Ребенку 1 год левша
07 июня 2018
Аверьянова Света
Дети-левши обладают отличным музыкальным слухом, проявляют уникальные способности к решению нестандартных задач, тянутся к разным видам изобразительного искусства, но развитие речи иногда задерживается. Родители опасаются, не опасно ли быть левшой в современном мире, не скажется ли это на обучении в садике и школе.
Даже в наш прогрессивный век письмо левой рукой все еще вызывает эмоциональный отклик в обществе. Как поступать родителям с необычным ребенком, нужно ли переучивать левшу и чего с ним делать нельзя? На эти вопросы наука давно нашла ответы.
Причины рождения левшей
От 7 до 17% населения – левши. Это значит, что примерно каждый седьмой малыш рождается правополушарным. И в этом нет патологии или отклонения от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди.
Это интересно! Феномен встречается и у других видов. Собаки-левши, например, с бОльшим удовольствием осваивают цирковые трюки и поисковую работу, нежели общий курс дрессировки.
За латеральность отвечает головной мозг. Полушария большого мозга управляют телом крест-на-крест: за функции левой половины тела отвечает правое полушарие. Отсюда и синоним – правополушарность.
Это полушарие мозга отвечает за креативность, образность и спонтанность. Тогда как преобладающее у большинства людей левое полушарие наделяет их логикой, последовательностью и аналитическими способностями.
От чего зависит появление леворуких малышей, пока точно не определили. Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:
- До рождения: генетический фактор.
Правополушарность заложена в ДНК, и уже в момент зачатия будущий ребенок – левша.
- При рождении: травматический фактор. Компенсация последствий левополушарных родовых травм приводит к активному развитию правой стороны.
- После рождения: фактор среды. Здесь могут быть подражание, вынужденность, переученность, травмы правой руки.
Левшество и леворукость
Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.
Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция.
Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.
Это интересно! Предпочтение правой или левой руки для письма – не абсолютный признак. Писать правополушарный человек может и правой рукой, а вот для других видов деятельности выбирает именно левую.
Как определить левша или правша ребенок
Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями.
Этот феномен носит имя амбидекстрия.
Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.
Но как определить, какая рука у малыша ведущая? Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:
- перемещает подвижную игрушку;
- складывает пирамидку;
- указывает на что-то;
- собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
- держит столовый прибор;
- чистит зубы;
- откручивает крышечки;
- подметает или вытирает поверхность;
- расчесывается;
- рисует и пишет.
Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.
Для справки! Доктор Комаровский советует тестировать левшество по признакам левоногости, функциям зрения и слуха. Скрытого левшу помогают выявить функциональные пробы.
Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:
- Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
- Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
- Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение.
- Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче.
Способы решения задач незаурядны.
- Хороший слух, близкий к абсолютному. Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
- Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх – низ».
- Художественный вкус, чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
- Эмоциональность выше и развивается активнее.
Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга. Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:
- подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
- выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
- стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
- значительное отставание в развитии речи и психических функций;
- различные формы дислексии у детей старше 4 лет.
Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.
Нужно ли переучивать
Окружающие всегда задевают главный родительский нерв: надо во что бы то ни стало учить ребенка писать правой рукой! Будет ли ребенку удобно жить в мире правшей, зависит от того, как родители отнесутся к нормальной особенности своего чада.
Нет ничего дурного в том, чтобы держать столовые приборы или письменные принадлежности в другой руке.
Если ребенок вырастет с уверенностью, что он такой же, как все, у него не возникнет трудностей в спорте, быту или вождении автомобиля. Он не будет испытывать дискомфорт от того, что кушает или пишет левой рукой.
Важно! Современный взгляд на леворукость таков: если начать переучивать истинного левшу, то это нарушит психологическое равновесие ребенка.
Давление праворуких правил требует от ребенка больших психических сил, которые он мог бы потратить более эффективно – на адаптацию к окружающему миру.
Важно последовательно формировать у ребенка уверенность в себе. Он не должен стесняться своей уникальности. Помогите ему осознать возможности и полностью приспособиться к жизни. Вскоре он увидит, что более успешен в том, что другим дается со скрипом.
В большинстве случаев природа мудрее, и переучивать левшу как минимум некорректно:
- Организм генетического левши изначально устроен так, чтобы работать зеркально. Переучивание приведет к появлению неврозов и навязчивых состояний у ребенка, который и без того живет по не совсем обычным правилам.
- Переучивание компенсаторного левши – вторжение в естественный процесс реабилитации и адаптации психики и физиологии маленького человечка, который родился генетически праворуким. Он вынужден прикладывать усилия, чтобы достичь комфорта после травмы. Зачем же идти против этого?
Восстановление функций левой части мозга в случае травмы требует не перекладывания карандаша в другую руку, а целого комплекса мероприятий.
Если генетически праворукий ребенок стремится действовать левой рукой и успешен в этом, пусть действует. Такая тренировка помогает открывать небывалые возможности мозга. Левополушарные дети, владеющие левой рукой, более успешны в спорте и школьном обучении, их умственные и физические способности универсальны.
Последствиями переучивания левши могут быть:
- невротического характера энурез;
- двигательные расстройства;
- нарушения сна;
- утомляемость;
- тики;
- сбои аппетита и пищеварения;
- заикание;
- низкая адаптация;
- нарушения внимания и памяти;
- снижение воли;
- колебания веса;
- головокружения и боль;
- нарушения эмоциональности.
Это лишь часть возможных последствий того, что родители и педагоги попытаются подогнать ребенка-левшу под общепринятые стандарты. А, как оказывается, этого делать нельзя, так как переученный ребёнок более подвержен развитию разных патологий.
Посмотрите сюжет, в котором подробно и интересно рассказывается об особенностях развития ребенка-левши.
Особенности воспитания
Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:
- Предупреждать об особенности всех специалистов, работающих с малышом. Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не подчёркивая особенностей малыша и не выделяя его в коллективе.
- Следить, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка.
- Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму. Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой.
- Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения. Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.
- Быть лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.
Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:
- указаний на леворукость в негативном смысле;
- упреков в ленивости и медлительности;
- выражения гнева;
- крика, замечаний, наказаний, нотаций.
Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.
Обучение письму и чтению
В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником.
На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.
Важно! Не следует отдавать ребенка в спецгруппу или водить на индивидуальные занятия. Самый важный навык – умение общаться и учиться с праворукими детьми на равных, а вовсе не красиво писать.
- Если парты в классе не персональные, то предпочтительна рассадка на левую сторону.
- При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон, прерывистое начертание знаков, искажение почерка.
- Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования.
- Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы.
- Лояльно относитесь к ошибкам и путанице между Э и С, Я и R – важный фактор успешного освоения письма.
При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.
Развитие двигательных навыков
Как и в овладении чтением, лучше разбить двигательный навык на последовательность простых действий. Когда каждое из них будет освоено, останется лишь соединить их. Начните с освоения бытовых навыков, например ножниц. В спортивных тренировках можно использовать наглядные изображения, последовательные фото, видеоролики.
Развитие творческих способностей
При всей креативности мышления левшам не хватает умения прорабатывать детали. Они склонны воспринимать цельный образ или выхватывать какую-то значимую часть из контекста. Типичная поделка из пластилина у такого ребенка обладает очень простыми формами, но очень ярким характером.
Неправильно было бы говорить малышу, что его творчество какое-то не такое. Он – художник, он так видит. Но вот подводить научную основу под живопись или архитектуру – необходимо.
Советы родителям
Не стремитесь считать чадо особенным. Не сравнивайте его с другими. Гораздо лучше, если дошкольник будет здраво относиться к своим характеристикам и научится адекватно оценивать прогресс в учении. Как этого добиться:
- дать ребенку понять, что вы на его стороне и никому не позволите вторгаться в его личное пространство и изменять его;
- сравнивать не с другими, а с ним самим в прошлом: что стало лучше;
- разъяснять преимущества и недостатки владения правой или левой рукой;
- упражнять навыки мелкой и крупной моторики, развивать личные способности и таланты, а не пытаться «догнать» правшей;
- обучать навыкам в конкретных ситуациях;
- вовремя поощрять, не предъявляя слишком высоких требований;
- организовать удобное рабочее место и личное пространство, это в равной степени важно для мальчика и для девочки, лучше всего – отдельная комната, где царит мир детской фантазии;
- оставаться чутким воспитателем всегда, проявлять доброжелательность и участие.
Каждая рекомендация имеет смысл. Малыша нужно последовательно приучать к порядку и рациональности. Это отнимает у родителей много энергии, но результат того стоит. Характерная особенность взрослого левши – упорядоченность в сочетании с уникальными творческими способностями.
Великие и известные люди
Для повышения самооценки у ребенка приводите в пример известных людей, обладавших той же особенностью. Чтобы улучшить достижения в определенной области, выбирайте соответствующих великих личностей. Например, для малыша-музыканта лучшим примером послужит Бетховен или Бах, а юного шахматиста вдохновит Эйнштейн.
Среди великих правополушарных имен можно найти кого угодно: президентов и правителей (Билл Клинтон, Юлий Цезарь, Александр Македонский), ученых (да Винчи, Иван Петрович Павлов), художников (Микеланджело, Пикассо).
13 удивительных фактов о левшах
Хотите еще немного поддержать своего ребенка? Используйте факты о левшах как бы между прочим. Вот несколько примеров:
- Хоть мы и говорим о генетическом факторе, существование гена леворукости пока не подтверждено, как и сцепленность этого гена с полом. Но среди мужчин левшей больше.
- Сын отца-левши имеет больше шансов оказаться таким же правополушарным, в отличие от дочери.
- Существует культурная зависимость. Например, в Америке и Великобритании леворукость распространена шире, чем в России.
- Левши метают копья не хуже правшей, есть даже раздельно зафиксированные мировые рекорды.
- В Древнем Риме рабов-левшей считали скидочным товаром.
- Все попугаи какаду – леволапые. Гориллы делятся на левшей и правшей поровну.
- Праздник – День левшей – отмечают 13 августа.
- Улитки наращивают раковину с правым или левым направлением. Левосторонних намного меньше.
- Если сложить пальцы в замок, то можно определить свою латеральность. У левшей большой палец левой руки оказывается сверху. Статистика этого теста не одинакова для разных частей света.
- Примерно четверть людей путает направления вправо и влево.
- Мужчины-левши лучше запоминают лица, чем праворукие.
- Почти каждый левша может освоить владение двумя руками одновременно, тогда как правши к этому не способны.
- Левши имеют преимущество в спортивных состязаниях по боксу, теннису, бадминтону и фехтованию.
Воспитывать правополушарного малыша сложнее, отчего и интереснее. Он развивается по своей индивидуальной программе и всегда остается загадкой для родителей и педагогов. Специфика воспитания, обучения и ежедневного общения с ребенком-левшой сводится в итоге лишь к пониманию того, что его особенность – не патология, не заболевание и не отклонение.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/rebenok_levsha.html
Если вам понравилась статья – поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Источник
24 апреля 2012
Когда в семье появляется малыш, мама не задумывается о том, правша он или левша. И действительно, ведь в младенчестве здоровые дети растут и развиваются одинаково, ничем не отличаясь друг от друга. Но постепенно с взрослением малыша родители начинают понимать, что их ребенок не совсем такой, как все дети – они замечают, что их малыш – левша. Некоторые родители хватаются за голову, считая леворукость чуть ли не приговором на всю жизнь. Но такая реакция взрослых связана, как правило, с незнанием, кто такие левши, в чем их особенности и так ли это плохо на самом деле. Если вы заметили, что ваш малыш – левша, то не стоит паниковать и расстраиваться. Во многом леворукость – это не наказание, а подарок судьбы, главное знать природу этого явления, особенности воспитания, развития и обучения леворуких детей, не превращать это в комплекс и тогда ваш малыш-левша будет счастливым и умным ребенком.
Загадка леворукости
Однозначного ответа на данный вопрос специалисты не дают, их мнения расходятся. Ряд ученых утверждает, что леворукость можно заметить уже в два-три месяца. Другие специалисты считают, что доминантность той или иной руки полностью сформирована лишь к четырем-пяти годам. В два-три года большинство детей одинаково «управляются» как левой, так и правой рукой. Они в таком возрасте могут держать ложку, карандаш то в правой, то в левой руке – все зависит от его настроения и желания в конкретный момент. Если вы замечаете, что ваш малыш может работать и одной, и другой рукой, то это означает, что в головном мозге еще не сформировалась доминантность одного из полушарий. Но с уверенностью можно сказать, что в пять лет родители уже должны четко знать, левша или правша их ребенок, потому что с этого возраста начинается подготовка к школе, которая включает в себя развитие мелкой моторики – пальчиков, и право- и леворукость играют в этом далеко не самую последнюю роль. Когда ваш ребенок придет в первый класс, и учитель не будет знать, какая рука у ребенка ведущая, то это может привести к серьезным проблемам с письмом и вообще с обучением в целом.
Как определить, ребенок – левша или правша?
Когда ваш кроха еще совсем маленький, то самый лучший способ для определения право- или леворукости – это наблюдение. Когда ваш малыш кушает, рисует, играет и так далее, смотрите, какой рукой он выполняет эти действия. Когда ваш ребенок станет немного постарше, то с ним можно выполнить несколько заданий в игровой форме, которые и позволят окончательно определить доминирующую руку у малыша.
• Игра в мяч. Мяч можно заменить мягкой игрушкой или другим легким предметом.
• Возьмите два шнурка средней толщины и не туго их завяжите. Попросите малыша, чтобы он их развязал.
• Возьмите несколько спичечных коробков, уберите из них спички и в каждый коробок положите по разному предмету: монетку, бусинку, конфетку и другие. Называйте малышу предмет, который он должен найти, открывая каждую коробочку.
• Возьмите небольшую бутылочку или баночку с закручивающейся крышечкой и попросите малыша ее открыть. Крышка должна быть закручена лишь слегка, чтобы малыш не прикладывал усилия при открывании.
• Постройте дом из брусков конструктора.
• Попросите малыша вам помочь вытереть со стола пыль влажной тряпочкой.
• Попросите малыша собрать разбросанные игрушки и другие вещи.
В то время, как ваш малыш выполняет эти задания, наблюдайте, какой рукой он больше работает, то есть какой собирает игрушки, открывает крышки, кидает мяч и так далее. Но для того, чтобы точно определить доминирующую руку, выполнить один раз эти задания недостаточно. Можно даже завести тетрадку, в которой вы будете записывать результаты и наблюдения. Если в итоге окажется, что явно преобладает левая рука, то есть правая рука практически не задействуется или задействуется как вспомогательная.
Реальные факты о левшах
Ряд проведенных научных исследований практически, а не теоретически показали, что:
• Интеллектуальное развитие леворуких детей ничем не отличается от интеллектуального развития праворуких детей, причем в ходе исследования многие левши показывали более высокий результат.
• В стрессовых ситуациях леворукие дети проявляют большую деликатность и менее подвержены негативному влиянию стресса, у них лучше получается сохранять самообладание и спокойствие, при этом не теряя оптимистичный настрой. А это очень актуально в нашем современном мире, когда каждый день человеку приходится переживать множество стрессов.
• В затруднительных ситуациях левши быстрее находят путь решения проблемы, чем праворукие дети.
Необходимо ли переучивать ребенка-левшу?
Ни в коем случае заниматься этим нельзя, ведь тем самым вы пытаетесь обмануть природу – а делать это бесполезно и крайне не рекомендуется, иначе последствия для малыша могут быть очень печальными. Если вы станете переучивать леворукого ребенка, то это значит, что вы пытаетесь перестроить и изменить работу его головного мозга. При переучивании психика малыша становится все более неустойчивой, и чем настойчивее вы это будете делать, тем нервознее будет становиться ребенок. Кроме этого, переучивание левши грозит неуспеваемостью в школе, отставанием в физическом развитии, нарушением речи и мыслительных процессов. У переученных леворуких детей нарушается сон и аппетит, возможен энурез – недержание мочи, заикание, проблемы с пищеварительной системой и другие весьма неприятные последствия. Таким образом, на вопрос, переучивать ребенка-левшу или нет, можно дать однозначный ответ, что нет, этого делать ни в коем случае нельзя. Потому что тем самым меняется не просто перекладывание ложки, ручки и других предметов из левой руки в правую, а работа полушарий головного мозга.
Если ваш леворукий ребенок пришел в первый класс, и вы замечаете, что педагог ему снижает оценки за каллиграфию при письме, то это неправомерно. Подобная ситуация оговаривается в методических рекомендациях Министерства здравоохранения от 1985 года, которые до настоящего времени никто не отменял. В этом же документе говорится о запрете в переучивании леворуких детей и снижении требований при оценке каллиграфии почерка ребенка-левши. Согласно данным методическим рекомендациям, у леворуких школьников допускается вертикальное написание букв и их наклон влево. Таким образом, именно от родителей во многом зависит по какому пути пойдет развитие леворукого ребенка: он будет нормально развиваться с леворукостью или станет переученным праворуким невротиком, с комплексами, заболеваниями и с психическими расстройствами.
Советы родителям ребенка-левши
1. Не переучивайте левшу сами и не давайте это делать другим. Перед тем, как ваш ребенок пойдет в первый класс, поговорите с учителем, чтобы он был в курсе и помогал вам в воспитании и обучении ребенка-левши.
2. Если ваш ребенок чрезмерно эмоционален и в чем-то неаккуратен, то не кричите и не наказывайте его за это. Помните, что в этом виноват не он сам, а особенность его головного мозга, вследствие которой, он, например, может расплакаться и эмоционального переживать за героев мультфильма.
3. Левши – творческие дети и их фантазия просто безгранично. Не смейтесь над его небылицами, которые он может рассказывать вам взахлеб. Например, что ночью он был на Марсе, на прогулке в детском саду виделся с загадочным животным и так далее.
4. Помните, левша мыслит и запоминает образами, поэтому во время обучения для лучшего запоминания используйте картинки и другие наглядные пособия.
5. Ребенка-левшу не рекомендуется отдавать в кружки и другие детские объединения, где большое количество детей. Это связано с тем, что леворукие дети с трудом подчиняются жестким правилам.
6. Как можно раньше научите ребенка-левшу правильно держать ручку – так, как это необходимо именно леворукому ребенку. Воспользуйтесь специальными прописями для левшей.
7. Не перегружайте ребенка домашними делами и занятиями, но при этом следите, чтобы он не болтался просто так. Ребенок-левша очень ранимый и чувствительный, старайтесь не кричать и не наказывать его, выберите другую тактику воспитания, способную привести к желаемому результату. Если вам это затруднительно, не бойтесь обращаться к детским психологам за помощью и консультацией.
Источник