История пензенского края как средство развития личности ребенка

История пензенского края как средство развития личности ребенка thumbnail

Светлана Гордикова
Проект «Пройдись по Пензенскому краю»

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»

|В. А. Сухомлинский |

Реализация государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, начиная с 2001 года, позволила в целом создать систему патриотического воспитания на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и обеспечить их устойчивое функционирование и развитие. Итогом реализации государственных программ стала тенденция углубления в массовом сознании граждан понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – одно из важных звеньев системы воспитательной работы в дошкольном учреждении.

Жизнь в обществе накладывает на человека определенные обязанности. И одна из них – это овладение культурой, сформировавшейся к настоящему времени. Одним из средств ее овладения является ознакомление с прошлым, так как история, исторические знания – это основа любой культуры.

В силу природной любознательности у ребенка дошкольного возраста формируются определенные представления об истории родного края, однако, как правило, в виде отдельных, не связанных друг с другом впечатлений, хотя иногда ярких и глубоких.

В то же время у некоторых дошкольников 6-7 лет полностью отсутствуют правильные представления о людях прошлого, об особенностях их жизни, даже если речь идет о ближайших предках – прабабушках, прадедушках.

Нельзя не отметить и то, что ребенок дошкольного возраста не в состоянии самостоятельно понять достижения человеческой культуры. Он может делать это только при постоянной помощи и руководстве со стороны взрослого.

Все это делает проблему ознакомления дошкольников с историей родного края актуальной.

Осваиваемые ребенком знания о прошлом края через свою биографию, историю семьи и родного города должны стать основой для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к малой Родине, гордости за людей, известных своим трудом и талантами, должны стать основой основания течения времени и самого себя как части истории.

На сегодняшний день многие дошкольные образовательные учреждения занимаются этой проблемой. Педагоги выбирают наиболее подходящую с их точки зрения программу, методы и формы работы с детьми.

Сегодня речь уже не идет просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.

Метод проектов — это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он преду-сматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения, и ценности.

Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.

Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, роди-телей и воспитанников между собой и окружающей средой, в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Для организации системы образовательно-воспитательной работы по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств мной был выбран метод проекта.

Тема проекта: «Пройдись по Пензенскому краю»

Тип проекта: информационно-творческий

Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта: формирование у дошкольников чувства сопричастности к истории Пензенского края

Задачи проекта

Для детей

• Вызвать у детей живой интерес к истории Пензенского края.

• Расширить представления об историческом прошлом родного края через историю людей, историю города Пензы, Пензенского края, историю вещей.

• Пробуждать и развивать у дошкольников чувство любви к родному краю, гордость за нее, что создано талантливыми людьми, жившими раньше.

• Формировать у детей чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов.

• Подвести детей к мысли, что они сами – часть истории, что они могут быть создателями и творцами.

Для педагогов

• Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

• Оказание помощи родителям посредством предоставления информации в вопросах патриотического воспитания детей.

• Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Читайте также:  Модель целостного развития ребенка

Для родителей

• Включиться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности:

Оформление краеведческой панорамы «Сохраняя родную культуру – сохраняем родную страну»; создание коллекции пород деревьев Пензенского края; изготовление литературной газеты «Памятники героям – Пензенцам»; принятие участия в совместной викторине «Что? Где? Когда?»;

посещение с детьми краеведческого музея; издание сборников сказок и стихов о Пензенском крае.

• Повысить нравственно-патриотическую грамотность среди родителей.

Планируемые результаты реализации проекта:

• Сформированность у дошкольников общих представлений о Пензе, Пензенском крае

• Наличие интереса к фактам, событиям, связанным с историей Пензенского края

• Ориентация в поведении на нравственные ценности, всегда уважаемые в родном крае

Продукт проектной деятельности:

• Иллюстрированный альбом «История возникновения города на Суре»

•Книги: «Сказки Пензенского края», «Стихи и песни о Пензе»

Этапы работы над проектом

1 этап – организационный

2 этап – практический

3 этап – заключительный

1-й этап –организационный включал:

• изучение методической литературы;

• подбор познавательной и художественной литературы для дошкольников;

•подбор наглядного материала: иллюстрации, плакаты, фотографии, книги-энциклопедии, авторские книги, иллюстрированные журналы, фотоальбомы;

• дидактические игры, настольные игры;

• подбор презентаций по теме;

• выставка книг, рисунков, творческих работ родителей и детей;

•составление тематического плана работы над проектом

• Сбор информации о Пензе, ее знаменитых жителях и гостях.

• Поиск литературы о Пензе, которой нет в группе, привлечение родителей к совместной работе.

• Беседа и анкетирование родителей.

• Разработка тематического плана по реализации проекта

•обсуждение с детьми проблемы: «Нужно ли знать историю своей Родины?»

• просмотр презентации «Прогулки по Пензе», целью которой является возбудить в детях интерес к исследовательской деятельности, которая предполагает получение ответа на вопрос о том, что нужно знать о своем городе. Познакомить детей с историей возникновения города на Суре.

Решением этих вопросов стала реализация долгосрочного проекта сроком на 2 года, реализующегося краткосрочными проектами:

«Пенза – город мой родной»

Цель: Формирование познавательного интереса к родному городу. Расширение представлений о его достопримечательностях.

Знакомство с Пензенской областью.

«Мастера земли Пензенской»

Цель: Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Пензенского края. Развивать чувство прекрасного.

«Красная книга Пензенской области»

Цель: познакомить детей с реками Пензенского края, их обитателями; рассказать об охране природы, бережном отношении к ней и разумном использовании.

«Дружба народов»

Цель. Знакомство детей с народами, живущими на территории нашего края, их бытом, традициями; с историей национального костюма (русского, мордовского, татарского, чувашского. Воспитывать интерес и уважение к народной культуре

«Возникновение города на Суре»

Цель: знакомство детей с древней историей Пензенского края, с историей возникновения поселений (городов) на его территории; приобщение детей к историческому наследию; привитие любви к малой родине.

«Ими гордится наш город»

Цель. Познакомить детей с мужеством и героизмом наших земляков на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны; воспитание любви к своей Родине, уважения к людям старшего поколения.

Познакомить с жизнью и творчеством известных земляков –

М. Ю. Лермонтовым

Я считаю, что создание краткосрочных проектов, позволяет детям в доступной форме усвоить сложный познавательный материал через совместный поиск решения проблемы, увидев ее со всех сторон, найти собственные, правильные способы ее решения. Это дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольников.

2-й этап – практический, В совместной деятельности мы искали решение проблем, используя беседы, игровые ситуации, просмотр презентаций, экскурсии, художественно-творческую деятельность.

3-й этап – заключительный послужил созданию продуктов проектной деятельности:

иллюстрированный альбом «История возникновения города на Суре»;

книги: «Сказки Пензенского края», «Стихи и песни о Пензе»;

презентация «Пройдись по Пензенскому краю»

В процессе реализации проекта были проведены такие мероприятия,как:

Непосредственно образовательная деятельность:

«Мой любимый детский сад»

«Моя родословная»

«Прошлое нашего города»

«Государственные символы Пензы – герб и флаг»

«Природа Пензенского края»

«Национальная культура земли Пензенской»

«Путешествие по родному городу»

«Улицы Пензы»

«Декоративно-прикладное искусство Пензенского края»«Абашевская игрушка»

«Экскурсия в Пензенский зоопарк»

Дети рисовали рисунки на тему «Вечерняя Пенза»

«Памятники Пензы»

«Мое любимое место отдыха»

«Я люблю свой город»

«Пензенский край, весну встречай»

Лепили из теста

«Соловушки» по стихотворению Пензенской поэтессы Дины Злобиной «Соловей»

• Игрушки-свистульки «Барашек» /по мотивам Абашевской игрушки/

Конструировали

«Город строится»

Совместно с детьми мы организовывали вечера поэзии, где читали произведения поэтов и писателей Пензы, Пензенского края, писателей, пребывавших на Пензенской земле, заучивали пословицы Пензенского края.

Вели различные беседы о Пензенском крае:

«Город, в котором я живу»

• «С чего начинается Родина?

«Тарханы – Родина великого поэта М. Ю. Лермонтова»

«Город Пенза в будущем»

«За что я люблю свой город»

«Народы Пензенской области»

«Чем гордится наш город» /культурные сооружения/

«Герои России, чьими именами названы улицы Пензы»

«Народные костюмы народов Пензенского края»

Читайте также:  Что делать для развития ребенка в год

«Пензенцы – герои России»

«Традиции моей семьи»

Также в процессе проектадети активно участвовали в непосредственной образовательной деятельности:

«Моя родословная»

«Государственные символы Пензы – герб и флаг»

«Прошлое нашего города»

«Природа Пензенского края»

«Национальная культура земли Пензенской»

«Декоративно-прикладное искусство Пензенского края»«Абашевская игрушка»

Дети рисовали рисунки на тему «Вечерняя Пенза»

«Памятники Пензы»

«Мое любимое место отдыха»

«Я люблю свой город»

«Пензенский край, весну встречай»

Лепили

• из теста птиц по стихотворению Пензенской поэтессы Дины Злобиной «Соловей»

Игрушки-свистульки «Барашек» /по мотивам Абашевской игрушки/

Конструировали

«Город строится»;

Посетили музей народного творчества;

Организовали виртуальную экскурсию в Пензенский зоопарк

Совместно с родителями собрали коллекцию магнитов «Пенза и Пензенская область»;

Рассматривали иллюстрации, альбомы,иллюстрированные книги:

«Пенза-Родина Моя»

«Исчезающие виды растений Пензенской области»;

Слушали песни Пензенских поэтов и композиторов;

Разучили «Хоровод Пензенский»

Провели Вечер поэзии «На берегах Суры родной»

Изготовили альбомы:

«История Пензенского края»

«Труд наших земляков – Пензенская кондитерская фабрика»

«Пензенская детская поликлиника»;

Оформили папку-передвижку «Растительность Пензенской области»;

Выпустили литературную газету «Будем помнить их поименно» о Пензенцах-героях ВОВ.

В режимные моменты дети играли в дидактические, настольные игры, среди которых игры о родном городе, подвижные игры народов Пензенской области, сюжетно-ролевые игры.

Организовали игру-викторину «С чего начинается Родина?»

Решали ребусы, кроссворды «Пенза – Родина моя»

Провели:

праздник «Защитникам Родины посвящается»

развлечение «Приходите к нам в театр» /Как Собака себе друга искала/

Совместно с родителями издали литературную газету «Памятники героям-пензенцам», создали коллекцию пород деревьев пензенского края,

иллюстрированный альбом «История возникновения города на Суре»,

книги: «Сказки Пензенского края», «Стихи и песни о Пензе».

Подведя итоги проделанной работы, можно с уверенностью сказать, что метод проекта в работе с дошкольниками, очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

У родителей, как активного участника педагогического процесса, отмечается повышение заинтересованности в формировании чувства патриотизма у детей. Их заинтересованность способствует тесному взаимному сотрудничеству.

Проект «Пройдись по Пензенскому краю»

Источник

«Конспект НОД «Край мой Пензенский» для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет»

Составила : Еремцова Е. А. Воспитатель МАДОУ ДС с.Бессоновка

«Край мой пензенский»

Цель: Формирование у детей интереса к своей малой родине. изучение народных промыслов Задачи:1. Формировать представления о его достопримечательностях Пензенского края.

2.Активизировать в речи детей прилагательные

3.Познакомить детей с понятием «село».

4.Дать детям знания о творчестве народных умельцев семьи Кучер.

5.Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к Пензенскому краю, любовь к нему.

Материал и оборудование: Мультимедийной оборудование, презентация о Бессоновке, видео , модели Полеологовских игрушек из глины ; краски гуашевые; кисточки, подставочки для кисточек, баночки с водой, салфетки. клеёнки 10 штук)

Ход занятия:

– Солнце утречком встаёт,

И в кружок нас всех зовёт!

Здравствуй солнце золотое! (руки вверх)

Здравствуй небо голубое (руки в стороны)

Здравствуйте мои друзья (все берутся за руки)

Всех вас рада видеть я!

“Край мой Пензенский

Есть на карте где-то лоскуток земли,

Небольшой он, крохотный, виднеется вдали.

Это край мой Пензенский в зелень весь одет.

-Он знаком не каждому, – слышу я в ответ.

Расскажу про Родину милую мою,

Чтобы каждый понял, как её люблю.

Воспитатель: Ребята, а как называется наш родной край?

Дети:(отвечают)

Пензенский край

Воспитатель:

Ребята помните в стихотворении были строки этот край мой Пензенский в зелень весь одет-значит он какой (зеленый)

– в нем много солнечного света, он какой(солнечный, светлый.)

– а еще много цветов, он какой(цветущий).

– много красивых зданий-значит он какой(красивый)

– а мы где живем-

Дети: в Бессоновке

-а Бессоновка это село или деревня? (ответ детей)

-а знаете чем село отличается от деревни ?(ответ детей)

Воспитатель: В старину село от деревни отличало наличие церкви. В селе обязательно должна была быть церковь. Деревня была немного меньше села и состояла из нескольких домов, поэтому, зачастую, церкви в деревнях не строили.

Воспитатель: А вокруг нашего села есть еще много сел, наш район большой и богатый. Ребят в каких сел живут ваши бабушки и дедушки. Рядом соседнее село Полеологово , в этом селе живет мастер по изготовлению глиняных игрушек И.В Кучер ,очень творческий человек который делает замечательные игрушки и продолжает развивать русскую традицию по изготовлению глиняных игрушек, учет этому детей ,продолжает дело своего отца В.А Кучера.

(дать детям рассмотреть игрушки, пока они рассматривают я рассказываю историю). По дороге в с. Полеологово раньше стояло много деревянных домов ,окна которых были украшены разноцветными наличниками. Мастер Василий Анатольевич Кучер любовался ожурными домами и придумывал украшения своим глиняным игрушкам. Стал украшать их налепами ,сами игрушки оставались глиняными, а узоры они расписывали однотонными нежными красками приближенными к природе .1995 году открылась мастерская, и Василий Анатольевич с детьми делал Абашевские игрушки, а его дочь Ольга делала свою игрушку. Потом Василий Анатольевич поехал на выставку в Самару, он взял свои работы под Абашево и взял своей дочери Ольги 5 работ, люди спросили что это за игрушка такая, и Василий Анатольевич ответил это Полеологовская игрушка. После того как он приехал и начал разрабатывать эту игрушку от обыкновенных налепов стали вводить цвет. И так игрушка получила название Полеологовская.

Читайте также:  Показатели развития ребенка детей первого года жизни

Воспитатель: Интересно было бы попробовать в такой мастерской, да?

(фильм, об Полеологовских игрушках) .

Воспитатель: Ребята что же Иван Васильевич нам подарил?(открываем коробку и смотрим ,а там игрушки не раскрашены)глиняные ,расписанные? Что мы можем сделать?

Дети : Да

Воспитатель :пойдемте к столу и раскрасим игрушки

Роспись игрушек.

Молодцы. Все справились с заданием.

Источник

Аноним
Конспект НОД «Край мой Пензенский» для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет

Составила : Ганина Л. А.

Цель: Формирование у детей интереса к своей малой родине.

Задачи:

Образовательные: Обобщить знания детей о названии родного города,. Продолжать формировать представления о его достопримечательностях. Закрепить понятия город и село (деревня). Показать красоту родного города и вызвать восхищение детей.

Развивающие: Развивать зрительно-пространственную координацию, внимание, ориентировку в пространстве.

Воспитательные: Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к городу, области любовь к нему.

Предварительная работа: беседы о родном крае, рассматривание альбомов, фотографий о городе Пенза.

Материал и оборудование: Мультимедийной оборудование, презентация «Пенза – город мой родной», слайды о достопримечательностях Пензенской области (Абашевские игрушки, хрусталь; Лермонтовский музей) игра «Воротики кленовые», модели Абашевских игрушек из глины ; краски гуашевые; клеёнки 10 штук; фломастеры; силуэт вазы 10 штук;)

Ход :

– Солнце утречком встаёт,

И в кружок нас всех зовёт!

Здравствуй солнце золотое! (руки вверх)

Здравствуй небо голубое (руки в стороны)

Здравствуйте мои друзья (все берутся за руки)

Всех вас рада видеть я!

Скажите, пожалуйста, в какой стране мы живём? –

-В России.

А как называется наш город, в котором мы живём?

Пенза.

-Давайте мы с вами поиграем, назовём красивые слова,про наш город: (Экран со слайдами)

– Мы живём в городе… Пенза.

– В нашем городе много зелени….Значит наш город какой? (зелёный)

– в нашем городе любят заниматься спортом (спортивный)

– в нашем городе много солнечного света… значит наш город какой? (солнечный, светлый.)

_ город украшают к празднику много огней, шаров… Он какой?

(праздничный)

– в нашем городе живут добрые люди….наш город

(доброжелательный.)

– в нашем городе много цветов, значит он какой …

(цветущий, красивый).

Наша Родина – Россия, город Пенза и Пензенская область – наша малая Родина, самое родное место на земле.

Край мой Пензенский,

Край мой ласковый,

Горизонты лесов и полей,

Я люблю полёт твоих ласточек,

Для меня нет отчизны милей!

Кто – то родился и вырос в городе, кто – то в деревне или в селе.

Я приглашаю вас в путешествие по Пензенскому краю. Поможет нам в этом палочка – перемещалочка. (Дети встают по кругу и передают друг- другу палочку перемещалочку)

Посмотрите, (три картинки на экране о селе, об Абашевских игрушках) в нашей Пензенской области, есть красивое село Абашево. Оно издавна славится своими необычными игрушками. Потому что они сделаны из глины и расписаны красками. Это игрушки свистульки.Краски мастера используют самые яркие: красные, синие, зелёные только копытца, да рожки золотые. Я прошу вас подойти к столикам и попробовать тоже расписать игрушки красками.

Роспись игрушек.

Молодцы. Все справились с заданием. Двигаемся дальше.

(дети снова передают палочку по кругу)

Мы оказались в очень интересном месте нашей Пензенской области – это музей усадьба «Тарханы». Это место где жил наш великий поэт Михаил Лермонтов. Сюда приезжают туристы со всей страны. Здесь очень рады гостям. Рассказывают им о жизни великого поэта, показывают народные игры, танцы того времени. Я предлагаю вам поиграть в игру «Воротики кленовые».

(Двое детей поднимают над головой сцепленные руки; остальные двигаются по кругу.Когда произносят слова : – а тебя не пустим! Опускают руки, пойманный ребёнок, меняется местами с одним из водящих.

– Воротики кленовые красиво разрисованные,

Всех детей пропустим,

А тебя не пустим! (опускают руки)

Играют в игру.

– А сейчас мы с вами переместились в другую часть Пензенской области, город Никольск. Он славится на весь мир своими изделиями из хрустального стекла. (слайды музея хрустальной посуды, виды посуды)

Стекло при нагреве становится жидким, и мастера стеклодувы делают очень красивые изделия. Другие мастера наносят узоры на стекло. При помощи специальных резцов, рисуют при помощи кистей и красок.

Хотите попробовать составить узор для вазы? Проходите к столам и с помощью фломастера нанесите узор на шаблон вазы. (Это могут быть цветы, лучи, решётка, силуэт птицы)

Замечательно, у вы отлично справились с заданием. Наше путешествие по Пензенской области подошло к концу. Наша область в этом году отметила юбилей 80 лет, а именинников принято поздравлять, давайте придумаем слова поздравления быть всегда. (красивой, цветущей, современной, праздничной).

Источник