Роль игры в развитии воли ребенка

Роль игры в развитии воли ребенка thumbnail

Во многих психологических работах в механизме волевого акта выделяется обязательный момент — образование намерения по выполнению непривлекательного для человека действия. Фактически волевое поведение — это выражение на поведенческом уровне направленности личности [2].

В период дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, решительность, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть отсутствие горячности при возникновении конфликта, самостоятельность, ответственность и дисциплинированность. Дошкольный возраст является уникальным периодом жизни ребенка, в котором закладываются основы личности, вырабатывается произвольность психических процессов, развивается творчество, активность и инициативность. Все эти важнейшие качества формируются в процессе осуществления ведущей деятельности дошкольника — в игре. Важнейшую роль в развитии старших дошкольников играют те качества и психические процессы, которые связаны со способностью ребенка осуществлять сложную развернутую игровую деятельность, прежде всего — ролевую игру с сюжетом, с распределением ролей и правилами. Одним из таких качеств является воля. Особенностями развития воли в дошкольном детстве являются: формирование целеполагания, возникновение борьбы и соподчинения мотивов, появление внутреннего контроля в поведении, развитие способности в волевому усилию, речевое планирование деятельности, побуждение взрослых и сверстников к исполнению собственных планов, произвольность в сфере движений, действий, а также познавательных процессов и общения со взрослыми.

Главным методом воспитания волевого поведения детей раннего и дошкольного возраста является постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности. Психологи советуют использовать наставление ребенка в волевых действиях, устраивая игры с правилами, особенно с правилами-запретами, когда игроку следует приложить волевые усилия, чтобы не нарушить их.

Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса.

Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. В период дошкольного детства развитие силы воли происходит не только в игре, но и в актах рисования, аппликации, выполнения заданий по требованию взрослого. Психологами установлено, что волевые проявления в характере стимулируются игровыми образами. Обычный прыжок в длину и прыжок в образе кузнечика, значительно отличаются по своей результативности. Подвижные игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.

Игры с правилами — это дидактические и подвижные игры. В дидактических играх формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания. Игры с правилами — это то пространство, где ребенок может практиковать, осваивать и присваивать нужные формы поведения.

Наблюдения за детьми, привели нас к убеждению, что правила игры, мобилизуют ребенка, он сосредоточен, включает свой интеллект: восприятие, память и мышление, контролирует процесс игры и свои действия. Так он приобретает опыт сосредоточенности, элементарного управления своим поведением и поступками.

Работа со старшими дошкольниками обнаруживает их психологическую потребность в прохождении всевозможных испытаний для подтверждения своей умелости, проявления волевых качеств (упорства, решительности, выдержки и др.)

Для правильной оценки волевого действия необходимо знать мотивы (побуждения), которые определили постановку данной цели, побудили ребенка действовать. Каждое действие его совершается для чего-то (цель) и почему-то (мотив). У воспитанников спросили: «Почему вы так хорошо считаете и уже читаете?» Ответы были разные. Один ребенок ответил: “Как папа и мама хорошо работают, так и я должен хорошо заниматься, успевать и многому научиться до школы”. Другой сказал: “Хочу, чтобы моя воспитательница меня похвалила”. Третий заявил: “Я хочу быть лучше всех. Мне за мое старание мама покупает любимые конфеты”. И деятельность одна и та же, и результаты одинаковы, а мотивы деятельности различны. Из приведенного примера видно, что мотивы бывают разного уровня — низшего (эгоистические побуждения) и высшего (мотивы общественного порядка, чувство долга). Конечно, действия ребенка могут определяться и такими мотивами как благополучие, чувство личной привязанности и так далее, но личные мотивы не должны противоречить общественным интересам.

Важнейший критерий дошкольной зрелости в волевой сфере — необходимый уровень развития самостоятельности ребенка. Из наших наблюдений, критериями и признаками самостоятельности ребенка-дошкольника в совместной деятельности являются его умение организовать и завершать собственную деятельность; желание вступать в контакт со сверстниками; умение действовать и взаимодействовать при организации деятельности и ее выполнении.

Самостоятельность — способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковый словарь русского языка». Самостоятельный ребенок организует взаимодействие с товарищами, соотносит свои умения и желания действовать с условиями окружающей обстановки. В старшем дошкольном возрасте самостоятельность становится качественным приобретением формирующейся личности ребенка. Самостоятельность в совместной деятельности со сверстниками проявляется в поисках общего дела, в приглашении товарища, в сообщении ему замысла, во внесении предложений, советов, оценочных суждений, в процессе реализации замысла.

Волевые качества личности не даны человеку от рождения. Они появляются под влиянием процесса воспитания. И первое свое действие малыш совершает в ходе рождения, что и запускает волевой механизм, стремление к жизни, к преодолению препятствий и трудностей. Однако необходимо отметить, что могут возникать ситуации, когда воля и волевые качества могут у ребенка не сформироваться. Такая ситуация складывается при наличии определенных условий, таких как неблагоприятные условия жизни и воспитания в детстве: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир — воля не требуется), либо 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей- выработка волевых качеств личности.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости, как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств, могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность. Примером являются недоумения некоторых семей дошкольников, когда взрослые говорят, что мы воспитываем у ребенка силу воли, а он становится все вреднее и упрямее.

Важнейшие звенья волевого акта — принятие решения и исполнение — нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие. Волевое усилие — это форма эмоционального состояния, мобилизующего внутренние ресурсы человека (мышление, память, воображение) создающего дополнительные мотивы к действию.

Волевая готовность — это высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий, овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются цель и мотивы, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность. Работы Б. Г. Ананьева, З. И. Калмыковой, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, У.В,Ульенковой выдвигают положения о возможности дошкольников к произвольной регуляции своей деятельности.

Программа Н. Е. Вераксы, по которой работает наше дошкольное учреждение, рекомендует развивать такие волевые качества дошкольников, как умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Практика воспитания в детском саду показывает, что резервы волевого развития в дошкольном возрасте далеко не исчерпываются.

Трудности теории вопроса волевого воспитания и развития дошкольников привели к таким проблемам практики образования, как:

–        отсутствие конкретики задач обучения,

–        постановка общей задачи для всех детей,

–        отсутствие тесной связи воспитателя с психологом и родителями в вопросах волевого воспитания,

–        отсутствие системы работы по воспитанию волевой готовности к школе.

Учитывая перечисленные проблемы, нами разработаны примерные направления педагогической деятельности в подготовительной к школе группе ДОУ. Практика показывает, что трудно определить, какие факторы психологической готовности к школе являются более существенными, а какие — второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень хотя бы одного из необходимых психологических качеств, может привести к трудностям в учебе.

Система работы по формированию волевой готовности к школе должна предполагать триаду взаимодействия деятельности воспитателя, психолога и родителя.

1.                  Для обеспечения конкретного подхода к каждой семье, проводится анкетирование родителей, а затем систематическое общее и индивидуальное консультирование по вопросам воспитания волевых усилий у каждого ребенка.

2.                  Включение вопроса в тематику родительских собраний, круглых столов, тренингов и конференций.

3.                  Презентации опыта семейного воспитания.

4.                  Разработка интересных и полезных наглядно-информационных стендов.

5.                  Письменные и устные рекомендации педагогам и родителям от психолога ДОУ.

Психолог детского сада определяет уровень сформированности волевой готовности каждого старшего дошкольника и дальнейшим определением группы готовности. Совместно с воспитателем разрабатывается индивидуальный «маршрут» каждого ребенка по содействию его дальнейшего волевого развития.

Опираясь на изучение теории вопроса волевой готовности и знание особенностей каждого ребенка, воспитатель группы:

–                   Подбирает систему игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные — по выбору) на весь период учебного года.

–                   Ведет систематическую работу с понятием «правило». Например: повторить правило, подумать, как его выполнять, поощрять за старания и помощь другим детям.

–                   Дает творческие задания детям: изменить правило игры, придумать новое правило.

–                   Привлекает детей к самооценке игры.

–                   Разрабатывает перспективный план на год по задачам обучения.

–                   Совместно с методистом ДОУ конкретизирует задачи обучения в каждой игре.

–                   Поэтапно отслеживает результаты достижений каждого ребенка.

–                   Ведет дневник результативности.

–                   Осуществляет творческий подход к комплексной программе ДОУ.

–                   Предоставляет детям больше свободы в самовыражении.

В играх с правилами воспитывается волевое поведение, но этот процесс необходимо осуществлять более целенаправленно. Для этого в подвижных играх были введены примерные дополнительные задачи. Например, игра ” Быстро возьми, быстро положи». (ставим задачу — не отвлекаться во время выполнения.) Игра «Кого назвали, тот ловит мяч». (Задача: быть сдержанным в поведении). Игра «Ловля обезьян». (Задача: разрешать трудности самостоятельно).

Предлагаем некоторые игры, которые помогут развить у детей умение контролировать себя, свои двигательные и эмоциональные реакции, наблюдательность, усидчивость, выдержку, длительное время руководствоваться заданным правилом, а также тренировать память, внимание, мышление и воображение.

Игра «Секретное слово» Психолог или воспитатель договаривается с игроками, что они будут повторять за ними все слова, кроме, например, названий растений иди домашних животных. Вместо этого, услышав название растения или домашнего животного, нужно топнуть ногой или хлопнуть два раза в ладоши (свистнуть, подпрыгнуть и т. д.) Можно назначить штрафные очки за ошибки (конечно, когда дети уже хорошо поймут суть игры). Очень хорошо, если вы станете вести запись количества очков, набранных в каждой игре: так дети будет видеть, как с каждым разом к лучшему меняется их результат.

Игра «Репка» (с 4-ех до 7 лет) Суть игры схожа с предыдущей. Дети рассказывают сказку «Репка» по одному предложению друг за другом по кругу. При этом заменяют названия и имена главных персонажей следующим образом:

Репка — два хлопка в ладоши; Дедка — слова «кхе-кхе»; Бабка — «ой-ой»; Внучка — «ля-ля»; Жучка — «гав-гав»; Кошка — «мур-мур»; мышка — «пи-пи». Здесь главное не ошибиться и не пропустить момент сказать нужное слово. На начальном этапе и для маленьких детей заменять не все персонажи, а некоторые, например, Репку и мышку. Вместо сказки «Репка», можно взять и любую другую русскую народную сказку («Колобок», «Теремок»).

Игра «Разведчики» (от 5-ти лет) Ведущий прячет (ставит или кладет на видном месте) в комнате какой-то небольшой предмет (игрушку), который игроки будут искать. Они могут повсюду ходить и заглядывать во все углы, но не открывать шкафы, так как игрушка лежит на видном месте. Тот, кто найдет игрушку, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавать свою находку ни смехом, ни взглядом, ни словом. Он просто садится на стульчик и молча наблюдает, как остальные дети продолжают поиск. Тот, кто первый найдет спрятанную игрушку и не выдаст своей находки, в следующий раз прячет ее.

Игра «Сокровища пирата» (с 4-ех лет). Психолог или педагог — это пират. Он сидит в определенном мест игровой комнаты, а рядом с ним, на расстоянии вытянутой руки какой-либо небольшой предмет (сокровище). «Пират» спит, остальные игроки медленно, на цыпочках, подкрадываются к нему, стараясь забрать «сокровища». Если «пират» услышит какие-то звуки, он открывает глаза, и игроки должны тут же замереть, чтобы их «не заметили». Тот, кто не успел замереть, отходит назад, на несколько шагов. Остальные продолжают движение, как только «пират» снова «уснет». Тот, кто заберет «сокровища» становится «пиратом».

Игра «Внимательный сыщик» (с 4-ех лет). Найдите небольшой лист с достаточно крупными буквами в тексте (2–3 строчки). Дайте детям маркеры или фломастеры и расскажите им сказку, например, такую: «Буквы собирались на праздник. Буква «А» надела красное платье, а буква «С» — синий костюм. Найдите на страничке все буквы «А» и оденьте их в красное платье, а все буквы «С» — в синий костюм. Усложнять задание по мере того, как дети знают алфавит.

Игра «Черепашьи бега» (от 5 лет) Игру можно проводить как в игровой комнате, так и на прогулке. Дети выстраиваются в одну линию и по сигналу начинают очень медленно двигаться вперед (до оговоренного ориентира, например, стола или черты). Победитель тот, кто придет к финишу последним. Как же это трудно сделать очень активным детям!

Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе» (от 6-ти лет). Взрослый задает вопрос (загадывает загадку). Тот игрок, который знает ответ, молча поднимает руку, складывает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Когда все игроки догадаются и поднимут пальцы вверх, ведущий начинает считать: «Раз, два, три…» На счет «три» все игроки вместе шепчут ответ.

Кроме вышеуказанных игр, для развития волевых качеств детей подойдут любые игры, в которых нужно соблюдать правила. Это настольные игры: «Домино», «Шашки», «Шахматы», разные «ходилки» с кубиками и фишками. Подвижные игры типа старых и почти забытых «Классиков», «Резиночек» и «Вышибал».

Играя с ребенком, не надо стараться все время поддаваться ему. Ведь когда-то он будет играть с другими детьми, которые могут оказаться ловчее и внимательнее. Умение достойно проигрывать (и выигрывать, конечно!) — тоже один из показателей высокого уровня самоконтроля.

Литература:

1.         Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды в 2-х т./ Под ред. А. В. Бодалева. — М.: Педагогика, 1980. Т. 1. — 230с; Т.2. — 287с/ Под ред. А. В. Бодалева.

2.         Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е издание.- СПб.:Питер,2009.-208с.

3.         Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.

4.         Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш.пед. учеб. заведений.В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1994.

5.         От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа./Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, волевая готовность, волевое качество личности, дошкольный возраст, волевое поведение, волевое усилие, действие, мотив, правило.

Источник

Надежда Дерышева
Развитие волевых качеств у детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр с дидактической направленностью

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Развитие волевых качеств у детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр с дидактической направленностью»

Содержание

Актуальность педагогического опыта

– теория вопроса

– новизна педагогического опыта

Методы и приёмы формирования волевых качеств у дошкольников

– система работы по организации игровой деятельности

– условия организации и проведения подвижных игр дидактической направленностью

Сотрудничество с семьёй

Результативность опыта

Заключение

Список литературы

Глоссарий

Приложения

Актуальность

В дошкольном возрасте возникает и активно развивается воля1 ребенка, что проявляется в заучивании и осознании движений, становлении основных этапов волевого действия2, овладении ребенком своим поведением, сознательном управлении своей деятельностью, умении планировать, подчинять действия достижению цели и контролировать их, совершенствовать усилия, преодолевать препятствия.

Формирование волевой сферы – это важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Волевые качества3 (Приложение 1. Классификация волевых качеств по В. К. Калина) личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. От того, как будет воспитан ребенок в волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

В дошкольный период воля проходит важный этап своего развития в связи с подготовкой к учебе и труду; возникают и формируются волевые действия, меняется ее роль в поведении, которая приобретает произвольный характер4, возникает саморегуляция собственной деятельности ребенка. Антон Семёнович Макаренко писал: «Большая воля – это не только умение чего-то пожелать, добиться, но и умение отказаться от чего-то, когда это нужно». Поэтому необходимо воспитывать волю у детей, потому что волевые качества личности формируются в течение жизни, но основы волевых процессов закладываются в детских образовательных учреждениях и в семье.

Наше дошкольное учреждение посещают не совсем обычные дети. У каждого ребёнка нарушена работа важного органа восприятия – зрения. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние5, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в виду, что дети с депривацией6 зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Алексей Григорьевич Литвак отмечает, что среди детей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм. Автор считает, что при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении в различные виды деятельности происходит формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок и ребенок становится практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса.

Согласно требованиям ФГОС ДО, физическое развитие ребенка включает приобретение опыта в овладении подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Поэтому в своей деятельности с детьми мы уделяем особое внимание играм с правилами, а именно подвижным играм. Известно, что подвижные игры с правилами создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха. Но привнося новое в свою деятельность и с целью более успешного формирования волевых качеств, мы решили, что необходимо разнообразить подвижные игры и дополнить их еще одной задачей – дидактической. В дидактических играх тоже формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате и подвижные, и дидактические игры оказывают влияние на волевое поведение. В этом случае такие игры можно назвать подвижными играми с дидактической направленностью.

Таким образом, мы сформулировали цель нашей деятельности: формирование волевых качеств посредством включения в деятельность детей подвижных игр с дидактической направленностью.

Были поставлены задачи:

обогащение развивающей предметно-пространственной среды путем создания дидактических пособий с целью использования их в подвижных играх с дидактической направленностью;

формирование у детей умения реагировать на сигнал педагога играть по правилам и следовать его инструкции;

способствовать развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности;

повышение уровня компетенции педагогов в работе с детьми по формированию у них волевых качеств;

ознакомление родителей с игровыми приёмами, помогающими в развитии волевых качеств; создание условий для активизации работы с детьми в семье.

Методы и приёмы формирования волевых качеств у дошкольников

Опираясь на ряд научных педагогических источников, психолого-педагогические открытия в области педагогики, опыт коллег, нами определена система работы по организации игровой деятельности, направленной на развитие волевых качеств:

подбираем подвижные игры с правилами;

формулируем в игре дидактическую задачу, создавая при этом подвижную игру с дидактической направленностью;

знакомим детей с подвижными играми, постепенно включая в них дидактическую задачу;

ведем систематическую работу с понятием «правило» (повторить правило, подумать, как его выполнять, поощрять за старания и помощь другим детям);

привлекаем детей к самооценке игры;

поэтапно отслеживаем результаты достижений каждого ребенка;

предоставляем детям больше свободы в самовыражении.

Проведение подвижных игр с дидактической направленностью включает:

1. первостепенной задачей нашей деятельности является то, чтобы научить детей реагировать на сигнал педагога. Для этого мы используем различные раздражители: хлопок в ладоши, колокольчик, музыкальные игрушки, восторженный возглас и т. д.

2. при ознакомлении детей с содержанием игры мы используем дидактический материал (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей);

3. при объяснении хода и правил игры, предлагаем детям повторить правило несколько раз и самим подумать, какие действия будут являться несоблюдением правил; предлагаем повторить инструкцию выполнения действий;

4. определяя роль взрослого в игре, его участие в качестве играющего или болельщика (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием, предлагаем более активным детям выполнить эту роль (чаще это происходит в уже знакомых детям играх);

5. для того, чтобы дети хотели в дальнейшем участвовать в играх и с удовольствием выполнять правила, мы, при подведении итогов игры, используем интересным формы: поставь балл себе или своему другу (при использовании карточек с цифрами); используя кружочки зеленого и красного цветов, определяем понравилась ли детям игра; используя «волшебный мешочек», нарушители правил могут прошептать в него, что в следующий раз будут их соблюдать и т. д.);

6. важным пунктом проведения игр, является поощрение детей. Мы используем такие виды поощрения, как словесный, награждение победителей (материальное, исполнение желания, используем «Сундучок поощрений», «Сундучок сладостей», присваиваем победителю звание «Герой дня», оформляем открытку маме «Большое спасибо маме».

По мере накопления двигательного опыта и решения дидактических задач, мы усложняем игры, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной, это позволяет сделать уже знакомые для детей игры более интересными.

Мы создали картотеку подвижных игр с дидактической направленностью для формирования волевых качеств у дошкольников (Приложение 3, которая с интересом используется всеми педагогами нашего учреждения.

При организации и проведении подвижных игр дидактической направленности мы придерживаемся следующих условий:

• правила игры должны быть просты, четко сформированы и понятны детям той возрастной группы, для которых она проводится;

• в игре должны быть четко выделены правила, которые нужно соблюдать;

• игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной деятельности;

• игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью;

• каждый участник игры должен принимать в ней активное участие;

• инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.

Подвижные игры с дидактической направленностью мы используем на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, как часть других занятий для закрепления и обобщения полученных ранее знаний, умений, навыков. Мы убедились в том, что в целях познания лучше использовать игры малой и средней подвижности, так как в играх большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться на выполнении дидактической задачи.

Большая роль в подвижных играх с дидактической направленностью принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Опираясь на условия организации и проведении подвижных игр дидактической направленности, соответствующим образом формируется предметно-пространственная среда в группе, создаются новые пособия для игр («Веселый осьминог», «Игровой парашют», «Паучок – моталка» и др.) тем самым у детей создаётся эмоционально положительный настрой на игру. (Приложение 3. Фото)

Сотрудничество с семьёй

Одна из важнейших задач педагога в рамках реализации ФГОС, создавать условия для активного участия семьи ребёнка в жизни ДОУ. Повышая уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, мы становимся полноправными соучастниками образовательного процесса.

Для ознакомления родителей с играми и игровыми приёмами для развития волевых качеств в семье, мы проводим мастер-классы «Развитие воли у детей дошкольного возраста» (Приложение 4, консультации «Условия необходимые для воспитания воли в процессе труда» (Приложение 5, «Создание условий в семье для развития игровой деятельности» (Приложение 6, предлагаем родителям памятки «Развиваем волевые качества» (Приложение 7). Активное участие родители принимают в конкурсах по изготовлению интересных игр и пособий по данной теме. Родители посещают образовательную деятельность, где являются не только зрителями, но и участниками. Такие методы работы помогают родителям рассматривать педагогический процесс – не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребёнка в едином пространстве.

Результативность опыта

При проведении подвижных игр с дидактической направленностью мы наблюдали, что в ходе такой игры дидактическая задача решается более эффективно, так как при этом удовлетворяется потребность ребенка в движении, сохраняется оздоравливающее влияние, а дидактическая задача завуалирована в игровую форму. Играя, ребенок решает ее более успешно: его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнения правил игры. Причем, мы отметили, что игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредотачивает внимание ребенка на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

Одним из результатов нашей работы стало то, что у детей улучшилось эмоциональное состояние, дети начали быстрее реагировать на голос педагога и другие раздражители, стали более внимательными, стали легче принимать поражение. С помощью наблюдения мы отметили, что дети начали сами изменять правило игры, придумывают новое правило, что позволяет им с большим интересом, желанием соблюдать их и добиваться больших результатов.

Используя игровые методики для диагностики волевых качеств, такие как «Вежливость», «Вместе со мной» «Помехи», «Замри», «Перенос кубиков», «Не подглядывай» (Приложение 8, мы выявили, что дети стали реже нарушать правила, проявляют выдержку, дети стали сдержаннее в своих действиях.

Заключение

Используя игровые приёмы для развития волевых качеств, мы отметили результативность нашей работы: дети стали более организованы в осуществлении какой-либо деятельности, стали менее импульсивны, улучшилось эмоциональное состояние детей, многие из них научились выражать свои чувства, улучшился самоконтроль движений, совершенствовалось умение действовать по правилу.

Родители отмечают, что дети с интересом выполняют задания, играя в предложенные нами игры дома и на прогулке.

Кроме этого, у детей повысился интерес к познанию, возросла речевая активность, возникла поисковая деятельность, увеличился объём зрительного внимания и памяти, совершенствовалась способность слухового восприятия.

Опыт нашей работы показал, что подвижные игры с дидактической направленностью имеют большое значение в формировании у детей навыков общения и взаимодействия в совместной деятельности. У детей формируется понимание, что выполнять успешно задачу должен каждый член команды, достичь успеха в одиночку невозможно; каждый участник должен максимально постараться для того, чтобы команда победила, успех команды зависит от результата совместной деятельности.

В заключение, хочется вспомнить слова французского писателя Оноре де Бальзак: «Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант — это развитие природных склонностей, то твердая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает».

Список литературы

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

2. Гарифуллина А. В. Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника. Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013.

3. Ермаков В. П. Якунин Г. А. Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. М., 1990.

4. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. / В. А. Иванников. – М. : УРАО, 1998.

5. Источник: https://psyznaiyka.net/view-volya.html?id=klassifikaciya-volevyh-kachestv Классификация волевых качеств личности.

6. Литвак А. Г., Сорокин В. М., Головина Т. П. Практикум по тифлопсихологии. М. : Просвещение, 1989.

7. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб. : Изд-во РГПУ, 1998.

8. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. — М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. (Библиотека педагога-практика).

9. Цыркун Н. А. Развитие воли у дошкольников. Минск, 1991.

Глоссарий

1 Воля – свойство психики, регуляция и организация человеком своего поведения, деятельности (внутренних и внешних действий, направленная на преодоление трудностей при достижении цели.

2 Волевое действие – предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к достижению этой цели. Это значит, что человек, прежде чем приступить к действию, намечает мысленно, для чего и как он будет действовать, — прежде чем действовать фактически, он действует мысленно. С другой стороны, волевое действие — это действие в затруднённых условиях, действие, связанное с преодолением каких-либо препятствий.

Этапы волевого действия (С. Л. Рубинштейн)

1. предварительное установление цели;

2. рассмотрение и борьба мотивов;

3. решение;

4. выполнение.

3 Волевые качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения, ее власти над собой.

4 Произвольность — это управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка.

5 Астеническое состояние – состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью и истощаемостью с крайней неустойчивостью настроения, ослаблением самообладания, нетерпеливостью, неусидчивостью, нарушением сна, утратой способности к длительному умственному и физическому напряжению, непереносимостью громких звуков, яркого света, резких запахов.

6 Депривация – особое психическое состояние человека, возникающее при невозможности удовлетворить собственные жизненные потребности, которые могут быть абсолютно любыми (сон, прием пищи, двигательная и слуховая активность, общение с родителями и т. д.).