Слабый язык у ребенка в 3 года

Слабый язык у ребенка в 3 года thumbnail

Речевое развитие у детей протекает по-разному. Первые навыки малыш получает в кругу своей семьи. Задачей родителей является обеспечение условий для развития фонетико-фонематической стороны речи.

Как правило, ребенок, который плохо владеет речью, имеет низкую успеваемость. Это не всегда говорит об его умственных способностях. Возможно, он стесняется недостатков своей речи или не может правильно сформулировать мысль. Устранить дефекты речи поможет массаж и речевая гимнастика.

Симптомы гипертонуса языка у детей

Под гипертонусом артикуляционных мышц подразумевается чрезмерное напряжение лица, неба, языка и губ. Один из симптомов повышенного тонуса – поджатые губы, независимо от того, бодрствует малыш или спит.

При открытии рта заметно, что язык напряжен, плотно прижат к небу или слишком вытянут вперед. Из-за того, что спинка языка упирается в небо, звуки имеют назальный оттенок. Ребенок не может полностью повернуть голову и широко открыть рот из-за напряжения в области губ.

Симптомы гипертонуса верхней губы – это слегка приоткрытый рот и чрезмерное слюноотделение. Когда губы растянуты и прижаты к деснам или сжаты, как трубочка, и слегка приподняты, кажется, что малыш постоянно улыбается. В таких случаях у детей присутствует проблема с произношением букв «О» и «А».

Причины гипертонуса

Существует немало причин, из-за которых появляется гипертонус лицевых мышц у детей. Наследственность, родовая травма, аномальная беременность, проблемы психического развития, нарушение речевого аппарата – это лишь часть распространенных причин. Помимо перечисленных проблем, повышенный мышечный тонус появляется вследствие заболевания матери или ребенка:

  • проблема с эндокринной или сердечно-сосудистой системой в период вынашивания плода;
  • врожденная патология младенца или хромосомная аномалия;
  • гемолитическое заболевание у ребенка;
  • гипоксия плода;
  • порок спинного или головного мозга;
  • проживание в экологически неблагоприятном регионе;
  • сильный стресс, физическое или психическое перенапряжение женщины во время беременности;
  • резус-конфликт;
  • чрезмерная нервная возбудимость;
  • сильный токсикоз;
  • употребление алкоголя, наркотических веществ и курение матери;
  • инфекционные болезни у малыша или его мамы во время беременности.

Диагностические мероприятия

Чтобы определить, есть ли у ребенка гипертонус лицевых мышц, необходимо пройти обследование. При первых признаках патологии родителям следует проконсультироваться с педиатром, который после осмотра направит малыша к невропатологу, психологу, дефектологу и логопеду. Иногда рекомендована нейросонография (УЗИ исключит или подтвердит наличие патологии в головном мозге).

Окончательное заключение может быть сделано только после выводов специалистов. Если у ребенка диагностирован гипертонус, нельзя пропускать плановые медицинские осмотры. Патология нередко сопровождается нарушениями общего развития и рефлексов.

Что делать?

При повышенным тонусе лицевых мышц необходимо нормализовать работу нервной системы. В зависимости от возраста и особенностей ребенка, врач подберет оптимальные упражнения и физиопроцедуры.

Чтобы наладить работу мышц и двигательную активность, рекомендуется артикуляционная гимнастика. Делают ее регулярно по несколько раз в день. Занятия полезны для всех детей, они улучшают подвижность речевого аппарата, способствуют правильному положению языка и губ и, соответственно, чистому произношению.

Для устранения речевых дефектов у детей также производится массаж языка. Оптимальным возрастом для начала занятий считается 2–3 года, а в возрасте 4–5 лет, помимо массажа и гимнастики, рекомендованы специальные речевые упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная зарядка применяется для укрепления и развития речевого аппарата. Благодаря ей язык, небо, губы и челюсти работают слаженно. Она включает целый ряд упражнений – их задача состоит в том, чтобы наладить работу артикуляционных органов, сделать их более сильными и подвижными, обеспечить нормальное положение языка и научить ребенка произносить звуки правильно.

Малыши 2 лет достигают вершины речевого развития и способны воспроизводить звонкие и глухие звуки, а до 4-летнего возраста ребенок учится произносить Л, С, Й и Э. Если в произношении присутствуют ошибки, гимнастика поможет ребенку 2–4 лет говорить правильно, а начиная с 5-летнего возраста – устранить дефекты речи. Гимнастика заключается в таких упражнениях:

  • ребенок открывает ротик и на несколько секунд фиксирует положение;
  • с закрытыми челюстями ребенок широко улыбается;
  • кончиком язычка кроха проводит поочередно по верхней и внешней части зубок;
  • малыш рисует язычком на небе различные фигурки.

Массаж языка и губ

Массаж языка облегчает правильное воспроизведение звуков ребенком. Он нормализует тонус мимических и артикуляционных мышц, увеличивает амплитуду их движений и улучшает координацию органа. Процедура проводится логопедом от 10 до 15 раз. Длительность сеанса составляет 10–20 минут. Существуют различные виды массажа:

  • классический – язык поглаживают, растирают, разминают;
  • точечный – массажируются биологически активные точки, где сосредоточены нервные окончания;
  • аппаратный – производится при помощи вакуумной и вибрационной техники.

При желании родители могут делать массаж в домашних условиях самостоятельно, предварительно ознакомившись с техникой по видео. Дети постарше выполняют процедуру собственноручно. Стоит отметить, что массаж противопоказан, если ребенок простужен, болеет стоматитом, конъюнктивитом, гингивитом или у него увеличены лимфатические узлы.

Прежде чем приступить к выполнению процедуры, важно, чтобы малыш расслабил область шеи, нижнечелюстного и плечевого отделов – тогда язык будет расслаблен. Движения во время массажа необходимо выполнять от корня к кончику органа. Лучше всего массаж делать в лежачем положении, подложив под голову малыша валик. Процедуру проводят, выждав, как минимум, пару часов после приема пищи.

В домашних условиях массаж можно делать пальцами или при помощи зубной щетки. Техники выполнения массажа представлены в таблице.

Массаж губМассаж языка пальцамиМассаж зубной щеткой
Два пальца устанавливают поочередно справа и слева над верхней губой и совершают круговые движенияБольшой палец размещают над языком, а указательный и средний – под ним. Язык без усилия трут с обеих сторон поочередноСлева направо щеткой на языке рисуют зигзагообразную дорожку
Аналогичные движения повторяют по центру над верхней и под нижней губойПроцедуру повторяют, но растирающие движения теперь осуществляют по спиралиТеперь на поверхности языка делают круговые движения
Легкое пощипывание вокруг губДалее слегка хлопают по всей поверхности органа и мнут мышцы языкаОт корня к кончику органа щеткой ставят точки
Каждое упражнение делают около 2–3 разОрган сжимают по бокамПохлопывают всю поверхность языка
В завершение язык слегка пощипывают и массируют уздечкуТочечными движениями проходятся слева, по центру и справа языка
Повторяют круговые движения.

Специальные упражнения

Упражнения бывают двух видов: статические и динамические. В первом случае необходимо зафиксировать язык на 7–10 секунд, а во втором – двигать (виды упражнений представлены в таблице). Эффективность артикуляционных упражнений зависит от следующих правил:

  • зарядку выполняют регулярно;
  • упражнения делают перед зеркалом;
  • главное – качество, а не количество повторений;
  • начинать нужно с простых задач, постепенно переходя к более сложным;
  • гимнастику проводят в игровой форме, но при этом следят за правильным выполнением упражнений.
СтатистическиеДинамические
ЛопаткаОткрыть ротик как можно шире, язык расслабить и положить на нижнюю губуТик-такОткрыть рот и улыбнутся, кончиком языка поочередно касаться уголков губ
ГрибПлотно прижать язычок к небу и открыть ротикКачелиПротягивать язык то к носу, то к подбородку
ХоботГубки сомкнуть и вытянуть впередСтук копытПлотно прикладывать язык к небу с характерным цоканьем.

Чем опасен гипертонус?

Поскольку гипертонус у младенцев отклонением не считается, многие родители заблуждаются, полагая, что он не опасен и в более старшем возрасте. Однако если тонус у ребенка не нормализовался до 3–6 месяцев, следует проконсультироваться с педиатром.

В будущем гипертонус лицевых нервов, губ и языка может сказаться на произношении звуков и слов ребенком.

Если не принять меры своевременно или проигнорировать проблему, гипертонус может стать причиной появления серьезного отклонения в развитии малыша. Последствиями могут быть:

  • нарушение речи;
  • искривление позвоночника;
  • отставание в общем и умственном развитии;
  • формирование неправильной осанки;
  • проблемы с работой внутренних органов малыша;
  • нарушение двигательной активности и координации.

Профилактические мероприятия

Польза развития речи у ребенка неоспорима – массаж и гимнастика оказывают благоприятное влияние на кровообращение и эластичность мышц. Упражнения являются хорошей профилактикой речевых отклонений и рекомендованы даже при отсутствии гипертонуса.

Специалисты рекомендуют больше общаться с детьми, задавать вопросы, чтобы малыш учился говорить и излагать мысли самостоятельно. Артикуляционную гимнастику рекомендуется совмещать с рисованием, лепкой, конструированием. Замечено, что дети с широким кругозором, разговаривают лучше.

Источник

Lapo4ka Do4ka

А что с координацией, моторикой?

Planikk

А что с координацией, моторикой?

даже более развита чем сверстники

У моего ребенка был такой диагноз в т.ч. Но не так выражено. Помогло физио на область щек. Прям говорить начал после пары сеансов. А после курса эффект был ошеломительный. Нам невролог назначала. Препарат уже не помню с каким делали.

  • Нравится

    1

Lapo4ka Do4ka

Хмм, тогда не поделюсь, у моего слабость была, но со всем комплектом, дизартрия со всех сторон. Тут что то отдельное. Да, по спецам походите по разным. Имхо чем раньше начать тем лучше прогноз.

Я не призываю сейчас ничего не делать, а сидеть на попе ровно, но в панику уж точно впадать не стоит.

У дочки в 1-м классе еще полно детей с откровенной кашей во рту, я бы уже во все колокола звонила на месте родителей и была очень удивлена, что школьный логопед очень спокойна и призывает не волноваться, мол за год поставим все звуки, главное заниматься.

Кстати, не смотря на дизартрию, слабость мышц лицевых и прочие прелести, координация, моторика у моего сына вполне на уровне была. Т.е. он и на лестницы и всякие лазилки, прыжки на одной ножке и т.д. всегда все по возрасту или раньше начинал. Но вот чем он старше тем… Я даже не знаю. Ну ритмика, танцы – не его. В такт вообще не попадет ни разу и такое все. Увалень))) А мелкая моторика хорошая.

Мадмуазель - мамочка в 6 раз

Я не призываю сейчас ничего не делать, а сидеть на попе ровно, но в панику уж точно впадать не стоит. У дочки в 1-м классе еще полно детей с откровенной кашей во рту, я бы уже во все колокола звонила на месте родителей и была очень удивлена, что школьный логопед очень спокойна и призывает не волноваться, мол за год поставим все звуки, главное заниматься.

у этих детей явно что то другое .которые в первом классе .. и не у каждого язык до 7 месяцев выпадает изо рта … я считаю чтотстоить бить панику , и найти хорошего невролога для начала .. так как это не просто логопедия , а более выраженая .. тут уроки логопеда не помогут просто ..

У моего ребенка был такой диагноз в т.ч. Но не так выражено. Помогло физио на область щек. Прям говорить начал после пары сеансов. А после курса эффект был ошеломительный. Нам невролог назначала. Препарат уже не помню с каким делали.

а можете подробно вспомнить? Это микротоки?

у этих детей явно что то другое .которые в первом классе .. и не у каждого язык до 7 месяцев выпадает изо рта … я считаю чтотстоить бить панику , и найти хорошего невролога для начала .. так как это не просто логопедия , а более выраженая .. тут уроки логопеда не помогут просто ..

уроки логопеда это вы что подразумеваете? У моих сейчас лицевой массаж, массаж языка, лицевая гимнастика, элементы нейрогиснастики, и это тоже с логопедом .

а можете подробно вспомнить? Это микротоки?

да там нечего вспоминать. Никогда не делали ребенку электрофорез? Обычно назначают на шею или верхнюю часть спины. Но и на конечности, да везде. У кого что болит)))

Какая-то типа тряпочка смачивается в лекарстве и кладется на необходимый участок, через нее пропускают ток и лекарство вводится в кожу и слизистые. Моему ребенку эту тряпочку повязывали под подбородком на щеки и на голове бантик, как у студента в известной комедии, помните: “Профессор лопух но аппаратура при нем”))) только у студента повязка была с одной стороны, а с другой ухо торчало, а у моего ребенка торчали только глазенки)))

Сыну не очень нравилось, плакал. Хотя “шейные” сеансы даже любил.

А лекарства назначали два разных. Мы на реабилитации за 3 месяца успевали 2-3 курса пройти массаж+электрофорез (вроде как курс 10 сеансов: 5 на щеки 5 на шею. Но может уже и путаю. Шея тоже проблемная у сына после вакуум-экстракци) И было 2 лекарства разных. Вот после этих трех курсов подряд у меня ребенок говорящий вышел в почти 4 года. До этого речь была в стиле “ка е” – кашу ел.

  • Нравится

    1

И добавлю, это не было “волшебной таблеткой”. Занятий было много и до и после сеансов. До понимания посторонними хотя бы смысла фраз, еще полгода эту “речь” шлифовали. Просто для меня, как мамы, которая в этом всем осень глубоко, изменения были разительны. А так, кроме этого, занятия с года со мной (я рано заметила, он не гулил, вообще молчал как немой) и с 3х лет со специалистами. Логогруппа с 5 лет. Раз в год курс реабилитации, итого 6 лет плотных ежедневных занятий. К школе диагнозы сняли. Удачи вам.

  • Нравится

    3

Ledisumerki

Как логопед советую найти хорошего специалиста, кто сделает качественный логопедический массаж лицевых мышц и языка. Кроме того нужно установить причину этой слабости. В этом может помочь невролог. Кроме того нужно проверить состояние шейного отдела позвоночника.

  • Нравится

    1

Mama_v_kvadrate

Уже на вторую такую тему наткнулась, поняла, что у моего тоже самое. Но он ещё почти и не говорит, однако, те слова, что произносит, звучат гораздо хуже, чем у брата. Язык в зубы не упирается при произношении, слюни всё текут. Возраст тот же.

Шалфей

Моя с дизартрией. Щас вспомнила, тоже волновалась, что у малышки часто язык наружу был, до года примерно. Этим летом занимались с дефектологом+ логомассаж. В августе 8 сеансов д’арсонваля на мышцы оральной области. Сейчас речь хорошая, отец, её наконец, понимает. В декабре будет 5 лет. Слюнотечение небольшое тоже было. Сейчас младшему сыну 3 года, тоже полный рот слюней,но речь лучше, чем у страшей в этом возрасте. Летом у бабушки, пройдём с ним курс физио ( назначает невролог)

Planikk

Кстати, не смотря на дизартрию, слабость мышц лицевых и прочие прелести, координация, моторика у моего сына вполне на уровне была. Т.е. он и на лестницы и всякие лазилки, прыжки на одной ножке и т.д. всегда все по возрасту или раньше начинал. Но вот чем он старше тем… Я даже не знаю. Ну ритмика, танцы – не его. В такт вообще не попадет ни разу и такое все. Увалень))) А мелкая моторика хорошая.

Ну уж простите не всем быть танцорами диско)) а вы победители эту дизартрию?

Planikk

Странно, у моей слюней нету и не помню, чтоб текли.

Язык не то, чтобы вываливался, а торчал как у младенцев при гипотериозе, что мы и исключили сразу же.. и нсг делали, так как это первое, что советуют

Planikk

у этих детей явно что то другое .которые в первом классе .. и не у каждого язык до 7 месяцев выпадает изо рта … я считаю чтотстоить бить панику , и найти хорошего невролога для начала .. так как это не просто логопедия , а более выраженая .. тут уроки логопеда не помогут просто ..

Так, не надо ля-ля, о том что поможет или нет.

Planikk

Моя с дизартрией. Щас вспомнила, тоже волновалась, что у малышки часто язык наружу был, до года примерно. Этим летом занимались с дефектологом+ логомассаж. В августе 8 сеансов д’арсонваля на мышцы оральной области. Сейчас речь хорошая, отец, её наконец, понимает. В декабре будет 5 лет. Слюнотечение небольшое тоже было. Сейчас младшему сыну 3 года, тоже полный рот слюней,но речь лучше, чем у страшей в этом возрасте. Летом у бабушки, пройдём с ним курс физио ( назначает невролог)

Отлично, у нас я думаю что-то подобное будет и тем раньше тем лучше.

Многие знакомые когда слышат как моя говорит что все понятно.

ммм… у Вас же еще недавно все было в норме? и Вы жаловались, что на форуме Вас кошмарили, и советовали другой форумчанке не париться и не читать ничего.

Planikk

ммм… у Вас же еще недавно все было в норме? и Вы жаловались, что на форуме Вас кошмарили, и советовали другой форумчанке не париться и не читать ничего.

У нас и сейчас все нормально. Тема создана 2 дня назад. Мы сегодня посетили ведущих невролога и логопеда-дефектолога Москвы и кроме 1-2 курсов логопедического массажа ничего рекомендовано не было. Вся это дичь типа дизартрии и прочей ерунды-не наша история и даже близко нету. Из моей семьи все посещали логопедов в детском возрасте в том числе и я, так что ничего страшного в это не вижу.

А касательно той истории, у форумчанки если не ошибаюсь ребёнок не говорил в каком-то возрасте и не было указательного жеста. Я привела наш пример позднего появления этих навыков и чтобы на данном этапе поменьше переживали и не примеряли чужие истории больных детей

дичь, больные дети. милота.

при “ничего”, ежли что, логомассаж не назначают. слабые мышцы – уже не норма, что-то где-то пострадало. если правильно помню, то и про гипотонус Вы когда-то писали. звиняйте, если ошиблась.

то ли у Вас стадия отрицания, что с ребенком что-то не то, вот Вас и штырит туда-сюда. то ли гипертревожность и склонность к истерии – сама спросила, девочки поделились своими историями, сама себя накрутила, но виноваты те, кто своим опытом поделился.

ну да, форумчанке – забейте, а сама по неврологам-логопедам.

Planikk

дичь, больные дети. милота.при “ничего”, ежли что, логомассаж не назначают. слабые мышцы – уже не норма, что-то где-то пострадало. если правильно помню, то и про гипотонус Вы когда-то писали. звиняйте, если ошиблась.то ли у Вас стадия отрицания, что с ребенком что-то не то, вот Вас и штырит туда-сюда. то ли гипертревожность и склонность к истерии – сама спросила, девочки поделились своими историями, сама себя накрутила, но виноваты те, кто своим опытом поделился.ну да, форумчанке – забейте, а сама по неврологам-логопедам.

Кышь. Флуд не по теме.

слово “кыш” пишется без мягкого знака.

все как раз по теме. но понятно, что неугодное мнение читать не очень то приятно. а что поделать. не нравится, публикуйте свои вопросы в блогах, там можно модерировать.

МамаСладкогоПерсика

У нас и сейчас все нормально. Тема создана 2 дня назад. Мы сегодня посетили ведущих невролога и логопеда-дефектолога Москвы и кроме 1-2 курсов логопедического массажа ничего рекомендовано не было. Вся это дичь типа дизартрии и прочей ерунды-не наша история и даже близко нету. Из моей семьи все посещали логопедов в детском возрасте в том числе и я, так что ничего страшного в это не вижу. А касательно той истории, у форумчанки если не ошибаюсь ребёнок не говорил в каком-то возрасте и не было указательного жеста. Я привела наш пример позднего появления этих навыков и чтобы на данном этапе поменьше переживали и не примеряли чужие истории больных детей

Дизартрия, судя по описанию. Только ребёнок маленький ещё, многих звуков нет, так как они физиологически ещё не должны появится. Поэтому этот диагноз ставят позже, годам к четырем (если родители сидят ровно и ждут, когда звезды встанут и ребёнок сам заговорить)

Тем более, если в вашей семье все! посещали логопеда, значит наследственные проблемы с речью. Я бы взяла медкарты свои, мужа, родных и просмотрела что писал невролог.

И логомассаж назначают далеко не всем, а как раз при гипотонусе языка, дизартрии, гипертонусе и когда некоторые звуки не произносит (чаще Р). Сами себе противоречие) не обижайтесь, любой маме хочется верить что вот у её ребенка точно не “ЭТО” и сердятся, если говорят обратное.

Плюсом к логомассажу делайте артикуляционную гимнастику (логопед должна показать, в игровой форме, или в инете найдите)

Логоритмику – говорить и танцевать, пал чиками играть, можно под Екатерину Железнову.

Постоянно следить, чтобы проговаривала звуки, это наибудущее.

Lapo4ka Do4ka

Дизартрию нельзя полностью победить. Это ж часть мозга сдохла, простите. Все равно есть последствия, которые в жизни в чем то будут проявляться, ну и да, я не верю, что при реальной, не ошибочной дизартрии, речь как у диктора. Я столько перечитала, пересмотрела, переслушала, можно компенсировать хорошо и физио и занятиями, но полностью вряд ли она пройдет, я сама с дизартрией, я и в 40 лет ее ощущаю, контролирую. У моего сына вообще не стояла дизартрия, из 5 логопедов, только 2 дефа ее сразу поставили, прям после 2 минут – стертая дизартрия, ну и я то вижу отголоски, в учебе они четко видны сейчас, даже при отличной компенсации, то одно всплывает, то другое, убираем по мере проблемы.

Критичного нет ничего на самом деле, но работа довольно долгая, закрыть глаза это самое глупое при таком диагнозе, упустить время и в школе будет ахтунг. У нас в классе есть пара детей, у которых родители не слышать и не хотят видеть этого диагноза, на комиссия им не ставили, возможно не распознали стертую, может не хотели распознать, чтобы в логогруппу не брать, но эта каша, когда не понятно, что он там несет, картавость сильная, дисграфия, невозможность завязать шнурки – для меня очевидна проблема. У одного мальчика и сейчас вечно по подбородку слюни, 9 лет.

  • Нравится

    1

Источник