Роль музея в развитии ребенка

Роль музея в развитии ребенка thumbnail

Роль музеев в развитии ребенка дошкольника.

В современной жизни роль музея стал одним из интереснейших проведений времени и зачастую рассчитанный в основном на детскую и школьную аудитории, интерактивные экскурсии, музейные праздники и фестивали искусств.

Безусловно, музеи – смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.

Сейчас поход в музей расценивается, как область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения.

При таком подходе музейная деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя.

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

– учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

– формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

– формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

– развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

– вызывать уважение к другим культурам;

– развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы посещение музея ребенка заинтересовало, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Статью подготовила воспитатель д/с 69 Плаксина Екатерина Сергеевна

Источник

Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников.

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями.

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.

На помощь взрослым пришла довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика.

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, – по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. Педагоги, родители могут водить своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат всё не достигается – дети продолжают скучать. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир.

На предваряющих музейное посещение занятиях в детском саду педагог должен раскрыть детям смысл такого непростого феномена, как музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. В стенах музея воспитанники вместе с музейным педагогом продолжают начатый в детском саду разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.

Изучение опыта работы музейных педагогов позволило предложить следующие методы, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идёт о социальных ролях, создании игровых ситуаций,

практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования, например в рамках тем «Моя родословная», «Памятник в моём доме», «Путешествие по квартире», «Культуры, которые живут в моём доме». Формирование у ребёнка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабжённых соответствующими творческими заданиями, маршрутными листами, на основе специальных музейно-образовательных программ. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир». Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость. Тогда исторические и культорологические факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.

Читайте также:  Роль развивающей среды на развитие ребенка

Занятия с детьми должны решать следующие задачи:

1. Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

2. Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;

3. Формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;

4. Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

5. Формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

6. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. Понятной и близкой станет задача не растерять тот огромный историко-культурный опыт, который накоплен и оставлен нам в наследство нашими предками. Сокровища музеев оказывают неоценимое и уникальное воспитательное воздействие.

Одним словом, музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.

В современных исследованиях, посвященных проблеме использования средств музейной педагогики в развитии детей, и музейно-педагогических программах одной из приоритетных задач является развитие интереса к культуре и искусству. Наряду с обогащением представлений искусствоведческого и познавательного характера, приобретением начального опыта музейной коммуникации, принципиально важным является формирование у детей эмоционального отклика на предмет, желания узнавать, воспринимать информацию, развитие интереса к восприятию и познанию предмета в условиях музея. Изобразительное искусство, изобразительная деятельность является результатом личностного развития и одновременно средой развития ребенка как личности, источником его социализации.

Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки:

• Видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст;

• Выявлять предметы музейного значения дома, в детском саду, на улице, у знакомых – в окружающем мире;

• Проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры;

• Владеть навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции;

• Эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования;

• Обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.

Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.

Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

Источник

«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский.

В нашей группе есть музей,

Приводи сюда друзей!

Здесь вы можете узнать;

Нужно ль воздух охранять?

Почему взлетает шар?

Чем помочь нам может пар?

Как тяжелый самолет

Отправляется в полет?

Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей.

Музейная педагогика дает возможность ребенку целостную картину мира, позволяет раскрыть и развивать свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в детском саду создаются «мини – музеи». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, и истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность мини – музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками. В группе у детей игрушки, а в мини-музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые, орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно), начинают исследовать, экспериментировать, действовать с ними. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось от поколения к поколению. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

На базе мини-музеев можно организовать различные выставки. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка к школе

В нашем детском саду существуют такие мини – музеи как: «Музей-тряпичной куклы», «Русская изба», «Лекарственные растения Алтайского края», «Музей Гжели», «Музей конфетных фантиков», «Музей Хлеба», «Музей матрёшки» и в нашей группе мини- музей «Воздух- невидимка».

Уважаемые родители!

У вас есть уникальная возможность поучаствовать в создании нашего мини- музея. Подумайте, как и где использует человек воздух и его свойства? Поищите с детьми в окружающей обстановке предметы, в которых мы используем воздух. Все они могут стать экспонатами нашего мини- музея. Будем рады принять любую помощь в создании мини-музея «Воздух- невидимка»!

Кроме этого мы предлагаем следующие игровые упражнения и мини-опыты, которые помогают определить свойства воздуха. Вы можете использовать их как весёлое, а главное – полезное времяпровождение со своими детьми дома. Это поможет закрепить знания полученные в детском саду и повысить интерес к мини- музею:

«А ну-ка, подуй»

С помощью трубочки для коктейлей сдуть со стола или с ладошки бумажный мячик. Можно предложить поиграть в игру «Футбол». Всё теми же бумажными мячиками, только поставить ворота.

Воздух в рот мы наберём

И на мячик дуть начнём.

Мячик словно оживёт,

Ногами по столу пойдёт.

Ищем невидимку

Расскажите малышу, что нас окружает воздух. Он есть повсюду, но мы его не видим. Как же убедиться. что он действительно есть? Повесим посреди комнаты (например, на люстре) полоски бумаги или ленточки. От сквозняка они начнут шевелиться. Вот мы и увидели тебя, невидимка!

Ловушка для невидимки

А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается – да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета или резиновой перчатки (так будет смешнее). Сначала широко раскроем пакет (или перчатку). Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь… Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко перевяжем резинкой. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.

Пузырьки- спасатели

Налейте в один стакан простую воду, а в другой – минеральную с газом. Попросите малыша бросить и туда, и туда бросьте кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки. Понаблюдайте, что произойдет: в простой воде пластилин пойдет ко дну, а в минеральной сначала утонет, а потом всплывет на поверхность. Почему так произошло? Потому что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин утонет.

Буря в стакане

Предложите ребёнку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

Бабочка (птичка)

На верёвочке укрепите бумажную бабочку (птичку). Предложите ребёнку плавно подуть ртом, не надувая щек, – бабочка полетит.

Снежинка

Предложите ребёнку лёгким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони ватку или папиросную бумажку.

Ветерок и листья

Вырежьте из тонкой бумаги несколько полосок (7-10) и укрепите их на палочке, предложите ребёнку подуть «ветерком» и «листья» будут колыхаться.

Кораблики

Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, – то плавно, длительно, то побыстрее и следить за движением корабликов.

Не забудьте, что ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох тоже должен быть спокойным.

Материал подготовили воспитатели группы №14:

Е.А. Агарина

Н.В. Веряскина

Источник

Коломиец Наталья Александровна

Учитель истории, обществознания

МБОУ СОШ №23

с. Новозаведенного, Георгиевского района

Ставропольского края

Роль музеев в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Истинная нравственность растет из сердца

при плодотворном содействии светлых лучей разума.

Ее мерило – не слова, а практическая деятельность.

Белинский В.Г.

Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся, на сегодняшний день, является одной из наиболее важных и актуальной в современной школе. Во многом это связано с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением самой системы образования, внедрением и проектированием новых технологий.

Лучшее место в модернизации духовно-нравственного воспитания учащихся современной школы отводится музеям. Их роль стала значительно возрастать. В нашем Георгиевском районе 18 общеобразовательных школ и не каждая может поделиться опытом становления школьного музея. Всего их в школах района – 3. А ведь они являются и должны являться одним из средств духовно-нравственного воспитания школьников.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:

– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;

– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;

– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.

Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.

В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

Читайте также:  Центр развития ребенка art family

Школьный музей МБОУ СОШ № 23с. Новозаведенного ещё очень молод, ему 2 года. Формирование его, как средства нравственного воспитания находится ещё в процессе становления, однако это не мешает вести активную воспитательную работу среди учащихся школы.

Наш музей работает по двум направлениям: история и этнография.

Собирали его всем миром: для этого организовали поисковые экспедиции «Бабушкин сундук», «Они защищали Родину», «Потомки первых переселенцев» и др. В результате данных экспедиций число экспонатов значительно помножилось. Для их учета ведется учётная документация.

Большая работа проводится по подготовке школьных экскурсоводов из числа учащихся 8-9 классов, их рассказы должны быть доходчивы, интересны и понятны для всех посетителей от 1 до 11 класса.

Организация экскурсий и музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох.

Поисково-исследовательской деятельностью музейная комната занималась с самого начала своего существования. Тогда в качестве главной задачи была поставлена цель – сбор воспоминаний ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны. Накопляемые сведения были оформлены в соответствующих альбомах, которые сегодня хранятся наряду с книгой Памяти в экспозиции музейной комнаты и используются при проведении экскурсий. Большая работа проводится по комплектованию фонда.

Особое место в школьном музее занимают материалы о воинах-афганцах, их послевоенной жизни, об участниках локальных конфликтов – учениках нашей школы, двое из которых погибли, выполняя свой воинский долг. Между учащимися школы, участниками Великой Отечественной войны, воинами афганцами, участниками I и II Чеченских войн сложились добрые отношения. Их жизненный опыт, убежденность, пройденный воинский путь – помогают учащимся осознать себя гражданами России. Наши экскурсоводы частые гости у учащихся начальной и средней школы. Исследовательские работы тоже выбираются не случайно, они связаны с правоведением: «Наше село в годы Великой Отечественной войны», «труженики тыла, «Становление советской власти на территории села», «Их выбрало время» (об участниках войны в Афганистане), «Герои живут рядом» и др.

Учащиеся с удовольствием посещают школьный музей, а некоторые проявляют особую заинтересованность. Именно они и становятся школьными экскурсоводами, занимаются поисково-исследовательской работой, помогают в реставрационной деятельности, оформляют школьный музей. Активисты составляют «Совет» музея. К работе в школьном музее мы привлекаем ребят с 5 по 9 класс, именно они помогают организовывать акции милосердия, выставки картин, конкурсы фотографий, музейные и юбилейные уроки.

Особое место в школьном музее занимает экспозиция картин нашего художника, поэта выпускника нашей школы – Зиновьева И.А., который любезно передал в дар более 10 картин с пейзажами родных мест.

Поддерживаем мы связь с «Совета воинов афганцев», совместно с ними оформляется стенд об участнике I чеченской войны А. Трифонове, погибшего при выполнении служебного задания, который посмертно был награжден «Орденом Мужества».

О работе школьного музея известно на селе. Всё больше жителей проявляют интерес, несут очень ценные и дорогие сердцу экспонаты, часто очень древние вызывающие неподдельный интерес у учащихся и учителей школы.

Как вы заметили, формы нашей работы достаточно разнообразны: стали традиционным акции милосердия, выставки, конкурсы, праздники, музейные уроки. Все это позволяет сделать работу музейной комнаты интересной для учащихся и способствует их духовно – нравственному воспитанию. Именно с любви к своей малой Родине начинается любовь к своему Отечеству, России и этому всецело способствует практическая деятельность школьного музея.

Таблица 1.

Критерии и показатели эффективности школьного музея как средства патриотического воспитания школьников

Развитие музейных экспозиций.

Рост музейной активности (мероприятия музея в системе патриотического воспитания в школе).

Позитивная оценка работы музея участниками образовательного процесса.

2.Уровень интеграции музея с учебно-воспитательным процессом.

Развитие форм совместной работы музея с педагогами и школьниками.

Позитивная оценка работы музея участниками образовательного процесса.

3.Результативность работы по воспитанию школьников.

Рост объема знаний, на основе которых формируются нравственные ценности личности (интеллектуальный уровень).

Оценочно-эмоциональный, мировоззренческий и поведенческий уровни сформированности нравственности школьников.

Таблица 2.

Отношение участников образовательного процесса к школьному музею

Затрудняются с ответом

Отрицательное

Общее отношение к школьному музею

Педагоги, %

100

Учащиеся, %

92

8

Посещаемость музея

Педагоги, %

100

Учащиеся, %

98

Таким образом, «Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди», – так писал английский драматург и общественный деятель Бернард Шоу еще в середине прошлого XX века. И действительно, за это время люди многого для себя добились. Прогресс, развитие экономики, новые информационные технологии – все поставлено на службу человеку.

Вот уже почти десятилетие мы живем в XXI веке. Казалось бы, жизнь должна быть еще спокойнее, увереннее, радостнее. Однако в обществе наблюдается рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полному взаимопониманию между людьми. Это проявляется не только на межгосударственном уровне, но и в повседневном межличностном общении.

Поэтому в наши дни актуальной становится проблема того, как нам оценивать самих себя, свой внутренний мир, отношения с окружающими людьми (иными словами, проблема духовности, нравственности). Духовность – категория, определяющая богатство внутреннего мира человека, сочетается с его внутренней нравственной установкой действовать согласно своей совести и свободной воле. Важно научиться уважать не только себя, но и тех, кто рядом.

За прошедшие годы работы музея через него прошли несколько сотен человек. Для них эта деятельность не прошла бесследно. Школьники стали более инициативными, коммуникабельными, а самое главное, научились сопереживать, сочувствовать, понимать, что важно хранить память, быть благородными и благодарными.

Список использованной литературы

  1. Вульфов Б. З. Воспитание толерантности, сущность и средства // Внешкольник – №6. М., 2002.

  2. О нравственности и русской культуре: В. О. Ключевский – Санкт-Петербург, Дрофа, 2006 г.- 304 с.

  3. Этика. Принципы нравственности. Области нравственной жизни: В. Вундт – Москва, Либроком, 2010 г.- 264 с.

  4. Этика. Факты нравственной жизни. Философские системы морали: В. Вундт – Москва, Либроком, 2011 г.- 456 с.

Источник