Работа и ребенок 1 год начало

Работа и ребенок 1 год начало thumbnail

Мой день начинается в 7 утра. Нужно быстро собраться, позавтракать и бежать на работу к 8:30, в 9:00 уже планёрка. Потом наш офис открывается для клиентов, начинается суета, и так до обеда — в моём случае до двух или до трёх часов дня, когда как получается. Обедаю дома, после — опять на работу примерно до 19:00, иногда приходится задержаться подольше. Вроде бы ничего особенного — как у всех работающих людей, если не учитывать, что дома меня ждёт дочка Юлиана, которой в мае исполнился годик. И мне нужно умудриться за оставшееся свободное время в сутках уделить ей всё то внимание, которого ей не хватало от меня днём. Поэтому я не могу себе позволить прийти с работы уставшая и прилечь отдохнуть.

У нас насыщенная программа: мы вместе ужинаем, играем, если тепло — то выходим погулять на улицу, потом купаемся и собираемся ко сну. Конечно, после того как дочка засыпает, мне предстоит ещё доделать рабочие дела: проверить почту, ответить на письма, пройти онлайн-тестирование, ну и домашние — приготовить поесть на следующий день. Спать ложусь не раньше полуночи, это в лучшем случае, но чаще — в час ночи. В таком ритме мы живём уже несколько месяцев. Почему? Мне предложили хорошую должность — руководителя группы клиентского обслуживания отделения одного крупного банка, и я не смогла отказаться. Мы живём в маленьком провинциальном городе, и с трудоустройством здесь проблематично, так что я решила не упускать такой шанс.

До этого я пять лет работала в другом банке, была заместителем руководителя отделения. Немного устала и перешла на более спокойное место — специалистом в многофункциональный центр. К моменту беременности уже чётко понимала, что это не моё, и после декрета думала вернуться в банковскую сферу. Просто планировала это сделать после 1,5 лет, когда перестанут выплачивать пособие. Так что когда позвонила бывшая коллега и рассказала о вакансии, я, посовещавшись со своим мужем Ринатом, решила попробовать и отправила им своё резюме.

Поначалу это были всего лишь разговоры, супруг был согласен. Но когда дело набрало обороты, он засомневался. В итоге договорились, что мы рискнём, но если будут трудности, то я сразу уйду с работы без сомнений.

Собеседование проходило в несколько этапов и практически на каждом у меня уточняли про дочку, с кем она будет находиться. Я просто говорила так, как есть, но сама переживала, что из-за маленького ребёнка могут и отказать. Считается же, что работодатели не любят молодых мам, которые с больничных не вылезают. Но, видимо, это не больше, чем стереотип, или мне просто повезло. Когда принесла заявление на увольнение в МФЦ, там, конечно, удивились, как я выйду на работу с годовалой дочкой и смогу совмещать.

Мужская сторона вопроса

С дочкой сидит супруг, иногда помогает моя мама. У Рината есть работа, но она не требует его постоянного присутствия. Он геолог и на месторождения выезжает примерно раз в месяц на несколько дней. В эти дни нас как раз подстраховывает мама. У него ещё есть подработка, но её количество ради моей работы пришлось сократить до одного дня в воскресенье. По деньгам для нашей семьи так получается выгоднее.

Гибкий график мужа несомненно был большим плюсом в пользу выхода на работу, я бы не стала оставлять ребёнка в таком возрасте с няней. Но Рината скоро должны перевести на полный день, и как раз сейчас мы занимаемся оформлением ребёнка в садик — в ясли. С очередью проблем нет, да и в ясли мало кто отдаёт деток. Но в среднем в группе бывает по 10–15 детей, то есть мы в любом случае не одни такие.

У меня очень лояльный муж, поэтому с мужской точки зрения его это никак не коробило. И друзьям он так и говорил «это мой ребёнок, почему я сам не могу сидеть с ним, когда есть такая возможность?». К тому же, это временная мера — несколько месяцев до садика.

Общественное мнение

В принципе особого обсуждения и осуждения со стороны наша ситуация не вызывала. У всех есть трудности, и кредиты, и ипотека, все понимают, что жизнь у нас дорогая. И пусть в момент принятия предложения перед нами не стояли какие-то острые материальные проблемы, но мы понимали, что в перспективе с ними столкнёмся. Мы просто сработали на опережение.

Вот мама была против изначально. И её можно понять — жалко внучку, как такая маленькая и целый день без мамы. Плюс старая закалка, куда без неё — нужно до трёх лет отсидеть с ребёнком, а потом о карьере думать. Но когда мы перешли из разговорной плоскости в практическую, она поняла, что всё на самом деле не так страшно, как звучало на словах. Мне кажется, что сейчас она и сама рада, что я работаю.

Конечно, мне хочется больше времени проводить с ребёнком, посвящать ей всю себя, но в то же время я прекрасно понимаю, что у вопроса есть и материальная часть. Мне хочется дать дочке всё, ни в чём её не ущемлять, не говорить: я этого тебе не куплю, потому что нет возможности. Хочется покупать ей красивую одежду, крутые игрушки, вкусные фрукты и сладости, на море возить отдыхать. На всё это нужны деньги, а сидя в декрете до трёх лет, их не заработаешь.

Наш быт

Первый месяц был очень тяжёлый, мне было сложно не видеть ребёнка целый день, я постоянно переживала, звонила. Дочке тоже нужно было время привыкнуть. Это был стресс для нас всех. Я даже думала, что, блин, зачем я это всё затеяла. Но как-то постепенно мы привыкли. Юлиане, конечно, помогла ещё её поездка с папой к другой бабушке на две недели. Такой лайфхак для других родителей: смена обстановки помогает не только взрослым. Там она стала такой самостоятельной, ещё более общительной и активной. И сейчас, когда я с обеда возвращаюсь на работу, она уже не закатывает истерики, понимает, что я ухожу, а потом прихожу обратно, она меня больше не теряет.

Юлиана спит примерно до 10 утра, так что утренних прощаний у нас нет, да и муж заодно высыпается. После завтрака они читают, играют, слушают музыку, поют, танцуют, занимаются всем, чем могут, а потом идут гулять. Так незаметно для них приходит время моего обеда, и вот они уже вместе меня встречают на машине у работы и после привозят обратно. А там уже и до окончания рабочего времени совсем немного остаётся.

Бывает, что приходится задерживаться на работе на час-полтора. Мы полностью сменили команду в нашем отделении, нужно помогать новым сотрудникам, обучать их. Ринат не злится, вроде не ругается, по крайней мере вслух. Он понимает, что это временно, и первое время сложности неизбежны.

От домашних хлопот и рутинной работы, кроме приготовления еды и мытья посуды, муж меня освободил. Он без проблем может сам навести порядок в доме, пропылесосить. Вот готовить, кроме лёгких завтраков, он не умеет, так что это на мне. Если вдруг не успеваю, то Ринат с Юлианой просто едут к бабушке обедать. Вот они — прелести маленького города.

Советы:

1. Не бойтесь яслей.

Садик — это не страшно, с детьми занимаются люди со специальным образованием. С ними играют, гуляют, учат чему-то новому, поэтому им, наоборот, будет интересно. Но перед тем, как оформлять ребёнка в группу, нужно понять, готов ли он к такому, сможет ли он сейчас адаптироваться, насколько он активный, общительный и тянется к другим деткам. Если нет, то, конечно, я бы не стала и пробовать. Мамы — они всегда такое видят и без психологов.

2. Оцените свои силы.

Быть в декрете и воспитывать ребёнка тяжело, мамы поймут, о чём это я, но ещё тяжелее работать с маленьким ребёнком — ответственность двойная, её никто не снимает.

3. Заручитесь безоговорочной поддержкой супруга.

Должно быть полное согласие обоих. Не каждый папа, наверное, сможет сидеть с ребёнком постоянно. Каждый его день будет по минутам запланирован наперёд, поменяется ритм жизни, и мужчина должен быть готов к этому.

4. Продумайте заранее, как быть в экстренных ситуациях.

Поймите, кто сможет посидеть с ребёнком в случае накладок на работе у вас и у мужа.

5. Если возникла такая необходимость выйти из декрета намного раньше срока, то ничего не бойтесь — пробуйте.

https://www.sravni.ru/text/kak-ukhodit-v-dekret/

Источник

ñ ÔÏÖÅ ÉÚ ÔÅÈ, ËÔÏ ÚÁÎÉÍÁÅÔ ÎÅÐÏÐÕÌÑÒÎÕÀ × ÔÁËÏÇÏ ÒÏÄÁÈ ÔÅÍÁÈ ÐÏÚÉÃÉÀ. úÎÁÀ, ÞÔÏ ÓÅÊÞÁÓ ÍÅÎÑ ÂÕÄÕÔ ÚÁËÉÄÙ×ÁÔØ. é ÌÁÄÎÏ ÅÓÌÉ ÔÏÌØËÏ ÔÁÐËÁÍÉ)))
íÏÅÍÕ ÒÅÂÅÎËÕ ÓÅÊÞÁÓ 1 ÇÏÄ É 2 ÍÅÓÑÃÁ. ÷ ÓÅÎÔÑÂÒÅ Ñ ÐÌÁÎÉÒÕÀ ×ÙÈÏÄÉÔØ ÎÁ ÒÁÂÏÔÕ. ÷ÞÅÒÁ ÏÂÝÁÌÁÓØ ×ËÒÁÔÃÅ Ó ÄÉÒÅËÔÏÒÏÍ ÎÁ ÜÔÕ ÔÅÍÕ. ðÏÐÒÏÓÉÌÁ ÅÇÏ ÎÁ ÐÅÒ×ÙÅ ÐÁÒÕ ÍÅÓÑÃÅ× ÎÅÐÏÌÎÕÀ ÒÁÂÏÞÕÀ ÎÅÄÅÌÀ.
äÌÑ ÔÏÇÏ ÞÔÏÂÙ ×ÙÊÔÉ ÎÁ ÒÁÂÏÔÕ, ÍÙ ÓÅÊÞÁÓ ÒÅÂÅÎËÁ ÐÒÉÓÔÒÁÉ×ÁÅÍ Ó ÄÏÍÁÛÎÉÊ ÄÅÔÓËÉÊ ÓÁÄ, ËÏÔÏÒÙÊ ÎÁÍ ÂÕÄÅÔ ÏÂÈÏÄÉÔØÓÑ × 14000 × ÍÅÓÑà – ÜÔÏ 5 ÄÎÅÊ × ÎÅÄÅÌÀ, Ó 7.30 ÄÏ 19.30.
ðÏËÁ ÎÅ ÏÞÅÎØ ÕÄÁÅÔÓÑ ÁÄÁÐÔÁÃÉÑ – ÒÅÂÅÎÏË ÚÁÂÏÌÅÌ ÞÅÒÅÚ 4 ÄÎÑ ÐÏÓÌÅ ÎÁÞÁÌÁ ÈÏÖÄÅÎÉÑ, 3 ÎÅÄÅÌÉ ÐÒÏÂÏÌÅÌÉ. óÅÇÏÄÎÑ ×ÏÔ ÐÏÓÌÅ ÂÏÌÅÚÎÉ ×ÙÛÌÉ ÐÅÒ×ÙÊ ÄÅÎØ. âÕÄÅÍ ÓÔÁÒÁÔØÓÑ, ÞÔÏÂÙ ÓÎÏ×Á ÎÅ ÚÁÂÏÌÅÔØ – ÏËÓÏÌÉÎÏ×ÁÑ ÍÁÚØ É ÐÒÏÍÙ×ÁÎÉÅ ÎÏÓÁ ÐÏÓÌÅ ÓÁÄÁ.
íÏÑ ÍÁÍÁ ÐÏ ÜÔÏÍÕ ÐÏ×ÏÄÕ ×ÙÓËÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ ÏÞÅÎØ ËÁÔÅÇÏÒÉÞÎÏ: “ôÁËÏÊ ÍÁÌÅÎØËÉÊ, ÓÉÄÉ ÄÏÍÁ! âÕÄÅÔ Õ ÔÅÂÑ ÐÏÓÔÏÑÎÎÏ ÂÏÌÅÔØ!”
ñ ÅÊ ÏÔ×ÅÞÁÀ ÎÁ ÜÔÏ, ÞÔÏ Ñ ÎÅ ×ÒÁÇ Ó×ÏÅÍÕ ÒÅÂÅÎËÕ, É ÅÓÌÉ ÂÕÄÅÔ ÂÏÌÅÔØ, ÂÕÄÅÍ ÂÒÁÔØ Ó ÍÕÖÅÍ ÐÏ ÏÞÅÒÅÄÉ ÂÏÌØÎÉÞÎÙÅ É ÌÅÞÉÔØ. é ÐÒÏÛÕ ËÁÖÄÙÊ ÂÏÖÉÊ ÒÁÚ, ÞÔÏÂÙ ÎÅ ÄÁ×ÁÌÁ ÕÓÔÁÎÏ×ÏË ÐÏ ÐÏ×ÏÄÕ ÞÁÓÔÙÈ ÂÏÌÅÚÎÅÊ – ÜÔÏ ÓÔÒÁÛÎÏ, ËÁË ÍÁÔÅÒÉÁÌÉÚÕÀÔÓÑ ÍÙÓÌÉ!

÷ÁÒÉÁÎÔ Ó ÎÑÎÅÊ ÍÙ ÏÔÍÅÌÉ, ÐÏÔÏÍÕ ÞÔÏ ÓÔÏÉÔ ÜÔÏ × 2 ÒÁÚÁ ÄÏÒÏÖÅ ÄÏÍÁÛÎÅÇÏ ÓÁÄÁ.
÷ÁÒÉÁÎÔ Ó ÍÁÍÁÍÉ ÄÌÑ ÎÁÓ ÏËÁÚÁÌÓÑ ÎÅ ×ÁÒÉÁÎÔÏÍ, ÔÁË ËÁË ÏÄÎÁ ÍÁÍÁ ÒÁÂÏÔÁÅÔ, ÄÒÕÇÁÑ ÂÏÌÅÅÔ É ÎÅ ÍÏÖÅÔ ÓÉÄÅÔØ Ó ÒÅÂÅÎËÏÍ ÐÏ 12 ÞÁÓÏ× 5 ÄÎÅÊ × ÎÅÄÅÌÀ.

÷ ÷ÁÛÅÍ ÓÌÕÞÁÅ… ÓÏ×ÅÔÏ×ÁÔØ Ñ ÷ÁÍ ÎÅ ÂÕÄÕ – ÜÔÏ ÎÅÂÌÁÇÏÄÁÒÎÏÅ ÄÅÌÏ. åÓÌÉ Ñ ÐÒÁ×ÉÌØÎÏ ÷ÁÓ ÐÏÎÉÍÁÀ, ÷ÁÍ ÎÅ ÓÏ×ÅÔ ÎÕÖÅÎ, ÷ÁÍ ÎÕÖÎÏ ÏÐÒÅÄÅÌÉÔØÓÑ ÄÌÑ ÓÅÂÑ. ÷ÓÅ Ó×ÏÉ ×ÁÒÉÁÎÔÙ ÷Ù É ÔÁË ÚÎÁÅÔÅ.
÷ÓÅÇÄÁ ÂÕÄÕÔ ÌÀÄÉ, ËÏÔÏÒÙÅ ÷ÁÓ ÂÕÄÕÔ ÏÔÇÏ×ÁÒÉ×ÁÔØ ÏÔ ÌÀÂÏÇÏ ÉÚ ÒÅÛÅÎÉÊ.
ïÔ×ÅÔØÔÅ ÄÌÑ ÓÅÂÑ ÎÁ ×ÏÐÒÏÓ: “èÏÞÕ ÌÉ Ñ ÎÁ ÒÁÂÏÔÕ?” íÏÖÅÔ, Ñ ÓÔÒÁÎÎÁÑ, ÎÏ Ñ èïþõ ÎÁ ÒÁÂÏÔÕ! ñ ÐÒÏÓÔÏ ÆÉÚÉÞÅÓËÉ ÏÝÕÝÁÀ, ËÁË ÍÏÊ ÍÏÚÇ ÚÁ ÐÏÌÔÏÒÁ ÇÏÄÁ ÄÏÍÁ ÐÒÅ×ÒÁÝÁÅÔÓÑ × ÖÅÌÅ. é ÜÔÏ ÎÅ ÄÅÌÁÅÔ ÍÅÎÑ Á×ÔÏÍÁÔÉÞÅÓËÉ ÐÌÏÈÏÊ ÍÁÔÅÒØÀ. äÁ, Ñ ÎÅ Õ×ÉÖÕ, ËÁË ÍÏÊ ÒÅÂÅÎÏË × ÐÅÒ×ÙÊ ÒÁÚ ÂÕÄÅÔ ÎÅ ÅÓÔØ ÐÌÁÓÔÉÌÉÎ, Á ËÁÔÁÔØ ÉÚ ÎÅÇÏ ÛÁÒÉËÉ. îÕ É ÞÔÏ? úÁÔÏ Ñ Õ×ÉÖÕ ×ÓÅ ÏÓÔÁÌØÎÙÅ ÒÁÚÙ! ïÎ ÂÕÄÅÔ Ó ÇÏÒÄÏÓÔØÀ ÍÎÅ ÐÏËÁÚÙ×ÁÔØ, ÞÅÍÕ ÅÇÏ ÎÁÕÞÉÌÉ × ÓÁÄÕ. üÔÏ ÂÕÄÅÔ ÅÇÏ ÓÀÒÐÒÉÚ ÄÌÑ ÍÅÎÑ!
åÓÌÉ ÷Ù ÎÅ ÈÏÔÉÔÅ ÎÁ ÒÁÂÏÔÕ, ÔÏ ÔÕÔ ÎÕÖÎÏ ÏÔ×ÅÔÉÔØ ÎÁ ÄÒÕÇÏÊ ×ÏÐÒÏÓ: “îÕÖÎÏ ÌÉ ÍÎÅ ×ÙÈÏÄÉÔØ ÎÁ ÒÁÂÏÔÕ?” îÕÖÎÏ ËÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ ÉÚ-ÚÁ ÄÅÎÅÇ. ðÒÏÓÔÏ ÐÏÄÏÊÄÉÔÅ ÔÏÇÄÁ Ë ÜÔÏÍÕ ×ÏÐÒÏÓÕ ÍÁÔÅÍÁÔÉÞÅÓËÉ: ÓËÏÌØËÏ ÷Ù ÂÕÄÅÔÅ ÔÒÁÔÉÔØ, ÅÓÌÉ ×ÙÊÄÅÔÅ ÎÁ ÒÁÂÏÔÕ (ÎÁ ÓÁÄ/ÎÑÎÀ, ÄÏÒÏÇÕ ÄÏÍÏÊ É Ô.Ð.) ðÏÓÞÉÔÁÊÔÅ ÓÕÈÏÊ ÏÓÔÁÔÏË – ×ÙÇÏÄÎÏ ÌÉ ÂÕÄÅÔ ×ÙÈÏÄÉÔØ? éÌÉ ÐÏÓÉÄÅÔØ ÅÝÅ?
íÎÅ ÍÁÍÁ ÐÒÅÄÌÏÖÉÌÁ ÏÔÐÒÁ×ÉÔØ × ÄÅËÒÅÔ ÍÕÖÁ. îÏ ÐÏÌÕÞÁÅÔÓÑ, ÞÔÏ ÜÔÏ ÂÕÄÅÔ ÎÉ ÒÁÚÕ ÎÅ ×ÙÇÏÄÎÅÅ, ÞÅÍ ÍÎÅ ÓÉÄÅÔØ. ËÁËÏÊ ÓÍÙÓÌ? íÎÅ ÄÅÛÅ×ÌÅ ÏÔÄÁ×ÁÔØ ÚÁ ÓÁÄÉË, ÞÅÓÔÎÏ ÇÏ×ÏÒÑ.

é ÐÏÓÌÅÄÎÑÑ ÍÙÓÌØ. ëÏÇÄÁ ÷Ù ÄÌÑ ÓÅÂÑ ÐÒÉÍÅÔÅ ÒÅÛÅÎÉÅ, ÔÏ ËÁËÏÅ ÂÙ ÏÎÏ ÎÉ ÂÙÌÏ:
– ×Ï-ÐÅÒ×ÙÈ, ÷Ù ÍÏÖÅÔÅ ÐÏ×ÅÒÎÕÔØ ÅÇÏ ×ÓÐÑÔØ! ñ ×ÙÈÏÄÉÌÁ ÎÁ ÒÁÂÏÔÕ, ËÏÇÄÁ ÒÅÂÅÎËÕ ÂÙÌÏ 3 ÍÅÓÑÃÁ. ÷ ÅÇÏ 7 ÍÅÓÑÃÅ×, Ñ ×ÅÒÎÕÌÁÓØ ÓÎÏ×Á × ÄÅËÒÅÔ. îÅ ÓÍÏÇÌÁ! é ÎÉËÔÏ ÷ÁÓ ÎÅ Õ×ÏÌÉÔ, ÅÓÌÉ ÷Ù ÕÓÔÒÏÅÎÙ ÏÆÉÃÉÁÌØÎÏ. ðÏÐÒÏÂÕÊÔÅ ÐÏÇÏ×ÏÒÉÔØ Ó ÎÁÞÁÌØÓÔ×ÏÍ ÐÏ-ÞÅÌÏ×ÅÞÅÓËÉ.
ôÁË ÖÅ É ÒÅÛÉ×ÛÉÓØ ÏÓÔÁÔØÓÑ ÓÅÊÞÁÓ ÄÏÍÁ, ÷Ù ÔÁËÖÅ ÓÍÏÖÅÔÅ ×ÙÊÔÉ ÎÁ ÒÁÂÏÔÕ ÐÏÚÖÅ. îÕÖÎÏ ÐÒÏÓÔÏ ÄÏÇÏ×ÏÒÉÔØÓÑ.
– ×Ï-×ÔÏÒÙÈ, ÎÉËÏÍÕ ÎÅ ÄÁÊÔÅ ÷ÁÓ ÓÍÕÔÉÔØ × ÷ÁÛÅÍ ÒÅÛÅÎÉÉ. åÓÌÉ ÒÅÛÉÌÉ ×ÙÈÏÄÉÔØ – ÎÅ ÍÕÞÁÊÔÅÓØ ÐÏÓÌÅ ×ÙÈÏÄÁ ÓÏÍÎÅÎÉÑÍÉ. ìÕÞÛÅ ÒÅÂÅÎËÕ ÚÎÁÔØ Õ×ÅÒÅÎÎÕÀ × ÓÅÂÅ ÍÁÍÕ, ËÏÔÏÒÁÑ ÉÄÅÔ ÎÁ ÒÁÂÏÔÕ Ó ÒÁÄÏÓÔØÀ É Ó ÒÁÄÏÓÔØÀ ×ÏÚ×ÒÁÝÁÅÔÓÑ ÄÏÍÏÊ Ë ÍÁÌÙÛÕ É ÐÒÏ×ÏÄÉÔ Ó ÎÉÍ ×ÒÅÍÑ, ÞÅÍ ÍÁÍÕ, ËÏÔÏÒÁÑ ×ÓÅ ×ÒÅÍÑ ÍÕÞÁÅÔÓÑ – ÄÏÍÁ Ï ÒÁÂÏÔÅ, Á ÎÁ ÒÁÂÏÔÅ Ï ÒÅÂÅÎËÅ. åÓÌÉ ÍÁÍÁ ÂÕÄÅÔ ÞÕ×ÓÔ×Ï×ÁÔØ ×ÉÎÕ ÚÁ Ó×ÏÅ ÏÔÓÕÔÓÔ×ÉÅ, ÒÅÂÅÎÏË ÐÏÔÏÍ ÂÕÄÅÔ ÞÕ×ÓÔ×Ï×ÁÔØ ×ÉÎÕ ÚÁ ÔÏ, ÞÔÏ ÍÁÍÁ ÎÅ ÍÏÖÅÔ ÉÚ-ÚÁ ÎÅÇÏ ÞÔÏ-ÔÏ ÄÅÌÁÔØ × ÖÉÚÎÉ. ó×ÏÅ ÒÅÛÅÎÉÅ ÄÏÎÅÓÉÔÅ ÄÏ ÒÏÄÎÙÈ – ÏÎÉ ÎÅ ÏÂÑÚÁÎÙ ÒÁÚÄÅÌÑÔØ ÷ÁÛÅ ÒÅÛÅÎÉÅ, ÎÏ ÏÎÉ ÏÂÑÚÁÎÙ ÅÇÏ Õ×ÁÖÁÔØ × ÌÀÂÏÍ ÓÌÕÞÁÅ.

ðÒÏÓÔÉÔÅ ÚÁ ÍÎÏÇÏ ÂÕË×… üÔÏ ÔÏÖÅ ÂÏÌØÎÁÑ ÄÌÑ ÍÅÎÑ ÔÅÍÁ. îÏ Ñ ×ÓÅ ÒÅÛÉÌÁ. äÌÑ ÓÅÂÑ.
÷Ù ÎÁÊÄÅÔÅ Ó×ÏÊ ×ÙÈÏÄ. éÎÏÇÄÁ ÐÒÏÓÔÏ ÎÕÖÎÏ, ÞÔÏÂÙ ÄÒÕÇÉÅ ×ÍÅÓÔÅ Ó ÎÁÍÉ ÐÒÏÇÏ×ÏÒÉÌÉ ÐÒÏÂÌÅÍÕ ×ÓÌÕÈ, ÞÔÏÂÙ ÎÁÊÔÉ Ó×ÏÅ ÒÅÛÅÎÉÅ.

Источник

15.04.2015

За год малыш научился многому: садиться, ползать, даже ходить, но следующий год для малыша должен стать не менее насыщенным и интересным. Ребенок научился ходить, а значит, наступил этап активного познания окружающего мира, это надо использовать во благо и в целях развития нашего малыша.

 Обучение крохи будет более эффективным, если оно будет направлено и организовано взрослым. А для того, чтобы родителям понимать, в какую сторону двигаться в части совместных занятий с ребенком, предлагаем вам план. План охватывает все сферы жизнедеятельности малыша, и направлен на развитие его когнитивных процессов.

Упражнения для развития логики ребенка в период с 1 года до 2 лет

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные – по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки – домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.

Упражнения для развития внимания детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Игра в «Найди пару» – с носочками, варежками, карточками (лото), игра «Угодай-ка»
2. Игра «Что в этой комнате?» – по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» – мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» – игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» – разновидность игры «найди пару» – найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов

В процессе игр с ребенком, общения, чтения книг, уделяйте внимание следующим понятиям:
1. Большой-маленький.
2. Название цветов, можно использовать игру «Цветик-семицветик»  (как базовых – синий, красный, желтый, зеленый, а позже познакомить со всеми цветами радуги и нетипичными цветами, например, салатовый).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.

Лексические темы

С ребенком важно постоянно общаться и рассказывать ему о том, что происходит вокруг, давать понятийное обозначение предметов, с которыми сталкивается ребенок.  Таким образом, мы работаем над развитием словарного запаса и понятийного аппарата ребенка. Ощупывание предметов, игры с ними, будут способствовать быстрейшему усвоению новых знаний.

Итак, в возрасте от 1 года до 2 лет, для развития речи ребенка, вводим следующие понятия:

1. Посуда.
2. Рыба.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты, для этих целей, можно сделать наглядный материал: овощи и фрукты своими руками.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда, отлично подойдет игра «Одевалка».
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество для детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе  – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудно – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет – внутри листа вырезается простой силуэт – например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально: все – таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста: учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку” и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто – получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Упражнения для развития речи и артикуляции ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Продолжать учиться звукоподражанию. Учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) – если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» – стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).
4. Читать книги, для малышей лучше предлагать мягкие книжки, которые можно сделать самим или из плотного картона.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») – обычно это возможно осуществить в среднем – к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности, побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи “дай!”, “скажи, что это”, “скажи, как мяукает кошечка”, и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания (“давай покачаем куклу, спой ей “а-а”, “побибикай машинкой – “би-би”, “попроси у мишки чашку, скажи, “дай, мишка!” и т.п.).

Упражнения для развития музыкального слуха и чувства ритма у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Логоритмика – танцы под музыку (например, методика Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая – медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает – мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – “принеси куклу, дай мячик”).

Упражнения для развития сенсорики у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п. родители могут сами сделать сенсорные ладошки или сенсорные мешочки, для организации занятий с ребенком в домашних условиях.

1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации ребенка от 1 до 2 лет

1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» – передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Учиться прыгать на месте (ближе к 2 годам, можно учиться прыгать на батуте).
7. Бить по мячу ногой.
8. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному – из стульев и т.п.).
9. Лазать: на детской площадке, с поддержкой взрослым (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван – с дивана, забираться на стул и т.п.
10. Учиться переносить различные предметы на подносе.
11. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти, значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния, если торопить события и «заставлять» ребенка ходить – это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
12. Ходить по наклонным поверхностям – в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
13. Толкать тележку, игрушечную коляску.
14. Тянуть за собой предметы на веревочке.
15. Играть с мамой в догонялки.
16. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
17. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
18. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
19. Учиться катать машинку через “тоннель”.
20. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
21. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Ролевые игры для детей от 1 до 2 лет

1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер – отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения для детей в быту

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» – т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» – концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (“помоги поставить тазик на место”).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки малышей в возрасте от 1 года до 2 лет

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться игрушками, вкусняшками и меняться с другими детками или мамой (Не настаивать и не заставлять, а просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка – настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.

Источник