Моему ребенку почти 2 года не говорит

Моему ребенку почти 2 года не говорит thumbnail

день рождения у девочки 2 года

Как часто в моей почте оказываются письма-просьбы с одним вопросом: “Ребенку почти 2 года, а он так и не говорит МАМА. Да и в целом говорит мало, неохотно. Что делать? “

Если посмотреть на это со стороны психологии, то если ребенок не говорит в 2 года, волноваться маме не нужно. Любое волнение – это результат сравнения своего ребенка с другими детьми, или с нормами советских учебников. Сейчас все чаще логопеды отмечают более позднее развитие речи у детей.

Если еще 10 лет назад, нормой речевого развития было умение в 1 год произносить минимум 10 слов, то сейчас все чаще встречаются дети, которые в 2 года произносят 2-4 слова и прекрасно с этим живут. Ребенку это не мешает, а вот мама – волнуется и создает излишнее напряжение.

Процесс становления речи проходит у всех деток по-разному. Одних научить легко и просто, у других же возникают некоторые трудности. И если вы задумались, как научить ребенка говорить в 2 года, то вам стоит рассмотреть этот вопрос со всех сторон.

Нормы речевого развития

Нормы – это лишь статистические показатели и сухие данные. Только вы, зная своего малыша, сможете понять его «норму». На развитие речи, как и на многое другое, влияют индивидуальные возможности ребенка, а также ряд психологических и физиологических особенностей, которые не учитываются при составлении примерных сроков появления речевых форм.

  • 1-2 месяца – общение происходит интонационно. Вы можете понять, доволен ваш ребенок или нет;
  • 2-5 месяцев – период гуления. Кроха произносит что-то похожее на привычные слова;
  • 8 месяцев – 1 год 2 месяца – лепет. В этом возрасте малыш уже может подражать животным, говорить короткие слова из одного слога. Например «мяу-мяу» или «дай»; Читайте важную информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 год>>>
  • 1 год 5 месяцев – 2 года 6 месяцев – рост словаря и первые предложения. Ребенок активно «цепляет» новые слова, складывает их в предложения. Поначалу это короткие фразы из 2 слов, а чем старше становится «болтун», тем больше у него словарный запас;
  • 2 года 7 месяцев – 3 года 6 месяцев – грамматический строй, закрепление предложений. В этом возрасте дети формулируют предложения уже более четко. Также на этот период приходятся словесные игры, проговаривание и сочинение историй вслух.

Обратите внимание:

  1. Девочки начинают общаться немного раньше, чем мальчики. Они не всегда быстро осваивают фразы, но стараются подражать взрослым, повторяя их слова и манеру выражения;
  2. Мальчики же первое, что начинают говорить, – это «действия» и им легче составлять грамматически верные предложения. Поэтому, если вы пытаетесь научить говорить, учитывайте и эту особенность.

Стоит ли паниковать?

Вы – заботливая мама, любящая свою кроху сильнее, чем кто-либо другой и конечно вас интересует, почему ребенок не говорит в 2 года, как его научить и главное, есть ли повод для паники или это просто индивидуальный процесс развития. Читайте также: Когда ребенок начинает говорить?>>>

В первую очередь советую понаблюдать за поведением малыша. Нет ли чего-то такого, что вас смущает.

  • Обычно «молчуны», которые пока еще не хотят говорить, ничем не отличаются от болтливых друзей;
  • Если ваше сокровище самостоятельно раздевается, выполняет просьбы, понимает, что от него хотят – повода для беспокойства быть не должно.

Постарайтесь принять, что нет единого возраста, когда дети по команде начинают говорить, ходить, самостоятельно есть и многое другое. И невозможно научить их делать все по команде. Некоторые детишки молчат до 3 лет, а потом в садике начинают говорить больше всех.

Как понять, что обстановка благотворно влияет на развитие речи?

Когда ребенок не говорит в 2 года, есть смысл посмотреть не только на его поведение, но и на окружающую среду. Обратите внимание на такие факторы:

  1. Активное общение в семье;
  2. Отсутствие постоянного шума в квартире (радио, телевизор, компьютер);
  3. Общение со сверстниками;

Кроме этого, ваш ребенок нуждается, чтобы каждый его день был как праздник. Интересные увлекательные события нередко помогают разговориться детям. Особенно, когда бабушка или дедушка спрашивают, как прошел день, чем он запомнился, и при этом не звучит громко-работающий телевизор.

Как побудить к разговору?

Возможно, что ваш ребенок очень хочет говорить, но не знает, с чего начать. Многие дети формулируют предложения, стараются их произнести, но в какой-то момент закрываются в себе.

Если ребенок не говорит в 2 года, что делать? Повторюсь, не волноваться! Научить малыша говорить не так-то сложно, как многие пугают.

Чтобы научить говорить вашу кроху попробуйте советы описанные ниже:

  • Не ругайте ребенка, потому что он молчит. Негативное отношение к речи складывается как раз из-за того, что взрослые могут неправильно себя повести.

Попросите близких людей отнестись к этому вопросу максимально серьезно. Также проясните эту тему и с воспитателем в яслях. Ваш малыш заслуживает уважения, несмотря на то, что он пока общается жестами;

  • Радуйтесь, когда ваша кроха произносит слова. Поощряйте и одобряйте новые выражения и звуки. Можете научить его отмечать каждое «покоренное» слово;
  • Повторяйте названия предметов вместе с малышом. Это можно делать на прогулке, по дороге на занятия или даже сидя дома;
  • Задавайте больше вопросов. Постарайтесь не лишать ребенка возможности отвечать на вопросы. Не перебивайте его и дожидайтесь ответа;
  • Не предугадывайте желания малыша. Показывает пальчиком на стакан – сделайте вид, что не понимаете, что же он хочет;
  • Больше читайте рассказы, сказки, истории. Пойте песенки, проговаривайте стишки. Ребенок должен слышать речь;
  • Не просто говорите с ребенком, а делайте это правильно. Не коверкайте слова, не сюсюкайте;
  • Покривляйтесь вместе с малышом. Ребенка надо научить цокать, высовывать язык, надувать мыльные пузыри.

Важно! Заведите себе тетрадь, куда будете фиксировать новые звуки и слова. Это даст вам полную картину роста словарного запаса.

Почему ребенок может не говорить?

Причин, по которым ребенок не хочет говорить в 2 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии. Именно поэтому вы без проблем сможете решить их.

  1. «Тишина» в общении с ребенком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорожденным с первых его дней.
Читайте также:  Девясил ребенку 2 года

Для кого-то это может показаться странным, ведь грудничок и мама общаются с помощью объятий, прикосновений, и это само собой разумеющееся. Но ребенок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней. И чтобы впоследствии его было легче научить говорить. Если вокруг всегда тихо, и вы мало разговариваете – исправляйте это и сможете сразу же убедиться в правильности этого метода.

От себя хочу добавить, что самое лучшее общение – это совместная игра. Вы играете с игрушками, говорите с ними и за них, а ребенок постепенно втягивается и начинает лепетать вместе с вами.

  1. Вторая причина – это то, как говорят родители и другое окружение. Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую вы можете решить, просто замедлив темп речи. Причем не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.

Легкие способы устранения барьеров у малыша

Кроме милых потешек, легких песенок, которые часто встречаются на уроках у логопеда, можно дома самостоятельно заниматься с вашим подрастающим болтуном. Для этого есть несколько простейших хитростей.

  • Хитрость №1: «Ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а дальше научить его будет уже просто;

Поиграйте с ребенком в игру, будто вы совершенно не понимаете, что он хочет. Показывает пальцем на конфету, дайте ему в руку игрушку. Но не ругайте его, не смейтесь, а комично разыгрывайте ситуацию: «ах, какая я непонятливая».

Также можно играть и с игрушками, которые предварительно необходимо расположить высоко, чтобы ребенок не достал. Когда он жестами объясняет, какую игрушку ему подать, давайте ему совершенно другую.

Важно! Каждой игрушке дайте имя или обозначьте ее словом, которым ребенок должен ее называть. «Киса», «Собачка», «Кукла Катя» и т. д.

Когда будете протягивать ему игрушку, повторите несколько раз: «Дать тебе собачку? Держи собачку».

Ребенок начнет повторять за вами все слова, а возможно, если будете играть часто, он поймет, что незачем терять время в объяснении непонятливому взрослому, проще сказать и сразу получить нужную вещь.

Совет! Проявите терпимость к начинающему болтуну. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но сразу не отдавайте. Постарайтесь достичь момента, когда ребенок повторит за вами имя игрушки.

Неадекватная реакция ребенка: крики, топанье ногами и т. д. – означают «стоп игре». Игрушку в таком случае давать нельзя.

  • Хитрость №2: «Самое важное поручение» легкий способ научить малыша болтать с удовольствием.

Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.

Обязательно объясните малышу, как вы возлагаете на него надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это станет стимулом для ребенка, ведь чтобы выполнить задание, нужно заговорить.

  • Хитрость №3: «Договори за меня».

Всеми любимый и известный способ, помогающий детям говорить без страха ошибиться. Вы произносите начальный слог и побуждаете своего малыша договорить за вас следующий. Благодаря коллективному творчеству, ребенок сможет «разговориться». Но таким способом не стоит злоупотреблять, чтобы не было как в анекдоте про месяца;

Одна мамочка решила научить говорить свою маленькую дочку. И начали они с месяцев.

– Давай с тобой расскажем месяца. Ян…

– Варь!

– Фев…

– Раль!

– Ма…

– Рт!

– А дальше сама, сможешь?

– рель, нь, ль, густ…

Собирая воедино мои советы, я могу точно сказать одно: если ребенок не говорит в 2 года, хотя вы стараетесь его научить – это еще не повод для паники. Разговаривайте, пойте, болтайте и главное – веселитесь, и все будет хорошо!

Читайте также:

  • Почему ребенок не слушается?
  • Как развить самостоятельность у ребенка?
  • Почему дети плохо спят?

Источник

Вот исполнилось два годика, а прогресса в речи практически нет. Понимаю, что все детки индивидуальны, да и сейчас многие начинают позже говорить, мальчики так вообще молчуны, но беспокойство накатывает все больше и больше. Особенно, когда читаешь все эти нормы – в 1,5 года 30 слов, в 2 года 200 слов и простые предложения… и т.п.

Нашу речь полностью понимает, все просьбы в основном выполняет (ну по настроению конечно), всякие пазлы и вкладыши собирает свободно, предметы на карточках показывает, вот только не говорит. И больше всего напрягает, что и не пытается повторить за нами ни звуки, ни первые слоги слов. В основном в его речи практически лепетное «Па-па-па», этими слогами в разных интонациях он и изъясняется: «Па» с кивком головы – «Спасибо» и «Пожалуйста», «Папа» – это папа, «МаПа» – мама, причем «Ма-Ма» – так у него бибикает машина почему-то. «Пата-Пата» – пока-пока, ну и «Ку-ку» – когда в прятки играемся. Еще по телефону типа разговаривает, говорит «А!» – алле, и дальше свой лепет и «па-па-ба», типа разговаривает и руками жестикулирует, ну прям один в один как мы разговариваем, но только без единого словечка человеческого. Практически это все. На простые вопросы может ответить «Нет» в основном мотком головы, при этом «Да» вообще не отвечает никогда, ни звуком ни кивком.

Вот я не пойму, пора ли бить панику и начинать таскать ребенка по логопедам и неврологам? Знакомая, в 2,5 года все-таки сдалась и провела своему мальчонке курс уколов неврологических, после этого говорит сразу как прорвало, но у нее и ребенок недоношенный родился. Объективно, я не вижу каких-либо неврологических отклонений у нас – роды прошли хорошо, ЕР в срок, баллы были хорошие, развивался физически всегда в возрастной норме, даже чуть раньше этих норм. Понятно конечно, я не невролог, но и неврологам многим сейчас лишь бы лекарства прописать разные… В общем боязно и действовать и бездействовать в этом плане.

Сколько читала про логопедов – заниматься они начинают сейчас с 3-х лет, и типа до этого времени ждут. Но мы и сами всегда занимались, насколько это было возможно с его активностью и независимым характером. Книжки он листать-читать не любит, вернее вот только сейчас начинает ими проникаться, т.е. стал листать смотреть картинки, но слушать что ему читают или рассказывают по картинке практически не слушает, тут же вырывает книгу и сам с ней покрутится и все на этом, но я читаю ему всякие стихи и потешки наизусть, безотносительно к книжкам. Кстати рисовать тоже пока еще не любит, лепить тоже (хватает на 2-3 минутки буквально, мне кажется он даже не успевает понять что к чему там). В основном любит пересыпать всякие крупы и горошины.

Читайте также:  Ребенок 2 года ночью пьет молоко

Сейчас я вообще вплотную занялась его развитием именно речи (ну насколько это возможно конечно), телевизор у нас больше вообще не включается, мультики только 10-15 минут в сутки во время чистки зубов, планшет уже с месяца два как убран подальше. Стараемся говорить побольше, правда это не очень хорошо выходит, потому что мы с мужем привыкли в основном говорить немного и по делу. Я еще куда ни шло, а он бедный так вообще из себя вымучивает слова) Т.е. например, чтобы устроить какой-то домашний спектакль или разыграть сценку, это вообще не про нас(

Кстати, пальчиковые всякие упражнения тоже не дается делать. Раньше интересовался сорокой и ладушками, сейчас ничего не позволяет со своими пальчиками делать и сам соответственно не делает и не повторяет(

Вот как-то так все печально. И вот я не знаю и отпустить проблему не могу, забить не могу, и действия какие-то серьезные принимать опасаюсь. Ну на всякий случай записались в эту пятницу к логопеду и неврологу, ну так больше для успокоения что ли…

P.S. Если честно с великим трудом верится в такие истории, что вот молчал-молчал, а потом в 2,5 или в 3 каааак заговорил прям умными словами и предложениями…

P.P.S. А, забыла написать, я заговорила достаточно рано, в 1,6 изъяснялась уже простыми предложениями, муж, если верить свекрови, то тоже заговорил примерно в полтора года…

Читайте также: ребенок в 2,5 года не разговаривает

Источник

elena(стр-во сауны,хамам,спа,соляные комнаты)

Заговорит,не вижу проблемы.

Pachy

До 3 лет имеет полное право 🙂 Слушает внимательно? Мелкая моторика соответствует возрасту? Что говорит невролог? Если да то, скорее всего она “копит” словарный запас “пассивно” так сказать, заговорит уже предложениями 🙂 Мои младшие брат и сестра такие же были 🙂

Irish

Советую – сходите к неврологу и пусть проведет обследование – заговорит или не заговорит. Вам сейчас 100 человек скажет – обязательно не заговорит. А если нет?

Елена

я мама такого ребенка изложу свою точку зрения, ни к чему не призываю все неврологи и прочие в пк не будут иметь к вам претензий до 3х лет. А в 3 года скажут надо было раньше начинать. Если в 2 года ребенок не говорит, это не нормально, он уже отстает от сверстников. И дальше этот разрыв нагнать будет все сложнее, потому что речь огромный толчок в развитии, и чем дольше ребенок не говорит, тем больше он отстает. В 2 года это не заметно еще, а вот в 2.5 как у нас уже очень даже. И да, я не верю в истории типа “ребенок молчал до 4 х лет, а потом заговорил сразу предложениями”. Чтобы научиться говорить, надо постоянно тренироваться, я не понимаю как молчун может сразу заговорить. Опять же может быть это просто темповая задержка, а может быть и проблемы какие-нибудь. А тут чем раньше начнешь, тем лучше и быстрее результат. Летом я очень много занималась с ребенком, и смогла вызвать много звуков. Потом дочка начала ходить в сад, я подумала, что сад может дать толчок и вобще был прогресс, так что занятия наши почти свернула. И зря – за 2 месяца ситуация никак не изменилась. Поэтому мы нашли дефектолога, который помогает мне , обьясняет мне как именно заниматься, дает карточки/задания и прочее. И прогресс стал сразу явным. Мое мнение – не пускать все на самотек, чтобы потом не кусать локти об упущенном времени. Никто не знает как быстро ребенок наверстает.

Юля

Лучше показать ребенка логопеду, неврологи речью не занимаются. У моего старшего с речью были проблемы, за мной ничего не повторял, помогли только занятия с логопедом. Младший тоже в 2 года не говорил. В 2,2 стал повторять. В 2,4 стал говорить предложениями, но звуки плохие. Но я с ним совем не занимаюсь, все время на старшего уходит.

Oluma

дочь буквально пару дней назад стала делать попытки говорить, ей завтра 2. моя мама извелась вся, я с года хорошо говорила, а врач сказал отстать от ребёнка и продолжать читать, играть и разговаривать.

Мариука

Сын очень рано заговорил… а в год и 10месяцев уже пел песню “Это все” ДДТ… Дочь сейчас год и 6 месяцев, много болтает, но ничего не понятно… знаками объясняется много и очень четко, пока наблюдаем. Сыну ставили в 4 года букву “р”, он сам попросил, так как имя Егор, его часто не понимали. Логопед сказала, что беспокоится надо около 3 лет… Так что с дочей ждем…

Лилия

У нас тоже самое было прям как у вас ситуация , но в 2.1 резко стал все слова повторять !!! И предложения

Алена

А у нас в 2,5 года выяснилось, что слышит плохо. Ну и понятно стало почему задержка речи

Irin@.

У нас тоже самое. В 2 года ходили к неврологу, назначили Пантогам и Элькар, пропили … никаких фантастических прорывов не увидела (((((, пойдём в 2,6 года (сейчас нам почти 2,4).

Читать все 62 комментария

Источник

Что делать, если малыш в два года почти не разговаривает или вам кажется, что он плохо говорит. Что должен произносить ребёнок к этому времени, как определить нарушение развития речи.

Двухлетний малыш, речь которого развивается в соответствии с возрастными нормами, использует её, как средство общения. Если ребёнок 2 года не разговаривает, большинство родителей обоснованно начинают тревожиться, сравнивают своего малыша со сверстниками, обращаются к специалистам для диагностики и коррекции речи.

Читайте также:  Ребенок в 2 года достает язык

Что должен говорить ребёнок в два года

Несовершенство произносительной стороны речи малыша в этом возрасте – закономерное явление. Он пока ещё неправильно произносит большинство звуков, пропускает звуки при произношении слов и отдельные слоги при произношении многосложных слов, смягчает согласные. Голос некоторых детей ещё тихий и слабый, даже простые слова они произносят невнятно, и это тоже вариант нормы. У двухлетних невелик словарный запас, они пользуются словами, обозначающими хорошо знакомые предметы и игрушки, по-прежнему ещё могут употреблять облегчённые слова типа «бай-бай» вместо «спать», «ням-ням» вместо «есть».

Однако ребёнок уже в состоянии говорить в 2 года короткими фразами из 2-4 слов, может задать вопрос, например, «Что это?». Двухлетний ребёнок, имеющий речевое развитие в пределах нормы, по собственной инициативе обращается к сверстникам и знакомым взрослым, пользуясь тем активным словарём, который ему доступен. А доступно ему не так уж и мало – на границе между вторым и третьим годом, словарный запас равен минимум 50-100 словам, а к 2,5 годам это количество утраивается.

Если с малышом целенаправленно занимаются, называя ему признаки предметов и действия, которые производят дети и взрослые, то в активном словаре содержатся не только существительные, но и прилагательные, глаголы, наречия.

Несмотря на довольно ёмкий словарный запас, слова в предложении часто не согласованы, фразы построены неправильно. Неумение формировать правильные грамматические формы – это норма данного возраста. Например, если ребёнок говорит в 2 года так: дома – домы, домыв, красивая кофта – красивый кофта, коврик – ковёрчик, то это нормально.

Малыш не только сам задаёт вопросы, он в состоянии ответить на простые вопросы взрослого, то есть различает вопросительную интонацию. Кроме этого, ему доступно выполнение несложной словесной инструкции, состоящей из 2-3 этапов: «сначала возьми ложку, а потом отнеси её на стол». Поскольку органы артикуляции недостаточно окрепли для чёткого произношения звуков, дети 2 лет пока неправильно произносят звуки: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, р.

Возможные причины речевого отставания

Если ребёнок в 2 года не говори нельзя, опираясь на советы знакомых, ждать внезапного скачка речевой активности. «У нас тоже молчал-молчал, а потом как заговорит!» «Папа его тоже долго не разговаривал, и ничего, все нормально…» Даже если речевое отставание обусловлено генетической предрасположенностью, стоит обратиться к специалисту для предварительной оценки нормы и патологии. До 3 лет коррекция речевых нарушений не требует больших временных и материальных затрат, после этого срока что-то исправить уже гораздо сложнее.

Особенно внимательно стоит отнестись к речевой задержке в 2 года, если имелись следующие факторы:

  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • нейроинфекции, частые простуды, грипп, перенесённые в раннем детстве;
  • черепно-мозговая травма у ребёнка;
  • несовпадение с матерью по резус-фактору;
  • ребёнку уделялось мало внимания, имеется дефицит общения.

Речевое отставание в 2 года может быть у гиперопекаемых детей, когда у них нет повода для использования речи, а также у детей, растущих в семьях с малоговорящими родителями.

Если ребёнок в 2 года не разговаривает по причине бедной речевой среды, задержку речевого развития можно компенсировать самостоятельно в короткие сроки. Если же недоразвитие речи было вызвано функциональными нарушениями центральной нервной системы, коррекцией речи вместе с родителями должны заниматься специалисты – невропатолог, психоневролог, логопед, психолог-дефектолог.

Как определить задержку речевого развития в 2 года

Если у родителей имеется подозрение, что речь их малыша не соответствует норме для этого возраста, лучше доверить оценку детской речи специалисту. Прежде всего, нужно получить консультацию детского невропатолога, после посетить логопеда и дефектолога.

Основания для обращения к специалисту:

  • ребёнок не обращается к взрослым, при необходимости ограничивается жестами или мимикой;
  • он говорит на одному ему понятном языке, и ему безразлично, что его не понимают;
  • речь малыша отстаёт на несколько периодов речевого развития, например, имеются только лепетные слова и звукоподражания;
  • ребёнок не может выполнить просьбу взрослого, если она не сопровождается жестами;
  • у малыша не развита мелкая моторика, он неловок, берёт мелкие предметы несколькими пальчиками, а не двумя;
  • речь была, а потом исчезла;
  • ребёнок называет одним лепетным словом разные предметы.

Не стоит игнорировать подобные симптомы. Гораздо более продуктивная тактика – начать занятия со специалистом или получить у него рекомендации для самостоятельных занятий. Бытует в корне неверное мнение, что к логопеду нужно идти тогда, когда ребёнку исполнилось 4,5-5 лет. Это отчасти правильно лишь для коррекции фонетического недоразвития речи, когда к пяти годам отдельные звуки могут появиться самостоятельно, и исправлять их не придётся. Если ребёнок не говорит в 2 года, нарушение имеет другой механизм развития, и коррекционные приёмы здесь применяются совершенно другие.

Как стимулировать развитие речи двухлетнего малыша

Чтобы активная речь малыша развивалась, нужно создавать для него ситуации общения, не предупреждать его желания, а дать возможность выразить просьбу, стараться разговорить его. Важно удовлетворять его интерес к предметам, действиям и накоплению впечатлений. Можно играть «в прятки» с игрушками, предлагая позвать спрятанного петушка, котика, зайчика. Покупая новую игрушку, нужно рассмотреть её, назвать части, показать, как с ней играют, называя свои действия.

На видео показано что делать, если малыш плохо разговаривает в два годика, в какие игры играть с детьми, чтобы научить их общаться:

Очень полезно на прогулке рассказывать о том, что нового и привлекательного ребёнок видит вокруг. Важно не только показывать и называть предметы, но и рассказывать об их назначении. «Ножницами режут бумагу», «В мыльнице лежит мыло». Обращайте внимание на форму и величину предметов, их цвет.

Чаще читайте малышу доступные его пониманию сказки, стихи, прибаутки, сопровождая чтение показом ярких и красочных иллюстраций, болтайте с ним по любому поводу. Пусть ребёнок договаривает окончания строчек, повторяет фразы героев сказок. Постоянное внимание к речи двухлетнего ребёнка поможет преодолеть речевое отставание, если оно имеется.

Теперь вы знаете что делать, когда малыш почти не говорит в возрасте двух лет. Если остались вопросы – задавайте их нашему детскому логопеду.

Источник