Роль чувственного опыта в развитии ребенка

Роль чувственного опыта в развитии ребенка thumbnail

Тема: «РОЛЬ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия (ощущений, восприятий, представлений). Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. Необходимо обеспечить ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и их звучанием в родной речи. Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на занятиях всех видов: музыкальных, физкультурных, изодеятельности, развитию речи.

В современной же системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями большое место отводится дидактическим играм. В играх сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка проходит в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, соревнования в достижении результата). Большое значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения, основанные на практической деятельности каждого ребенка, позволяют совершенствовать его сенсорный опыт, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Проблемы сенсорного воспитания очень меня заинтересовали, поэтому, набрав в конце года II младшую группу, я решила уделять этим вопросам особое внимание.

Прежде всего, я работаю над созданием окружающей среды, которая как известно является важнейшим фактором для всестороннего развития личности ребенка. Игры охватывают все аспекты сенсорного воспитания: цвет, форма, развитие мелкой моторики рук и т.д. Разнообразие развивающих игр по сенсорике помогают моим малышам в усвоении названий предмета, формы, в установлении связи между свойством предмета и его словесным обозначением. В своей работе с детьми я использую эффективный прием, когда то или иное понятие связывается в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет округлой формы – «мяч», прямоугольный брусок – «кирпичик», треугольная призма – «крыша», красный предмет – «помидор», «ягодка», желтого – «цыпленок», «лимон», оранжевого – «апельсин»). Также я упражняю малышей в группировке однородных предметов по одному из сенсорных признаков: величине, цвету или форме. В ходе обучения дети оперируют словами, необходимыми для регуляции выполняемых ими действий: такой же, разные, большой, маленький, цвет. В качестве дидактических пособий использую деревянные вкладыши пяти геометрических форм, деревянные грибочки, плоскостные геометрические фигуры. Особое значение уделяю играм, помогающим малышам различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Ведь только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики пальцев. Здесь применяю игры с мелкими игрушками «киндер сюрпризами», откручивание и закручивание пробок на бутылках, флаконах, собирание семян кукурузы, фасоли, складывание спичек в коробочку. Особый интерес вызывают у малышей различные игры с пальчиками, сопровождающиеся стихотворными текстами, гимнастика для рук, подражание различным животным. Ну и, конечно же, дети с удовольствием играют в развивающей зоне с играми различного содержания, а именно:

На восприятие цвета:

«Собери букет в вазу»;

«Собери цветок» (розы, ромашки, василька);

«Найди пёрышки для петушка»;

«Что растет на дереве»;

«Парные картинки»;

«Волшебная палитра»;

«Наряди куклу»;

«Что бывает такого цвета?»

На восприятие формы:

«На что похоже»;

«Почини одеяло»

Развитие мелкой моторики рук:

«Зашнуруй ботинок»;

«Матрешка» (застегивание пуговиц).

Примерный конспект занятия во II младшей группе

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Программные задачи: развить у детей умение вычленять из общей группы предметов определенный цвет, видеть заданный цвет в окружающей обстановке, совершенствовать мелкую мускулатуру рук (вкладывать, надевать, закручивать); подвести к понятию «дикие животные»: образу жизни, питании; помочь детям не ошибиться в выборе продуктов, воспитывать устойчивый интерес к занятию.

Материал: дидактический паровоз, состоящий из 6 вагонов 6 цветов (красный, белый, желтый, синий, зеленый, черный), колеса данных цветов, пробки разных цветов по количеству вагонов, мелкие игрушки с бантиками различных цветов, мягкие игрушки: медведь, заяц, белочка, ежик; продукты: орехи, грибы, травка, морковка, мед, яблоки.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поехать в путешествие в лес. Спрашивает: «А на чем можно поехать в лес?» Дети перечисляют: на самолете, на машине, на поезде. «Вот и у нас с вами есть паровозик, только мы с вами должны починить вагончики. Только будьте внимательны. Вагончики разного цвета и колёсики с пробками должны быть одинаковыми: если вагончик красный, то и колесики с пробками должны быть красными».

Читайте также:  Оценка развития ребенка до года по месяцам таблица

Малыши приступают к работе, воспитатель помогает затрудняющимся детям. Когда поезд готов, воспитатель хвалит детей, предлагает малышам полюбоваться на результаты своего труда. «А кто же поедет с нами? А вот и зверюшки хотят с нами попутешествовать, но они тоже поедут каждый в своем вагончике. Какого цвета их бантик, в те вагончики и посадите их». Когда все звери сидят по своим местам, малыши отправляются в путь, поют песенку «Паровоз».

«Ну вот мы и в лесу. Давайте вдохнем свежего воздуха, понюхаем цветы, погладим травку» (какого цвета трава и цветы в ней?) «Как красиво здесь! Посмотрите, ребята, а вот и зверюшки встречают нас. Детки, вы знаете – это дикие или домашние животные? Почему?» Ответы: живут в лесу, сами себе добывают пищу). «Ребятки, я приготовила лесным жителям угощение, да вот не знаю кому что нужно. Кто что ест? Здесь мед, орехи, фрукты, грибы, травка, морковка. Угостите зверушек тем, что каждый их них любит». Малыши относят еду. «Зверюшки благодарят нас. Давайте еще погостим у них, поиграем».

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит».

Источник

Значение сенсорной культуры, роль чувственного опыта в развитии ребёнка. Сенсорное воспитание как основа умственного Значение сенсорной культуры, роль чувственного опыта в развитии ребёнка. Сенсорное воспитание как основа умственного развития. Выполнила: студентка 3. 642 гр. Щепина Евгения

План: 1. Значение сенсорной культуры. 2. Роль чувственного опыта в развитии ребёнка. 3. Сенсорное План: 1. Значение сенсорной культуры. 2. Роль чувственного опыта в развитии ребёнка. 3. Сенсорное воспитание как основа умственного развития. 4. Список литературы.

Значение сенсорной культуры. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Значение сенсорной культуры. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных.

Ребенок развивается путем «социального наследования» , которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не Ребенок развивается путем «социального наследования» , которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т. п. )

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют поразному. С. А. Козлова, Т. А. Куликова В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют поразному. С. А. Козлова, Т. А. Куликова дают такое определение. Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

По Поддьякову Н. Н. , сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных По Поддьякову Н. Н. , сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом. Сенсорное воспитание – направленно на формирование Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом. Сенсорное воспитание – направленно на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т. д

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Определение Венгер а. Л. А. отличается от предыдущих понятий. Венгер Л. А. указывает, что Определение Венгер а. Л. А. отличается от предыдущих понятий. Венгер Л. А. указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Под сенсорной культурой Венгером Л. А. подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в инорсе

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Роль чувственного опыта в развитии ребёнка. Роль чувственного опыта в развитии ребёнка.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервнопсихического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия (ощущений, восприятий, представлений). Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия (ощущений, восприятий, представлений). Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. Необходимо обеспечить ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и их звучанием в родной речи.

В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.

Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).

Т. о. сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания Т. о. сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Сенсорное воспитание как основа умственного развития. Сенсорное воспитание как основа умственного развития.

Умственное развитие-это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: Умственное развитие-это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. (Логинова В. И. )

В отечественной педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка. В отечественной педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка. Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, т. е. от развитости ощущений и восприятий. Особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве. А. П. Усова указывала, что большая часть накопленного умственного багажа детей дошкольного и младшего школьного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе. Само освоение речи также имеет сенсорные основы: выделение речи как особого раздражителя, различение интонации слов, звуков обеспечиваются слуховыми и кинестетическими восприятиями.

Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание. Восприятие становится «думающим» , приобретает характер наблюдения. Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание. Восприятие становится «думающим» , приобретает характер наблюдения. Обобщенные и осмысленные знания ускоряют распознавание, накопление навык чувственных данных, способствуют включению этих новых данных в ранее накопленные системы. Таким образом, мышление и речь становятся условием дальнейшего сенсорного развития человека, культуры чувственного познания.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожномышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности.

Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п. , неисчерпаема. Ученые (С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др. ) констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного ( «сенсо» – чувства, «моторика» – движение) развития.

Читайте также:  Социально эмоциональное развитие ребенка

 В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, – сенсорными эталонами – для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др. ) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В современной же системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями большое место отводится дидактическим В современной же системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями большое место отводится дидактическим играм. В играх сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка проходит в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, соревнования в достижении результата). Большое значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения, основанные на практической деятельности каждого ребенка, позволяют совершенствовать его сенсорный опыт, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Т. о. сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение Т. о. сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Список литературы. 1. Педагогический энциклопедический словарь [ТЕКСТ]: / под ред. Б. М. Бим-Бад, - Список литературы. 1. Педагогический энциклопедический словарь [ТЕКСТ]: / под ред. Б. М. Бим-Бад, – М. : Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» , 2002 г. 2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [ТЕКСТ]: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение. 1988 – 144 с. 3. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [ТЕКСТ]: Пособие для воспитателей/ под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. 2 -е. изд. , испр. и доп. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с. 4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [ТЕКСТ]: – М. : , 2002 г – С. 136 -149. 5. Дошкольная педагогика-под редакцией В. И. Логиновой и П. Г. Саморуковой. Часть первая. 1988 г.

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!

Источник