Развитие воображения ребенка дошкольного возраста

Развитие воображения ребенка дошкольного возраста thumbnail

На чтение 12 мин. Просмотров 838 Опубликовано 15.02.2020 Обновлено 24.05.2020

Развитие воображения у детей дошкольного возраста. Невозможно представить ребенка без фантазии. Детский мир значительно отличается от взрослого потому, что дети способны придумывать, неординарно мыслить. Умение воображать помогает развивать творческие способности, находить выходы из сложных ситуаций, легче адаптироваться в реальной жизни, если направить фантазию в нужное русло.

Особенности развития творческого воображения у ребенка дошкольного возраста

Первые шаги к умению пользоваться воображением малыш делает в трехлетнем возрасте. Игра становится частью ребенка, где бы он ни был: дома, на прогулке, в гостях, в поездке. В этот период ребенок начинает понимать, что один и тот же предмет может играть роль нескольких, если пофантазировать. Трехлетние и четырехлетние дети начинают рассказывать сказки – это пробуждается дремлющее до этого воображение. Но они не умеют планировать. Сложно выведать у такого малыша, что же он собирается нарисовать, если ребенок взял карандаши и бумагу. С помощью фантазии рисунок, конечно, родится, однако образ будущей «картины» будет выстраиваться уже в процессе.

До пятилетнего возраста дошколята еще не умеют направлять фантазию, зато в пять-шесть лет это уже хорошие выдумщики, которые могут осознанно решить, во что они хотят играть, что нужно нарисовать, какую поделку им хочется смастерить. Когда цель задана, начинается непосредственно работа. Нередко в игре дети пытаются воплотить полученный опыт, впечатления от просмотра мультфильма или спектакля, какой-либо жизненной сцены.

Нередко дети создают свой особый мир, если в реальном что-либо их не устраивает: сложные взаимоотношения со сверстниками или взрослыми, в том числе с родителями; фобии, с которыми ребенок пытается бороться придуманным самостоятельно способом; проблемы, которые легче решаются в фантазийном мире.

В любом случае развитие воображения очень важно для ребенка. Это один из рычагов, с помощью которых маленький человек учиться взаимодействовать с миром.     

Читайте также:

  • Как сделать мыльные пузыри своими руками
  • Эмоциональное развитие дошкольника

Виды воображения

Специалисты выделяют несколько видов воображения.

Творческое

Сознание человека позволяет сочинять невероятные образы, без опоры на знания и опыт. Такое воображение при его дальнейшем развитии может стать основой даже для будущей профессии человека, связанной с сочинительством.

Воссоздающее

Этот вид воображения основан на уже имеющихся знаниях, из памяти появляются и получают развития образы, с которыми ребенок познакомился на занятиях, в общении с близкими и друзьями.

Буйная фантазия

Неуправляемое воображение, где реальность и фантазия замещают друг друга. Ребенок постоянно продумывает нечто и заявляет, что все это происходило на самом деле. 

Читайте также: Игры на развитие мелкой моторики у детей

Методы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста

Поскольку здоровая фантазия важна для гармоничного развития ребенка, взрослые должны помочь это воображение развивать правильно.

Есть несколько действенных приемов. Они основаны на развитии творческих способностей ребенка, а также его мыслительной деятельности.

Это:

  1. Занятия прикладной деятельностью,
  2. Занятия литературой,
  3. Дидактические игры,
  4. Развитие кругозора,
  5. Развитие тактильных способностей,
  6. Занятия искусством, музыкой, танцами.

Прикладная деятельность – один из методов не только разбудить фантазию ребенка, но и направить в нужное русло. Так, занятия рисованием или лепкой помогут научить малыша придумывать и воплощать идею. Конструирование даст возможность создавать нечто фантазийное, но этот предмет уже можно потрогать, он может стать объектом игр. Пусть ребенок придумывает вещи, которых нет в реальном мире, но ведь так гораздо интереснее. Выдуманная вещь может обладать признаками, которые ей даст сам автор.

Хороший вариант развивать воображение – сказки, которые сочиняет сам ребенок. Взрослому только нужно помочь, дать старт фантазии. Пусть это будет простая история, самое ее начало. А уже потом ребенок должен додумать, а что же случиться с персонажами дальше, какие приключения их ждут. А если ребенок придумывает сказку и при этом рисует, наглядно показывая сюжет, еще лучше.

Большое значение в развитии фантазии играют дидактические игры. Опытный педагог может заинтересовать малыша, предложив ему учиться и играть одновременно.

Так, можно воспользоваться следующими приемами.

Читайте также:

  • Физминутки в детском саду
  • Формирование готовности ребёнка к обучению в школе

Приемы развития фантазии и воображения у детей

Кто это?

Педагог рисует удивительного зверя, который может существовать только в мире иллюзий, и предлагает ребенку не только дать имя чудо-зверю, но и рассказать, откуда он взялся, где живет, с кем другим, что есть.

Сказка

Педагог предлагает ребенку придумать интересную историю, в которой главными персонажами будут конкретные предметы. Сложно, но интересно.

Волшебная клякса

Это возможность дать ребенку пофантазировать, но на основе конкретного задания. На лист наносится клякса. Из этой кляксы ребенок может создать то, что ему захочется. Он может ее дорисовать, дополнить каким-либо элементами. А также придумать историю об этом создании.

Читать и познавать

Развитие интеллекта, творческого создания невозможно без расширения кругозора. А расширение кругозора невозможно без чтения, познавательных прогулок и экскурсий, интересных встреч и общения.

Песочные замки

Этот прием поможет ребенку интересно провести время, научиться пользоваться своим воображением, проявить самостоятельность в придумывании сюжета. 

Эти занятия помогут ребенку стать увереннее, а играя, он будет узнавать много нового и интересного.   

Развитие воображения в раннем детстве

У малышей воображение еще пассивное, ему нужен толчок: интересная сказка, мультфильм, тронувшая за душу ситуация, о которой рассказал взрослый, какая-то игрушка, поразившая ребенка. Ребенок при этом смешивает реальность и фантазию. Недаром маленькие дети, послушав сказку про, например, бабу ягу, легко могут представить ведьму в реальном мире и боятся ее по-настоящему. Эти ребята уже могут играть с «замещаемыми» предметами, однако главной для него остается игрушка.

Поскольку младшие дошкольники не могут еще мыслить и воображать без какой-либо опоры, бесполезно предлагать им задания, к примеру, придумать на ходу сказку. Должна быть подсказка. Поэтому в работе с младшими дошкольниками для развития воображения можно предложить ребенку картинку, на которой изображен какой-либо сюжет, и уже потом предложить придумать сказку. Для начала можно взрослому сказать пару предложений, от которых оттолкнется ребенок.

Если ребенку предложить нарисовать по желанию, он не справится с заданием. Его фантазия еще дремлет. Поэтому нужно четко формулировать задачу: «Нарисуй домик», «Нарисуй солнышко».   

Если речь идет о ролевых играх, то для малышей трех-четырех лет это трудно, практически невозможно. И вся игра будет длиться не более 15 минут. Дети пяти лет способны играть уже более получаса, однако еще не могут заранее планировать сюжет, он развивается в процессе. Задача взрослых направлять и помогать.   

Читайте также:  Система воспитания и развития ребенка

Развитие воображения у старших дошкольников

У старших дошкольников воображение не нуждается в толчке, он самостоятельно может фантазировать. При этом ребенок в старших группах детского сада уже четко разграничивает выдуманное и реальное. Старший дошкольник умеет играть с любыми предметами, которые он может наделить конкретной ролью. Он способен представить себя в конкретной роли, может быть активным игроком, настолько умело пользуется фантазией.

Хорошим упражнением для старших дошколят будет задание «Сказка», причем детям не нужно смотреть на картинку, чтобы придумывать, они легко воссоздадут иллюстрацию сами на основе своего рассказа.

Для старших дошкольников нетрудно нарисовать что-либо по собственному желанию. Их задачу можно усложнить и сделать более интересной, если в ходе процесса рисования предложить охарактеризовать персонажа, которого они рисуют. 

Когда идет ролевая игра, старшие дошкольники могут увлечься процессом даже на несколько часов, причем они продумывают сюжет, могут планировать действия, четко держаться предложенной роли. Кстати, учитывая, что в старшем дошкольном возрасте дети начинают задумываться о будущей профессии, своей роли в обществе, им можно предложить развивать фантазию как в игре, так и в творческой деятельности.   

Читайте также статьи:

  • Развитие восприятия у дошкольников
  • Развитие памяти у дошкольников
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Развитие воображения средствами нетрадиционного рисования

Нетрадиционные методы рисования – это необычно, интересно и полезно. Ребенок учится видеть чудесное в самых обычных вещах. Так, он узнает, что, оказывается, можно рисовать, к примеру, ладонями, расческой и губкой, а не кисточкой, бисквитным кремом, а не только красками. Это будит воображение, у ребенка возникает желание пробовать новое и неизвестное.

Вот самые простые способы нетрадиционного рисования:

  1. Рисование со свечкой.
  2. Рисование брызгами через соломинку.
  3. Рисование штампиками из бутылочной пробки, губки, жеваной бумаги.
  4. Рисование пальчиками.
  5. Изонить: нить опускается в краску, прижимается к бумаге, а появившийся отпечаток можно дополнить до настоящего рисунка.
  6. Рисование расческой.
  7. Рисование ватной палочкой.
  8. Рисовать таким образом понравится детям с любым развитием. Более того, некоторые методы помогают в профилактике отдельных заболеваний, а также в коррекции речи, дыхания, зрения. 

Развитие воображения средствами конструирования

В продаже много конструкторов, которыми охотно играют и дети, и взрослые. Конечно, сложных конструкторских задач ребенку ставить не надо. Зато конструкторы с предложенными схемами сборки могут стать началом интересного увлечения для ребенка. А если к конструированию приобщиться взрослый, то само конструирование может превратиться в игру.

Конструирование помогает:

  • развить пространственное воображение,
  • получить знания о форме, размере, первые зачатки знаний о геометрии,
  • разработать мелкую моторику, что полезно для развития мышления,
  • воспитать самостоятельность, усидчивость,
  • развить фантазию. 

Для дошкольников будет полезно играть с кубиками, которые позволят получить первое представление о форме, цвете, размере; мозаикой, которая учить обращать внимания на мелочи; блочными конструкторами, создающими объемные предметы для игр; лего, с помощью которого дети знакомятся с навыками 3 Д моделирования.      

Нарушения воображения и их причины

Дети могут страдать недостатком воображения или, напротив, воображение становится неуправляемым.

Дефицит воображения, как правило, испытывают дети с нарушением речи, ведь речь и мышление, воображение связаны между собой. При речевой патологии ребенок мыслит примитивно, он не способен создать новый образ, не может придумывать, сочинять, а также выполнять задания взрослого, где нужно применить фантазию. Эти дети обычно с трудом запоминают термины, усваивают полученные знания, не понимают символов.

Также дефицит воображения может быть у детей, которые имеют низкую самооценку. Они боятся что-то сделать не так, абсолютно лишены самостоятельности, что подавляет воображение.

В данном случае педагогам нужно шаг за шагом творческую преодолевать заторможенность ребенка, предлагая развивать способности через игру, основой которой будет знакомая ребенку ситуация. Хорошим выходом из положения будет театр. Также нужно сделать акцент на познавательной деятельности, чтобы расширить кругозор ребенка. Большую роль сыграет упор на эмоциях. Что впечатлило – то оставит след в душе, появится желание узнавать об этом больше.

Бурная фантазия, которая может проявляться в агрессии, лжи, страхах, подмене реального мира фантазийным, также может помешать в нормальном продуктивном развитии воображения.

Причинами этого неадекватного воображения могут стать внутренние страхи ребенка, проблемы, которые у него есть с родными и сверстниками, не способность ладить с окружающим миром, а также другие психологические проблемы.

В этом случае желательно обратиться к психологам, которые помогут составить индивидуальную программу для устранения патологии.    

Читайте также:

  • Развитие ребенка с задержкой психического развития
  • ЗПР у детей дошкольного возраста
  • Дети с ОВЗ в детском саду
  • Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Что влияет на развитие воображения у ребенка

Чтобы развитие воображения ребенка проходило правильно, нужно создать комфортную атмосферу, в которой малыш научится фантазировать с удовольствием и пользой, но не пересечет опасную черту между реальностью и иллюзорным миром.

  1. Развивать речь, поскольку мыслительные процессы связаны с речевыми функциями.
  2. Обращать внимание на развитие мелкой моторики ребенка. Чем активнее ребенок работает руками, тем лучше он говорит и соображает.
  3. Исключить одиночество, что, в свою очередь, исключит необходимость ребенку создавать выдуманных друзей.
  4. Важно повышать самооценку ребенку, не сравнивая его с другими сверстниками, а сравнивая только с ним самим, опираясь на его достижения и поступки.
  5. Доверительные отношения с родителями играют большую роль. Если ребенок не боится наказания, то ему не придется лгать. Но зато можно поощрять творческое сочинительство – сказок, рассказов, рисунков, поделок.
  6. В жизни ребенка должно быть много творчества. Эти занятия стимулируют воображение.    

Отзывы

Евгения, Москва:

Я работаю с детьми с задержкой развития. Много внимания уделяю нетрадиционным методам рисования. Этих детей вообще сложно чем-то заинтересовать, а нетрадиционное рисование – помазком, расческой, трубочками – интересно. И я вижу, как постепенно появляется фантазия и желание творить. Видели бы вы какие рисунки мои дети рисуют!

Максим, Казань:

Страхи – вот одна из причин диких фантазий. Мой пятилетний сын долго боялся «того, кто под кроватью». Научился врать, лишь бы не идти спать, придумывал болезнь, чтобы с мамой остаться. Мы сами виноваты, смотрели фильм, который совершенно не по возрасту сыну, и вот результат. Потом чуть не полгода спали в комнате вместе с сыном, пока он не поверил, что никаких чудовищ под кроватью у него нет.

Алиса, Вологда:

Мне кажется, лего очень хорошо развивает фантазию. Купила сыну конструктор, так часами может сидеть и что-то строить. Целый город построил, «населил» какими-то животными, я даже название не могу выговорить, как он их называет. Заметила, что сын стал более внимательным к мелочам, усидчивым. Это хорошо, ведь на будущий год ему в школу. 

Читайте также новые статьи:

  • Что можно приготовить из бананов
  • Какие витамины в банане

В дошкольном возрасте, когда ребенок познает мир, когда ему все интересно, важно уделить внимание развитию воображения дошкольника. На помощь родителям и педагогам придут такие творческие занятия: рисование, театр, моделирование, конструирование, сочинительство, танец и другие, где ребенок может отпустить на волю фантазию. Так ребенок научится владеть воображением, которое станет продуктивным.

Педагог-психолог: Наталья Белокопытова

Читайте также:  Общение ребенка со взрослыми как средство развития речи

Источник

Воображение  — особенный психический процесс, выполняющий познавательную и терапевтическую функцию. Также это важный ресурс для формирования творческого мышления. Наиболее интенсивно протекает развитие воображения у детей дошкольного возраста, поскольку этот возрастной период благоприятен для становления данного процесса. 

Детское воображение и важность его развития

Умение представлять и воображать формируется на основе деятельности. Игра, рисование, лепка на том и построены, что нужно что-то или кого-то изображать.

Воображение как психический процесс заключается в перенесении функции одного объекта на другой, в умении представить целостный образ, опираясь на ограниченное количество деталей.

Воображаемый сюжет

Воображение дошкольника отличается от той же функции у взрослого. Это связанно с меньшим количеством рамок, которые накладываются на фантазию в дошкольном возрасте.

Особенности воображения дошкольника заключаются в том, что малышу просто отойти от действительности, чтобы объяснить непонятный факт или явление. Это тот цемент, который заполняет пока еще имеющие пробелы в знаниях и помогает лучше познать мир. Если дошкольник уже слышал, что в ракете летают космонавты, то его заинтересует и сам полет. Как проходит космический полет, дополнит его фантазия.

Воображая, дети расширяют границы собственного существования. Ребенок может стать пиратом, прекрасной принцессой, побывать на балу или перенести катастрофический шторм. Его не заботит, бывает ли так на самом деле, а увлекает процесс фантазирования. Даже выдуманные переживания обогащают нравственный и эмоциональный опыт.

С другой стороны, вымышленные образы у дошкольников довольно схематичные и стереотипные. Они наделяют воображаемых персонажей типичными чертами, позаимствованными из знакомых историй и сказок. Развитие воображения у детей нуждается в наполнении образного запаса и освоении новых способов преобразования материала и впечатлений.

Виды и функции воображения ребенка

В психологии различают познавательное и эмоциональное детское воображение. Эмоциональное направлено на регуляцию испытываемых чувств и становление личностного Я, а познавательное способствует пониманию окружающей действительности. Оба вида в младшем дошкольном возрасте задействуются непроизвольно. Только к 6 годам ребенок научается преднамеренно придумывать замысел, чтобы последовательно его реализовать.

Непроизвольное

Взрослые нередко поражаются свободным детским выдумкам и озадачиваются, почему ребенок не может или не хочет пофантазировать на заданную тему. Но до 5 лет причины исключительно объективные – младший дошкольник еще не умеет управлять своим воображением.

Образ проявляется в процессе

Непроизвольное воображение характеризуется тем, что замысел возникает стихийно и связан с предметами, историями или происшествиями, которые ребенка удивили и взволновали. Это может быть сказочный сюжет или герой из мультфильма, яркая игрушка или необычное событие.

Воображение как будто ведет мысли ребенка за собой, подсказывая ему идеи для создания образа. Его главная особенность в младшем дошкольном возрасте – отсутствие контроля над процессом.

Произвольное

Элементы произвольности появляются по достижении пятилетнего возраста. Произвольное воображение также называется активным. Часто спусковым механизмом выступает поставленная задача: например, выполнение действий своего героя в ролевых играх. Чтобы изобразить ковбоя, космонавта или Мальвину, фантазии приходится работать в полную силу – ведь роль необходимо отобразить как можно точнее.

Не стоит ждать, когда у дошкольника пробудится умение целенаправленно подключать воображение. Задача взрослого —  стимулировать ребенка к придумыванию образов. Можно вместе вспомнить и обсудить детское произведение, обратить внимание на отдельных персонажей, рассмотреть варианты создания образа.

В рамках произвольного воображения выделяется 3 вида:

  • Воссоздающее – задача заключается в представлении ребенка с последующим описанием объекта или предмета, которого он не видел. Пример: несуществующее животное, житель Марса или Луны.
  • Творческое воображение – дошкольник создает новые образы на основе личного восприятия, отойдя от известных шаблонов и отодвигая границы.
  • Мечты – от фантазий ребенка, что он получит на день рождения, до представлений, кем станет, когда вырастет.

Познавательная функция

Воображение выполняет две важнейшие функции. Познавательная обеспечивает устранение «белых пятен». В сознании ребенка уже сложилось некое представление об окружающем мире, но многие пробелы пока не заполнены. Способность оперировать образами «заполняет» эти пятна, помогает получить неизведанные еще впечатления.

Кроме того, воображение помогает объяснить смысл действий человека, если в силу возраста малыш не понимает, почему кто-то плачет, смеется или делает нечто непонятное.

Чем старше дошкольник, тем больше он учитывает природные закономерности в своих фантазиях. Ему важно придумывать образы, в которых наряду с фантастическими качествами присутствовали бы реальные характеристики.

Аффективная функция

Аффективная функция воображения дошкольника направлена на отстаивание и защиту собственного Я. Взаимосвязь тревожности и воображения помогает избежать травмы.

Аффективная функция воображения

Эмоциональная зацикленность на определенных переживаниях неосознанно подталкивает ребенка к моделированию значимой для него ситуации одним из известных ему способов:

1.Многократно проигрывается воздействие или ситуация, негативно сказавшиеся на психике. Многочисленные повторения помогают отстраниться от самого события и превратиться из участника в наблюдателя.

2.При необходимости самоутвердиться ребенок создает ситуации, в которых он чувствует себя героем. Он ставит себя на место многочисленных супергероев и спасает миры, ощущая ловкость, смелость и могущество. Частые повторения ситуаций с победами и успехами помогают дошкольнику повысить самооценку.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

В отличие от других познавательных процессов, воображение пробуждается примерно в 3 года. Примерно за пять лет ребенок проходит несколько стадий развития воображения: от простейших представлений с опорой на игрушку и предмет до осознанного планируемого фантазирования. Образы, роли и сюжеты постепенно становятся все более детализированными и осмысленными.

Как воображают дети 3-4 лет

Деятельность, связанная с придумыванием, активизируется в 3 года и опирается на предметы, которые становятся базой для фантазии.

Предметное воображение

На первых порах важно, чтобы предмет «якорь» имел сходство с вымышленным объектом. Но замысел игры малышей неустойчив. Как только ребенок отвлечется, он уже не вспоминает, в каких ролях только что выступали окружающие предметы.

В этом возрасте замысел чаще проявляется после действия. Например, малыш может хаотично чертить на листе бумаги или складывать кубики, увлекшись непосредственно процессом. И только заданный родителями вопрос побуждает его назвать то, что он нарисовал или построил.

Читайте также:  Методика развития ребенка семи гномов

Характеристики воображения пятилеток

К 5 годам фантазии возникают не только спонтанно. Работа воображения уже может строиться пошагово: появился замысел – тут же дошкольник его реализует, следующий шаг часто выполняется на основе предыдущего.

Кастрюля, оставленная на плите, побуждает начать играть в повара, мамин светлый халат превращает малыша в доктора, а весы – отличный повод сделать в комнате магазин.

Ребенок среднего дошкольного возраста использует в игре репродуктивное воображение: стремится воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть на самом деле.

Также данный возраст – период для бурного роста словесной формы проявления воображения. Видя картинку, дошкольник придумает историю о том, что происходит на ней сейчас. Но, подчас, запечатленного момента мало: воображение подсказывает, что было «до» и «после». Для этого нужны новые герои, которые вводятся в повествование для создания целостной истории о нарисованных персонажах.

Подобное достраивание обычно возникает, если ребенка взволновало изображение. Его фантазия стремится унять это волнение путем создания полноценной сказки, где есть добрые персонажи, а могут быть и антагонисты.

Особенности воображения у старших дошкольников

6-7 лет – период активного развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Достаточно любой внешней опоры, то есть, слова, фильма, картинки, вида на улице, чтобы фантазия заработала. Формируется замысел, который может удерживать внимание несколько дней.

Реализация замысла

Дошкольник способен самостоятельно придумать игру, поместив место действия в любую реальность или время. Он сам и его друзья наделяются ролями, но отличие от взрослого театра заключается в том, что в процессе игры сюжет и действия постоянно меняются под влиянием новых решений.

Изначально общая идея обрастает деталями, а любой внешний фактор – стимул для появления побочных линий в сюжете и возникновения новых героев. Придуманный мир – отличная площадка для игр, и старшие дошкольники могут погружаться в него, постепенно добавляя содержательности, дорисовывая необходимые детали и черты выдуманной природе и местному населению.

Именно в этот период появляются довольно устойчивые мечты, закладывается база для развития творческого мышления, способности мыслить нестандартно.

Этапы и приемы развития воображения ребенка

Несмотря на то, что воображение развивается у ребенка непроизвольно, ускорить этот процесс можно и необходимо. Для этого важно эмоционального окрашенное общение со взрослыми, различные методики, которые систематически применяются воспитателями и родителями.

Наблюдение за окружающим миром и его явлениями

Окружающий мир дает огромную пищу для воображения. Наблюдая природу, сначала необходимо использовать метод сравнения. На что похож листик? А снежинка? Облако? Что напоминает вот то далекое дерево?

Если начинать подобные занятия в раннем возрасте, то сначала требуется помощь взрослых. В дальнейшем ребенок сам начинает видеть в привычных природных объектах новые явления и даже придумывать короткие истории об облаке или уплывающем по ручью листке.

Слушание сказок и рассказов

Рассказы и сказки – основная методика для развития детского воображения. Сама по себе выдуманная история становится базой, толчком для фантазии:

  • В них рассказывается о древних временах и старинных культурных обычаях;
  • Слушая сюжет, ребенок непроизвольно расширяет личный опыт;
  • При обыгрывании волшебной истории раскрываются возможности для активизации памяти, развития речи и творческого мышления;
  • Дети ставят себя на место персонажей и придумывают новые пути решения для преодоления сложностей.

Развитие воображения при помощи историй и сказок происходит путем слушания истории, пересказов, обсуждений и театральных постановок.

Детские развивающие игры

Игры, используемые для развития данной функции, делятся на 3 вида:

  • с использованием предметов
  • с применением картинок и иллюстраций
  • словесные

Первый тип помогает детям играть и взаимодействовать с помощью кукол, машинок, наборов предметов. Каждая игра предполагает наличие игрового замысла и постоянного развития сюжета, причем последнее достигается путем детской фантазии. «А давай лучше так…»

Использование карточек с картинками побуждает придумывать истории на основании конкретной сцены.

Словесные игры предполагают целенаправленные воздействия педагога, побуждающего детей общаться, рассуждать, обмениваться мыслями и мнениями на заданную тему.

Творческие занятия

У дошкольников основные творческие проявления выражаются в рисовании или конструировании. Если сначала изображения на бумаге копируют рисунок взрослого, то постепенно на листе воспроизводится все, что подсказывает фантазия: новые миры, истории из реальности, различные персонажи.

Рисование помогает развивать фантазию и креативность, расширять границы воображения.

Конструирование также позволяет дошкольнику почувствовать себя создателем. Освоив создание моделей по схеме, он способен сформировать замысел невиданного транспорта или замка и воплотить его в жизнь с помощью имеющихся деталей или вылепленных из пластилина.

Влияние сказки на развитие воображения дошкольника

Сказка – основной инструмент для развития воображения. Тысячи воображаемых волшебных историй запускают умственные процессы, которые позволяют создавать новые образы и расширять границы имеющейся реальности. Сказку можно сравнить с инструкцией в красочной упаковке. Слушая и пересказывая, дети получают готовые примеры, а также новые идеи и средства для фантазирования.

Развитие образного мышления и фантазии

Для развития образного мышления и фантазии одного прослушивания сказки недостаточно.

Придумывание историй

Хотя дети с особенно развитием воображением автоматически начинают развивать историю.

Эффективный метод – игры с заданием: «А что было бы, если…»

В подобных упражнениях дети на основе уже имеющегося сюжета учатся придумывать новые развития событий и целые серии историй, отличающихся своеобразием, хотя изначально колобок просто убежал от бабушки и был съеден хитрой лисой.

Становление аффективного воображения ребенка

Аффективная функция воображения направлена на необходимость защититься от травмирующих фактов реальности. В этом случае сказка выполняет важные функции:

  • Возможность погрузиться в историю, отвлекаясь от реальных событий и ставя себя на место главного и успешного героя;
  • Волшебная история со сходным сюжетом позволяет превратиться в наблюдателя и перенять некоторые способы поведения и проявления эмоций. Например, история Золушки может помочь справиться со схожей ситуацией в семье.
  • Возможность пережить в безопасных условиях чувство страха или чувство вины, слушая и обсуждая сказочный сюжет.

Поучительный смысл увлекательных сказочных историй – действующий пример для подражания. Исследователи уже доказали, что, если рассказать детям два различных примера – успешный и неудачный, — то практически каждый ребенок предпочтет пользоваться успешным. Этот факт еще больше усиливает ценность сказки в развитии дошкольника.

Используя различные приемы для развития воображения у дошкольников, воспитатели и родители способствует гармоничному развитию личности и упрощают процесс нынешней и последующей адаптации в социуме.

Источник