Ребенку 4 года не разговаривает со взрослыми

К практикующему семейному психологу часто обращаются родители, которые наблюдают, что их дети в возрасте 3-10 лет испытывают затруднения в общении со сверстниками: в детском саду, классе, какой-то тематической секции, просто в родном дворе. Проблема описывается стереотипно: «Хотя мой ребенок ходит в данную группу детского сада или данный класс уже год, у него/нее есть сложности с принятием в коллектив. Ребенок хочет, чтобы с ним/ней играли, но:
– стесняется сам/а попроситься к детям в игру;
– даже войдя в игру и долгое время играя с детьми, не умеет заводить с ними такие дружеские отношения, которые продолжаются длительное время;
– не хочет играть по правилам других детей, а другие дети отказываются играть по его правилам;
– пытаясь привлечь к себе других детей каким-то особенными игрушками (редкими, дорогими, престижными), сталкивается с тем, что другие дети относятся к нему явно потребительски: поиграли его/ее игрушками, затем утеряли интерес к их обладателю (или даже попытались их отобрать или присвоить);
– очень эмоционально переживает от того, что у него/нее нет постоянных друзей, расстраивается и даже плачет;
– не имея друзей среди сверстников, пытается общаться или с детьми младше (организуя их вокруг себя, манипулируя ими) или с детьми старше (подчиняясь им и становясь объектом манипуляций уже с их стороны), и т.д.
Чтобы помочь данному ребенку и его родителям, важно понимать:
Поведение ребенка до десяти лет на 70% определяется
его генетикой и поведением тех взрослых, с кем он в контакте.
Это уже после достижения десяти лет, на поведение ребенка может оказывать воздействие и его высокая-низкая начитанность и образованность, формирование собственного, глубоко личного мировоззрения, цели в жизни, влияние половых гормонов, влюбленности, среды конкретной школы или микрорайона, уникальный жизненный опыт и т.д. С ребенком – дошкольником, и школьником первых классов, все заметно проще. Тут работает принцип: «яблоко от яблони – недалеко укатится».
Трудности в общении ребенка 3-10 лет со сверстниками связаны
с особенностями его генетики и поведения его родственников.
Если говорить более конкретно, то наиболее типичными причинами возникновения трудностей в общении ребенка 3-10 лет со сверстниками за 100%, причинами этого явления обычно является следующее:
Тринадцать основных проблем в общении ребенка 3-10 лет в коллективе сверстников:
- Флегматичный или меланхоличный темперамент, или определенные психологические «изюминки», ребенку доставшийся от мамы-папы или дедушки-бабушки, которые в своей жизни (особенно – в юности) также всегда были явными одиночками, испытывали сложности в межличностном общении. Здесь важно понимать, что в основе общения и игры детей 4-10 лет является не интеллектуальная, а прежде всего двигательная активность. Отсюда, совершенно логично, приоритетом пользуются прежде всего те дети, что являются наиболее активными, смелыми, шумными, изобретательными и предприимчивыми. Остальные, вынужденно стоят в сторонке. Сюда же отношу и сохранение определенных странностей-особенностей у родителей уже во взрослом состоянии. Которые отражаются и на их детях. Например, в моей практике много ситуаций, когда родители-вегетарианцы запрещают своим детям питаться «как все» в их группе или классе. Разумеется, остальные дети не стремятся общаться с такими, по их мнению «странными» детьми. Или, когда родители запрещают, чтобы их дети вместе с другими детьми посещали медпункты (например, ставили прививки и проходили медосмотры), или по религиозным мотивам отказывались от какой-то общей деятельности группы или класса. Прошу, чтобы взрослые понимали:
Самоизоляция родителей от общества вокруг
почти всегда приводит к изоляции их детей от сверстников.
Взрослые своей самоизоляцией гордятся, а их дети – страдают.
- Слишком большой возраст мамы-папы, а также их друзей. Такие взрослые родители чересчур боятся за своего ребенка, поэтому он не готов к реальной жизни, он ее просто не знает. Так как родители в возрасте уже редко позволяют ребенку гулять на улице, редко сами гуляют с ним в новых для него местах, где возможно общение с новыми для него детьми, отсюда – проблемы с коммуникацией. У людей после сорока нередко все уже чересчур степенно и прилично, а кампании друзей уже либо нет вовсе, или в ней опять-таки все тихо-мирно. Не будучи морально готовым к детским глупостям и неожиданным обидам не за что, привычный к честности и рассудительности такой «маленький взрослый» в шоке от поведения своих товарищей по детскому саду или школе, а потому несовместим с ними.
- Отсутствие у ребенка «входного билета» в мир общения со сверстниками, то есть каких-то конкретных игрушек, гаджетов или аксессуаров, которые являются характерными элементами детского общения в данном детском коллективе. Не имея своей игрушки, являющейся престижной или обязательной ребенок не имеет возможности на равных обмениваться (как сказали бы экономисты – товарами и услугами) с другими детьми, а потому им попросту не интересен. Причем, в данном случае, необязательно, что семья ребенка – очень бедная. Просто родители по каким-то своим причинам (обычно – из-за нелепых воспитательных концепций, банальной скупости или алкоголизма) не считают нужным, чтобы ребенок соответствовал своему социальному окружению.
- Ребенок является одним в семье, родители очень его любят и выполняют все его прихоти, живя по его просьбам, командам и указаниям. Ребенок привыкает к только такому общению, где он заведомо является лидером и руководителем, не встречая для этого никакого сопротивления, часто – совершенно не имея тех лидерских качеств и навыков конкуренции, без которых невозможен настоящий лидер. Поэтому, привычно пытаясь навязывать свои правила игры и общения в группе, классе или дворе, такой ребенок неожиданно встречает непонятное для него (ведь я же – такой молодец!) сопротивление, а то и вообще полное игнорирование своих действий.
- С ребенком в принципе очень мало общаются взрослые: его родители, бабушки и дедушки, братья и сестры. Это происходит или потому, что все они очень много работают и технически не успевают этого делать (общаясь час-два в день и только формально), или они уже в возрасте от сорока и старше, а потому им уже физически трудно поддерживать необходимый для полноценного общения с ребенком высокий темп двигательной активности: бегать, прыгать, лазить и т.д.
- Ребенок психологически очень сильно зажат родителями или бабушками-дедушками. Его так сильно «завоспитывали», делая из него/нее «образцового ребенка», что он/а не в состоянии расслабиться с детьми, а обычные дети не могут играть с юным «замороженным» рафинированным интеллигентом.
- Ребенок, напротив, так дурно воспитан или имеет какие-то нюансы психического состояния, что окружающие дети откровенно боятся с ним/ней связываться.
- Ребенок стал жертвой психологически-тяжелой ситуации в семье. Если его родители или проживающие вместе с ними родственники регулярно кричат, ругаются, оскорбляют и бьют друг друга, это также может привести к забитости или, напротив, дерзкой расторможенности ребенка. Что может мешать их адаптации к коллективу.
- Нарушены поло-ролевые стереотипы в понимании ребенком мира. Например, если папа в семье зажат (пусть даже он и больше зарабатывает) более жесткой и волевой мамой, их маленький сын может быть склонен дружить именно с девочками, а не с мальчиками. Ведь какой смысл дружить с мальчиками, если главные – все равно девочки. Вот и нужно дружить с ними. Если же маленькая девочка активна по темпераменту, хочет играть с папой в динамичные игры, но ее папа подавлен мамой, запрещающей прятки-бегалки в маленькой или забитой ценными вещами квартире, девочка будет «пацанкой» и станет стремиться играть в коллективе с мальчиками. Особенно в том случае, если мама или крайне плохо выглядит и не следит за собой как женщина, или, напротив, вся только занимается собой, и у нее нет времени на общение с дочерью.
- Неполная семья, когда ребенок мало общается только с одной очень занятой мамой (работой, личной жизнью или пагубными зависимостями), или с бабушкой-дедушкой, которые в силу возрастных изменений в здоровье и психике уже не в состоянии обеспечить ребенку необходимый уровень активности и информации о мире.
- Слишком ранее, или, наоборот – слишком позднее (обычно – слишком ранее) попадание ребенка в детский сад или школу, когда развитие ребенка явно или отстает или опережает общий уровень развития других членов детского коллектива.
- Перевод ребенка из одной группы – в другую, из одного детского сада – в другой, из одного класса – в другой, из одной школы – в другую вопреки его настроению, с разрывом «по живому» его личных связей с имеющимися друзьями-подругами. Что и создает проблемы в общении с новым социумом.
- Плохое знание ребенком языка, на котором говорят члены его коллектива. В данном случае, важно активное освоение данного языка и соответствующей ему культуры самими его родителями. Если этого не произойдет, если в семье будет один мир, а в детском коллективе – все по-другому, конфликтов между детьми будет очень сложно избежать.
Обращаю внимание: Физические проблемы ребенка (с речью, двигательными функциями и т.д.) все реже создают для него трудности в общении. Так как соответствующий уровень медицинской, психологической и педагогической коррекции постепенно становится все лучше. Плюс, эти проблемы решаются и нахождением ребенка в специализированных дошкольных или учебных заведениях.
Это – самые типичные и распространенные причины. Имея их перед глазами, обладая взрослой разумностью и – самое главное – объективностью и самокритичностью, родители легко смогут выяснить те причины, что имеют отношению конкретно к их ребенку и им самим. Причем, чаще всего, обычно имеет место комплекс сразу из двух-трех причин.
Родители могут проявить творчество и даже без семейного или школьного психолога самостоятельно устранить те причины, что мешают их ребенку стать органичной частью своего детского коллектива, получить комфорт от общения со сверстниками. В том числе:
– Снабжать ребенка интересными игрушками и современными гаджетами на том уровне, что принят в его детском коллективе. Не экономить на ребенке и не создавать собственных психологически сомнительных педагогических концепций.
– Ежедневно играть с ним хотя бы по часу. Причем – именно играть, а не делать уроки, расспрашивать о его делах или кормить. Не бояться играть в активные и физически затратные игры дома, а также на улице.
– Чаще выходить в гости к таким семейным парам друзей, у которых также имеются дети близкого возраста, или звать их к себе в гости. А еще лучше – не просто сидеть за праздничными столами с едой-питьем, а совместно выезжать на природу, рыбалку-охоту, работать на даче, вместе ходить по магазинам, спортзалам, в кафе или кино, выезжать несколькими семьями в отпуск и т.д. Даже иногда брать ребенка с собой на работу. Чтобы ребенок видел живые примеры, как общаются между собой взрослые, и учился подражать им.
– В целом, стараться иметь среди друзей более молодые и физически активные семейные пары с детьми. Для которых имеющийся собственный ребенок пока не является приоритетом, соседствуя по своей значимости с ипотекой, карьерой, интересным досугом и т.д. И именно их спокойное, а не эмоционально-перегретое отношение к ребенку поможет вам (если вы – очень взрослые родители) выстроить педагогическое правильное, то есть разумно-среднее отношение к своему ребенку, поможет избежать опасным для него родительских педагогических крайностей.
– Чаще выходить семьей в общественные места, начиная от собственного двора, набережных, игровых площадок у школ, заканчивая детскими досуговыми центрами и пикниками на природе. При этом, в присутствии ребенка знакомясь с другими взрослыми, позитивно общаясь с ними и организуя совместную деятельность. Также всячески стимулируя его собственные знакомства с другими детьми, помогая ему в этом. Обучая его как угощать других детей вкусностями и делиться с ними игрушками, так и уметь постоять за себя корректным образом.
– Если вы не семья малообразованных гопников, алкоголиков или уголовников, исключить в вашей семье скандалы и конфликты, тем более – рукоприкладство. И не только в присутствии ребенка, но и вообще! Ведь ребенок всегда отлично ощущает психологическую ситуацию в общении своих родителей и родственников. Если в семье имеются серьезные проблемы в межличностном общении супругов – обратитесь для консультации к семейному психологу. И тогда вам не потребуется его помощь в коррекции поведения ребенка, вы не доведете его до самоизоляции от коллектива, депрессии или суицида.
– Если на ребенка плохо влияет кто-то из проживающих с вами родственников – найдите возможность жить отдельно от них. Если опасные педагогические перегибы характерны для кого-то из бабушек-дедушек или родных дядь-теть, под благовидным предлогом уменьшите это общение. Помните:
Любить ребенка и помочь ему успешно найти свое место в обществе
и в жизни в целом – к сожалению, эти понятия не всегда совпадают.
– Не спешить отдавать ребенка в те или иные группы детского сада или первый класс школы, если ребенок еще явно отстает от большинства детей в своем личностном психологическом развитии. Подчеркиваю, как психолог: не в интеллектуальном (тут обычно все в норме), а именно в личностном. Уже вполне умный, но бесхитростный ребенок, часто становится легкой добычей более взрослых детей (а даже полгода в возрасте 3-8 лет – это очень много), что создает ребенку дискомфорт.
– Не осуществлять смены привычного коллектива ребенка без наличия очень важных причин, просто по прихоти родителей, разумеется, желающих своему чаду «только самого лучшего».
– Имея свои глубокие личностные или мировоззренческие особенности, не стремится показывать их своему ребенку в раннем возрасте, тем более – не навязывать их ему. Особенно в том случае, если они не являются нормой для его коллектива, а родитель желает, чтобы ребенок был коллективом все-таки принят.
– По возможности, отдавать ребенка в такие спортивные секции, где имеет место именно групповая, а не индивидуальная работа. В этом смысле, футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, гандбол, регби, чарлидинг, синхронное плавание (и т.д.) всегда будут иметь приоритет над различными единоборствами и одичными видами спорта. Так как они не только создают характер, но и учат успешно адаптироваться к правилам жизни в коллективе, что затем помогает в реальной взрослой жизни.
В общем, вы сами видите: в понимании причин детских сложностей, нет ничего сложного! Если же вам потребуется помощь, всегда будут раз провести консультацию с вами, как с родителями и с вашим ребенком.
С уважением, Ваш семейный психолог, Андрей Зберовский
Контакты: www.zberovski.ru. : zberovskiy@mail.ru
Запись на личный прием и дистанционную консультацию
(телефон, вайбер, ватсап, скайп): +7 902 990 5168, +7 926 633 5200.
Источник
И моя не здоровается. Воспитатель билась, билась, не добилась. Хотя отношения с воспитателем хорошие.
Я сколько не внушала про правила хороше тона… без толку.
7 лет нашей девочке
Ох, мне видимо тоже тогда надо создавать тему, но от противного: ” Мой сын со всеми знакомится, здоровается, спрашивает как дела и т.д.”
Автор, это особенности характера. Не акцентируйте на этом внимание ребенка постоянно, затюкаете и хуже только сделаете.
да именно так: подождите она освоится и ничего в этом такого нет.
У меня тоже был такой мальчик лет до 10 наверно. Никогда не принуждала общаться. Сейчас он больше всего на свете любит мои компашки трындеть с людьми старше его.
С ровестниками проблем никогда не было. А маленький вот такой, диковатый был
Улыбайтесь, это всех раздражает. Голос пенсии.
аноним автор темы:
Вооот. Очень “приятно” слышать, что твой ребенок “дикий”.
я обозначила свою позицию к ситуации.
При чем здесь ребенок? Зачем Вы на него примерили это слово?
аноним:
я обозначила свою позицию к ситуации.
При чем здесь ребенок? Зачем Вы на него примерили это слово?
Ну, или ребенок ведет себя так, что окружающим это кажется дико. Какая разница? Суть одна.
аноним,
как раз сейчас Вам надо над этим работать, чтобы в 7 проблемы такой не было.
Ну дак МЫ и работаем :blush:
Как можем….не одни такие слава богу.
Нарисуй мне небо, нарисуй мне дождь…..
Многие дети не любят панибратства взрослых и излишнего внимания.
Представьте себя на месте ребёнка: подходит посторонний малознакомый человек и сразу пристаёт с вопросами, называет по имени. Как будто лучший друг и ровесник.
Естественно, ребёнок напрягается. Как дистанцию сохранить – не знает. Взрослого нахала на место не поставить. Вот и остаётся защита молчанием.
Не надо заставлять ребёнка здороваться. Здоровайтесь сами, и ребёнок постепенно начнёт.
А дома ему можно объяснить, что ритуал приветствия необходим, в нашем обществе так принято. Человек, который здоровается, производит благоприятное впечатление.
Человек: “Я царь природы!”. Природа: “На, тебе, царь, корону!”.
У меня два сына: старший 9 лет, очень стеснительный, он первым боится поздороваться со взрослым, сначала ищет взгляда, но если увидел что его заметили, то здоровается очень сердечно. Младший: 4 года, человек настроения, если настроения нет то и здороваться не будет, зато в хорошем настроении не только здоровается, но и за секунду успевает рассказать про семейные дела, даже если этого не хочешь ( например, консьержке сегодня: ” здравствуйте, а у нас папа заболел, он сегодня сморкался и сопли у него зеленые”) так что не знаю что лучше…
Я в детстве тоже была стеснительной, просто не могла сказать здрасте соседям, гостям, стеснялась ребят на площадке. Было жутко обидно слышать про мою невоспитанность. Мама слала всех лесом, как то поддерживала меня, что если стесняюсь сегодня, то завтра может пройдет это))
Вполне успешна я сейчассей и в карьерном плане, и в личном. Хотя до сих пор бывают очкую в большом коллективе и боюсь приходить последней куда-то, когда все будут пялится на опаздавшего.
Взрослые тоже разные, многие нарушают личное пространство (у ребенка оно тоже есть), лезут как специально, со своими “дай пять”, “а почему ты не здороваешься?!” и пр. Когда взрослые адекватные и терпимые к детям,без ярлыков и комментариев действий, то и ребенок внутри успокаивается,чувствует безопасность и может вести себя как обычно. Не давите.
У меня двое, первое время после переезда на новое местожительства ни с кем не здоровались, но я и отец делаем это регулярно,сейчас уже оба ребенка беседы ведут с соседями. Но мне никогда не было не удобно или стыдно за своих детей.
Странное определение…
Моя 4-хлетка тоже не здоровается. Она вообще с незнакомыми взрослыми не разговаривает. И толпу не любит. Ей не нравится, когда её трогают незнакомые (хоть дети, хоть взрослые). В 2-хлетнем возрасте просто визг поднимала по этому поводу, сейчас возмущается фразами типа “отойди”, “не трогай меня”.
Проблем с речью нет у неё. В 1г8м предложениями заговорила. Дома не знаем как заставить помолчать хоть иногда. Она у нас как радио, если обстановка комфортная. На новогоднем утреннике в театре в присутствии почти сотни людей в зале дочь запросто рассказала стих Деду Морозу, потому что её никто не трогал руками и не приставал с вопросами.
Ставить ребёнку диагнозы или искать изъяны в воспитании не собираюсь. Вот такой у меня ребёнок. Естественно, буду продолжать учить вежливости, принятой в обществе. Не знаю в каком возрасте она сможет через себя перешагнуть, чтобы для неё банальное приветствие перестало быть проблемой.
Сына, кстати, приучала аналогично. Он хоть и скромничает с незнакомыми по сей день, но здоровается (ему 7).
Помню себя в детстве: если ко мне кто-то из детей подходил с вопросом “как тебя зовут?”, я отворачивалась и делала вид, что не слышала. Предпочитала играть сама по себе, нежели с незнакомцем.
При переводе из одной школы в другую во втором классе учительница еле вытащила из меня ответы на вопросы на собеседовании. Я не шла на контакт.
vulpes pilum mutat, non mores
аноним ,
Вам что более важно, что окружающие думают о вашем ребенке или что вы думаете? Как прекрасно умеют взрослые одевать социальные роли и маски на себя и как непосредственны дети. Но нет же мы их заставляем соответствовать общепринятым рамкам, терпеть касания других людей к себе – “дай пять” и т.д. отпустите реально ситуацию. Если вы сами везде и со всеми здороваетесь, рано или поздно дочь тоже начнет. Но если будете давить или она будет чувствовать как маме за нее стыдно, то будет либо протест, либо комплексы и неуверенность в себе.
аноним автор темы:
Очень “приятно” слышать, что твой ребенок “дикий”
Точно-точно надо с этими людьми быть воспитанными?:)
а не заступаться за стеснительное дите, которое непременно обзовут?
аноним автор темы:
Ну, или ребенок ведет себя так, что окружающим это кажется дико
Казаться может все, что угодно. А обзывать чужого ребенка
диким…
так и хочется написать-оте….сь. Забанят, ох, забанят :gy:
аноним ,
Пед.запущенность или аутичные черты?
:scratch: ээ..как то видимо я одна ничего хорошего и нормального в этом не вижу.
7 лет-вполне себе возраст уметь быть вежливым. Не потому, что хочется или нет, а потому что так надо, так принято в обществе, чтобы и к тебе относились аналогично вежливо. А тем более, ответ на приветствие взрослого, это как бы должно быть само собой разумеющееся.
Что делать в вашем случае- не знаю. Наверное объяснять, напоминать, тренироваться … Я тоже в детстве была жутко стеснительной, но дежурное “Здраствуйте” не забывала никогда.
Аноним:
ничего хорошего и нормального
да, нет в этом хорошего.
и не надо заставлять стеснительного ребенка быть во всем хорошим. у него и так критичность к себе повышена.
не доводите до логоневроза.
Аноним,
Родители не видят проблем, взрослые, которые раздают советы тоже до сих пор не видят проблем, значит это не наши проблемы :gy: У меня племянница такая, так это развод родителей и одиночество уже в такие годы, дальше лучше не будет. Потом удивляются, а что это никто не женится или почему это она тирана терпит? Не здоровается – это следствие, надо искать причину.
У меня ребенок таким был пока в садик не пошел. У нас там воспитатели чудесные, ребенок раскрепостился и стал более открытым миру. Все знакомые замечают перемену, которая произошла с ребенком. Естественно, в обычном муниципальном садике таких результатов не получить. Там если еще больше не искалечат, то слава богу.
Анонимы как всегда жгут. Нездоровающемуся ребенку уже всю жизнь расписали, вплоть до терпения мужа-тирана :crazy:
Аноним:
Здраствуйте” не забывала никогда.
А с чего вы решили, что у нездоровающихся детей проблемы с памятью? Они все помнят и знают.
Автор, если вас лично напрчгает это, попробуйте к психологу на занятия походить. или еще любят советовать театральный кружок для раскрепощения. Ну или сами успокойтесь на эту тему, и отпустите ситуацию 🙂
Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов
Tigrа,
Вот такие советчики, хуже анонимов 🙁
аноним:
Вот такие советчики, хуже анонимов
хуже анонимов нет ничего. Уже с раннего утра сегодня они обзывали женщин дурами(цитирую-бабы-дуры) :gy:
.Зависеть от мнения посторонних в вашем возрасте, как минимум ,странно,а тем более заставлять ребенка ориентироваться на вашу пониженную самооценку.Слушайте своего ребенка,он как это все объясняет,если ему захочется поговорить с вами после ваших нотаций.От этого и отталкивайтесь.
Gingel,
Ситуация.
Стоят взрослые и дети, видят взрослую девочку-школьницу и говорят ей: “Здравствуй, Маша!”….а в ответ тишина …Сейчас и так сложно выстраивать отношения, а тут уже сразу штамп будет и сложно второй раз создавать первое впечатление. Это не карапуз, которому будут коза-коза сюсюкать. Есть о чём подумать?
Источник