Ребенок провокатор 3 года
Здравствуйте всегда, мой дорогой читатель!
Как я рада, что Вы заглянули ко мне!
Какой он, ребенок-провокатор? Провокация – один из вариантов манипулятивного поведения. Провокатор первым конфликт не начинает, но своими действиями, интонациями, словами создает конфликтную ситуацию.
Подписавшись на канал и оставив отклик, Вы поддержите развитие канала! Спасибо!
Ребенок-провокатор не просто знает, а очень хорошо знает, что и зачем он делает. Тот, кого провоцируют, вызывает у провокатора интерес, является для него значимым. Поэтому провокатор совершает определенные действия по сбору информации об интересующем его объекте.
Частая причина провокации – это защита. Неуверенный в себе ребенок начинает вести себя агрессивно там, где чувствует себя неуютно.
Эффективное средство скорректировать провокационное поведение ребенка – разобраться в функциях и выгоде, которую преследует ребенок, и научиться не реагировать на провокации импульсивно.
Что надо знать, чтобы научиться не реагировать на провокации импульсивно?
Для этого есть несколько критериев или признаков. Если эти признаки воспитатель или родитель наблюдает в поведении ребенка изо дня в день и в определенных ситуациях – перед нами ребенок-провокатор.
Ребенок совершает действия в социуме. Во время завтрака он раскидывает тарелки в разные стороны, переворачивает цветочные горшки. Активизируется при появлении взрослого и других детей.
Поведение ребенка активное, целенаправленное и произвольное. Ребенок бросает варежки в лицо сверстнику. Во время занятия по рисованию не притрагивается к карандашам и бумаге.
Действия ребенка имеют оттенок неспонтанности, неестественности. Он подавляет или утрирует естественную реакцию. Например, слишком громко смеется, подчеркнуто скучает. Может создавать специальные условия и обстоятельства: разбрасывает кубики по всей комнате, выхватывает у других детей из рук игрушки.
Поведение ребенка-провокатора отличается по интенсивности и содержанию от типичного, нормативного, привычного поведения. Ребенок делает вызов, нарушает какой-то запрет или правило, взламывает табу. Часто помещает партнера по общению в невыносимую социальную ситуацию. Например, долбит лопаткой по качелям и не обращает внимания на замечания и уговоры взрослого, выбрасывает игрушки в урну.
Ребенок специально подводит взрослого или другого ребенка к какой-то реакции (каким-то результатам). У такого поведения может быть много целей, но одна из них обязательно находится в эмоциональной плоскости – получить от партнера по общению определенные чувства, переживания, вывести его из равновесия. Например, младший ребенок подбегает к старшему и толкает его до тех пор, пока тот не погонится за ним.
Ребенок-провокатор после профессионального воздействия завершает провокации (то есть «исчезает симптом»). Не нужно путать это с ситуацией, когда во время консультирования провокацию у ребенка вызывают значимые неудовлетворенные потребности (во внимании, одобрении, наказании).
Поэтому при обнаружении признаков провокационного поведения у своего ребенка, обратитесь к психологу. Он поможет справиться с этой проблемой.
Какие функции выполняют детские провокации
Провокационное поведение наблюдается в период нормативных возрастных кризисов (в год, три года, семь лет), а также у нормально развивающегося подростка.
Дети раннего, дошкольного и младшего школьного возраста чаще провоцируют сиблингов (детей одних родителей, родственников второй степени родства) и самых близких взрослых тем, что нарушают хорошо известные нормы и запреты.
Подростки провоцируют сверстников и взрослых в семье и за ее пределами своим внешним обликом, жаргоном, игнорированием опасностей, своеобразием симпатий и мнений.
Провокации в контактах с любыми взрослыми свидетельствуют о длительных, дисфункциональных (нарушенных) детско-родительских отношениях, ущемленных значимых потребностях. Это свойственно детям, которым неоднократно приходилось убеждаться во враждебности значимых для них взрослых людей (из социально неблагополучных семей, жертвам насилия). Если же провокация адресуется конкретному лицу, то она вызвана какими-то его действиями.
Провокационное поведение исполняет сложные психологические функции. Как и другие психологические проблемы, оно сигнализирует о неудовлетворенной потребности провокатора, при этом оказывает влияние на других людей и позволяет получить желаемое.
Продолжение – в следующей публикации. Обсудим тактику поведения с провокатором.
Пожалуйста, оставьте свой оклик о полезности для Вас данной публикации!
Буду признательна Вам за подписку – этим Вы поможете сделать канал интереснее.
Успехов Вам и будьте всегда здоровы! До встречи!
Источник
Провокационное поведение ребенка — не редкость, каждый из нас хотя бы раз, но восклицал: «Он меня доводит!» «Она делает это специально!» «Ты что, издеваешься надо мной?» Обычно родители встают в тупик в такой ситуации, не зная, как реагировать.
Попробуем разобраться в этой ситуации на типичном примере. Антону нужно сдавать экзамен для поступления в лицей, и мама решила заниматься с сыном ежедневно математикой. Работа шла тяжело: Антон все время находил отговорки, чтобы не садиться за занятия, а если начинал решать, то возникала масса препятствий: задача слишком сложная, голова болит… И вместо занятий получалось бесконечное уговаривание с переходом на выяснение отношений на повышенных тонах. Антон оказался виртуозом в доведении матери буквально до бешенства.
Настал момент, когда мать не выдержала, в порыве гнева выхватила тетрадь, отхлестала ею по щекам сына-мучителя и разорвала ее на мелкие клочки. Когда гнев схлынул, мать разрыдалась, ужаснулась своей жестокости и стала просить прощения у сына. Они помирились, Антон, казалось, тоже был напуган поведением матери и обещал заниматься как следует. Однако на следующий день все повторилось. Не зная, что делать, мать, наконец, обратилась к психологу.
Вердикт был неутешительным: мать сама «подпитала» вызывающее поведение сына, потому что позволила манипулировать собой. Чувствуя вину и раскаиваясь, она позволяла своему провокатору добиться своей цели — отлынивать от занятий.
Психологи утверждают, что в большинстве случаев ребенок-провокатор не просто знает, а очень хорошо знает, что и зачем он делает. Он знает, что, доведя родителей до рукоприкладства, он получит свое, потому что они будут чувствовать себя виноватыми и, чтобы загладить свою вину, пойдут у него на поводу.
Как разорвать этот порочный круг? Выход, по мнению специалистов, один: учиться не реагировать на провокации импульсивно, в гневе доходя до телесных наказаний, а применять систему естественных последствий, которая не дает разозлить. К примеру, если Антон опять начнет капризничать во время занятий, то мама лишает его своей помощи, и Антон продолжает заниматься самостоятельно.
Если же вы все-таки не удержались и наказали ребенка, не надо испытывать чувство вины и уж тем более, компенсировать ребенку наказание уступками. Любой человек иногда может выйти из себя и поступить неправильно, нужно просто извлечь из этого урок. Можно и почитать, как воспитывать детей без наказания, тогда можно будет впоследствии избежать таких ситуаций.
Если же не бороться с провокационным поведением, то в лучшем случае это приведет к формированию капризного характера, в худшем — со временем сделает ваши отношения конфликтными, устойчиво враждебными. Это в таких запущенных случаях родители отрекаются от своего чада: « Я его ненавижу! Делайте с ним, что хотите! Сил моих больше нет!»
Чтобы побороть трудную ситуацию добром и вовремя, еще в период 2-3 лет, когда, по наблюдениям психологов, впервые появляются периоды провокационного поведения детей, надо приложить немало душевных усилий. Прежде всего, сказать себе, что это временное состояние вашего чада, и вы должны понять его и помочь ему. И с этой мыслью придерживаться следующих приемов общения.
1. Не пытайтесь резко «ломать» ситуацию. Не надо утверждать, что только вы правы, а ребенок должен только слушаться и беспрекословно выполнять ваши приказания. Покажите ему ту грань, до которой он может ослушаться, а после которой он должен подчиниться.
2. В первую очередь поставьте четкую границу в тех вопросах, которые касаются его безопасности: табу на острые, режущие предметы, лекарства, бытовую химию, механизмы и вообще опасные предметы и сферы жизни.
3. Как только почувствовали, что ребенок провоцирует вас на определенные действия, переводите ситуацию в игровую форму. Напяливает штаны на голову — пошутите, что это новая мода, и поиграйте в нее.
4. Попробуйте метод «наоборот». Если ребенок не хочет есть, не настаивайте, наоборот, скажите, что есть сегодня не надо. Желание сделать наоборот приведет его за стол, чтобы чего-нибудь съесть. Это звучит несерьезно, но часто действует безотказно.
5. Старательнее всего избегайте провокаций, которые вызывают разлад в семье между взрослыми. Часто поступки детей оцениваются родителями и бабушками, например, по-разному. Дети очень чутко улавливают это противоречие и умеют специально провоцировать этот разлад, даже совсем маленькие дети. Здесь важно и не подаваться на провокационные действия ребенка, и, в идеале, придерживаться единой позиции.
6. Ревность ребенка имеет большое значение в возникновении капризов. Не уставайте показывать сыну и дочери в любом возрасте, как вы его любите, цените, поддерживаете его авторитет в семье.
Опыт успешных семей показывает, что если удается выработать единую стратегию поведения, то с ребенком-провокатором удается справиться в раннем детстве и его воспитание в дальнейшем проходит довольно благополучно. Ваша спокойная уверенность и последовательность помогут ему в этом. А еще ваша любовь, которая знает опасную грань «Не навреди!».
Источник
Как воспитателю общаться с ребенком-провокатором. Советы педагога-психолога
Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует в этот момент педагог. Четкий алгоритм действий поможет вашим воспитателям не сорваться и выстроить общение с ребенком-провокатором. Также в статье – памятка «Альтернативные варианты поведения в ситуации детских провокаций».
Справиться с детскими провокациями часто не могут даже родители, которые хорошо знают своего ребенка. Воспитатели сталкиваются с этой проблемой практически каждый день, поэтому должны знать, как общаться с ребенком-провокатором, и давать рекомендации родителям. Одинаковые и согласованные реакции взрослых на провокационное поведение дошкольника в детском саду и дома помогут решить эту проблему.
Что нужно знать воспитателю о детских провокациях
Провокация – один из вариантов манипулятивного поведения.
Провокатор первым конфликт не начинает, но своими действиями, интонациями, словами создает конфликтную ситуацию.
Ребенок-провокатор не просто знает, а очень хорошо знает, что и зачем он делает.
Тот, кого провоцируют, вызывает у провокатора интерес, является для него значимым. Поэтому последний совершает определенные действия по сбору информации об интересующем его объекте.
Частая причина провокации – это защита. Неуверенный в себе ребенок начинает вести себя агрессивно там, где чувствует себя неуютно.
Эффективное средство скорректировать провокационное поведение ребенка – разобраться в функциях и выгоде, которую преследует ребенок, и научиться не реагировать на провокации импульсивно.
Отследите признаки провокационного поведения у ребенка
Чтобы выявить провокационное поведение у ребенка и не спутать его с другими поведенческими проявлениями, педагоги-психологи проводят консультативную беседу с воспитателем и наблюдают за воспитанником во время игр с детьми, на занятиях и прогулке. Однако педагог-психолог не всегда может уделить время и оперативно помочь, поэтому воспитателю важно уметь определять, провокационное у ребенка поведение или нет. Для этого есть несколько критериев или признаков. Если эти признаки воспитатель наблюдает в поведении ребенка изо дня в день и в определенных ситуациях – перед нами ребенок-провокатор.
Ребенок совершает действия в социуме. Во время завтрака он раскидывает тарелки в разные стороны, переворачивает цветочные горшки. Активизируется при появлении взрослого и других детей.
Поведение ребенка активное, целенаправленное и произвольное. Ребенок бросает варежки в лицо сверстнику. Во время занятия по рисованию не притрагивается к карандашам и бумаге.
Действия ребенка имеют оттенок неспонтанности, неестественности. Он подавляет или утрирует естественную реакцию. Например, слишком громко смеется, подчеркнуто скучает. Может создавать специальные условия и обстоятельства: разбрасывает кубики по всей комнате, выхватывает у других детей из рук игрушки.
Поведение ребенка-провокатора отличается по интенсивности и содержанию от типичного, нормативного, привычного поведения. Ребенок делает вызов, нарушает какой-то запрет или правило, взламывает табу. Часто помещает партнера по общению в невыносимую социальную ситуацию. Например, долбит лопаткой по качелям и не обращает внимания на замечания и уговоры взрослого, выбрасывает игрушки в урну.
Ребенок специально подводит взрослого или другого ребенка к какой-то реакции (каким-то результатам). У такого поведения может быть много целей, но одна из них обязательно находится в эмоциональной плоскости – получить от партнера по общению определенные чувства, переживания, вывести его из равновесия. Например, младший ребенок подбегает к старшему и толкает его до тех пор, пока тот не погонится за ним.
Ребенок-провокатор после профессионального воздействия завершает провокации (то есть «исчезает симптом»). Не нужно путать это с ситуацией, когда во время консультирования провокацию у ребенка вызывают значимые неудовлетворенные потребности (во внимании, одобрении, наказании).
Определите, какие функции выполняют детские провокации
Провокационное поведение наблюдается в период нормативных возрастных кризисов (в год, три года, семь лет), а также у нормально развивающегося подростка. Дети раннего, дошкольного и младшего школьного возраста чаще провоцируют сиблингов и самых близких взрослых тем, что нарушают хорошо известные нормы и запреты. Подростки провоцируют сверстников и взрослых в семье и за ее пределами своим внешним обликом, жаргоном, игнорированием опасностей, своеобразием симпатий и мнений.
Провокации в контактах с любыми взрослыми свидетельствуют о длительных, дисфункциональных детско-родительских отношениях, ущемленных значимых потребностях. Это свойственно детям, которым неоднократно приходилось убеждаться во враждебности значимых для них взрослых людей (из социально неблагополучных семей, жертвам насилия). Если же провокация адресуется конкретному лицу, то она вызвана какими-то его действиями.
Провокационное поведение исполняет сложные психологические функции. Как и другие психологические проблемы, оно сигнализирует о неудовлетворенной потребности провокатора, при этом оказывает влияние на других людей и позволяет получить желаемое. Психологи выделяют несколько психологических функций провокационного поведения у детей.
Заменяет расспросы. Ребенок пытается определить, что за человек перед ним (добрый или злой, жесткий или мягкий), на что он больше реагирует (на форму или содержание). Это проверка того, пойдет ли провоцируемый взрослый или ребенок в ответ на действия провокатора ожидаемым путем: такой ли он, как и все остальные; можно ли им управлять, уступит ли он; сможет ли сказать «стоп!»; разозлится ли, если провокатор постарается вывести его из себя.
Сделка. Вам – провокацию, от вас – внимание. Каждый участник провокационного взаимодействия получает какую-то выгоду. Наличие в группе ребенка, который постоянно нарушает запреты, может стать для воспитателя поводом, чтобы «законно» не объяснять новый материал и отвести душу в бесполезной схватке. В семье истерические крики и капризы ребенка дают матери право сделать то, чего она не разрешает себе при его обычном поведении (не вести его на занятие, не купить что-то, шлепнуть).
Способ воздействия на ситуацию. Ребенок получает желаемый результат с помощью провокации. Например, он демонстрирует скуку для того, чтобы воспитатель изменил те или иные педагогические приемы или содержание занятия. Или совершает определенные действия, чтобы не дать матери заниматься младшим ребенком (с целью обратить внимание на себя).
Способ спасения. Провокация, вызванная желанием избавить себя или значимого близкого от непереносимых чувств. Например, ребенок нарушает тишину в группе ради того, чтобы совладать с тревогой, которая возникла на основе определенного у него опыта (тишина в его доме не сулит ему ничего хорошего). Или совершает мелкую домашнюю кражу – чтобы вызвать у матери родительскую тревогу и отвлечь ее таким образом от женского горя.
Действуйте последовательно в ответ на провокации ребенка
Чтобы выстроить правильную работу с ребенком-провокатором, воспитателям следует придерживаться четкого алгоритма (приложение). Сначала нужно проанализировать типичные варианты провокаций, которые устраивает ребенок (выкрикивает, нарушает правила, не достает нужные принадлежности).
Затем определите функции провокации – чего добивается ребенок. Например, изучает вас, привлекает внимание, проверяет на устойчивость, выражает свой интерес, хочет получить помощь, протестует против того, что не учитывают его мнение, повышает статус в референтной группе.
Перечислите выгоды, которые ребенок получает, когда вы реагируете на него. Например, оказывается в центре внимания, ощущает собственную значимость, изливает накопившуюся обиду на взрослых и раздражение, получает помощь, приобретает право не делать задания. На основании этой информации вам проще будет выбрать модель своего поведения. Поможет в этом памятка «Альтернативные варианты поведения в ситуации детских провокаций».
Источник
Здравствуйте всегда, мой дорогой читатель! Как я рада, что Вы заглянули ко мне!
Продолжаем разговор о ребенке – провокаторе. Какой он, ребенок-провокатор, как правильно с ним взаимодействовать?
Провокация – один из вариантов манипулятивного поведения. В данной публикации – о психологических функциях провокационного поведения у детей и действиях взрослого при появлении провокационного поведения у ребенка.
Ваша подписка на канал и/или отклик помогут его развитию. Спасибо!
Психологи выделяют несколько психологических функций провокационного поведения у детей:
Заменяет расспросы. Ребенок пытается определить, что за человек перед ним (добрый или злой, жесткий или мягкий), на что он больше реагирует (на форму или содержание). Это проверка того, пойдет ли провоцируемый взрослый или ребенок в ответ на действия провокатора ожидаемым путем: такой ли он, как и все остальные; можно ли им управлять, уступит ли он; сможет ли сказать «стоп!»; разозлится ли, если провокатор постарается вывести его из себя.
Сделка. Вам – провокацию, от вас – внимание. Каждый участник провокационного взаимодействия получает какую-то выгоду. Наличие в группе ребенка, который постоянно нарушает запреты, может стать для воспитателя поводом, чтобы «законно» не объяснять новый материал и отвести душу в бесполезной схватке.
В семье истерические крики и капризы ребенка дают матери право сделать то, чего она не разрешает себе при его обычном поведении (не вести его на занятие, не купить что-то, шлепнуть – получить внимание).
Способ воздействия на ситуацию. Ребенок получает желаемый результат с помощью провокации. Например, он демонстрирует скуку для того, чтобы воспитатель изменил те или иные педагогические приемы или содержание занятия.
Или совершает определенные действия, чтобы не дать матери заниматься младшим ребенком (с целью обратить внимание на себя).
Способ спасения. Провокация, вызванная желанием избавить себя или значимого близкого от непереносимых чувств. Например, ребенок нарушает тишину в группе ради того, чтобы совладать с тревогой, которая возникла на основе определенного у него опыта (тишина в его доме не сулит ему ничего хорошего).
Или совершает мелкую домашнюю кражу – чтобы вызвать у матери родительскую тревогу и отвлечь ее таким образом от женского горя.
Действуйте последовательно в ответ на провокации ребенка
– Чтобы выстроить правильную работу с ребенком-провокатором, воспитателям и родителям следует придерживаться четкого алгоритма (см. в комментариях приложение). Сначала нужно проанализировать типичные варианты провокаций, которые устраивает ребенок (выкрикивает, нарушает правила, не достает нужные принадлежности).
– Затем определите функции провокации – чего добивается ребенок. Например, изучает вас, привлекает внимание, проверяет на устойчивость, выражает свой интерес, хочет получить помощь, протестует против того, что не учитывают его мнение, повышает статус в референтной (значимой для него) группе.
– Перечислите выгоды, которые ребенок получает, когда вы реагируете на него. Например, оказывается в центре внимания, ощущает собственную значимость, изливает накопившуюся обиду на взрослых и раздражение, получает помощь, приобретает право не делать задания.
– На основании этой информации вам проще будет выбрать модель своего поведения. Поможет в этом памятка «Альтернативные варианты поведения в
Поймите, что ребенок провоцирует значимого для себя человека, от которого хочет что-то получить. Вспомните о функциях провокации и как действовать с ребенком, когда он начинает провоцировать (устал, скучает, не справляется, чувствует себя одиноко, хочет отвлечь родителя от чего-то).
В особых случаях, когда без помощи специалиста не обойтись, обращайтесь на консультацию педагога-психолога. Он сможет предложить альтернативные варианты, как реагировать на провокации ребенка.
Например, соблюдать режим; не накладывать запрет на провокационное поведение, а задать вопросы: «Ты устал (злишься)?», «Тебе не хочется это делать?», «У тебя не получается?», «Тебе хочется поиграть с сестрой?»; понятно и коротко сообщать ребенку о своих чувствах – «мне обидно», «я злюсь», «я устала».
Пожалуйста, оставьте свой оклик о полезности для Вас данной публикации!
Буду признательна Вам за подписку – этим Вы поможете сделать канал интереснее.
Успехов Вам и будьте всегда здоровы!
Почему манипулируют дети и взрослые. Часть 2
Источник