Развитие личности ребенка средствами физической культуры

В результате комплексного подхода педагогического состава к воспитательному процессу, после окончания образовательного учреждения, бывшие ученики становятся всесторонне и гармонично развитыми личностями, обладающими основными навыками двигательной активности, а также другими качествами: ответственностью, целеустремленностью, силой воли, выносливостью.

Физическому воспитанию личности отводится важная роль в воспитательном процессе, поскольку от него зависят моральный облик, сила воли с целеустремлённостью ребенка во взрослой жизни. На педагогов (или тренеров) возлагается большая ответственность, ведь он должен грамотно скомбинировать основные методы воспитания личности (традиционные, инновационно-деятельностные, неформально межличностные, тренингово-игровые, рефлексивные) во время занятий физкультурой.

Рекомендуем: «Методы воспитания физических качеств».

Цели воспитания физической культуры личности

Основные цели воспитания физической культуры личности:

  • создание обстановки, благоприятной по всем показателям, для физического развития детей, от этого повышается их работоспособность, укрепляется иммунитет, закаляется организм;
  • активное развитие двигательной активности, параллельно с которой развиваются сопутствующие качества: выносливость, быстрота, сила воли;
  • формирование с последующим развитием базовых двигательных навыков и умений (шаги, подпрыгивания, бег), а также тех, которые встречаются гораздо реже (например, акробатика);
  • зарождение интереса к систематичным и разнообразным физическим нагрузкам на основе удовольствия от самого процесса, который при систематическом подходе может перерасти в ежедневную привычку или даже потребность;
  • усвоение азов в области медицины, гигиены, физкультуры и спорта.

Связь физического воспитания с другими формами воспитания личности

Физическое воспитание личности результативно в случае тесной взаимосвязи с другими видами воспитания:

  • Умственным воспитанием – проявляется в двух формах:
  • непосредственной – параллельно с развитием физических способностей детей развивается интеллект;
  • опосредованной –умственное развитие детей разных возрастов на достаточном уровне невозможно без должной интенсивности физической активности.

В процессе физического воспитания основополагающими целями умственного воспитания выступает расширение базы знаний относительно специфических особенностей физических нагрузок, развитие умственных способностей на уровне со способностями к самоанализу или самовоспитанию. Средствами воспитания выступают занятия физкультурой, согласно нормам, в утвержденных программах физического воспитания, разработанных специально для общеобразовательных учреждений.

  • Нравственным воспитанием – во время интенсивных тренировок, которые носят регулярный характер, вырабатывается сила воли, дисциплинированность, укрепляется стойкость организма, формируется моральный облик, которые впоследствии прямым образом отображаются на нравственном поведении, ведь дети развиваются не только физически, но и морально.
  • Трудовым воспитанием – благодаря регулярным занятиям, во время которых дети преодолевают значительные нагрузки, развивается их целеустремленность, желание преодолеть любые трудности на своем пути (внешние или внутренние (например, нежелание)). Итогом таких занятий становится обретение элементарных трудовых навыков, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду.
  • Эстетическим воспитанием – при выполнении физических упражнений формируется осанка и эстетически привлекательные формы телосложения, а закладывается понимание изящества и красоты, присущи многим видам спорта (к примеру, гимнастика).

Методология воспитательной деятельности

В процессе воспитания физической культуры личности используются методологические и организационно-методологические установки, формирующие основную стратегию, тактику и технику воспитательного процесса.

Стратегия представляет собой замысел, перспективы с четко выстроенным планом, согласно которому будут достигаться поставленные цели. Благодаря выбранной тактике определяется система организации воспитательной деятельности при занятиях физкультурой в учреждениях разного типа, которая реализуется педагогами с помощью техники воспитания (приемов, манипуляций).

В основе воспитательного процесса идут методы, комплексного воздействия на детей на уроках физической культуры, в результате у них формируются и развиваются качества, наиболее необходимые в социальной среде для гармоничной самореализации, достижения ранее поставленных целей.

Составляющие методы воспитания:

  • средства – слова, лекции, наглядные пособия и другие способы воздействия на воспитуемых;
  • приемы – действия, направленные на использование средств воспитания по прямому назначению.

Максимальную эффективность от использования в воспитательных целях дает только систематическое и грамотное комбинирование методов между собой, поскольку ни один из них не универсален.

Основные методы воспитания

Для формирования личности в физическом воспитании используются группы методов:

  • Традиционные – базовые, чаще всего используемые:
  • Убеждение словом и/или делом – из-за своей роли в формировании основных человеческих качеств, этот метод признан одним главных. Заключается в разъяснении сути стандартных правил (традиции определенного праздника, нормы поведения в обществе и др.) и аморальности проступков, если они совершаются.
  • Упражнение или практическое приучение – используется для повышения сознательности и формирования основных навыков поведения. Системный подход к упражнениям позволяет совершенствовать как моральные, так и профессиональные качества.
  • Поощрение (моральное или материальное) – способствует закреплению полезных черт характера и привычек и может проявляться в форме устной похвалы или одобрения в присутствии других детей или же награждение грамотой или призом за достигнутый результат (например, в спортивно массовых соревнованиях).
  • Принуждение (наказание) – используется в отношении тех, кто нарушает известные ему законы, нормы поведения и/или морали. Основной целью использования является исправление провинившихся и побуждение их к исправлению своего поведения. Наказание может осуществляться в форме осуждения, выговора, исключения из команды и др. (по мнению некоторых ученых наиболее действенно у старших подростков).
Читайте также:  Центры развития ребенка львов

Положительный эффект применения наказания может быть достигнут только если выбранный вид соответствует проступку и отношению провинившегося к нему.

  • Пример – педагог служит образцом для подражания, делая это целенаправленно и систематично, ведь благодаря этому восприятие и усвоение возрастают.
  • Инновационно-деятельностные (модельно-целевые, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность) – использование в воспитательном процессе новых технологий.
  • Неформально межличностные – используется авторитет кого-либо из близкого круга друзей и родственников.
  • Тренингово-игровые (социально-психологические, деловые).
  • Рефлексивные – в основу заложены индивидуальные личностные особенности вместе со способностью к самоанализу.

Средства воспитания физической культуры

Во время физического воспитания личности учителями физкультуры используются следующие средства:

  • Упражнения – это сознательные двигательные действия, выполняемые согласно целям физического воспитания, которые имеют оздоровительное и образовательное значение. Зачастую классифицируются в зависимости от системы средств.
  • Гимнастика (основная, художественная, спортивная и др.) – воздействуя на организм, развивает его отдельные системы. В образовательных учреждениях занимаются только основной гимнастикой с использованием мячей, скакалок, палок или без них (простые акробатические трюки, балансирование и др.).
  • Игры – сопутствуют развитию физических сил, сообразительности, инициативности детей, а также укреплению командного духа.
  • Туризм – включает в себя пешие прогулки, экскурсии по достопримечательностям, путешествия, походы, в процессе которых приобретается физическая выносливость, закалка, навыки ориентирования, а также закладываются основы ответственности по отношению к природе.
  • Спорт – поскольку в него заложено достижение высоких результатов в разных видах упражнений, то дети получают физическую и нервную нагрузку, так как несут ответственность за себя или за команду. От такого напряжения совершенствуются морально-волевые качества на уровне с физическими.
  • Природные факторы – вместе с физической нагрузкой свежий воздух, солнце и др., способны благоприятно влиять на здоровье детей.
  • Гигиенические факторы, которым относятся режим учебного года, рацион питания, достаточное количество часов сна, соблюдение образовательным учреждением нормативов и требований к оптимальной площади помещений, уровню освещения, температуре воздуха и др.

Спортивный инвентарь и оборудование, которое используется во время занятий физкультурой, должны быть исправны, подходить по полу и возрасту ребенка.

Источник

«Формирование личности дошкольника

средствами физической культуры»

Подготовила: инструктор по физической культуре- Мулокаева А.В.

г. Холмск

Формирование личности дошкольника средствами физической культуры

 Формирование физической культуры личности в современный период связывают с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром содержания работы. «Вхождение» в мир физической культуры выступает не просто как процесс «привлечения» человека к различным формам физкультурной деятельности. Формирование физической культуры личности есть процесс осознанного приобщения к ее ценностям. Под этим   следует понимать два уровня – общественный и личностный.

        К общественному уровню относят накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения. Иными словами, все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни.

        Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется двигательным компонентом, определенным уровнем знаний, заботой о поддержании в норме физического состояния.

         Определяются они характером человека, структурой и направленностью его потребностей, мотиваций и ценностными ориентациями на занятия физическими упражнениями. Поскольку любая из ценностей физической культуры «работает» в той или иной мере на здоровье человека, возрастает роль такого физического воспитания, главная цель которого – не только процесс формирования здорового образа жизни, но и формирование физической культуры личности. Создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры претворяются в действительность с помощью физкультурной деятельности. Именно в процессе физкультурной деятельности формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.

         В дошкольном возрасте формирование физической культуры личности традиционно связывают с двигательным компонентом, основная суть которого – формирование двигательных умений и навыков. В период дошкольного детства возникают и развиваются разнообразные группы физических упражнений.

        Для детей 3-го года жизни основная задача физического воспитания – освоение и совершенствование новых видов движений, особенно пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений – ходьбы, бега, прыжков, подбрасывания и ловли мяча, плавания.

        Физическое воспитание ребенка 4-го года жизни направлено на освоение новых движений, преимущественно спортивного характера, с постановкой конкретной цели: пробежать быстрее, метнуть дальше и т.п. Обращается внимание на освоение элементов техники бега, прыжка, метания, элементов игры с мячом руками и ногами, элементов акробатики, катания на лыжах, коньках, плавания.

        Для детей 5-го года жизни основная направленность физического воспитания – освоение сложных в техническом отношении упражнений. Они должны способствовать выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траекторию, направление, скорость и темп движений. Значительное место занимают упражнения, способствующие освоению отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные и др.), развивающие физические качества (ловкость, быстрота, гибкость).

Читайте также:  Развитие ответной речи ребенка

        На 6-м году жизни все большее внимание уделяется специализированным тренировкам отдельных физических качеств и способностей. Акцентируется развитие быстроты и выносливости, а также овладение более сложными видами движений из арсенала спорта.

В основе физкультурных знаний ребенка должны лежать личностно значимые ценности:

  – знания о своем физическом состоянии, средствах воздействия на него, представления о показателях здоровья (хорошая осанка, настроение, аппетит, сон, ничего не болит), о признаках заболеваний (высокая температура, озноб, боль в горле, головная боль, насморк, потеря аппетита, покраснение глаз);

   – знание простейших правил сохранения и укрепления здоровья, правил самодисциплины: соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, есть в одно и то же время, занятия чередовать с отдыхом), закаляться (гулять в любую погоду, устанавливать простейшие связи состояния погоды и соответствующей одежды, принимать душ, спать с открытой форточкой), есть продукты, полезные для здоровья (мясо, яйца, рыба, молочные продукты помогают расти; хлеб, овощи и фрукты дают энергию, жиры согревают тело), защищаться от микробов (не пить и не есть на улице, мыть руки с мылом, есть только мытые овощи, есть и пить только из чистой посуды, когда чихаешь – закрывать нос и рот платком), выполнять гигиенические процедуры (полоскать рот после еды, чистить зубы, мыть лицо, шею, уши, руки, ноги, следить за чистотой и длиной ногтей), соблюдать гигиену одежды и обуви (проветривать, чистить, аккуратно хранить);

  – знания о предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процедур (носовой платок, расческа, полотенце, зубная щетка); знакомство с правилами хранения предметов личного обихода, некоторыми приемами оказания первой помощи при ушибах и порезах (обработка мелких царапин, накладывание повязок);

  – знания о физических упражнениях, об их назначении, о способах применения в жизни людей (знакомство с основными исходными положениями физических упражнений, связанных с работой крупных групп мышц; усвоение элементов техники основных видов движений, правил безопасности при их выполнении; получение знаний о содержании и правилах подвижных и спортивных игр, о простейших правилах самостоятельных занятий физической культурой);

  – знания о своих физических возможностях (уровень физической подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку);

  – знания и представления о своем организме (строение скелета, значение мышц, строение и деятельность головного мозга, сердца, органов дыхания).

         Овладение данной информацией помогает лучше понять себя, а знания о своей телесности выполняют функцию ориентиров поведения, учат адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Работая со старшими дошкольниками можно использовать знания, формирующие представления о программе и символике Олимпийских игр, их ритуалах, знаменитых олимпийцах и др.

         Наиболее успешно эмоциональные переживания формируются в игре. Именно в игре обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, формируются новые качества поведения. В физическом воспитании игровой метод реализуется в виде игровых упражнений, т.е. физических упражнений, отличающихся теми или иными методическими особенностями игры. Их выполнение подчинено закономерностям техники выполнения данного двигательного действия.

        Упражнения в игровой форме (в процессе обучения движениям) применяются для улучшения эмоционального фона, поддержания интереса к занятиям. Будучи эмоционально привлекательной для ребенка, игра оказывает стимулирующее влияние на выполнение двигательных действий, а образец двигательного действия, заложенный в роли, становится эталоном, с которым ребенок сравнивает собственное выполнение, контролирует его.

        Создание образов с помощью движений вызывает эмоциональное отношение к двигательной деятельности, вовлекает в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, гибкость, способность переносить свойства выполняемого движения на новый игровой образ. Происходит своеобразная подмена мотивов: ребенок начинает действовать из желания играть, результатом же оказывается новый двигательный навык.

 Таким образом, можно констатировать: средства физической культуры являются важными факторами формирования личности ребенка дошкольника.

Помните! Здоровый ребенок – умный ребенок.

Источник

   Муниципальное казённое дошкольное образовательное

учреждение «Касторенский детский сад «Сказка»

Касторенского района Курской области

«Формирование личности дошкольника средствами физической культуры.»

       ( МО педагогов МКДОУ «Касторенский  детский сад «Сказка)

                                                                                              30.11.2017г.

 Воспитатель: Абрамова Марина Олеговна

                            2017 год.

                                                                                                                              Ребенок – это активно развивающаяся и растущая личность,

Читайте также:  Аномалия норма развития ребенка

способная познать мири себя в нем с помощью взрослого.

В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия закладывается здоровье, формируется общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Обязательным условием полноценного решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, является комплексное использование всех средств физического воспитания. К ним относятся гигиенические факторы, природные факторы, физические нагрузки, специфические средства.

Физические упражнения – основное специфическое средство физического воспитания, оказывающее на человека многостороннее воздействие. Диапазон физических упражнений исключительно широк, начиная от приучения детей к опрятности и кончая развитием физических способностей в беге и гимнастике. Когда дети приучаются к соблюдению режима дня, к пребыванию на солнце и свежем воздухе, к купанию и участию в различных культурно-массовых мероприятиях, состязаниях, все это, так или иначе связывается с физическими упражнениями. Без специальных упражнений нельзя выработать ловкость, развить физическую личность, научить выполнению различных гимнастических фигур.

При выполнении физических упражнений объектом воли и сознания ребенка является его собственное тело, его моторика, так называемое физическое «Я». Регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий. Особенно ценными в этом отношении являются упражнения на развитие основных движений, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. В спортивной подвижной игре возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления растущего физического и эмоционального напряжения. Выполнение данного вида упражнений сопровождается насыщенными эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за лучший результат.

Спортивно-массовые мероприятия способствуют формированию товарищества, коллективизма, развивают требования к себе. Субъектность ребенка проявляется в демонстрации собственного, личностного отношения к двигательной деятельности (интерес, инициативность, самостоятельность, творчество). Сюда можно отнести и творческую самореализацию ребенка в двигательной деятельности. Строится она на экспериментировании со способами выполнения движений, и осуществляется в двигательных инсценировках (двигательная творческая экспрессия, дающих ребенку возможность использовать известные способы выполнения движений в разных ситуациях, а также в двигательных проблемных задачах, способствующих самостоятельному нахождению ребенком новых способов двигательных действий.

Движения, выраженные в танцевальной форме, под музыку, приобретают более яркую окраску. Плавные, ритмические движение, под мелодичную, красивую музыку или озорные пляски, доставляют наслаждение каждому ребенку и являются одним из любимых видов детской деятельности. Именно поэтому, как считаю я, для развития личности ребенка, необходимо как можно больше включать в свою работу именно упражнений с музыкальным сопровождением. Абсолютно все виды физкультурных занятий, физкультминутки, подвижные игры должны сопровождаться музыкой. Под красивое музыкальное сопровождение ребенок старается выполнить упражнение не только качественно, но и красиво, что в свою очередь нравится не только самому ребенку и педагогу, но и сверстникам. Можно заметить, что знаменитые спортсмены и просто любители физкультуры, тренируются под музыку, даже психологический настрой перед ответственными соревнованиями, по советам психологов, проходит под разное музыкальное сопровождение. Таким образом, в стеснительном ребенке, появляется прекрасно сформированная творческая личность. В своей практике по организации двигательной деятельности детей, я использую различные формы игр: игровые ситуации, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, ритмику и импровизации, тем самым развиваю такие личностные качества, как инициатива, любознательность, эмоциональная отзывчивость, самообслуживание адекватное возрасту. В игре развиваются произвольное и волевое поведение, осознаются социальные нормы и требования общества, возникает эмоциональное сопереживание.

Также для успешного развития личности ребенка, большое значение имеет

развивающая предметно – пространственная среда спортивного зала, насыщенность физкультурно-оздоровительной зоны, физкультурного уголка в группе. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной и безопасной. Принципиальным показателем высокого качества среды является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей детей, создавать мотивацию их активной деятельности. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий, повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на здоровье, физическое, и умственное развитие воспитанников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах деятельности по физическому развитию, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.

Развитие личности ребенка по средствам физических упражнений в условиях ДОО осуществляются в режимных моментах и на занятиях физкультурой и в свободной деятельности.

Большую помощь педагогу в развитие личности ребенка в условиях детского сада, оказывают родители, они проявляют свой интерес к спортивно-физкультурным досуга и праздникам, посещением открытых физкультурных занятий, выражают свою заинтересованность в выполнении спортивных домашних заданий с детьми. Положительное влияние, оказываю показательные спортивно – танцевальные выступления, как одиночные, парные, так и командные, где ребенок выражает себя творчески, эстетически, что в свою очередь очень нравится родителям детей. Потому что в дошкольном возрасте именно мнение мамы и папы для ребенка очень важно, дети готовы долго и плодотворно трудиться, чтобы порадовать родителей.

Делая вывод, скажу, только совместными, целенаправленными усилиям, можно из застенчивого ребенка воспитать лидера, раскрыть его творческий потенциал, повысить самооценку. Физическая культура является одним из основных факторов способствующих становлению личности ребенка, и цель педагога заключается в создании всех условий для этого.

Источник