Запинки у ребенка 5 лет

“Ты не пройдешь!!!” Иллюстрация автора

Всем привет!

Была у нас такая неприятная страница в жизни – физиологические запинки. Да, это не смертельно, но страшно смотреть, когда твой маленький ребенок не может выговорить нормально слово, а “добрые” люди еще начинают говорить:

-Да у тебя заикания, девочка. Ой-ой-ой!

Но обо всём по порядку.

Два года в стрессе ????

Все началось в одно сентябрьское утро, когда Алисе только-только исполнилось 3 года. Она вместо того, чтобы нормально выговаривать слова (как она это делала раньше) начала повторять первые слоги слов. Например: “МА-ма-ма-ма-МА”, “ДА-да-да-дай” и т.д.

Пару дней я думала, что Алиса так играет. Но она продолжала периодически так говорить. Мне уже стало страшно. И я начала предполагать, что у ребенка заикания.

Наш терапевт указала к кому надо сходить на обследование. Это оказались логопед и невролог (листайте галерею).

Заключение невролога от 02.10.14

Заключение невролога от 02.10.14

Врачи однозначно сказали, что это у Алисы не заикание, а именно физиологические запинки☝️. Выдержка с сайта “ЛОГОПЕД ДОМА”:

“????Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей.

????Вся деятельность ребенка и общение с окружающими сопровождается обычно высоким эмоциональным подъемом.

????Это приводит к тому, что речь ребенка от 2 до 5 лет обычно изобилует разного рода повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и фразового оформления мысли, разбросанностью, хаотичностью и прочими несовершенствами. “

https://logopeddoma.ru/news/fiziologicheskie_iteracii_zapinki_nesudorozhnogo_kharaktera/2013-06-20-288

Я успокоилась. И мы терпеливо с мужем стали жать, когда они сами закончатся.

Но прошло полгода, год, а “воз и ныне там”. Но я точно знала, что это у нее запинки. Мы ей повторяли, чтобы она не спешила говорить: “Подумай, что ты хочешь сказать, а потом говори. Не спеши.

Казалось её мысли бежали галопом вперед, а артикуляция не справлялась с этим напором, и она просто захлебывалась в звуках.

Моя боль ????

В садике в честь праздника 9 мая, к ним приходили ветераны, и дети их поздравляли. Дарили цветы????.

Вечером, когда я забрала Алису из садика, дома она была очень расстроенной и молчаливой.

– Алисик, что случилось?

И тут дочка рассказала то, от чего у меня ком встал в горле, и я еле сдержала слёзы.

-В садике, бабушка которой я дарила цветы, сказала, что я заикаюсь. Это правда мама?

Вы не представляете, как мне было горько. Вот как так можно?! Сказать ребенку такое. Не понимаю…

Я долго с дочкой говорила, и в итоге она повеселела. И забыла об этой ситуации.

Через год, после осмотра у врачей, я вновь повела Алису на консультацию.

Заключение невролога от 10.11.2015

Как видите, ничего не было у нее выявлено. На приеме у врача Алиса говорила АБСОЛЮТНО нормально????.

Больше не буду грузить вас хождениями по врачам. Их было много. И Алиса была здорова. Врачи ничего не могли поделать с ее запинками.????

❗️Как избавились от них

Я поняла, что уже не стоит надеяться на врачей, НАДО БРАТЬ ВСЕ В СВОИ РУКИ. Рассуждала так:

“Все дело в голове, это уже психологическая проблема. Алиса не может выговорить слово… дыхание… воздух… И тут меня озарило!

Алиса пытается сказать слована вдохе, и поэтому она не может их нормально произнести. Ей надо показать, что говорить надо на выдохе.”

-Алисик, смотри. Представь, что слова – это кораблики⛵, которое плывут вместе с потоком воздуха из твоего рта. Как лодочки по реке????…

Вы не поверите, но после того, как мы поняли в чем причина проблемы, все стало ясно как божий день. За неделю, Алиса стала ГОРАЗДО лучше говорить. Спустя месяц от запинок ни осталось и следа. Я боялась поверить своему счастью!

Сейчас Алисе 8, но теперь уже никто не сможет сказать, что у неё когда-то были запинки.

А вот как мы лечили у Олежки – непроходимость слёзного канала. https://zen.yandex.ru/media/family_blog_mr/moi-opyt-neprohodimost-sleznogo-kanala-kak-my-lechili-5cf79cb0c4f43e0a1d116347

Ваш автор – Юлия.

Источник

Запинки в речи детей часто являются симптомом невроза и сигналом о проблемах малышей в эмоциональной сфере и, в целом, о нарушениях межличностных отношений в семье.

Однако, несмотря на изматывающее воздействие запинок, с ними легче работать и расстаться, чем, например, с тиками и энурезом, так как «запинанием» ребёнок реагирует чаще всего на ситуацию, возникшую относительно недавно, а следовательно, последствия ее негативного воздействия на малыша, можно оперативно смягчить.

Следование ниже изложенным рекомендациям на практике помогло многим семьям справиться с «запинками» детей самостоятельно и значительно уменьшить другие невротические проявления. Особенно это важно, если обращение к специалистам по какой-либо причине затруднено.

– Желателен курс расслабляющего массажа у опытного массажиста (в процессе массажа, по предварительной договоренности, взрослыми в присутствии ребенка могут обсуждаться только положительные или юмористические ситуации и события);

– Дома как можно больше играть с водой (теплой): в ванной комнате или во дворе поставить ёмкость с водой, положить игрушки: кораблики и т.п. (ребенок играет сам или при участии взрослого в спокойную игру). Внимание детей, которые сразу начинают «топить корабли», бить по воде, устраивать суперволны, незаметно следует переключить на сюжетный вариант игры: например, «лодка очень осторожно пересекает море и аккуратно перевозит «пассажиров» (игрушки) на «другой берег» и т п.

– Просмотр телевизора ребенком максимум 2 часа в день при условии постоянного предварительного отбора взрослыми мультфильмов, в сюжетах которых отсутствуют элементы угроз, насилия и страшных образов (монстров, пиратов и т.п.).

Читайте также:  Суп для ребенка 5 лет

– Временно прекратить походы в развлекательные центры и другие подобные эмоционально насыщенные места.

– Чтение спокойным тоном сказок (добрых, не содержащих в сюжете фрагменты, заставляющие ребенка переживать и плакать от жалости к главным героям литературного произведения).

– Отдыхать возле речки, моря, в лесной зоне, где нет детей и людей (наблюдать за природой, находить и рассматривать необычные интересные по форме природные материалы).

– При ребенке не спорить, не ссориться, не обсуждать его запинание. Общаться ровно, спокойно, медленно.

– На ночь рассказывать сказки (добрые) или придуманные истории (о детях, животных, птицах и др.); обсуждать с ребенком ситуации, которые его за день порадовали, огорчили, разозлили, напугали, стараясь сразу объяснять ему тревожащие моменты, что позволит снизить риск самостоятельного «поиска» ответов на пугающие вопросы в ночное время.

– Речь ребенка частично зависит от развития мелкой моторики рук, регулярного массажа области ладоней и подушечек пальцев, следовательно, очень эффективны, для избавления от запинок, будут игры с пластилином, песком, крупами (всеми мелкими предметами, которые оказывают силовое и точечное тактильное воздействие на область ладоней и пальцев). В домашних условиях можно играть в различные игры (на столе (например, в кухне) насыпать крупы для игры с маленькими грузовыми машинками, пустыми ёмкостями, кукольной посудой и др. (под наблюдением взрослых ! с целью избегания проглатывания и вдыхания ребенком мелких предметов); смешать горох и фасоль и раскладывать их по кучкам, пуговицы нескольких видов и т.п.).

– Игры в «молчанку» (общаясь с помощью жестов) и «говорим шепотом» по 20-30 минут ежедневно.

– Стараться не опережать желания ребенка, давать ему возможность спокойно сформулировать и договорить свою просьбу (по схеме «захотел-сформулировал-получил»).

– Меньше давать на выбор игрушек, видов продуктов питания, развлечений (предлагать в спокойном, уверенном тоне: например, «Мы сейчас идем кормить птиц крошками; одеваемся…»).

– Во время совместных игр выполнять сопроводительную функцию, не собирая, например, конструктор за ребенка, а лишь помогая ему в этом занятии.

– Если есть такая возможность, не убирать недостроенные постройки из кубиков и конструктора на ночь; дать возможность ребенку засыпать с мыслью о «завтрашнем» строительстве и утром продолжить игру.

– При засыпании, укладывать ребенка в его кроватку, поглаживая спинку, голову медленно, нежно, спокойно, периодически самостоятельно массируя кончиками пальцев ножки ребенка, что позволяет снять излишнее напряжение.

– Стараться предупреждать возникновение конфликтов ребенка со сверстниками. Обсуждать с малышом его эмоции и поступки других детей спокойно, уверенно, справедливо.

– Свести к минимуму использование сотовой связи, планшетов, компьютеров и т.п. в присутствии ребенка (даже если сам он в это время просто находится рядом с Вами в одном помещении).

– Телевизионные программы, фильмы, мультфильмы в присутствии ребенка желательно смотреть только те, в сюжете которых нет агрессии, насилия и громких неожиданных эффектов.

Источник

Наталья Морозова
Консультация «Что делать, если у ребёнка в речи появились «запинки»?

При внезапно возникшем заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно не проводятся. В этом случае необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком — необходимое условие для лечения заикания (лечение любовью). Успех в преодолении заикания во многом определяется поведением родителей, их готовностью изменять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя.

Щадящий режим

1. В семье не должно упоминаться слово «заикание», которое может непроизвольно травмировать психику ребёнка. Слово «заикание» заменить на «запинки».

Нужно проявить тонкий педагогический такт (особенно при исправлении речевых ошибок).Неприемлема излишняя фиксация внимания на дефекте: «Ты опять заикаешься, говори медленно». В присутствии ребёнка никогда не следует говорить о его речевом дефекте, чтобы у него не развился страх перед речью и чувство неполноценности. Если же он сам начинает говорить о своём заикании, то следует его успокоить и объяснить, что он ещё не научился правильно говорить, что со временем научится и эти затруднения пройдут. И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

2. Разумно чередовать сон, труд и отдых. Большое значение имеет глубокий сон. Хроническое недосыпание крайне вредно сказывается на нервной системе человека. После крепкого здорового сна речь значительно лучше. На сон должно быть отведено не менее 10 часов ночью и 2 часа днём. Приём пищи предусматривается не позже, чем за 1,5 – 2 часа до сна, ибо в противном случае восстановление силы нервных клеток коры г. м. во время сна протекает мене интенсивно.

3. Своевременно питаться. В рационе питания должны быть овощи и фрукты, витамины С, А и д. т. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.

4. Необходимо пребывание на свежем воздухе. Во время прогулок старайтесь, чтобы ребёнок не очень быстро бегал, меньше было игр с элементами соревнования.

5. Кроме того, при заикании полезны оздоровительные мероприятия.На речь заикающегося влияет все: и психическое, и физическое состояние организма. Практически любые болезни ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Ребенок, вынужденный весь день проводить в душном, часто тесном помещении, принуждаемый к малоподвижности, отучается по-настоящему полноценно дышать и двигаться. Чтобы защитить ребенка и от возможных простуд, и укрепить его здоровье, нужно вспомнить о такой простой и доступной вещи, как закаливание. Что и в какой последовательности делать, лучше обсудить с врачом. Очень хорошо, если вы присоединитесь к ребенку, покажете ему пример. И, конечно, никакого обливания сквозь слезы или принудительного моржевания. «Здоровье любой ценой» — точно не подходящий для вас путь. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали при этом удовольствие, и от самих процедур, и от общения друг с другом.

Читайте также:  Пересказ ребенка 5 лет

6. Детям лучше проводить лето в привычной для них климатической обстановке – на даче, в деревне. Поездка на юг к морю, где длительное пребывание на солнце, неумеренные морские купания, ещё больше возбуждают ослабленных детей.

7. Нельзя допускать физического переутомления. Нарушается свободное дыхание, нарастает напряжение в мышцах, что сковывает все движения и речь.

8. Уже с самого раннего возраста в развитии речи ребёнка на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Вы незаметно можете помочь ребенку изменить манеру речи, для этого постарайтесь сами говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова (но не по слогам и не нараспев). Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Не требуя от ребенка, чтобы он говорил ритмизировано, сами почаще говорите и читайте ему с ритмом, чтобы сработал «обезьяний» рефлекс, и ребенок воспользовался бы приемом ритмизации речи неосознанно. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и какие вопросов вы задаете своему ребенку, сколько среди них пустых, просто глупых, не требующих вообще никакого ответа. Не провоцируйте ребенка на речь. На вопрос ребёнкаотвечайте очень понятно: на его уровне и несложными фразами. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Давайте себе время увидеть, что происходит. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь. Нельзя допускать ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребенка часто свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы.

9. Общаясь с взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием, ребенок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи.

Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находится еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому нужно оберегать от психических и физических травм, бурных проявлений гнева или радости, от пребывания среди нервных, беспокойных детей. Желательно не водить в д/с. Если такой возможности нет, то попросить воспитателя сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

10. Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказа-ния, частые одергивания. Слишком строгое воспитание вредно тем, что ребёнок чувствует себя обделённым лаской, вниманием родителей и считает, что они равнодушны к нему. Он растёт скрытным, молчаливым, трусливым по отношению к более сильным старшим и агрессивным к слабым и младшим. Должно быть больше тактильных контактов. Лечение любовью. Не должно быть никакого режима молчания.

11. Чрезмерно избалованные дети, привыкшие к тому, что им всё дозволено, часто не могут наладить общение с другими детьми и становятся объектом насмешек. В результате у них появляется боязливость, неуверенность, скованность и в то же время упрямство, агрессивность, желание добиться своего.

12. Неровное отношение кого – либо из родителей вызывает, с одной стороны, непослушание, с другой стороны – страх перед наказанием, что редко порождает лживость, неумение управлять своими желаниями и поступками. Неровное отношение проявляется и при разных требованиях родителей, когда один из них слишком строг, а другой чрезмерно добр и уступчив. Все эти дефекты воспитания предрасполагают к усилению заикания.

13. Нельзя слишком перегружать речь ребенка, форсировать ее без учета возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию. Необходимо помнить,что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограниченны: у него ещё недостаточно сформировано речевое дыхание, которое не соответствует психической возможности произнесения сложных фраз, беден словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые порой требуют от ребёнка слишком многого, заставляя его произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме. В этот период нужно прекратить все развивающие занятия.

14. Следует учитывать, что правильно выговаривать все звуки речи ребенок сможет только после 4 – 5(6) лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Кроме того, это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы.

15. Не следует перегружать ребёнка и избыточными впечатлениями, которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение. К сожалению, некоторые родители, бабушки и дедушки часто водят детей в кино, театр, цирк, мега – магазины, разрешают подолгу смотреть телевизор, пользоваться гаджетами (планшет, смартфон и т. д.). Между тем посещение кинотеатров ребенку дошкольного возраста не рекомендуется вообще. Возбужденный и утомленный, перегруженный впечатлениями после посещений кинотеатра, театра, цирка, ребенок не может удержаться от расспросов, высказываний. При этом он глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звуки или слова, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо. В его речи появляются запинки. Вышесказанное отнюдь не означает, что нужно полностью исключить посещения театра, цирка. Но делать это нужно очень осторожно, заранее знакомясь с содержанием пьесы, постоянно помня о возрастных возможностях ребенка, о впечатлительности малыша, о ранимости его нервной системы. Когда дети смотрят бесконтрольно все передачи, они получают избыточную информацию, которую не в силах понять и усвоить. Это истощает нервную систему и усиливает заикание, нередко приводит к различным нарушениям сна. Лучше смотреть 1-2 телепередачи в неделю (при условии если они демонстрируются не перед сном и соответствуют возрасту ребёнка, даже «Спокойной ночи, малыши» не рекомендуется смотреть, так как демонстрируется она перед сном). Шумные игры в вечернее время также недопустимы. В силу особенностей своей НС заикающиеся очень утомляемы и поэтому нуждаются в спокойной обстановке, особенно вечером, перед сном. А ещё лучше, если вечером погуляете с ним и во время прогулки мирно побеседуете. В это время комнату нужно проветрить. Это проводится за час – полтора до сна. Желательно отказаться на период лечения от компьютерных игр. Телевизор, магнитофон включаются на минимальную громкость, так как громкий звук очень утомляет нервную систему.

Читайте также:  Бассеин для ребенка 5 лет

16. В детской комнате навести порядок. Нужно убрать возбуждающие предметы, игрушек оставить 10 – 15 и менять их 1 раз в неделю или в две недели.

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно.

Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется.

Вы можете делать обычные рутинные домашние дела вместе с ребенком. Девочки часто с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, мальчики охотно возятся с рабочими инструментами.

Играя в одиночестве, ребенок озвучивает свои действия, но, как правило, не заикается. Многие дети говорят без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми. Не запрещайте такую речь.

17. Иногда заикание появляется у детей в результате чувства страха. Однако взрослому не всегда удается вовремя заметить скрытую тревогу, беспокойство малыша и тем более разгадать их причину. Помочь этому может наблюдение за поведением ребенка. Нельзя оставлять без внимания случаи, когда малыш боится один спать в комнате, пугается темноты, не остается один в помещении. Выяснив причину страха, надо постараться или устранить ее (например, оставлять в спальне ночник, пока ребенок не заснет, не рассказывать на ночь страшных сказок, волнующих историй, или показать ребенку, что в том, что он считает таинственным и страшным, на самом деле ничего таинственного и страшного нет. Ирония, насмешка, равно как и выговоры и наказание, в таком случае не помогут, а, наоборот, еще больше усилят чувство страха. Осторожно, тактично и бережно нужно приучать ребенка преодолевать свой страх. Малыш боится оставаться один в комнате — обойдите вместе с ним все углы, загляните под диван, другую мебель, покажите, что никого там нет и бояться некого.

18. Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем.», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем.». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

Источник