Межличностной сферы ребенка упражнение на развитие

Межличностной сферы ребенка упражнение на развитие thumbnail

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной среды.

«Мазайка в парах»

Цель: закреплять умения детей работать в парах, договариваться, согласовывать свои действия; развивать мелкую моторику рук, глазомер, мышление, воспитывать интерес к практической деятельности.

Материал: наборы мазаек

Ход: Дети делятся по парам, каждая пара получает мозайку, детали которой делятся между детьми. Задача заключается в том, чтобы сложить общую картинку.

«Навыворот»

Цель: развивать монологическую речь, учить детей подбирать слова с противоположным значением; развивать память, мышление, воображение; воспитывать интерес к игре.

Ход: Предлагаю ребятам подобрать слова с противоположным значением, вызываю детей по очереди.(злой-, плохой-, жадный-, трусливый-, сердитый и т.д.)

«Необычное эхо»

Цель: закрепить умения детей употреблять в активной повседневной речи слова ласковые и уменьшительно-лоскательные; учить образовывать из существительных прилагательные; развивать логическое мышление, память, речь; воспитывать коммуникационные качества.

Материал: мяч

Ход: Дети образуют круг, воспитатель в центре круга с мячом. По очереди называю слова и бросаю мяч ребёнку, он должен сказать мне это слово ласково, мягко и отдать мне мяч (кот-котик, цветок- цветочек и т.д.)

«Комплименты»

Цель: закреплять знания детей о значении комплиментов, учить детей использовать добрые слова в жизненных ситуациях; развивать речь, память, внимание; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход: Дети становятся в круг. Глядя друг другу в глаза, они должны сказать несколько добрых лов, за что-то похвалить, пожалеть, пожелать чего-то хорошего.

«Я очень хороший, ты очень хороший»

Цель: закреплять знания детей о значении комплиментов, учить детей использовать добрые слова в жизненных ситуациях; воспитывать вежливость, доброжелательность.

Ход: Дети встают в круг. Воспитатель говорит, показывая на себя: «Я хороший», затем дотрагиваясь до ребёнка произносит: «ТЫ очень хороший». И далее каждый ребёнок по кругу делает то же самое.

«Мы очень любим»

Цель: закрепить умения детей употреблять в активной повседневной речи слова ласковые и уменьшительно-лоскательные; развивать логическое мышление, память, речь; воспитывать любовь к близким, чувство сопереживания.

Материал: мяч

Ход: Дети сидят в кругу. Выбирают водящего. А теперь давайте представим, что мы все – мама, папа, бабушка, дедушка – словом те, кто очень любит нашего водящего. Он будет кидать по очереди мячик, а мы – придумывать и называть его ласково.

«Соберём в лукошко вежливые слова»

Цель: закрепить использование вежливых слов в повседневной жизни, развивать мышление, память; воспитывать вежливость, отзывчивость.

Ход: По всей группе разложены разноцветные фишки, по середине группы стоит лукошко. Дети должны собрать фишки. Ложа их в лукошко называть ласковые слова.

«Ласковое имя»

Цель: закреплять знания детей о значении комплиментов, учить детей использовать добрые слова в жизненных ситуациях; воспитывать вежливость, доброжелательность.

Материал: мяч

Ход: «Вспомните, как вас ласково называют дома? Мы будем бросать друг другу мячик и тот у кого мяч называет одно или несколько своих ласковых имён (например, как называют вас родители)

Источник

Упражнения по развитию навыков межличностного взаимодействия младших школьников

“Закончи предложение”

Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, увлечения и рассказывать о них.

Описание

Дети стоят в кругу. В качестве ведущего – педагог, у него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч, ребёнок заканчивает предложение и бросает мяч взрослому.

Моя любимая игра – …

Моя любимая игрушка – …

Моё любимое занятие – …

Мой лучший друг (подруга) – …

Моя любимая песня – …

Моё любимое время года – …

Моя любимая сказка – …

Мой любимый праздник – …

Мой любимый мультфильм – …

Мой любимый цветок – … и т.д.

“В центре круга”

Цель: учить детей говорить добрые слова в адрес другого, дать возможность каждому ребёнку ощутить внимание и дружескую поддержку.

Описание

Дети сидят в кругу на ковре или на стульчиках. В центре игрок, который назначается педагогм или выбирается с помощью считалки. Задача детей – говорить находящемуся в центре круга разные приятные слова: “Ты вежливая и добрая”, “Я люблю с тобой играть”.

«Паутинка»

Цель: развивать умение вступать в контакт, рассказывать о себе, дать возможность детям приобрести опыт прочувствования сплочённости группы.

Описание

Дети сидят в кругу. У педагога в руках – клубок ниток. Он начинает игру со словами: «Меня зовут… Я очень люблю слушать музыку, читать книги». Свободный конец нити педагог зажимает в руке, а клубок передаёт ребёнку и предлагает ему назвать свое имя, рассказать что-нибудь о себе, о том, что у него лучше всего получается, чем он любит заниматься и т.д. Ребёнок наматывает нитку на палец и передаёт дальше. Таким образом дети оказываются соединёнными одной нитью. В конце игры каждый ребёнок возвращает нитку предыдущему, называя его по имени.

«Рассказываем сказку»

Цель: учить детей внимательно слушать друг друга.

Описание

Дети сидят в кругу. Взрослый предлагает выбрать хорошо знакомую всем сказку. Можно кратко напомнить её содержание. Участники рассказывают сказку, передавая эстафету друг другу, – называют по одному предложению из этой сказки.

«Поприветствуем друг друга без слов»

Цель: развивать умение использовать жест и позу в общении.

Описание

Дети с помощью считалки или игры «Найди партнёра по глазам» делятся на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать друг другу руку, помахать рукой, кивнуть головой, обняться и т.д.). Затем все собираются в круг и пары по очереди демонстрируют свой способ приветствия.

«Колечко»

Цель: создать положительный эмоциональный настрой, помочь детям войти в контакт.

Описание

У ведущего в руках небольшой предмет. Участники становятся в ряд, держа перед собой ладони «лодочкой». Ведущий проходит весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом он незаметно оставляет этот предмет у кого-нибудь в руках. Пройдя всех, ведущий говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Задача владельца колечка – выбежать вперёд. Задача всех остальных – постараться не выпустить участника с колечком из ряда.

«Зеркало настроения»

Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнёра.

Описание

Упражнение выполняется в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребёнок играет роль зеркала, другой – того, кто смотрится в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния: человек грустит, радуется, улыбается, удивляется и т.д., а «зеркало» повторяет выразительные движения партнёра.

«Страна Х» (коллективный рисунок)

Цель: предоставление возможности каждому ребёнку участвовать в общей деятельности, развитие навыков группового взаимодействия.

Описание

Это упражнение предусматривает совместное рисование детьми на большом листе бумаги. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребёнок рисует на общей картине то, что захочет. Взрослый также может участвовать в общем рисовании.

Источник

Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками

На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, мотор­ной ловкости.

Количество играющих: 2 команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик – полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на­встречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в про­пасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мо­стик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мости­ку», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны до­говориться о темпе движения, следить за синхроннос­тью, а при встрече на середине мостика – аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Охота на тигров

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отво­рачивается к стене и считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрываеттигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во вре­мя игры у аутичных детей, потому им можно разре­шить сначала присмотреться к тому, как играют дру­гие дети.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно труд­но для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется …», « Царевна-Несмеяна »).

Близнецы

Цель: развитие коммуникативных навыков, уме­ния согласовывать свои действия,развитие графиче­ских навыков.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг кдругу,

затем связывают правую руку одного ребенка и левую другого от локтя докисти. Каждому в руку дают мелок.

Мелки должны быть разного цвета. До началарисования дети могут договориться между

собой, что они будут рисовать. Время на рисование – 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобыигроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних по­мех. Впроцессе игры взрослый может сопровождать действия участниковкомментариями по поводу необходимости договора в паре для достижениялучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их

ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-ни­будь (как тебя зовут, сколько тебе лет, что ты любишь). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает опреде­лить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточ­но легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Зеркала

Цель: развитие наблюдательности и коммуника­тивных навыков.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становит­ся в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбыва­ет. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они – «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

Поварята

Цель: развитие коммуникативных навыков, чув­ства принадлежности к группе.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг – это «ка­стрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» – суп, компот, салат и т. д. Каж­дый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий – взрос­лый, он выкрикивает названия ингредиентов. Назван­ный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет вы­полнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, ско­ванность через легкий имитационный массаж.

Остров

Цель: развитие коммуникативных навыков, пре­одоление тактильных барьеров.

Количество играющих: четверо, или кратное че­тырем.

Необходимые приспособления: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газе­ту, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максималь­но сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышеч­ный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газе­ту они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возмож­ность почувствовать поддержку соседа.

Ладонь в ладонь

Цель: развитие коммуникативных навыков, полу­чение опыта взаимодействия в парах, преодоление бо­язни тактильного контакта.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижи­мая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различ­ные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточ­ках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ла­дони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудно­сти в процессе общения.

Зоопарк

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда – зрите­ли – они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ро­лями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного живот­ного, а также по своему желанию наделяли его каки­ми-либо чертами характера.

Старенькая бабушка

Цель: развитие коммуникативных навыков, дове­рия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Количество играющих: 8-10 человек.

Необходимые приспособления: платки для завязы­вания глаз.

Описание игры: дети разбиваются на две команды – бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза – они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно от­вести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей ста­новятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков – не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побе­седовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно по­тренироваться в принятии характерной позы.

В процессе игры взрослый регулирует взаимоот­ношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны со­блюдать правила.

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы

  1. “До свидания – здравствуй”

Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения (и слова) вместе со взрослым.

  1. “Ласка”

Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: “Хорошая, хорошая”. Подсказывает “Посмотри ей в глазки ласково, погладь мягко, чтоб ей было приятно”. Ребенок показывает движение, исполняя его выразительно, с участием.

Источник

Игры, направленные на улучшения межличностных отношений

у детей старшего дошкольного возраста

«Комплименты»

Цель: Помочь ребёнку увидеть свои положительные стороны, а также положительные качества других детей, сплочённость группы.

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

«Клоуны ругаются»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Ведущий говорит детям: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов, или мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка»! Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты,…, солнышко!»

«Прогони бабу ягу»

Цель: Содействовать символическому уничтожению страхов детей.

Ребёнка просят представить, что в стул залезла Баба-Яга, надо обязательно прогнать её оттуда. Она очень боится громких криков и шумов. Ребёнку предлагается прогнать Бабу-Ягу. Для этого надо покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.

«Тропинка»

Цель: Развивать дисциплинированность, организованность, сплочённость.

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают двигаться по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово – задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!», – дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд. Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются.

«Уходи, злость, уходи!»

Цель: Снять агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Играющие ложатся на ковёр по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.

« Подарок другу»

Цель: Развивать умение невербально описывать предметы, сплочение группы.

Один ребёнок становится именинником, остальные дарят ему подарки, передавая движениями и мимикой своё отношение к имениннику.

«Я хочу подружиться»

Цель: Формировать взаимопонимание, содействовать формированию доброжелательных отношений.

Выбирается водящий. Он произносит слова «Я хочу подружиться с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.

«Я знаю пять имён своих друзей»

Цель: Содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имён моих друзей. Ваня – раз, Лена – два… и т.д.,а затем передаёт мяч другому ребёнку, тот делает то же самое и передаёт мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу.

«Обижаться не могу, ой смеюсь, кукареку»

Цель: Способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Один ребёнок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» – ребёнок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»

«Сиамские близнецы»

Цель: Содействовать улучшению общения со сверстниками, сплочение

группы.

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.

Совет: чтобы третья нога была «дружной», её можно скрепить верёвочкой.

«Психологическая лепка»

Цель: Содействовать улучшению общения со сверстниками, сплочение

группы.

В этой игре многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей «слепить» из своих тел одну общую фигуру, например морскую звезду (можно лёжа на ковре), и показать, как она движется. Можно предложить ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» её, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая её целостности.

Список используемой литературы

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. Санкт-Петербург, 2001.

Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций дети 5-7 лет. – Ярославль, 2000.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.

Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.; Просвещение, 2000.

Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. Москва-Санкт-Петербург, 2004.

Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Просвещение, 2003.

Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995, 2003.

Источник