Влияние игры на физическое развитие ребенка раннего возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района Чувашской Республики

Доклад на тему «Роль подвижных игр в физическом воспитании дошкольников раннего возраста»

                                                                            Подготовила ст. воспитатель МБДОУ детский

                                                                            сад №1 «Колосок»

                                                                            Каримуллина Тензиле Ринатовна

с. Комсомольское – 2014 г.

Ребенок – существо растущее и развивающееся. Его двигательная активность и двигательная одаренность, приобретенные им двигательные умения и ловкость определяют его физическое развитие.  Значение игры в физическом развитии ребенка трудно переоценить. В играх развиваются эмоциональная сфера, двигательная активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров, развивается внимание. Игры оказывают большое влияние на желание детей двигаться, а физические навыки совершенствуются только в движении. Выполняя движения в игровой деятельности, малыши обогащают свой двигательный опыт, у них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх, весь организм ребенка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.

 Теоретические основы игры, как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Е. П. Флерина, Е. А. Аркин; позднее игре были посвящены работы Р. Я. Лехтман-Абрамович, Н. М. Аксариной, А. П. Усовой, В. П. Залогиной, Т. А. Марковой, П. Ф. Каптерева и других. Основные требования к руководству игрой детей раннего возраста раскрываются и в трудах Н. М. Аскариной, Ф. А. Фрадкиной, С. Л. Новоселовой,  Е. В. Зворыгиной и др.

         Наше дошкольное учреждение работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Цель: повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников на основе использования подвижных игр.

Задачи:

– реализация общих образовательных задач по физическому воспитанию;

– развитие интереса к игре;

– воспитание самооценки и самоконтроля.

Роль подвижных игр в физическом воспитании дошкольников.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. По-прежнему недооценивается значение подвижных игр как основного средства комплексного развития ребенка – его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости.

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств:

• быстроты;

• ловкости;

• силы;

• выносливости;

• гибкости,

и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время эта например «Стоп», «Пас на ходу», «Быстро возьми», «По местам» и т. д

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости например «Мышеловка», «Будь ловким», «Хитрая лиса» и т. д

Для формирования силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений например такие подвижные игры «Удочка», «Не оставайся на полу», «Не попадись», «С кочки на кочку» и т. д

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости такие подвижные игры например «Пингвины», «Перелет птиц», «Салки» и т. д

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений например «Салки с ленточкой», «Лягушки и цапли» и т. д

Планирование физического воспитания дошкольников на основе подвижных игр.

На основе планирования и циклограммы по каждой возрастной группе проведение подвижных игр и малоподвижных запланированы ежедневно в утренние часы это малоподвижные игры, на физкультурных занятиях 3 раза в неделю это подвижные игры и хороводные, ежедневно на прогулке в зависимости от погодных условий и ежедневно в вечерние часы проводиться закрепление ранее изученных игр на развитие таких физических качеств как: ловкость, гибкость, быстроту, выносливость и т. д.

Игры как и физические качества бывают разными.

Методика проведения подвижных игр.

1. По образному содержанию подвижные игры делятся на:

• сюжетные;

• бессюжетные.

Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный (“Медведь и пчелы”, “Зайцы и волк”, “Воробышки и кот”) и условный (“Ловишки”, “Пятнашки”, “Перебежки”) .

В бессюжетных играх (“Найди себе пару”, “Чье звено быстрее построится”, “Придумай фигуру”) все дети выполняют одинаковые движения.

2. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

3. По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего – скоростных.

4. По динамическим характеристикам различают игры:

• малой подвижности;

• средней подвижности;

• большой подвижности.

5. В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например, “Сбей кеглю”, “Попади в круг”, “Обгони обруч” и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа (“Кто точнее попадет”, “Чей обруч вращается” и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков.

Программный перечень игр из Л. И Пензулаева «Физические занятия в детском саду, который составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных образовательных задач развитие ловкости, выносливости, быстроты, умения владеть спортивным инвентарем.

Важную роль имеет объяснение правил игры. Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей, и вида игры.

Для детей младшего возраста объяснение ведется поэтапно, т. е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра “Самолеты”: “Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир (воспитательница надевает фуражку) : “Готовьтесь к полету! “, или игра “Воробышки и кот”: “Лежит на лавочке кот, греется на солнышке. Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробышки расправили крылышки и полетели искать зернышки. ”

В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание соревнования и др.

Каждая игра даёт наибольший двигательный и эмоциональный эффект, если она имеет знакомые детям движения.

На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах:

• интригующий вопрос к малышам: “Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром. “Что делает наша кошечка? А давайте попробуем повторить…

• Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: “Смотрите дети какой большой косолапый мишка пришел к вам играть. “, или: “Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик. Ловите его! ” Или: “Угадайте, кто прячется за моей спиной? ” – говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.

Предварительное объяснение игры для старших дошкольников происходит с учетом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия.

• Принципиально важной является последовательность объяснения задач игры;

• Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется.

Руководитель должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать играющих к взаимоуважению во время совместного выполнения игровых действий, к ответственности за свои поступки, самооценке, чтобы оказать положительное влияние на формирование физических качеств.

Заключение

Вывод: любимые игры в младшей группе «Курочка хохлатка», «Воробушки и кот», «Самолеты», «Ровным кругом», «Найди свое место» и др.

85 % активные участники

15% пассивные участники

Любимые игры в старшей группе «Хитрая лиса», «Ловишки», «Салки», «Кто дальше бросит», «Меткий стрелок», «Мяч горяч», «Музыкальные стульчики» и др.

95% активные участники

5% пассивные участники

Подвижные игры, организуемые в нашем ДОУ, создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Естественно проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Таким образом, подвижные игры – действенное средство физического развития детей.

 Анализ физического развития детей показал:

что большинство детей 63% имеют 2 группу здоровья

с I группой здоровья – 35 воспитанников, 25%

со II группой здоровья – 90 детей, 63%

с III группой здоровья – 17 воспитанников 12 %

56 % уверенно ходят, взбираются на возвышенные предметы, могут преодолевать небольшие препятствия; проявляют положительное эмоциональное отношение, интерес к двигательной деятельности.

У 30% не сформированы двигательные навыки в лазании, прыжках, слабая работоспособность, при выполнении упражнений действуют только по подражанию.

Лишь 14% детей активны, самостоятельны, инициативны, хорошо ориентируются в пространстве, могут выполнять физические упражнения по слову взрослого.

 Обогащение предметно-пространственной среды

Свою работу мы начали с пополнения игрушек, пособий и оборудования, способствующих двигательной деятельности детей. Разместили все это так, чтобы дети могли свободно пользоваться тележками, колясками, машинами, мячами, «дорожками здоровья», нетрадиционным оборудованием и т. д. Мы обратили внимание, что особую радость у малышей вызывает нетрадиционное оборудование, которое очень красочное и яркое, в изготовлении которого большой вклад внесли наши родители. Его мы используем не только в группе, но и на улице. На практике мы убедились, что игрушки и пособия для игр (флажки, мячики, ленточки и т. д.) должны быть яркими, красочными, иметь разнообразную форму.

Игровое пространство организовали таким образом, чтобы побуждать детей к игре и ребята имели возможность играть как поодиночке, так и в небольшой группе.

Мы изменяем физкультурно-игровую среду в группе, используя совсем незначительное количество простых пособий, но расставляя их по-разному. Чтобы научить детей лучше ориентироваться, мы меняем игрушки, постепенно пополняем их новыми, придумывая интересные игровые упражнения, чтобы добиться разнообразия в их использовании.

 Большое внимание уделили созданию психологического комфорта в группе:

Для сближения детей, для поддержки положительных взаимоотношений используем разнообразные общие игры «Едем в лес», “Курочка и цыплята”, “Петрушка в гостях” и другие. И В рамках личностно-ориентированного взаимодействия стараемся придерживаться следующих рекомендаций:

если ребенок с чем-то не справляется, поддерживаем его желание добиться результата;

не оцениваем ребенка (личность) отрицательно, это больно ранит его самолюбие, упреки подавляют инициативу, порождают неуверенность в себе;

в случае неудачи подбадриваем ребенка, внушаем уверенность в его силы («Ты уже много умеешь делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается. Попробуй еще раз»);

не сравниваем неудачи ребенка с успехами других детей;

стараемся не вступать в споры с ребенком, а помогать ему справиться с самим собой когда он упрямиться;

предоставляем право ребенку самому выбирать, что он будет делать, принимая и понимания точку зрения ребенка;

в группе наблюдаем за детьми, при необходимости оказываем помощь, предусматриваем каждому ребенку место для движений, оберегая это пространство, снимаем напряжение, скованность отдельность детей улыбкой, поощрением. Для пробуждения двигательно-игровой активности используем косвенные методы воздействия (игра рядом, деликатное подключение к игре, вопросы, советы, обращение от имени персонажа и т. д.)

Совместная организованной деятельности детей и педагога

Физкультурные занятия (СанПин 2.4.1.3049-13) проводим 2 раза я в неделю в  физкультурном зале;  1 раз на свежем воздухе с использованием музыкального сопровождения.

При организации физкультурных занятий сосредоточили внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка и придерживались следующих принципов:

Принцип дифференциации и индивидуализации: объединили детей по подгруппам и выявили детей для индивидуальных занятий (1 мл.гр)

Принцип микросоциума – на физкультурных занятиях активизируем психические, интеллектуальные возможности ребёнка, формируем в нём определённые отношения к себе и окружающим;

Принцип оптимальности – не допускаем физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребёнка;

Принцип вариативности – используем на занятиях не только физические упражнения, но и создаем условия для их выполнения, воздействуя на сенсорные ощущения, речь, мелкую моторику, интеллект;

Принцип развивающей направленности: развиваем познавательную деятельность, речь, внимание, память, психофизические и координационные способности средствами физической культуры.

В течение дня мы стараемся создавать условия для активной двигательной деятельности. Используем много хороводов, игр-забав, которые собраны по образцу народных игр. Дети очень любят подвижные игры и предлагаем детям разные варианты проведения одной и той же игры.  

Утренняя гимнастика проводится в игровой форме с предметами (кубиками, платочками, флажками, мячами и т.д.) и без предметов.

На прогулке организуем подвижные игры и физические упражнения («Догони меня», «Желтые листочки», «Поезд») направленные на ориентировку детей в пространстве, развитие физических качеств детей. Используем развивающие образовательные ситуации «Достань зайчика», «Пройди через ручеек», «Куры в огороде»

Бодрящая гимнастика (после дневного сна) проводится с элементами самомассажа, мы обучаем детей разминать пальчики, проводя круговые движения вокруг каждого пальца; интенсивное движение большого пальца вперед-назад, вверх-вниз.

Специальные дыхательные упражнения («Мыльные пузыри», «Подуй на кораблик», «Вот какие мы большие», «Понюхаем цветочек», «Дудочка» «Воронка» (создаем воронку: дуем в воду через трубочку)

Большое внимание уделяем профилактике плоскостопия и развитию мелкой моторики рук, используем игровые ситуации «По ровненькой дорожке», «Волшебные коробочки», «Коврик здоровья» «Рожки», «Глазки», «Сорока белобока»

Игры-забавы «Муха», «Вертушки» игры-сюрпризы и игровые упражнения «Прятки», «Зашагали наши ножки топ-топ-топ… », «Мой веселый звонкий мяч», «Догони ленточку», «Мыльные пузыри» и др. способствуют формированию самостоятельной двигательной активности детей;

Для поддержания эмоционального настроения детей включаем фольклорные попевки, потешки, пестушки, прибаутки.

Для обогащения игрового опыта детей используем следующие приемы:

– поддержка инициативы ребенка, поощрение действий вызывает у него желание еще раз повторить какое-нибудь упражнение (пройти по широкой и узкой дорожкам, перешагнуть через листочек, догнать не только большой, но и маленький мячик, бросить не только мешочек с песком, но и «снежный комочек», а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения.

-введение игрового персонажа, обогащение игровых сюжетов. Учитывая особенности раннего возраста, малышам трудно точно выполнять движения по слову воспитателя, мы предлагаем игровые ситуации, побуждающие ребенка выполнять различные движения, например кукла Катя катает мяч, а теперь мячик к Сереже покатится или кошка играет с мышками, а теперь дети будут мышками.

Всю свою работу мы планируем в тесном взаимодействии со специалистами детского сада.

инструктор по физической культуре – координирует работу по профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата

музыкальный руководитель – включает в совместно-организованную деятельность элементы здоровьесберегающих технологий

Источник

 «Игра как условие физического развития детей раннего дошкольного  возраста»

1.Роль игры в физическом развитии ребенка

Ребенок – существо растущее и развивающееся. Его двигательная активность и двигательная одаренность, приобретенные им двигательные умения и ловкость определяют  его физическое развитие.  Значение игры в  физическом развитии ребенка трудно переоценить. В играх развиваются эмоциональная сфера, двигательная активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров,  развивается  внимание. Игры оказывают большое влияние на желание детей двигаться, а физические навыки совершенствуются только в движении. Выполняя  движения в игровой деятельности , малыши обогащают свой двигательный опыт, у них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх, весь организм ребенка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.

2. Теоретические основы игры, как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Е.П. Флерина, Е.А. Аркин; позднее игре были посвящены работы Р.Я. Лехтман-Абрамович, Н.М. Аксариной,  А.П. Усовой, В.П. Залогиной, Т.А. Марковой, П.Ф.Каптерева и других. Основные требования к руководству игрой детей раннего возраста раскрываются и в трудах Н.М. Аскариной, Ф.А. Фрадкиной, С.Л. Новоселовой,  Е.В. Зворыгиной и др..

3. Наше дошкольное учреждение работает по основной общеобразовательной программе  основу работы с детьми раннего возраста составляет программа «Кроха» под редакцией Г.Г. Григорьевой  

Цель нашей  работы: создание  условий для физического развития детей раннего возраста средствами игровой деятельности.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

  • Создать условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в двигательно-игровую деятельность.
  • Способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей, развитию физических качеств, потребности у двигательной активности детей в совместной организованной деятельности детей и педагога.
  • Обеспечить преемственность общественного и семейного воспитания в  вопросах физического  развития детей раннего возраста.  

4. Анализ  физического развития детей  показал:

что большинство детей 68%    имеют 2  группу здоровья

        с I группой здоровья –  4  ребенка ,  16%

        со II группой здоровья – 11 детей, 68%

        с III группой здоровья – 1 ребенок 6 %

56 % уверенно ходят, взбираются на возвышенные предметы, могут преодолевать небольшие препятствия; проявляют положительное эмоциональное отношение, интерес к двигательной деятельности.

У 30% не сформированы двигательные навыки в лазании, прыжках, слабая работоспособность, при выполнении упражнений действуют только по подражанию.

Лишь 14% детей активны, самостоятельны, инициативны,  хорошо ориентируются в пространстве, могут выполнять физические упражнения по слову взрослого.

  5 . Обогащение предметно-пространственной среды

Свою работу мы начали с пополнения игрушек, пособий и оборудования, способствующих двигательной  деятельности детей. Разместили все это так, чтобы дети могли свободно пользоваться  тележками, колясками, машинами, мячами, «дорожками здоровья», нетрадиционным оборудованием и т.д. Мы обратили внимание, что особую радость у малышей вызывает нетрадиционное оборудование, которое очень красочное и яркое, в изготовлении которого большой вклад внесли наши родители. Его мы используем не только в группе, но и на улице. На практике мы убедились, что игрушки и пособия для игр (флажки, мячики, ленточки и т.д.) должны быть яркими, красочными, иметь разнообразную форму.

 Игровое пространство организовали  таким образом, чтобы побуждать детей к игре и ребята  имели возможность играть как поодиночке, так и в небольшой группе.

Мы изменяем  физкультурно-игровую среду в группе, используя совсем незначительное количество простых пособий, но расставляя их по-разному. Мы заметили, что малыши с удовольствием тянутся на носочки, чтобы потрогать шарик или погремушку, играют в прятки с зайкой, или показывают «петушку» как надо ходить по дорожкам. Чтобы научить  детей лучше ориентироваться, мы меняем игрушки, постепенно пополняем их новыми,  придумывая интересные игровые упражнения, чтобы добиться разнообразия в их использовании.

6. Большое внимание уделили   созданию психологического комфорта в группе:

Для сближения детей, для  поддержки положительных взаимоотношений используем разнообразные общие игры Едем в лес.”, “Курочка и цыплята” ,”Петрушка в гостях” и другие.  И  В рамках личностно-ориентированного взаимодействия стараемся придерживаться следующих рекомендаций:

  • если ребенок с чем-то не справляется, поддерживаем его желание добиться результата
  • не оцениваем ребенка (личность) отрицательно, это больно ранит его самолюбие, упреки подавляют инициативу, порождают неуверенность в себе.
  • в случае неудачи подбадриваем ребенка, внушаем уверенность в его силы («Ты уже много умеешь делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри,  как это делается. Попробуй еще раз»
  • не сравниваем неудачи ребенка с успехами других детей;
  • стараемся не вступать в споры с ребенком, а помогать ему справиться с самим собой когда он упрямиться
  • предоставляем право ребенку самому выбирать , что он будет делать, принимая и понимания точку зрения ребенка

В группе наблюдаем за детьми, при необходимости оказываем помощь. предусматриваем каждому ребенку место для движений, оберегая это пространство, снимаем напряжение. скованность отдельность детей улыбкой,  поощрением. Для пробуждения двигательно-игровой активности используем косвенные методы воздействия ( игра рядом, деликатное подключение к игре, вопросы, советы, обращение от имени персонажа и т.д.)”Пожалеем зайку”

7. Совместная организованной деятельности детей и педагога

Физкультурные занятия (СанПин 2.4.1.3049-13) проводим  в группе, физкультурном зале;  2 раза в неделю  с использованием музыкального сопровождения с  включением игровых персонажей Зайчик, Мишка, Солнышко. Малыши, преодолевая различные препятствия на пути к сказочному герою, например к кошке ( перешагивают через ручеек, летят на самолете, едут на поезде и т.д.), радуются, находя ее с неожиданным сюрпризом, например погремушки или султанчики

 При организации физкультурных занятий  сосредоточили внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка и придерживались следующих принципов:

Принцип дифференциации и индивидуализации: объединили детей по подгруппам и выявили детей для индивидуальных занятий.

Принцип микросоциума – на  физкультурных занятиях активизируем психические, интеллектуальные возможности ребёнка, формируем  в нём определённые отношения к себе и окружающим;

Принцип оптимальности – не допускаем  физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребёнка;

Принцип вариативности – используем  на занятиях не только физические упражнения, но и создаем  условия для их выполнения, воздействуя на сенсорные ощущения, речь, мелкую моторику, интеллект;

Принцип  развивающей направленности: развиваем познавательную деятельность, речь, внимание, память, психофизические и координационные способности средствами физической культуры.

В течение    дня мы стараемся  создавать условия для активной двигательной деятельности. Используем  много хороводов, игр-забав, которые собраны по образцу народных игр.   Малыши очень любят подвижные игры и предлагаем детям разные варианты проведения одной и той же игры.     ” Петрушка у нас в гостях” (обогащать представление об овощах), вариант игры: в следующий раз Петрушка может принести игрушки или фрукты.

Утренняя гимнастика проводится в игровой форме с предметами (кубиками, погремушками, платочками, с деревянными ложками и т.д.) и без предметов

 На прогулке организуем подвижные игры и физические упражнения (« Догони меня», «Желтые листочки», «Поезд») направленные на ориентировку детей в пространстве, развитие физических качеств детей. Используем развивающие образовательные ситуации «Достань зайчика», «Пройди через ручеек», «Куры в огороде»

Бодрящая гимнастика (после дневного сна) проводится  с элементами самомассажа, мы обучаем детей разминать пальчики, проводя круговые движения вокруг каждого пальца; интенсивное движение большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу при помощи художественного слова «Сорока- белобока», имитации движений, сравнений «Глазки», «Коза-дереза»

Специальные  дыхательные упражнения   («Мыльные пузыри», «Подуй на кораблик», «Вот какие мы большие», «Понюхаем цветочек», «Дудочка» «Воронка»(создаем воронку: дуем в воду через трубочку),)

Большое внимание уделяем профилактике плоскостопия и развитию мелкой моторики рук, используем игровые ситуации «По ровненькой дорожке», «Волшебные коробочки», «Коврик здоровья» «Рожки», «Глазки», «Сорока белобока»  

Игры-забавы «Муха», «Вертушки» игры-сюрпризы и игровые упражнения «Прятки», «Зашагали наши ножки топ-топ-топ…», «Мой веселый звонкий мяч», «Догони ленточку», «Мыльные пузыри» и др. способствуют  формированию самостоятельной двигательной активности детей;

Для поддержания эмоционального настроения детей  включаем фольклорные попевки, потешки, пестушки, прибаутки. (пример фото)

         Для обогащения игрового опыта детей используем следующие приемы:

– поддержка инициативы ребенка, поощрение действий вызывает у него желание еще раз повторить какое-нибудь упражнение (пройти по широкой и узкой дорожкам, перешагнуть через листочек, догнать не только большой, но и маленький мячик, бросить не только мешочек с песком, но и «снежный комочек»), а неоднократное повторение движений  улучшает качество их выполнения.

 -введение игрового персонажа,  обогащение игровых сюжетов. Учитывая особенности раннего возраста, малышам трудно точно выполнять движения по слову воспитателя, мы предлагаем игровые ситуации, побуждающие ребенка выполнять различные движения, например кукла  Катя катает мяч, а теперь мячик к Сереже покатится или кошка играет с мышками, а теперь дети будут мышками.

      .

Всю свою работу мы планируем в тесном взаимодействии со специалистами детского сада.

  • педагог – психолог содействует активизации двигательной деятельности детей психологическими методами и средствами
  • инструктор по физической культуре – координирует работу по профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата
  • музыкальный руководитель – включает в совместно-организованную  деятельность  элементы здоровьесберегающих технологий

Родители являются активными участниками образовательного процесса ДОУ. Вниманию родителей были представлены информационные стенды

выставки  

 Проводились семинары на тему «Игровые упражнения, подвижные игры в разное время года»

Организовано собрание  на тему «Расти здоровым, малыш!» ( на котором рассматривались вопросы о значении игры для физического здоровья детей ),

беседы  

консультации по проблемам ЗОЖ и развития физических качеств     родители представили опыт семьи  по организации системы физического воспитания, представив фотовыставку в родительском уголке.

Так же было проведено анкетирование родителей на тему: «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье», «Физического развитие ребенка»

.

Источник