Синтез искусств в развитии ребенка

Проблема взаимодействия, синтеза искусств является одной из наиболее сложных в теоретических исследованиях искусствоведов, психологов, педагогов. Тенденция к их слиянию и взаимовлиянию обусловлена связью с явлениями общественной жизни, различными формами общественного сознания. Еще философы Древней Греции (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель) отмечали, что самые сильные эмоциональные переживания человека связаны с искусством и творчеством. Так, Аристотель прекрасное в творчестве называл «удивлением», а переживания человека, воспринимающего трагедию, «катарсисом» (как проявление чувств). Проблемой синтеза искусств занимались многие представители «искусства и искусствознания»(С. П. Козырева) и в последующие эпохи (Филострат, Леонардо да Винчи, Р. Вагнер, М. А. Врубель, И. И. Бродский, М. К. Чурлёнис, Ю. Б. Борев, А. Н. Буров, В. В. Ванслов, Ю. А. Кремлёв, Б. С. Мейлах и др.).
Ученые отмечают, что вначале, в древние времена, искусство было синкретичным, а затем произошло его разделение. Т. Г. Казакова пишет, что в результате этого разделения «определились специфические средства выразительности каждого искусства, образно говоря «языка», с помощью которого музыкант, художник, писатель общается со зрителем, слушателем, читателем. Этот процесс становится богаче, если человек обладает высоким уровнем художественной культуры, эстетически тонко воспринимает произведение искусства» [6, с.114].
Началом научной разработки проблемы взаимосвязи синтеза искусств считают 1976 год, когда в Москве состоялся симпозиум на тему «Проблемы взаимосвязи и синтеза искусств». А. Я. Зись в своих работах говорит о двух тенденциях современной системы искусств: первая – тяготение к синтезу; вторая – сохранение суверенности каждого вида искусств. Он считает, что их «диалектическая взаимозависимость» ведёт не к «поглощению» одних искусств – другими, а к «взаимообогащению».
Проблемой влияния синтеза искусств на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста занимались: Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Р. М. Чумичева, В. А. Езикеева, Т. Г. Казакова, И. Л. Дзержинская, Л. Я. Панкратова, Г. Н. Пантелеев, Л. В. Пантелеева, Л. Н. Комисарова, Л. С. Фурмина, С. П. Козырева, Е. Н. Зуйкова, Б. П. Юсов, И. Н. Клюева, К. В. Тарасова, Т. Г. Рубан, О. Ю. Зырянова, Г.П. Новикова, О. С. Ушакова и др.
Анализ философской литературы показывает, что в философии интеграция рассматривается как некое целостное образование разного уровня сложности. Философы считают интеграцию универсальной категорией, а «синтез» – наиболее высоким уровнем интеграции.
В работах философов отмечаются различные подходы к классификации объединения различных искусств, образно называемые терминами «склеивание», «симбиоз», «размывание», «соподчинение», «снятие», «концентрация» (Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, М. С. Каган).
Т. Г. Казакова указывает, что хотя каждый вид искусства отличается своей спецификой, своей системой изобразительно-выразительных средств, однако ни один из них, взятый в отдельности, не в состоянии воссоздать картину мира во всем её многообразии, это возможно только при «наличии синтеза искусств». Это подтверждает в своих исследованиях и Л. С. Выготский, он пишет, что восприятие любого произведения искусства (живописи, музыки, поэзии) вызывает у человека массу ассоциативных образов, которые обогащают «палитру чувств», что связь между видами искусства выражается в их «взаимообогащении».
Философский энциклопедический словарь дает такое определение синтеза искусств: «Синтез искусств, органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Синтез искусств – это создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи, оказывать на человека многостороннее эмоционально насыщенное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувства» [12].
Ученые считают, что расширение синтетических возможностей искусств соответствует социальной и культурной жизни современного общества. В. И. Тасалов отмечает три фактора, которые явились причиной формирования нового понимания интеграции искусств:
1 фактор – усложнение элементов творческого труда человека во всех сферах;
2 фактор – творческое развитие каждой личности как сугубо практическая потребность нового этапа, без решения которой нельзя реализовать цели современного научно-технического прогресса;
3 фактор – утверждение большого числа «новых феноменов собственно художественной практики» (художественное конструирование в технике и производстве, дизайн, прикладная и промышленная графика, телевидение и т. д.) [3, с.38].
Е. Н. Зуйкова выделяет 4 исторических периода проблемы синтеза искусств и основные направления художественно-творческого развития в каждом периоде:
1 период(конец XIX – начало XX в.) – развитие фантазии, бессознательного, сенсорики; синкретичность детского художественного творчества (З. Фрейд, К.Юнг, К Риччи, М. Монтессори, Л. Г. Оршанский);
2 период(1917-1930 гг.) – роль среды; развитие образного мышления, активность и свобода творчества ребёнка; опора на возрастные особенности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, К. Н. Вентцель, Ф. И. Шмидт, Ж. Пиаже, А. В. Бакушинский, Б. В. Асафьев);
3 период (1940-1970гг.) – обогащение жизненных впечатлений; роль обучения; связь видов искусств; формирование творчества (Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, В. А. Езикеева, В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова и др.);
4 период(1980-1990гг.) – современные тенденции художественно-творческого развития детей с позиций личностно ориентированной модели, синтеза и взаимодействия искусств, интегрированной системы образования и воспитания [6, с.118].
Экспериментальные исследования современных ученых подняли проблему синтеза искусств, в художественно-творческом развитии детей, на качественно новый уровень. Незаметно поменялись акценты: речь идет уже не о том, что «в разных искусствах можно обнаружить нечто общее», а о том, что «нечто общее по-разному проявляется в разных искусствах» (Л.Савенкова). Современные исследователи проблемы синтеза искусств говорят о том, что у истока всех видов художественного творчества некое единое отношение человека к бытию – отношение, суть которого в значительной мере передаёт знаменитая строка Ф. И. Тютчева «Всё во мне, и я во всём!».. Также это касается и разработки новых интегрированных программ и направлений исследований по различным видам искусства, основывающихся на «полихудожественном» (термин Б. П. Юсова) подходе: Программа «Живой мир искусства» (Б. П. Юсов и др.) – соединяет разные виды художественной деятельности – музыку, изобразительное искусство, родной язык, литературу, хореографию, театр. Современные тенденции в подходах к музыкальному развитию детей дошкольного возраста раскрыты в Программах «Гармония» (К. В. Тарасовой), «Синтез» (Т. Г. Рубан). В их основе лежит проблема взаимодействия искусств, что обеспечивает приобщение современных детей к миру художественной культуры, в котором значительное место занимает музыка.
Анализлитературы по проблеме показывает, что синтез (взаимодействие) различных видов искусств и художественной деятельности детей в едином образовательном пространстве ДОУ открывает новый путь художественного освоения действительности в дошкольном детстве. Синтез искусств позволяет: оптимизировать художественное воспитание детей дошкольного возраста; улучшить качественные характеристики художественных образов, создаваемых детьми; повысить креативность, инициативность и самостоятельность каждого ребёнка.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что синтез искусств можно рассматривать как путь становления художественной культуры ребёнка, что синтез искусств имеет огромное значение в художественно – творческом развитии детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Борев Ю. Б. Эстетика – 4-е изд., доп. – М.: Политиздат. – 1989. – 496с.
2. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. – Л.: Художник РСФСР. – 1983. – 232с.
3. Взаимодействие и синтез искусств./ под ред. Б. Ф. Егорова, Б. С. Мейлоха, Б. М. Твердова и др. – Л.: Наука. – 1978-270с.
4. Гердт Н. Интеграция искусства. // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 7 – с.42-46
5. Зись А. Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств. В кн.: Взаимодействие и синтез искусств / под. ред. Д. Д. Благой – Л.: Наука, Лен. отд-е – 1978. – с.5-20.
6. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. – 2006. – 255с.
7. Козырева С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средства развития изобразительного творчества старших дошкольников. Афтореф. дис. канд.пед.наук. – М.: 1985-21с.
8. Козырева С. П. Отражение музыкального образа в детских рисунках. // Дошкольное воспитание. – 1978. – № 2. – с.52-56
9. Козырева С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников. – Афтореф. канд. дис. – 1985.
10. Мелик-Пашаев А. А. Что раньше: искусства или Искусство≤ // Искусство в школе. – 2001. – № 4. – с.3-4.
11. Савенкова Л. Интеграция в художественной педагогике изо. // Искусство в школе. – 2001. – № 4 – с.4-7.
12. Философский энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия. – 1989. – с.583
13. Чумичева Р. М. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения. // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 4 – с.15-21
Основные термины (генерируются автоматически): синтез искусств, дошкольный возраст, вид искусства, искусство, проблема синтеза искусств, Козырево, художественная культура, художественно-творческое развитие детей.
Источник
МАДОУ «Детский сад «Журавлик»
Доклад на педагогическом совете
Тема: «Синтез искусств-одно из ведущих направлений в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»
Подготовила музыкальный руководитель
высшей категории Гаврюшина Н.С.
2019 год
«Каждый день следует прослушать хоть одну песенку,
посмотреть на хорошую картину и, если возможно,
прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение.»
Иоганн Вольфганг Гёте
Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся в дошкольном воспитании целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. На первый план выдвигается развивающая функция образования, направленная на всестороннее развитие личности ребёнка. В рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования музыкальное развитие дошкольников представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затруднило бы процесс интеграции. А это необходимо для решения одной из главных задач ДОУ на современном этапе- создание условий для детского художественного творчества, насыщение жизни ребёнка искусством во всех его проявлениях.
Искусство расширяет социальный опыт человека. Оно несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Оно способствует познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, музыке, литературе.
Обращение к синтезу искусств связано и с психологическими особенностями ребёнка – дошкольника, художественное творчество которого на этапе дошкольного детства носит синкретический, т.е. объединяющий характер. Отдельные виды искусства оказывают влияние на различные стороны психики ребёнка: эмоции, чувства, мышление, память, воображение и т. д., Однако всестороннее развитие ребёнка формируется под воздействием синтеза различных искусств. Приобщение к искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок получает первые художественные впечатления. В этот период он эмоционально воспринимает произведения искусства (картину, мелодию, стихи и прозу), постепенно постигает их художественный «язык». Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое в своём развитии проходит определённый путь становления. По мнению А. В. Запорожца, эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка.
Во многих публикациях по проблеме взаимосвязи музыки и живописи отмечается, что цвето-звуковые ощущения характерны не только для композиторов, художников. Они могут возникнуть у любого взрослого человека, и у ребёнка. Одной из форм непосредственного отклика ребёнка на музыку является детский рисунок. Большое значение детскому рисунку придаёт Л. С. Выготский, он считает, что ребёнок к рисованию обращается не случайно, а потому, что именно рисование представляет ему возможность «легко выразить то, что им владеет», творчески решать поставленные перед ним изобразительные задачи.
В настоящее время исследователи выделяют два аспекта, два подхода к синтезу искусств:
а) дифференцированный подход – «предметные циклы» занятий
искусством, различными художественными деятельностями;
б) интегрированный подход – где происходит синтез, взаимодействие
разных искусств, разных видов детского художественного творчества.
Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности.
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Перед нами стоят вопросы: «как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия». Поэтому в нашем детском саду стали часто проходить занятия с использованием интеграции и синтеза искусств. Цель таких занятий -дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.
На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе проводимых интегрированных занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания, мы ориентировались на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор, используя разные виды искусства. Задачи во всех возрастных группах строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.
Одной из важных задач музыкального воспитания является формирование основ музыкальной культуры личности дошкольника. Музыкальная культура личности, которая является интегрированным качеством, трактуется сегодня многими исследователями как степень освоения музыкальной культуры общества во всем ее разнообразии. Развитие компонентов музыкальной культуры осуществляется в процессе музыкальной деятельности, таких ее видах, как слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность.
Интеграция – это не простое объединение частей в целое, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям, логично, что она должна иметь различные уровни:
– внутривидовой (внутри образовательной области «Музыка»: между музыкальными видами детской деятельности);
– межвидовой (между образовательными областями и видами детской деятельности);
– межсистемной (между дошкольным и дополнительным образованием, между дошкольным и начальным образованием).
Это существенно влияет как на отбор содержания, так и на конкретные технологии педагога.
Методы интегрирования:
• Связь (тематика, образ и т.д.);
• Перевод из одного в другое (одна образовательная область становится
средством передачи другой);
• Соподчинение (одна образовательная область, вид деятельности
доминирует над сотрудничающей другой);
• Симбиоз (взаимодействие)
Основанием интеграции в образовательном процессе ДОУ может служить:
• Необходимость совместных усилий всех специалистов ДОУ;
• Комплексно – тематическое планирование;
• Сходство изучаемых объектов и явлений;
• Единство ведущих идей.
Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их художественной деятельности.
1. В литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора);
2. В театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
3. В изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм), лепка (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.
4. В музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, являются интегрированные занятия, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература), выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интегрированные занятия – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). Преимущество интегрированных занятий в том, что они позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности. Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в раннем детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека.
Я, как музыкальный руководитель, осуществляю эту работу через интеграцию музыкальной и художественной деятельности, используя при этом внутривидовую и межвидовую интеграцию. Внутривидовая интеграция – единство задач музыкально-сенсорного развития в процессе пения, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях: развитие способности различать звуки по высоте, продолжительности звучания, динамике и тембру. Восприятие музыки музыка + изобразительное искусство (образы становятся визуальными) музыка + художественное слово («расшифровывается» музыкальный образ) ТАНЕЦ – искусство многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы. Расширяются границы познания с переходом от действенного к наглядному образу (от танцевального образа к художественно-изобразительному)
Логоритмика – интеграция слова, движения, музыки В результате логоритмических упражнений реализуются следующие задачи: расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие творческой фантазии и воображения.
Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок -сама эмоция, и потому значение его встречи с высокохудожественной культурой трудно переоценить. А синтез искусств способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творчество» как качество личности.
Источник