Развитие ребенка в конструкторской деятельности
«Умственное развитие ребенка через конструкторскую деятельность».
Выполнила:
воспитатель МБДОУ д/с №99
Киричек Е.А.
г.Таганрог,2013г.
Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление, восприятие, воображение. Их развитию нужно уделять особое внимание в воспитании ребенка, особенно в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сенситивным, то есть наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.
Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.
Творчество можно рассматривать как сущностное свойство целостности человеческого бытия. Оно часто трактуется как высший уровень деятельности человека, создающее материальные и духовные ценности. В творчестве человек выступает и как субъект и как результат творчества. В творческой деятельности он саморазвивается и самосовершенствуется. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – конструкторская деятельность детей.
В процессе конструирования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивой постройке, которую он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая постройку, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать конструктивными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Дети дошкольного возраста, в силу малого опыта и отсутствия необходимых знаний не могут создать произведение искусства, но в процессе творческой деятельности, они постоянно открывают что-то новое для себя. Особое значение в формировании творчества имеют специфически детские виды деятельности, к которым относится и конструирование.
Способность к творчеству проявляется у детей уже в дошкольном возрасте. Развитие этой способности происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами .
Конструкторское творчество ребенка.
Что же представляет собой конструкторское творчество ребенка дошкольного возраста? Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Конструируя, ребенок создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.
Конструкторская деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществлен и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый – носитель этого опыта и его передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка?
В.Н. Шацкая считает: в условиях общего эстетического воспитания детское конструкторское творчество скорее рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей.
Исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.
А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное».
И.Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребенка:
* самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
* видение новой функции предмета (объекта);
* видение проблемы в стандартной ситуации;
* видение структуры объекта;
* способность к альтернативным решениям;
* комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского конструкторского творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своей постройки, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения, и т.п. Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых – Г.В. Латунской, B.C. Кузина, П.П. Пидкасистого, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной позволяют нам сформулировать его рабочее определение.
Под конструкторским творчеством детей дошкольного возраста мы понимаем:
создание субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (постройка);
создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (конструировании), разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.;
применение усвоенных ранее способов соединения деталей или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе овладения различными вариантами соединения деталей, использования различных деталей конструктора и т.д.);
проявление инициативы во всем.
Развитие конструкторского творчества.
Очевидно: для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого конструкторского опыта.
В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием (Е.В. Зворыгина).
В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование – изображение и строительство для игры (А.Н. Давидчук).
Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при ее создании необходимо учитывать ряд важных условий. Детская постройка может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к определенному сооружению. Не включая всех элементов, постройка напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета.
Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения.
Аналитико-синтетическая деятельность позволяет определить способы конструирования. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника.
Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приемов для придания устойчивости сооружаемой постройке.
В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.
Первый – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.
Второй этап – процесс создания изображения.
Третий этап – анализ результатов – тесно связан с двумя предыдущими – это их логическое продолжение и завершение.
Детское конструирование, в силу самой его созидательно-преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника, при правильной организации обучения обязательно носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения (Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко и др.) и интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская), экспериментирования с материалом (Е.А. Флерина, Н.Н. Поддьяков), возникновения ярких и «умных» эмоций (А.В. Запорожец). Это позволяет считать детское конструирование мощным средством развития творчества у дошкольников. Л.С. Выготский писал: «…Все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека… является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» И далее: «…В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».
В дошкольном возрасте при развитии воображения конструирование имеет такое же значение как художественная деятельность, элементы труда и учения, которые реализуются средствами художественного, умственного и нравственного воспитания детей. Они могут иметь игровую форму, но вместе с тем обладают своими особыми целями. Они взаимосвязаны и направлены на выполнение детьми различных действий, которые принято называть творческими.
«МАСТЕРСКАЯ ФОРМ»
Цель: развитие воображения, образного мышления, пространственной ориентировки, конструктивных навыков.
Оборудование: фланелеграф, полоски бархатной бумаги, по форме напоминающие счетные палочки;
наборы счетных палочек (по количеству детей).
Ход игры
Взрослый, прикрепляя к фланелеграфу полоски бархатной бумаги, конструирует схематические рисунки, например такие:
Затем он раздает детям наборы счетных палочек и говорит: «Постарайтесь, как можно точнее скопировать мои рисунки». После завершения обучающего упражнения, взрослый предлагает детям сложить из счетных палочек новые необычные (или реалистические) картины.
«СЛОЖИ КАРТИНКУ ИЗ ФИГУР»
Цель: развитие воображения, образного мышления, пространственной ориентировки, конструктивных навыков.
Оборудование: фланелеграф, набор геометрических фигур разного размера и цвета (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники) для работы с фланелеграфом;
наборы геометрических фигур разного размера (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники), вырезанных из цветного картона (по количеству детей).
Ход игры
Взрослый, прикрепляя к фланелеграфу круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, конструирует простейшие рисунки, например такие:
Затем он раздает детям наборы геометрических фигур и говорит: «Постарайтесь, как можно точнее скопировать мои рисунки».
После завершения обучающего упражнения, взрослый предлагает детям сложить из имеющихся геометрических фигур новые красивые (или необычные) картины.
Список используемой литературы:
- Новоселова С.Л.,Зворыгина Е.В. Всестороннее воспитание детей в игре.Под ред. С.Л.Новоселовой. М.:Просвещение,1988.
- Парамонова Л.А.,Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей:старший дошкольный возраст// Дошкольное воспитание,1985.
Источник
Конструктивная деятельность дошкольников.
Проблема развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста далеко не нова. Ей посвятили свои работы многие педагоги и психологи: Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, Г.А. Урадовских и другие. Термин «конструирование» происходит от латинского слова соnstruerе, что в переводе означает приведение в определенное взаимоположение разных предметов, элементов, частей.
Под детским конструированием понимают разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, ниток, дерева и других материалов. Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Процесс конструирования обычно проходит в ходе НОД, а так же форме игры, чтобы заинтересовать дошкольник.
В конструктивную деятельность обязательно включаются процессы мышления. Под конструктивным мышлением детей старшего дошкольного возраста понимают умение видеть объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение делать в уме объект как бы прозрачным, не теряя при этом контуров составных частей, т.е. (из математики) умение видеть невидимые линии и части, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать). Таким образом, можно дать определение конструктивным умениям.
Итак, конструктивные умения – это:
– умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться);
– умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);
– умение расчленить, выделить составные части (анализировать);
– умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.
Формирование всех этих умений зависит от уровня стимуляции и развития наглядно-образно-словесного и наглядно-действенно-словесного (в терминологии Т.В. Розановой) видов мышления у детей дошкольного возраста как необходимого промежуточного этапа в становлении полноценного конструктивного вида мышления.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста, целью, которой является всестороннее развитие старших дошкольников, а так же формирование конструктивных умений через продуктивную деятельность
ставит следующие задачи:
Образовательные:
– Совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.
– Закреплять умение выделять, называть, классифицировать объёмные геометрические тела.
– Называть архитектурные формы, входящие в состав строительных наборов или конструкторов.
– Закреплять умение использовать различные типы композиции для создания объёмных конструкций.
– Закреплять умение создавать сюжетные конструктивные образы.
– Закреплять умение сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.
– Закреплять умение выделять образ в различных геометрических телах.
– Совершенствовать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа.
– Продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.
– Учить преобразовывать материалы с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.
– Закреплять умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми.
– Закреплять умение находить замену одних деталей другими.
– Совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в различных направлениях.
Развивающие:
– Продолжать формировать чувство формы, пластике при создании построек.
– Закреплять умение использовать композиционные закономерности в процессе конструирования.
– Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.
– Совершенствовать умение планировать свою деятельность.
– Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями: заменитель, структура, тектоника.
Воспитательные:
– Вызвать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.
– Воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.
– Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами.
– Совершенствовать навыки работы с ножницами.
– Воспитывать умение совместно работать коллективно.
Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста отличает содержательное и техническое разнообразие построек и поделок, обусловленное наличием определённой степени изобразительной свободы.
Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и эстетическое отношение к природе, искусству, своему творчеству. Однако это становится возможным только при комплексном и систематическом подходе к процессу обучения. Важно чтобы знания, умения и навыки, получаемые в ходе одного вида конструирования, дети умели использовать в других.
В качестве активизации конструктивного творчества детей, целесообразно использовать разнообразный стимулирующий материал: фотографии, картинки, схемы, направляющие их поисковую деятельность. Что же касается материалов, применяемых в ходе создания конструктивного образа, то его должно быть больше, чем требуется для отдельной постройки (и по элементам, и по количеству). Это делается для того, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу. Если ребёнок не способен сделать выбор и использует весь материал, предоставленный ему на занятии, не стремясь объективно оценить его значимость для реализации замысла, то это свидетельствует о достаточно низком уровне творческого развития. Важно учить детей анализировать материал, соотносить его свойства с характером создаваемых конструктивных образов. Дети старшего дошкольного возраста, создавая конструкции, строят не вообще, а с конкретной целью, т.е. для того, чтобы применить постройку (поделку) в практической деятельности. Это придаёт конструированию осмысленность и целенаправленность.
Учитывая разнообразие материалов, применяемых в конструировании, следует продумать систему его хранения. Удобнее всего разложить материалы по коробкам, в зависимости от вида, при этом сделать его доступность детям. Процесс классификации материала целесообразнее осуществлять совместно с детьми. Во-первых, это позволит быстрее им запомнить его расположение, во-вторых, совместная работа по разборке материала приучает детей к порядку, аккуратности, в-третьих, в ходе такой деятельности дошкольники косвенно закрепляют знания о свойствах разных видов материала.
В старшем дошкольном возрасте под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. При этом особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника ещё несовершенна. Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством воспитателя освоят тот или другой конструктор, его можно поместить в уголок творчества, чтобы дети имели возможность самостоятельно использовать его в свободной деятельности.
Бумага также находит широкое применение и в старших группах в процессе занятий бумагопластикой, которая используются как самостоятельный вид творчества, так и в сочетании с другими, для изготовления различных поделок и игрушек. Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман, а также разные виды картона.
Разнообразие природного материала и простота обработки позволяют многосторонне применять его в работе с дошкольниками. Воспитатель вместе с детьми заготавливает природный материал. Пополнение его запасов происходит в течение всего года. Чтобы создать целостную поделку или конструкцию из природного материала, нужно подобрать адекватный способ крепления. В той возрастной группе в качестве дополнительно средства могут уже использоваться такие как: шило, иголка, проволока, которые, в силу их не безопасности, не рекомендуется применять в более младших группах. Однако даже для старших дошкольников необходимо провести инструктаж по особенностям работы с этими инструментами, а также контролировать весь процесс работы.
Природный материал позволяет создавать конструкции малых, так и больших размеров. При этом работа будет носить уже коллективный характер. Например, сооружения построек из песка или снега на площадке. В этом случае будет формироваться у детей умение вести совместную работу, где нужно договариваться, находить общее решение.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется конструктивная деятельность детей. Ребята овладевают обобщённым способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. В старшем дошкольном возрасте ребёнок может освоить даже сложные способы складывания бумаги и придумать собственные конструкции.
Также усложняется конструирование из «бросового» материала.
Это разнообразные пластиковые бутылки, крышки и пробки, футляры от шоколадных яиц «киндер-сюрпризов», контейнеры от йогуртов, пуговицы, бусинки, проволоки и многое другое, от чего мы, взрослые, чаще всего стараемся поскорее избавиться.
Но, оказывается, и ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить своё воображение, научить этому наших детей, внести конструирование с бросовым материалом в детскую художественную деятельность.
Организация занятий по конструированию из «бросовых» материалов.
– При организации занятий необходимо располагать детей на рабочем месте с учетом техники безопасности, т.е. так, чтобы они не мешали друг другу и не подвергались риску в процессе работы с проволокой, ножницами.
– Работу по изготовлению игрушек, поделок из бросового материала следует начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.
Методика проведения занятий по изготовлению поделок из бросового материала заключается в следующем:
– Вступительная беседа о материале, с которым предстоит работать, (рассказ педагога должен сопровождаться показом данного материала, детям нужно дать потрогать, ощутить поверхность, обследовать форму, обратить внимание на цвет).
– Сообщение темы и показ образца игрушки или поделки.
– Анализ образца и показ приемов создания поделки (здесь необходимо использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предположений о последовательности выполнения задания; педагог может корректировать ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом).
– Изготовление поделки. В процессе работы педагог осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением правил техники безопасности, оказывает затрудняющимся детям необходимую помощь.
– Анализ готовой поделки, в процессе которого у детей формируется умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
Таким образом, в творческом, созидательном процессе решается задача умственного, всестороннего, гармоничного развития ребенка. Происходит формирование таких ценных качеств личности, как самостоятельность в решении задач в конструктивной деятельности, инициативность, организованность и ответственность; воспитывается воля, сдержанность, желание преодолевать трудности; закладываются основы для развития уверенности в себе, в своих силах и возможностях.
Источник