Пренатальное развитие ребенка физическое развитие

Пренатальное развитие ребенка физическое развитие thumbnail

Пренатальное развитие ребенкаПренатальный период – это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка и его психики.

Темпы этих изменений поистине фантастические: через 30 часов после оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки, а к пятому дню эмбрион имеет уже более ста клеток и представляет собой полый шарик, заполненный жидкостью. После имплантации, которая происходит в начале второй недели, рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются: в две недели его тельце всего 2 мм, в три недели – 4 мм, в 4 – уже 8 мм, а к концу второго месяца достигает 8 см! Всего за полтора месяца из оплодотворенной яйцеклетки образуется крошечное существо, у которого уже есть зачатки всех внутренних и внешних органов и основные отделы мозга. К концу второго месяца внутриутробный ребенок уже вполне похож на человека: у него большая округлая голова с высоким выпуклым лбом, хорошо заметными глазами, носом, ртом. Ручки и ножки еще коротковаты по сравнению с телом, но уже имеют все пальчики. Если бы темпы роста во время беременности сохранялись такими же, как на втором месяце, но новорожденный весил бы около 14 тонн – вдвое больше крупного слона.

Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. Начиная с 22 недель ребенок может выжить вне организма матери, но только в специально организованных условиях (правда, еще не во всех странах есть возможность такие условия создать). К 20 неделям развиты и функционируют уже все органы чувств и произошел решительный поворот в строении мозга: теперь он уже отличается от мозга других высших приматов, наших ближайших родственников в животном мире, и развивается как мозг человека. Всю вторую половину внутриутробной жизни мозг активно развивается, ребенок осваивает богатую информацию, поступающую из своей ближайшей среды, и даже некоторые воздействия извне. Он, конечно, еще растет, хотя уже не так интенсивно, а в последние недели накапливает жирок и готовится к новой жизни. Посмотрим теперь, как происходит развитие психики ребенка до рождения.

В 22-23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать вестибулярный аппарат. Вестибулярная система в течение всего внутриутробного периода регулирует положение тела в околоплодной жидкости. Именно она «отвечает» за освоение ребенком еще до рождения ритма и стиля движений матери. Представьте себе, что вы плаваете в большом сосуде, который кто-то носит, поворачивает, потряхивает, сопровождая каждый тип движений звуками разной интонации, разным ритмом дыхания и другой информацией. Неудивительно, что после 9 месяцев такой «тренировки» малыш быстро успокаивается, когда его качают на руках.

Уже в 7,5 недель развивающийся ребенок чувствует прикосновение кожей лица, в 10 недель открывает рот, в 10,5 – сгибает пальцы, а в 11-12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. В этот же период возникают активные движения всего тела: ребенок плавает в плодном пузыре, прикасаясь к его стенке – изменяет траекторию движения. В 13 недель ребенок сосет пальчик, и все оставшиеся до рождения 6 месяцев (!) – это его постоянное занятие. Неудивительно, что после рождения самый лучший «успокоитель» – соска. Кроме пальчиков в утробе есть много других «игрушек» для развития тактильной чувствительности и движений: части своего тела, пуповина, а чуть позже, когда ребенок становится крупнее и располагается вплотную к стенкам матки, он может дотронуться и до них.

К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, – внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивны. Это шум крови в сосудах, стук сердца матери, движение внутренних жидкостей, перистальтика кишечника. Постоянный, никогда не смолкающий фон. Самые устойчивые по своим характеристикам – стук сердца и шум крови в сосудах, напоминающий морской прибой. Во второй половине своей «первой» жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в слегка измененном виде из-за окружающей жидкости и тканей материнского организма. Лучше всего он различает звуки в диапазоне от 20 до 5000 гц, которые соответствуют диапазону человеческого голоса.

Читайте также:  Для общего развития ребенка в возрасте 8 лет

Очень рано, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения. Также по-разному он выражает свои ощущения от разных звуков, прикосновений и других воздействий.

Последним развивается зрение – ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом. Но все же конкретной информации для глаз еще нет, поэтому развивается только светоощущение, а восприятие контура и другой зрительной информации – это задача следующего, внеутробного периода.

Вот такая интересная жизнь у нас до рождения. По количеству получаемой информации и интенсивности ее освоения – это, наверное, самый «богатый» период человеческой жизни: ведь все основные характеристики мира (звуки, твердость и мягкость поверхности, вкус, движение, появление и исчезновение стимуляции, ее ритм и т.д.) – уже освоены, и все органы чувств ребенка «умеют» с ними работать – есть, на что опереться после рождения.

Галина Филиппова

доктор психологических наук

https://mosparents.ru

Источник

методики пренатального развитияПренатальное развитие ребенка завораживает своей скоростью и глобальностью изменений. В этот ответственный период, который длится от момента оплодотворения яйцеклетки до родов, малыш из двух клеточек превращается в маленького человека. Мало кто знает, что пренатальное развитие – это не только закладка и развитие внутренних органов. Еще до рождения у ребенка в полной мере развиты слух, обоняние, вкусовые рецепторы, зрение и кожная чувствительность. Используя свои органы чувств, малыш получает информацию о мире, который находится за пределами матки, и старается максимально подготовиться к окружающим условиям.

Как появились методики пренатального развития

Ученые провели немало исследований в области пренатального развития ребенка, и вот результаты некоторых из них.

  • Дети, чьи мамы во время беременности испытывали голод по каким-то причинам, во взрослой жизни страдают ожирением. Организм запоминает ситуацию нехватки питательных веществ и транслирует ее на всю оставшуюся жизнь.
  • Дети запоминают предпочтения мамы в еде. Если мама во время беременности любила морковь, то дети после рождения предпочитают есть каши и соки с добавлением моркови.
  • С 16 недель ребенок слышит все, что происходит вокруг него. Конечно же, это голос мамы, стук ее сердца и шум от движения крови по сосудам. Громкие звуки окружающей среды также доходят до малыша, но реакция на них может быть разной. Так, при прослушивании классической музыки, детки успокаиваются, а на концертах рок-музыкантов «буянят» и больно толкаются. После рождения дети предпочитают голос того взрослого, чей голос они уже знают.
  • Дети, чьи мамы во время беременности пережили сильный стресс, рождаются с признаками посттравматического синдрома.
  • Эмоции, которые чувствует мама, переживает и ребенок, так как гормоны, которые вырабатываются у мамы, попадают к ребенку через пуповину. Ребенок готовится к тому, что когда он родится, ему предстоит испытывать те же эмоции. Если во время беременности к ребенку поступало много гормона счастья, то он ожидает, что окружающая среда безопасная и дружелюбная. Родившись, малыш будет спокойнее, расслабленнее, будет хорошо спать и есть. Если внутриутробно к малышу поступали гормоны стресса и страха, то при рождении он будет ожидать, что окружающий мир враждебный и опасный. Родившись, ребенок будет беспокойным, возбужденным, будет плохо спать и много плакать.

Зная все это, ученые задумались, как можно положительно повлиять на еще не родившегося малыша. Отсюда и берут начало различные методики пренатального развития ребенка, которые мы и рассмотрим.

Методика Томаса Верни

Томас Верни – ведущий мировой специалист в области пренатального развития.

Т. Верни говорит: «Ничто не дает ребенку более прочную основу в жизни, чем опыт быть любимым и желанным в утробе матери». Он также добавляет, что важной частью программы является мир и гармония в семье. Сама методика состоит из нескольких ключевых моментов.

Читайте также:  Методика раннего развития ребенка зайцева

Мама. Вся программа направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления мамы. Это делается для снижения поступления к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина.

Упражнения. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.

Звук. Томас Верни использует музыку в своих упражнениях, чтобы снять стресс с мамы и будущего малыша. По его исследованиям, оптимальным является прослушивание расслабляющей музыки в течении часа хотя бы 2 раза в неделю на протяжении всей беременности. С пятого месяца рекомендуется пение, разговоры с малышом и чтение для него вслух. Все это способствует развитию слуха малыша. А устойчивый пульс мамы означает для ребенка спокойствие, безопасность и любовь к нему.

Прикосновения. С шестого месяца к упражнениям добавляются прикосновения. Из-за глубокой связи между движением и эмоциями танец является отличным способом сообщить свои чувства малышу. Также рекомендуются массаж и поглаживания живота.

Эмоции. С семи месяцев ребенок становится восприимчив к своему внутреннему эмоциональному состоянию, и автор рекомендует общаться с малышом через мысли и мечты. А также учит дышать глубоко и ритмично, чтобы углубить психологическую связь со своим малышом.

Методика «Сонатал»

Методика «Сонатал» существует с 1984 года и разработана Михаилом Лазаревым, профессором, доктором медицинских наук. Это музыкальная методика пренатального развития ребенка, во многом она схожа по своей сути с методикой Томаса Верни. Методика «Сонатал» имеет разную направленность в зависимости от срока беременности.

1 триместр – биоритмы. Методика формирует биоритмы, по которым и будет жить малыш после рождения.

2 триместр – движения. Когда ребенок начинает шевелиться, добавляется двигательная активность мамы: танцы, движения в ритм музыке, похлопывания по животику.

3 триместр – «образовательный». Мамы читают малышам сказки, поют специально подобранные колыбельные, пестушки, детские песенки. Во время занятий мама может воздействовать на малыша звуком или изображать на животе геометрические фигуры. Также будущие мамы занимаются творчеством и дыхательной гимнастикой.

По мнению самого автора, эффективность методики основана на сохранении большего количества нейронов головного мозга малыша из-за постоянной стимуляции светом, звуком, движением и прикосновением. Подобное комплексное воздействие называется «матрица рождения». Она помогает ребенку до рождения услышать базовые звуки и связать их с событиями после рождения. Поэтому бросать занятия после рождения не желательно. Методика имеет послеродовое продолжение, созданы программы дошкольного и школьного развития ребенка. Таким образом, в настоящий момент методика «Сонатал» является цельной программой развития ребенка от зачатия до 18 лет.

За годы использования методики накопилось много положительных отзывов. Важно отметить, что эта методика одобрена Министерством здравоохранения России к повсеместному использованию.

Подробнее о методике «Сонатал» вы можете узнать из этого видео:

Методика «BabyPlus»

Методика Брента Логана, директора Перинатального института Вашингтона, США, состоит из 16 уроков, каждый из которых проигрывают два раза в день в течение нескольких дней. Уроки состоят из сердечных звуков, которые проигрываются малышу в течение часа и автоматически останавливаются. Ритм становится быстрее с каждым последующим уроком. Проигрыватель расположен на широком поясе, который крепится на животик будущей мамы.

Чему это упражнение может научить малыша? Сердцебиение матери является постоянным спутником ребенка, пока он находится в животе, а тут присоединяется еще один подобный звук, исходящий из внешнего мира. Этот звук становится знакомым, но затем пропадает. Ребенок учится различать эти звуки и замечает, что новый ритм увеличивается постепенно. Родители более 100 000 детей, прошедших программу «BabyPlus», отмечают спокойствие младенцев и хорошую концентрацию внимания после рождения.

Какую методику пренатального развития выбрать

Каждая из методик имеет последователей по всему миру. Исследования детей, с которыми проводились занятия по пренатальному развитию, показали следующие результаты. Они спокойнее, спят лучше, более внимательны к окружающей среде и обстановке, средние показатели их физического и эмоционального развития выше, чем у сверстников. Эти детки раньше начинают держать головку, сидеть и ходить, первые слова появляются уже на 9 месяце жизни. Их интеллектуальный уровень выше, чем у сверстников, в будущем они не страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Читайте также:  Комплексный дефект в развитии ребенка

Но самое главное, во время всех этих занятий у будущей мамы формируется доминанта материнства, она становится более внимательной к себе и будущему малышу, постоянно находится с ним в контакте. А это, в свою очередь, способствует легкой беременности, мягким родам и длительному грудному вскармливанию.

Любите своих малышей и счастливого вам материнства!

Автор: Виктория Сахно

Если вы задумываетесь, как развивать своего ребенка после рождения, вам помогут материалы из раздела Методики развития:

  • Методика М. Шичида
  • Методика Сузуки
  • Гении с пеленок. Методика Домана
  • Методика Сесиль Лупан
  • Методика Марии Монтессори

Также вы можете узнать о развитии ребенка после рождения по месяцам:

Понравилась публикация – поделитесь ей с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей!

Занимались ли вы пренатальным развитием малыша? Какие результаты вы получили? Поделитесь в комментариях!

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Наведите порядок в детской легко и с удовольствием с бесплатным аудиокурсом «Порядок в детской за 5 дней»!

Автор: Виктория Сахно

Все статьи автора

Увлеченная мама дочки Машеньки. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.

Предыдущие записи рубрики

  • Множественный интеллект и развитие детей
  • 10 мифов о ТРИЗ или ТРИЗ против мифов
  • Наша «методика» обучения чтению
  • Методики пренатального развития ребенка
  • Методики музыкального развития – собираем «сливки»

Источник

, . . . . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

1.

1.1

1.2

1.2.1

1.2.2

1.2.3

1.2.4

1.3

2.

2.1

2.2 –

2.3

3.

. , . 9 3 ? , ? ? ? ? ? , , ? .. ..

, . , , , , , . , .

, . , , , . . , . .

. – , – , , , . , , : , . – , .

, , – , . – – . , . : ? . .

.

: .

: .

, :

1. .

2. .

3. .

4. .

, , , , . .

1.

, . , . , , , . , .

1.1

. , 38-40 . () — . [15]

() – . 280 (10 ), . . [20]

3 :

;

();

.

2 . — . . – – , , . , , , .

, 50 % 70% . , 25 % , . . , . 300 . , . . 24 – 48 – ( , ). 48 , , 2 . , , 2 4 . . , 6- 100 . 23 23 , . , . 4 . . , – . , , . . – . , . . 2 .[17]

, 2- , . , , . 12-13 1,5-2 – . . 3 . , – .

:

1. .

2.

3. , , .

– . , -.

. , , . , , .

, , . , .

. -, , , , – . -, .

6 . 3 :

() – – , , , , ;

– – , , , ;

– – , , , .

4- , 2 , , , . . , 6 .[6]

, . . 7 9- . . 3- . . , , , , . – – , . . , .[6]

– , , , , .

, ( , ), . , , .[1]

1.2

– , , , .[13]

– .

, , , . . . , Homo sapiens, . , , , , , .[16]

, , . . , , , . , . , … , – , , . , , , , .[16]

– XYII , . – , , , . , , , , . , , , , .[14]

, , .

. . , , , . , – , , , , . , – . , . , , . , – , , .

, , , , , . , , , : , , , . , , – .[22]

, , , , . , . , . . , . , .[22]

, , , . , , , , . , , . , , . , , – , – , .

. . , . – , . . : ” , – “. , . , – . , , , .[22]

, , , , , , . , , , .

1.2.1

(, ) ; , , . , . , , . , . , . (), , .[2]

:

() – ( 2 ),

() – ( 6 ),

() – ( 30 – ).

. , , . , . , : , , , , (). , .

. , ( , – ) , . 6 2,5 . , , . . , , , . : , , , , – . – , . , , , . , ; . , . – ; . . – , : .[2]

, . – , / . . , , . . .

, 30 39- . 2,5 7,5 14 . 30 , – 700 . , , 51- , – 3,4 . 3 – 4,3 (2,4 – 4,7) . : 2,4 4,7 .[2]

, . . , , . , , ( ), . . , . () . 24- . ; .[13]

( ) – . ; 7 1,5 , 8- 200 . . . . , . 9- (). . , 1-2 , , : … , , . .[2]

1.2.2

, , , ( ) .[2]

, , .

. , , , . , , . , , , . , , … , , . , . . : , – . , . , , , . . , , . [1]

1982 (). . , – [1]

.. , , . , , . , , . , , . , . , .[5]

1. , .

2. : , , .

3. : , , .

4. , , , , , , , , () . – . , , .

5. ( – ) . , .

6. -.

, 50% 70% () . 25% 67% (). – , .[5]

.. , , , . , , .

1. , , .

2. , , , , .

3. , – , .

4. , , , , , , , , .

5. , , , , , , , , , .

6. , , , .[4]

, , . , , , , , , .

, . , – , , , – . : . , .

1.2.3

– , . , , , , , , .

, .

, :

,

,

, .[12]

: , , .

– , , , . , : – (, , ) , . : .

– . – , .

– ; , . , , , , , . .

, , , – , , .. .

, , . – ( . teras, teratos, , ). , , ; , , . . , . , , , .[3]

. , , . / , , .[9]

, , – , , .

, – , , , . 3- 5- , . 3- 6- , – 8- . 4- 7- , 8- . 4- 8-, – . – 4- 12-, – 20- . – 4- 12-, – .[8]

, , , , , , , , . 1956- – 1962- , , . 12 . , – . 34- 38- . 38- 47- . 40- 45- . 42- 47- …[21].

, , , , [21].

:

( ). , . , . , , . . , – , ; [22]

. – . , , . , . , . . , , . , . . , . 32% . , , , , – , , , , . , . , , , , .[22]

( , ). . , , . , . , , , , . . , . .[22]

, . , . , , . , , . ; , , ; … , – .

( ). , – , , .

, . : , , , , , . , , , , .

– . , , -, – -.

:

1) ;

2) ;

3) ;

4) , .

:

, ;

; , ;

;

;

, [14]

, 35 19 , , . , 10 , .[21]

, , . – – . – , : . : , , , , , , , , .

, , , . . – () ; . – – / . – () .

1.2.4

– , ( , , ). . . . , , , . , , , , , , . , , , .[2]

, , , , .

, , . , / . , , – – . , . . , .

— . – , — 65 . , , . — . , , .

2,5 , — 2, 1 . : . : , , 2- ; , — , , . . . . ; . : 8- , .[15]

  • . . . .

    [33,7 K], 16.01.2012

  • . . . . , .

    [1,2 M], 14.04.2019

  • . . II III .

    [23,7 K], 24.06.2010

  • . . . . , .

    [19,2 K], 14.08.2013

  • , . . . .

    [1,7 M], 08.12.2016

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник