Анатомо физиологические особенности развития организма ребенка

Анатомо физиологические особенности развития организма ребенка thumbnail
Анатомо физиологические особенности развития организма ребенка

: `-` ` `

– – . – , . , . . (. . 1). , . , : ( ), ,- , ( , ). , : 1) ( 1 4 ), – ; 2) ( 5 7 ), ; 3) ( 8 10 ); 4) ( 11 16 ) 5) ( 16 20 ).

. 1 – ( . )

, , (. .). , , . . , ( ) 1/4 , 2- – 1/5, 6- – 1/6, 12- – 1/7, 15- – 2/15, – 1/8 .

, . . : () . 7 , – . (., ), (., ) .. , . 24 – 25 . . : . , . ( . ) . .

: 1 – ; 2 – 6 ; 3 – 15

, , , , . 16 – 17%, 4 – 5 22%, 35 – 40% , . . 50%. ( ), ; , , . , 30- , ( , . . .). (. . 2), . . , . . , .

. 2. – ( ; )

, . , – (5 – 7 . 2 – 3- ). , , , . , , 3 – 3,5 (. . 3).

. 3 – ( )

. 11 – 12- , (0,63 – 0,89% 0,48 – 0,52% ); , . (. . 4).

. 4 – ( ; )

, 2 (. . 5). , , , . – , ( ) , . . ; .

. 5 – ( )

. . 6 – 8- . 2- 20 . 5- . : 28 15 – 17- . . , .

, , . . , , . – , , , , , . , , , , , . , . . , – . 4 , (. . 6). , . , .

. 6 – ( )

. . . , 8 – 9 , 3 (. . 7). 10 – 12- , . . . , ” “, . . . . 2 : 1) , ; () ; 2) , . , . , .

. 7 – ( ; ). * 1429 ., ** 1350 .

, . . , , , , . . . , , – , 8 – 10 ; . , . , – 20 . , . – , – ( 4 ) , , , , , . . . , , . . . , . . , . , , . .

. , . , , – , , . . . , 70- . 19 . () , 15- 7,6 , . ( ) , 15- 10 , . , , .

. .-. . .

( 1 ). . 3 – ( ), ( , ) ( . .). . , , , , ( , ). 1- , 2- 3- , , , , , . 4- (), , , . 7 – 8- , , , , . 1- , . . . , : , 1- 2- , ( ) , , 2-, 3- , , . ( ) : , , , , -, , . , – .

( 1 3 ). 2- , , . , , , – , . , , 5- . : , . – : ” ” (. . ). 2 – 3- . 3- , , . , . . , . . (. ). – “-” (), , ( , ). : , . . .

( 3 7 ). : ( ) 7 . , . . . – . 6 – 7 . – , , , , . ( , ), , , , . . , – , . ., . , . , . , (15% 25% ). . 6 – 7 : , . , . . ; , – . . . : ; () (. . -). , , , ( ) . – : (. . ). . , . (). 5 – 6- .

( 7 11 – 12 ). 5 , 2 – 2,5 , 18 . ( 64 ) , . . ., , : , 2% 4% . : 4 1 . – 84 – 90 70 – 72 ; 2 , ( ). ( ), . . . , , , . ( ) ( 70 74% 80% ). , , , . , – . , , , , . , , . , , , . , . . . . . . ( 8 – 9 ) . . . . , – , , . , . , ; , , .

( ) ( 11 – 12 14 – 15 ). , – . , : , , – . , “”. : ; , – , ; ” “. ( ) , -, , ; , . . , , , – . , , , . . , . – : ; 2 , – 1,5 . , – , . , , . . (., , .).

. , , . , . , , – . : , , , , . , – 11 – 12, , 12 – 13 , 15, – 16 – 17 . . : 11 – 15 , . 15 . . . , , : 1) ; 2) , . : . , – (., , , , . .). , . . , , . , . . , . , – , , . . . (). , .

( ) ( 14 – 15 17 – 18 ). ( ). , , . ( 24 – 25 ), 43 – 44% , , . , . , , . , .

.-. . . : 1) , : , , , – , ; 2) , – . .-. . . .

.: .., , , 1906; . ., , [M.], 1921; . [. . . : . . – .], ., 1933; . ., , [2 .], ., 1939; . , .: , 10- . . . , ., 1948; . ., – . ” “, 1946. . 11 – 12; . ., , .- ., 1948; . ., , ” . . . “, 1952, . 4; . ., . ., 1953; . [. ], . . . . , ., 1955; . ., . ., 1958; – . [. , . . . . ], ., 1958.

. . . .

:

  1. . 1. . .- .. .. . ., ‘ ‘, 1964. 832 . ., 7. .

Источник

Под анатомо-физическими особенностями развития детей понимают комплекс морфофункциональных характеристик организма, который определяет запас его физических сил. К ним относятся рост и масса тела.

С целью контроля за развитием ребенка необходима оценка изменения размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы, работоспособности.

Динамическое наблюдение за физическим развитием ребенка позволяет не только выявить индивидуальные особенности роста и развития, но и оценить состояние здоровья ребенка. Нарушения темпов роста и развития ребенка связаны со многими заболеваниями, могут возникать при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. Они являются показанием для проведения углубленного обследования ребенка.

В физическом развитии детей отмечается неравномерность нарастания тех или иных параметров, благодаря чему можно выделить определенные возрастные периоды, так называемые периоды физиологического вытяжения, которые влияют на функционирование ряда органов и систем. После рождения происходит постепенное снижение темпов нарастания роста и массы тела. Скорость развития роста имеет краниокаудальный градиент, причем нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопы растут быстрее голеней, голени – быстрее бедер и т. д. Постепенно формируется женский или мужской тип телосложения.

Масса тела

Масса тела доношенного ребенка при рождении в норме колеблется от 2500 до 4000 г и в среднем составляет 3200 г. Сразу после рождения у всех детей отмечают физиологическую убыль, которая не должна быть больше 8 % от массы тела ребенка при рождении. Максимальное падение массы тела ребенка происходит к 4-6-му дню, а затем наблюдается ее нарастание, и к 10-му дню жизни ребенок имеет те же показатели массы, что и при рождении. Физиологическая убыль массы тела объясняется интенсивными физиологическими процессами в организме. Она происходит, во-первых, за счет потери воды с дыханием, через кожу и слизистые оболочки (75%). Остальные 25% физиологической убыли приходятся на потерю жидкости с первородным калом (меконием) и мочой, а также за счет возможной рвоты проглоченными околоплодными водами.

Масса тела ребенка во многом зависит от сроков прикладывания к груди матери.

У повторнородящих матерей, имеющих более раннюю и полноценную лактацию, новорожденные дети теряют массу тела меньше. Раннее прикладывание ребенка к груди стимулирует лактацию у матери.

После 10-го дня жизни начинается интенсивная прибавка массы тела, которая в среднем составляет 25-30 г в сутки. Затем темны нарастания массы тела замедляются и к концу года достигают 10-15 г в сутки.

Читайте также:  Дополнительное развитие ребенка в детском саду

Существуют формулы расчета массы ребенка в различном возрасте. На первом году жизни в течение первых шести месяцев масса тела ребенка ежемесячно увеличивается на 800 г, а во втором полугодии – на 400 г. Таким образом, масса тела ребенка к году будет составлять:

масса тела ребенка при рождении + (800*6) + (400*6), т. е. примерно 10,5 кг.

Массу тела ребенка после года подсчитывают по следующим формулам: в возрасте от 2 до 5 лет: 19 – 2 (5 – n), от 6 до 11 лет: 19 + 3 (n – 5), от 12 до 16 лет: 5n – 20, где n – число лет ребенка.

Более точные оценки массы тела ребенка можно провести по таблицам.

Рост

Основным критерием физического развития ребенка является рост, так как эта величина наиболее стабильная и изменяется только в сторону увеличения. Во избежание терминологической путаницы уточним: термин «рост» применяют тогда, когда измерения проводят у ребенка, способного стоять, т. е. после 2 лет. В более раннем возрасте все измерения ребенка проводят лежа< поэтому приемлем термин «длина тела».

Длина тела новорожденных детей колеблется от 46 до 56 см, у мальчиков в среднем длина тела больше, чем у девочек. Недоношенными считаются дети, имеющие длину тела менее 45 см.

В первые два дня после рождения длина тела немного уменьшается за счет рассасывания родовой опухоли. Затем начинается увеличение.

Расчет длины тела ребенка до года производят исходя из квартальных прибавок. В I квартале ребенок прибавляет ежемесячно по 3 см, т.е. 9 см за квартал; во II квартале по 2,5 см за каждый месяц – 7,5 см за квартал, в III квартале по 1,5-2 см в месяц – 3,5-6 см за квартал, в IV квартале по 1,5 см за месяц – 4,5 см за квартал.

К 4 годам рост ребенка удваивается, к 12 годам – утраивается. После года рост замедляется, но отмечаются периоды его ускорения: у мальчиков в 4-5,5 лет, у девочек после 6 лет. Затем наступает второй период вытяжения: у мальчиков – от 13,5 до 15,5 лет, у девочек – от 8,5 до 11,5 лет.

Вытяжение за счет нижних конечностей происходит у мальчиков в 10-11 лет, у девочек в 8,5 и 11-12 лет. Рост прекращается у мальчиков в возрасте 17-25 лет, у девочек – в возрасте 16-25 лет.

Для ориентировочного подсчета роста детей можно использовать ряд формул.

1. В возрасте 4 лет ребенок должен иметь рост 100 см. В возрасте менее 4 лет его рост можно рассчитать по следующей формуле: 100 – 8 (4 – n), где n – число лет. В возрасте старше 4 лет рост будет равен: 100 + 6(n – 4).

2. Рост ребенка от 2 до 15 лет равен: 130 см (рост 8-летнего ребенка) – 7n (для детей моложе 8 лет) и 130 + 5n (для детей старше 8 лет), где n – число лет.

Изменение окружности головы

При рождении окружность головы ребенка в среднем равна 34 – 36 см. У детей до 6-месячного возраста окружность головы ежемесячно увеличивается в среднем на 1,5 см. К 6 месяцам она будет равна 43 см. В последующие месяцы (до 1 года) окружность увеличивается в среднем на 0,5 см. В возрасте от 1 года до 5 лет окружность головы ребенка в среднем увеличивается на 1 см в год. К 5 годам она будет равна 50 см. После 5 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,6 см.

Изменение окружности груди

Окружность груди – параметр, отражающий изменения поперечных размеров тела. Окружность груди показывает степень развития грудной клетки, тесно коррелирует с функциональными показателями дыхания, развития мышечного аппарата грудной клетки подкожного жирового слоя на груди.

При рождении окружность грудной клетки ребенка обычно меньше окружности головы на 1-2 см и равна 32-34 см. В 4 месяца окружности головы и груди становятся примерно одинаковыми, а затем окружность грудной клетки увеличивается быстрее, чем окружность головы.

Ориентировочный расчет окружности грудной клетки у детей до 1 года можно провести следующим образом: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц нужно вычесть 2 см, на каждый последующий месяц прибавить 0,5 см.

Окружность груди у ребенка в возрасте от 2 до 15 лет:

а) для детей до 10 лет: 63 – 1,5(10 – n), где n – число лет (до 10); 63 – окружность груди 10-летнего ребенка, см;

б) для детей старше 10 лет: 63 + 3 (n – 10), где n – возраст детей (старше 10), 3 – среднее увеличение окружности грудной клетки за год у детей старше 10 лет, см.

Изменение пропорций тела

С возрастом у ребенка меняются соотношения размеров различных частей тела. Так, постепенно меняется соотношение между высотой головы и длиной тела. Относительно стабильна длина туловища, во все возрастные периоды она равна 40% общей длины тела. Длина ног и верхней части лица у детей – наиболее динамичные величины, к тому же они являются чувствительными индикаторами возможных изменений пропорций тела.

Читайте также:  Центр развития ребенка на шверника

В практике нашло применение определение соотношения между верхними и нижними сегментами тела. В первые недели жизни соотношение составляет (1,7-1,5): 1; в период пубертата оно равно единице.

С возрастом меняется и соотношение между длиной и поперечными размерами тела. Изменение этих параметров дает представление о гармоничности развития ребенка.

Поверхность тела

Во все периоды детства, и особенно на первом году жизни, отмечается закономерность: чем меньше ребенок, тем больше его относительная поверхность тела на 1 кг массы. Например, у новорожденного на 1 кг массы приходится 0,06 м2 поверхности тела, а у взрослого – только 0,02 м2.

Ориентировочно площадь поверхности тела 5 (м2) ребенка любого возраста можно рассчитать по следующим формулам:

1.Для детей с массой тела от 1,5 кг и более:

S = (4M+7)/(M+90),

где М – масса тела.

В числителе М округляется до 0,25; в знаменателе – до 1 кг.

2. Для детей до 9 лет: площадь поверхности тела годовалого ребенка равна 0,43 м2, на каждый недостающий месяц от этой величины отнимают 0,02 м2, на каждый последующий год прибавляют 0,06 м2.

3. Для детей 10-17 лет:

S=(n-1)/10,

где n – возраст ребенка, годы.

С возрастом меняется и соотношение площадей отдельных частей тела. Для детей старше года ориентируются на следующее соотношение («правило девятки»):

голова и шея – 9 %;

верхние конечности: каждая – 9 %; обе – 18 %;

нижние конечности: каждая – 18 %; обе – 36 %; туловище: передняя поверхность – 18 %; задняя поверхность – 18 %; общая поверхность – 36 %.

Методика антропометрических измерений

Длину тела у детей первых 2 лет жизни измеряют в положении лежа с помощью горизонтального ростомера, имеющего подвижную планку для ног. По длиннику ростомера нанесена сантиметровая шкала. Ребенка укладывают на ростомер спиной с выпрямленными туловищем и ногами, макушка касается неподвижной планки. При этом глазница и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку ростомера плотно приставляют к пяткам. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Рост ребенка старше двух лет измеряют на специальном ростомере с вертикальной планкой. При этом ребенок касается пятками ми, ягодицами, межлопаточной частью туловища и затылком вертикальной планки, на которую нанесены сантиметровые деления. Подвижная планка ростомера опускается на голову ребенка. При этом линия, условно соединяющая наружный угол глаза и слуховой проход, должна быть перпендикулярна вертикальной планке. Рост сидящего ребенка измеряют на ростомере со специальным сидением.

Массу тела измеряют на механических или электронных весах. Для детей до 2 лет вначале взвешивают пеленку, на которую кладут ребенка, а затем самого ребенка. Для определения массы ребенка из получаемого результата вычитают массу пеленки.

Для оценки физического развития детей используют табличные данные роста, массы тела, окружности головы и грудной клетки, соответствующие возрасту ребенка. При этом используют шкалы в 7 интервалах. Если какой-либо параметр укладывается в интервал от 25 до 75 центилей, то данный показатель расценивается (как средний, в пределах до 10 центилей – ниже среднего, а в пределах 75 – 90 центилей – выше среднего, от 10 до 3 центилей – низкий, а от 90 до 97 центилей – высокий. Показатели, выходящие за пределы 3 и 97 центилей, расценивают как патологические, как правило, свидетельствующие о каком-либо заболевании у ребенка.

Массу детей старше 2 лет измеряют утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г. При этом ребенка максимально раздевают и вычитают из результата массу оставляемой одежды.

Масса тела является самым лабильным показателем физического развития. У детей 1-го года жизни чаще отмечают снижение массы тела (гипотрофию). Считают, что гипотрофия I степени возникает при снижении массы тела на 10-15% от среднестатистической, II степени – на 15-30%, III степени – более 30%.

При антропометрии окружность головы измеряют с помощью мягкой тканевой сантиметровой ленты. Ленту накладывают сзади по затылочной точке, спереди по надбровным дугам. Окружность груди измеряют при спокойном дыхании, на высоте вдоха и выдоха. Измерение производят сидя. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижние углы лопатки при отведенных руках. Затем руки опускают, и ленту проводят спереди на уровне сосков. У девочек с хорошо развитыми молочными железами сантиметровую ленту накладывают над молочными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

При необходимости измеряют окружность живота, бедер, а также длину и поперечники ряда костных образований с помощью специальных циркулей. При этом определяют различные индексы физического развития.

Читайте также:  Центр развития ребенка дербент

Увеличение массы тела относительно роста на 15-25% называется паратрофией I степени, от 25 до 50 % – паратрофией II степени, более чем на 50 % – паратрофией III степени. Паратрофии диагностируют у детей 1-го года жизни. У детей старше 1-го года это явление называется ожирением, однако степени ожирения те же.

Недостаток развития подкожного жирового слоя у детей 1-го года жизни часто приводит к задержке роста. Параллельная задержка массы тела и роста называется гипостатурой. Гипостатуру следует отличать от низкорослости, связанной с особенностями конституции, наследственной предрасположенностью. Эту форму низкого физического развития называют гипоплазией.

Однако следует выделять группу малорослых детей с заболеваниями, сопровождающимися аномалиями костной системы: ахондроплазией, хондродистрофией, периостальной дисплазией, спондилоэпифизарной дисплазией и, наконец, карликовостью.

У детей встречается и высокорослость. Ее также следует разграничить на нормальную и патологическую. Различают высокорослость транзиторную и сохраняющуюся до конца периода вытягивания. Примером транзиторной высокорослости можно считать большой вес и рост детей, рожденных от матерей, больных сахарным диабетом. Иногда большой рост у детей связан с гиперфункцией щитовидной железы или надпочечников (адреногенитальный синдром).

Гигантизм у детей может быть связан с гиперпродукцией опухоли аденогипофиза соматотропного гормона.

Высокий рост у здоровых детей может быть конституционально обусловленным.

В большой степени физическое развитие детей зависит от условий жизни. Так, при дефиците некоторых пищевых ингредиентов (витамин А, цинк, иод и др.) физическое развитие замедляется. Наоборот, избыточность питания может ускорять биологическое развитие.

Режим дня также оказывает влияние на физическое развитие ребенка. Малоподвижность отрицательно сказывается на развитии костно-мышечного аппарата. Однако и усиленные не по возрасту нагрузки ведут к замедлению или остановке физического развития. Эмоциональное состояние ребенка также влияет на темпы физического развития, которые могут замедляться при превалировании отрицательных эмоций. Определенное воздействие на рост и развитие детей оказывают острые и особенно хронические заболевания.

В некоторых регионах земного шара на физическое развитие детей влияют факторы окружающей среды. Так, высокогорье обычно тормозит рост, а жаркий климат в ряде регионов, наоборот, способствует росту.

В 70-80 гг. XX в. в России и в ряде других стран наблюдалась акселерация – ускорение роста детей, а также наступление половой зрелости в более раннем возрасте. К 90 гг. эта тенденция уменьшилась.

Источник

Анатомо физиологические особенности развития организма ребенка

: `-` ` `

– – . – , . , . . (. . 1). , . , : ( ), ,- , ( , ). , : 1) ( 1 4 ), – ; 2) ( 5 7 ), ; 3) ( 8 10 ); 4) ( 11 16 ) 5) ( 16 20 ).

Анатомо физиологические особенности развития организма ребенка

. 1 – ( . )

, , (. .). , , . . , ( ) 1/4 , 2- – 1/5, 6- – 1/6, 12- – 1/7, 15- – 2/15, – 1/8 .

, . . : () . 7 , – . (., ), (., ) .. , . 24 – 25 . . : . , . ( . ) . .

Анатомо физиологические особенности развития организма ребенка

: 1 – ; 2 – 6 ; 3 – 15

, , , , . 16 – 17%, 4 – 5 22%, 35 – 40% , . . 50%. ( ), ; , , . , 30- , ( , . . .). (. . 2), . . , . . , .

Анатомо физиологические особенности развития организма ребенка

. 2. – ( ; )

, . , – (5 – 7 . 2 – 3- ). , , , . , , 3 – 3,5 (. . 3).

Анатомо физиологические особенности развития организма ребенка

. 3 – ( )

. 11 – 12- , (0,63 – 0,89% 0,48 – 0,52% ); , . (. . 4).

Анатомо физиологические особенности развития организма ребенка

. 4 – ( ; )

, 2 (. . 5). , , , . – , ( ) , . . ; .

Анатомо физиологические особенности развития организма ребенка

. 5 – ( )

. . 6 – 8- . 2- 20 . 5- . : 28 15 – 17- . . , .

, , . . , , . – , , , , , . , , , , , . , . . , – . 4 , (. . 6). , . , .

Анатомо физиологические особенности развития организма ребенка

. 6 – ( )

. . . , 8 – 9 , 3 (. . 7). 10 – 12- , . . . , ” “, . . . . 2 : 1) , ; () ; 2) , . , . , .

Анатомо физиологические особенности развития организма ребенка

. 7 – ( ; ). * 1429 ., ** 1350 .

, . . , , , , . . . , , – , 8 – 10 ; . , . , – 20 . , . – , – ( 4 ) , , , , , . . . , , . . . , . . , . , , . .

. , . , , – , , . . . , 70- . 19 . () , 15- 7,6 , . ( ) , 15- 10 , . , , .

. .-. . .

( 1 ). . 3 – ( ), ( , ) ( . .). . , , , , ( , ). 1- , 2- 3- , , , , , . 4- (), , , . 7 – 8- , , , , . 1- , . . . , : , 1- 2- , ( ) , , 2-, 3- , , . ( ) : , , , , -, , . , – .

( 1 3 ). 2- , , . , , , – , . , , 5- . : , . – : ” ” (. . ). 2 – 3- . 3- , , . , . . , . . (. ). – “-” (), , ( , ). : , . . .

( 3 7 ). : ( ) 7 . , . . . – . 6 – 7 . – , , , , . ( , ), , , , . . , – , . ., . , . , . , (15% 25% ). . 6 – 7 : , . , . . ; , – . . . : ; () (. . -). , , , ( ) . – : (. . ). . , . (). 5 – 6- .

( 7 11 – 12 ). 5 , 2 – 2,5 , 18 . ( 64 ) , . . ., , : , 2% 4% . : 4 1 . – 84 – 90 70 – 72 ; 2 , ( ). ( ), . . . , , , . ( ) ( 70 74% 80% ). , , , . , – . , , , , . , , . , , , . , . . . . . . ( 8 – 9 ) . . . . , – , , . , . , ; , , .

( ) ( 11 – 12 14 – 15 ). , – . , : , , – . , “”. : ; , – , ; ” “. ( ) , -, , ; , . . , , , – . , , , . . , . – : ; 2 , – 1,5 . , – , . , , . . (., , .).

. , , . , . , , – . : , , , , . , – 11 – 12, , 12 – 13 , 15, – 16 – 17 . . : 11 – 15 , . 15 . . . , , : 1) ; 2) , . : . , – (., , , , . .). , . . , , . , . . , . , – , , . . . (). , .

( ) ( 14 – 15 17 – 18 ). ( ). , , . ( 24 – 25 ), 43 – 44% , , . , . , , . , .

.-. . . : 1) , : , , , – , ; 2) , – . .-. . . .

.: .., , , 1906; . ., , [M.], 1921; . [. . . : . . – .], ., 1933; . ., , [2 .], ., 1939; . , .: , 10- . . . , ., 1948; . ., – . ” “, 1946. . 11 – 12; . ., , .- ., 1948; . ., , ” . . . “, 1952, . 4; . ., . ., 1953; . [. ], . . . . , ., 1955; . ., . ., 1958; – . [. , . . . . ], ., 1958.

. . . .

:

  1. . 1. . .- .. .. . ., ‘ ‘, 1964. 832 . ., 7. .

Источник