Ребенок не готов к школе развитие
Мой ребенок не готов к школе?
Наверное, каждый родитель, когда ребенок идет в первый класс, с надеждой думает, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».
Почему же такое может произойти?
Потому что дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь – это, прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная. Проводя опрос будущих первоклассников на тему: Почему ты хочешь идти в школу?
Оказалось, что часть детей хочет пойти в школу совсем не для того, чтобы учиться:
– В школе не надо будет спать днем.
– В школе на завтрак будут давать вкусные сырки.
– В школе у меня появятся новые друзья.
– Когда я пойду в школу, то меня будут отпускать ездить одну по городу.
Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа – это сплошной праздник, вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде.
Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Объясню, что это такое. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольки). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие – у них возникают конфликтные отношения с учительницей. Родители обеспокоены и не понимают в чем дело. Ведь они усиленно готовили ребенка к школе, иногда даже в нескольких подготовительных группах. Но дело в том, что в подготовительных к школе группах с детьми чаще всего проходят программу первого класса. Таким образом, для детей слабого уровня развития повторение материала в первом классе облегчает его усвоение. А для детей среднего и тем более хорошего уровня развития это повторение вызывает скуку, в результате чего пропадает интерес к учению.
Так что же, спросите вы, ребенка до школы не надо учить читать и считать? Конечно же, надо, но ни в коем случае
нельзя заставлять малыша, если он больше не хочет заниматься. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться.
Психологическая готовность
1. Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации.
У ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно, узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.
Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной
познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры.
Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес.
Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится.
2. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.
В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:
– не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
– не умеет работать по правилу;
– не умеет работать по образцу;
– нарушает дисциплину;
– могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня».
Развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка. Так, в основном не слушают учителя на уроках те дети, которым в школе не интересно и кому безразлично.
Самооценка школьника не должна быть завышенной. Если ребенок заявляет, что он “хороший”, его рисунок “самый лучший” (что типично для дошкольника), ему будет тяжело на занятиях в школе. Такие ребята, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Например, когда на уроке математики учитель зачитывает условие задачи: “Дети поехали за грибами. Маша нашла 4 гриба, а Витя на 2 гриба больше. Сколько грибов нашли дети?” 6-летние первоклассники, едва заслушав, сообщают: “А мы тоже ездили за грибами!” Кроме того, они включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам. Обладая завышенной самооценкой, они обижаются на замечания, жалуются, что уроки неинтересные, а учительница – плохая или злая.
То же самое относится к нарушению дисциплины. За последнее время увеличилось количество первоклассников, не справляющихся с работой по образцу. А именно на работу по образцу в основном опирается обучение в первом классе. С одной стороны, здесь проявляются все те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности. Из бесед с их родителями выяснилось, что они не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не выкладывали по образцу мозаику, не собирали конструкторы по заданным картинкам и просто никогда ничего не срисовывали.
Замечу, что распространенные сегодня игры – пазлы не всегда учат ребенка работать по образцу. Все зависит от того, как их собирать. Если сначала анализируется цветовая гамма рисунка, выделяется фон, осуществляется первичная группировка элементов, то такая работа способствует развитию умения работать с образцом. Но если картинка собирается методом проб и ошибок, то есть, если ребенок наугад пробует один за другим элементы, какой с каким состыкуется, то такой способ работы не приводит к умению работать с образцом.
Детей, не готовых к обучению, больше привлекает игра.
Интеллектуальная
неготовность к школе приводит к тому, что ученик не может понять учителя и выполнить его требования, отсюда – низкие оценки. А то, что не получается, ребенок делать не хочет. Иногда дети, обладающие богатым словарным запасом, речь которых изобилует “взрослыми” фразами, и которых считают вундеркиндами, недостаточно полно включаются в практическую деятельность, игры с другими детьми. Поэтому у них слабо развито образное мышление, что приводит к трудностям в учебе.
Источник
Здравствуйте, уважаемые родители первоклашек и подготовишек! Продолжаю беседы для родителей на школьные темы. Я-педагог-практик, поэтому из обилия программ, учебников, психологических тестов, различных развивающих тетрадей и методической литературы я выбираю самое подходящее для обучения детей и для исследования.
В далёкие 80 годы, когда я начинала учительствовать, психологов в школах не было, поэтому готовность к школе определяли сами учителя, кто хотел. (Учить-то надо всех, независимо от подготовки). Я хотела. И тестировала детей, как нас учили в институте. За лето и первые две недели выясняла подготовку детей.
Зачем мне это надо было? Да чтобы к каждому ребенку найти свой ключик, акцентировать возможности и развивать то,что западает, а также помочь родителям. Были единичные случаи, когда я рекомендовала повременить со школой на годик. И потом родители были мне очень благодарны за это.
Сейчас, насколько мне известно, степень готовности к школе определяет психолог на выходе из садика. Но не все дети ходят в детский сад. И не всегда мнение психолога совпадает с результатами учебы в 1 классе.
У моих знакомых девочка в 6 лет 8 месяцев в прошлом году пошла в школу по рекомендации психолога детского сада. Когда я с девочкой случайно побеседовала ( а за долгие годы практики мое сознание сразу сработало на тестирование), то родителям предложила оставить девочку в саду. Не готова она к школе. Родители сослались на психолога и отказались.. А первый вопрос был : Ты хочешь в школу?”. Ответ был “Нет”.
Результат после 1 класса оказался нулевым. Девочка только летом начала сливать слоги и читать короткие слова. Длинные не понимает пока. Под диктовку не пишет. Эмоционально зажата. Любое предложение попробовать позаниматься вызывает слёзы и истерику. При этом она явно не глупа. Интеллект в норме. Но как она будет учиться во 2 классе? Тут уже надо мастера-учителя и мудрейших родителей. И вот теперь ей уже точно нужна помощь психолога. ..
Итак, мы будем в первую очередь говорить о психологической готовности. Многие родители возмущаются тем, что якобы ребенок должен уметь читать к школе. Не должен. Мы научим. Но какой ценой, если он психологически не готов!
То, что ребенок читает по слогам к школе, и считает до 10 и обратно, ещё не гарантирует его хорошую учебу в дальнейшем. Хорошую учебу гарантируют ,прежде всего, любознательность, развитая логика, память, внимание, эмоциональное равновесие (не путать с низким эмоциональным фоном).
А первый вопрос, который я задаю детям, ( он, кстати, определяющий) такой:
1. Ты хочешь учиться в школе? Почему? Зачем тебе учиться?
2. Расскажи о себе. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Назови свой день рождения. Что любишь, умеешь, чем увлекаешься?
3. Расскажи о своей семье. Наводящие вопросы, если нет связного рассказа: маму зовут…Папу зовут…Мама работает… Папа работает… Кто еще живет с вами?
4. А где ты живешь? В какой стране? городе? Назови адрес.
5. А в какое время года начинают учиться? Назови по порядку времена года. А названия месяцев?
Это вопросы, относящиеся к общему развитию и пониманию себя в мире. Кто я такой? Где живу? Зачем мне учиться? Хочу ли я этого? Почему?
Следующая группа вопросов относится к учебным, накопленным уже, знаниям ребенка.
. Как самим узнать, готов ли ваш ребенок к школе?
Несколько тестов
1.Ты знаешь буквы? Назови и покажи некоторые.
2. Ты умеешь читать? Почитай мне слова, пожалуйста. А предложения?
3. До скольки ты умеешь считать? Посчитай, пожалуйста. А назад умеешь?
4. Далее маленькая задачка. Проверяем умение концентрировать внимание, удерживать в памяти несколько предложений, логически мыслить, складывать и вычитать.
На ветке сидели 3 птички. К ним прилетели ещё 2 птички. Сколько стало птичек?
5. Ты знаешь сказки? Кто тебе их читал? Какие это сказки? ( показываю картинки). Расскажи какую-нибудь.
Далее идут несколько заданий психологического характера.
1. Проверяется логика и прогнозируется в дальнейшем умение последовательно решать задачи.
Заранее собирается на скрепках из картона коробочка без крышки. Ребёнку даю лист бумаги , ножницы, клей и предлагаю сделать такую же . При этом говорю : “Делай, как можешь!” Ребёнок с высоким уровнем развития мыслительной деятельности развернёт коробочку, сделает на своем листке такие же прорези и соберёт коробочку, пусть даже и криво.
2. Даю лист А4. Делю его на 4 части карандашом .На каждой части ребенок выполняет задание. Проверяется общая психологическая готовность к школе или школьная зрелость.
- Нарисуй человека, как можешь. (простым карандашом )
- Срисуй или спиши фразу: “Он ел суп” (Фраза пишется родителем на другом листке письменными буквами безотрывно разборчиво, достаточно крупно)
- Нарисуй точно такой же домик. Старайся выполнить точь -в- точь. Затем спрашиваю, все ли правильно ты нарисовал? Исправь.
- Нарисуй точки как я. (На листке нарисована группа точек 9 по 3 в ряду и одна внизу под группой точек)
- Мы не будем подводить итоги скрупулёзно, по баллам. Но некоторые моменты по рисуночным тестам я напишу в следующий раз.
- Скажу только, что если вы увидите, что ваш ребенок не совсем готов к школе, не пугайтесь. Смело подходите к учителю или психологу школы и просите особого внимания, корректирующих занятий с психологом , дополнительного обследования.
- А я могу помочь рекомендациями и советами, как учиться. если слабая память, внимание, логика, как быстро научить ребенка читать считать. запоминать стихи и т. д.
- Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии. До новых встреч, удачи и счастья!
- Татьяна Гордиенко, учитель начальных классов высшей категории , с этого учебного года на заслуженном отдыхе.
Источник
Здравствуйте, ребенку 6 лет, готовлю его к школе, но у него нет интереса ни к письму, ни к чтению, говорит, что это скучно, приходится заставлять, чему я сама не рада, что делать?
Вы правильно волнуетесь и не хотите ребенка заставлять. В шесть лет многие дети не готовы к обучению по типу школьного (то есть по учебникам учиться писать, читать, считать).
Это связано с особенностями детского мозга и мотивации. В этом возрасте у многих детей недостаточно развиты центры мозга, которые отвечают за произвольную регуляцию поведения и внимания. Это значит, что он не может направить и удерживать свое внимание на том, что ему не интересно, а нужно взрослым. Не обладает еще такими возможностями. Потом сможет, как подрастет, а сейчас не может и не будет.
Мотивация шестилетних детей сконцентрирована на игре, а не на учебе. Причем игра, как ведущая, самая полезная деятельность для дошкольного возраста оказывает на ребенка наиболее благоприятное воздействие в плане развития нужных качеств характера, в том числе воли, целенаправленности, усидчивости. Чтобы развить эти качества, а это самое главное к началу школы, нужно не усаживать его за учебники (в надежде, что именно так усидчивость разовьется), а наоборот, позволить ему физически двигаться и играть с ровесниками, заниматься свободным творчеством.
Главное, что должно быть готовым к школе – готовность и желание учиться. Вы можете научить его читать и считать, и даже выучить таблицу умножения, но если при этом вы отобьете у него охоту учиться благодаря тому негативу, который сопровождал обучение, к школе ребенок будет фактически не готов. В младшей школе учатся больше не благодаря интеллектуальным данным, или приобретенным до школы знаниям, а благодаря характеру, волевым качествам, способности себя собрать и делать то, что нужно, а не то, что хочется. Большинство родителей детей, которые испытывают проблемы в школе, говорят одну и ту же фразу: «Способный, а учиться не хочет!».
Ребенка учить можно и нужно. Но, соблюдая условия дошкольного обучения:
– очень короткие периоды занятий (5-15 минут). Дошкольники держат внимание очень непродолжительное время, им нужна смена деятельности.
– игровая форма занятий.
Не надо показывать слоги в книге, они ему не интересны. Лучше написать на листах бумаги эти слоги и сыграть с ребенком в самолет, который будет «приземляться» по вашей команде то на «аэродром» с одним слогом, то с другим.
Не учите считать по книжкам, предложите складывать цифры на номерах машин, соревнуйтесь, относитесь к обучению творчески. Идеи выдумывать не нужно, интернет полон идеями, найдите игры, ребенок будет только рад.
В игре дети не только охотно примут участие, в игре же дети-дошкольники показывают наивысшие результаты обучения!
Играя, можно выучить ребенка очень многому, надо только быть включенным и не лениться.
– позитивный эмоциональный фон занятий. Занятия из – под палки для дошкольника – это столбовая дорога к проблемам в школе. Не питайте иллюзий, что впихнув в ребенка с треском какие – то знания, вы заложите основу его школьным успехам.
– обучение между делом. Дошкольнику не нужны специальные занятия, лучше всего он учится в процессе жизни. Играйте с ним, пишите коротенькие записки, читайте названия на улицах, предлагайте помочь посчитать сдачу. Чем меньше напряжения вокруг «подготовки к этой страшной ШКОЛЕ», тем лучше.
Есть, конечно, исключения из этого правила. Иногда родители никак не справляются с обучением, иногда у них банально нет времени. В. таком случае курсы и преподаватели могут помочь, но надо внимательно рассмотреть ту форму, в которой занимаются с детьми. Она должна быть творческой, игровой и не похожей на муштру.
О том, как подготовить ребенка к школе можно прочитать в книге “Воспитание ребенка от з до 6 лет: перезагрузка продолжается”
ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ПЕРВЫЙ КЛАСС ЖЕЛАТЕЛЬНО ПРОЙТИ ТЕСТИРОВАНИЕ У ПСИХОЛОГА ИЛИ ПОГОВОРИТЬ С ОПЫТНЫМ ПЕДАГОГОМ, КОТОРЫЙ ВАШЕГО РЕБЕНКА ЗНАЕТ.
Это, конечно, актуально, если есть в запасе хотя бы год и вы решаете, отдавать ли ребенка в школу сейчас или позже.
Если есть подозрения (а тем более прямые указания), что ребенок к школе не готов, лучше отложить начало обучения. Ошибкой было бы думать, что он «дозреет» уже находясь в школе. Наоборот, у него скорее всего начнутся трудности в адаптации. Лучше всего психические функции, которые необходимы для школьного обучения созревают у детей в игре.
(c)
Автор: Елизавета Филоненко – семейный психолог.
Источник
Источник