Развитие второй сигнальной системы у ребенка

Формирование в коре большого мозга временных связей первой сигнальной системы у ребенка, родившегося в срок, начинается уже через несколько дней после рождения. В 7—10-дневном возрасте могут быть выработаны первые условные рефлексы. При переводе ребенка на кормление грудью появляются сосательные движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. К концу 1-го месяца могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на 2-м месяце — на световые сигналы. Скорость образования условных рефлексов быстро возрастает в течение первых месяцев жизни. Так, в возрасте 1 мес необходимо произвести много сочетаний условного и безусловного раздражений для выработки условного рефлекса; в 2—4 мес для этого . достаточно нескольких сочетаний. Условное торможение вырабатывается у ребенка позже — на 2—4-м месяце; при этом разные формы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает дифференцировочное торможение, позднее — запаздыватель-ное. По мере развития ребенка различные виды условного торможения вырабатываются все быстрее.

Первые признаки развития второй сигнальной системы появляются у ребенка во второй половине 1-го года жизни. Для формирования свйзей второй сигнальной системы необходимо сочетание словесного обозначения предметов, явлений и людей, с конкретными их образами. Если многократно называть и показывать какого-либо человека или предмет, то при соответствующем слове у ребенка на него появляется реакция. После того как развивается узнавание некоторых слов, ребенок постепенно учится сам называть предметы. Позже ребенок начинает пользоваться тем запасом слов, которым он располагает, для воздействия на других людей. Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, он многократно называет ее все более требовательным голосом, пока она ему не будет дана. Здесь вторая сигнальная система достигает той степени развития, когда она начинает служить средством активного общения ребенка с другими людьми. Развитие речи — это трудная задача. Она требует координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока эта координация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слова неправильно. Облегчить формирование речи можно верным произношением слов и грамматических оборотов, чтобы ребенок постоянно слышал нужные ему образцы. Взрослые, как правило, обращаясь к ребенку, стараются копировать звуки, которые произносит ребенок, полагая, что таким образом они смогут найти с ним «общий язык». Это — глубокое заблуждение. Между пониманием ребенком слов и умением их произносить существует огромная дистанция, не меньшая, чем, например, между пониманием мелодии (например, «Лунной сонаты» Бетховена) и умением самому исполнить ее на фортепьяно. Отсутствие нужных образцов для подражания задерживает становление речи ребенка. Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развития речи важно «разговаривать» с ребенком с первых дней после его рождения. Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его к кормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку с соответствующими словами, называя свои действия.

Возникновение речевой сигнализации внесло новый принцип в деятельность больших. полушарий. Речь, по определению И. П. Павлова, стала орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом. Человек обозначает словами все то, что он воспринимает при помощи рецепторов. Слово как «сигнал сигналов» позволяет отвлечься от конкретных предметов и явлений, являясь основой развития отвлеченного, человеческого мышления.

Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений индивидуума с окружающей общественной средой. Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована. Вне общества без общения с другими людьми вторая сигнальная система не развивается. Описаны случаи, когда дети, унесенные дикими животными, оставались живы и вырастали в зверином логове. Они не понимали речи, не умели говорить, и, так же как люди, в молодом возрасте изолированные от других людей, вырастали умственно отсталыми. Необходимость понимания особенностей формирования высшей нервной деятельности, а значит и личности человека врачу чрезвычайно важны.

Источник

Способность к формированию в коре больших полушарий головного мозга временных
связей первой сигнальной системы у детей, родившихся в срок,
проявляется уже через несколько дней после, рождения. В 7 10-дневном возрасте
могут быть выработаны у ребенка первые условные рефлексы.

При переводе ребенка в положение кормления грудью появляются сосательные
движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. К концу первого месяца жизни
могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на
втором месяце — и на световые сигналы.

У недоношенных младенцев, родившихся раньше срока, условные рефлексы
вырабатываются много позднее, примерно ко времени, соответствующему недельному
возрасту доношенного ребенка (Н. И. Касаткин, А. А. Волохов). Очевидно, лишь к
этому сроку мозг достигает того уровня развития, которое необходимо для
установления временных связей.

Скорость образовании условных рефлексов быстро возрастает в течение первых
месяцев жизни. Так, в месячном возрасте необходимо произвести десятки сочетаний
условного и безусловного раздражений для выработки условного рефлекса; в
возрасте же 2—4 месяцев достаточно для этого всего нескольких сочетаний.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам с рождения мальчик

Условное торможение вырабатывается у ребенка позднее — на 2—4-м месяце; при
этом разные формы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает
дифференцировочное торможение, позднее — запаздывательное.

По мере развития ребенка различные виды внутреннего торможения вырабатываются
все легче и быстрее.

В течение первого полугодия жизни ребенка звуки речи окружающих людей не
имеют для него особого значения; они являются такими же раздражителями слухового
анализатора, как и любые другие звуки. Первые признаки развития второй
сигнальной системы появляются у ребенка во второй половине первого года
жизни.

Для формирования связей второй сигнальной системы необходимо сочетание
словесного обозначения людей и предметов с конкретными их образами. Если
многократно называется и показывается какой-либо человек или предмет, то при
соответствующем слове у ребенка появляется на него реакция. Так, при слове
«мама» ребенок поворачивается к матери.

Позднее, после того как развивается узнавание некоторых слов, ребенок сам
начинает называть предметы. Наконец, еще позднее ребенок начинает пользоваться
тем запасом слов, которым он располагает, для воздействия на других людей.

Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, то он
многократно называет ее все более требовательным голосом, пока она ему не будет
дана. Это свидетельствует, что вторая сигнальная система уже достигает той
степени развития, когда она начинает служить средством активного общения ребенка
с другими людьми.

Развитие и совершенствование второй сигнальной системы происходит у человека
непрерывно в процессе обучения. Любое обучение и любая творческая деятельность
связаны с непрерывным совершенствованием второй сигнальной системы. Высшего
своего развития она достигает в процессе познания закономерностей природы и
общества.

Источник

У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у жи­вотных — только первая.Представление о сигнальных системах че­ловека и животных обосновал И.П.Павлов.

Поскольку существующие определения сигнальных систем от­личаются друг от друга, мы предлагаем наш вариант. Первая сиг­нальная система– система организма, обеспечивающая формиро­вание конкретного (непосредственного) представления об окру­жающей действительности с помощью условных связей. Сигна­лами для первой сигнальной системы служат предметы, явления и отдельные их свойства (запах, цвет, форма и т.п.) Вторая сигналь­ная система– система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека. Хотя первая сигнальная система свой­ственна животным и человеку, однако благодаря тесному взаимо­действию обеих систем у человека его первая сигнальная система качественно отличается от таковой у животных и несет на себе отпечаток культурно-исторических влияний.

Содержание понятий во второй сигнальной системефиксируется в словах, образах художественных произведений, математических символах. У животных тоже имеется язык сигналов, но словесные сигналы человека отличаются от условных сигналов животных. Во-первых, их действие зависит не столько от физических осо­бенностей, сколько от смысловых, т.е. слово действует своим смысловым содержанием. Во-вторых, словесная сигнализация (речь), язык позволяют передавать опыт, знания предков потом­кам, что качественно отличает язык человека от языка животных, позволяя накапливать знания об окружающей природе, и безмер­но повышает власть человека над окружающим миром. Обе сигнальные системы имеют общие черты: в основе их деятельности лежат рефлекторные механизмы. Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно взаимо­действуют между собой: вторая сигнальная система в своей дея­тельности в определенной степени зависит от функционирования первой сигнальной системы, так как через нее поступает необхо­димая информация во вторую сигнальную систему.

Речь– форма общения людей друг с другом с помощью сиг­налов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней, с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям, устной и письменной. Речь – это од­на из форм использования языка.

Язык человека– средство общения людей друг с другом, глав­ной формой которого является письменная и устная речь, а также -математические формулы и символы, рисунки, жесты, мимика. Язык обеспечивает передачу всей совокупности знаний и пред­ставлений человека о мире. Структуру языка и его сущность со­ставляют его грамматический строй и основной словарный фонд. В антропогенезе язык возник как форма общения в процессе охо­ты на диких зверей, защиты при их нападении, сооружения жи­лища, в поисках пещеры и т.д. Вначале это были отдельные звуки в виде сигналов, например об опасности, как у животных. В про­цессе труда возникла необходимость обращения друг к другу. От­дельные звуки превращались в более сложные сигналы, из кото­рых впоследствии сформировались слова и фразы.

Таким образом, первая сигнальная система обеспечивает конкретно-чувственное отражение. При этом вначале в орга­низме формируется ощущение отдельных свойств предметов и явлений, воспринимаемых соответствующими рецепторными образованиями и ведущими к более сложной форме отражения — восприятию.

Сигналами второй сигнальной системы являются слова, с по­мощью которых осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятиям, представлениям второй сигнальной системы. При этом смысловое содержание слова, например «стол», не зависит от звучания этого понятия на раз­личных языках. Высшие формы абстракции в сигнальных систе­мах мозга обычно ассоциируются с актом художественной твор­ческой деятельности человека, когда продукт творчества высту­пает как одна из форм языка. Слово – основной элемент второй сигнальной системы.

Читайте также:  Распечатать тесты по развитию ребенка 6 лет

Этапы развития познавательной способности ребенкасвязаны с развитием обобщающей функции слова. Начальный период связан с сснсомоторной активностью, он происходит в возрасте 1,5-2 лет.

Второй период (возраст 2—7лет) — это предоперационное мыш­ление, оно определяется развитием языка, когда ребенок начинает активно использовать сенсорные схемы мышления.

Третий период (возраст 7-11 лет) характеризуется развитием логического словесного мышления с активацией внутренней речи, с использованием конкретных понятий.

Четвертый, завершающий, период (11-17 лет) характеризуется формированием абстрактного мышления. К 17 годам формирова­ние психофизиологических, механизмов мыслительной деятельно­сти в основном завершается. Подросток внутренней речью поль­зуется так же успешно, как и взрослый человек

Источник

В процессе индивидуального развития человека происходит постепенно изменение соотношений между первой и второй сигнальными системами. На первых порах постнатального развития преобладающее значение имеет первая сигнальная система. В первые полгода жизни слова для ребенка не имеют особого значения. Они воспринимаются им просто как простые звуковые раздражения. Формирование условных рефлексов на слова происходит только во второй половине первого года жизни. Однако на этом этапе слово не имеет самостоятельного значения и оказывает действие лишь как компонент сложного комплексного раздражителя. Самостоятельное сигнальное значение слово приобретает только к концу первого года жизни или началу второго.

К 5-7 годам, т.е. моменту, когда ребенок овладевает свободной речью, вторая сигнальная система становится ведущей. Однако первая сигнальная система еще сохраняет свое значительно влияние. Этот факт необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе с детьми и помнить, что в этом возрасте для закрепления полезных навыков и привычек, говоря физиологическим языком — для выработки полезных стереотипов не следует злоупотреблять словом. Слова следует всегда сочетать с действием конкретных раздражителей.

В школьном возрасте роль второй сигнальной системы продолжает возрастать. Но в пубертатном периоде вследствие значительных физиологических перестроек в организме подростка влияние первой сигнальной системы вновь усиливается. К сожалению, очень часто эта физиологическая особенность игнорируется педагогами и родителями, которые нередко злоупотребляют бесконечными словесными нравоучениями.

После значительного ослабления в пубертатном периоде вторая сигнальная система у старших школьников вновь приобретает ведущее значение и сохраняет его в течение всей жизни человека, постоянно развиваясь и совершенствуясь.

3. Торможение условных рефлексов; виды, механизм

Высшая нервная деятельность определяется сложной мозаикой в головном мозге процессов возбуждения и торможения, являющихся «сторонами» единого нервного процесса.

Возбуждение участвует в образовании условного рефлекса и в его осуществлении. Роль торможения более сложна, разнообразна. Именно процесс торможения делает условные рефлексы механизмом тонкого, точного и совершенного приспособления к окружающей среде.

Торможение — особый нервный процесс, который проявляется в уменьшении или отсутствии ответной реакции на раздражение.

В нервной деятельности взаимодействуют 2 процесса: возбуждение и торможение. Эти два антагонистических, но неразрывно связанных активных процесса И.П.Павлов называл подлинными творцами нервной деятельности.

По И.П.Павлову коре соответственны два вида торможения: безусловное и условное.

Безусловное (внешнее) торможение — врожденное, возникает сразу. Для него не требуется специальных условий, достаточно сильного постороннего раздражителя.

Условное (внутреннее) торможение — такое же временное и условное, как и сам условный рефлекс, вырабатывается при определенных условиях в процессе индивидуального опыта.

Виды торможения по И.П.Павлову.

I.Безусловное торможение II.Условное торможение

1.Индукционное 1.Угасание.

2.Запредельное. 2.Дифференцировка

3.Запаздывание

4.Условный тормоз.

Безусловное торможение

1.Индукционное торможение (внешний тормоз) возникает в тех случаях, когда в коре больших полушарий при осуществлении условного рефлекса возникает новый, достаточно сильный очаг возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом. Например, если у собаки был выработан условный слюноотделительный рефлекс на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка тормозит ранее выработанный у собаки рефлекс слюноотделения. В основе этого торможение лежит явление отрицательной индукции.

Если у ребенка выработан условный рефлекс на время — к 13 часам дня он всегда получал обед, то к этому часу у него начинается слюноотделение. Однако появление перед ним нового интересного раздражителя — симпатичного щенка — тормозит не только условно-рефлекторное слюноотделение, но и естественное ощущение голода. В данном случае угнетение или полное торможение условного рефлекса происходит в результате появления ориентировочной реакции. Это один из наиболее часто встречающихся типов безусловного торможения.

2.Запредельное торможение возникает при действии очень сильных или длительных раздражителей. Имеет большое биологическое значение, т.к.предохраняет нервные клетки от истощения, поэтому его называют также охранительным.

Условное торможение.

Условное торможение — более сложный в функциональном отношении процесс. Все виды условного торможения вырабатываются одним способом — путем не подкрепления условного раздражителя безусловным.

1. Если пищевой условный раздражитель — звонок — многократно не подкреплять пищей, то условный рефлекс исчезнет, выработается угасательное торможение. Его биологическое значение в том, что на сигналы, которые не сопровождаются безусловными, т.е.жизненно важными раздражителями, животное не развивает бесполезной деятельности. Однако угасание — отнюдь не исчезновение временной связи. Угасший рефлекс при подкреплении может быть быстро восстановлен.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка дауна в доу

Многие физиологи полагают, что угасание условных рефлексов лежит в основе забывания. В связи с тем, что прочность выработки условных рефлексов у детей существенно выше, чем у взрослых, угасание этих рефлексов у них происходит значительно труднее. Это важно учитывать в воспитательной работе. Кроме того, необходимо помнить, что легче предотвратить выработку у детей нежелательных условных рефлексов, чем затем пытаться их «гасить», т.е.отучать от вредных привычек.

С явлением «угасания» связано забывание пройденного учебного материала, если он не повторяется на последующих уроках, потеря спортивных двигательных навыков в случае перерыва в спортивных занятиях.

2.Второй тип внутреннего(условного) торможения — дифференцированное, связано со способностью мозга различать даже весьма близкие по своим свойствам условные раздражители. Данный вид торможения вырабатывается в том случае, если один сигнальный раздражитель, например, нота «до» будет вызывать положительный условный рефлекс, а «соль» тормозной, отрицательный. Следовательно, дифференцированное торможение обеспечивает тонкий анализ окружающего мира.

Этот тип торможения имеет особое значение для человека, т.к. лежит в основе обучения и воспитания ребенка. Например, ребенок начинает различать отдельные речевые звуки или буквы благодаря именно высокой способности его мозга дифференцировать эти раздражители. Состояние дифференцированного торможения, проявляющегося в скорости образования дифференцировок, в значительной степени определяет учебные возможности детей и подростков.

3.Запаздывательное торможение вырабатывается при отставании безусловного подкрепления от начала действия условного раздражителя на 1-2 минуты и более. Его функциональное значение связано с предохранением организма от напрасной, преждевременной траты энергии. Например, хищные животные способны затаиться на длительно время, неподвижно выжидая удобного мгновенья для нападения на свою жертву.

В процессе обучения и воспитания детей педагогу приходиться тратить немало времени и сил на тренировку запаздывательного торможения у своих воспитанников. Особенно трудно оно вырабатывается у дошкольного и младшего школьного возраста.

4.Последний тип условного торможения — условный тормоз. Этот тип торможения, в сущности, близок к дифференцированному торможению. Условный тормоз расширяет возможности животного и человека выделять из окружающей среды биологически значимые сигналы и адекватно на них реагировать. Выработка этого типа торможения происходит в том случае, если к условному сигналу присоединяют добавочный индифферентный раздражитель и их действие не сопровождают подкреплением. При этом условии раздражитель без дополнительного, индифферентного продолжают подкреплять безусловным.

В результате условную реакцию вызывает только условный раздражитель без индифферентного, а их сочетание тормозит условный рефлекс. Поясним это на примере одного из опытов Павлова. Обезьяне высоко под потолком подавалась корзиночка с фруктами. Чтобы достать фрукты, она должна была построить пирамиду из ящиков. В некоторых опытах перед появлением корзиночки появлялся серый круг, и в этом случае корзиночка была пуста. После нескольких таких сочетаний — круга и корзиночки — и бесполезных попыток получить фрукты, обезьяна, прежде чем начать постройку пирамиды внимательно смотрела, не появится ли круг, который приобрел для нее значение условного тормоза. Условным тормозом можно сделать любой раздражитель. Условное торможение является основой отрицательных тормозных условных рефлексов, выключающих реакцию организма на раздражители, не имеющие биологического значения.

Значение знаний особенностей процессов торможения у детей для педагогов.

В процессе обучения и воспитания ребенка необходимо учитывать, что внешнее (безусловное) торможение наиболее сильно выражено у детей 3-4 лет. Эту физиологическую особенность следует использовать в учебно-воспитательной работе с детьми данного возраста.

У 3-летнего малыша можно легко затормозить нежелательное действие (рефлекс), отвлекая его внимание новыми раздражителями. Например, малыш пытается пройти по луже и слово «нельзя!» не способно удержать его от подобного действия. Но если вы заинтересуете малыша пролетающей мимо птицей или чем-нибудь другим, он легко забудет о своих прежних нежелательных намерениях.

Следовательно, внешнее торможение является важным средством воспитания полезных привычек и навыков у детей первых лет жизни.

Внутреннее торможение приобретает ведущее значение только к 6-7 годам. При этом важнейшим фактором его развития является постоянная тренировка, которую целесообразно начинать уже с 6-7летнего возраста. Особенно важно научить ребенка сдерживать (тормозить) рефлекторную деятельность, научить ждать. Такая тренировка тормозных процессов ляжет затем в основу воспитания у ребенка норм общественного поведения, научит его считаться не только с собственными желаниями, но и уважать требования окружающих.

Необходимо учитывать, что внутреннее торможение вырабатывается у детей при пониженной возбудимости нервной системы. Поэтому педагогическая работа с ребенком должна проводиться без окриков, в спокойной обстановке. Важно помнить, что положительно-эмоциональный фон — непременное условие эффективного воспитания.

Внутреннее (дифференцированное) торможение имеет также большое значение для обучения ребенка письму, чтению, рисованию, в процессе выработки у детей трудовых навыков и т.д.

В связи с этим можно предполагать, что успеваемость и дисциплинированность детей в какой-то степени определяется особ-ми протекания у них тормозных процессов.

Источник