Ребенок не разговаривает в 3 года родовая травма

Ребенок не разговаривает в 3 года родовая травма thumbnail

Причина нарушения речи – родовая травма

Молчанова Виктория Владимировна,

учитель-логопед ГБДОУ №66 Кировского района

О травме, которую каждый из нас получает во вре­мя родов, мало пишут в доступной литературе. Ни двад­цатилетние родители, ни сорокалетние бабушки и де­душки об этом почти ничего не знают. Когда у ребенка возникают серьезные проблемы, это застает их врасп­лох. Жизнь заставит разбираться в этом, но, когда они станут, чуть ли не квалифицированными специалиста­ми в науке избавления ребенка от последствий родо­вой травмы, то упустят дорогое время.

Кто же занимается изучением родовой травмы, пы­таясь предотвратить ее, свести к минимуму ее послед­ствия, устранить ее проявления?

Акушеры. Неонатологи (специалисты по младенцам, раньше их называли микропедиатрами). Педиатры. Но, в первую очередь — неврологи (невропатологи). По­тому что именно родовая травма в большинстве случа­ев предопределяет несостоятельность нервной систе­мы, формирует ее слабые места.

Неврология касается всех и каждого, потому что изучает и лечит самое главное в организме — цен­тральную нервную систему, многометровые трассы пе­риферических нервов, головной и спинной мозг, то есть именно то, что определяет нас как уникальных и не­повторимых личностей, осознающих свое «я» и бога­тых именно своей индивидуальностью.

Нервная система формируется еще у эмбриона, развивается, проходит становление на раннем этапе жиз­ни человека. Практически невозможно избежать трав­мы при родах. Однако смягчить, а то и вообще ус­транить ее проявления, можно. Особенно, если заняться этим в раннем возрасте, лучше всего — с рождения малыша.

Необходимо помнить, что нет неврологически здоровых детей: электромиография обязательно выявляет поражение спинного мозга.. Примерно у 70-80 % детей страдает шейный отдел спинного мозга, примерно у  35-40 % — еще и грудной и пояснично-крестцовый.

Что это означает на практике? У детей первой кате­гории имеются (или обязательно возникнут в ближай­шем будущем) головные боли, нарушения в мелкой моторике (четкость работы пальцев), проблемы с усвое­нием уроков, нарушения внимания, дисграфия (труд­ности и ошибки при письме), неадекватное поведение. У детей второй категории к этому прибавляются про­блемы желудочно-кишечного тракта, энурез, энкопрез (недержание мочи и кала), ортопедическая патоло­гия — плоскостопие, дисплазия тазобедренных суста­вов, несимметричное развитие мышц нижних конеч­ностей. Вся эта патология имеет неврологические кор­ни. Ее причина — ишемическое поражение спинного мозга во время родов.

Самый большой стресс в жизни любого человека — рождение.

Помимо эмоциональных и духовных пере­живаний, рождение — и самое травматичное  событие, в прямом смысле. Ребенок получает травмы, которые не всегда просто выявить.

Традиционно считалось, что от родов страдает в пер­вую очередь голова. И именно ее надо лечить. Лече­ние сводилось к физиотерапевтическим процедурам и лекарственной терапии — сосудорасширяющим препа­ратам, так называемым витаминам мозга, и т. д. Зачас­тую симптомы родовой травмы проходили — не столько вследствие лечения, сколько в силу огромных компенсаторных резервов детского организма.  

Следует знать, что во время родов страдают позвоночник и спинной мозг, и в первую очередь его шейный отдел. Травмиру­ется система позвоночных артерий, по которой полу­чают кровь ствол и другие отделы мозга. В результате хронической ишемии (кислородного голодания, выз­ванного недостаточным мозговым кровообращением)расстраиваются функции головного мозга.

Нормально развивающийся ребенок к 2 месяцам должен держать головку, к 6 месяцам самостоятельно садиться, к 1 году ходить.

Ребенок, с 2 до 4 месяцев гулит, с 6 до 8 месяцевпроизносит отдельные слоги, к 1 году произносит 8- 10 слов или словозаменителей (мама, папа, баба, ав-ав, кис-кис и т.д.).

Если идет запаздывание, даже незначительное — надо бить тревогу.

В школьном возрасте следует консультировать детей при любых нарушениях осанки, поведения, голов­ных болях, трудностях усвоения учебной программы и даже просто при нежелании учиться.

Во всем мире в детской неврологии не говорят о родовых травмах. Понятно – если ребенку будет поставлен диагноз «родовая травма», то его родители подадут в суд и будут безбедно существовать, получая деньги от роддома и акушера.

Но на Западе новорожденный, если его родители благополучны и платят за страховку, получает в течение первых дней своей жизни такую мощную медицинскую реабилитационную поддержку (включающую различные виды массажа, бассейн, гимнастику и многое другое), что зачастую снимаются последствия даже значительной родовой травмы.

В России такого нет. Однако сами родители могут проявить инициативу, подумать о здоровье своих детей – обратиться к неврологу, обеспечить ребенку максимальную реабилитацию. И именно такую, какую надо.

У абсолютного большинства детей из-за патологии беременности или в процессе родов в той или иной сте­пени нарушается кровоток в артериальной и венозной системах   (в основном, вертебробазилярного бассейна). Кровоснабжение меняется даже в течение одного дня. Таким образом, ребенок с первых дней жизни находит­ся в условиях различных динамических нарушений кровоснабжения головного мозга. От этого зависит моторное, психическое, эмоциональное и речевое раз­витие ребенка.

Диагностировать речевые нарушения, лечить и корректировать их должны, в первую очередь, детские неврологи.

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Большинство родителей обращаются к логопеду. А логопед, увы, не всегда может помочь… Педагог  один –  часто бессилен что-либо сделать. И это даже в том случае, если  заниматься с глазу на глаз.Дети с логопедическими проблемами, как правило, неусидчивы, невнимательны, им трудно сидеть, стоять, даже лежать — они то под столом, то на столе, то у учителя на коленях!

С логопедическими проблемами коррелирует плохая память, отклонения в поведении, что может свидетельствовать о неврологическом диагнозе.

Если ребенок нездоров, у него обязательно будут проблемы с русским языком. Хорошо ребенок себя чувствует – он нормально напишет, плохо – получит «двойку». Если неврологическое заболевание есть и в раннем возрасте его не лечили, проблема будет пожизненной.

Чтобы работать с речевыми проблемами, нужны не просто детские неврологи, а врачи, прошедшие специ­альную подготовку и понимающие всю серьезность логопедических проблем. Потому что если в первом классе ребенок плохо читает, то к девятому классу он может вообще разучиться читать! От обычного же невропатолога из поликлиники дети приходят с заклю­чением: «здоров». И все родительские претензии адре­сованы логопеду, который, дескать, не хочет нормаль­но работать.

Родители не всегда готовы прислушиваться к  советам логопеда. А если идут к врачу, то нередко отказываются давать ребенку назначенные препараты, несерьезно относятся к лечению. Им кажется, что лекарства черес­чур сильные, а речевые проблемы слишком незначи­тельны…

Всякое лечение начинается с диагностики. Существует много методов, один из которых –  ультразвуковая  допплерография.

Этот метод позволяет исследовать кровоснабжение мозга, артериальное и венозное. Можно проверить все главные артериальные и венозные сосуды мозга и шеи, причем в любом возрасте, как у новорожденных, так и у взрослых. С нарушениями в этой области бывает связано много поведенческих и речевых патологий. У малышей задержка развития речи, дефекты артикуляции почти всегда связаны с нарушением кровотока в вертебробазилярном бассейне (бассейне основных и позвоночных сосудов). Расторможенное поведение, гиперактивность  детей 2-5 лет, повышенная капризность, утомляемость чаще всего связаны с венозным застоем в этом бассейне.

У дошкольников очень часты заикание, проявления астенических состояний с повышенной утомляемос­тью, снижением памяти и внимания. У школьников с дислексией и дисграфией всегда выявляются наруше­ния кровотока, при этом нарушения могут быть негру­быми, слабо выраженными. Однако именно эти нару­шения и приводят к проблемам, которые не разрешить ни родителям, ни учителям, ни психологам.

Диагностика помогает определить  источник речевых проблем. Рассмотрим такое явление, как дизартрия. Дизартрия считается грубым речевым нарушением. Что происходит с точки зрения неврологии? Не поднимается небная занавеска, это ведет к грубым нарушениям моторики. Язык не может работать как надо, артикуляция нарушается. Дефект грубый, он на лицо. Но у логопедов еще есть понятие «стертая дизартрия». Ребенок вначале плохо сосал, теперь неважно говорит, хотя грубых нарушений нет. Можно говорить не о грубом нарушении, а о слабости функции. Ребенку просто не хватает сил, чтобы быстро произносить звуки.

Другая распространенная проблема – задержка речи (алалия). Считается, что ребенок к году должен говорить 10-12 слов, к двум годам – строить фразы из трех слов. Если этого нет, уже стоит забеспокоиться: налицо задержка речи. Алалию разделяют на сенсорную и моторную. При сенсорной алалии сильнее нарушено восприятие речи на фоне нормального слуха (ребенок не понимает речь), при моторной – ребенок речь понимает, но не говорит. На практике чаще встречается некая смешанная форма.

Что происходит, если ребенка не лечить в раннем возрасте? Он растет, у него развивается мускулатура и еще больше нарушается кровоток. Позвоночник становится нестабильным в «дырочках» шейных позвонков, где проходят сосуды, – это ведет к нарушению кровоснабжения головного мозга, ствола, шейного отдела.

Мозг ребенка очень пластичен, поэтому, чем раньше начато лечение, тем гарантированнее успех. Чем старше ребенок, тем сложнее добиваться положительных сдвигов. Считается, что логопед должен начинать работать с ребенком с пяти лет. Но если в основе речевых нарушений лежат неврологические проблемы, это уже поздно. Речевые проблемы могут возникать из-за пло­хого слуха, дефектов в строении нёба, языка, зубов, хотя чаще всего наблюдается сочетание с неврологически­ми проблемами. Каждый ребенок хотя бы раз в жизни, желательно в раннем детстве, должен быть хорошо об­следован неврологом.

Материал из книги И. О. Ефимова «proРечь: Новые пути и методы коррекции. Современная нейрофизиология речи и слуха».

Источник

Родители всегда с большим нетерпением ждут первые слова малыша. Развитие речи младенца начинается еще в первые месяцы его жизни, когда он еще не говорит, а произносит первые звуки. К 3 годам ребенок в норме должен иметь достаточно большой словарный запас и разговаривать предложениями. Однако бывают случаи, когда ребенок в 3 года не разговаривает, что вызывает серьезное беспокойство родителей и педагогов. Почему так бывает и какие есть причины такой ситуации, попробуем разобраться.

Причины почему ребенок не говорит в 3 года

Речевое развитие – важный показатель того, как развивается малыш. Если ребенок 3 лет не разговаривает, это вызывает серьезные волнения родителей: почему ребенок молчит? что делать?

Когда ребенок должен начать разговаривать: нормы

Оценивая речевое развитие ребенка раннего возраста, специалисты отмечают не только способность малыша произносить звуки и слова, но и его эмоционально-речевой отклик, т.е. восприятие ребенком обращенной к нему речи. Реагирует ли ребенок эмоционально на обращенную к нему речь взрослых.

1 год

На первом году жизни малыш общается со взрослыми при помощи крика и мимики. При помощи них малыш может сообщить маме о том, что он голоден, у него что-то болит или, наоборот показать радость и удовольствие, которое он испытывает, когда его потребности удовлетворены в полной мере.

Развитие речи в первые месяцы жизни начинается с возникновения первых вокализаций малыша обращенных ко взрослому. Малыш при помощи растянутых длинных звуков «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у» обращается к маме, как бы давая ей сигнал, о том, что сейчас он чувствует себя хорошо.

К возрасту 5 месяцев у ребенка появляется случайный лепет «на-на-на», «да-да-да». К 9 месяцам кроха осваивает первые простые слова «ба-ба», «ма-ма». Годовалый малыш в норме должен понимать до 20 слов, обращенных к нему и произносить 5-10 простых слов.

Нормы развития речи

На первом году жизни малыш общается с мамой при помощи звуков и мимики. При помощи лепета и выражения лица малыш может показать маме, чего он сейчас хочет.

2 года

В начале второго года жизни малыш имеет в активном словарном запасе около 15-20 слов и способен выполнить простую инструкцию взрослого: «Принеси мишку», «Дай мяч».

К полуторагодам ребенок способен выполнить уже двойную инструкцию взрослого: «Принеси куклу и положи ее в кроватку», «Возьми мяч и дай его мне».

К концу второго года жизни словарный запас малыша расширяется до 25 слов, он научается строить простые фразы, в его речи появляются первые глаголы: «иди», «бух». Пассивный словарный запас также расширяется, т.е. ребенок больше понимает обращенную к нему речь взрослых: показывает на предметах и картинках, те предметы и явления, которые ему уже известны.

3 года

Речевое развитие ребенка с 2 до 3 лет

В возрасте с 2 до 3 лет происходит активное развитие речи ребенка: расширяется активный словарный запас, появляются первые фразы.

В возрасте с 2 до 3 лет малыш осваивает гласные э, ы; согласные м, б, п, т, д, ф, в, к, т, х, понимает значение предлогов и обращенных к нему глаголов: «кто пришел?», «что под столом?».

В 2 с половиной годика предложения ребенка состоят из 3-4 слов. Он запоминает простые детские стишки и песенки, начинает понимать онтонимы «большой- маленький», «быстро-долго».

К трём годам в норме ребенок осваивает следующие речевые навыки:

  • Говорит более 250 слов.
  • Умеет составить небольшой рассказ по картинке, состоящий из 2-4 предложений.
  • Способен выполнить трехсложную инструкцию взрослого: «Возьми альбом, достань карандаши и садись за стол».
  • Знает и говорит свое имя, фамилию, возраст и пол.
  • Активно использует в речи глаголы, местоимения, предлоги.
  • Умеет составлять сложноподчиненные предложения.
  • Слушает сказки, способен понимать их суть, не рассматривая картинки книги.

К трем годам близкие малыша (мама, папа, сестра, брат, бабушка) полностью понимают его речь, посторонние люди примерно на 75%.

Почему ребенок не говорит: причины

Причины почему ребенок не говорит

Существует несколько категорий причин, почему ребенок не говорит в 3 года: физиологические, психологические, социальные.

Не всегда речевое развитие малыша идет согласно вышеперечисленным нормам и если это так на это существуют причины. Наблюдая за малышом важно понять, его развитие просто запаздывает, либо у него есть серьезные отклонения. Если ребенок 3 года не разговаривает и не произносит даже простые слова скорее всего речь идет о каком-то серьезном нарушении. Если же, его развитие просто запаздывает, такую ситуацию можно легко скорректировать при помощи занятий и упражнений.

Специалисты выделяют несколько групп причин того, почему ребенок не разговаривает в этом возрасте.

Физиологические причины

  1. Внутриутробная гипоксия (кислородное голодание), перенесенные инфекции матери, интоксикация лекарственными препаратами.
  2. Родовая травма, инфицирование во время родов.
  3. Недоношенность, а также течение других тяжелых заболеваний, которые могут тормозить речевое развитие.
  4. Наследственность, когда у кого-то из родственников есть серьезные речевые нарушения, либо они также поздно заговорили.
  5. Аномалии развития языка, губ, неба.
  6. Нарушения слуха: тугоухость, глухота.
  7. Психические заболевания (аутизм).

Психологические причины

  1. Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, скандалы родителей).
  2. Сильный стресс или испуг ребенка.
  3. Отсутствие эмоционального контакта между малышом и родителями.
  4. Недостаток общения крохи и его родителей.
  5. Гиперопека (ребенок плохо говорит, когда родители его излишне опекают, выполняя любую его прихоть).
  6. Насильственные попытки научить ребенка говорить.

Социальные причины:

  1. Неполная семья или отсутствие родителей.
  2. Асоциальное поведение родителей и близких людей.
  3. Неограниченный доступ ребенка к современным гаджетам: планшету, телефону, компьютеру, телевизору.

Речевые нарушения

Речевые нарушения

Патологии нервной системы, приводящие к речевому недоразвитию: дизартрия, афазия, моторная и сенсорная алалия.

Дизартрия

Дизартрия – нарушение речи, которое может быть вызвано различными заболеваниями нервной системы. Оно характеризуется недостаточной подвижностью органов речи малыша и как следствие, неразвитостью речи и затрудненным обучением чтению и письму.

Причины дизартрии:

  • Болезнь матери
  • Родовая травма
  • Гипоксия плода
  • Преждевременные роды
  • Травмы, опухоли головного мозга

Характерные черты патологии:

  1. Ребенок очень плохо говорит.
  2. У малыша нарушен ритм дыхания.
  3. Гнусавый голос.
  4. Слабый тонус лицевых мышц.
  5. Дрожащий язык и обильное слюнотечение.
  6. Нарушена крупная и мелкая моторика. Карапуз не умеет прыгать, стоять на одной ноге, плохо держит равновесие.

Афазия

Афазия – нарушение, при котором в три года может полностью не разговаривать, либо если ребёнок раньше говорил и друг резко замолчал.

Причины афазии:

  • Черепно-мозговые травмы
  • Восплалительные процессы головного мозга
  • Заболевания ЦНС
  • Соудистые заболевания

Моторная алалия

Моторная алалия – речевое нарушение, при котором ребенок может путать окончания слов, склонения по родам, а в тяжелых формах совсем не разговаривать.

Причины моторной алалии:

  • Родовые травмы
  • Повреждение зон коры головного мозга, которые отвечают за развитие речи
  • Внутриутробные инфекции.

Характерные черты патологии:

  1. Кроха понимает все, что ему говорят взрослые, но сам он не говорит.
  2. Малыш не владеет своим языком и губами.
  3. Гиперактивен или, наоборот, малоподвижен, неуклюж.
  4. Не идет на контактакт со взрослыми.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия – речевое нарушение, при котором ребенок не понимает обращенную к нему речь, или понимает только отдельные слова. Он не может понять суть всего предложения.

Характерные черты патологии:

  1. Низкий интеллект.
  2. Бессмысленное, бессвязное произнесение звуков и отдельны слов.
  3. Произнесение нескольких слов одним словом.

Что делать: обследования

Какие обследования пройти если ребенок не гововорит

Если ребенок не говорит необходимо обратится к специалистам: педиатру, неврологу, отоларингологу, логопеду, детскому психологу.

Если ребенку 3 года и у родителей есть подозрения на то, что причина отсутствия его речи кроется именно в физиологии, важно вовремя провести обследование ребенка и выявить патологии.

К каким специалистам обратится:

  • Педиатр: оценит общее состояние здоровье малыша и направит к более узким специалистам.
  • Невролог: определит патологию на основании анализа пренатального периода развития ребенка, оценит текущее состояние развития высших психических функций, назначит необходимые дополнительные обследовании ( МРТ, ЭЭГ, УЗДГ) и необходимое медикаментозное лечение.
  • Отоларинголог (ЛОР): проверит состояние слуха, проведет необходимые обследования (сделает аудиограмму, проверит подъязычную уздечку ).
  • Логопед: проведет тестирование и определит уровень речевого развития.
  • Психолог: исключит наличие психических отклонений, определит, если ребенок не разговаривает в 3 года, могут ли быть тому причиной психологические факторы, составит коррекционную программу занятий.

Что могут назначит врачи:

  1. Лекарственные препараты. Если ребенок в 3 года молчит или плохо говорит, невролог может назначит лекарства, питающие нейроны мозга и стимулирующие речевые зоны головного мозга ( кортексин, когитум, энцефабол, нейромультивит).
  2. Физиолечение (микротоковую рефлексотерапию,светолечение, иглорефлексотерапию).
  3. Логопедический массаж языка, губ, щек, мочек уха, ручек.
  4. Психокоррекционные занятия с нейропсихологом.

Мнение врачей

Ребенок не разговаривает - мнение Комаровского

Доктор Комаровский – известный детский врач рекомендует родителям больше проводить времени с ребенком, а также ограничить использование детьми планшетов и телефонов.

Доктор Комаровский считает, что далеко не всегда, если ребенок плохо говорит, следует бить тревогу. Евгений Олегович отмечает, что развитие речи каждого малыша индивидуально и во многом зависит от темперамента. Живые, эмоциональные дети начинают говорить раньше, спокойные, флегматичные – позже.

По мнению доктора, если у ребенка не отмечается каких-то явных отклонений, очень важно обеспечить ему благоприятную атмосферу в семье: больше общаться, проводить вместе время (гулять, играть), ограничить использование малышом гаджетов.

Работа родителей

Если врачи не выявили серьезных патологий речевого развития ребенка, родители могут самостоятельно организовать коррекционную работу и занятия, которые помогут ребенку в возраст 3 лет заговорить.

Что делать родителям если ребенок не говорит

Занятия, направленные на развитие речи малыша, включают развитие мелкой и крупной моторики, чтение и пересказ, артикуляционную гимнастику и массаж.

Рекомендации педагогов:

  1. Развивайте мелкую моторику малышу. Занимайтесь вместе с ним пальчиковой гимнастикой, рисуйте, лепите из пластилина и кинетического песка.
  2. Разучивайте детские стишки, потешки, скороговорки, песенки.
  3. Учите ребенка пересказывать и составлять рассказ по картинкам.
  4. Играйте с малышом в театрализованные игры (разыгрывание известных сказок, пальчиковый театр, театр теней).
  5. Выполняйте дыхательные упражнения.
  6. Развивайте артикуляционный аппарат при помощи гимнастики.
  7. Делайте общий и логопедический массаж.
  8. Используйте развивающие игрушки (сортеры, музыкальные инструменты, игрушки, стимулирующие сенсорное развитие).
  9. Больше общайтесь с ребенком, уделите внимание эмоциональному контакту с ним.
  10. Оградите малыша от стрессов.
  11. Стимулируйте общение крохи с другими сверстниками.
  12. Поощряйте любые попытки малыша говорить (новые звуки и слова), хвалите его за это.

Помните, любая ситуация поправима, не бойтесь обращаться к специалистам. Вовремя диагностированная патология корректируется намного легче и проще. Если серьезных патологий нет, коррекционная работа специалиста и занятия дома помогут разговорить молчуна и сравнять его развитие со сверстниками.

Источник