Влияние игры на развитие ребенка 3 4 лет

Влияние игры на развитие ребенка 3 4 лет thumbnail

Игра в жизни ребенка 3-4 лет

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.  ( А.С. Макаренко)

Игра в дошкольном  возрасте является  ведущей деятельностью, и имеет большое значение для умственного, физического, нравственного развития малыша. В игре ребенок учится понимать мир, знакомится с взаимоотношениями между людьми, их эмоциями, и желаниями. В результате этого формируется и внутренний мир самого малыша. В игре ребенок учится мыслить, рассуждать логически, понимать своего собеседника, решать вопросы и многое другое. В игре ребенок приобретает навыки  необходимые ему для общения со сверстниками. Очень большое значение игра оказывает на развитие речи. Любая игра требует от ребенка речевого общения, что способствует формированию связной речи. Существует огромное количество различных игр: подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые, игры с правилами и т д. Все игры оказывают огромное воздействие на развитие психических процессов и на формирование личности в целом.

Многие малыши не способны сами организовать себе игру, именно поэтому совместные игры детей с родителями очень важны.  В игре проходит почти вся жизнь малыша, он готов играть почти целый день. Огромную радость доставляют малышу игры с родителями, ведь это так прекрасно, когда можно поиграть не только с другими детьми, но с мамой и папой, бабушкой и дедушкой.  С помощью взрослого ребенок способен перенести какое-либо действие из жизни в игру. В совместной игре малыш учится сотрудничеству, ответственности, взаимопомощи, учится выполнять правила, идти к цели общими усилиями.

Многие родители задаются вопросом, во что и как надо играть с ребенком. Вот самые простые правила, которые с легкостью может выполнить любой родитель.

–  Нужно увлечь ребенка игрой, или вступить в уже готовую игру, заставлять играть нельзя.

– Старайтесь постоянно озвучивать свои действия. Игра не должна проходить в тишине.

– Не диктуйте  малышу свои правила, а принимайте позицию малыша, будьте с ним на равных.

– Не ругайте малыша, если у него что-то  не получается.

– Помните, что малыш не может долго играть в одну игру, играйте не более 15 минут, но старайтесь всегда доводить начатую игру до конца.

– Не забывайте постоянно усложнять игру.

Виды игр.

Сюжетно-ролевые – это игры, которые придумывают сами дети. В игре ребенок воспроизводит какую либо сферу деятельности и общения взрослого человека. (магазин, школа, библиотека, семья и т д).

Дидактические игры – один из методов активного обучения, организуемый в виде учебной игры. Эти игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей ребенка.( лото, чудо мешочек, что лишнее)

Театральные игры – это игры представления, в которой разыгрывается  литературное представление (сказка, рассказ, басня и т д).  Эти игры знакомят детей с устным народным творчеством, помогают понять идею произведения, развивают выразительную речь,  творческие способности.

Подвижные игры – это активная деятельность ребенка, основанная на различных движениях, связанных общими правилами для всех игроков. Эти игры  укрепляют физическое здоровье, развивают ловкость, быстроту, выносливость, сообразительность, смекалку. (совушка, космонавты, зайка)

Строительные игры – это игры со специальным строительным материалом, развивают у детей конструктивные способности.

Таким образом, выбирая какую либо игру необходимо помнить, что она должна соответствовать возрасту ребенка, его возможностям, интересам. И тогда все ваши игры, будут проходить с пользой, и способствовать эффективному развитию малыша. Игра делает жизнь детей жизнерадостной и веселой. Старайтесь ежедневно находить время для игры, а так же позаботьтесь  об игрушках необходимых вашему малышу для организации игр.

Детям 3-4 лет необходимы куклы с одеждой на разное время года, посуда, мебель, мягкие игрушки, изображающие персонажей сказок, машинки, различный транспорт, механические игрушки. Так же необходимо приобрести различные виды конструктора, различный инструмент (молоток, отвертка), музыкальные инструменты, мячи, развивающие игры (лото, мозаика).

Приобретая игрушки так же  необходимо помнить, что их не должно быть слишком много иначе малышу будет трудно выбрать с чем поиграть.

Удачи вам в совместных играх.

Источник

Влияние дидактических игр на развитие детей младшей группы ДОУ

Новый стандарт ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) дошкольного образования определяет: вся система общественного дошкольного воспитания должна работать на ребенка, строиться вокруг его интересов. Акцент сделан на том, что главная задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы были созданы не только комфортные условия для воспитания дошкольника, но и вся работа должна быть нацелена на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству[6]. Таким мотивационным ресурсом обладает игра. Дети постоянно играют. Игра для них не пустая забава, она для них жизненно необходима. Благодаря игровой деятельности ребенок познает мир и самого себя.
Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Младший дошкольник пытается упорядочить и объяснить то, что происходит вокруг него, понять и определить причинно-следственные связи тех или иных явлений. Включая ребенка в игру, мы и создаем необходимые условия для его развития.
Игры бывают разные, но среди них особое место принадлежит так называемым дидактическим (обучающим) играм, на роль и значимость которых впервые указал еще в XIX веке Фридрих Фребель. В XXI веке педагоги, психологи продолжают изучать дидактическую игру как одну из форм организации жизнедеятельности детей, рассматривая ее и как игровой метод, и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство развития личности ребенка в целом. Воспитатели, работающие в дошкольных образовательных учреждениях, имеют большой опыт использования игр дидактического характера, которые помогают им в обучении и воспитании детей, решать определенные педагогические задачи.
Принято делить, применяемые в детском саду, дидактические игры на игры с предметами, настольно-печатные, словесные. В каждой такой игре есть определенная структура. Она состоит из дидактической задачи, игровые правила и действия, заключение или окон¬чание игры. А дополнительными компонентами являются сюжет и роль.
Дидактическая игра предполагает и своеобразие ее подачи. С одной стороны, такие игры продуманы заранее и направлены на определенную цель, что облегчает педагогам процесс руководства игровыми действиями детей, но, с другой стороны, игру надо подать ребенку так, чтобы он пожелал в нее играть и считал при этом, что игра – это его желание действовать и узнавать, а не навязанное сверху обучение чему-либо. При этом, как известно, заранее запланированное педагогом поле деятельности будет определять программу поведения ребенка и приводить к усвоению определенных программой знаний. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что ребенок становится объектом педагогического воздействия, а с другой стороны ее субъектом. Именно в этом и заключается феномен дидактической игры, который дает положительный педагогический эффект, позволяет педагогу достичь тех или иных учебных задач.
Дидактические игры оказывают влияние на развитие сенсорики и активизацию таких психических процессов, как память, внимание, мышление младших дошкольников.
При организации дидактических игр необходимо учитывать, что у младших дошкольников продолжает развиваться предметная деятельность. Характерным становится ситуативно-деловое общение, развивается наглядно-действенное мышление. Совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения.

Читайте также:  Условия для своевременного и нормального развития речи ребенка

Особое внимание в младшем дошкольном возрасте необходимо уделять развитию речи детей. В этом направлении неоценимы дидактические игры, каждая из которых имеет свое содержание, отвечающая требованиям программы.
В соответствии с программой у детей младшего дошкольного возраста необходимо развивать словарный запас, т. е. пополнять их знания определенной группой слов, которыми ребенок может оперировать в своей речи в повседневной жизни. Для достижения поставленной цели воспитатель должен составлять перспективное планирование дидактических игр для разви3-4-х летних детей с учетом их психофизического развития. Это позволит воспитателю систематически и целенаправленно развивать речь, восприятие и другие важные качества личности ребенка. Как показывает практика, при работе над формированием и расширением словарного запаса ребенка, для детей младшего школьного возраста интересны игры на группировку слов по видовому или родовому признаку. В таких играх, как «Собери корзину с игрушками» «Собери сундук Золушки» попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Для развития словарного запаса нами были подготовлены и проведены дидактические игры, направленные на расширение активного словаря ребенка, направленные на перевод пассивного словаря в активный. Игровая задача словесных упражнений заключалась в подборе точного слова – ответа ведущему (кто в теремочке живет? (показывают картинку из сказки «Теремок». Ответ – мышка). Другой тип заданий предусматривал использование упражнения «Подбери определение»: дети подбирают к слову определение, например, груша какая? – спелая, сочная, зеленая. В таких упражнениях ребенок отвечает одним или несколькими подходящими словами. Правила игры заключались в том, что ребенок должен проявить и внимание: он должен быть внимательным к ответам товарищей, чтобы не повторяться.
Сосредоточили основное внимание и на формирование обобщающих понятий.
В группу таких игр вошли
1. «Кто в теремочке живет?»
Детям надо назвать всех зверят и найти им обобщающее слово -животные
2. «Бюро находок Шарика».
В «Бюро находок» пришли дети, которые потеряли свою рукавицу, носок, шарфик, носовой платочек, шапочку. Помогите им найти свою вещь.
3. «Во саду ли, в огороде»
Дети пришли на садовый участок им надо собрать овощи
4. «Стройка»
5. Игры с куклой
Дидактические игры проводились и в ходе прогулок, например, наблюдая за изменениями в природе зимой, мы вспоминали название зимнего спортивного инвентаря: санки, лыжи, шайба, клюшка, коньки и т. д.
Основным правилом таких занятий являлось то, что игры – упражнения должны быть кратковременными, так как малыши еще не могут надолго концентрировать свое внимание.
В ходе подобных дидактических игр пополняется активный словарный запас детей. Особенно заметно улучшение с обобщающими понятиями. Если вначале, когда дети лишь пришли в младшую группу, обобщающими словами по теме «Стройка» умели оперировать лишь трое из 24 детей, то через три месяца, мониторинг развития речи детей младшей группы детского сада «Рябинка», показал, что этим навыком стали обладать еще шесть человек. Благодаря совместной игровой деятельности дети могут не только разли-чать основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина), но и называть их, а также понимать и употреблять такие слова, как строительство, подвоз. Дети стали осмысленно использовать словосочетание «строительный материал».
Для них не составляет труда понять слово «гардероб», «кухонная посудка», гараж и другое.
В целом, мы видим положительный эффект от применения дидактических игр. У детей расширился словарный запас, дети стали больше общаться друг с другом, проводить большую часть свободного времени в совместных играх. Все вышеизложенное свидетельствует о положительном влиянии дидактических игр на развитие детей младшего школьного возраста.

Читайте также:  Основные этапы речевого развития ребенка таблица

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры для детей 2 младшей группы

Дидактическая игра для детей 3-4 лет “Кто что ест”

Дидактические игры на развитие формирования звукового анализа для детей 3-5 лет

Дидактическая игра по геометрии для детей младшей группы ДОУ

Похожие статьи:

Дидактические игры с природным материалом для детей младшей – средней группы в детском саду

Дидактические игры в младшей группе. Картотека

Дидактические игры по окружающему миру во второй младшей группе

Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры по математике в младшей – средней группе

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Анастасия Самсонова
Развитие познавательной деятельности детей 3–4 лет. Влияние развивающих игр на развитие интеллекта детей

Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека с момента его рождения. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

В основе познавательной активности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.

Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от нас взрослых, окружающих ребенка. Мы, взрослые, должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

На первых ступенях развития ребёнка личный опыт – главный путь познания окружающего мира, но весьма быстро его становится мало.

Считаю, что для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, взрослые должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.

Читайте также:  Центре развития ребенка лазурный

Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую мелодию. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

В качестве ситуаций для развития познавательной активности можно использовать разнообразные формы увеличения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста, а конкретнее познавательные (развивающие) игры.

Так как игровая деятельность – это особенный мир человеческой активности, в которой личность не преследует никаких иных целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.

С целью формирования познавательной активности у детей 3-4 лет можно проводить развивающие игры, направленные на развитие познавательного интереса, мышления, внимания, зрительной памяти, воображения и речи детей: «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Летает, прыгает, плавает», «Неоконченный рисунок», «Дорисуй картину», «О чем рассказала музыка», а также на формирование таких качеств личности как внимательность, наблюдательность и сосредоточенность, познавательная самостоятельность, инициативность. Это игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-загадок («Отгадай-ка», «Да – нет», «Загадай, я отгадаю», «Что за птица?», «Что за животное?» и др.).

Следует сказать ещё и об играх, направленных на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, доказательности речи, что способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

Результативны игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Назови три предмета», «Четвертый лишний», «Нужно – не нужно», «Кому что нужно?» и др.).

Интересны детям игры, требующие от них умения отличать реальные явления от нереальных, учу детей делать правильные умозаключения, понимать юмор («Придумай небылицы», «Бывает – не бывает»).Такие игры требует большого умственного напряжения: дети должны одновременно внимательно слушать, сравнивать реальное с выдуманным, запоминать алогизмы и рассказывать о них.

С желанием участвуют дети в играх, воспитывающие умение владеть собой, внимание, находчивость, сообразительность («Фанты», «Где мы были, мы не скажем», «Испорченный телефон», «Кто позвал?».)

Для эффективности работы в данном направлении обязательно должны учитываться требования:

1. Сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность заключается в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко использую такие игровые элементы, как сговор, жеребьевка, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться («Превратись в дедушку», «Стань пчелой», «Сядь на пол и встань без помощи рук» и т. п.).

2. Создать условия для умственной и двигательной активности всех играющих детей. Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди.Активны должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и так далее.

Развивающие игры проводятся как во время занятий (как целое занятие или часть его, так и в свободное время.

В игре дети работают без особого напряжения, а общий эмоциональный фон добавляет уверенности, даёт возможность спокойно сосредоточиться на данном в игровой форме учебном задании, на способах использования новых знаний в знакомых и новых условиях, что способствует повышению познавательной активности детей.

Источник