Что дает математическое развитие для развития речи ребенка

ЛЕКЦИЯ 2

ТЕМА: «Возможности всестороннего развития ребенка в процессе формирования элементарных математических представлений»

Цель:

Показать возможность развития у детей мышления, памяти, внимания, воображения, речи, познавательных интересов в процессе формирования ФЭМП.

I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие). Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.).

II. Развитие мышления.

Обсуждение:

— Назовите виды мышления.

— Как в работе воспитателя по ФЭМП учитывается уровень

развития мышления ребенка?

— Какие логические операции вы знаете?

— Приведите примеры математических заданий для каждой

логической операции.

Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:

• наглядно-действенное;

• наглядно-образное;

• словесно-логическое.

Логические операции. Примеры заданий дошкольникам

Анализ (разложение целого на составные части)

— Из каких геометрических фигур составлена машина?

Синтез (познание целого в единстве и взаимосвязи его частей)

— Составь дом из геометрических фигур

Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия)

— Чем похожи эти предметы? (формой)

— Чем отличаются эти предметы? (размером)

Конкретизация (уточнение)

— Что ты знаешь о треугольнике?

Обобщение (выражение основных результатов в общем положении)

— Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб?

Систематизация (расположение в определенном порядке)

– Поставь матрешки по росту

Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков)

— Разложи фигуры на две группы.

— По какому признаку ты это сделал?

Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений)

— Покажи предметы круглой формы

III. Развитие памяти, внимания, воображения.

Обсуждение:

— Что включает понятие «память» ?

— Предложите детям математическое задание на развитие памяти.

— Как активизировать внимание детей при формировании эле¬

ментарных математических представлений?

— Сформулируйте задание детям на развитие воображения, используя математические понятия.

Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его.

(«У Кати одно яблоко. К ней пришла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девочками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»).

Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).

IV. Развитие речи

Обсуждение:

— Как в процессе формирования элементарных математических представлений развивается речь ребенка?

— Что дает математическое развитие для развития речи ребенка?

Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:

• обогащение словаря (числительные, пространственные

предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);

• согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

• формулировка ответов полным предложением;

• логические рассуждения.

Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется.

V. Развитие специальных навыков и умений

Обсуждение:

— Какие специальные навыки и умения формируются у дошкольников в процессе формирования математических представлений?

На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

VI. Развитие познавательных интересов.

Обсуждение:

— Каково значение наличия у ребенка познавательного интереса к математике для его математического развития?

— Каковы пути возбуждения познавательного интереса к математике у дошкольников?

— Как можно возбудить познавательный интерес к занятиям по ФЭМП в ДОУ?

— Что является предпосылкой возникновения интереса к занятию математикой у детей?

Значение познавательного интереса:

• активизирует восприятие и мыслительную деятельность;

• расширяет кругозор;

• способствует умственному развитию;

• повышает качество и глубину знаний;

• способствует успешному применению знаний на практике;

• побуждает самостоятельно приобретать новые знания;

• меняет характер деятельности и связанные с ней переживания (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);

• оказывает положительное влияние на формирование личности;

• оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

Пути возбуждения интереса к математике:

• связь новых знаний с детским опытом;

• открытие новых сторон в прежнем опыте детей;

• игровая деятельность;

• словесное возбуждение;

• стимуляция.

Психологические предпосылки интереса к математике:

• создание положительного эмоционального отношения к педагогу;

• создание положительного отношения к занятиям.

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

• объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать.Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);

Читайте также:  Речевая карта развития ребенка 2 3 лет

• работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.);

• связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит?

К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника?»);

• интересная для детей деятельность (игра, рисование, конструирование, аппликация и др.);

• посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления трудностей)’, положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность); побуждение инициативы и др.

Принципы обучения математике:

• Сознательность и активность.

• Наглядность.

• Деятельностный подход.

• Систематичность и последовательность.

• Прочность.

• Постоянная повторяемость.

• Научность.

• Доступность.

• Связь с жизнью.

• Развивающее обучение.

• Индивидуальный и дифференцированный подход.

• Коррекционная направленность и др.

Источник

Карина Самарина
Доклад «Развитие речи дошкольников через математические занятия»

В развитии интеллекта и умственного воспитания ребенка большую роль играет математическое развитие. Математика уникальна, она обладает общеразвивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию речи, памяти, воображения, эмоций; формируется терпение, настойчивость, творческий потенциал личности. Одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Но детство невозможно представить без русской речи (потешек, считалок, загадок, стихов). Поэтому знакомство с математикой через развитие речи поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.

Занятия по математике не должны быть скучными для ребенка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Дети вряд ли запомнят что то неинтересное, даже если взрослый настаивает.

Всем нам хочется иметь талантливых и способных детей, но все мы живем в современном мире и его издержки касаются всех без исключений. Сбои могут быть как у взрослого так и у каждого ребенка, поэтому «Не нужно предъявлять повышенных требований к малышу, не примерять его по себе, а нужно принимать его таким какой он есть, главное не упустить драгоценное дошкольное время для оказания помощи ребенку в развитии

Развитие речи на математическом материале-очень интересное и полезное занятие для дошкольника.

В математикепервые умственные операции начинаются с понятий : «поровну по одному», «поровну по два», «на один больше», «на один меньше». В связи с тем, что у многих детей речевые центры нарушены, они не могут эти выражения понять, не знают как выполнить эти умственные операции, поэтому в раннем возрасте на кубиках (как наглядное пособие, которое ребенок берет в руки, ощупывает, рассматривает) эти понятия надо усиленно тренировать.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, обогащает ее и совершенствует.

Сейчас Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает речевое развитие и владение речью, как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Установлено, что уровень развития речи ребенка зависит от сформированности тонких движений пальцев рук, это обусловлено близостью речевого и двигательного центров в коре головного мозга.

Несформированность мелкой моторики рук-это не точность движений, трудности в усвоении движений, а, следовательно, и в мыслительном процессе, поэтому возникает неточность в выборе правильного по описанию, по форме, по цвету предмета, неточность в соотнесении предметов по признакам, количеству или определения той или иной последовательности предметов. Для активизации этих центров хорошо использовать пальчиковую гимнастику с пальчиковыми куклами или без них. Но конечно в пальчиковой гимнастике не обойтись без счета и соблюдения логически последовательных действий. Например, на каждую строчку стиха дети соединяют подушечки одноименных пальцев.

Для формирования правильной артикуляции необходимо использовать игры, развивающие тактильные ощущения и кинестетические, например «волшебный мешочек», предлагать детям на ощупь достать все круглые предметы или все большие. Тактильные ощущения так же развивает прием моделирования цифр и геометрических фигур из пластилина. Интересно, что при сдавливании подушек пальцев стимулируется созревание клеток головного мозга. Здесь нам поможет игра с прищепками, а в игре с «резиночками»мы решаем сразу несколько задач:

-закрепление понятия о цвете и форме, давая задания- соедини, только красные кружки или красные и желтые; сделай квадрат или треугольник;

-усовершенствуем или развиваем лексический словарь, наполняя его понятиями (красный, синий, зеленый, желтый, круглый, квадратный, треугольный, большой, маленький, узкий, широкий и др.)

-учим классифицировать по признакам;

-развиваем навыки логического мышления.

Отвечая на вопросы, рассматривая сюжетные картинки, дети оформляют свои мысли в разные по сложности предложения.Например: «кукла сидит между зайчиком и собачкой. Кукла сидит выше матрешки, машины и пирамидки.» «В лесу дерево выше, чем куст. А цветок ниже куста».В описании сюжетной картинки отвечают на вопросы : «Сколько детей на картинке, посчитай», «девочка играет, с чем? Мячик какой?» и т. д.

Как показывает практика, использование элементарных математических представлений на разных этапах развития речи способствует развитию правильных представлений о позиции звука в слове, о расположении звука по отношению к рядом стоящему звуку, о количестве звуков в слове, количестве слов в предложении; активизирует логические связи, что напрямую развивает представления о грамматических конструкциях, т. е. употребление падежных окончаний, согласование существительного с числительным и наоборот, образование притяжательных прилагательных. Безусловно, использование элементарных математических представлений, как часть представлений ребенка о мире, ускоряет процесс обследования речевого развития, помогает на начальных этапах по постановке звукопроизношения, активизации звуков в словах по средствам чистоговорок и считалок, в которых представлен порядковый счет, представления о форме и величине.

Читайте также:  Беседы с воспитателем о развитии ребенка люблинская

Использование игровых методов и приемов формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.

Источник

Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, должны быть предусмотрены такие ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых высказываний.

Второе условие – это создание речевой среды, дающей детям образцы речи. Речевая среда – это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь педагога, звучащая на занятиях.

Третье условие – это запас знаний, которым должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития. Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает.

Какую речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться?

  • Речь должна быть содержательной. (Содержание для бесед, для рассказов дают книги, картины, экскурсии, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания – вся окружающая ребёнка жизнь.)
  • Речь должна быть логичной. Правильная речь предполагает умение не только начать, но и завершить высказывание.
  • Речь должна быть точной, то есть ребёнок должен уметь подбирать такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова, синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.
  • Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.
  • Выразительность и точность речи предполагают её чистоту, т.е. отсутствие лишних слов (так называемых слов – паразитов: ну, значит, это, типа, и пр.), грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов.

Основная цель работы воспитателя – помочь детям более полно овладеть видами речевой деятельности. Для её достижения должны быть определены следующие задачи:

  1. Развивать умение слушать.
  2. Обогатить словарный запас детей.
  3. Развивать умение аргументировать свои высказывания, помогать ребёнку ясно и понятно излагать свои мысли, учить описывать свойства предметов, объяснять их сходства и различия.
  4. Формировать грамматически правильную речь.

Рассмотрим более подробно приёмы и формы работы, которые можно применить в нашей практике.

Использование дидактических игр

Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игровая деятельность. Большинство занятий по математике можно представить как систему дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревунются и делают открытия.                          

 В ходе этих игр нужно создать такие ситуации, где ребёнку  будет необходимо  сделать свои умозаключения и выразить их в речи, проявить творчество, увидеть несколько вариантов решения одной проблемы. Организуя «открытия», направляя поисковые действия, перед детьми  воспитатель должен  создавать проблемные ситуации. Например: предложить детям  прокатить через ворота 2 предмета (шар и куб). В результате собственных действий ребята должны установить, что шар катится потому, что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы.  Рассуждая, ребёнок сделает собственные умозаключения, выводы, выразит их в речи.

Другой пример. Соревнования. Дать детям  две ленточки разной длины и разного цвета, прикреплённые к палочкам. Нужно скрутить ленточки. Победителем всё время будет  тот ребёнок, у которого белая лента. Вопрос: «Почему?» Дети должны сами найти ответ, сравнивая ленты по длине методом приложения, и сделать вывод: «Белая лента короче синей, поэтому её быстрее можно намотать на палочку».

 Необходимо специально  подготавливать игры,   где от детей требуются собственные рассуждения. Например, задания «Что изменилось?»  Предложить детям  картинку.  

   (№ 1)

Отрабатывая с детьми пространственные представления, активизировать речь детей наводящими вопросами:

  • Какое время года на картинке? Почему вы так думаете?
  • Что находится слева от домика? Справа? Над ним? Перед ним? Позади него?
  • Кто находится внутри домика? Снаружи?
  • Кто из героев сказки «Репка» нарисован на картинке,  кто не нарисован?

В процессе беседы  требовать от детей  полные ответы. Затем выставить  вторую картинку.(№2) Дети должны были объяснить, чем эта картинка отличается от первой:

  • временем года;
  • машина была слева от домика, а стала справа;
  • на первой картинке легковая машина, а на второй грузовая;
  • перед домом были цветы, а стал снеговик и т.д.

Ребята с удовольствием выполнят такие задания, где можно использовать соревновательный элемент: кто найдёт больше отличий.

«Снеговики»

Вот зайчишка у реки встал на задних лапках…
Перед ним снеговики с мётлами и в шапках.
Заяц смотрит, он притих, лишь морковку гложет,
Но что общего у них, он понять не может.

Научить ребёнка строить сложные предложения помогает игра «Концовки». Здесь отрабатываются  понятия, противоположные по значению. Дать детям задание закончить предложение.

1. Если подоконник выше стола, значит стол… (ниже подоконника).
2. Если Владик выше Вадима, значит, Вадим…
я3. Если Катя сидит правее Инессы, значит Инесса сидит…
4. Если Никита живёт дальше от школы, чем Стасик, значит, Стасик живёт… и т.д.

Для формирования умения устанавливать причинно-следственные связи, тоже можно использовалось аналогичное задание закончить предложение.

1. Маша надела шубу, шапку, шарф, потому что… Почему? (Потому что пришла зима, потому что стало холодно и т.д.)
2. Мама стирает одежду, потому что…Почему?

Читайте также:  Родительское собрание в младшей группе развитие ребенка

Изучая тему «Один – много»,необходимо заниматься с детьми грамматическим тренингом. А именно учить детей правильно употреблять существительные во множественном числе в Р.п. Например: один зайчонок – много зайчат, один волчонок – много волчат, один ребёнок – много ребят и т.д.

Грамматический тренинг можно совмещать с физминуткой. Так, например, читая стихотворение, дети заканчивают строчку, используя различные формы слова:

У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая – и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретится с котом,
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.

Использование отрывков из художественных произведений

Занятиям по математике может предшествовать предварительная работа по чтению художественной литературы и обсуждение прочитанного. А само занятие являться разыгрыванием истории, сказкой с продолжением. Так, например, изучая тему «Объём и вместимость», предварительной работой послужит чтение сказки С.Маршака «Кошкин дом». Чтобы приступить к теме занятия, дети  долшжны вспомнить содержание эпизода, где случился пожар. Помощью в пересказе отрывка служат иллюстрации к сказке. Малышам необходимо задать вопрос: «Поможем кошке потушить пожар?» Тем самым плавно перейти к теме занятия

Изучая порядковый счёт, можно вспомнить сказку «Репка». Разыграть сказку по ролям, одновременно считая, какими по счёту были бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Использование пересказа отрывков произведений на занятиях по математике является хорошим способом овладения связной речью.

Использование сюжетно-ролевой игры

Предварительной работой к занятиям по математике  может  служить сюжетно-ролевая игра.  В игре просходит умение обобщать предметы по общему признаку Например, «Продажа овощей и фруктов в магазине». Во время таких игр можно сообщать не только новые слова, но и подвести к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это помогает ребёнку усваивать понятие категории обобщения. Например, в родовое понятие «овощи» входит множество видовых: «картофель», «капуста», «морковь» и т.д. Непосредственно на занятии по математике   дети «отправляются по магазинам». На столах были разложить карточки с изображением видовых понятий, одна карточка лишняя. Детям дать задание определить, в какой магазин мы зашли (назвать родовое, обобщающее понятие), определить, что лишнее в магазине, «купить» заданное количество товара, а лишний предмет отнести в соответствующий магазин.

Для отработки обобщающих понятий можно использовать такие задания:

1. Продолжи ряд: 

  • Груша, яблоко…
  • Репка, картошка…
  • Стул, диван…
  • Воробей, синица…

2. Назови одним словом: 

  • Рубашка, майка, свитер, брюки – это…
  • Сандалии, ботинки, сапоги – это…

3. Найди лишнюю картинку: 

  • Карась, сом, утка.
  • Яблоко, лимон, репа.
  • Стол, часы, диван и т.д.

Огромный интерес у детей вызывают «путешествия». Во время таких «путешествий» на поезде, построенном из стульев, наряду с формированием навыков количественного и порядкового счёта, ребята представляют, что они могут увидеть в окно поезда слева и справа.

Таким образом, каждый ребёнок имеет возможность пофантазировать и выразить свои мысли вслух.  

Использование раздаточного материала

В дополнение к практическому курсу «Игралочка»  подготовить карточки. Исследуя различные математические объекты, изображённые на карточках, дети  будут учиться находить логические закономерности, продолжать их, выполнять задания, допускающие различные варианты решения, выражать свои умозаключения в речи. Учитывая, что в группе разный уровень подготовленности и развития детей, материал подбирается разной сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.

Возможные рассуждения детей 

  • «Все фигуры – круги, а один квадрат. Он лишний, так как отличается по форме».
  • «Все круги маленькие, а один большой. Большой круг лишний. Он отличается размером. Все круги синие, а один красный. Он отличается цветом».
  • «Все квадраты маленькие, а один большой. Большой квадрат лишний. Он отличается размером».
  • «Все круги жёлтые, а один красный. Красный круг лишний. Он отличается цветом».
  • «Все круги маленькие, а один большой. Большой круг лишний. Он отличается размером».
  • «Здесь нет лишней фигуры, т.к. все фигуры – маленькие красные квадраты».

Для более подготовленных детей  надо подбирать более сложные задания. Ребятам даётся образец рассуждений, помогающий правильно выполнить задания.

  1. Как фигуры чередуются в столбцах?
  2. Как фигуры чередуются в строках?
  3. Что меняется (форма, размер, цвет)?
  4. Какой фигуры не хватает?

Рассуждения детей: «У первой фигуры три полоски смотрят вправо, у второй – две полоски смотрят вправо, у третьей – одна. Значит, у недостающей фигуры ни одной полоски, смотрящей вправо».
Найти лишний цветок и объяснить, почему он лишний.

Рассуждения детей: «У всех цветов три лепестка, а у одного четыре. Цветок с четырьмя лепестками лишний».

Все перечисленные методы и приёмы, если их использовать в течение учебного года, дадут положительный результат:

  • у детей обогатится словарный запас;
  • благодаря созданию речевых ситуаций, у ребят активизируется словарный запас;
  • игровые ситуации,  способствуют развитию внимания, умению слушать;
  • дети учаться грамотно выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, правильно использовать грамматические формы слов.

 Поэтому, я считаю, что выбранные приёмы могут быть использованы  педагогами в работе с дошкольниками.

Используемая литература

1. Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Москва «Баласс», 2001.

2. В.П. Новикова. «Математика в детском саду». Москва: «Мозаика-Синтез», 2000.

3. М.Р. Львов «Методика развития речи» Москва: «Просвещение», 1985.

4. М.А. Беженова. «Весёлая математика» Донецк: «Сталкер», 2000.

5. Л.Я. Береславский «Азбука логики» Москва: «Астрель», 2001.

6. Л.Н. Бабич «365 увлекательных занятий для дошкольников» Москва: «Рольф», 2000.

Источник