøòÌÕKPÛ,´uÔº+›¹óh8@ø«ÆlëKêBñdÑ1¬¡A»ó~®áLað[hšÑYÕNÛ+ۏpú|,½³ˆF
œ˜Ìm|g}¤Š÷8¨)$ì |/³LØůE=ˆw-ëeD®ï“¡ºÏbÕÇ:P9ƨ—÷…’¡€³Ôƒ6büø0:XÃ8W4-÷DÀÇ@IÞ´W!UeâVñãÅòy.geÀmyArõªÏ)ù%À »‰]
endstream
endobj
862 0 obj>stream
H‰¬W¹ŽÃ6í÷+&@̐Ã;0ÈÚÝ”µ» H‘ EþÿÂkđ5äz‘‚´²vÎ÷f­ðö”/¿Þ~¸üøøçíç
þ€‹º) ´¯nLWH—M¤k«w¯$ØÏô|O—©ßØ÷|_²áÇíf“Nh=ð{͎U8;¶ÍÁÖî¦;·ùÝÊ82BEÌð’.E媒«IŠÙòÚÒtÙÛÑr ÑæÿaýÈzMDçÏ®:Ÿ•P6ý-¤Ì±·‚¾/W¥òzùýñës6Zx5uW£’™žÌ½õâޞ·V®Bß.®GF5Gë‘ÆïI­ Ûn5¯X~^Jvý/.ÿ 孏Ï9’/P hEÀ:ÿÂv±¥í{ڊ &â“”Ÿ—ª%5ìÙ)áðT:ö¨àøÏÁJ¹aϐ…LtcüSœ|Z‡3‰+½V²—ûGå£Êüá ܏…r­a™W‹¡ðóh…m…ß~飫ºíhôvÒs®œNÄ9)ò=†N÷FCœ^Ϲ57‰²•bOu/;ry+IÙüÓÆ£ôdÚoÔÿJDxFj)q%S9″—ÊäP‡Pà ©ÞLËáŽå¸µÉ–ëZ
Ÿê’B˜õП+]ØïšÍülkN¡Š-ö¹ÂFÀw ,ÛìûêÍÏù]¢³V€öJF’­clˆÂ9N†ÌØFè9|áä§ } i=Û/ cҋæ“h“ÐF‘oïôÑr
x^˜Š0†Ê%î@qÆ­^m„š/í–éȱ¸‡Rim#c Ç&$t ¤Î¸“KÙ>ühTûøþ;N»Ã¢Ù:ÿ|l°çFiÂ˼³˜`dd­éðÙåI»½¢#䭈þÉËë|-¬ÑGÒÜ;iÒjãÚkâ2êˆÜš%ϵJ²w®Å Ôä¼ðí›sOéA[ƒñÖfñ3‚&Ý:Ã
.Ñm´‡@àAELõŠyîC—êÓuNŠæ÷
~žVañ`ÃH}àøFók{ÇÓǼ4pŒ”ôñ(oظÍP4–ùÁ”†jóD²`óC¬>ǞÓz°k-ŸÈUG->÷ߘùÞeÂڇ†5″xR0¯¸ƒõ€ËG›e¨oƒV§ Ç+†ït‰½(66″li݈¸ÃÂz”˜šðíb©k·}ŸŒî„ۙǍ‚7}›ŸiZ &l7Ð.ŠH£ì¯t¤ÒˆJ…ËØfMÚiU§Z뤒ŽŒPjÌXÒ¿øÔ¿ìäÞO’e ­SGÆNÇ
^CÙ&Øa õ@ÀERX{ÙSíÌÃ*>³kÎ ¬Ë)­aÕ àb̳c$&#0üxøb/(š®Ç}uùW€ ‚ig†
endstream
endobj
863 0 obj>stream
H‰´Wۊä6}ï¯Ðc7¬5º_BcèÛ@ôÛL›^fÃ2$äïS’J¶lËîه}hìv·tªN*ݜςprþ²bäü™¬Éæü×êæ þÈO)cŒ‡Ÿ¶LŸú>’¸ßÃç ÷ð̺p߆·‡†j£ Ü>¬êè:£Û„dL…S·ˆÂ»=îÓþŒ„=qDÜW%eiD²ºù•l·7? w¤m÷Gx¸?ïs/2.8eŽ(ã¨tL’ó3n¯æ‡`|¦aO†(­¨2v/´Ìtñ…&FM!_åRNÌs”äË|a£W¨“x6àrÀy‘:5FAñ +ªÙ´;ép½»mRUTÚ®mj#ª
²,15.?ÃÿiøÍÿóíïç_Æ¡ð!gW¹Å}ˆ^åÆá»ô¼Ž-©—sÓ‹ç6AZ4-Ғ•$Ö!e†D…¾`0Np‚›ðç CN¹ªÒÐv‰!(9m’ÚDMŠ ®ã¯‹bî¥ðŽø„ÊY–­ïRë±höI61Pª—R’1QK³¦¶[hÖ>»VñhÂ@q^±ÁK°Þý
ZS`È&G_JòhgÉiønu‘¤¡?Z¹`¸2ÖhA—eÛ °ÕÛ¬ÁV%Å˾•!¶&Ç´C”)éP>}Kó+ÙòĖ²ríÞۆ‹ ¿SÛÈm爣Ób‚Ï7•ŽYYøk½“Ü–ïß«™ã ácü0Fƒ¬™~ñ`ëà€ŠÜ¥Ðêð*Ðð†‹¤Àþ‚u=Wî%›0ÿ
«GTéd{1&Õ[çÛTJAO¡œ Œ¦låKšJ*‘/$éô±[ž%e²[¶¦4Ò]-ǪÏã•ëñôB•]Úl4òF:êÝÀ/£¡ˆ‘±„t#;uæR›˜ø¤SOdƨµ½Ì6.97ˆ *ýl3Äíc”³C30š²*8¹Êbš²éüP’PS äñdÂU%AêD,t+Y¨Z½_Õã*êí¢é¸Ùœ±‚o±0êf+&q›®Âb,jíX™ýì̜PÅt×~&¡‹Žç˜”` ˜[”.ä2’ûÁVÇuµ¾_WØÄ@ÊwjVƒÃPOap ­(jò ºþ%u¿täß¾}z雲¨¢êl úq¼áNSE¤B;½˜ëôòÚ©ÃyH-‰™ê|ê˜è™õُAÚÌyLÓMí ^$öí·ª5=g–Mií@6S
£é]é–÷Xû|xØäRm‘ؾëē”ëhBñj°ŽmžÝë-G¹ÅºÓãèÆFãŠÍãÊ瘸èxÍC‹36Jµ€óŬÈJVöýtÑñÍsøܔ‘h»ÅŸfí®ä³¡Ž-ÓI§ÄÙ¦^ô²JsþA
M}礈¡ð…m)£Ì®î‘I9QƓ¬H¦ìº|Ѻ»…üÁ›³›~âõµSÝÔ2žžàÙ¢g–Ó­@šJLò¶¸wÁÁUë]8Cy~}}”Ÿ^Èßÿ=oÜúOøöõ…l‚°úQ ”SÀSåóûo—^“‡Ë?—§×]{Þøõå卼~ ÏßáÙ¥€Â‚’Ü á©„(ô}ìóãקؔ”÷ëåó
Kó?ðŒc¾C¸qk;>·¥uu§œ¶‰§

žeR¢kyUõ^õõnGRì¯p±;QjŠÝ¿GL˜¾{¸º+‹ûò¶2%*nöϧoUÍÊ*BÊ}EÊût_U5-‹êëî׫ë5ý3X¬1ÂXhg×ÚTð(½Í¦’`*VËÝßW×Ã4£þ5°i˜$þ-®LgLƒ±þÚk†ç-7p¯à¢ö>ãL läœ3JÞղMÁEp#o–‡¾†0×~¬¬£Ö¹k뺳¦—f­§uHzó–uA…ý‰#uçB9[K0”,gŽ m¦‚w a•©q¦EŒ”VÒ%2paKêb£Hñ~ùi”‚wñ«lÛ/¨…ÿžÔÑÊ7‘ö –hóÐ1″à¿ä&㌰043Ûᔓ©ÙìÏUÍËÓCQÉò·ãóó«}|zº¯>¦·s¢{sÂÅ m[¸ IEf“ôu©¹Dœ‘¢&ˆpÍʐ+÷åQÄ_Pžqž8f6›§2iž¿¿*Užö/¯Åíñ°?N—2äÚÿËPMeèãþ5Áº¶àok;=ê9Ó¡Y15ÊC–½d*]¾NÁå±¢åKñÇ=¾èD9— -“ÄÌtbmßM”N³Afw±Asܸ²e-í_áÿ½ùï-‘9RÚd
³¶’ÄWR(‘$ÿùøãøæ»õô||»¯f“Méœsm#Ï°Õ¤ã!/§å’ó
®M%™ ´^ÖƃáÑjÂ÷P¢Žcáçàrx};]$Š’xUµ,·+ߟìÝñÅ}·ûïöîû«ýFêٚ: aí3æ6áÆk–b}yT&GýˆÔL–‘‰nìÀþ°ðTÔé¦FN‚‚K ‘¨c ¢dV·±XwX¬Ýœ¸FàQ¡šB)L·
{h²dËí±U€O,Qq3•~¿¾CÉîÍú´b‡”$EÝÂǶ.1%Û*=ÝR½Ðs{!ã Ý隻~G…ýÜõŸOp3LÊG¸y¼À†‹Ò!ãh°œdˆ„ž§Ã¸´µwt;™…mfåE‚/ºá‡ƒEYV8Ä
9¬~•@ ûßA¢c3«5ëجür%§žnD¢?qD qÞL¿•-&N{¾•ÉLäÇ*Üç€hä.Îû*h“;¸ø…¹eÿµÒyr†^ŸuI2.]þ:`¶É9iåGÜûœ1# 8 ªpڃ͸J©Ø„yh’£–Çq¯pą˜MŠÍta¢?£ONDüæàá¢ä&^»±²Â•Ò8óz
>˜@6UãÇô+ÕxìfÇ
á÷‚!µl˜/Ǥe””»$%}LNpä‰nŸ§c·‰maFŸ’>øà.:wÖj)xåu Tß׊†Î»q#Ã^JývŸYÞÐ jnN;FÞ¢âËþ||­ú^‘ò¯Š—°ÒòxÞÃñÅn¡ÄÂôe
ž›-û Œñ&NJF“£’ÏtrßÐ3q¨GOVÉ`žxæÝÞëÚ¾ ,+ì4tÛÍtÞ¹6z²}dºg4av˜î‘Þƾô· :ɨ]M}’­ÃÂ3´‹DJðÙæÕôøÊÕ^DzEVYå@¢Hëù…Î%«áÚÿæé·øO€ ¿€u
endstream
endobj
866 0 obj[/ICCBased 881 0 R]
endobj
867 0 obj>stream
H‰¤W[oÛ6~÷¯ °ˆhÞIm† ߂µ@€b5IQ¸^š:sÀnfäߏ—#‰’)¡íS´|.Ïù¾ÃÉzÍEëÏ#‚Ö[$± Ùåߣ×£É‚}„r‚ aÒ½–…•á(§˜J÷òíÔ~³”L™2—v­¤}^Fϋ2çîk»žÁ^ÏÚþ1´)?¬ßŽ&uDÞ¡
Ç:$˜ª‚£õ),ÞfèæxÂèÍñ~¬³Ã8çٍUö×ætØ};ÙÕ?¯½ÑNœ{«Î`
SÁ 
J.@Pé²o£C±¦g•B¬‚¡O³t™;$ $—¥ð[
K¹°ŸÂaÒÁÁûX1à›u[£Ú» ?ðå¥U5Vå,|jՃVÚ$õr{ž,ˆÝ” % „¼mÚìÉʯÍLËLZ
¦” J©&P¡!$¿’½«ËôVžO´Tƒ?ïeé‹aøüEp¨ Ád“tbÆB÷ÿÚ,Ù×¾%æþ}!_7Å+¡r¡žÃš–´jõyi¦!5ÿ¾J¥¤±zsŽuý{JˈLtséâX} „ó2 ?BA&nùª|øN7„ä—LWÈÁº!ªÇ´që«2®Ò9Kµç$Q­k:˜=K¢DY²RMý#Fy®­]vcÝܲ&×W½¥G1á‘céÜ·ŠæU-Õlh ͒Ž`úª¼…h—²°ä| ?*já£)ÄV5‚?†Ðᔣu”€ÒÐù“

U¤m@”ÛïwÿºÕýãåW[¿å³™ ˜fVëÑêfF“wh:Ü,Þ,Ó¨,çK»9_w›‚„¹É.$,ŒÕƒhaç*ŸÌ×QÆ}X󯅕1؞µ¯«ê½4{@I)Ù¨ªHqƒ¢­êšŽqšÁfÑTºk馶+¯êqò’ærPY’OF`ÉRŸ#m‚€†¤…c”¢¡‡»áébN†Öß#%öißraͱ˜š/¹ìãԖԵâ‘Ô-SD-ˆÑë^âÔo%#MqRîðÖ¬0Ãý£¸Ÿ›½Ûàþ ª¤ ˜…¸œ¸èEòîì^Ó{—ÙÜ×ÜmR#ap­Vfp&ñè¡£‘ãºmY`QuífÑ[F„÷Íô±4·êr3Ù,š– ãޚjr}ÿ¼94üj*~,Þ´=’Dè´=´)7RŠ6
¬«í”b›ÞfiÙØúíýî“ûˆÌëÀƒ{zÿXV÷çU™cNîvDØÖvûœ÷Dñïë›_.$°ž˜½ßF´çæþê°a¨©çíK3=€U—}L]SÔekÚó[Û>ve˜>`=i¼()’Þòªc9F&{6•ùûþD›–}iQëïµ2ï™Þ¢j¾4i
ý_zRÕzU˜ÌÎhÈÒ+æîÞjÐñ~ô¹5eUô({&B쬠†ªVˆ‚c®­îÇ=¡ßÒrCëá¥ç!C/ý”Á¶¡¼_UÜ#yÄ=©IDqðnJ}Æn‚V¶2›ÚÙ¤ÍUÑ5NëžætH©.{‡•~yw󟒝H ##·
‡Â™CñÀ³.ʜPpÏMv¿ƒ·Ìj„`FÇí…9‹ü:P8u èúO€ JPwØ
endstream
endobj
868 0 obj>
endobj
869 0 obj>stream
H‰¤WÛnÛH}×WèѪñÜ/…a –`(°@õÖE^ƒŠ¦íbÿ~93ÝU´î®kI„d5Ü~¨Võº»©6-4”P*˜ÿŒîDüì͖r-áŸÝ5Úß«Š—†ÁU]Æ׆•ÃÕîÞuXÃDÖ£R“C½ óþß> Kÿ¨ÍYçDؒõ³ó¢o˜?ÄàBTðLý3|?ÃõV•·ªˆ7Á_äÑ#¸’*~¶!æ¾ xÞÐo掹L˜ê8
o„5‘}™Ošæ‹´Ò9^‚“Æe”`Dj³Á¼ú¶C>†Å*S-òe°êrh’XU¬¹‰Ïíì×DšåÀ¹·ßHM4^È/4…}‚³8emc­=ê;-Í!ô ²k$~6af1½†(¾˜•óÄaᤋÔ5ޅ2Œ ŒÉŜóP¨Ò8VäQԌeiŶ¸À+Çnç1 ûZÖç¸Ô炤*ßò;3*+x%”µÙ@ù¢$%M@©ô¼Ä“~1BM*H²Ðæðdª·™ÊÌûNµÎ‰t¥
•|V—Ø)³iÅÆÀD^ö³:’‹Bàü”SWi IèÅeSî¸Óiè¥Ép˜¹½‘‘[+0«—èØUÇWm]m^»º¯·ÛÍ«ö¯C-h½ÛíþyûšÖ׏ð
ÖêÇëûjߍŒ30ÎãÛpga²Ùš G ɀyW½Y}Y7jõãÇ7y¹Ù„ëãW÷þúõîêfÝèÕÃÏïáï«uÃW·äöë/ÿ×Ǜ‡ŸþŠïnÉõƒ¿¹[»ÕFø;åÿãk¶Òþ†¬9‚ÝÝ®= )ºä•
΁ϐÀúûÇêSµùgœ¥Àiýy)¶¬´!Úp“Ìr°G…v%´3n KßååFâÐOÝêtƒþÇä!Uf¦Ž@ÐÜb£§¢ì’j–+ö‚»±¤ Ó“³;)Œž¹x„¯ÏȹsiŠé¡#ÁI‹rbtqÇÄêâŽ5i*3HTØÚb›JYÅÔ³¤i²îMB÷©ß‡CDáÏê’Î,JÈIê·i^e”¥ç¬å6#²£ÍÑúe+®†Ç6á}Øò›[Ô×´·NhOÒ}@ºmç8¯”l±4™Iᚩšð¤‘ÀÒÊ9lr`‚•º4dêkÒX”¿!ÒÒ.ò¥glMÏJqŠÀÁS_©üA«‚WÜpxHK(íg9‚`]qî ¿¾§ún±PÒ$ý¸èk-ôØߙø ä“ÖÎ/*
Û»]>•‹‡’˜
€ñ¾ž–Áð>&1»éÂхÃlëþ…Á¥EßWo9ÔØÂâëðç§Þ88–º1› í3åTâ)Ê9¶!fãiãÃäÄôÚþ¢L¦Êÿ”Üì(Oãsæ)å.­Âó™8″ܓ6Êi™

Источник

Два процесса – применение орудий и использование символов — ранее рассматривались в психологии как изолированные и независимые друг от друга.

На протяжении долгого времени в науке существовало мнение, что практическая интеллектуальная деятельность, связанная с употреблением орудий, не имеет существенного отношения к развитию знаковых, или символических, операций, например речи. В психологической литературе почти совсем не уделялось внимания вопросу о структурной и генетической связи этих двух функций.

Признание того факта, что начала практического интеллекта могут наблюдаться почти в полной мере в предчеловеческий и предречевой периоды, привело психологов к следующему предположению: употребление орудий, возникая как натуральная операция, остается таким же и у ребенка. Ряд авторов, изучающих практические операции у детей различного возраста, стремились с возможно большей точностью установить время, до которого поведение ребенка во всех отношениях напоминало поведение шимпанзе. Добавление речи у ребенка расценивалось этими авторами как нечто совершенно инородное, вторичное и не связанное с практическими операциями. Тенденция к изолированному изучению употребления орудий и символической активности достаточно укоренилась в работах авторов, занятых изучением естественной истории практического интеллекта; психологи, исследовавшие развитие символических процессов у ребенка, придерживались принципиально той же линии. Происхождение и развитие речи и любой другой символической деятельности рассматривалось как нечто не имеющее связи с практической деятельностью ребенка. Психологи, склонные изучать развитие символической деятельности не столько как естественную, сколько как духовную историю развития ребенка, часто относили возникновение этой формы деятельности за счет спонтанного открытия ребенком отношений между знаками и их значениями. Этот счастливый момент, по известному выражению В. Штерна, есть величайшее открытие в жизни ребенка. Оно происходит, по утверждению многих авторов, на грани 1-го и 2-го года жизни и рассматривается как результат сознательной деятельности ребенка. Проблема развития речи и других форм символической деятельности, таким образом, снималась, и дело представлялось чисто логическим процессом, который проецировался в раннее детство и содержал в себе в завершенной форме все ступени дальнейшего развития. Однако Л.С. Выготский не разделяет утверждения об «открытии» символической деятельности, «символическая деятельность ребенка не изобретается им и не заучивается»-утверждает он. «Знак возникает в процессе сложного развития – в полном смысле этого слова. В начале процесса стоит переходная смешанная форма, соединяющая в себе натуральное и культурное в поведении ребенка». Л.С Выготский Орудие и знак в развитии ребенка С.9

Читайте также:  Ребенок 1 год 1 месяц развитие вес

Функция называния не возникает путем однократного открытия, но также имеет свою естественную историю. То, что возникает к началу образования речи у ребенка, есть не открытие, что каждая вещь имеет свое имя, а новый способ обращения с вещами, а именно- их называние.

Из исследования символических речевых форм деятельности, с одной стороны, и практического интеллекта, с другой, в качестве изолированных явлений вытекало, что генетический анализ этих функций приводил к точке зрения на них как на процессы, имеющие абсолютно различные корни, и участие их в одной и той же деятельности считалось случайным фактом, не имеющим принципиального психологического значения.

Выготский утверждает, что изолированное изучение практического интеллекта и символической деятельности абсолютно неверно, видя в совокупности этих двух систем характерное для сложного поведения человека. В результате этого символическая деятельность начинает играть специфически организующую роль, проникая в процесс употребления орудий и обеспечивая появление принципиально новых форм поведения.

Употребление орудий ребенком напоминает орудийную деятельность обезьян только до тех пор, пока ребенок находится на доречевой стадии развития. Как только речь и применение символических знаков включаются в манипулирование, оно совершенно преобразуется, преодолевая прежние натуральные законы и создавая специфические человеческие формы употребления орудий. С того момента, как ребенок с помощью речи начинает овладевать ситуацией, предварительно овладев собственным поведением, возникает новая организация поведения, а также новые отношения со средой. Л.С. Выготский в своих экспериментах над ребенком, открывает, что ребенок не просто действует, пытаясь достичь цели, но одновременно говорит. Речь, как правило, возникает у ребенка спонтанно и длится почти непрерывно на протяжении всего эксперимента. Она проявляется с большим постоянством и усиливается всякий раз, когда ситуация становится более трудной и цель оказывается не столь легко достижимой. Попытки помешать ей или ни к чему не приводят, или останавливают действие, сковывая все поведение ребенка.

На основе экспериментов Л.С. Выготский выявил следующее, что речь ребенка неотъемлемая и внутренне необходимая часть процесса, она так же важна, как действие, для достижения цели. Чем более сложное действие требуется ситуацией и чем менее прямым становится путь решения, тем более важной становится роль речи в целом процессе. Иногда речь становится так важна, что без нее ребенок не способен завершить задачу.

Ребенок решает практическую задачу не только с помощью глаз и рук, но и с помощью речи. Более того, эгоцентрическая речь у ребенка усиливается в моменты возникновения трудностей, т.е. эгоцентрическая речь ребенка очень рано начинает выполнять функцию примитивного речевого мышления — мышления вслух. Эгоцентрическую речь у ребенка следует рассматривать как переходную форму между внешней и внутренней речью, выполняющую ту функцию, которую в развитом поведении взрослого выполняет внутренняя речь, т. е. интеллектуальную функцию. Речь помогает ему овладеть этим объектом посредством предварительной организации и планирования собственных действий и поведения. Те объекты, которые были вне сферы, доступной для практической деятельности, теперь благодаря речи становятся доступны для практической деятельности ребенка.

Благодаря планирующей функции речи, направленной на собственную деятельность, ребенок создает рядом со стимулами, доходящими до него из среды, другую серию вспомогательных стимулов, стоящих между ним и средой и направляющих его поведение. Созданный с помощью речи второй ряд стимулов поднимет поведение ребенка на более высокий уровень, оно обретает относительную свободу от непосредственно привлекающей ситуации, и импульсивные попытки преобразуются в планируемое, организованное поведение.

Читайте также:  Витамины для ребенка для развитие и роста ребенка

Речь, как вспомогательный стимул, выполняет специфическую функцию организации поведения. Она служит ребенку средством социального контакта с окружающими людьми, а также начинают использоваться как средство воздействия на самого себя, как средство автостимуляции, порождая таким образом новую, более высокую форму поведения. Операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, по необходимости носит в первое время характер внешней деятельности, т.е. знак вначале – внешний вспомогательный стимул, внешнее средство автостимуляции.

При вращивании, т.е. переходе функции внутрь, происходит сложнейшая трансформация всей ее структуры, ее характеризуют: 1) замещение функций, 2) изменение натуральных функций (элементарных процессов, лежащих в основе высшей функции и входящих в ее состав) 3) возникновение новых психологических функциональных систем (или системных функций), принимающих на себя то назначение в общей структуре поведения, которое ранее выполнялось частными функциями.

Если объединение практических и речевых операций у ребенка знаменует переход от низших форм поведения к низшим, то при распаде единства речи и действия обратное движение — переход человека от высших форм к более низким. Из изложенного следует вывод, что как в поведении ребенка, так и в поведении культурного взрослого человека практическое использование орудий и символические формы деятельности, связанные с речью, не являются двумя параллельными цепями реакций. Они образуют сложное психологическое единство, в котором символическая деятельность направлена на организацию практических операций путем создания стимулов второго порядка и путем планирования собственного поведения субъекта. В противовес высшим животным у человека возникает сложная функциональная связь между речью, употреблением орудий и натуральным зрительным полем.

Формирование сложного единства речи и практических операций есть продукт уходящего далеко вглубь процесса развития, в котором индивидуальная история субъекта тесно связана с его общественной историей.

Деятельность ребенка, владеющего речью, делится на две последовательные части: в первой проблема решается в речевом плане, с помощью речевого планирования, а во второй — в простой моторной реализации подготовленного решения. Таким образом, прямое манипулирование заменяется сложным психическим процессом, в котором внутренний план и создание намерений, отсроченных во времени, сами стимулируют свое развитие и реализацию.

По словам Выготского – «роль речи, выделенная нами как особый момент в организации практического поведения ребенка, является решающей для того, чтобы понять не только структуру поведения, но и его генезис: речь стоит в самом начале развития и становится его наиболее важным, решающим фактором.» Л.С Выготский Орудие и речь в развитии ребенка С. 20Ребенок, который говорит по мере решения практической задачи, связанной с употреблением орудия, и объединяет речь и действие в одну структуру, привносит, таким образом, социальный элемент в свое действие и определяет судьбу этого действия и будущий путь развития своего поведения. Этим поведение ребенка впервые переносится в совершенно новый план, оно начинает направляться новыми факторами и приводит к появлению социальных структур в его психической жизни, т.е. социализируется. С первых дней ребенка его приспособление к среде достигается социальными средствами через окружающих его людей. Путь от вещи к ребенку и от ребенка к вещи лежит через другого человека. Переход от биологического пути развития к социальному – кардинальный поворотный пункт истории поведения ребенка, который является главным детерминирующий фактором дальнейшего развития интеллекта.

Источник