Специфика развития ребенка заключается в том что оно

Ранний возраст – период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Главной особенностью психического развития ребенка является предметная деятельность, ведущая на данном этапе развития малыша. Она во многом определяет специфику общения ребенка с окружающими людьми. То есть малышу становятся доступными правила и нормы действия с предметами, принятыми в той культурной среде, в которой он растет. Ребенок учится использовать предметы в качестве орудий: ложкой ест, карандашом рисует, а не наоборот.
Этапы формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были исследованы П.Я. Гальпериным. Он показал, что на первой стадии -целенаправленных проб – ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет -достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета.
На второй стадии – подстерегания – дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремятся повторить его.
На третьей стадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и овладеть им.
Четвертая стадия – объективной регуляции. На этой стадии ребенок открывает способы регулирования и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых его приходится выполнять. Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго этапа.
При диагностике развития предметных действий у детей необходимо помнить о том, что орудийные действия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийного действия является исторически закрепленным за данным предметом.
Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.
Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.
Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.
Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой – дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.
Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования.
Понять психику ребенка как целостное и системное образование, роль детства в последующей жизни взрослого можно благодаря понятю развитие. Уместно вспомнить слова Гете, который писал:
«Кто хочет что-нибудь живое изучить,
Сперва его он убивает, потом на части разлагает,
Но связи жизненной ему там не найти».
Именно развитие выполняет функцию этой жизненной связи. Очевидно, что понятие «развитие» является ключевым в психологии развития детской психики. Это понятие мы уже не раз использовали выше и у читателя, наверное, не возникало проблем с его пониманием. Однако не так все просто в науке о психологии развития. Сегодня в психологии можно насчитать около двух десятков концептуальных подходов к психологии развития. Подобная пестрота взглядов, с одной стороны, отражает кризисное состояние, в котором находится психология, а с другой – значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для понимание природы психики и ее развития. А.Г.Асмолов, анализируя возможные теоретические концепции психического развития человека, выделяет три основных подхода к пониманию хода этого развития, в которые укладываются множество отдельных теорий и концепций.
Биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».
Социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации…».
Представители персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».
Важнейший закон развития высших психических функций, открытый Л. С. Выготским, заключается в следующем: всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослыми и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода от интер- к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для детской психологии. В формулировке Л. С. Выготского он звучит следующим образом:
«Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, – сперва в социальном, потом – в психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри
ребенка, как категория интрапсихическая» (т. 3, с. 145).
В этой формулировке содержатся две важнейшие мысли:
1) психические процессы у человека с самого начала социальны -и по своему происхождению, и по своему содержанию;
2) интериоризация – процесс перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние, психические.
В общих чертах интериоризация проходит следующие три этапа:
1) взрослый, используя соответствующие знаковые средства, воздействует на ребенка, побуждая его что-то сделать, или обращает внимание ребенка на что-то, или просто обращается к нему;
2) ребенок, перенимая от взрослого способ обращения, сам воздействует на взрослого;
3) ребенок обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, то есть обращается к самому себе во внутреннем плане.
Для иллюстрации приведем описанный Л. С. Выготским пример превращения внешних средств во внутренние на материале исследования произвольного внимания. О произвольном внимании можно говорить тогда, когда человек сам направляет и удерживает внимание на каком-либо предмете, если сам этот предмет «не бросается» в глаза (в этом случае включаются механизмы непроизвольного внимания).
Таблица 1 – Психическое развитие младенцев (0-1 год)
Таблица 2 – Общая схема возрастного развития ребёнка раннего возраста
1. Смирнова, Е.О. Закон развития высших психических функций [Электронный ресурс]//PSYERA гуманиторно-правовой портал: https://goo.gl/qnGmYR.
Источник
Правильные ответы 3. 4. (61c.) В России становление психологии развития связывают с именем: (один ответ) 1) А.Р. Лурии 2) А.Н. Леонтьева 3) Л.С. Выготского 4) Л.И.Божович Правильные ответы 3. 5. (61c.) Предметом психологии развития и возрастной психологии является: (один ответ) 1) изучение основных законромерностей порождения и функционирования психической реальности 2) изучение закономерностей развития психики человека от рождения до старости, механизмов перехода от одной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание 3) изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека в различные периоды жизни 4) законы психического развития ребенка 3. (61c.) Педология – это: (один ответ) 1) раздел психологии развития 2) раздел детской психологии 3) комплексная наука о растущем ребенке 4) раздел возрастной психологии Правильные ответы 2. 6. (61c.) Специфика развития ребенка заключается в том, что оно: (один ответ) 1) определяется биологической наследственностью 2) основано на таком же принципе развития, как в животном мире 3) происходит в ходе культурно-исторического наследования 4) не зависит от условий жизни и воспитания Правильные ответы 3. 7. (61c.) процесс развития обладает разными свойствами. Среди них: (один ответ) 1) необратимость 2) закономерность 3) направленность 4) все перечисленное Правильные ответы 4. 8. (61c.) Направленность процесса развития – это: (один ответ) 1) способность к накапливанию изменений, надстраивание новых изменений над предыдущими 2) воспроизводство однотипных изменений у разных людей 3) способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии 4) Правильные ответы 3. 9. (61c.) Предметом психологии развития и возрастной психологии является: (один ответ) 1) изучение основных законромерностей порождения и функционирования психической реальности 2) изучение закономерностей развития психики человека от рождения до старости, механизмов перехода от одной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание 3) изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека в различные периоды жизни 4) законы психического развития ребенка Правильные ответы 2. 10. (61c.) Развитие психики человека, с точки зрения Л.С. Выготского, происходит в форме (один ответ) 1) НАУЧЕНИЯ 2) СОЦИАЛИЗАЦИИ 3) АДАПТАЦИИ 4) УСВОЕНИЯ Правильные ответы 4. 11. (61c.) Формирование психических структур в течение жизни данного индивида – это: (один ответ) 1) антропогенез 2) эпигенез 3) филогенез 4) онтогенез Правильные ответы 4. 12. (61c.) Онтогенез – это: (один ответ) 1) становление психических структур в ходе биологической эволюции индивида 2) развитие человечества во всех его аспектах 3) формирование психических структур в течение жизни данного индивида Правильные ответы 3. 13. (61c.) Развитие психики: (один ответ) 1) цепь количественных и качественных изменений 2) цепь процессов эволюции 3) равномерный и последовательный процесс 4) реализация наследственной программы поведения Правильные ответы 1. 14. (61c.) К экспериментально-генетическому методу исследования прибегал: (один ответ) 1) З. Фрейд 2) Л.С.Выготский 3) Э. Эриксон 4) Ж. Пиаже Правильные ответы 2. 15. (61c.) В учениях о развитии психики человека все более глубоко осмысливается роль: (один ответ) 1) предметов в развитии психики ребенка 2) взрослого 3) наследственности 4) общества Правильные ответы 4. 16. (61c.) Идея о том, что для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом, принадлежит: (один ответ) 1) З. Фрейду 2) Ж. Пиаже 3) Э. Эриксону 4) В. Штерну Правильные ответы 3. 17. (61c.) Человек как часть природы стремится к равновесию, но оно постоянно нарушается, и для его восстановления нужны адаптационные механизмы. Эта идея принадлежит: (один ответ) 1) З. Фрейду 2) Ж. Пиаже 3) Э. Эриксону 4) В. Штерну Правильные ответы 2. 18. (61c.) Психическое развитие есть смена умственных структур. Это точка зрения: (один ответ) 1) З. Фрейда 2) Э. Эриксона 3) Ж. Пиаже 4) Л. С. Выготского Правильные ответы 3. 19. (61c.) С. Холл – автор теории: (один ответ) 1) рекапитуляции 2) культурно-исторической 3) конвергенции двух факторов 4) нормативной Правильные ответы 1. 20. (61c.) Период от пяти до двеннадцати лет, по теории З. Фрейда, стадия (один ответ) 1) фаллическая 2) анальная 3) латентная 4) генитальная Правильные ответы 3. 21. (61c.) Д.Б. Эльконин написал работу: (один ответ) 1) “Проблема возраста” 2) “Психологические вопросы дошкольной игры” 3) “Проблема онтогенезе общения” 4) “Этапы формирование личности в онтогенезе” Правильные ответы 2. 22. (61c.) Л. С. Выготский – автор теории: (один ответ) 1) когнитивной 2) культурно-исторической 3) эпигенетической 4) деятельностной Правильные ответы 2. 23. (61c.) В дошкольном возрасте в сознании ребенка доминирует функция: (один ответ) 1) восприятие 2) речь 3) мышление 4) память Правильные ответы 4. 24. (61c.) К высшим психическим функциям не относится: (один ответ) 1) речь 2) произвольное внимание 3) логическое мышление 4) ощущение Правильные ответы 4. 25. (61c.) Ведущий вид деятельности как критерий выделения возрастных этапов рассмотрен в работах: (один ответ) 1) А. Н. Леонтьева 2) Л.С. Выготского 3) Д. Б. Эльконина 4) Б. Г. Ананьева Правильные ответы 3. 1. 27. (61c.) Деловые мотивы возникают у детей в процессе удовлетворения потребности: (один ответ) 1) в активной деятельности 2) признании и поддержке 3) новых впечатлениях 4) оценке и самооценке Правильные ответы 1. 28. (61c.) Форма общения, для которой характерны потребность в сотрудничестве со взрослыми, деловые мотивы и предметно-действенные средства, называется: (один ответ) 1) ситуативно-личностная 2) внеситуативно-личностная 3) ситуативно-деловая 4) внеситуативно-позновательная Правильные ответы 3. 29. (61c.) Возрастную периодизацию на основе критерия появления и смены молочных зубов предложил: (один ответ) 1) З. Фрейд 2) Л. С. Выготский 3) Э. Эриксон 4) П. П. Блонский 26. (61c.) Смена ведущих типов деятельности связана: (один ответ) 1) с возникновением новых мотивов 2) развитием активности 3) биологическим созреванием ребенка 4) возникновением новых интересов Правильные ответы Правильные ответы 4. 30. (61c.) Возрастную периодизацию на основе смены ведущей деятельности предложил: (один ответ) 1) Д. Б. Эльконин 2) П. Пиаже 3) Э. Эриксон 4) Л. С. Выготский Правильные ответы 1. 31. (61c.) З. Фрейд предложил возрастную периодизацию на основе: (один ответ) 1) развития интеллекта 2) смены ведущей деятельности 3) развития психосексуальности 4) появления новообразований и учета динамики переходов от одного возраста к другому Правильные ответы 3. 32. (61c.) Ж. Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе: (один ответ) 1) развития интеллекта 2) смены ведущей деятельности 3) развития психосексуальности 4) появления новообразований и учета динамики переходов от одного возраста к другому Правильные ответы 1. 33. (61c.) В периодизации психического развития З. Фрейда выделено периодов: (один ответ) 1) восемь 2) три 3) пять 4) шесть Правильные ответы 3. 34. (61c.) В периодизации психического развития Э. Эриксона выделено периодов: (один ответ) 1) восемь 2) три 3) пять 4) шесть Правильные ответы 1. 35. (61c.) Стадию сенсомоторную, конкретных операций, формальных операций в развитии психики выделяет: (один ответ) 1) Д. Б. Эльконин 2) П. Пиаже 3) Э. Эриксон 4) З. Фрейд Правильные ответы 2. 36. (61c.) Периодизацию, в которой кризисные периоды чередуются со стабильными, предложил: (один ответ) 1) Д. Б. Эльконин 2) Л. С. Выготский 3) Э. Эриксон 4) З. Фрейд Правильные ответы Правильные ответы 3. 39. (61c.) Психоанализ, метод использовавшийся: (один ответ) 1) З. Фрейд 2) Л.С. Выготским 3) Э. Эриксоном 2. 37. (61c.) Основной критерий возрастной периодизации Л. С. Выготского: (один ответ) 1) социальная ситуация развития 2) ведущая деятельность 3) возрастные задачи 4) новообразования Правильные ответы 4. 38. (61c.) Новообразования, входящие в интегральную структуру личности, возникают: (один ответ) 1) в кризисных возрастах 2) тех и других 3) стабильных возрастах 4) никаких 4) С. Холлом Правильные ответы 1. 40. (61c.) Выбор возрастных групп при поперечном срезе обусловлен: (один ответ) 1) задачами исследования 2) возрастом испытуемых 3) желанием и возможностями исследователя 4) темпом развития исследуемого процесса Правильные ответы 4. 41. (61c.) Словарный запас ребенка к концу третьего года жизни составляет: (один ответ) 1) 100-300 слов 2) 3000-4500 слов 3) 1200-1500 слов 4) 2000-3000 слов Правильные ответы 3. 42. (61c.) Кризис трех лет-это кризис: (один ответ) 1) социальных отношений 2) выделение своего “Я” 3) отделение ребенка от взрослого 4) всего перечисленного Правильные ответы 4. 43. (61c.) Кризис трех лет более остро протекает у детей: (один ответ) 1) в условиях вседозволенности 2) слишком опекаемых 3) отвергаемых родителями 4) в условиях принятия и любви со стороны родителей Правильные ответы 2. 44. (61c.) Границы дошкольного возраста определяются в пределах: (один ответ) 1) 3-6 лет 2) 4-6 лет 3) 3-7 лет 4) 3-67 лет Правильные ответы 4. 45. (61c.) Центральным новообразование дошкольного возраста,с точки зрения Л.И.Божович,выступает: (один ответ) 1) внутренняя позиция школьника 2) речь 3) чувство взрослости 4) рефлексия Правильные ответы 4. 46. (61c.) В стуктуру игры входят: (один ответ) 1) роль,правила,игровые действия 2) игровые условия,роль,правила 3) игрушки,мотивы,правила 4) роль,игрушки,игровые действия Правильные ответы 4. 47. (61c.) По мнению Д.Б.Эльконина,центр-это: (один ответ) 1) правила 2) роль 3) игровые действия 4) игрушки Правильные ответы 4. 48. (61c.) Игровые действия-это: (один ответ) 1) точное повторение действий взрослого человека 2) действия с игрушками 3) действия,свободные от операционально-технической стороны,действия со значениями 4) операционно-технические действия Правильные ответы 3. 49. (61c.) Сфера действительности,которую ребенок отражает в своих играх: (один ответ) 1) сюжет игры 2) содержание игры 3) игровое действие 4) правило Правильные ответы 1. 50. (61c.) Внимание дошкольника характеризуется тем,что: (один ответ) 1) складываются элементы произвольности в управлении им 2) оно слабо концентрировано,неустойчиво 3) выступает как реакция сосредоточения 4) наблюдаются трудности переключения и распределения Правильные ответы 1. 51. (61c.) Выделите особенность развития память в дошкольном возрасте: (один ответ) 1) появляется новый процесс-воспроизведение 2) память,все больше обьединяясь с речью и мышлением,приобретает интеллектуальный характер 3) ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу 4) преобладает двигательная и эмоциональная память Правильные ответы 2. 52. (61c.) Для общения дошкольников характерно: (один ответ) 1) стремление привлечь внимание сверстника 2) непосредственность,отсутствие предметного содержания 3) преобладание инициативных действий над ответными 4) зеркальное отражение действий партнера Правильные ответы 3. 53. (61c.) На начальном этапе дошкольного возраста (3-5лет),согласно М.И.Лисиной,реализуется следующая форма общения: (один ответ) 1) ситуативно-личностная 2) ситуативно-деловая 3) внеситуативно-личностная 4) внеситуативно-позновательная Правильные ответы 4. 54. (61c.) В сфере самосознания ребенка дошкольного возраста: (один ответ) 1) возникает гордость за собственные достижения 2) появляется осознание себя во времени,личное сознание 3) происходит открытие своего внутреннего мира 4) формируется чувство взрослости Правильные ответы 2. 55. (61c.) Кризис семи лет вызван: (один ответ) 1) появлением системы “Я-сам” 2) возникновением чувства взрослости 3) осознанием социального Я 4) соподчинением мотивов Правильные ответы 3. 56. (61c.) Новообразование кризиса семи лет: (один ответ) 1) упрямство 2) строптивость 3) обобщение переживаний 4) негативизм Правильные ответы 3. 57. (61c.) Психологическая готовность к школе-это: (один ответ) 1) совокупность знаний,умений и навыков ребенка 2) стремление ребенка к новому социальному положению 3) сложное образование,включающее высокий уровень развития интеллектуальной и мотивационной сферы,сферы произвольности 4) определенный уровень развития позновательной сферы ребенка Правильные ответы 3. 58. (61c.) Укажите границы младшего школьного возраста: (один ответ) 1) 5-8 лет 2) 7-10 лет 3) 7-9 лет 4) 67-10 лет Правильные ответы 4. 59. (61c.) Центральное новообразование младшего школьного возраста: (один ответ) 1) система “Я-сам” 2) произвольность психических процессов 3) чувство взрослости 4) внутренняя позиция школьника Правильные ответы 2. 60. (61c.) Содержание учебной деятельности младшего школьника: (один ответ) 1) усвоение определенной системы знаний 2) воспроизводство отношений между людьми 3) освоение отношений между людьми 4) развитие позновательной активности ребенка Правильные ответы 1. 61. (61c.) Содержание учебной деятельности младшего школьника: (один ответ) 1) усвоение определенной системы знаний 2) воспроизводство отношений между людьми 3) освоение отношений между людьми 4) развитие позновательной активности ребенка Правильные ответы 1. 62. (61c.) Адаптация ребенка к школе значительно затрудена при мотивации: (один ответ) 1) социальной 2) игровой 3) позиционной 4) оценочной Правильные ответы 2. 63. (61c.) Из приведенных систем,которые складываются в младшем школьном возрасте,наиболее значима для ребенка: (один ответ) 1) ребенок-ребенок 2) ребенок-учитель 3) ребенок-родители 4) реьенок-взрослые Правильные ответы 2. 64. (61c.) Основные новообразования младшего школьнового возраста(выберите лишнее): (один ответ) 1) речь 2) произвольность 3) веутренний план действий 4) рефлексия Правильные ответы 1. 65. (61c.) Внимание младшего школьника характеризуется (один ответ) 1) произвольностью 2) неустойчивостью 3) развитием послепроизвольного внимания 4) внешне опосредованным характером Правильные ответы 2. 66. (61c.) дети с развитой мотивацией успеха: (один ответ) 1) любят физкультуру,труд,рисование 2) ценят учебное сожержание и школьные правила 3) ориентируются на процесс выполнения отдельных частных действий 4) ценят каникулы и перемены Правильные ответы 2. 67. (61c.) Произвольность поведения-это: (один ответ) 1) сдержанность 2) самостоятельность 3) целеустремленность 4) все перечисленное Правильные ответы 4. 68. (61c.) Ослабление эгоцентризма приводит: (один ответ) 1) к усилению страхов младших школьников 2) увеличению страхов младших школьников 3) увеличению разновидностей стразов 4) стабильному количеству страхов Правильные ответы 2. 3. 70. (61c.) Подростковый возраст называют пубертатным периодом.Это означает: (один ответ) 1) эмоциональная реактивность 2) возмужание,половая зрелость 3) эмансипация от взрослых 4) индивидуализация Правильные ответы 2. 71. (61c.) Ведуя деятельность подросткового возраста: (один ответ) 1) интимно-личностное общение 2) учебно-профессиональная 3) учебная 4) общественно-полезная Правильные ответы 69. (61c.) Общепринятые границы подросткового возраста в отечественной психологии: (один ответ) 1) 9-13 лет 2) 11-14 лет 3) 10-15 лет 4) 12-14 лет Правильные ответы 1. 72. (61c.) Ведущий мотив в учебной деятельности подростков: (один ответ) 1) значимость самого процесса учения как социально-ценной деятельности 2) стремление завоевать определенное положение в классе,добиться признания сверстников 3) получение хорошей оценки 4) стремление к превосходству Правильные ответы 2. 73. (61c.) Для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно: (один ответ) 1) реакция эмансипациии от взрослых 2) реакция группирования со сверстниками 3) снижение конфликтности в общении со взрослыми 4) притупление остроты восприятия сверстников Правильные ответы 3. 74. (61c.) Характерная черта подростка: (один ответ) 1) эмоциональная устойчивость 2) покладистость 3) доверчивость 4) реакция эмансипации Правильные ответы 4. 75. (61c.) Для эмоциональной сферы подростка характерно: (один ответ) 1) резкая смена настроения и переживаний 2) бурное развитие “эмоционального языка” 3) эмоционнальная впечатлительность 4) осознание своего состояния Правильные ответы 1. 76. (61c.) Кризис подросткового возраста обусловлен: (один ответ) 1) новым уровнем самосознания ребенка 2) появлением способности и потребности позноть себя как личность 3) стремление к самоутверждению 4) всем перечисленным Правильные ответы 4. 77. (61c.) Я согласен(а) с утверждением,что кризисподросткового возраста-это: (один ответ) 1) следствие несоответствия старой системы воспитания и новых стремлений ребенка 2) неизбежный и необходимый момент развития психики Правильные ответы 2. 78. (61c.) Границы юношеского возраста: (один ответ) 1) 13-18 лет 2) 14-17 лет 3) 15-18 лет 4) нет однозначного подхода к выделению границ Правильные ответы 4. 79. (61c.) В сфере сасосознания главным достижением подросткового возраста выступает: (один ответ) 1) открытие своего внутреннего мира 2) чувство взрослости 3) осознание своих недостатков 4) чувство одиночества Правильные ответы 1. 80. (61c.) В эмоциональной сфере юношей и девушек формируются: (один ответ) 1) мировозренческие чувства 2) предметные чувства 3) эстетические чувства 4) чувство взрослости Правильные ответы 1. 81. (61c.) Термин “эго-идентичность” означает: (один ответ) 1) субьективное чувство принадлежности к группе 2) субьективное чувство непреывной самотождественности 3) субьективное отношение к миру 4) субьективное отношение к своему “Я” Правильные ответы 2. 82. (61c.) Первичная самооценка и связанное с ней желание «быть хорошим» возникает: (один ответ) 1) в раннем детстве 2) в среднем дошкольном возрасте 3) в младшем дошкольном возрасте 4) в старшем дошкольном возрасте Правильные ответы 2. 83. (61c.) Устойчивый интерес к другим детям возникает: (один ответ) 1) в 5 лет 2) 56 лет 3) на третьем году жизни 4) в старшем дошкольном возрасте Правильные ответы 2. 84. (61c.) Первый обьект,который ребенок выделяет из окружающей среды: (один ответ) 1) он сам 2) игрушка 3) человеческое лицо 4) окруающие его предметы Правильные ответы 3. 85. (61c.) Первая форма, с которой начинается развитие игры: (один ответ) 1) Сюжетная игра Сюжетная игра Сюжетная игра 2) сюжетноролевая игра 3) Режиссерская игра 4) предметноманипулятивная. Правильные ответы 3. 86. (61c.) О готовности к школьному обучению свидетельствует: (один ответ) 1) появление внутренней позиции школьника 2) принятие учебной задачи. 3) формированность внутреннего плана действий 4) предметноманипулятивная деятельность Правильные ответы 3. 87. (61c.) Выделите особенность развития память в дошкольном возрасте: (один ответ) 1) появляется новый процесс-воспроизведение 2) память,все больше обьединяясь с речью и мышлением,приобретает интеллектуальный характер 3) ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу 4) преобладает двигательная и эмоциональная память Правильные ответы 2. 88. (61c.) Игровые действия-это: (один ответ) 1) точное повторение действий взрослого человека 2) действия с игрушками 3) действия,свободные от операционально-технической стороны,действия со значениями 4) операционно-технические действия Правильные ответы 3. 89. (61c.) Возрастные рамки периода детства в современной отечественной психологии имеет возрастные границы: (один ответ) 1) 1 год 12 лет; 2) от рождения до 7 лет Правильные ответы 2. 90. (61c.) Понятие «зона ближайшего развития» введена в возрастную психологию: (один ответ) 1) Э. Эриксоном; 2) Л.С. Выготским Правильные ответы 2. 91. (61c.) Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого, это: (один ответ) 1) социальная ситуация развития; 2) ведущая деятельность, 3) психическое новообразование; 4) зона ближайшего развития. Правильные ответы 2. 92. (61c.) Основное психическое новообразование дошкольного детства: (один ответ) 1) возникновение первого детского мировоззрения; 2) формирование готовности к школе; 3) формирование словеснологического мышления на основе конкретных понятий; 4) возникновение личного сознания. Правильные ответы 2. Итого: 90
Источник