Воспитание и развитие ребенка в труде

Воспитание и развитие ребенка в труде thumbnail

Для полноценного развития ребёнка очень важно уделять внимание трудовому воспитанию детей с самых ранних лет, когда малыши открыты ко всему новому, учатся доброте, любви и уважению. В период детского сада и школы воспитатели и учителя помогают детям приобрести трудовые навыки, но трудовое воспитание начинается в семье, и именно родители играют огромную роль в формировании трудолюбия. 

Многие малыши сами проявляют интерес к труду, с большой охотой выполняют поручения старших. Таким образом, у детей развивается чувство долга, любовь к труду, воспитывается характер, а трудовые навыки приобретаются быстро.

Правильное трудовое воспитание дошкольников в семье-залог благополучной жизни в дальнейшем

средства друдового воспитания дошкольников

Задачи и цели трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей начинается с дошкольного возраста, когда малыши копируют взрослых, с большим желанием подражают им. Главное, не упустить этот момент, поощрять любое стремление ребёнка, а также заинтересовывать его для дальнейшей деятельности. Главной целью трудового воспитания дошкольника является формирование трепетного отношения к труду, а также понимание о взрослом труде.

Основные задачи трудового воспитания:

  1. Показать ребёнку, насколько важна трудовая деятельность в жизни, сформировать правильное представление о труде взрослых
  2. Обучить необходимым навыкам для трудовой деятельности
  3. Сформировать бережное отношение к труду
  4. Задачи, которые помогают воспитать такие качества, как ответственность, трудолюбие, заботливость

Значение труда для развития личности

Многие мамы и папы недооценивают детский труд, объясняя это тем, что их ребёнок ещё успеет наработаться в более старшем возрасте. Однако, как уже известно, трудовые навыки начинают формироваться именно с ранних лет. 

Трудовая деятельность способствует развитию выносливости, терпения, ответственности, силы воли, а также развивается самостоятельность у ребенка и стремление добиваться определённых целей и задач. 

Дошкольник начинает осознавать, что труд помимо радости, может доставлять ещё и не мало хлоп, связанных со сложной, утомительной и скучной работой.

Помогая родителям в бытовых вопросах (помыть пол, посуду), ребёнок учится понимать, что если такую работу сделать не очень качественно и аккуратно, то навряд ли это кому-то понравится. Выполняя поручения взрослых, малыш показывает любовь к близким людям.

Если попросить ребёнка починить игрушку, это вовсе не означает, что нужно прибегать к каким-то конкретным механическим действиям. Такая работа формирует развитие инициативности, памяти, фантазии, малыш стремиться отыскать способ решения проблемы. Также, работая с маленьким деталями, у ребёнка развивается мелкая моторика, что в свою очередь очень полезно для речи и интеллекта.

задачи трудового воспитания

Формы и виды трудового воспитания

Трудовое воспитание дошкольников в семье помогает в физическом и нравственном развитии. Осваивая трудовые навыки, дети начинают становится уверенней. Труд развивает чувство дисциплины.

Разновидности трудовой деятельности зависят от поставленных целей и задач труда. Наблюдая за взрослыми, малыши учатся труду и определенным способностям. 

Виды трудового воспитания

Самообслуживание

Такой навык необходимо формировать у ребёнка с раннего возраста. Но из-за особенностей маленького организма, малышам ещё не в силах совершать различные действия: пальчики не слушаются, не запоминается последовательность действий, неспособность управлять собственной волей. В этот период взрослым необходимо набраться терпения и спокойствия, быть благосклонным к малышу. Только так можно добиться от ребёнка положительной реакции для выполнения таких действий, как чистить самостоятельно зубы, одеваться, заправлять кровать, убирать игрушки.

Для того, чтобы малыш быстро освоил навыки самообслуживания, нужно:

  • Постоянно совершать эти действия
  • Следить за выполнением трудовых процессов
  • Учить малыша аккуратности, чистоте, опрятности 

По мере взросления добавлять новые обязанности по самообслуживанию. Например, для школьника младших классов — совместно подготовить школьную одежду к завтрашнему дню, затем позволить ребёнку делать это самостоятельно, контролируя процесс.

Хозяйственно-бытовой труд

Детям дошкольного возраста нужно приобретать навыки хозяйственного труда. Малышу можно поручить такие простые задания, как протирание пыли, стола, уборка игрушек. В детском саду действуют подобные методы трудовой деятельности: во время дежурства малыши накрывают на стол, ухаживают за растениями, вытирают полочки. За каждые действия ребёнка необходимо хвалить, поощрять, даже если результат выполненной работы не совсем удовлетворительный. Взрослые контролируют все действия и при необходимости поправляют ребёнка, тем самым показывают, как правильно выполнять ту или иную работу. Ругать малышей запрещено, только так можно достичь цели трудового воспитания.

trudovoe vospitanie detej doshkol'nogo vozrasta

Труд в природе 

Развитие трудовых способностей в природе — это отличный способ познать все великолепие и красоту окружающей среды, развивать такой навык, как наблюдательность и учиться оттачивать свои действия. Задача такого вида воспитания — развить выносливость, волевые качества. 

Детям можно поручить кормление птиц, рыб, уход за цветами. Если в группе есть живой уголок, то малыши могут ухаживать за животными. Дома детям можно поручать такие же обязанности. Ещё один интересный способ — выращивание зелени на подоконнике (лук, укроп, петрушка). Малышам с охотой будут наблюдать за ростом таких растений и ухаживать за ними.

Средства и методы трудового воспитания

Ручной труд

Ручной труд подразумевает работу руками. Дети дошкольного возраста выполняют поделки, используя различные материалы. Ручной труд способствует развитию таких качеств, как терпение, усидчивость, эстетический вкус. Здесь, как и в любом другом виде трудовой деятельности, малышу важно получать похвалу со стороны взрослых, чтобы поддерживать интерес к данной деятельности.

Формы трудового воспитания

Выделяют три основные формы трудового воспитания:

  1. Поручения. Это индивидуальные задания, которые поручают ребёнку родители или воспитатели в детском саду. Здесь учитываются особенности малыша, его опыт. Выполняя задания, ребёнок развивает чувство ответственности. 
  2. Дежурства. Такая форма трудовой деятельности направлена на то, чтобы ребёнок выполнял задания по обслуживанию коллектива (например, накрыть на стол). Это учит малыша заботе о других, быть ответственным перед коллективом.
  3. Коллективный труд. Такая форма труда более присуща для деток постарше: взрослые дают общее задание, которое необходимо выполнить за определенный период времени. Дети учатся работать в коллективе, договариваться.

Методы и средства трудового воспитания

С ранних лет дети познают окружающий мир, цель родителей — оказать в этом помощь, обучая несложным самостоятельным действиям. 

Читайте также:  Методика развития ребенка кузнецов

Трудовое воспитание детей раннего возраста осуществляется с помощью средств:

  • Собственная деятельность. С помощью такого средства малыши учатся и приобретают определённые навыки, достигают цели и получают результаты. Также у них развивается трудолюбие, дисциплина. 
  • Ознакомление с трудом взрослых. Такое средство помогает ребёнку узнать о трудовой деятельности других людей, об общественной значимости, формирует правильное отношение к труду.
  • Художественные средства. Сюда относятся различные виды искусства: музыка, живопись и т.д. Безусловно, нельзя обучиться труду, слушая сказку или музыкальные произведения. Однако, это помогает заинтересовать ребёнка. В большинстве рассказов и сказках главные герои всегда трудолюбивы, помогают нуждающимся, и в итоге получают любовь, признание. Малыш может испытать такие эмоции, благодаря которым ему захочется быть похожим на того, кто выполняет трудовую деятельность и не боится труда.

К основным методам трудового воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Метод эмоционального настроения: использование музыкальных произведений, обсуждение трудовой деятельности и результатов
  • Словесный метод: обсуждения, рассуждения о ходе труда, способах его выполнения, оценка
  • Метод наглядности: показываются и демонстрируются нюансы трудовой деятельности
  • Практические задания — труд, который выполняется непосредственно самим ребёнком

Особенности трудового воспитания в семье

  • Родители должны показывать достойный пример. Если мама и папа постоянно спорят, кто сегодня пойдёт выносить мусор или моет посуду, то и малыша будет сложно приучить к трудолюбию
  • Трудовое воспитание должно начинается с ранних лет. Обычно, детям не нравится убирать за собой игрушки. В этом случае, делайте это вместе. У всех игрушек должно быть своё место: книги на полке, мягкие игрушки в корзине
  • Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не препятствуйте. Даже если ребёнок плохо помыл тарелку или слишком медленно одевается. Наберитесь терпением, а также поручите крохе определенные простые обязанности
  • Хвалите ребёнка за любое сделанное дело. Малышам очень важно понимать, что они молодцы. Восхищение родителей-лучшая награда
  • Не нужно заставлять ребёнка заниматься трудовой деятельностью. Лучший вариант — совместная трудовая работа. Превратите обыкновенную уборку в игру, соревнование
  • Доверьте малышу регулярные обязанности, согласно его возрасту: кормление домашних животных, уход за цветами. Так ребёнок будет понимать, что его труд очень важен в семье
  • Малышу необходимо понимать результат своих действий. Объясняйте ему, для чего он выполняет тот или иной труд: если не кормить рыбок, то они погибнут, а цветы без воды завянут
  • Какие-то поручения могут быть не понятны ребёнку, поэтому взрослым нужно показать малышу, как именно выполнять работу. Вероятно, потребуется некоторое время, чтобы ребёнок понял. Запасайтесь терпением и повторяйте столько раз, сколько потребуется
  • Контролируйте малыша. Если ребёнок выполнил работу не качественно, а родители потом за него доделывают или переделывают, то в дальнейшем малыш будет отлынивать от выполнения поручений, зная, что за него и так все сделают

Воспитание трудолюбия у детей раннего возраста

Для достижения успехов в жизни человек должен быть трудолюбивым. Природа не заложила в нас такое качество, поэтому любовь к труду необходимо развивать. Основной задачей трудового воспитания дошкольников — научить трудолюбию, быть ответственным за выполняемое задание. 

Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста начинается с самообслуживания, либо выполняя несложные поручения родителей в быту. Дети более старшего возраста выполняют учебный труд и общественный. Чем раньше родители начнут приобщать малышей к домашнему труду, тем легче им будет справляться со своими трудовыми обязанностями дальше.

Трудовое и физическое воспитание

У каждого малыша, как и у любого человека, есть свои определенные интересы к какой-то деятельности. И если не обращать внимание на такой интерес и стремление крохи, не заниматься дальнейшем развитием, то эта заинтересованность может и вовсе исчезнуть. Маме и папе важно поддерживать ребёнка, а также добавлять что-то новое, что будет помогать развитию трудолюбия. Совмещайте приятное с полезным в форме игры, и малышу трудовая деятельность будет даваться легко, он будет заинтересован в помощи не только себе, но и окружающим. 

Малыши очень любят подражать взрослым, этот момент важно не упустить. Позволяйте крохе помогать вам в простых семейных делах: убрать игрушки на место, протереть стол, помыть за собой чашку и так далее. Позволяйте ребёнку быть самостоятельным, особенно, если он сам этого хочет.

Не забывайте про отдых, он необходим маленькому человеку. В промежутках между трудовой деятельностью позволяйте ребёнку заниматься тем, что ему нравится.

Трудовое воспитание девочек

Девочек необходимо привлекать к домашнему труду: учить убираться по дому, стирать, готовить простые блюда, накрывать на стол. Такая деятельность должна быть ненавязчивой и правильно организованной, чтобы у малышки все больше и больше возникало желание помогать маме. Дочке нужно понимать, что в её помощи нуждаются. По мере взросления, нужно добавлять и более сложные задачи: рукоделие, забота о младших.

Работая вместе, у мамы и дочки возникает взаимопонимание. В будущем это все положительным образом скажется на заботе о пожилых родителях.

Трудовое воспитание мальчиков

Лучшим примером для сына является его отец. Если папа целыми днями сидит на диване и не помогает своей жене, то, скорей всего, мальчик не вырастит трудолюбивым. 

В зависимости от возраста малыша, папа может поручать различные трудовые действия: помогать во время ремонта каких-либо предметов, подавая инструменты, оказывать помощь в работе на огороде или гараже. Общее дело способствует сближению, улучшению отношений. Ремонт какой-либо несложной бытовой техники можно превратить в интересное занятие, стимулируя больший интерес ребёнка.

Советы родителям

  • Старайтесь избегать таких понятий, как женские и мужские обязанности. Ничего зазорного нет в том, если мужчина помыл полы или приготовил ужин. Любая трудовая деятельность достойна уважения
  • Не нужно чересчур нагружать ребёнка работой. Труд должен быть в пределах разумного для конкретного возраста и индивидуальных особенностей. Все же игры для малышей — это главное занятие
  • С раннего возраста необходимо установить в семье определенные правила, что можно, а что нельзя. От этого будет зависеть будущая семейная атмосфера в жизни детей: отсутствие дисциплины, либо порядок
  • Для того, чтобы ребёнок не вырос потребителем, обязательно необходимо трудовое воспитание. Если не приучать малыша трудиться с другими, то он никогда не научится делать что-то для окружающих
  • Не применяйте трудовую деятельность в качестве наказания, иначе у малыша сложится отрицательное мнение о труде. Наказывать необходимо, лишая какой-то радости: просмотр телевизора, сладостей, денег на карманные расходы и т.д.
  • Учите ребёнка бережно и уважительно относится к любому труду. Разговаривайте с малышом о своей работе, о работе друзей и знакомых
Читайте также:  Развития ребенка со зрительной депривацией

Источник

Невозможно вырастить успешного человека, не привив ему трудолюбия. Но оно не дается нам от рождения, как основной инстинкт. Трудовым навыкам ребенка нужно учить. Родителям предстоит не просто научить малыша трудиться, а сделать так, чтобы труд стал для него источником радости. И самый благоприятный период для этого – дошкольный возраст. Как правильно организовать трудовое воспитание дошкольников, мотивировать их, научить ценить результат своего и чужого труда? Для этого недостаточно только работы воспитателей дошкольных учреждений. Основы трудовой деятельности ребенок получает в семье – на примере и под руководством родителей.

Из чего состоит трудовое воспитание?

Итак, какому именно труду нужно учить малыша? Трудовое воспитание включает в себя 4 основных аспекта.

  • Самообслуживание (гигиена, одевание-раздевание, сервировка стола, приготовление несложных блюд, уборка постели, своей игровой зоны, стола после себя, уход за одеждой и обувью).
  • Хозяйственно-бытовой труд (помощь во время готовки, стирки, уборки, ухода за животными или растениями).
  • Труд на природе (уход за посадками и посевами, уборка дворовой территории).
  • Ручной труд (изготовление различных поделок).

Для каждого возраста объем этих навыков будет различен, что обусловлено общим уровнем развития ребенка: его умением управляться с предметами, выполнять просьбы, держать концентрацию внимания, не утомляться, мыслить логически и т. д.
Каждый из этих видов труда дает ребенку возможность развиваться умственно и физически:

  • осваиваться в окружающем мире;
  • строить коллективные взаимоотношения;
  • быть общительным;
  • развивать память, мышление, моторику;
  • изучать предназначение и правила использования орудий труда;
  • расширять кругозор;
  • учиться самостоятельности, дисциплинированности;
  • развивать силу, ловкость, выносливость;
  • учиться уважать старших, ценить результаты труда (не только личные, но и совместные, и чужие), повышать ответственность, самооценку.

Принципы приучения дошкольников к труду

Обучение трудовой деятельности – важный этап становления маленькой личности, ее социализации.

Основные задачи трудового воспитания:

  • привитие трудовых навыков;
  • воспитание позитивного, целостного отношения как к собственному труду, так и к труду других людей;
  • формирование умения ценить результаты труда и бережно к ним относиться;
  • формирование верных представлений о роли труда в жизни человека и обществе;
  • формирование умения строить межтрудовые отношения со сверстниками и старшими людьми;
  • развитие способностей к удовлетворению собственных потребностей;
  • формирование стремления к созидательности.

Эти качества формируются постепенно, по мере совершенствования навыков во всех видах труда. Но как прививать эти навыки правильно? Чего при этом делать не нужно?

Вот основные принципы трудового воспитания малышей дома.

  • Теория «запретного плода» не действует. С самого юного возраста ребенку свойственны попытки изучения окружающего мира, в том числе посредством личного участия. Поэтому он довольно рано начинает пробовать «взрослые» дела: «помогает» мыть посуду, вытирать пыль, подметать. Понятно, что поначалу такая помощь принесет маме только хлопоты (все будет разлито-разбито). Но, запрещая малышу таким образом проявлять участие в труде («ты еще не умеешь, ты маленький, разобьешь, насвинячишь, а мне потом убирать»), взрослые навсегда отбивают у детей желание трудиться. Не пролив и не уронив ничего, он не научится делать правильно. А получив уничижительный «от ворот поворот», не только потеряет интерес к труду, но и станет воспринимать его как что-то плохое, порицательное, потеряет веру в себя.
  • Корыстная мотивация искажает понимание труда. Часто, пытаясь мотивировать ребенка сделать что-то, взрослые начинают с ним торговаться: если сделаешь – получишь конфету (разрешим поиграть на компьютере, подарим машинку). Любви к труду это не привьет: ребенок будет механически выполнять работу, ожидая обязательного вознаграждения. Таким образом, вместо трудовых отношений в семье начинают развиваться товарно-денежные.
  • Чувство собственной важности и значимости повышает у ребенка желание трудиться. Можно поручить ему, к примеру, ухаживать за цветком на окне, объяснив, что он уже взрослый и ответственный, поэтому мама доверяет ему такое важное дело. При этом первое время работы проводят совместно, мама рассказывает и показывает ребенку все важные операции (полить, порыхлить, побрызгать, убрать желтые листья), периодически мягко напоминает об этой работе. И при любом удобном случае хвалит малыша перед посторонними: он у нас уже такой взрослый, ответственный, у него есть собственное сложное дело, и он с ним прекрасно справляется! Искренняя благодарность и восхищение взрослых заставляют ребенка гордиться своими успехами. Малыш будет чувствовать свою значимость, важность своей помощи. А значит, он сможет приучиться прикладывать усилия, чтобы испытывать от труда удовольствие.
  • Ребенку нужно чувство, что он не остается один на один со сложной задачей. Обучая его застилать постель, накрывать на стол или мыть посуду, взрослые должны всегда давать ему установку «вместе» (я всегда рядом, я помогу, у нас все получится). Нужно донести до малыша, что не уметь не стыдно, главное – стремиться, пробовать; что результат всегда будет хорошим, даже если не получится с первого раза. Настойчивость приведет к успеху. Тогда такая работа не вызовет у дошкольника чувства отторжения.
  • Труд должен давать ребенку возможность думать, исследовать, пробовать и хотеть действовать. Эти качества присутствуют в каждом ребенке, важно лишь не убить их родительской гиперопекой. Это ломает волю, отучает быть самостоятельным, ответственным.
  • В отработке навыков самообслуживания главное — следить, чтобы все процедуры выполнялись ежедневно, в должном порядке, чтобы ребенок приучался к аккуратности и соблюдению чистоты вокруг себя. Взрослые должны контролировать и помогать, а не ругать и наказывать за неумение.
  • Пример родителей. Пожалуй, самый важный из всех принципов трудового воспитания детей дошкольного возраста. Мы можем сколь угодно долго и жестко требовать от ребенка выполнения тех или иных дел. Но если при этом не подаем ему постоянный пример трудовых отношений в семье, не демонстрируем обязанностей каждого члена семьи, не проявляем аккуратности – результат всех наших «увещеваний» будет нулевым.

Важно!

Приучая ребенка к постоянным домашним трудовым обязанностям, постарайтесь донести до него следующие важные мысли.

  1. Не всегда даже взрослым приходится делать только то, что они умеют лучше всего, или то, что хочется. Часто такие обязанности выполняются потому, что нужно.
  2. В семье обязанности есть у всех: у папы – одни, у мамы – другие. В семье Ивановых папа с мамой тоже выполняют свои обязанности. Это необходимо, чтобы получить от труда что-то хорошее.
  3. К сожалению, даже взрослым часто приходится жертвовать своими желаниями, чтобы сделать по дому то, что входит в их обязанности. Это нужно, чтобы в семье все спорилось, царили чистота и уют, чтобы каждый уставал в меру сил (потому что неправильно, когда все по дому делает только мама: от постоянной усталости она может даже заболеть).
Читайте также:  Для всестороннего развития ребенка

Трудовое воспитание в игровой форме

Игра – лучшее средство развития ребенка. В игре его можно научить не только бегать или прыгать, но и думать, принимать решения, развивать речь, делать выводы, вести себя в социуме, строить коммуникации – и, конечно, трудиться.

В детском саду с дошкольниками проводят различные игры: как на познание теории, так и практические.

Первые направлены на расширение представлений дошкольников о разных профессиях, о навыках, необходимых для каждой из них, а также на умение соотносить действия людей с их профессиями, средствами и орудиями труда. К ним относятся, например, такие:

  • Кто где работает?
  • Кто это делает?
  • Кто это умеет?
  • Кто что делает?
  • Кому что нужно для работы?
  • Что сначала, а что потом?
  • Угадай, что я делаю? И др.

Вторая категория позволяет в игровой форме освоить различные практические навыки. В таких играх дети учатся трудиться, подражая взрослым:

  • водят и чинят машинки;
  • накрывают стол для кукол;
  • «готовят» в детской посуде;
  • учатся пользоваться игрушечными приборами (утюгами, духовками, стиральными машинами, пылесосами).

Дома с успехом можно использовать все эти виды игр. Кроме того, прекрасным обучением являются такие домашние «трудовые» игры:

  • кто быстрее (вытрет пыль, соберет игрушки);
  • у кого лучше получится (убрать в комнате, сложить вещи);
  • «Веселые истории» — в процессе бытовой домашней работы родители сочиняют и рассказывают детям интересные истории из «жизни» чашек и кастрюлек, гвоздей и молотков;
  • «Ревизоры»: ребенку объясняют, что сегодня качество его уборки в игровой зоне проверит его любимый мишка (кукла, зайка) — старательность малышей при этом резко повышается;
  • «Игрушечный быт» — родители вместе с детьми моют игрушечную посуду, стирают кукольные одежки, чинят сломанные игрушки и т. д.;
  • «Конкурс талантов» — соревнование между детьми (можно пригласить соседей или друзей) в рисовании, изготовлении всевозможных поделок, аппликаций. Это тренирует навыки ручного труда, развивает мелкую моторику.

Чем старше – тем умелее

Итак, взрослея, ребенок постепенно улучшает свои трудовые навыки в результате постоянного развития. В каждом возрасте ему можно поручать определенные домашние дела: чем ребенок старше, тем сложнее могут быть эти поручения. При этом не обязательно наваливать на малыша все дела, которые он в состоянии делать. Но определенный список обязательных поручений установить нужно.

Например, в 3 года малыш в состоянии:

  • убирать по местам свои игрушки;
  • относить грязную одежду в корзину для стирки;
  • вытирать за собой разлитое;
  • помогать убрать книги (журналы);
  • вытирать пыль;
  • накладывать домашнему питомцу еду в миску.

К 4 годам к этим навыкам добавляются новые:

  • застилать свою постель;
  • убирать со стола;
  • выбрасывать мусор;
  • поливать растения;
  • готовить завтрак из молока и хлопьев;
  • складывать чистые полотенца.

В 5 лет малыш становится еще более умелым, он уже в состоянии, кроме всего перечисленного, выполнять следующие действия:

  • наливать себе воду или другое питье;
  • готовить бутерброды;
  • одеваться и завязывать шнурки;
  • помогать загружать посуду в посудомойку;
  • сортировать белье для стирки на цветное и белое;
  • помогать взрослым в уборке двора, мытье машины;
  • убирать за домашним питомцем лоток.

Шестилетний дошкольник может еще больше, ему можно поручать более сложную работу:

  • подмести мусор (в том числе во дворе);
  • доставать почту из почтового ящика;
  • помогать закладывать белье в стиральную машину и развешивать его на веревку;
  • отвечать на телефонные звонки;
  • выгуливать домашних животных;
  • работать граблями и тяпкой;
  • вешать свою одежду в шкаф;
  • чистить овощи.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – работа планомерная, систематическая, построенная на взаимодополняемости действий воспитателей и родителей. Для этого потребуется немало терпения, участия, любви. Но игра стоит свеч, ведь вырастить ребенка трудолюбивым в конечном счете значит сделать его успешным и счастливым.

Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник