Не сформирован свод стопы ребенку 2 года

Не сформирован свод стопы ребенку 2 года thumbnail

Деформация стопы – это патологические изменения, которые затрагивают кости, суставы, сухожилия, нервы, мышцы. Отклонение встречается примерно у 30 % детей. При легкой степени нарушения слабовыраженны и, как правило, не причиняют ребенку особых неудобств.

Но, если вовремя не начать коррекцию положения стопы, есть риск, что состояние усугубится. В тяжелых случаях возможно нарушение походки, иннервации, кровообращения, ограничение подвижности в стопе, боли при ходьбе. В зависимости от типа деформации внешне это выглядит как изменение высоты сводов, длины, ширины, угла разворота стопы.

Виды деформации стопы у ребенка, причины, проявления и методы лечения

Что вызывает?

Деформации стопы у детей бывают врожденными и приобретенными.

На стадии внутриутробного развития их провоцируют:

  • аномальное расположение плода в матке;
  • недоношенность;
  • врожденные патологии опорно-двигательной или нервной системы (ДЦП, нарушение иннервации мышц, дисплазия соединительной ткани);
  • маловодие, многоплодная беременность, небольшое пространство для плода приводит к механическому давлению на нижние конечности, вызывает отклонения в их развитии;
  • интоксикации, курение, прием алкоголя или наркотических веществ женщиной в период беременности;
  • внутриутробные инфекции;
  • наследственный фактор.

Распространенные причины приобретенных деформаций стопы – это недостаток физической активности и неправильно подобранная обувь.

При недостатке физической нагрузки мышцы стопы со временем ослабевают, хуже удерживают кости в анатомически правильном положении.

Способствует этому:

  • перемещение преимущественно по твердым, ровным поверхностям: гладкий пол в квартире, плитка или асфальт на улице;
  • отсутствие занятий спортом;
  • отказ от профилактического массажа, зарядки для поддержания тонуса мышц стоп.

Пагубное влияние на формирование стопы ребенка в первые годы жизни оказывает неудачная обувь. Поэтому к ее выбору предъявляется ряд требований. Она должна обеспечивать правильное формирование стопы и распределение нагрузки, поддержку сводов. Для этого в обуви для маленьких детей предусмотрены супинаторы, небольшой каблук, гибкая подошва, фиксация пятки.

Приобретенные нарушения установки стоп также вызывают:

  • повышенная нагрузка на суставы ног из-за лишнего веса, раннего начала хождения (у малышей они очень подвижны и легко подвергаются смещению);
  • болезни опорно-двигательного аппарата;
  • родовые травмы;
  • переломы, ушибы, растяжения, глубокие порезы, ожоги в области стопы;
  • длительная иммобилизация конечности после травм (ношение гипса, ортеза);
  • дефицит витаминов;
  • перенесенный полиомиелит;
  • перенесенные в раннем детстве ОРВИ с осложнениями;
  • нарушение обмена веществ;
  • эндокринные болезни (гипотиреоз, сахарный диабет);
  • запущенный рахит, приводящий к нарушениям минерализации костей, развития мышц, связок;
  • воспалительные процессы в мышцах, связках, суставах.

Виды

К распространенным видам деформации стопы у детей относятся плоскостопие, вальгусная, варусная деформации. Гораздо реже встречаются: косолапость, полая, конская, пяточная стопа.

Подробнее каждый из видов описан ниже.

Плоскостопие

Плоскостопие – самый частый тип деформации стопы у детей, который состоит в уплощении сводов. Чем менее развиты своды, тем хуже они выполняют функцию амортизации или смягчения ударной нагрузки. Происходит это чаще всего из-за ослабления мышц, связок, участвующих в поддержке сводов. Снижение их тонуса приводит к тому, что они не удерживают в правильном положении суставы и кости.

В зависимости от того, какой свод уплощен, плоскостопие бывает:

  • Продольное. Происходит опускание продольного свода, стопа увеличивается в длину, стремится всей поверхностью прикоснуться к опоре. По высоте продольного свода выделяют 3 степени плоскостопия: 1 степень – высота свода 20 – 30 мм, 2 степень – 15 – 20 мм, 3 степень – менее 15 мм;
  • Поперечное. Происходит опускание поперечного свода, стопа становится шире, короче. Большой палец отклоняется наружу. В зависимости от величины угла между большим пальцем и основанием среднего выделяют 3 степени: 1 степень – угол 20 – 25 °, 2 степень – угол 25 – 35 °, 3 степень – угол более 35 °;
  • комбинированное или продольно-поперечное, Так называют случаи, когда у ребенка одновременно имеется и продольное, и поперечное плоскостопие.

Чаще всего у детей встречается продольное плоскостопие.

Как выглядит отпечаток стопы при плоскостопии в зависимости от степени тяжести, смотрите на фото:

Заподозрить уплощение сводов стопы родители могут по следующим признакам:

  • жалобы ребенка на усталость ног;
  • нежелание долго ходить, малыш просится на руки или в коляску уже после получасовой прогулки;
  • жалобы на боль при легких нажатиях пальцами с внутренней части стопы;

До 3 лет плоскостопие не повод для беспокойства. Оно физиологическое, обусловлено наличием толстой жировой подушечки на стопах, неокрепшими мышцами и связками, еще не способными выдерживать вес ребенка. Со временем оно исчезает само по себе.

Вальгусная и варусная деформация

Вальгусная деформация стопы составляет в среднем 60 % всех ортопедических отклонений у ребенка. Чаще всего встречается у детей старше 5 лет. В редких случаях вальгусная деформация относится к врожденной патологии, связанной с неправильным (вертикальным) расположением таранной кости.

При таком типе деформации происходит:

  • искривление вертикальной оси стоп;
  • пятки и фаланги пальцев отклоняются наружу;
  • основная опора идет на внутренний край подошвы;
  • голеностоп смещается внутрь;
  • свод стопы становится более плоским.

Такие изменения обычно сразу заметны. Родители обращают внимание, что с ножками ребенка, что-то не так. Расстояние между лодыжками увеличивается, а между коленями уменьшается. Постановка ног становится X-образной.

Определить вальгус можно, если при плотно прижатых выпрямленных ногах измерить расстояние между лодыжками. Если оно составляет 5 см или больше, значит, деформация есть. К характерным признакам отклонения относится стаптывание обуви с внутреннего края.

Если вальгусная деформация сочетается с плоскостопием, то такое нарушение строения стопы у ребенка называется плоско-вальгусным. Около 18 % всех форм плоскостопия у детей сопровождается таким отклонением.

При варусной деформации стоп наблюдаются противоположные вальгусной внешние изменения:

  • пятки отклоняются от вертикальной оси вовнутрь;
  • основная опора идет на внешний край ступни;
  • расстояние между лодыжками уменьшено;
  • колени разведены в стороны;
  • O-образная постановка ног;
  • обувь больше стаптывается с внешнего края.

Варусная деформация развивается медленно. Ее вызывают врожденные аномалии строения костей, патологии суставов, эндокринные расстройства, инфекции, рахит, травмы голеностопа, избыточный вес, другие факторы.

Как у детей отличаются вальгусная и варусная деформации стоп, смотрите на фото:

Косолапость

Косолапость – это тяжелый, в большинстве случаев врожденный дефект, когда стопа развернута внутрь и вниз. Она проявляется подвывихом голеностопного сустава с последующим уменьшением длины стопы. Примерно в 50 % случаев патология затрагивает обе ноги. Частота распространения – 1 случай на 1000 новорожденных. У мальчиков такое отклонение встречается чаще, чем у девочек.

Врожденную косолапость, как правило, обнаруживают в период внутриутробного развития во время планового УЗИ на 20-21-й неделе беременности. Но иногда диагноз ставится при рождении.

Как выглядят стопы при косолапости, смотрите на фото:

К приобретенной косолапости приводят спастические параличи, травмы ног, перенесенный полиомиелит. Пока ребенок не начнет ходить, патология не вызывает боли или других медицинских проблем.

Но отсутствие лечения в дальнейшем приводит к серьезным последствиям:

  • сильные боли при ходьбе или даже неспособность ходить;
  • образование мозолей на тех участках стопы, которые выступают опорой при ходьбе;
  • укорочение конечности.

Косолапость – это серьезный эстетический недостаток, который может стать причиной комплексов, страха, неуверенности ребенка в себе. Поэтому лечение врожденной косолапости надо начинать сразу, через 1 – 2 недели после рождения. В зависимости от степени тяжести патологии лечение занимает от 2 месяцев до нескольких лет.

Полая стопа

Полая стопа – это обратная форма плоскостопия, когда свод стопы не уплощен, а, наоборот, слишком изогнут. Такое состояние вызывают врожденные отклонения, болезни нервно-мышечного аппарата, травмы. К возможным причинам относится еще наследственный фактор, тогда полая форма стопы рассматривается не как патология, а как особенности конституции.

Изменения при полой стопе и при плоскостопии выглядят следующим образом:

Читайте также:  Развивать речь ребенка 2 года

Как при плоскостопии, при полой стопе происходит неправильное распределение нагрузки, ухудшение амортизации во время ходьбы, прыжков, бега. В вертикальном положении опора приходится на пятку и головки плюсневых костей (зона под пальцами). Средняя часть стопы не соприкасается с поверхностью, не имеет возможности делать плавный перекат с пятки на носок при шаге, что вызывает перегрузку переднего отдела стопы, усталость, боль в суставах, деформацию пальцев. Если изменение сводов с правой и левой стороны несимметрично, то это приводит к относительному укорочению одной из конечности, может вызвать протрузии, грыжи межпозвонковых дисков.

Пяточная и конская стопа

Эквинусная или конская стопа – это деформация, при которой угол между осью голени и осью пяточной кости составляет более 125 °.

При таком отклонении:

  • ребенок ходит только на цыпочках;
  • носок стопы направлен в пол, ребёнок не может потянуть его на себя;
  • в вертикальном положении тела или ходьбе опорой выступают пальцы и суставы;
  • из-за укорочения икроножной мышцы опустить ногу на пятку невозможно.

По внешнему виду стопы с такой деформацией напоминают копыта лошадей. Она бывает двусторонней и односторонней. При одностороннем варианте пораженная нога во время ходьбы поднимается выше, чем при нормальной походке.

Патология чаще приобретенная, чем врожденная. Одна из главных причин ее возникновения – повреждение седалищного нерва, вызывающее нарушение мышечного тонуса в стопе, голени. Деформация может возникнуть из-за травм мышц, разрыва сухожилий, повреждения костей, воспалительных процессов в тканях стопы.

Пяточная стопа – это нарушение строения стопы, при котором угол между осью голени и осью пяточной кости менее 90°.

Отмечается:

  • чрезмерное разгибание, вальгусное (реже варусное) положение стопы;
  • увеличение продольного свода, опускание бугра пяточной кости;
  • укорочение стопы;
  • сглаживание контуров ахиллова сухожилия.

Заболевание обусловлено поражением длинных сгибателей стопы вследствие врождённой патологии, родовых травм, неврологических нарушений, полиомиелита, травм стопы, передней части голени, паралича трехглавой мышцы голени.

Чем опасны деформации стопы?

Деформации стопы нельзя оставлять без внимания. Без лечения и коррекции со временем они приведут к нарушениям в голеностопных, коленных, тазобедренных суставах, неправильному положению таза, перегрузке отдельных мышц. Могут стать причиной преждевременного износа вышележащих суставов во взрослом возрасте, развития остеохондроза, артрозов, искривления позвоночника, нарушения осанки.

Деформации стопы отражаются на общем состоянии ребенка, вызывают боли, усталость, затрудняют ходьбу, способствуют неправильному развитию опорно-двигательного аппарата. Приводят к другим проблемам стоп: врастание ногтя, искривление пальцев, мозоли, натоптыши.

Как лечить деформацию стопы у детей?

При подозрении на деформацию стоп родителям нужно показать ребенка детскому хирургу, ортопеду или травматологу. Доктор внимательно осмотрит ноги, выслушает жалобы, проведет специальные тесты. Возможно, назначит подометрию, рентген, УЗИ, МРТ. По результатам обследования в зависимости от типа, степени тяжести болезни, особенностей организма, возраста назначит лечение. Если причина связана с патологиями нервной системы, дополнительно необходима консультация и наблюдение невролога.

В возрасте до 3 лет важно различать физиологические особенности развития стопы и патологические состояния. Часто то, что кажется родителям ненормальным, неправильным, на самом деле является вариантом нормы. Например, варус или O-образное положение ног до 2 лет считается физиологическим. Чтобы не пропустить малейших отклонений, рекомендуется периодически показывать малыша ортопеду. Раннее выявление болезни позволит начать лечение вовремя, исправить деформацию в короткие сроки простыми методами.

Врожденные деформации стоп обычно обнаруживают врачи-педиатры во время планового осмотра младенца в первые месяцы жизни. Более выраженными они становятся ближе к 1 году, когда малыш учится делать первые шаги. Тогда родители замечают, что у ребенка шаткая, неуверенная походка, нарушена осанка. Он быстро утомляется при ходьбе, не хочет передвигаться на ножках, капризничает при попытках заставить.

На начальных стадиях исправить форму стопы удается консервативными методами, в тяжелых случаях прибегают к наложению шин, гипсовых повязок, фиксирующих стопу в конкретном положении, хирургическим вмешательствам.

Для лечения плоскостопия назначают ношение ортопедических стелек, обуви, массаж, упражнения, способствующие укреплению мышц, поддерживающих своды. Массаж улучшает приток крови, обменные процессы, снимает усталость, стабилизирует мышечный тонус, укрепляет мягкие ткани. Для массажа, глубокой проработки мышц дополнительно используют специальные ортопедические мячики, коврики, полусферы с разными рельефными поверхностями.

Для лечения у детей варусной и вальгусной деформации стопы применяют:

  • массаж;
  • физиотерапию (электрофорез, магнитотерапия, электростимуляция);
  • ЛФК;
  • ортопедическую обувь, вкладыши, стельки.

Лечение долгое, поэтому родителям нужно запастись терпением, строго выполнять рекомендации врача. Оно направлено на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, снятие или повышение тонуса, правильное распределение нагрузки.

Относительно новый метод коррекции – тейпирование. На ногу накладываются кинезиологические тейпы. Это эластичные тканевые ленты на клейкой основе, помогающие снять боль, смоделировать правильную установку ноги.

ЛФК и гимнастику подбирает врач. Родители часто пытаются найти решение самостоятельно, читают о разных комплексах, смотрят видео, отзывы. Но при вальгусной деформации стопы у детей неправильное упражнение может ухудшить состояние, поэтому так делать нельзя. У каждого ребенка есть свои особенности, которые при таком подходе не учитываются. То же самое касается выбора обуви.

При лечении врожденной косолапости для фиксации стопы в заданном положении применяют гипсовые повязки, которые меняют каждые 5 – 7 дней. Такой метод позволяет постепенно скорректировать положение стопы и вывести ее в анатомически правильное положение. После окончания терапии назначают упражнения и ортопедическую обувь для профилактики рецидива. При приобретенной косолапости сначала выявляют причину ее развития, а потом подбирают методы коррекции.

При тяжелых деформациях стопы, которые нельзя исправить консервативными методами, показана операция.

Чем младше ребенок, тем выше шансы на успешное лечение, избавление от проблемы. Но часто родители не замечают ранних признаков отклонений от нормы и упускают время.

Как предупредить?

Для профилактики деформации стоп у детей врачи советуют родителям придерживаться простых рекомендаций:

  • не нагружать ножки малыша раньше 7 – 8 месяцев не стоит, не пытаться насильно поставить на ножки, научить пораньше ходить. Когда ребенок будет готов, он сам это сделает;
  • посоветоваться с педиатром на счет профилактики рахита, больше гулять на свежем воздухе в солнечные дни, чтобы обеспечить достаточное поступление витамина D;
  • выбирать ребенку правильную обувь с жёстким высоким жестким задником, помогающим удерживать пятку на оси голени, гнущейся подошвой, супинатором;
  • следить, чтобы ребенок был активным, много двигался, не набрал лишний вес;
  • обеспечить полноценное питание, богатое витаминами, минералами, необходимыми для правильного развития опорно-двигательного аппарата;
  • выполнять с ребенком зарядку для ног;
  • проходить регулярные осмотры у ортопеда (в 1, 3, 6 месяцев, в 1 год, в 3 года, с 4 лет – раз в год), особенно если есть наследственная предрасположенность к ортопедическим болезням.

Источник

Уже давно сказано:

Стопы – это фундамент нашего тела

Изо дня в день наши стопы совершают подвиги, хотя мы этого и не осознаем в полной мере. Стопы удерживают массу тела, дают нам возможность бегать, прыгать, скакать и держать равновесие. Вместе с нами каждый год они делают 5 миллионов шагов, и в течение нашей жизни мы четыре раза обходим на них вокруг всего земного шара. Чтобы все это совершать без каких-либо проблем, наличие хорошо тренированных стоп – это альфа и омега. Несмотря на то, что 98% новорожденных появляются на свет со здоровыми стопами, около 60% взрослых имеют с ними проблемы. И уже в школьном возрасте наблюдаются такие отклонения в развитии как вальгусная, опущенная и полая стопа. Ведь, если фундамент больше не соответствует, это имеет последствия для всего тела. Так могут начаться проблемы с коленями, бедрами или позвоночником.

Читайте также:  Размер материнского капитала за 2 ребенка в 2017 году

На всем протяжении развития от милых, маленьких детских стоп до взрослых стоп ряд факторов может значительно помешать их здоровому формированию. Одной из главных причин приобретенных повреждений стоп является ношение «неправильной» детской обуви – слишком маленькая, слишком узкая иногда даже и слишком большая. Следующей проблемой со все возрастающей тенденцией является избыточный вес. Он способствует уплощению и, тем самым, деформации свода стопы. Между тем от 15 до 20 процентов детей в Германии весят слишком много, а 6% даже страдают ожирением (= болезненная тучность).

Чтобы детские стопы развивались здоровыми, им в первую очередь необходимо движение. Однако все признаки говорят об обратном. По причине нашего современного стиля жизни около 14% детей двигаются в настоящее время от силы 3 часа в неделю.

Чтобы проблемы избыточного веса, недостатка движения и подходящей обуви (только 20% граждан Германии носят обувь, которая им подходит) не сопровождали и во взрослом возрасте, необходимо своевременно предпринять встречные меры путем просвещения. При этом вам задают вопросы как профессионалу по стопам. Вам выпало сложное задание пробудить у родителей, а также у детей внимание и восприимчивость к уходу и сохранению стоп в здоровом состоянии.

Детская стопа и ее развитие:

Без естественной тренировки ничего не выйдет

Плоские стопы у младенца, вальгусное плоскостопие у маленького ребенка, сначала О-образные, потом Х-образные ножки, при этом мягкие, гибкие, деформируемые и в достаточной степени невосприимчивые к боли при давлении, детские стопы – это не маленькие стопы взрослых. В течение многих лет они совсем не хотели соответствовать нашему представлению о «нормальной» стопе.

Для родителей вопрос, развиваются ли у детей здоровые стопы, имеет большое значение. В конце концов, стопы дают нам свободу, чтобы мы всю жизнь могли самостоятельно ходить и независимо двигаться вперед. Во время роста детские стопы непрерывно изменяются. Развитие стоп заканчивается только в юношеском возрасте.

Когда ребенок совершенно самостоятельно делает свои первые шаги, родители гордятся этим и запоминают эту дату на всю жизнь. Если маленький ребенок в возрасте от года до полутора лет в состоянии самостоятельно ходить, он выполнил интенсивную тренировку в течение нескольких месяцев.

Шаг за шагом к умению ходить

Вертеться (= круговые движения тела, лежа на животе), перекатываться, ползать на животе, позже ползать на четвереньках, потом постепенно учиться стоять и пытаться ходить – все это служит тренировке мышц и двигательного аппарата, а также умению держать равновесие и координацию. Еще до того, как ребенок сможет стоять, ноги и стопы готовятся к этому. Так полугодовалый ребенок хватает свои стопы и пальцы и играет с ними. Если при этом он засовывает пальцы стоп себе в рот, это больше чем веселое времяпрепровождение. Движение – это замечательное упражнение, чтобы вращением наружу, отведением ног и сгибанием в бедре способствовать формированию тазобедренного сустава как подвижного сочленения.

Умение ходить является генетической программой, которая происходит сама по себе и проходит успешнее тогда, когда «опытные в ходьбе» взрослые меньше вмешиваются в этот процесс. Девиз звучит так – ждать, пока ребенок собственными силами не начнет стоять и ходить. Первые попытки стоять, подтягиваясь за предметы, например, решетку детской кроватки или опираясь о лестничную площадку, дети начинают с 10-и месячного возраста. Свободно ходить они могут уже через 4-6 месяцев. К этому времени ребенок перебирает различные поддерживающие ходьбу варианты, например, боком он опирается на предметы (так называемая ходьба с поручнями) или толкает перед собой предметы, чтобы подготовить стопы к удерживанию массы тела. Наконец он стоит, хотя сначала неуверенно и с широко расставленными ногами, и уже готов делать первые шаги.

Игра со стопами и пальцами также тренирует мышцы стоп. Когда ребенок хватает руками стопы, слегка приподнимается внутренний край стопы, она приводится в положение супинации (супинация через вращение). Вследствие этого происходит тренировка как функциональной длины, ширины и высоты стопы, так и всего свода стопы.

Детские стопы растут быстро

Необходимо приблизительно 16 лет до момента, когда из мягких, хрящевидных детских стоп сформируются полностью развитые стопы. При этом уже 98% стоп у девочек в возрасте 12-13 лет и 98% стоп у мальчиков в возрасте 15 лет достигают своей окончательной длины.

Особенно стремительно детские стопы растут в первые годы жизни. Если длина стоп новорожденных составляет около 1/3 длины стопы взрослого, то длина стоп трехлетних детей составляет уже 2/3 их окончательной длины.

Как по-разному быстро растут детские стопы в зависимости от возраста, было отражено в первом немецком отчете о детских стопах, для которого было измерено 20000 детских стоп в 60 населенных пунктах Германии и Швейцарии: «У 2-х летних детей стопы могут расти до двух сантиметров в год, т.е. это почти три размера обуви. Как у мальчиков, так и у девочек до 7-и летнего возраста стопы вырастают на 10-15 миллиметров в год. Затем скорость роста у девочек падает до 10 миллиметров, а у мальчиков до 8-9 миллиметров. После этого скорость роста у девочек быстро понижается до 12-и летного возраста, а у мальчиков, наоборот, только с 15-и летнего возраста». Таким образом, вполне естественно, что детям в школьном возрасте каждые полгода необходима новая обувь, а маленьким детям – даже один раз в квартал.

Не мешать естественному развитию!

Чтобы стопы детей развивались здоровыми и не имели никаких повреждений, важно, чтобы дети могли полностью развивать свою естественную потребность в движении. Поэтому порекомендуйте родителям обратить особое внимание на следующее.

Стопы детей требуют большой свободы движения. Потому родители должны как можно чаще позволять маленьким детям быть босиком и играться со своими стопами и пальцами. Это доставляет не только удовольствие, но и очень полезно для моторного и психического развития. И когда дети уже могут ходить должно действовать правило – как можно больше ходить босиком.

Т.к. в первые годы жизни детские стопы еще формируются и достаточно гибкие, ни в коем случае нельзя стеснять и наносить им вред не только неправильной обувью, но и слишком узкими ползунками и носочками.

Чтобы не мешать естественному движению, родители должны немного повременить с «усаживанием» детей, пока сам ребенок самостоятельно не сядет и не сможет изменить это положение также самостоятельно. В среднем в возрасте от 9 до 10 месяцев дети уже могут это делать самостоятельно.

Обязательно необходимо предостеречь от того, чтобы слишком рано заставлять ребенка вставать. Поэтому рекомендуется не предлагать детям предметы для подтягивания и ни удерживать ребенка слишком долго в положении стоя. Т.к. маленькие О-образные ножки не в состоянии удерживать вес тела.

Крайне спорной является широко распространенная практика ставить 6-и месячных детей в так называемые ходунки. Так называют пластиковый каркас на роликах со встроенным сидением. Федеральное зарегистрированное общество «Больше безопасности для детей» предостерегает от использования таких приспособлений по причине сопутствующего риска несчастных случаев, которые часто имеют следствием серьезные повреждения. И при этом дети не учатся ходить, наоборот, чем чаще их усаживают в такие приспособления, чтобы кататься по квартире, тем ощутимее нарушается их естественное моторное развитие, что мешает тренировке естественных шаговых движений.

Также как можно меньше надо укладывать ребенка в чашеобразную кроватку или люльку. Заданное сидячее положение ограничивает ребенка в состоянии бодрствования его двигательные возможности и, тем самым, естественное развитие движения. Например, в лежачем положении в люльке ноги не могут сгибаться в тазобедренном и коленном суставе, не поворачиваются наружу и не отводятся. Также ребенку невозможно брать в рот стопы, что важно для тренировки их мышц и их осознания, т.е. не хватает тренировки и укрепления мускулатуры.

Читайте также:  Ребенок 2 года стал агрессивным

Сначала плоские стопы

Для младенцев и маленьких детей абсолютно нормальными являются плоские стопы и О-образные ноги, что во взрослом возрасте может доставлять значительные проблемы. Типичным для постановки ноги у младенца является сгибание тазобедренного и коленного сустава, О-образные ноги, а также супинация стоп. Подошвы стоп плоские. С одной стороны это объясняется толстой медиальной жировой подушкой, которая доходит от сустава таранной и ладьевидной кости вплоть до плюснефаланговых суставов. У нее задача защищать мягкие, хрящевидные структуры стоп от перегрузки и повреждений, и она служит как распределитель давления. Жировая подушка уменьшается в течение первых лет жизни и исчезает в возрасте 4-5 лет.

С другой стороны, свод стопы, развитие которого уже началось при рождении, формируется постепенно со все возрастающей нагрузкой стопы. Только в 3-х летнем возрасте в отпечатке стопы начинает узнаваться, как правило, видимое медиальное углубление.

Отступление: Медиальную подушку маленьких стоп также называют «острой жировой подушкой».

С умения ходить стопа изнутри переносит трехмерное изменение формы. Сюда относится выпрямление заднего отдела стопы, а также скручивание стопы, т.е. смена положения супинации стопы в младенческом возрасте во внутреннее вращение переднего отдела стопы. Это спиральное свинчивание, при котором пятка поворачивается наружу, а передний отдел стопы вовнутрь, является альфой и омегой стабилизации свода стопы.

Проведенное в университетской клинике г. Мюнстер «Исследование детской стопы», в котором наблюдалось развитие детской стопы у здоровых детей с начала момента их умения ходить до девятилетнего возраста, показало, что продольный свод стопы формируется уже в первый год после того, как ребенок научился ходить. Формирование продольного свода стопы заканчивается, впрочем, только в возрасте 6-7 лет.

Отступление: В течение третьего года жизни стопы меняют свою форму.

От О-образных ножек до прямых ног

Положение ног младенца напоминает наших предков в давние времена. Тазобедренные и коленные суставы согнуты, коленные чашечки повернуты наружу, а расстояние между внутренними сторонами коленей больше, чем между медиальными лодыжками. В течение второго года жизни, искривленные О-образные ноги становятся прямыми, которые потом у детей 2-4 лет чаще всего изменяются в Х-образные ноги.

Причиной этого является вес тела и прямая осанка, из-за которых колено нагружается в медиальном направлении возрастающим давлением, а в латеральном – усиливающимся вытяжением. Следствием этой ассиметричной нагрузки является ассиметричный стимул роста на близких к коленному суставу зонах роста кости (метафизы) бедра и голени (большая берцовая кость). Вследствие этого эпифизарные хрящи на шарнирах коленного сустава бедра (мыщелки бедра) и на площадях коленных суставов голени (мыщелки большеберцовой кости) растут в длину по-разному быстро – на внутренней стороне (медиально) быстрее, чем на наружной стороне (латерально). Линия нагрузки, как называют линию соединения между бедром и стопой, при этом перемещается к середине коленного сустава пока, наконец бедро, колено и стопа не станут вертикально друг над другом, а нога выпрямится.

При избыточной реакции, однако, рост в длину продолжается на внутренней стороне с тем эффектом, что линия нагрузки смещается от середины коленного сустава наружу и в конечном счете проходит снаружи мимо сустава. Так из О-образных ног младенца получаются Х-образные ноги маленьких детей, у которых колени соприкасаются с внутренней стороной, а медиальные лодыжки нет. В сильно выраженных формах расстояние друг от друга может составлять более 7 сантиметров. При нормальном развитии Х-образное положение ног пропадает еще до школьного возраста (приблизительно в семь лет), и ноги растут прямо. Медиальные лодыжки и внутренние стороны коленей соприкасаются в положении стоя. Правда, фактором риска того, что Х-образная форма ног сохранится, является избыточный вес, которым в настоящее время страдают многие дети.

Обусловленные возрастом деформации

Х-образное положение ног влияет также на положение стоп в младшем детском возрасте, потому как пяточная кость подминается вовнутрь. Вальгусное плоскостопие в большинстве случаев обусловлено возрастом и должно исчезнуть, как и Х-образное положение ног, до наступления школьного возраста.

Следующим наблюдением уже упомянутого исследования детской стопы стало то, что определенно и полая стопа может быть обусловленной возрастом фазой развития детской стопы. В группе, состоящей из 45 детей, которые наблюдались в течение более чем 6,5 лет, у 13% детей в течение первых пяти лет с момента умения ходить контактная площадь плюсны уменьшалась непрерывно, а потом в течение следующих двух лет снова увеличивалась, так что полая стопа больше не различалась.

Разнообразие стоп

Развитие здоровой детской стопы поразительно и отличается неожиданным разнообразием. Так исследование детской стопы в городе Мюнстере показало, что в первый год, когда ребенок пошел, девочки проявляли более динамичный процесс переката стопы, чем мальчики. В соответствии с первым немецким отчетом о детской стопе дети в 6 лет могут еще носить обувь 25 размера, но могут носить и обувь 35 размера. По сравнению с девочками мальчикам такого же возраста в среднем необходима обувь, которая больше на полразмера и даже на размер. После 12-и летнего возраста разница увеличивается. Кривая роста стоп девочек сходит на нет, в то время как у мальчиков увеличивается и дальше. Однако отчет о детской стопе указывает на то, что также и у ширины подошвы или обхвате в пучках при одинаковой длине стопы есть большой разброс. Например, у 5-и летних мальчиков, у которых в среднем длина стопы 172 миллиметра, ее ширина может быть от 62 до 78 миллиметров. (Средняя ширина составляет 70 миллиметров.)

Обхват в пучках в среднем составляет 173,5 миллиметров. Стопа длиной 172 миллиметра может иметь обхват от 157 до 190 миллиметров. Из этого же отчета также следует, что детская стопа стала шире.

Вес тела как причина играет роль только у детей дошкольного возраста. Чем старше дети, тем меньше вес тела оказывает влияние на ширину стопы. Исключением, правда, являются дети с избыточным весом! Но действительным все же является то, что маленькие стопы шире, чем большие. Кроме того, важным для всех, кто имеет дело с детскими стопами, является знание о том, что детские стопы растут постоянно. Они не делают паузы, чтобы потом скачкообразно вырасти на 3 или четыре размера обуви.

С началом школьного возраста и до конца первого десятилетия жизни стопы совершенствуются с целью свободного взаимодействия всех тканей и органов, в том числе мышц, связок и кровеносных сосудов.

Стопы и ножки младенцев и маленьких детей…

… еще не имеют своей окончательной формы; и даже скелет стопы состоит преимущественно еще из хрящевых частей, которые окостеневают окончательно только в юношеском возрасте.

Типичным для стоп младенцев является отклонение большого пальца вовнутрь.

Продольный свод стопы заполнен жировой подушкой, и стопа стоит на полу плоско.

На втором году жизни жировая подушка рассасывается, продольный свод стопы формируется постепенно.

Если стопа нагружается, ее легкое положение наружу вполне нормальное. У маленького ребенка вальгусная стопа выражена сильнее.

Типично О-образное положение ног маленького ребенка. Примерно в 6-и летнем возрасте ось ног медленно выпрямляется.

Источник