Особенности социального развития ребенка дошкольного возраста

Особенности социального развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Воспитатель: Полукова Татьяна Владимировна

ГБДОУ детский сад №71

г. Санкт-Петербург

Социальное развитие детей дошкольного возраста и возрастные особенности социального развития дошкольников.

Современное образование и воспитание детей дошкольного возраста ставит новые задачи и приоритеты в педагогике. Открытие научных гипотез и исследований, выводы в педагогике и психологии за последние десятилетия говорят о том, что особенности дошкольного возраста заключаются не только в овладении познавательных навыков, умений и знаний дошкольников, но и в становлении прежде всего ребенка как личности.

В дошкольном возрасте у детей происходит становление фундаментальных свойств его личности, такие как самопознание, нравственные и моральные установки , социальные потребности и особенности в системе отношений с другими людьми. Поэтому ставя перед собой задачу социального развития детей дошкольного возраста, обязательно нужно правильно расставлять приоритеты. В качестве основных приоритетов сегодня выступают: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

Опираясь на эти приоритеты, можно способствовать формированию детей, как свободных, творческих личностей с чувством достоинства и уважением к другим людям, добрыми и отзывчивыми, способными владеть своим поведением.

Условием для социального развития детей является положительный микроклимат, использование разных видов деятельности, взаимодействие с семьей ребенка.

У каждого возраста есть свои особенности и различия. Нужно учитывать возрастные особенности и формирование ребенка на разных этапах, и не забывать, что каждый ребенок – это прежде всего индивидуальность и требуется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Общие особенности социального развития дошкольников:

– ребенок-дошкольник стремится, как можно больше узнать о себе

– уже в дошкольном возрасте у ребенка много социальных ролей: он – сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг.

– взрослый выступает в качестве образца и центром любой ситуации, поэтому взаимодействие и взаимоотношения имеют для детей огромное значение.

– дети очень чувствительны к намерениям, настроениям, эмоциональным состояниям взрослых.

– к сверстникам дети сохраняют чаще эгоцентрическую позицию

– активность и устремления детей во внешнем мире всегда пристрастны и зависят от его желаний и потребностей.

– предметами чувств и явлений становятся только те, которые действительно значимы для ребенка.

-внутренний мир ребенка очень подвижен, поэтому он склонен за короткое время производить неоднократную смену чувств и настроений

-переживания у ребенка дошкольного возраста хоть и непродолжительны, но захватывают его полностью, поэтому они глубоко переживают как радость, так и обиду

-самооценка дошкольника очень эмоциональна, чаще всего оценивают себя положительно, реже отрицательно.

-умение ребенка давать оценку результатам своей деятельности во многом зависит от умения давать оценку результатам других детей

– в дошкольном возрасте формируется психический пол ребенка

Особенности социального развития детей младшего возраста:

– дети эгоистичны, трудно входят в положение другого человека, не могут поставить себя на его место

– чаще причиной ссор, конфликтов и даже драк детей является отсутствие взаимопонимания.

-нравственные и моральные представления у детей слиты прежде всего с эмоциональным отношением к людям или героям литературных произведений или другим персонажам , например, мультфильмов

– оценки детей более субъективны и зависят от эмоционального отношения ребенка к оцениваемому объекту, предмету или явлению

– как правило, чем младше ребенок, тем менее значимы для них оценки сверстников

– дети младшего возраста чаще характеризуют себя ,опираясь на свои физические качества или предметы собственности

Особенности социального развития детей старшего возраста:

– у детей относительно развита социальная восприимчивость, дети учитывают чувства и желания других

– между детьми можно наблюдать более устоявшиеся состояния симпатии, дружбы, любви

– в старшем возрасте ребенок себя начинает оценивать своё поведение и себя, исходя из тех правил и норм, которые он знает

– в 7 летнем возрасте дошкольник уже разделяет познание себя и отношение к себе

– у детей появляется мотивированная самооценка

– в старшем возрасте дети более адекватно себя оценивают и осознают в различных деятельностях

– достигается умение сравнивать себя с другими детьми

– дети старшего возраста иметь представление о более многогранном спектре основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знают, что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза.

– дети чаще себя характеризуют через занятия , которыми они занимались или через взаимоотношения, которые у них сложились с окружающими

– характеризуя себя, дошкольники чаще рассказывают о своей семье

– дети осознает свои возможности

– формируется произвольное поведение, ребенок начинает регулировать своё поведение

– ребенок усваивает способность ставить цели и находить средства для их достижения

– у детей возрастает способность в этом возрасте планировать и выполнять действия по плану

– дети старшего возраста пытаются рассматривать и оценивать свои мысли со стороны

Рассматривая ребенка ,как целостно развитую личность, задействовав индивидуальные, возрастные, личностные качества ребенка, можно решать задачи социального развития. Такие как приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимодействия в обществе, как со сверстниками так и со взрослыми, и формировать в детях гендерную, семейную, гражданскую принадлежность и патриотические чувства.

Источник

Дошкольное развитие ребенка

Автор: Развитие ребенка

фото 1Многие основы жизнедеятельности закладываются в раннем возрасте.

Дошкольный этап развития наиболее подходящий для начала процесса социализации маленького человека.

Социальное развитие ребенка – это впитывание традиций общества, культуры, окружающей среды, формирование ценностей и способностей к коммуникации.

Особенности

фото 3В общении со сверстниками ребенок учится брать во внимание не только свои, но и чужие интересы.

Окружающий мир закладывает в ребенка ничуть не меньше, чем родительское воспитание, поэтому необходимо тщательно следить за социализацией малыша.

Социально-личностное

Социально-личностное развитие подразумевает закладывание фундамента в дальнейшее поведение малыша.

Он учится у сверстников, перенимает их повадки, манеру общения, имитирует действия – это нормальный процесс жизнедеятельности.

ВАЖНО! В сознании ребенка четко закрепляются правила, полученные в раннем возрасте от окружающего мира. В большинстве своем они остаются с ним на всю оставшуюся жизнь.

Социально-эмоциональное

В дошкольном возрасте ребенок учится проявлять и распознавать эмоции. Ведь чем раньше ребенок научится отличать одну эмоцию от другого, тем с большей точностью он будет понимать других людей.

На социально-эмоциональное развитие влияют несколько факторов:

  • наследственность;
  • опыт общения со взрослыми людьми;
  • факторы обучаемости;
  • социальный опыт в кругу сверстников.

Этапы

фото 3В каждом промежутке своей жизни человек изменяется по-разному – с различной интенсивностью, результатами и временем.

Социальное развитие детей тоже нельзя назвать единым, поскольку оно разделяется на несколько групп.

3 года

Многие родители убеждены, что в столь раннем возрасте ребенок может обойтись без контакта со сверстниками.

Данное утверждение является ошибочным. В этот период своей жизни малышу нужно помочь найти общий язык с другими детьми, в этом деле могут оказаться полезными детские сады.

Коммуникативные способности малыша в этом возрасте будут адекватны, если он ощущает поддержку со стороны родителей и получается правильный ориентир.

ВАЖНО! Необходимо с большой осторожностью пресекать неправильное поведение по отношению к остальным детям – драки, оскорбления и прочие проявления легкой или тяжелой агрессии.

Малыш должен осознавать, что такое хорошо и, что такое плохо.

От четырех до пяти лет

фото 2В данном возрасте ребенок начинает интересоваться окружающим миром, он заинтересован в обучении и задает множество вопросов.

Главная зада родителей – отнестись к этому периоду максимально серьезно и постараться помочь малышу узнать окружающий мир.

Неправильно воспитание может повлечь за собой эгоизм и черствость со стороны ребенка.

От шести до семи лет

Теперь ребенку интересен не столь окружающий мир в целом, сколько взаимодействия между людьми и эмоциональная составляющая жизни.

В процессе познания окружающих зарождается индивидуальность ребенка, с помощью которой он в дальнейшем будет отличаться от всех остальных людей на планете.

От чего зависит социализация ребенка?

Существует несколько факторов, влияющих на уровень социализации малыша:

  • отношения в семье;
  • детский сад или иное дошкольное учреждение;
  • окружение;
  • увлечения или иная деятельность;
  • книги/песни/фильмы/детские передачи и прочее.

Для гармоничного воспитания социализированного ребенка необходимо сочетать все факторы.

Как помочь дошкольнику развить такие навыки?

Основными средствами для социального воспитания дошкольника являются:

  • игры, направленные на социальный контакт;
  • непосредственное общение с ребенком;
  • обсуждение происходящего вокруг;
  • упражнения для развития речи;
  • расширение кругозора;
  • чтение книг.

Крайне интересным видом деятельности в этом возрасте являются сюжетно-ролевые игры. Ребенок перенимает некоторую модель поведения и учится у персонажа, которого изображает. Это позволяет ему лучше понять поступки людей и научиться чему-то новому.

Полезное видео

Рекомендуем также посмотреть интересное видео по теме:

Если создать для малыша максимально благоприятные условия, он будет легко обучаться и быстро станет полноценным членом общества.

Источник

Дошкольный возраст ребенка – период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?

Что такое социальное развитие дошкольника?

Социальное развитие ребенка – это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.

Общение – ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях “дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок – это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.

Социальное воспитание дошкольника

Социальное воспитание – основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.

В раннем детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.

Социальное воспитание дошкольника – это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей – отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре “Семья” или, как говорят дети, “в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем “идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей “половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения – приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат – зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.

Социальное воспитание дошкольника – это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям. Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными. Социальное воспитание – это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.

Социальное воспитание дошкольников – это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Социальное развитие в детском саду

Поскольку в своем большинстве родители – люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.

Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития детей, охватывающие их деятельность в детском дошкольном учреждении.Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учиться сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае – группы детского сада.Если ребенок посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.

Ребенок доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!» – такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для ребенка. Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть поведение воспитателя служит для ребенка образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя – руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.

Социальное развитие ребенка в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе – это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве. Словом, социальное развитие ребенка – это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений – учебе в школе.

Источник

На чтение 9 мин.

Несмотря на то, что дошкольный возраст является стабильным периодом развития человека, именно в этот период начинают проявляться новшества, которые впоследствии перерастают в нечто большее. Не является исключением и социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

Социальная адаптация – важный этап в развитии дошкольника

Предпосылки к изменению социальной ситуации

Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность. Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание. Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений.

Таким образом, у ребенка возникает противоречие между его потребностями и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь (начиная от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил).

Социальное развитие дошкольников

Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.

Что представляет собой социальная ситуация?

В наиболее общем смысле социальная ситуация развития дошкольника представляет собой один из фундаментальных компонентов того или иного возрастного периода. Она характеризует основные аспекты взаимодействия ребенка с окружающими его людьми: семьей, сверстниками, другими взрослыми. Социальная ситуация каждого возрастного периода имеет свои отличительные особенности. В первую очередь это связано с тем, что механизмы взаимодействия постепенно расширяются; значимость роли тех или иных людей меняется. Это позволяет наблюдать за динамикой изменения социальной ситуации и выбирать наиболее приемлемый для того или иного случая способ взаимодействия.

Социальная ситуация -проявления

Отличительные особенности социальной ситуации дошкольного возраста. Общая характеристика

Что характеризует социальную ситуацию дошкольного возраста? Прежде всего, стоит отметить, что уже к началу этого периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем. Именно поэтому дошкольник имеет большую тягу к самостоятельности, растущее из года в год. Он постепенно покидает пределы родительского дома; в его жизнь входят как сверстники, так и другие взрослые люди.

Социализация детей – этапы

К моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенка уже окончательно не устраивает позиция пассивного наблюдателя, и он хочет уже активно участвовать в жизни взрослых.

Социальная ситуация в младшем дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте имеет свои отличительные особенности. Как мы уже указали выше, виды деятельности, которые становятся доступны ребенку младшего дошкольного возраста (3-5 лет) существенно расширяются. В своем поведении ребенок все еще воспроизводит действия взрослых; однако представление о них растет изо дня в день. Во многом это объясняется тем, что если ранее круг общения ребенка составляли главным образом члены его семьи, теперь он значительно разнообразнее.

Общение со сверстниками – важная составляющая социализации

Ребёнок имеет возможность активно наблюдать за профессиональной деятельностью многих людей, с которыми сталкивается дома и на улице.

Кроме этого он может активно взаимодействовать с соседями, окружением родителей и познавать тем самых всевозможные сферы их жизни, которые раньше были скрыты от него и недоступны. У него появляются первые друзья и дети, с которыми он будет проводить большую часть своего свободного времени.

Именно благодаря этому ребенку постепенно становятся доступны гендерные, возрастные, профессиональные модели поведения, которые впоследствии будут закрепляться и оттачиваться при помощи сюжетно-ролевых игр.

В младшем школьном возрасте это приобретает особо важную роль поскольку никакое обучение невозможно без участия элементарных игровых действий. Позднее виды деятельности будут усложняться, но именно игра останется ведущим видом деятельности до самого школьного детства.

Тестирование дошкольников психологом

Общение, осуществляемое ребенком-дошкольником, начинает становиться более разнообразным. Ребенок начинает понимать, что тон общения, допустимый для одного человека, может абсолютно не подходить для другого.

Одним из негативных эффектов такого поведения может стать формирующаяся детская манипуляция: понимая, что именно ожидают от него взрослые, он начинает понимать как преподнести себя тому или иному человеку.

Существенным отличием общения в младшем дошкольном периоде от предшествующих является также и то, что у общения появляется еще одна функция: познавательная. То есть, дети начинают обращаться к своему окружению не только для того, чтобы поручить от них очередную порцию заботы и ласки, но также – задать им интересующие вопросы, узнать что-либо. Это дает почву для развития познавательного интереса, который в зависимости от обстоятельств и поведения взрослых, будет в дальнейшем перерастать в более сложные поведенческие формы. Это позволит ребёнку успешно осуществлять обучение в наступающим позднее школьном детстве.

Направления социализации в схеме

Несмотря на то, что поначалу вопросы, задаваемые детьми, могут показаться нелогичными, странными, а порой и вовсе бессмысленными, пренебрегать ими все же не следует. И воспринимать их следует максимально серьезно. Почему? Именно в это время, в младшем дошкольном возрасте, у ребенка начинают проявляться зачатки познавательной мотивации. Развив их и обеспечив должную поддержку, родитель может разбудить в ребенке потребность в саморазвитии и активной познавательной деятельности.

Оставляя же детские вопросы без ответа, можно серьезно затормозить развитие этих качеств.

Помимо этого ребенок приобретает навыки и других форм и видов общения:

  1. Ситуативное общение (осуществляемое в ситуации, когда необходимо получение похвалы, либо поощрения). Личностные качества собеседника оцениваются в контексте ситуации и в строгой связи с ней.
  2. Внеситуатинвое (когда ребенок приобретает возможность давать собственную оценку не самой ситуации, а личности находящегося в ней человека). В это время ребенок учится формировать в своем сознании психологический портрет каждого, с кем так или иначе вступает во взаимодействие.

Домашний любимец – один из важный элементов социализации

Ребенок не просто совершает поступки; он ждет оценки взрослых, а также поощрения или похвалы за них. Это создает в их сознании первичную базу социального опыта, который наверняка пригодится им в будущем. Ему уже требуется подчинять свое поведение своим интересам, а в более сознательном возрасте – уже известным ему нормам и правилам.

Существенным моментом, предопределяющим дальнейшее развитие коммуникативной сферы в дошкольном возрасте, также является межличностное общение со сверстниками.

Оно из года в год становится все более содержательным, а также начинает носить более длительный характер. У ребенка появляются постоянные друзья, со временем вырисовывается довольно определенный круг общения. Ребенок начинает понимать, с какими детьми ему интереснее проводить время, а какие не представляют для него особого интереса. Дети осваивают всевозможные формы сотрудничества. Роль сверстников в жизни ребенка существенно возрастает в целом. Если раньше поведение ребенка строилось исключительно на подражании взрослым, то сейчас они начинают обращать внимание и друг на друга, перенимая некоторые привычки, способы деятельности. Он прочнее входит в детский коллектив и начинает все больше испытывать его влияние.

Роль игры в социализации неоспорима

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте начинает играть особую роль прежде всего потому, что именно с ее помощью ребенок оказывается способен разрешить главное противоречие, возникающие в это время. Он может принимать непосредственное участие в жизни взрослых, показывая усвоение им моделей социального поведения. С другой – оставаясь среди сверстников без непосредственного вмешательства в их жизнь.

Особенности социальной ситуации при переходе от младшего дошкольного периода к старшему

Основным отличительным моментом перехода от младшего дошкольного возраста к старшему является рост значимости в жизни ребенка второй сигнальной системы: таким образом, речь начинает играть главенствующую роль в общении и любом взаимодействии. Ребенок постепенно приучается к постановке и формулировке целей, в том числе в довольно дальней перспективе. Это отражается практически на всех видах деятельности, в том числе на игровой, которая по-прежнему остается основной в это время. В частности, поведенческий репертуар расширяется сюжетно-ролевыми играми, где существуют определенные правила, распределение ролей, иерархия и соподчинение мотивов и т.д. Для игры подбираются необходимые для этого игрушки, выбираются условия. Процессы, которые раньше были абсолютно неконтролируемы, приобретают произвольную основу.

Сюжетно-ролевые игры могут иметь разные напрвления. в том числе, патриотическое

Познавательная мотивация продолжает активно развиваться. Роль знаний и уже полученного и накопленного опыта усиливается. Сам ребенок со временем начинает осознавать их ценность.

Социальная ситуация в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам. Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме. Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.

Игры в 5-6 лет имеют целенаправленный характер

Старший дошкольный возраст также отмечается тем, что если ранее игровая деятельность не носила целесообразный характер, сейчас же у игры окончательно вырисовываются цели, задачи, в ней распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.

Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать.

Игры приобретают совместный характер

Таким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.

Кризис семилетнего возраста

После того, как перемены, наступившие в дошкольном возрасте дали знать о себе в полной мере и окончательно укрепились, ребенок становится готов к выходу на новый этап развития. Очередная смена социальной ситуации наступит уже после очередного возрастного кризиса (похода ребенка в школу и начала школьного детства).

Оставить комментарий

Источник