Развитие кругозора ребенка в 4 года

Развитие кругозора ребенка в 4 года thumbnail

В период дошкольного детства ребенок активно развивается, исследует мир и изучает себя в нем. К 4 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят значительные изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что четырехлетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям.

Физическое развитие ребенка 4 лет

К четырем годам дети приобретают следующие моторные навыки:

  • Уверенно прыгать с места и с разбега;
  • Бегать, быстро меняя направление;
  • Стоять на одной ноге;
  • Взбираться по веревочной лестнице;
  • Преодолевать препятствия;
  • Ходить и стоять на цыпочках;
  • Кувыркаться вперед;
  • Ездить на самокате и велосипеде с боковыми колесами.

У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на велосипеде.

Физическое развитие ребенка 4 лет

Особенности умственного развития ребенка в 4 года

Интеллектуальное развитие четырехлетних детей во многом зависит от их окружения. Малыши в этом возрасте любят играть с конструктором, собирать пазлы, а также с радостью принимают всевозможные дидактические игры, с помощью которых можно развивать память, внимание и мышление крохи. В детском центре «Созвездие» для детей специально создана Монтессори-среда, в которой есть все, что нужно для развития малышей в соответствии с возрастом и их потребностями.

К 4 годам обычно становится понятно, какой канал восприятия мира развит у ребенка лучше всего: зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) или тактильный (кинестетический). Так, к примеру, некоторые дети обожают слушать музыку и сказки, другие любят рассматривать иллюстрации, а третьи – лепить. Знание о том, в какой форме ребенок лучше воспринимает информацию, позволяет способствовать гармоничному развитию малыша.

Особенности умственного развития ребенка в 4 года

Итак, интеллектуальное развитие ребенка в 4 года характеризуется следующими умениями и навыками:

  • Считать до 5;
  • Знать некоторые цифры и буквы;
  • Знать основные геометрические фигуры;
  • Сравнивать предметы;
  • Определять положение в пространстве (перед, за, над, под, справа, слева, спереди, сзади, сбоку, посередине);
  • Собирать пазлы;
  • Выполнять задания по образцу;
  • Находить лишнее, исправлять ошибки;
  • Знать времена года и их признаки;
  • Знать названия домашних и диких животных, деревьев, овощей и фруктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.

Развить интеллект ребенка и также весело провести время в кругу семьи помогут различные игры.

  • Мышление детей 4 лет является образным. Чтобы думать о предмете, им не обязательно видеть его. Для этого четырехлетки используют образы, сохраненные в памяти.
  • Память дошкольников тесно связана с эмоциями: дети лучше запоминают то, что произвело на них впечатление.
  • В этом возрасте внимание малышей становится избирательным и целенаправленным, но четырехлетки все еще не могут подолгу концентрироваться на одной деятельности. Именно поэтому умственный труд должен обязательно чередоваться с физической активностью.
  • К 4 годам у ребенка обычно формируется ведущая рука. Ей он рисует, пишет, держит ложку и т.д. Однако по-прежнему нужно развивать мелкую моторику обеих рук.

Развить интеллект ребенка

Развитие речи у детей 4 лет

В 4 года у ребенка активно совершенствуется фразовая речь, он может разговаривать предложениями от 4 до 8 слов. Словарный запас малыша составляет уже около тысячи слов. Чаще всего употребляются существительные, чуть реже – глаголы и прилагательные. Также обычно в возрасте 4 лет дети уже умеют согласовывать части речи друг с другом (например, существительное и прилагательное) и правильно ставить ударения, поэтому их речь звучит более грамотно, чем у младших детей. Однако сложные лексические конструкции даются четырехлеткам с трудом, поэтому часто они избегают союзы «если», «хотя», «иначе» и т.д.

Чтобы словарный запас ребенка постоянно пополнялся, чаще читайте малышу книги, играйте с ним и просто разговаривайте.

Развитие речи происходит активно, так как дети в этом возрасте стремятся к общению со сверстниками. Они задают взрослым и друг другу вопросы, учатся слушать и не перебивать собеседника. Ребенок 4 лет может рассказать о том, как прошел его день, поделиться впечатлениями о мультике, пересказать сюжет сказки. При этом интонации малыша могут быть очень разнообразными, а речь подкрепляется мимикой и жестами.

Если вы замечаете у своего четырехлетнего ребенка дефекты речи, рекомендуется обратиться к логопеду. Специалист поставит малышу звуки, поработает над артикуляцией и даст советы, как помочь ребенку в домашних условиях.

Развитие речи у детей 4 лет

Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?

Многие замечают, что девочки в 4 года разговаривают лучше мальчиков, у них более развит артикуляционный аппарат, шире словарный запас и меньше дефектов речи. Однако так бывает далеко не всегда. Мальчики в этом возрасте также могут говорить развернутыми предложениями и обладать прекрасной дикцией. Кроме того мальчишки обычно, физически более развиты, а также лучше ориентируются в пространстве и обладают хорошей памятью.

В среднем, мальчики четырех лет выше своих ровесниц (средний рост – мальчиков от 99 до 105,5 см, средний рост девочек – 97 – 103 см). У мальчишек более развиты мышцы, поэтому по весу они обычно тоже немного больше девочек (средний вес мальчиков – 16-18 кг, а девочек – 14-17 кг).

Выводы

Итак, 4 года – это период открытий, как для малыша, так и для его родителей. Четырехлетний ребенок активно познает себя и мир, у него проявляются способности и таланты. Навыки, полученные ранее, продолжают совершенствоваться. Происходит интенсивное физическое, умственное и личностное развитие ребенка: малыш учится управлять своим телом и эмоциями, развивается память, внимание, мышление, речь и воображение. Четырехлеткам просто необходимо общение со сверстниками, ведь развитие малышей происходит, в основном, именно в сюжетно-ролевой игре.

Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть множество увлекательных занятий, посещая которые Ваш малыш сможет в полной мере раскрыть свои врожденные таланты и способности, а также справиться с трудностями, возникающими в ходе развития. Для детей 4 лет в нашем клубе проводятся общеразвивающие занятия, занятия по подготовке к школе, английскому языку, логопедические занятия, фитнес, художественная и танцевальная студии и многое другое. А в мини детском саде или группе полного дня малыш не только сможет узнать много нового и интересного, но и в полной мере насладиться общением со сверстниками, которое столь важно в этом возрасте. Ждем Вас в нашем центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог

Малышева Евгения

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Приглашаем малышей в гости в Детский Клуб «Созвездие» У нас занимаются детки в возрасте от 8 месяцев до 7 лет.

Источник

Источник расширения кругозора ребенка, развития его пред­ставлений о мире – наблюдения.

Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как мож­но более разнообразным. Гуляйте с ребенком по городу, ходите на экскурсии. Учитывайте реальные познавательные интересы детей! Мальчиков, например, скорее будут интересовать подроб­ности устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.

С четырех лет кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые до­минировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ. Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познава­тельную литературу. Благодаря Вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут, и т. п. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.

Читайте также:  Ребенок с нормой речевого развития

Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и прежде всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.

Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с другом», не вводя понятие статического электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию.

Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаклю­чения. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и по­очередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: «Так это что, все будет вниз падать, если его отпустить?»

Внимательно выслушивайте все детские рассуждения и не то­ропитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать.

Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.

У некоторых детей негромкая речь «для себя», так называе­мое приборматывание по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется. Это помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.

Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок четырех лет обретает способность воспринимать и во­ображать себе на основе словесного описания различные миры, например замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т. п. Игра в бытовую ситуацию – поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи – воспроиз­водит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего во­ображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.

Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показы­вать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.

В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка спо­собности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие действующие лица.

Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообраз­ной одежды: перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предме­ты, которые можно использовать для игры в «волшебный мир». Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.

Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью). В целом четы­рехлетка – жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ре­бенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не хо­тят играть с девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно ест, хотя это обстоятельство не имеет отношения к ее возможностям как игрового партнера.

Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему самому и только с глазу на глаз, а не при всех.

Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом, появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание.

Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий;

• дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие;

• сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют сами дети;

• характер исполнения роли также определяется детьми: «Ты будешь дочка. Ты не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!»;

• недопустимо диктовать детям, как и во что они должны иг­рать, навязывать им свои сюжеты.

Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятель­ность. В своих ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани, создавать домики, укрытия, пещерки.

Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой дет­ской площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и пикники. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, па­мятники, красивые уголки природы. Выходите, если есть возмож­ность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расши­ряйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, парикмахерскую, в Сбербанк, на почту и т. п. К пяти годам многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс разви­тия ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.

Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессив­но корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом. Если малыш не захотел поде­литься конфетами с другом, пожадничал, он должен сам понять это, но ни в коем случае не обобщайте, не называйте его жадным.

Источник

Возраст 4 года – самый интересный в дошкольном детстве. Малыш находится на этапе перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. Эти дети активно стремятся к самостоятельности, начинают понимать и принимать этические нормы, проявлять творческие способности и наклонности, любознательность. Возраст от 4 до 5 лет называют «возрастом почемучек».

1. Физическое развитие

Физическое развитие ребенка в 4 года

У большинства детей прибавка в весе ежегодно составляет около 2 кг, рост увеличивается на 5 – 8 см. При этом у разных детей показатели роста и веса могут значительно отличаться.

Таблица 1. Сравнительная таблица. Рост и вес детей в возрасте 4 года

МальчикиДевочки
Рост (см)
низкий – 94,9низкий – 94,1
средний – 103,3средний – 102,7
высокий – 115,9высокий – 115,7
Вес (кг)
низкий – 12,7низкий – 12,3
средний – 16,3средний – 16,1
высокий – 24,2высокий – 25,2

1.1. Моторное развитие

К основным моторным навыкам относятся ходьба, бег, прыжки и другие движения. К 4-м годам малыш осваивает:

  • ходьбу на носочках, на пяточках, на внутренней и внешней стороне стопы, приставные и широкие шаги, шаги с высоким подниманием колена; ходьбу по лестнице переменным и приставным шагом; ходьбу задом наперед с поворотом головы;
  • уверенное удерживание равновесия тела при ходьбе по наклонной поверхности или бордюру и при выполнении стойки на одной ноге;
  • бег с различной скоростью, с изменением направления и темпа движения на ходу;
  • прыжки на одной или двух ногах, на месте, вперед, в стороны, перепрыгивание препятствий, спрыгивание с небольшой высоты;
  • лазание по вертикальной лестнице, по «лиане», вис на перекладине на высоте чуть большей собственного роста.
Читайте также:  Центр институт развития ребенка

1.2. Основные навыки самообслуживания

К 4-м годам ребенок должен уметь:

  • умываться и мыть руки;
  • чистить зубы;
  • принимать гигиенический душ;
  • полоскать рот;
  • использовать по назначению носовой платок;
  • расчесывать волосы;
  • во время приема пищи пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, салфеткой;
  • расстегивать пуговицы и застежки;
  • одеваться и раздеваться самостоятельно (платье, шорты, колготки);
  • обуваться и снимать обувь.

При этом малыш должен выполнять эти навыки по собственной инициативе.

2. Гендерные различия в развитии детей – дошкольников

Гендерные различия в развитии детей – дошкольников

Различия в развитии мальчиков и девочек к четырем годам становятся наиболее заметными.

В сфере интересов девочек лежит человек, взаимоотношения между людьми, организация быта, красивые предметы обихода. Мальчики же стараются преобразовывать существующий порядок.

В отношении к вещам девочки быстрее начинают понимать их утилитарное значение. Мальчиков интересует устройство каждого предмета, возможность использовать его не по прямому назначению. Как правило, многие мальчики не особенно бережливо относятся к вещам.

При включении в деятельность девочки делают это активно. Мальчики же подготавливаются. Девочки задают вопросы во время игры с желанием пообщаться, а мальчики – чтобы получить необходимую им информацию. Девочки больше любят игры, связанные с опекой, желанием помогать, с обучающей функцией. Любимые игры мальчишек – подвижные, без опоры на правила.

Конструирование. Девочки обычно действуют по образцу в отличие от мальчишек, которые постоянно фантазируют, все преобразовывают и изобретают.

В речи девочки чаще используют существительные и прилагательные, а мальчики – глаголы и междометия.

Изучая особенности мышления детей, исследователи отметили основное гендерное отличие в строении головного мозга. У девочек более развито левое полушарие, отвечающее за становление устной и письменной речи. У мальчиков – правое, отвечающее за пространственно-временные представления. Для развития девочек характерно преобладание наглядно – образного мышления, для мальчиков – абстрактного. Память девочек долговременна, тогда как у мальчиков превалирует кратковременная память.

3. Познавательная деятельность и развивающие занятия.

Что должен знать и уметь четырехлетний малыш и чему его можно обучать в дальнейшем?

Развивающие занятия для детей в 4 года

3.1. В области ознакомления с окружающим миром

Четырехлетний малыш должен знать и уметь следующее:

  • свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, свой город;
  • ориентироваться в помещениях своего жилища;
  • рассматривать иллюстрированные детские книги;
  • определять диких и домашних животных, некоторые деревья, предметы одежды, мебели, посуды.

Занятия по ознакомлению с окружающим помогают малышу развиваться. Это знакомство с изменениями в природе, с работой транспорта, за трудом людей, экскурсии и другое. За всем, что интересует ребенка, можно наблюдать и обсуждать. На сотни «почему» надо найти исчерпывающие ответы.

Интересно проводить простейшие опыты. Например, опыт «Почему вода в ведерке замерзла на морозе».

Начиная с 4-х лет, следует обучать группировать знакомые предметы по назначению (чашка, тарелка, блюдце – это посуда), т. е. делать обобщения.

3.2. В области элементарной математики

Малыш уже умеет:

  • сравнивать число предметов в группах в количестве до 3 на основе счёта, приложением, наложением;
  • группировать предметы по цвету, размеру и форме;
  • отличать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат;
  • понимать выражения: «вверху – внизу», «впереди – сзади», «слева – справа», «на», «над – под»;
  • отличать и называть день, ночь, утро и вечер, а также времена года и их признаки.

Поскольку понятия «один» и «много» уже сформированы, следует переходить к новым понятиям «по одному» и «ни одного», а также осваивать счет до 5.

Пора учить малыша понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, используя предложения: «Я на каждый листик положил ягодку. Листиков больше, а ягодок меньше» или «Листиков столько же, сколько ягодок».

Представления о величине не должны сводиться только к понятиям «большой – маленький». Надо знакомить малыша с понятиями «широкий – узкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий».

Новые геометрические формы, с которыми следует познакомить ребенка – это прямоугольник и треугольник. Надо научить их различать, называть не обязательно.

3.3. В области развития речи

Четырехлетка может:

  • использовать в разговоре все части речи, простые предложения из 6 – 8 слов;
  • согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • четко произносить все гласные звуки;
  • поддерживать беседу со сверстниками и взрослыми;
  • кратко рассказывать о содержании сюжетной картинки с помощью вопросов и подсказок взрослого;
  • повторять описание знакомой игрушки;
  • коротко пересказывать сюжет сказки;
  • заучивать короткое стихотворение.

Речь этих малышей удивительна и забавна. Четырехлетки способны без конца выдумывать новые слова.

Занятия по развитию речи многообразны. Это чтение книг с обсуждением содержания, заучивание стихов. Наряду с известными сказками («Три поросенка», «Колосок») и литературными произведениями («Воробьишко» М. Горького, сказки Г. Х. Андерсена) можно начинать читать отрывки из «толстых» книг («Винни Пух и все-все-все» А. Милна). Не следует ограничиваться только чтением. Надо начинать осваивать пересказ. Сначала по вопросам, а потом и самостоятельно. При этом следует обращать внимание на грамматически правильное построение предложений.

Значительно расширяют кругозор беседы на различные темы, описание доступных пониманию ребенка картин известных художников.

4. Социализация

Социализация детей в 4 года

Постепенно усваивая этические нормы, четырехлетки стараются соблюдать правила поведения в обществе. При этом они должны уметь следующее:

  • оценивать поступки сверстников (хорошо – плохо);
  • понимать значение слов, обозначающих эмоции (радость, грусть);
  • брать на себя какую-либо роль в игре;
  • соблюдать правила игры;
  • иметь представление о некоторых профессиях, изображая их представителя в сюжетно – ролевой игре.

5. Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность ребенка в 4 года

К четырем годам дети освоили навык владения карандашом, фломастерами и кистью. Они умеют изображать форму предмета (круглая, квадратная), подбирать цвет. Малыши могут изображать несколько предметов, объединенных единым сюжетом (неваляшки танцуют, заснеженные деревья в лесу). На изображенных предметах появляются детали. При этом формируется и понятие о композиции: что главное и второстепенное в рисунке.

В дальнейшем перед юным художником встанут новые задачи: научиться изображать фигуры в движении (птичка подняла крылья, лиса бежит за зайцем, Снегурочка танцует).

Раскрашивая картинки, ребенок этого возраста должен не заходить за края контура рисунка.

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. Замысел рисунка может измениться в ходе творческой деятельности малыша. Подчас фантазия юного живописца заходит так далеко, что лучше своевременно предложить завершить процесс и отправить творение на вернисаж.

Любят дети заниматься аппликацией из готовых форм: «Украсим елочку шарами и флажками», «Засолим в банке огурцы», «Украсим кукле платье».

На занятиях лепкой малыши могут раскатывать шары и колбаски, соединять детали друг с другом, получая целостное изображение (снеговики, морковки). Они способны производить прищипывание и вытягивание деталей (ушки у котенка, клюв у курочки), а также сглаживать вылепленные поверхности. Используется для лепки соленое тесто, глина, пластилин.

Читайте также:  Развитие личности ребенка с овз

6. Конструирование

Конструирование с четырехлеткой

Четырехлетки способны самостоятельно задумать и осуществить постройку из строительного материала, бумаги, природного материала. Следует начинать проводить занятия с безопасными ножницами по вырезанию фигурок, различных деталей для поделок.

7. Музыкальное творчество

Музыкальное творчество с детьми в 4 года

Четырехлетние малыши обычно проявляют интерес к музыке, желание слушать и исполнять. Они узнают знакомые мелодии и называют их. При прослушивании музыки они могут определить, грустная она или веселая, громкая или тихая, быстрая или медленная.

Они с удовольствием поют детские песенки. С большим энтузиазмом танцуют под музыку или пение взрослого, выполняя движения по тексту песни. Очень любят отбивать ритм музыки на шумовых музыкальных инструментах: ксилофоне, барабане, маракасах.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! Поскольку для дошкольников основной деятельностью является игровая, начиная занятие, нельзя говорить малышу: «Давай позанимаемся»! Надо говорить: «Давай поиграем». Обучение происходит в процессе игры.

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ! Если вы заметили, что малыш отстает в развитии от других детей – это серьезный повод обратиться к педиатру или детскому неврологу. Тянуть нельзя. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше вероятность, что малыш догонит своих сверстников.

8. Игры

Игры ребенка в 4 года

Игры дошколят подразделяются на:

  • сюжетно-ролевые;
  • дидактические;
  • подвижные;
  • театрализации.

В сюжетно-ролевых играх каждый берет на себя определенную социальную роль. Это игры на бытовые темы: «Семья», «День рождения куклы», «Наша любимая сказка» и другие. Подражая взрослым, ребята копируют жизнь общества и обучаются этическим нормам. Дети могут заиграться. Продолжительность игры достигает 40 – 50 минут.

Дидактические игры развивают память, внимание, интеллект, аналитические способности. К дидактическим играм относятся различные сортировщики предметов по цвету, размеру и форме; пазлы, парные картинки, «Танграм», «Узнай, что в мешочке», «Кто что слышит», «Чего не хватает» и множество других. Выбирая дидактическую игру, следует обращать внимание, для какого возраста она рекомендована.

Подвижные игры развивают такие качества, как ловкость, смелость, быстрота реакции, умение следовать правилам. Для четырехлеток это игры «Воробышки и автомобиль», «Зайцы и лиса», «У медведя во бору», ловишки, прятки и другие.

Театрализация – это обыгрывание сюжетов любимых сказок, мультфильмов. Они развивают творческие способности ребенка.

9. Режим дня

Режим дня ребенка в 4 года

Ребенок, достигший возраста 4 лет, имеет более сбалансированную нервную систему, чем младший дошкольник. Ему достаточно двух часов дневного сна.

Целый час можно посвятить развивающим занятиям в утреннее время (2 занятия по 20 минут с перерывом). Не стоит уделять занятиям длительное время, иначе мозг ребенка может переключиться на режим торможения, и малыш мало что усвоит из такого «урока». В течение дня следует совмещать сложные занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и элементарной математике с занятиями творческой деятельностью. Это требование связано с необходимостью не перенапрягать мозг ребенка.

7.30пробуждение, гигиенические процедуры
8.00утренняя зарядка
8.30завтрак
9.00развивающие занятия
10.00прогулка
11.15свободные игры, подготовка к обеду
12.00обед
12.30подготовка к дневному сну
12.45сон
14.45просмотр мультфильмов, игры, общение с взрослыми
15.30полдник
16.00прогулка
18.30игры, общение с взрослыми, посильная помощь маме
19.00ужин
19.30общение с взрослыми, чтение книг, игры
20.30водные процедуры, подготовка ко сну
21.00ночной сон

10. Питание

Питание ребенка в 4 года

Режим питания остается четырехразовым.

I вариант: завтрак, обед, полдник, ужин.

II вариант: завтрак, второй завтрак, обед, ужин.

Первый прием пищи – примерно через час после подъема. Последний – за час до отхода к ночному сну.

По-прежнему в рационе малышей первое место занимает молоко. Запрещены копчености, жирные, острые и жареные продукты. Мясные бульоны готовятся на второй воде.

Общий объем съедаемой пищи за сутки не должен превышать 1500 – 1800 г.

Таблица 2. Примерное меню на неделю для малыша в возрасте 4 года с указанием массы порции в граммах

День неделиЗавтракОбедПолдникУжин
Понедельниккаша пшенная молочная – 200;

напиток – 200;

хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10.

салат из овощей – 50;

суп овощной – 200;

рыба отварная- 60;

картофельное пюре с зеленым горошком – 60/20;

компот – 150;

хлеб ржаной – 50.

молоко с кукурузными хлопьями – 150/30.рагу овощное – 200;

кефир -150;

хлеб пшеничный с творожком – 30/40;

ягоды (фрукты) – 100.

Вторниккаша геркулесовая молочная – 200;

напиток – 200;

хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10.

щи мясные – 200;

тефтели мясные с подливой – 120/20;

салат из свеклы -50;

фрукты свежие – 100;

хлеб ржаной – 50.

морковь тертая со сметаной – 70/10;

кефир – 150;

булка с повидлом – 50/20.

голубцы (кабачки фаршированные) – 100;

молоко – 150;

булка с маслом и медом – 30/5/10.

Средасосиски детские – 50

тушеная капуста – 100;

напиток – 200;

булка с маслом и джемом – 30/5/10.

салат из свежих огурцов – 50; суп фасолевый (гороховый) на мясном бульоне – 200;

курица отварная – 60; каша гречневая – 60;

кисель клюквенный – 150;

хлеб ржаной – 50.

ватрушка (пирог) – 80;

молоко – 150.

запеканка картофельная с яйцом – 120;

кефир – 200;

хлеб пшеничный с маслом – 30/5; яблоко – 100.

Четвергкаша «Дружба» молочная – 200;

напиток – 200;

хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10.

суп молочный с лапшой – 200;

шницель рубленый – 70;

овощи тушеные – 80;

морс – 150;

хлеб ржаной – 50.

молоко – 150;

булочка – 50.

запеканка творожно-манная со сладкой подливой – 100/35;

напиток – 200;

хлеб пшеничный с маслом – 30/5;

фрукты – 100.

Пятницаомлет с зеленым горошком – 12050;

напиток – 200;

хлеб пшеничный с маслом – 30/5.

салат из свежих овощей – 50;

рассольник на мясном бульоне – 200;

котлетка рыбная паровая – 70;

макароны – 80; сок фруктовый – 100;

хлеб ржаной – 50.

молоко – 150;

пирожок (булочка) – 50.

вареники ленивые со сметаной – 120/20;

чай с молоком – 200;

булка с маслом – 30/5;

мусс ягодный – 100.

Субботаяйцо – 1 шт.;

гречневая каша молочная – 150;

напиток – 200;

хлеб пшеничный с маслом и повидлом – 30/5/10.

салат из моркови и яблок – 50;

суп перловый на мясном бульоне – 200;

картофель, тушеный с мясом, – 150;

компот – 150;

хлеб ржаной – 50.

молоко – 150;

булочка – 50.

рисовые биточки с повидлом – 15040;

чай – 200;

хлеб пшеничный – 30;

яблоко печеное – 100.

Воскресеньекаша кукурузная молочная – 200;

напиток – 200;

булка с маслом и сыром – 30/5/10.

цветная капуста отварная – 50;

борщ с мясом – 200;

рулет картофельный с мясом – 140;

свежие фрукты – 100;

хлеб ржаной – 50.

кефир – 200;

печенье – 30.

салат овощной – 50;

омлет – 120;

напиток – 200;

булка с маслом – 30/5.

Загрузка…

Источник