Польза творческого развития ребенка

Польза творческого развития ребенка thumbnail

Когда дети занимаются творчеством, они не только структурируют свое время, но также и развиваются. Творческие занятия помогают становлению познавательной сферы, мелкой моторики и могут способствовать проявлению склонности ребенка к той или иной деятельности.

Когда родители дают ребенку возможность попробовать себя в таких сферах как: музыка или искусство, лепка, конструирование, танцы, то тем самым они могут увидеть, в какой именно области детские способности проявляются больше всего.

Понимание этого способствует выбору жизненного пути – возможно, увлекшись каким-либо видом творчества, ребенку будет легче определиться с тем, чем он хотел бы заниматься. Может быть, он станет художником или танцором, музыкантом или архитектором.

Дети, которые много занимались творческими занятиями, вырастают с лучшим пониманием себя и своих желаний, раскрывают способности, которыми их наградила природа. Так ребенок получает возможность увлекаться любимым делом в жизни и, когда повзрослеет, достичь профессионального роста.

Не стоит недооценивать влияние творчества на детское развитие – благодаря этим занятиям и упражнениям развивается не только познавательная сфера, но также и психические процессы. О пользе творчества в становлении детской личности, можно узнать из этой статьи.

Влияние творчества на развитие ребенка

Когда ребенок творит – рисует, танцует, конструирует, лепит, собирает – он познает мир, самовыражается и устанавливает более тесный контакт со своей личностью. Также дети во время создания чего-то нового своими руками делают важные открытия – это позволяет им устанавливать связь не только с собой, но и с внешним миром. Когда ребенок чувствует себя творцом, радуясь успехам и получая похвалу от родителей – он растет и развивается спокойно и гармонично, его самооценка стабильна, он учится оценивать результат своих стараний положительно и гордиться им.

Влияние творчества на воображение

Прежде чем приступить к какому-либо занятию, ребенок «рисует» в голове картины того, как он будет это делать – рисовать или лепить – и представляет конечный результат работы. Если творчество станет сопровождать малыша с раннего развития, то он получает возможность расширять потенциал воображения – это значит, он будет фантазировать и придумывать, видеть и представлять себе образы, вещи, события не в рамках узконаправленного мышления, а с самых разных сторон.

Во взрослой жизни такая способность помогает человеку не «застревать» на проблеме, видеть многие способы и пути ее решения. Высокий уровень воображения свидетельствует об одаренности, помогает учиться, решать задачи нестандартным способом, быстро находить ответы на вопросы, ориентироваться в учебных целях, не пасовать перед трудностями в школе.

Мышление и творчество

Невозможно творить, делать что-то своими руками, не думая о процессе и результате. По этой причине, занимаясь любимым делом, и полностью погружаясь в творческий процесс, дети научаются думать, мыслить, анализировать, обобщать, сравнивать, овладевать причинно-следственными связями. Благодаря творческим занятиям, мышление ребенка тесно связывается с такими процессами как развитие мотивации, постановка целей и поиски смысла. Это может относиться ко всему – учебе и общению, отношениям в семье и со сверстниками, формированию самооценки и уверенности.

Внимание, память, восприятие

Дети, которые творят, как правило, выполняют творческие задания с внимательностью и увлеченностью. Это способствует тому, что они могут создавать такие продукты, которые бы отличались новизной и оригинальностью.

Кроме того, ребенок привыкает мыслить и действовать самостоятельно. Это важный фактор в развитии его личности. Когда он занимается творчеством – у него развивается память, воображение и восприятие, это помогает не только достигать успехов в учебе и хобби, но также чувствовать себя комфортно там, где нужно дать оценку ситуации, проявить смекалку, честность, решить трудности социального характера.

Психические травмы у детей

Детской эмоциональной травмой может считаться все, что влечет такие изменения в детской личности как: уныние и подавленность, проблемы со сном или отказ от пищи, агрессивное поведение или уход в себя, наличие страхов, навязчивых мыслей и действий, тики. Для того чтобы помочь ребенку, необходимо консультация и работа со специалистом, однако творческие занятия дома будут способствовать снятию симптомов тревоги и напряжения.

Изобразительная деятельность

Рисование масляными, акварельными, пальчиковыми красками, гуашью, мелками способствуют выражению тяжелых и болезненных эмоций. Дети отличаются от взрослых тем, что часто они не могут говорить о том, что чувствуют – у них нет подобного опыта взаимодействия с родителями и миром. Поэтому положительные чувства радости и счастья у детей проявляются как смех и веселье, а отрицательные через уныние, депрессивное состояние или агрессию. Работа с психологом помогает ребенку «вытащить наружу» негативные эмоции, прожить сложный период, успокоиться и вновь развиваться в соответствии со своей природой.

Когда малыш или школьник рисует, он бессознательно «отражает» на бумаге все, что происходит у него внутри.

Родителям на заметку: если ребенок чем-то расстроен, можно предложить ему порисовать или сделать это вместе с ним. Не стоит давать конкретные инструкции к тому, что нужно изображать – пусть он рисует отвлеченно, прислушиваясь к себе. Рисование способствует налаживанию эмоционального фона и его гармонизации.

Читайте также:  Амплификация детского развития ребенка

Лепка

Пластилин или мягкая глина бессознательно ассоциируются с собственным телом, поэтому занятия с ними будут полезны, когда существуют психосоматические болезни, мышечные зажимы, тревожное состояние, скованность в теле. Ребенок может просто лепить, не привязывая свою работу к конкретному образу. Работая пальцами, он расслабляется, снимает напряжение через давление на пластилин.

Танцы и музыка помогают выражать эмоции через тело и слух.

Занятия творчеством с родителями

Когда у ребенка есть психологическая травма или он просто любит заниматься творчеством, то привлечение к этому процессу родителей благоприятно сказывается на его самочувствии и развитии психики. Если дети и родители делают что-то вместе – рисуют или лепят, танцуют и строят, вырезают и складывают – это сближает их друг с другом. Всем членам семьи можно рисовать на тему:

  • «Я и мои мечты»;
  • «Желания, которое исполнятся, когда я вырасту»;
  • «Страхи»;
  • «Моя семья»;
  • «Дом или город моей мечты».

Лепить с ребенком можно, отталкиваясь от определенных тем. То, какими они будут, зависит от детского эмоционального состояния или личностных проблем. С детьми можно лепить:

  • Себя и свою семью;
  • Сказку;
  • Свое тело, орган, который болит
  • Что угодно, не привязываясь к конкретному образу и результату.

Во время занятий лепкой не всегда важно то, что у ребенка получится, а сам процесс – работа руками не только развивает мелкую моторику, но и стабилизирует эмоциональное состояние.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

О пользе детского творчества! Материал для родителей.

…Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.

Николай Васильевич Гоголь

Творчество – это не только удовольствие, но ещё и полная свобода для фантазии и деятельности, самовыражение, искусство и красота. В нём нет правил и законов.

Ребёнок – это маленький первооткрыватель, который постоянно растёт, развивается, меняется, узнаёт новое и никогда не сидит на месте. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими чувствами, эмоциями и впечатлениями.

Творчество детей обладает особенностью. Она состоит в том, что основное внимание при занятиях с детьми уделяется не результатам деятельности, а процессу. То есть при развитии творческих способностей ребёнка важен сам творческий акт, процесс преобразования, создания чего-то нового. Для самих детей результат важнее, и они испытывают большой душевный подъём, когда их работы отмечаются учителем, выставляются публично, отправляются на конкурсы и т.д.

Творческие занятия приобщают ребёнка ко всему прекрасному, развивают воображение и являются действенным способом познания мира. В процессе творческой деятельности ребёнку постепенно прививаются разные качества характера: трудолюбие, наблюдательность, усидчивость, повышается его интеллект. Занятия творчеством развивают эстетическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию и помогают познать окружающий мир в деталях. Поэтому очень важно найти занятие, которое придётся ему по душе и поможет активно развиваться не только физически, но и эмоционально. Ребёнок занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает. И учиться видеть «конечный результат».

Именно с помощью творчества можно узнать, как из бумаги можно мастерить интересные поделки, красками делать мир ярче, мять эластичный пластилин, а клеем скреплять не только части картонного домика, но и пальцы. Творческий потенциал есть в каждом ребёнке. Нужно лишь найти ту стезю, по которой ему будет комфортно и приятно идти.

  • Занятия различными видами творчества развивают у ребёнка любознательность и кругозор.
  • Занятия различными видами творчества прекрасный и эффективный способ для ребёнка выразить свои чувства, эмоции и переживания, снять эмоциональную усталость.
  • Создавая нечто новое, чего ранее никогда не бывало, ребёнок может проявить себя, собственные способности и склонности.
  • Ребёнок начинает понимать, что создать произведение, какую-то вещь не так-то просто. Они учатся ценить чужой труд.
  • Ребёнок становится более внимательным к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи.
  • Планирование и умение доводить дело до конца – качества, которые пригодятся не только во время учёбы, но и в дальнейшей жизни.
  • В каждой работе наших творцов развивается терпение и усердие, аккуратность.
  • Во время совместной работы дети учатся работать вместе, помогать друг другу.
  • Общение друг с другом во время работы развивает речь, умственные способности, также параллельно развиваются эстетические способности, умение видеть и понять прекрасное.
  • Множеством исследований доказано, что развитие творческих способностей оказывает положительное влияние на успеваемость по обычным общеобразовательным предметам.

Мир детей уникален. Детское творчество безгранично, уникально и возможности его велики. Не подавляя, а помогая ребёнку в его творчестве, мы созидает будущую характерную, успешную личность, которая умеет правильно творчески выразить себя. Научившись однажды, не разучишься никогда!

Читайте также:  Развитие личности ребенка семи до одиннадцати

Занимаясь творчеством, ребёнок становится «творцом мира». Он создаёт свой мир.

Источник

Невозможно представить развитие ребенка без занятий творчеством: рисунки, поделки из пластилина и глины, новогодние игрушки, аппликации, браслеты из бусин, открытки и множество других детских самоделок радуют глаз родителей и вызывают умиление у друзей и родственников. Нам всем хочется, чтобы именно у нашего малыша получались самые оригинальные и красивые работы, поэтому нередко используем интересные идеи с пошаговыми инструкциями из книг и интернета и предлагаем их своим детям. Можно ли считать такие занятия детским творчеством? Детский Монтессори клуб «Созвездие» спешит разобраться в разных способах проведения занятий по рисованию и лепке для дошкольников.

Не все занятия творчеством похожи друг на друга

Представьте себе, что вы пришли в детскую изостудию и видите две комнаты, где идут занятия. В одной комнате на доске висит образец работы, а учитель ходит по классу и поправляет работы учеников, в другой комнате на столе разложены разноцветные вырезки из журналов, а малыши делают мозаики, каждый со своим сюжетом, учитель же подходит к детям и скорее задаёт вопросы, чем вносит свои коррективы. Вы увидели два разных подхода к детскому творчеству: один ориентирован скорее на результат, а другой на процесс.

Давайте разберемся поподробнее, чем различаются творчество ради процесса и творчество ради результата.

Творчество ради результата

На таких занятиях у детей обычно есть чёткий образец (рисунок, аппликация, другая поделка), выполненный самим учителем, а также чёткое количество шагов для выполнения задания (взять, приклеить, провести линию и т.д.) Дети часто задают вопросы про «правильно» и «неправильно», сравнивают работы друг друга, а учитель исправляет ошибки и хвалит за успехи. В результате у всех получается очень аккуратная, милая работа, которую хочется повесить на стенку или подарить бабушке на Восьмое Марта.

Такие занятия выглядят очень правильно и безопасно: ни один ребенок не нарисует Халка вместо котёнка, у всех получится работа, которая растрогает родителей, все дети закончат в одно время. Нельзя сказать, что эта схема не способствует детскому развитию: малыши тренируют мелкую моторику, развивают пространственное восприятие, учат формы и цвета, тренируют произвольное внимание и учатся следить за учителем.

Обратите внимание на этих пингвинчиков с группового занятия для дошкольников:

Творчество ради результата

Можно заметить, что дети работали с заготовками разных форм (обратите внимание, что размер деталей абсолютно одинаковый) и были четко проинструктированы, как и куда необходимо приклеить элементы. Урок явно был хорошо продуман и рассчитан по времени, а малыши справились с заданием и получили прекрасный опыт.

Теперь, перед тем, как мы перейдём к творчеству ради процесса, рассмотрите другой пример с пингвинчиками и поразмышляйте, какие различия в этих проектах бросились вам в глаза в первую очередь:

Творчество ради процесса

Творчество ради процесса никогда не имеет чётко выверенных инструкций и, тем более, образца для выполнения. У занятия может быть тематика (как в примере с пингвинчиками), могут быть даже заданы материалы (краски, мозайка, лепка), но у детей всегда есть возможность выбора и самовыражения. Учитель не исправляет ошибки и не оценивает работу ребенка, а помогает ему описать свою задумку и при необходимости даёт попробовать ту или иную технику. В итоге работы получаются очень разные, а родители, как правило, быстро узнают шедевр своего ребенка, так как у каждого было место для самовыражения. В занятиях, ориентированных на процесс, не важны качества конечной работы (насколько она красивая, милая, насколько её можно повесить на стенку), здесь акцент делается на том, чему научился ребенок в процессе её выполнения.

Такой способ организации творческих занятий способствует самовыражению ребенка, развивая его креативность и воображение, а сам процесс недирективного творчества действует расслабляюще, снижает тревожность и успокаивает малыша. Кроме того, дети часто стремятся рассказать задумку своей работы, что безусловно развивает их речь сильнее, чем короткие ответы в духе: «Это пингвин, у него 2 ноги, 2 глаза, 2 крыла». Более глубокое развитие получает и мелкая моторика, ведь самостоятельные эксперименты с различными материалами требует гораздо лучшего владение рукой, чем механическое выполнение последовательности действий. Каждый, кто хоть раз пытался срисовать что-то, а затем нарисовать это сам, сможет рассказать, насколько по-разному работает пространственное мышление в этих с виду похожих задачах. К тому же, свободное творчество учит ребенка переходить от задумки к воплощению, планируя свою деятельность и работая, не отвлекаясь на посторонние раздражители и не отступая перед трудностями.

Творчество ради процесса

Творчество ради процесса и творчество ради результата – это абсолютно разные для малыша занятия. Оба благотворно влияют на развитие ребенка, но лишь творчество ради результата позволяет малышу заниматься самовыражением и принимать самостоятельные решения на пути воплощения собственной задумки.

С одной стороны, кажется очевидным, что творчество ради процесса делает гораздо больший вклад в развитие ребенка, чем изготовление поделок из «100 идей для детского творчества». Но, с другой стороны, мы понимаем, что, как и в любой другой области, ребенку нужно показывать, как использовать краску и карандаш, как скатать шарик из пластилина, и без образца и инструкции это сделать не получится.

Читайте также:  Витамины для развития ума ребенка

Безусловно, по-настоящему вовлеченный педагог всегда использует комбинации, выбирая лучшее из двух подходов. Малышам предлагается пробовать разные материалы, демонстрируются разные способы работы с ними, а, главное, диалог с ребенком на занятиях строится не для исправления ошибок и указания правильного пути, а для помощи ребенку в воплощении его идеи. Ведь, скорее всего, именно этого мы и ждём, записывая малыша на подобные занятия.

Посмотрите сюжет о свободном рисовании для маленьких детей:

Как организовать творчество ради процесса?

Подготавливая пространство для домашних занятий, помните, чем отличается творчество ради процесса от творчества ради результата: настройтесь на процесс, не пытайтесь вдохновляться готовыми аккуратными идеями в интернете, не держите в голове идеальный результат, не бойтесь появления нестандартных идей.

Задайте себе вопрос: «Зачем мы решили заниматься творчеством?», пусть вас ведет ответ на него. Позвольте ребенку самовыражение, не решайте за него, что станет результатом занятия, не оценивайте работы ребенка по критериям аккуратности и опрятности. Будьте открыты и естественны со своим малышом.

Для того, чтобы настроиться на свободное творчество, мы рекомендуем использовать наши заметки:

  1. Подготовьте комнату и одежду для ребенка, чтобы не отвлекаться на мысли о последствиях разлитой краски или брызг от кисточки.

  2. Во время занятия внимательно слушайте идеи малыша и не отвергайте их, не бойтесь использовать больше материала, сделать не одну работу за раз.

  3. Не стоит жестко ограничивать ребенка во времени – заложите в распорядке дня еще 20-30 минут свободного времени на случай, если творчество увлечет малыша.

  4. Позвольте ребенку оставить работу незаконченной и вернуться к ней позже, если ему это требуется.

  5. Для создания необходимой атмосферы можно включать легкую негромкую музыку под настроение

  6. Замечайте и комментируйте действия ребенка, но избегайте их оценки: «Посмотри какие ты нарисовал желтые пятна!»

  7. Отвечайте на просьбы и вопросы малыша, старайтесь максимально помочь ему, но помните, что это его работа, а не ваша.

Как организовать творчество ради процесса?

Идеи для вдохновения можно черпать не из конечных продуктов, а из необычных материалов для творчества:

  • Рисование гуашью и акварелью, карандашами и фломастерами, восковыми и сухими мелками,

  • Пальчиковые техники рисунка,

  • Лепка из пластилина и глины,

  • Рисование с помощью зубных щеток и кухонной утвари с необычной поверхностью (тёрка, давилка для картофеля, кисточки и венчики),

  • Изготовление печатей из губки для посуды,

  • Изготовление аппликаций из бумаги, журнальных вырезок, ткани, круп, песка,

  • Лепка из теста.

Очень важно отбросить свои представления о правильном и неправильном использовании материалов: бережное отношение к кисточкам не должно мешать проверки на возможность её использования в качестве штампа.

Совершенно не возбраняется совместное творчество: можно делать общую работу или параллельно с ребенком создавать свою, главное не забывать поддерживать атмосферу доверия без оценок и правильных ответов и сохранять собственную вовлеченность в творчество малыша.

Выводы

Детское творчество – непременное условие гармоничного развития ребенка. Большая часть дошкольной жизни малыша посвящена рисованию, лепке, аппликациям и другим экспериментам с разными материалами и задумками. Вовлеченность взрослого в процесс творчества может быть разной: от полного контроля над ситуацией и выдачей ребенку пошаговых инструкций до ограничения лишь эмоциональной вовлеченностью без указаний ребенку на материалы и способы работы с ними. Оба подхода положительно влияют на развитие малыша, но по-настоящему творческими занятия становятся именно в свободной среде, где нет места оценкам и образцам для копирования.

Выводы

Заключение

Сеть детских Монтессори клубов «Созвездие» уделяет большое внимание детскому творчеству и самовыражению. Мы верим, что детская фантазия и тяга пробовать и узнавать новое является локомотивом всего детского развития. Именно поэтому в каждом детском клубе «Созвездия» есть место для творческих занятий: они ждут малышей в нашем мини детском саду полного дня, утренних и вечерних группах, а также на кружках по изобразительному искусству и регулярных творческих мастер-классах. Все педагоги наших детских центров имеют профильное образование и прекрасно разбираются в особенностях детской психологии и психического и физического развития детей, именно поэтому любое занятие построено так, чтобы приносить максимальную пользу его участникам. В детском Монтессори центре «Созвездие» ваш ребенок всегда будет окружен заботой и вниманием. Записывайтесь на бесплатное занятие, чтобы убедиться в этом сами! Мы ждём встречи с вами!

Статью подготовила Монтессори-педагог

Шутова Анастасия

Источник