Родителям развитие звукопроизношения ребенка

Консультация для родителей на тему: «Формирование правильного звукопроизношения».

     Годы чудес» – так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано.

        В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: «Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!» Чтобы родители стали хорошими учителями для своих детей, они должны знать, что работа по исправлению недостатков произнесения звуков включает три основных этапа: подготовительные упражнения; постановка (вызов) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

        Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка, губ, нижней челюсти), на выработку сильной воздушной струи (например, при произнесении звука [р] нужно уметь сильно выдувать воздух на кончик языка, чтобы привести его в колебательное состояние).

       Чем лучше будет проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Трудно сказать, сколько понадобится времени для подготовительных упражнений. В одних случаях – три занятия, в других – несколько недель. Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, от состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей ребенка.

        Постановка (вызов) звука. Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, необходимо тщательно изучить положение органов речи при нормальном произнесении звука и способы его вызывания. Для этого сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало и, произнося наиболее трудные звуки (шипящие, свистящие, сонорные), внимательно посмотрите, какое положение принимают ваши губы, зубы, язык. Запомните это положение. Это важно для исправления дефекта, для постановки звука. Затем посадите перед зеркалом ребенка и попросите его произнести тот или иной звук. Присмотритесь, какое положение принимают его органы речи, сравните с положением и движением органов речи у себя.

        Теперь основная задача заключается в том, чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука. Если удается вызвать звук по подражанию, то, минуя подготовительный этап, можно сразу приступить к закреплению звука в словах и речи.

        Закрепление звука и введение его в речь. При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах.

Остановимся более подробно на первом этапе работы по исправлению недостатков произнесения звуков.

        Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать детям, неправильно произносящим ту или иную группу звуков, в семье.

        Выполняя дома определенные целенаправленные упражнения, данные логопедом, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо произносит.

         Важную роль в формировании произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

        Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти, как уже было сказано, полезна артикуляционная гимнастика.

          Различные упражнения способствуют:

  1. выработке целенаправленной воздушной струи;
  2. расслаблению мышц языка;
  3. умению удерживать язык в спокойном, расслабленном положении;
  4. укреплению мышц языка;
  5. подъему мышц языка вверх;
  6. вырабатыванию подъема спинки языка вверх и т.д.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом.

       Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.       Выполняются эти упражнения под счет, с хлопками, под музыку.

      Работая дома с детьми, родителям следует помнить:

1. Принуждать ребенка нельзя. Занятия будут результативны, если они проводятся в форме игры.

2. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

3. Все упражнения надо выполнять естественно, без принуждения.

4. Некоторые упражнения выполняются по счету, который ведут взрослые. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась наиболее важная устойчивость положений губ, языка.

5. При проведении упражнений не всегда у ребенка может все получиться, и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать ребенка на том, что у него не получается, надо подбодрить ребенка, вернуться к более простому упражнению, указав, что раньше тоже не получалось, а теперь он уже научился.

6. По всем возникающим вопросам обязательно консультироваться с логопедом, воспитателем.

      Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».  Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки, опираясь на картинку-образ.

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ (комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч.).

     Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две. Первая дверь – это губы. Давай откроем ее (упражнение «Лягушки»). Вторая дверь – зубы. Откроем и ее (упражнение «Окошко»). 

     Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губа (упражнение «Лопаточка»). Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язык на нижней губе).

     Наконец он проснулся, улыбнулся (упражнение «Улыбка»), взял трубу и заиграл «Ту-ту, я проснулся!!!» (упражнение «Дудочка»).

Читайте также:  Развитие ребенка в социальной области включает в себя

     Пошел Язычок на кухню, а там мама тесто месит «Пя-пя» (упражнение «Помесим тесто») и блины печет (упражнение «Блинчик»). Взял Язычок чашку с чаем (упражнение «Чашечка»), варенье, бублики (упражнение «Бублик»)   и стал завтракать. Но кушал он не аккуратно,  и испачкал верхнюю губу в варенье (упражнение «Вкусное варенье».  

     После еды решил Язычок показать маме настоящий фокус (упражнение «Фокус»).

     Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покататься (упражнение «Качели»). 

     Потом увидел наш Язычок лошадку,  и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение «Лошадка»). 

     Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь – зубы, а затем и первую – губы (сомкнуть губы).

       Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения.  Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

      Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

       Цель упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

       Цель всех этих игр – развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения).

        Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3-х лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.

         Малыша с пеленок учат реагировать на интонацию, ритм и звучание слов. Уже в конце первого года жизни ребенок замечает различия в звучании слов. Он начинает отличать одни речевые звуки от других, старается правильно произносить их. К концу второго года он различает все звуки родного языка и может заметить дефектное произношение звуков в словах своих сверстников, пытается исправить их. Ему становится доступным фонематическое различие звуков. Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок. Чтобы компенсировать задержку в речевом развитии ребенка, этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослый должен своевременно прийти на помощь малышу и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности. Все это необходимо и ребенку без отклонений в речевом развитии, ведь сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).

        Рекомендуемые упражнения помогают малышу осваивать звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению грамоты, письменной речи.     

  1. Игра на различение неречевых звуков, развитие слухового внимания и слуховой памяти «Отгадай, что звучит».

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. Д.

Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т. Д. и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребенку просто сесть спиной к взрослому.

  1. Игра на различение одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса «Угадай, кто кричит».

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребенку домашних животных: корову, собаку, кошку, лошадь и др.

Ход. Взрослый показывает ребенку приготовленные картинки или игрушки и обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных. Затем он просит малыша послушать и угадать, кто придет к ним в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подает голос, подражая одному из животных. Ребенок угадывает, кто это. Игру можно повторять 5-6 раз. Необходимо следить, чтобы малыш внимательно слушал, активизировать его вопросами.

         Исследованиями ученых  была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев –   говорящие дети. Если движения напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети.

       Речевые и моторные зоны расположены по соседству, поэтому «раздражая одну, совершенствуется другая»

         Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

 У ребёнка развито образное мышление, основной способ познания мира – игра, а интеллект связан во многом с мелкой моторикой. Разглядывать картинки, играть, проявлять двигательную активность (”работать пальчиками”) – это ребёнку просто нравится.

         Пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук ребенка. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

        Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальцев рук в направление от кончиков пальцев к запястью.

1. Ежик топал по дорожке,  
И грибочки нес в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.

Читайте также:  Индивидуального развития речи ребенка

Дети загибают по очереди пальцы, делая массаж, сначала на левой , потом на правой руке. В конце упражнения руки у ребенка должны быть сжаты в кулочки.

  1. Игры с мозаикой, сыпучими материалами, шнуровка и др.

Родителям раздаются памятки «Как организовать логопедические занятия дома».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

  1. Время занятий (15 — 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  2. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  3. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
  4. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
  5. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!

Источник

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Формирование правильного произношения у детей — это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

В результате такой работы к четырем-пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребенку пять лет, а он не произносит отдельные звуки: [л], [р], группу звуков ([с], [з], [ц]) или несколько групп звуков, шипящие заменяются свистящими («коска» вместо кошка, «зук» вместо жук, «сяска» вместо чашка, «сетка» вместо щетка); звук [л] произносится как [в] («вошка» вместо ложка), звук [р] — картаво («гхука» вместо рука).

Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечетко, как бы затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

Нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата — если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке — исправит хирург-стоматолог, а затем с помощью специальных артикуляционных упражнений, ребенок сам «растянет» ее. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих аномалиях детей следует направлять к врачу-ортодонту.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки ([р], [л]), группа звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]) или несколько групп звуков: соноры ([р], [л], [н]), свистящие ([с], [з], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и т.д.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки.

В первом случае ребенок не различает звонкие и глухие звуки. Поэтому он заменяет один звук на другой (вместо «На березе распустились почки» он скажет: «На березе распустились бочки»). Во втором случае ребенок умеет правильно произносить тот или другой звук, но не может правильно осуществлять выбор звуков («Maca пошла в сколу» вместо «Маша пошла в школу»). В третьем случае при искаженном произношении неправильный звук по своему звучанию близок к правильному.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Ниже предлагается система расслабляющих упражнений, которые помогут снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти.

Материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции нужно преподносить детям в виде сказок, веселых полянок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти ее условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Стихотворные тексты, срифмованные или подобранные специально для проведения артикуляционных упражнений, будут развивать у ребенка внимание к звуковой стороне речи, а значит, способствовать развитию речевого слуха.

Рекомендуется проводить следующее:

  1. пальчиковая гимнастика;
  2. упражнения для губ;
  3. упражнения для языка;
  4. голосовые упражнения на материале гласных и согласных звуков (чтение и заучивание стихов, скороговорок, составление рассказов по картинкам и из собственного опыта ребенка).
Читайте также:  Исследовательская работа о развитии ребенка

Помните, что продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребенка, она не должна превышать 15—20 минут.

Для демонстрации правильной артикуляции звука полезно произносить его утрированно. Подключайте свою руку и руку ребенка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи.

Ребенок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому включайте задания на выделение звука из слова, пусть ребенок определяет, где стоит звук — в начале, середине или в конце слова.

Закрепление правильного произношения звука проводите в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.

Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Выполняйте ее по несколько раз в день.

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой — залог успеха.

ЗНАКОМСТВО С ОРГАНАМИ РЕЧИ

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

Каждое движение выполняйте перед зеркалом.

Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.

Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка).

Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.

Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.

Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции. Самомассаж языка.

– Помогут губы и зубы. Они будут язык поглаживать, похлопывать.

Внимательно посмотрите на рисунки-подсказки и запомните их.

Язычок погладим ласково губами,

А затем постукаем бережно губами,

Язычок погладим ласково зубами,

Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами,

И опять погладим ласково зубами,

    А потом похлопаем бережно губами

   И в конце погладим ласково губами.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

УЛЫБКА. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

ЗАБОРЧИК. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

ТРУБОЧКА. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

ХОБОТОК. Вытягивание сомкнутых губ вперед.

БУБЛИК. (РУПОР) Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

КРОЛИК. 1. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

                  2. Верхними зубами прикусить нижнюю губу.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

ПТЕНЧИКИ. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

ЛОПАТОЧКА. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

ЧАШЕЧКА. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

ИГОЛОЧКА. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

ГОРКА. (КИСКА СЕРДИТСЯ) Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

ТРУБОЧКА. (ЛОДОЧКА) Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

ГРИБОК. Рот открыт. Язык присосать к небу.

ЧАСИКИ. (МАЯТНИК) Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка  попеременно тянуться по счет к уголкам рта.

ЗМЕЙКА. Рот широко. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

КАЧЕЛИ. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку либо к верхним и  нижним резцам.

ФУТБОЛ. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ. 1. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами. 2. Рот открыт. Кончиком языка выполнять движения влево-вправо сначала по верхним зубам, затем по нижним зубам.

КАТУШКА. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

ЛОШАДКА. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть  подъязычную связку.

ГАРМОШКА. Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

МАЛЯР. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до  мягкого неба.

ОБЛИЖЕМ ГУБКИ. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык  в глубь рта.

КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ 6-8 РАЗ.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику». Зачем? Чтобы развивать свой ум, смекалку, красивое произношение.

Пальцы — дружная семья

Родителям. Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.

Пальцы — дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)

Вот большой!

А это — средний.

Безымянный и последний —

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы, обеих рук кверху.)

Будем их соединять

И движенья выполнять…

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

Мы рога козы покажем

(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперёд, загибая .остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)

И рога оленя даже…

(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)

Мы про зайку не забудем — ушками водить мы будем.

(Выдвигаем вперёд указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперёд, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!

(Каждый палец руки поочерёдно присоединяем к большому.)

— лопаточка языка

  1. делаем движения губами
  2. делаем движения зубами
  3. поглаживаем
  4. похлопываем (постукиваем)

Источник