Вторичные нарушения развития ребенка

Вторичные нарушения развития ребенка thumbnail

Определение 1

Первичные дефекты развития – это нарушения, которые вытекают непосредственно из биологического характера болезни (нарушение слуха, зрения, органов чувств и т.д.).

Определение 2

Вторичные дефекты развития – это дефекты, которые возникают опосредованно, во время аномального социального развития ребенка.

Понятие дефекта развития

Все дети, имеющие различные отклонения в развитии имеют психические или физические недостатки, которые со временем приводят к отклонениям и в общем развитии. В зависимости от того каков характер дефекта, времени его наступления, некоторые недостатки могут быть преодолены полностью, некоторые лишь корректироваться, а некоторые частично компенсироваться.

Дефект развития – это психический или физический недостаток, который вызывает нарушение нормального развития ребенка, но при этом не всегда характеризуется только лишь отрицательными признаками.

Таким образом, дефект не отрицает положительных тенденций в развитии ребенка имеющего разного рода аномалии. Наличие положительных тенденций в развитии ребенка во многом зависят от окружающей его среды, уровня воспитания и обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Л. С. Выготский ввел понятие о первичных и вторичных дефектах развития. Согласно его исследованиям, первичные дефекты развития обусловлены различными органическими поражениями или недоразвития определенной биологической системы организма, в то время как вторичные дефекты развития носят характер нарушений социального поведения и психического недоразвития, которые вытекают непосредственного из первичного дефекта и обусловлены им.

Первичные дефекты развития

Первичные дефекты развития имеют биологическую природу повреждения систем или отдельных органов, например, к первичным дефектам развития относятся нарушения слухового анализатора, локальные нарушения различных отделов ЦНС, нарушение зрительного анализатора и т.п.

Указанные нарушения могут быть как приобретенными, так и врожденными. Для возникновения врожденных нарушений большое значение имеют наследственные факторы, ряд вредных воздействий на плод в процессе беременности (травма, интоксикация, инфекция), а также травмы в родах. Приобретенные нарушения обусловлены перенесенными ребенком инфекциями, травами и т.п.

Большое значение для детей, имеющих отклонения в развитии, имеет качество и степень первичного дефекта.

Коррекция первичных нарушений производится посредством использования методов и средств медицины. Важное значение в коррекционной работе, имеют последние достижения в области медицины и развития медицинской техники, например, слуховые аппараты, имплантаты, очки, линзы и т.д.

Кроме того, в настоящее время большие надежды в коррекции и полном преодолении первичных нарушений развития детей связаны с развитием генной инженерии и иммунологии.

Вторичные дефекты развития

Вторичные отклонения развития являются производными от первичных дефектов развития. Взаимосвязь первичных и вторичных дефектов не имеет однозначной органической природы, она не столь безусловна, как это ранее было представлено исследователями в области детской дефектологии.

Вторичные дефекты развития имеют специфический характер, который выражается в психическом недоразвитии и нарушении социального поведения, вытекающий непосредственно из первичного дефекта и обусловленный им. В данном случае первичный дефект имеет характер недоразвития.

Вторичный дефект развития – это одной из основных объектов исследований в области детской психологии и психолого-педагогической коррекции аномальных развитий детей.

Чаще всего вторично не развиваются или недоразвиваются те функции, которые находятся в непосредственной взаимосвязи с зоной подвергшейся поражению, например, недоразвитость понимания устной речи у детей, имеющих нарушения слуха.

Таким образом, вторичные нарушения возникают у ребенка тогда, когда первичные дефекты приводят к «выпадению» ребенка из социальной среды.

По мнению Л. С. Выготского, данные «выпадения» можно предотвратить, если ребенку будет обеспечен необходимый уход, в соответствии с его потребностями и учетом имеющихся нарушений. Так же это достигается посредством обеспечения ребенку с отклонениями необходимого доступа к источнику культуры, общения, развитию и т. п.

Так как вторичные дефекты развития не имеют прямой органической природы, то они не требуют и специальной коррекции посредством медицинских приемов и способов. Предупреждение и коррекция вторичных дефектов развития осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики и психологии.

Механизм возникновения вторичных дефектов развития:

  1. Вторичные дефекты функций организма находятся во взаимосвязи с непосредственно поврежденными органами или системами, например, нарушение развития устной речи у детей, имеющих проблемы со слухом, в результате конструктивного праксиса или ДЦП.

  2. Вторичные дефекты характерны для тех функций организма, которые в процессе повреждения находятся в сенситивном периоде развития. В результате чего разные нарушения могут приводить к различным дефектам, например, вдошкольном возрасте сенситивный период развития проходит произвольная моторика ребенка. При некоторых перенесенных инфекционных заболеваниях в это время (менингит), может отмечаться задержка формирования данной функции. Проявляется это в двигательной расторможенности.

  3. Одним из важнейших факторов возникновения вторичных дефектов развития является социальная депривация.

    Определение 3

    Социальная депривация – это невозможность полноценного общения со сверстниками и взрослыми, в результате чего происходит торможение в в развитии функций восприятия и памяти.

    Например, в результате олигофрении происходит недоразвитие мышления, что способствует вторичному недоразвитию потенциально более сохранного праксиса.

Источник

Инфоурок

Школьному психологу
›Презентации›Презентация на тему “Первичный и вторичный дефект отклоняющегося развития”

Первичный и вторичный дефект отклоняющегося развития

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Первичный и вторичный дефект отклоняющегося развития

Описание слайда:

Первичный и вторичный дефект отклоняющегося развития

2 слайд

В научной традиции, заложенной Л.С. Выготским в дефектологии, различают перви

Описание слайда:

В научной традиции, заложенной Л.С. Выготским в дефектологии, различают первичные и вторичные нарушения развития.

3 слайд

Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты

Описание слайда:

Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы). Они могут выть врожденными и приобретенными. В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы. Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, травм, интоксикаций и т.п. В основе понятия «дефект» лежит латинское слово «defectus» – «недостаток». Каждый дефект имеет свою структуру.

4 слайд

Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль

Описание слайда:

Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и кохлеарная имплантация в коррекции нарушений слуха, коррекция нарушения зрения очками или линзами). Большие надежды в предотвращении появления первичных нарушений в развитии у детей связываются с развитием иммунологии и генной инженерии и т.п.

5 слайд

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиче

Описание слайда:

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив детерминирует отклонения в личностном развитии. То есть, дефект, препятствующий нормальному, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.

6 слайд

 К группе вторичных дефектов относится вся совокупность отклонений, проявляю

Описание слайда:

 К группе вторичных дефектов относится вся совокупность отклонений, проявляющихся на основе первичного. То есть вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития. Чаще всего отклонения данной группы развиваются при отсутствии оказания помощи и коррекции первичного дефекта.

7 слайд

Преодоление первичных дефектов возможно при условии грамотного медицинского

Описание слайда:

Преодоление первичных дефектов возможно при условии грамотного медицинского воздействия, когда как устранение вто­ричных отклонений происходит при коррекционно-педагогическом воздействии. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей: изменением иерархических отношений между первичным и вторичным дефектом.

8 слайд

ТЕОРИИ КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТА Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возм

Описание слайда:

ТЕОРИИ КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТА Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестрой­ки частично нарушенных функций, т. е. в процессе ком­пенсации утраченных или поврежденных функций впол­не возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участ­вовали в осуществлении других функций. Специа­листы выделяют два типа компенсации дефекта. 1.Компенсация дефекта происходит на внутри­системном уровне и осуществляется за счет привлече­ния сохранных элементов пострадавших структур. 2.Компенсация происходит на межсистемном уровне и осуществляется за счет перестройки систем и включения в работу совершенно других структур.

9 слайд

Дети с нарушением слуха Первичный дефект ─ врожденное отсутствие или потеря с

Описание слайда:

Дети с нарушением слуха Первичный дефект ─ врожденное отсутствие или потеря слуха ─ может проявляться как тотальный. Степень нарушения может быть значительной (утрата слуха свыше 80 Дб). Дефект считается частичным, когда потеря слуха ограничена диапазоном до 94 Дб (10 ─ пересмотр МКБ).

10 слайд

Вторичный дефект при потери слуха является недоразвитие речи. Наследственное

Описание слайда:

Вторичный дефект при потери слуха является недоразвитие речи. Наследственное, врожденное или рано приобретенное поражение слуховой функции препятствует самостоятельному развитию словесной речи на основе сопоставления и подражания.

11 слайд

Вторичный дефект в свою очередь вызывает особенности познавательной деятельн

Описание слайда:

Вторичный дефект в свою очередь вызывает особенности познавательной деятельности, своеобразие формирования эмоционально-волевой сферы и индивидуально-личностные особенности ребенка. Когда слух отсутствует или нарушения его глубоки и в связи с этим речь неразвита, у ребенка спонтанно начнут формироваться такие элементарные психические процессы, как восприятие, наглядное мышление, образная память. Однако при этом будет наблюдаться своеобразие функционирования. Логическая память, словесно-логическое мышление, воображение испытают наибольший ущерб от дефекта.

12 слайд

Мышление рано оглохшего ребенка на раннем этапе развития своеобразное. Мысли

Описание слайда:

Мышление рано оглохшего ребенка на раннем этапе развития своеобразное. Мыслительные операции формируются главным образом на основе восприятия и практических действий, наглядного сравнения предметов и явлений. Дети оперируют образами, а не понятиями. Отставание в развитии наглядно-образного мышления легче преодолеть, чем словесно-логического. При значительных остатках слуха и восприятие, и память, и мышление, и воображение развиваются в более благоприятных условиях.

13 слайд

Дети с нарушением зрения Первичный дефект ─ врожденное отсутствие или потеря

Описание слайда:

Дети с нарушением зрения Первичный дефект ─ врожденное отсутствие или потеря зрения ─ может проявляться как тотальный или частичный. Вторичные дефекты: недостаточность пространственной ориентации, конкретных предметных представлений, образного мышления, недостаточная выразительность мимики, своеобразие походки.

14 слайд

Дети с ЗПР Первичные задержки церебрально-органического генеза являются наибо

Описание слайда:

Дети с ЗПР Первичные задержки церебрально-органического генеза являются наиболее распространенными нарушениями развития. В их основе лежат гипоксические, травматические, инфекционные, токсические и другие факторы, действующие на развивающийся мозг в перинатальном периоде (родовая травма, асфиксия, ранние инфекции, недоношенность, некоторые наследственные заболевания, эндокринопатии и др.), приводящие к негрубому поражению головного мозга, не достигающему четкого органического дефекта. 

15 слайд

Вторичные задержки нервно-психического развития возникают на фоне первично не

Описание слайда:

Вторичные задержки нервно-психического развития возникают на фоне первично неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (например, при пороках сердца), сопровождающихся церебральной недостаточностью в виде минимальной мозговой дисфункции. Обменные нарушения и связанные с ними токсические и гипоксические воздействия при хронических соматических заболеваниях в сочетании с неустойчивостью регуляции гомеостаза особенно в раннем возрасте приводят к поражению нервной системы и приостановке психофизического развития. Отличительным признаком вторичных задержек психического развития является наличие в их структуре аффективных расстройств и замедленного формирования положительных эмоциональных реакций. В этих случаях на фоне низкого эмоционального тонуса наблюдается отставание адекватных форм общения со взрослыми, долго не развивается эмоционально-игровой характер коммуникаций, отсутствуют подражательные жесты, адекватная мимика, задержаны начальные этапы речевого развития. 

16 слайд

Дети с нарушением интеллекта Первичным дефект. Органическое поражение головно

Описание слайда:

Дети с нарушением интеллекта Первичным дефект. Органическое поражение головного мозга. Вторичный дефект – нарушение таких высших психических функций, как словесно-логическое мышление, произвольная память, активное восприятие, нарушения личности (примитивные реакции, завышенная или заниженная самооценка, негативизм, недоразвитие воли, стереотипное, шаблонное, негибкое поведение).

Выберите книгу со скидкой:

Вторичные нарушения развития ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Вторичные нарушения развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Вторичные нарушения развития ребенка

Курс повышения квалификации

Вторичные нарушения развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Психолог

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1040958

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Исходя их ИДЕИ О СИСТЕМНОМ СТРОЕНИИ ДЕФЕКТА, Л.С.Выготский (1960) предложил различать в аномальном развитии II ГРУППЫ СИМПТОМОВ:

1) ПЕРВИЧНЫЕ — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха, зрения при поражении органов чувств, локальные поражения определённых корковых зон и т.д.).

2) ВТОРИЧНЫЕ — возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития.

«Всё современное психологическое исследование ненормального ребёнка проникнуто той основной идеей, что картина у/о и других форм ненормального развития представляет в высшей степени СЛОЖНОЕ СТРОЕНИЕ. Ошибочно думать, что из дефекта, как из основного ядра, прямо и непосредственно могут быть выделены все решительные симптомы, характеризующие картину в целом. На самом деле оказывается, что те особенности, в которых проявляется эта картина, ИМЕЮТ ОЧЕНЬ СЛОЖНОЕ СТРОЕНИЕ. Они обнаруживают чрезвычайно запутанную структурную и функциональную связь и зависимость, в частности показывают, что наряду с первичными особенностями такого ребёнка, вытекающими из его дефекта, существуют вторичные, третичные и т.д. осложнения, вытекающие не из самого дефекта, а из первичных его симптомов. Возникают как бы добавочные синдромы ненормального ребёнка, как бы СЛОЖНАЯ НАДСТРОЙКА НАД ОСНОВНОЙ КАРТИНОЙ РАЗВИТИЯ…» (Выготский Л.С., 1983 – 1984, т. 5, с. 205).

Это деление принципиально важно для изучения аномалий развития.

ПЕРВИЧНЫЕ ДЕФЕКТЫ — возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга) вследствие воздействия патогенных факторов. ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ может иметь характер НЕДОРАЗВИТИЯ или ПОВРЕЖДЕНИЯ. Часто наблюдается их сочетание (например, при осложнённой олигофрении – недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых).

ВТОРИЧНЫЕ — имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). ВТОРИЧНЫЙ ДЕФЕКТ, по мнению Л.С.Выготского, является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. Его структура включает в себя ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте.

В тех случаях, когда СУБСТРАТ БОЛЕЗНЕННОГО ПРОЦЕССА НЕИЗВЕСТЕН (например, при шизофрении), выделяется не первичный, а «ОСНОВНОЙ» ДЕФЕКТ, который определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при данном заболевании.

МЕХАНИЗМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВТОРИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ

Механизм возникновения вторичных нарушений РАЗЛИЧЕН.

А) Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с повреждённой, — так называемое — СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ (например, недоразвитие понимания речи у детей с нарушением слуха).

Б) Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в СЕНЗИТИВНОМ ПЕРИОДЕ. В результате разные вредности могут в определённой мере приводить к сходным результатам. (Так, например, в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивающимися и наиболее уязвимыми являются II функции – произвольная моторика и речь. Обе они нарушаются чаще всего при самых различных вредностях, давая задержку речевого развития, недоразвитие произвольной регуляции действия с явлениями двигательной расторможенности).

Специфичность недоразвития УМЕНЬШАЕТСЯ по мере удаления от основного дефекта. Чем сложнее психический процесс, чем больше опосредован он рядом межцентральных взаимодействий, тем больше факторов может привести к конечному сходному результату вторичных нарушений. (Так, например, глухота наряду со специфическими вторичными нарушениями обуславливает и ЗПР, которая будет проявляться в замедлении становления логических форм мышления, эмоциональном недоразвитии и т.д. Явления ЗПР могут наблюдаться в структуре нервно-психических расстройств и при патологии других систем: нарушениях зрения, двигательной и эмоциональной сферы).

В зависимости от МЕСТА ПЕРВИЧНОГО ДЕФЕКТА НАПРАВЛЕНИЕ ВТОРИЧНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ может быть «снизу вверх» или «сверху вниз». Л.С.Выготский считал основной координатой вторичного недоразвития направление «СНИЗУ ВВЕРХ» – от элементарных функций к более сложным.

В ПРОЦЕНССЕ РАЗВИТИЯ изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями. Если на НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, т.е. направление вторичного недоразвития «СНИЗУ ВВЕРХ», то затем, в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической работы или при её отсутствии, вторично возникающие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, нередко начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социальному окружению. Распространяясь на всё более широкий круг психологических проблем, ВТОРИЧНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ НАЧИНАЕТ оказывать негативное влияние на более элементарные психические функции, т.е. направление патогенного влияния начинает идти «СВЕРХУ ВНИЗ».

Чем дальше имеющееся нарушение стоит от биологической основы, тем успешнее оно поддаётся психолого-педагогической коррекции. Наиболее «воспитуемыми оказываются высшие функции по сравнению с элементарными».

Л.С.Выготский подчёркивает, что, несмотря на то, что сам ДЕФЕКТ — есть в большинстве своём факт биологический, ребёнок воспринимает его опосредованного, через трудности в самореализации, в занятии соответствующей социальной позиции, в установлении отношений с окружающими и т.п.

Другими словами, наличие какого – либо органического дефекта ещё не означает «дефективность» в развитии с позиций функциональной нормы развития.

ВЛИЯНИЕ ДЕФЕКТА всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой – служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток.

По мнению Л.С.Выготского «МИНУС ДЕФЕКТА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПЛЮС КОМПЕНСАЦИ».

КОМПЕНСАЦИЯ НЕДОСТАТОЧНОСТИ или повреждения каких-либо психических функций возможна, за счёт создания только непрямым путём (НЕПРЯМОЙ или ПСИХИЧЕСКОЙ КОМПЕНСАЦИИ), т.е. за счёт создания «ОБХОДИМОГО ПУТИ», включающего либо внутрисистемные перестройки (использование распавшихся компонентов распавшейся функции, либо межсистемные). (Например, возможность овладения слепыми оптической системой знаков, лежащих в основе письменной речи, компенсируется осязательным каналом, что делает возможным развитие письменной речи на основе осязательной азбуки – шрифта БРАЙЛЯ).

Именно в СОЗДАНИИ «ОБХОДНЫХ ПУТЕЙ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НЕНОРМАЛЬНОГО РЕБЁНКА» Л.С.Выготский видит «альфу и омегу» лечебной педагогики.

Положительное своеобразие дефективного ребёнка и создаётся в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, но тем, что выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие в своём единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития. На личностном уровне компенсация выступает в качестве одного из защитных механизмов личности, заключающихся в интенсивном поиске приемлемой замены реальной или мнимой несамостоятельности. Наиболее зрелым защитным механизмом является СУБЛИМАЦИЯ. В результате запуска данного механизма происходит переключение энергии с неудовлетворённых желаний на социально-одобряемую активность, приносящую удовлетворение.

Необходимость наиболее РАННЕЙ КОРРЕКЦИИ ВТОРИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ обусловлена особенностями самого психического развития детского возраста. Пропущенные сроки в обучении и воспитании автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Трудности в обучении создают не только педагогическую запущенность, но и стойкое отрицательное отношение к школе, которое в более старшем возрасте становится одним из факторов, формирующих нарушения поведения.

ВЫВОД: Таким образом, в процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями. И наоборот, ранняя психолого педагогическая коррекция дефекта во многом улучшает прогноз формирования личности и социальной компенсации этой группы детей.

Источник