Развитие ребенка от воспитания родителей

Воспитание ребенка – это ответственный и трудоемкий процесс, от которого зависит не только будущее вашего чада, но и качество его жизни в целом. Доказанный факт, что очень сильное влияние на формирование ребенка как личности оказывают его родители, именно поэтому при воспитании ребенка необходимо начинать с себя. Шутка ли это, правда существует подобное объявление в одном из детских садов, гласившее, что после выходных дети позволяют себе нецензурно выражаться и чавкать за столом . Возможно это всего лишь чья-то шутка, но как известно, в каждой шутке есть только доля шутки.

Так или иначе, мы все родом из детства, наблюдаем за нашими родителями и близкими, за их действиями, событиями и взаимоотношениями, то что происходит внутри и снаружи семьи. И я не являюсь исключением, особенно горжусь тем, а точнее рада и счастлива, что в нашей семье не принято “разевать рот на чужой каравай”. Это очень мудрая позиция мамы, которая передалась нам с сестрой, а соответственно и нашим детям. Поясню что имею ввиду под столь метафорической фразой про каравай. В нашей семье не принято устраивать деление наследства, которое доставалось от родственников, ни мама, ни папа никогда ничего не просили и никогда не “бились” за чье-либо наследство. Настолько ценно, что это сложно выразить словами, тем более в интернете. Ярким примером может послужить, то что нас двое детей в семье – я и моя сестра, и все всегда было поровну, мы иногда смеемся на эту тему – все по два! Подобная модель воспитания и поведения коснулась наших детей и внуков.

Мне очень понравилась, когда я была на Мадагаскаре, одна традиция в племенах, а их на минуточку, около 15 насчитывается на всей территории. Богатством среди населения острова является – Зебу, один из подвидов дикого быка, потомок индийского тура. Данное животное они считают как банковским счетом, т.е. зебу для них – это все, объясняли нам этот интересный факт тем, что если мы вкладываем в валюту, ценные бумаги или инвестиции, т.е. совершаем банковские операции, то местное народонаселение все вкладывает в зебу. Чем больше у тебя зебу, тем ты считаешься богаче, при пересчете в головы, то имея в своем хозяйстве 10 зебу, считаетесь зажиточной семьей. Так вот, когда собственник, или хозяин, как вам удобнее, этого стада умирает, всех потомком дикого быка на поминки пускают под нож. Знаете почему? Потому что каждый должен заработать себе сам. Я когда это услышала, то несколько раз переспросила у гида, который нас сопровождал на экскурсиях по острову, сохранилась данная традиция по сей день?!

Это сколько мудрости! БРАВО! С детских лет воспитывается уважение к чужому имуществу, пусть даже в виде животных, и никогда не возникнет мысли, что ты можешь претендовать на что-то, заработанное не тобою. Все знают, что после смерти собственника, все поедят, будут сыты и не будет никакой “родственной бойни” за имущество. А иначе как бойней не могу назвать то, что происходит в России при разделе имущества, движимого и недвижимого, после смерти какого-либо родственника. С детских лет многим кажется, что у соседа газон зеленее, а у другого соседа по дачному участку земли больше. Но мало кто задумывается о том, что мы перестаем ценить то, что заработали самостоятельно. Да и позволят мне племена Мадагаскара назвать зебу олицетворением труда каждого человека, которое символизирует труд и упорство владельца, да пусть хоть и одного, но животного. Он сделал свой вклад в свою семью, после поминок его родня сыта, обогрета, шкура пущена на необходимые нужды для всего его родственников, а дальше сами.

Так вот к чему я это все, конечно, вспоминать столь чудное путешествие намного приятнее, но сегодня мне хочется поделиться мыслями все-таки о воспитании детей. Дети самые наблюдательные и все впитывают как губка. А еще я за свободу детей, потому как ребенок – это в первую очередь индивидуальность и личность. И своему ребенку, а сейчас уже и внучке, позволяю жить без запретов и заборов. Забор – это ограничитель, который может уже во взрослой жизни увеличиваться и замывать человека как личность, не давая ему расти и развиваться. Гуляя с внучкой все чаще и чаще наблюдаю на детских площадках слышны запреты: – Туда не ходи, там дорога! В лужу не ходи – ноги промочишь! Не бегай – коленку разобьешь! То я считаю, что если ребенок хочет наступить в лужу или залезть по самые уши в грязь, то почему бы и нет?! Неужели вся жизнь должна быть в запретах? А как же получить собственный опыт!

Семья и семейные отношения для человека являются на протяжении всей жизни самыми важными ценными. И наша главная задача в воспитании себя, подчеркну, что именно себя, потому как дети нас не слышат, они на нас смотрят, заложить в ребенку основу успешной личности, т.е. объективную самооценку. Для того чтобы уже во взрослой жизни у личности не возникало желание доказать другим, что он лучше или неодобрение окружающих не вызывало страх.

Читайте также:  Особенности развития общения ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте

А самое главное, что хочется сказать – уважительно относитесь ко всему, что делает ваше чадо, ведь ребенок уникальная личность со своими сильными и слабыми сторонами. И только поддержка и любовь родителей позволяет полностью и правильно сформироваться человеку с малых лет.

Источник

Как воспитывать свое чадо – обсуждаем на форуме PAPMAM

Прежде всего при воспитании детей необходимо обратить внимание на самого себя. Ведь часто бывает так, что родители воспитывают своего ребенка, а сами не соблюдают проповедуемые правила. Например, родители учат ребёнка складывать все вещи на место или убирать за собой после еды. А в итоге сами не соблюдают эти правила, приходят вечером с работы (как правило, это касается мужской половины), кидают свои вещи на диван, идут есть и оставляют всю посуду на столе, даже не убрав всё в раковину. Так возникает непонимание среди родителей и их чадом. Так как примером для подражания в этом случае являются именно родители. И пример этот носит отрицательный характер.

Конечно, в каждой семье есть своя точка зрения на формат воспитания детей. Но всё же было бы полезным обратить внимание на существующие популярные правила воспитания, которые будут полезны в каждом новом случае.

8 правил воспитания ребенка заключаются в следующем:

  • Не следует требовать от чада слишком многого. Ребёнок – это совсем другой человек, в котором заложены и гены папы (50%), и гены мамы (50%). Поэтому в случае сравнения его с собой или с другими детьми родители совершают ошибку. Необходимо, чтобы ребёнок стал личностью самостоятельно, сам проделал этот долгий и сложный путь. И, конечно же, личность ребёнка будет уникальной и неповторимой!
  • Вкладывая деньги и силы в воспитание ребёнка, родители обычно требует обратного от своего чада. Но в этом заключается ошибка. Дети никому ничего не должны, дети – это продолжение рода. Просто нужно наслаждаться и радоваться этому. Ведь такие моменты невозвратимы и скоротечны. По мере взросления дети и сами осознают ваш вклад в их становление.
  • После насыщенного рабочего дня папа или мама часто вымещают всё накопившееся зло на ребёнке. Жизнь подобна бумерангу. И в будущем судьба отплатит тем же. Как часто бывает, что стареющая мать живёт совсем одна – без единого звонка от детей и вдали от них!
  • Когда ребёнок совсем маленький, он нуждается в помощи и поддержке. У него не сразу всё получается! Однако родители после повторной ошибки малыша смотрят на это с негодованием и злостью. Самым лучшим выходом из этого положения будет похвала, мотивация на дальнейшее самостоятельное выполнение. Ребёнок ведь только учится! Если постоянно указывать ребёнку на его ошибки, то потом ему будет казаться, что он никогда ничего не сможет достичь. И даже не будет стараться. Хотите ли вы подобным образом сломать судьбу ребёнку?
  • Семейные ссоры делают ребёнка несчастным. Ведь он начинает считать виноватым в конфликте себя самого. Так что ребёнок никогда не должен видеть ссоры родителей. Пусть ребёнок чувствует себя счастливой частичкой счастливого мира!
  • Ребёнку следует прививать чувство ответственности. Проще всего это сделать при помощи домашнего питомца. Если ребёнок хочет щенка, то его желание можно выполнить. Но все моменты касательно ухода и выгула должны быть в ведении ребёнка.
  • К незнакомому ребёнку надо относиться как к своему, потому что это тоже чья-то родная кровиночка. Пусть ваш ребёнок учится доброте у вас самих!
  • Не все родители могут дать малышу то, что им хотелось бы. Поэтому появляется чувство злости от беспомощности, оно грызёт и грызёт изнутри. Но самое простое, как всегда, рядом. Лучшее, что родители могут дать своему ребёнку, – это любовь. Любовь за нетерпеливость, шалость, капризы или медлительность. Необходимо радоваться этим моментам, потому что когда-нибудь дети покинут родительское гнездо. А моменты радости и счастья останутся на всю жизнь.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что детишки появляются на этот свет не только для того, чтобы их учили, воспитывали, а чтобы они воспитывали в ответ. Ведь и родители во время воспитания детей становятся чувствительнее и мягче. Дети же отражают всё, словно зеркало. Поэтому мамам и папам в первую очередь необходимо заняться собой и начать с себя же! А ребёнок, смотря на них, вырастет именно таким, какими являются его родители. Каждодневное развитие и изменения в лучшую сторону приведут к успеху, а также взаимопониманию старших и младших членов семьи.

Обсуждаем как воспитывать ребенка на нашем форуме. Ждем Вас!

Источник

Каждый родитель желает своему ребенку счастья. Однако по незнанию родители могут допускать серьезные ошибки в воспитании детей. Некоторые действия родителей вместо ожидаемого положительного эффекта могут спровоцировать ребенка на негативные поступки и отрицательно отразиться на его самооценке, поведении и воспитании в целом. Рассмотрим наиболее типичные ошибки родительского воспитания.

1 ошибка родительского воспитания – обещание не любить ребенка, если он что-то сделает неправильно.

Читайте также:  Что такое школа раннего развития ребенка

Угрозы перестать любить ребенка в случае какой-либо провинности с его стороны приводят к неожиданному для родителей эффекту: ребенок становится боязливый, из-за страха, что его перестанут любить, боится допустить малейшую ошибку, а в случае проступка начинает врать, чтобы не сердить родителей. Кроме того, поскольку обещание больше не любить никогда не исполняется, авторитет родителей в глазах ребенка падает, и ребенок перестает им доверять.

2 ошибка родительского воспитания – безразличное отношение к ребенку.

Если родители демонстрируют ребенку безразличие к его поступкам, сопровождающееся фразами типа «Делай, что хочешь, нам все равно!», ребенок начинает чувствовать себя одиноким, брошенным и никому не нужным. Во-первых, это ухудшает самооценку ребенка. Во-вторых, безразличие родителей провоцирует ребенка на плохие поступки, поскольку ему хочется проверить, действительно ли родителям все равно, последует ли за его действиями наказание или критика. В-третьих, ребенок не способен самостоятельно разобраться, что такое хорошо и что такое плохо, поэтому вырастает невоспитанным.

3 ошибка родительского воспитания – чрезмерная строгость.

Излишнее давление родителей на ребенка, воспитание в стиле «Делай только то, что мы тебе сказали» приводят к ряду негативных последствий. Во-первых, чрезмерная строгость лишает ребенка самостоятельности, ребенок считает себя во всем зависимым от родителей. 

Во-вторых, излишняя строгость в воспитании понижает самооценку ребенка, делает его неуверенным, зажатым, способствует развитию комплекса неполноценности. В-третьих, вырвавшись из под опеки родителей, ребенок будет стремиться нарушить все запреты родителей и попробовать сделать все, что ему запрещали.

4 ошибка родительского воспитания – излишнее баловство и опека.

Родители, стремящиеся оградить ребенка от всех жизненных трудностей и невзгод, предостеречь от всевозможных ошибок и решить за него все проблемы, оказывают ребенку медвежью услугу. Мотивируя свое поведение словами «Ребенку это не под силу, лучше все сделать самим», родители превращают ребенка в ленивое, несамостоятельное и беспомощное существо. В будущем, когда ребенок станет старше, ему будет очень трудно, так как он ничего не сможет делать сам и будет надеяться, что всю работу за него выполнит кто-то другой.

5 ошибка родительского воспитания – наполеоновские планы.

Из страха, что ребенок может упустить свой шанс в жизни и не достигнуть того, о чем мечтают родители, ребенка заставляют заниматься деятельностью, идущей в разрез его собственными желаниями. Во-первых, такая деятельность не приносит ребенку удовлетворения и делает его несчастным. Во-вторых, родители губят имеющиеся у ребенка способности и таланты. В-третьих, игнорирование интересов ребенка приводит к развитию внутреннего протеста, который в будущем может выразиться в аморальном поведении, в приверженности к алкоголю, табаку и даже наркотикам.

6 ошибка родительского воспитания – навязывание ребенку роли лучшего друга.

Некоторые родители воспитывают ребенка по принципу «Мой ребенок – мой лучший друг», в связи с чем рассказывают ему обо всем подряд, повсюду за собою водят (на дискотеки, концерты, в кафе и бары), разрешают ребенку находиться во взрослых компаниях и слушать взрослые разговоры.

Чрезмерный поток информации может запутать ребенка в жизни, некоторых вещей он может не понять и даже испугаться.

7 ошибка родительского воспитания – преувеличение роли денег.

Многие родители считают, что качество воспитания ребенка напрямую зависит от количества денег, затраченных на него. В связи с этим родители с невысоким достатком начинают испытывать угрызения совести, что не могут дать ребенку хорошее воспитание. Если же финансовое положение семьи позволяет, родители стремятся отдать ребенка в элитный детский сад или школу, обеспечить его всем самым дорогим. Ребенок, находящийся в такой обстановке, не знает цены деньгам и не ценит усилий родителей.

8 ошибка родительского воспитания – недостаток ласки.

Некоторые родители считают, что нежность, поцелуи и объятия не важны для ребенка. Недостаток ласки в детстве негативно сказывается на характере ребенка, делает его грубым и жестоким.

9 ошибка родительского воспитания – недостаток времени на воспитание ребенка.

Ребенок, которому мало уделяют внимания, вырастает невоспитанным, поскольку в детстве ему никто не объяснял, как нужно себя вести, что можно и чего нельзя делать, как поступать в различных ситуациях. Кроме того, фразы типа «Отстань, у меня нет времени!» заставляют ребенка чувствовать себя лишним и никому не нужным, способствую формированию низкой самооценки.

10 ошибка родительского воспитания – зависимость воспитания от настроения.

В некоторых семьях воспитание очень подвержено настроению родителей, что крайне негативно сказывается на ребенке. Ребенку трудно понять, что хорошо и что плохо, поскольку в зависимости от настроения родителей за одни и те же поступки его то наказывают, то нет. Самый худший случай – когда родители превращают ребенка в «козла отпущения» и выливают на него весь свой гнев.

Источник

Из статьи вы узнаете, что такое воспитание детей, познакомитесь с его видами. Статья расскажет, почему важен личный пример родителей, как воспитать в ребенке доброту, склонность к лидерству и уверенность в себе.

Содержание:

  • Что такое воспитание
  • Виды воспитания
  • Формирование личности ребенка
  • Роль семьи в развитии личности ребенка

Что такое воспитание ребенка

Воспитание ребенка – всестороннее развитие и обучение ребенка в соответствии с индивидуально-личностными особенностями.

Задачи семейного воспитания:

  1. Создать благоприятный психологический семейный климат для физического, интеллектуального, нравственного развития ребенка.
  2. Обеспечить защиту и безопасность ребенка.
  3. Обучить навыкам самообслуживания, взаимодействия с людьми и животными.
  4. Передать личный и общественный опыт.
  5. Сформировать социальную активность и устойчивость к вредным факторам среды.
Читайте также:  Опережение внутриутробного развития ребенка

Решить задачи помогает принцип гуманности, доверие, открытость, системность требований, совместная деятельность родителей и детей.

Виды воспитания ребенка

Родители – педагоги, работающие без выходных. Каждое действие – элемент воспитания, хотят того мама с папой или нет.

Виды семейного воспитания:

  • физическое,
  • нравственное,
  • экологическое,
  • интеллектуальное,
  • патриотическое,
  • гендерное.

Подробнее о видах воспитания.

Специфика семейного воспитания: непрерывность, эмоциональность, устойчивость влияния.

По стилю воспитание бывает авторитарным, попустительским, демократическим:

  1. Авторитарному стилю присуще родительское давление, требовательность, жесткость. Это способно вызвать недоверчивость и пассивность человека в будущем.
  2. При попустительском стиле ребенок предоставлен сам себе. Высок риск развития безынициативности, несамостоятельности.
  3. Демократический стиль благоприятно влияет на личность. Предполагает доверие в отношениях, взаимное уважение, развитие интересов и способностей ребенка. Демократический стиль способствует активности, самостоятельности, целеустремленности ребенка.

Кроме авторитарного и попустительского стиля существует еще три вида семейного воспитания, неблагоприятно сказывающихся на развитии личности:

Название стиляОписание
Кумир семьиКапризам ребенка потакают, его личность ставят во главу стола. Вседозволенность и восхищение формируют завышенную оценку, эгоизм.
ЗолушкаРебенка наказывают, от него много требуют. Такой стиль провоцирует занижение самооценки, формирование агрессии.
ГиперопекаЧрезмерная забота, которая лишает ребенка самостоятельности, ошибок, личного опыта. Гиперопека больше свойственна мамам, чем папам.

Важно! Родители и прародители должны придерживаться одного стиля воспитания. Рассогласованность мнений вызывает внутренние противоречия ребенка, формирует двуличность характера.

Формирование личности ребенка в семье

В процессе воспитания и обучения в ребенке формируется ответственность, умение соблюдать баланс личного и общественного. Под балансом подразумевается уважение других людей с одновременным сохранением индивидуальности.

Отечественный психолог Г.М. Миньковский отмечает, что негативное влияние на воспитание оказывают следующие качества родителей:

  • нестабильность эмоций, противоречивость характера;
  • неуверенность в себе, завышенная или заниженная самооценка;
  • эгоцентризм, эгоизм;
  • психологическая ригидность;
  • эмоциональная холодность;
  • требовательность.

До семи лет у ребенка не развита самооценка. Он оценивает себя, ориентируясь на мнение окружающих людей. От отношения родителей к ребенку зависит его отношение к самому себе в дальнейшем. Важно поддерживать малыша, чтобы ребенок чувствовал любовь. Психологи утверждают, что самопринятие личности зависит от принятия ребенка родителями.

Лучший пример – личный пример

Глядя на взаимоотношения родителей, их поведение ребенок делает выводы о том, как должна выглядеть семья. Образ матери – первый образ женщины, который будет влиять в будущем на поведение девочек и выбор супруги у мальчиков. Образ папы – первый образ мужчины для девочки и образец поведения для мальчика.

Благоприятное влияние оказывает семейный климат, где царит взаимоуважение. Человек усваивает модель решения конфликтов в детстве. От поведения родителей зависит будущий брак ребенка.

Развитие доброты в малыше

Основа нравственности закладывается в первые пять лет жизни ребенка. Нравственное развитие происходит через чувствование. Чем эмоциональнее урок доброты, тем крепче он засядет в памяти.

Развить доброту помогает сказка. Дети склонны отождествлять себя с вымышленными персонажами. Полезно не только читать сказки и анализировать, но и придумывать свои, завуалировано разбирать актуальные проблемы в семье или окружении малыша.

Воспитание уверенного в себе ребенка

Рекомендуется больше хвалить ребенка, даже за бытовые мелочи. Словесная оценка – главное оружие родителей. Похвала – подкрепление желаемого поведения. В силу возраста дети острее реагируют на критику, чем на похвалу. Поэтому так важно правильно критиковать малыша.

Уверенность формируется благодаря успеху, решению сложной задачи. Рекомендуется сознательно создавать ситуации успеха для ребенка. Выбирать сферы, в которых наблюдаются способности, давать задание, с которым дитя справится. Но важно не забывать про мотивацию.

Ребенок – лидер

Склонность к лидерству зависит от коммуникативных умений, уверенности в себе, развитой воли и самоорганизации, адекватной самооценки. Но также влияют врожденные особенности, например, темперамент. Прирожденные лидеры – холерики и сангвиники.

Не рекомендуется делать из ребенка лидера, если это не соответствует его темпераменту. Важно принимать ребенка таким, какой он есть, развивать те способности, к которым есть задатки. Выявить задатки можно в процессе наблюдения за различной активностью ребенка.

Роль семьи в развитии личности ребенка

Семейное воспитание закладывает фундамент личности. Семья для ребенка – микромодель общества. От семьи зависит дальнейшее поведение человека в социуме.

Результат семейного воспитания – воспитанность. Она бывает трех уровней:

Низкий уровеньЛичные мотивы преобладают, отличаются от общественных норм. Ребенок ставит нереальные или ситуативные цели, при малейших трудностях сдается. Нравственные установки не сформированы. Ребенок не знает, что такое хорошо, а что такое плохо.
Средний уровеньРебенок знает, как поступать не следует, но иногда нарушает нормы.
Высокий уровеньРебенок уверен в себе, ставит реалистичные цели и достигает их. Личные мотивы, установки соответствуют общественным нормам.

Семья – первый институт социализации ребенка. Детский сад и школа – институты вторичной социализации. Они дополняют семейное воспитание, но не заменяют его.

Подробнее о роли родителей в воспитании читайте в новой статье.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник