Эстетическое развитие ребенка младшего школьного возраста

Эстетическое развитие ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Хрусталёва Л.И., воспитатель группы продлённого дня

ГБОУ школа №655 Приморского района

Санкт-Петербурга

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В современном обществе актуален вопрос развития эстетического воспитания и выбора методов совершенствования таких способностей у школьников, в коллективе, и индивидуально. Постоянно возрастает потребность в тех, кто творчески может подойти к различным задачам, может внести личный вклад и качественно решать возникающие проблемы, это обуславливает необходимость подготовки детей к быстрым темпам и условиям жизни.

Миссия новой современной школы заключается в том, чтобы формировать социально успешную эстетически развитую личность, на основе выявления каждым субъектом образовательного процесса своих уникальных смыслов жизнедеятельности и развития, а не следования готовым «престижным» социальным сценариям.

В современной школе каждый ребенок должен чувствовать себя личностью, ощущать интерес и внимание учителя (воспитателя) к себе лично. Поэтому так важно взаимодействие учителя и воспитателя ГПД в начальной школе.

Школа, где процесс обучения и воспитания соответствует особенностям развития и  умениям  каждого нового поколения, а также гарантирует освоение в будущем новых профессий.
Новая школа-школа, в которой используют самые новые технологии, новые методики, технологии. Основная задача- связать все предметы между собой для того, чтобы ребенок понял для чего ему необходим тот или иной предмет. Это будет влиять на качество обучения.

Задача “школы для каждого” состоит в том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя личностью, всегда знал к кому обратиться со своей проблемой и всегда знал, что ему обязательно помогут. Будь то учитель на уроке или воспитатель в группе продлённого дня.

Средствами эстетического воспитания школьников являются сама жизнь, учебная деятельность, игры, художественно-творческие виды деятельности, красота родного края, природы, литература, театр, музеи, общественная деятельность человека. Психологической основой воспитания выступает чувство удовлетворения деятельностью и наслаждение. Эстетическое воспитание происходит в общении посредством красоты слова, действий, жестов, ритма, гармонии. Целью и средством воспитания является речь человека, её культура, речь должна быть образная, точная, продуманная, плавная.

Эстетическое воспитание учащихся проводится на таких предметах как русский язык, музыка, изобразительное искусство, на занятиях с воспитателем в группе продлённого дня.

Основной задачей учителя начальных классов и воспитателя должно быть взаимодействие в вопросах как урочной, так и внеурочной деятельности школьников, поддержание высокого уровня работоспособности, физическое и нравственно-эстетическое развитие учеников.

Задача воспитателя должна быть в организации мероприятий, полезных и увлекательных для учеников, направленных на эстетическое развитие, совершенствованию интеллекта.

Эстетическое воспитание предполагает развитые творческие способности, потребность эстетического освоения действительности, жизни, отношений к людям. Эстетически воспитанная личность характеризуется чутким, трепетным отношением к красоте природы, потребностью её оберегать, сохранять. Уважать культуру своего народа, а также к традиции других народов. Учитель должен принимать во внимание склонности и интересы учеников, их индивидуальные особенности, способствовать успешному выполнению любой возникающей задачи (самостоятельность, личная подготовка и развитие в различных видах деятельности).

Учитель должен быть готов для работы по эстетическому воспитанию учащихся на уроках. Он сосредотачивает свои усилия на отборе содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые учащиеся должны приобрести или углубить во время самоподготовки в группе продлённого дня, а воспитатель – на отборе целесообразных для этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой, творческие работы).

Источником эстетического развития личности, средств эстетического воспитания является педагогический процесс. Фактором эстетического развития личности выступает красота отношений участников педагогического процесса. Эстетическое воспитание тесно переплетается с нравственным воспитанием. Результатом становится отзывчивость, чуткость, доброта, внимание к человеку, способность к сопереживанию, к умению выслушать, прийти на помощь и пр. Учитель организует, направляет, контролирует в основном учебную деятельность, а воспитатель занимается организацией коллективного воспитания и досуга.

Эстетическое развитие младших школьников в группе продленного дня – самая основная грань проблемы преемственности в работе учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к эстетическому воспитанию.

Доминирующей функцией эстетического развития является воспитательная функция. Именно воспитание определяет позицию педагога в этой форме работы с детьми, все содержание их совместной деятельности и общения, всю методику педагогического воздействия. Эстетическое развитие несет в себе активное воспитательное начало: мотивы поведения детей, их волю, терпение, аккуратность, умение самостоятельно принимать решения и контролировать себя.

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В “Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года”, “Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12летней школе), “Федеральных Государственных Образовательных Стандартах”. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др. Делается акцент на развитие эстетического развития учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. И конечно, в этом не малая роль принадлежит взаимодействию учителя воспитателя группы продлённого дня в начальных классах.

Литература:

  1. Ежеленко В. Б. Новая педагогика массовой школы. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. – С. 169-173

Источник

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Как известно, эстетическое формирование личности начинается уже с раннего детства. Духовное богатство взрослого человека напрямую зависит от уровня эстетической воспитанности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Период дошкольного и младшего школьного детства является решающим в эстетическом воспитании и формировании нравственно-эстетического отношения к жизни, данный феномен описан в трудах Б.Т. Лихачева. Автор утверждает, что в этом возрасте осуществляется формирование отношения к миру, которые затем, превращаются в свойства личности. Нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем детстве и сохраняются на протяжении всей жизни.

В школе эстетическое воспитание начинается в процессе изучения языка, литературных, музыкальных, художественных произведений, в результате знакомства с окружающим миром. Главное направление этой работы практическое ознакомление учащихся с различными видами искусства. Приучении школьников к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. Пример учителя и его художественная подготовка играет большую роль. Ребенку необходимо владеть приемами письменной речи, умением красиво писать или описывать предметы или явления окружающей действительности. Владеть выразительностью эмоций и красотой устной речи, уметь читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Подготовка педагога и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству.

Очень трудно научить взрослого человека доверять, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть добрым, если в детстве не научился сочувствовать, не испытывал радости от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.

Именно дошкольный и младший школьный возраст является основой всего дальнейшего воспитания личности человека. С переходом в школу у ребенка появляется новый вид деятельности – учеба. Главным человеком и образцом для подражания теперь становится учитель. Все дальнейшее обучение и воспитание зависит от педагогической помощи в преодолении младшими школьниками первых, трудных шагов. Учитель помогает детям познать мир, нормы поведения в обществе. Мнение учителя, его интересы копируются детьми. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.

Другая особенность эстетического воспитания у младших школьников связана с изменениями и формированием познавательных процессов.

Суть процесса формирования эстетических идеалов у детей младшего школьного возраста заключается в учете возрастных особенностей при формировании представлений об обществе, человеке, межличностных отношений. Это необходимо делать в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме, так отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев.

Воспитание художественного восприятия у младших школьников имеет существенное значение при сравнении и изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин. Побуждение к оценке произведений вызвано наличием собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

Читайте также:  Моторное развитие грудного ребенка

В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин. Особое значение имеют показы красот родной природы. Одним из лучших воспитателей называл природу К.Д. Ушинский. « А воля, а простор, природа… а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, — писал он, ─ разве не были нашими воспитателями? …Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога… ». С целью ознакомления учащихся с красотой родной природы проводятся экологические экскурсии, а также наблюдения за сезонными изменениями окружающего ландшафта, ведение календарей погоды, создание гербариев из местных растений. Для знакомства с художественным рядом проводят картинные галереи, вставки, посвящая их животному и растительному миру. Вместе с тем воспитывается любовь к родной природе и ее охране. С этой целью организуются школьные клубы и кружки: «Друзья природы», «Зеленый патруль», акции «В защиту леса» и другое. Все это еще раз доказывает необходимость эстетического воспитания учащихся, начиная с начальной школы, где оно должно занимать одно из первых мест.

В последующих классах необходимо продолжать укреплять эстетические потребности детей, стремление к восприятию прекрасного на более высоком уровне.

Возрастные особенности эстетического развития связаны с чувствительностью учащихся к определенным воздействиям (сензитивностью). Последовательность этих воздействий от младшего школьного возраста к старшему может быть примерно выражена так: цвет; отдельные предметы, цветы, животные; виды природы; предметы искусства; человек.

Изменяющиеся школьные ситуации побуждает к осмыслению и целенаправленности его художественной деятельности. Однако его интересы продолжают оставаться кратковременными, поверхностными и разбросанными. При восприятии картины младший школьник обращает внимание, прежде всего на изображенное, на ней событие. Его внимание начинают привлекать детали картины. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Внимание младшего школьника неустойчиво, его утомляет длительное восприятие произведений искусства, и даже занятие искусством. Вместе с тем его

молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога…».

Младший школьный возраст связан с изменениями мотивационной сферы. В этом возрасте осознаются и дифференцируются мотивы отношений детей к искусству и красоте окружающей его действительности. Д.Б. Лихачев отмечает, что к познавательному стимулу добавляется осознанный мотив.

Это проявляется в разном отношении ребят к искусству и действительности. Одни получают удовольствие от чтения книг, прослушивания музыки, рисования или же просмотра фильмов. Для них это интересно, но они еще не догадываются, что в этом и заключается эстетическое отношение. В них уже сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Влечение к духовному общению с искусством постепенно переходит в потребность. Другие общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически, получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого интереса, не постигая суть, а лишь с целью получения общих представлений его содержания. Иногда, читают, слушают, или смотрят из соображений престижа. Подлинно эстетическое отношение формируется лишь в случае осведомленности учителя в истинных отношениях детей к искусству.

Эмоционально-психическое состояние создаваемое красотой природы и окружающими людьми возбуждает интерес к жизни, обостряет психические процессы. Раннее детство связано с насыщенной, эмоциональной жизнь. Сильные эмоциональные переживания сохраняются в памяти и часто вызывают мотивы поведения. Способствуют формированию убеждений, навыков и привычек поведения. Работа Н.И. Киященко четко подчеркивает, что эмоциональное отношение ребенка к миру, важнейший путь формирования детского сознания, его углубления и расширения, конструирование и укрепление. Критерием действительности эстетического воспитания, по его мнению, являются эмоциональная реакция и состояние ребенка.

« В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли ».

Ведущая форма знакомства с эстетическим идеалом для дошкольника и младшего школьника служит детская литература и мультипликация.

Герои книг, мультфильмов и кино, независимо от их фантастического образа наделены человеческими качествами. Они являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. Это говорит о формировании идеала как части мировоззрения, позволяющего ребенку войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально – образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках.

Читайте также:  Проблемы развития творческой личности ребенка

Таким образом, младший школьный возраст идеально подходит для эстетического воспитания. В этом возрасте главную роль в жизни ученика играет учитель, как идеальный объект для подражания. Используя это, опытный педагог способен заложить прочный фундамент в эстетическом развитии личности, мировоззрение. Этот возраст особенно подходит для формирования отношения ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Источник



В статье представлены результаты исследования педагогических условий для художественно-эстетического развития учеников начальной школы.

Ключевые слова: начальная школа, учебная деятельность, художественно-эстетическое развитие.

The article presents the results of the research of artistic development in primary school.

Key words: artistic development, primary school, training activities.

Начальной школе принадлежит важная роль в художественно-эстетическом развитии школьников. Она призвана вооружить их не только учебными знаниями, умениями и навыками, но и сформировать основы художественно-эстетической культуры, эстетического сознания, потребностей и предпочтений. На основе анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих сферу начального образования в нашей стране, установлено, что задача художественно-эстетического развития детей является наиболее актуальной в массовой практике общественного воспитания. Содержание, цели такого развития обусловлены историческими и культурными особенностями общества, его актуальным состоянием, тенденциями общественного развития, глобальными мировыми процессами. В Программе развития воспитательной компоненты образовательной организации для учителя предусмотрен комплекс мер в сфере культуротворческого и эстетического воспитания: организация деятельности творческих объединений, проведение творческих конкурсов;

развитие эстетического воспитания;

создание условий для посещения экскурсий, организации встреч с известными людьми, приглашении гостей, которые могут поделиться с детьми своими навыками, умениями и опытом.

Обозначено особое направление: культуротворческое и эстетическое воспитание — формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры; формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей; формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

Анализ научно-методической литературы по проблеме художественно-эстетического развития младших школьников позволил установить сущность художественно-эстетического развития. По мнению А. И. Герцена и Н. П. Огарева, художественно-эстетическое развитие — это процесс целенаправленного воздействия, который формирует способность воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

По словам Т. С. Комаровой, художественно-эстетическое развитие способствует формированию эстетических вкусов и нравственных идеалов младших школьников. Показателем успешного художественно-эстетического развития младших школьников М. М. Рукавицин считал всесторонне развитую личность — то есть образованную, прогрессивную, обладающую умением трудиться и желанием творить. К средствам художественно-эстетического развития Б. Т. Лихачев относил создание определенного резерва элементарных эстетических знаний и впечатлений, необходимых для интереса к значимым предметам и явлениям в жизни детей. Н. И. Киященко и Г. С. Лабковская подтверждали тот факт, что педагог должен умело подбирать по соответствующим художественно-эстетическому развитию параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать представлениям о красоте не только в глазах учителя, но и детей, а также общества в целом.

Изучив особенности художественно-эстетического развития в младшем школьном возрасте, мы отмечаем, что существенные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Школа, а, вместе с ней, — учителя, являются неотъемлемой и важной частью художественно-эстетического развития, так как в этом возрасте ребенок видит в них авторитет. Так как формирующиеся художественно-эстетические идеалы в процессе своего развития могут претерпевать изменения, следует учитывать, что содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, отношениях между людьми должны быть устойчивыми на каждом этапе постепенного взросления младшего школьника. В младшем школьном возрасте сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, что существенно облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.

Приступая к анализу педагогических условий развития и формирования эстетических качеств личности младшего школьника, мы организовали самостоятельное исследование, в котором изучили когнитивный, эмоционально-побудительный и деятельностно-поведенческий показатель уровня художественно-эстетического развития учащихся начальных классов.

Исследование показало, что при первом измерении уровня художественно-эстетического развития в классе показатели эмоционально-побудительного компонента были выражены лучше, чем когнитивный и деятельностно-поведенческий. Эмоциональная восприимчивость свойственна детям младшего школьного возраста, что дает нам высокую оценку эмоционально-побудительного компонента, в то время, как критерии когнитивной компоненты художественно-эстетического развития могут быть низкими в связи с недавним приходом детей в школу, а также началом их знакомства с предметом (рис. 1).

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка в труде

Эстетическое развитие ребенка младшего школьного возраста

Рис. 1.

Путем разработки и апробации комплекса методов и средств, среди которых — беседа, наблюдение, анализ данных независимой экспертной оценки, а также организация дополнительных мероприятий, включенных в учебный процесс, нам удалось повысить показатели художественно-эстетического развития младших школьников.

Исследование показало, что познавательный интерес к литературному чтению школьников возрос, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания (табл.№ 2). Кроме самих произведений литературного чтения, стремление создавать и наблюдать красоту вокруг себя обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то литературное или художественное произведение. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования развитой в художественно-эстетическом направлении личности.

Действительно, намеченный план мероприятий, используемый в нашем учебно-воспитательном процессе, оказался эффективным средством художественно-эстетического развития младших школьников.

Таким образом, средства и формы художественно-эстетического развития оказались весьма разнообразными, начиная от навыка чтения и заканчивая созданием собственной книги. Искусство слова и его красота являются наиболее ярким показателем развития младшего школьника, и поэтому играет ведущую роль в художественно-эстетическом развитии.

Эстетическое развитие ребенка младшего школьного возраста

Рис. 2.

Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о том, что художественно-эстетическое развитие младших будет эффективно, если:

‒ определены приоритетные направления реализации художественно-эстетического развития младших школьников путем общения детей с произведениями литературного чтения;

‒ использование дидактических средств будут соответствовать возрасту и этапам формирования эстетической культуры младших школьников;

‒ организована творческая деятельность на уроках литературного чтения, ориентированная на овладение эстетическими знаниями, навыками культурного поведения, общения и взаимодействия друг с другом.

Хотелось бы отметить, что для обеспечения художественно-эстетического развития мы познакомили детей с элементарными эстетическими понятиями, на которые они могли опереться в дальнейшем при формировании собственной эстетической оценки значимых предметов и явлений. Более того, мы были заинтересованы в получении детьми знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей, и поэтому в течение всего учебного процесса проводили и посещали уроки по другим предметам.

Для использования дидактических средств, соответствующих возрасту и этапам формирования эстетической культуры младших школьников, нам помогла имеющаяся рабочая программа к урокам литературного чтения УМК «Перспектива». Более того, для постепенного повышения уровня художественно-эстетического развития нами были отобраны произведения разного жанра. Это помогало детям в формировании умения мыслить аналитически, а не поверхностно. При знакомстве с «прекрасным» на уроках, мы научили детей любоваться красотой слов, умением авторов излагать мысли в стихотворной форме, а также анализировать и рассуждать о смысле прочитанной в учебнике пословицы или поговорки и подводить итоги о прочитанном.

Творческая деятельность, направленная на овладение эстетическими знаниями, навыками культурного поведения, общения и взаимодействия друг с другом была организована путем проведения вышеуказанных мероприятий, а также непосредственного включения творческого труда на уроках.

Поставленная перед нами цель, заключавшаяся в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий и средств, направленных на успешное художественно-эстетическое развитие младших школьников, достигнута. Педагогическими условиями выступили: проведение диагностики класса методами наблюдения и беседы, составление экспертной оценки, измерение уровня художественно-эстетического развития 1 «М» класса в начале и конце нашего исследования. А средствами, направленными на художественно-эстетическое развитие, стали проведенные нами уроки литературного чтения, а также запланированные мероприятия, подробно описанные во второй главе нашего исследования.

Подтвержденная гипотеза и достигнутая цель способствовали решению основных задач, а именно:

1) нами был выполнен анализ литературы по проблеме художественно-эстетического воспитания;

2) мы изучили особенности художественно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте;

3) провели анализ педагогических условий развития и формирования эстетических качеств личности младшего школьника на уроках.

Таким образом, нашу работу можно считать успешно организованной и завершенной, а результаты эксперимента — грамотно сформулированными.

Литература:

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова. Литературное чтение: самое великое чудо на свете. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
  2. Лабковская Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. — М.: Просвещение, 1983 (304 тр
  3. Лихачев Б. Т. Педагогика, курс лекций. — М.: Юрайт, 2000. — 607 с.
  4. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985.
  5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Российская академия наук, 1999.
  6. Печко Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека. — М., 1991.
  7. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. — М.: Советская педагогика, 1976.
  8. Шевченко М. Н. Литературная игра как средство привлечения к чтению учеников младшего и среднего возраста общеобразовательной школы // Школьная б-ка. — 2011. — № 5. — 243 c.

Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое развитие, литературное чтение, младший школьник, младший школьный возраст, начальная школа, школьник, эстетическое воспитание, культурное поведение, творческая деятельность, успешное художественно-эстетическое развитие.

Источник