Развитие активности и направленности деятельности ребенка

Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности.

Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.

Активность рассматривается как динамическое условие деятельности и свойство личности, определяющее возможность собственного движения, деятельности и развития, в конечном счете. В качестве динамической переменной возможно рассмотрение активности общей – интенсивности и объема взаимодействия человека со средой, а так же активности надситуативной – способности ставить углубленные цели и задачи и подниматься над уровнем требования ситуации. Таким образом, надситуативная активность приобретает у человека не только характеристику общей психической деятельности, но и может выступать в качестве самостоятельного образования в структуре личности, тем самым влияя на особенности протекания деятельности.

Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, делят на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.

Чтобы лучше понять это, обратимся к метафоре Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам. В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой.

Собственная активность ребенка и соответствующие внутренние изменения задаются четырьмя компонентами:

1) согласованностью;

2) преодолением;

3) осознанием собственного положения;

4) интересом к новому.

Внешние формы активности могут быть различными:

– вынесение суждений о чем-либо;

– анализ ситуации и планирование деятельности;

– оценка и принятие решений;

– информационный поиск;

– разработка алгоритма деятельности;

– нахождение пробелов в собственных ресурсах;

– постановка и формулировка прикладных задач;

– определение границ собственной компетентности.

Можно выделить аспекты активности, связанные с различными базовыми свойствами высшей нервной деятельности, дающими различные преимущества:

– энергетический связан с силой нервных процессов и активированностью нервной системы;

– скоростной – с лабильностью;

– вариационный – со слабостью.

Каждый аспект активности вносит свой вклад в становление общих и специальных способностей.

Игровая и свободная деятельность ребенка служит точкой приложения его собственных усилий. Это делает ее ценным диагностическим инструментом в определении общей активности, так как целесообразность действий и желаний действовать задается не ситуацией извне, а внутренней мотивацией, преобладающей интенсивностью и объемом взаимодействия с окружающей средой.

По этому параметру детей можно разделить на группы:

– инертных;

– пассивных;

– спокойных;

– инициативных;

– активных;

– стремительных.

Признаки активности:

– выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;

– определяется наличием собственной цели;

– предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.

Виды детской активности:

– поисковая;

– познавательная;

– творческая;

– двигательная;

– социальная.

Рассмотрим содержание каждой из них.

Поисковая активность выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний. В поисковой деятельности ребенок выступает как исследователь, самостоятельно изучающий или воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Поисковая активность человека выражается в поведении, направленном на изменение ситуации или своего отношения к ней, которое протекает в условиях дефицита информации и невозможности осуществления прогнозирования результатов деятельности, но при постоянном учете степени ее эффективности. Поисковая активность определяется потребностью в эффективности деятельности по достижению цели и связана в той или иной мере с восполнением полевых пробелов не только через систему поиска недостающих элементов, но и за счет реконструкции поля во внутреннем плане. Главное условие ее возникновения – дефицит.

Отдельно или в качестве разновидности поисковой активности можно выделить познавательную активность. В ней знание выступают самостоятельной ценностью и целью деятельности человека. Главное – не преодоление зоны затруднений как некоего барьера по какой-то целевой задаче, а расширение представлений о мире и возможностей своей когнитивной деятельности . При этом, на наш взгляд, поисковая активность склонна к снижению по мере разрешения полевого конфликта, а познавательная, наоборот, – к повышению так как в ней присутствует катарсический эффект.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку с рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательная активность выступает движущей силой развития ребенка и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Творческая активность выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности.

Творческий ребенок, творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности. У ребенка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который придает всей его деятельности либо творческий характер, либо, наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам. Обучают, как правило, отдельным приемам и способам творчества.

Двигательная активность – естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем. Доказано, что нереализация потребности в движении приводит к снижению умственной активности, влияет не только на физическое, но и психическое состояние ребенка. При разных типах движений стимулируются различные отделы головного мозга. Поэтому для нас так важно устранить у детей существующий дефицит двигательной активности.

Социальная активность направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование социальных отношений. Социальная активность формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и дальнейшую социальную адаптивность.

Таким образом, мы видим, что в основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка. Поэтому одна из задач, которая стоит перед человеком, имеющим отношение к воспитанию детей, – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Немов Р. С., Психология образования. Книга 2, М., 1995;
  2. Рубинштейн С.Л., Проблемы общей психологии, М., 1973;
  3. Лисина М.И., Общение, личность и психология ребенка, М., 1997.

Источник

Познавательная активность дошкольников

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе, она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Считается, что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессом ощущения, восприятия, а так же памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения

Познание – приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира. Познать – постигнуть, приобрести знание о чем-либо, о ком-нибудь.

Познание – это сложное образование, в котором можно выделить два компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Сюда относятся:

  • что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания;
  • как получает ребёнок информацию, т.е. речь идёт о способах познания и средствах познания;
  • как ребёнок перерабатывает информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и т.д.

Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить у ребёнка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. У взрослых и детей отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему – либо только при наличии о нём знаний, представлений, опыта. У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них отношение – первично, а информация вторична. Они всегда готовы познавать то к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно

В течение жизни человека процесс познания проходит разные этапы развития. Так любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, которая помогает ему на первых порах адаптироваться к новым условиям жизни. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, которое проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире

Познавательная самостоятельность имеет три составляющие: мотивационный компонент (осознанное побуждение для выполнения целенаправленной деятельности); содержательно-операционный (владением ребёнком системой ведущих знаний и способов обучения); волевой (волевые усилия, которые необходимо приложить обучающимся для разрешения учебной задачи в ходе познавательной деятельности).

Основные требования к организации активного учения следующие: чтобы программный материал становился предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребёнка; чтобы средства активизации обеспечивали не общую, постоянную активность обучаемых на занятии, а активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

Средства активизации тогда достигнут необходимого результата, когда отбор их будет осуществляться в соответствии с конкретной целью каждого этапа познания, и они будут воздействовать на каждый компонент обучения.

Познавательная активность позволяет ребёнку с интересом воспринимать и понимать окружающий мир, т. к. познавательная активность детей напрямую зависит от того насколько правильно подобрано содержание активизации познавательной активности.

Важный компонент активизации, влияющий на познавательную активность – это наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации. Дьяченко О. М. считает, что в содержании активизации познавательной активности входят регулярно проводимые с детьми занятия, которые стимулируют активное познание нового.

Воспитатели знакомят с особенностями познавательного развития дошкольников своей возрастной группы.

Подвожу итог.

В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:

  • знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
  • установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;
  • удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
  • формированию положительного отношения к миру.

Достигнутый к 4 годам уровень психического развития позволяет ребёнку сделать ещё один важный шаг в познавательном развитии – дети 4 -5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это сложное занятие для маленького ребёнка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает желание разобрать «завалы» полученных знаний о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребёнок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребёнка

На 5-ом году жизни у детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям. Ведь интерес к какому-либо объекту пробуждает в ребёнке желание больше узнать о нём.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, тем успешнее будет для него начало школьного детства.

Познавательному развитию детей способствуют такие формы организации обучения, которые учитывают их возрастные возможности, а также предусматривают варианты решения познавательных задач, что позволяет каждому ребёнку реализовать свои индивидуальные способности. Дети постепенно овладевают новыми способами действия, ошибки при этом неизбежны. Педагог должен с пониманием и уважением относиться к поискам правильного пути.

На занятиях и в повседневной жизни педагог сообщает детям знания о разных сторонах окружающего мира. Передавая эти знания, педагог стремится не только расширять их объём, но и вызывать интерес к самому процессу познания, воспитывая любознательность. Для этого очень важно побуждать детей к тому, чтобы они почаще задавали вопросы «кто такой?», «что такое?», «почему?», «а что дальше?». Ведь познавательный интерес становится основной мотивацией, движущей детьми, способствующей заниматься, внимательно слушать рассказы и объяснения педагога, а затем и самому стремится к поиску ответов на бесконечные «почему?»

Так формируется умственная активность, и вместе с ней – волевое усилие, сосредоточенность, способность преодолевать трудности в овладении знаниями, в запоминании информации и умение активно использовать приобретённые знания в самостоятельной деятельности.

Особая работа проводится с детьми, проявляющими скованность, неуверенность на общих занятиях, в присутствии сверстников. Находясь «один на один» с педагогом, ребёнку легче преодолеть свой недостаток, а педагогу, в свою очередь, вступить в общение с ним. В таком свободном общении и ребёнок становится активнее, и педагогу легче поддержать его.

Таким образом, расширение знаний является средством формирования любознательности, побуждающей к умственной активности, которая становится мотивом к появлению настойчивости, сосредоточенности, развитию интереса к процессу обучения.

Формирование устойчивых познавательных интересов

Развитие познавательных интересов у дошкольников

Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей – наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.

Мотивация – совокупность всех мотивов, побуждающих к достижению цели.

Как подчёркивают многие педагоги и психологи, развивать положительное отношение к познанию, познавательный интерес к окружающей действительности нужно уже в дошкольном возрасте. Это может осуществляться через поощрение присущей детьми любознательности, связанной потребностью в новых впечатлениях. Проявляться детская любознательность может в форме многочисленных детских вопросов. Отвечая на задаваемые детьми вопросы, поощряя их возникновение, можно постепенно перевести детскую любознательность в стойкую потребность в узнавание нового, которая сможет в дальнейшем направлять деятельность ребёнка.

Одним из путей специализации целенаправленного развития любознательности детей может являться, например, создание условий для детского экспериментирования (Н. Н. Подьяков). Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к их открытию, обнаружение общего в конкретных проявлениях действительности.

Полезно с точки зрения развития интереса детей расширение их представлений об окружающем с помощью художественной литературы, наблюдений, специальных бесед.

Всё это создаёт базу для дальнейшего углубления знаний. Ведь интерес как раз и возникает там, где у ребёнка уже есть какие – то знания, но они ещё недостаточны, неточны, их очень мало, и новые сведения об окружающем дополняют ранее известное.

Ещё одну возможность появления познавательного интереса содержат регулярно проводимые с детьми занятия.

Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче – условие развития познавательных интересов. Поэтому взрослый, ставя перед собой цель развития познавательной мотивации, познавательных интересов детей, должен сделать ситуацию, в которую включена познавательная задача, осмыслённой для них, а, следовательно, создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.

Источник