Кортексин при зрр ребенку 4 года

20 мая 2018 г.
При задержке речи детям часто назначают Кортексин. Мамы, начитавшись различных форумов, опасаются его применять, руководствуясь принципами: «зачем ребенка пичкать химией», «надо подождать, может постепенно заговорит без лекарств», «уколы – лишний стресс для малыша», «вдруг появятся осложнения». Однако, как показывает статистика, Кортексин детям при задержке речи дает стойкий положительный эффект, не вызывая негативных последствий.
Общая характеристика препарата Кортексин
Кортексин – препарат из группы ноотропов, состоящий из полипептидных фракций, которые могут свободно проходить через гематоэнцефалический барьер и действовать на нейроциты.
Воздействия лекарства:
- ноотропное – улучшает когнитивные функции головного мозга (память, речь, мышление, внимание, интеллект), повышает стрессоустойчивость;
- антиоксидантное – повышает устойчивость нейронов к кислородному голоданию;
- нейропротекторное – оказывает защитное действие на нейроны, предупреждает и/или уменьшает токсическое влияние эндогенных и экзогенных факторов;
- тканеспецифическое – улучшает обмен веществ в центральной и периферической нервной системе, активирует функции головного мозга, репаративные процессы.
Помогают ли уколы Кортексина при ЗРР?
Эффективность применения медикамента при задержке речевого развития у детей зависит от причин, ее повлекших. ЗРР может быть вызвана:
- генетической предрасположенностью, при которой происходит более медленное созревание нейронов, ответственных за речевые функции;
- нарушением слуха – речь развивается на основе понимания услышанного;
- невостребованностью речи – если с малышом мало разговаривают, предупреждают все его потребности;
- психотравмами – если ребенок начинал произносить отдельные слова, строить фразы, но после стрессовых воздействий (разлука с матерью, смерть близкого, насилие, эмоциональная холодность родных, помещение в садик, интернат) потерял утраченные навыки;
- нейроинфекциями и травмами головного мозга, произошедшими внутриутробно, во время родов или на первом году жизни.
Кортексин может помочь только в последнем случае, когда вследствие нейроинфекций и травм формируется энцефалопатия – нарушение созревания нейронов мозга, сопровождающееся гипоксией, нарушением мозгового кровообращения. В результате происходит задержка психического развития, в том числе и речи.
Важно! Не надо торопиться назначать лекарственные препараты малышам до трех лет. Диагноз ЗРР ставится только в 3-4 года, когда речь должна быть полностью сформирована.
Читайте о применении Кортексина детям до года.
Проблему выявляют при совместном обследовании педиатра, невропатолога, логопеда, психолога. При исключении психологических и сурдологических (нарушения слуха) причин, диагностировании энцефалопатии у ребенка старше 3 лет прописывают ноотропы, в том числе и Кортексин.
Механизм действия Кортексина при ЗРР
В патогенезе ЗРР играет роль уменьшение зоны Брока (двигательный центр речи) в левом полушарии, неравномерность речевых зон в правой половине мозга, анатомические изменения подкорковых образований, участвующих в процессе речи. Дисфункция вызвана нарушением питания нейроцитов, гипоксией.
Кортексин способствует восстановлению метаболизма в клетках мозга и межклеточных пространствах, нормализации баланса нейромедиаторов, передающих сигналы в мозг и обратно (серотонин, дофамин). В итоге снижается биоэлектрическая активность мозга, токсическое воздействие на мозг свободных радикалов.
Что лучше при ЗРР: Когитум или Кортексин?
Когитум не относится к группе ноотропов. Механизм действия обусловлен стимулирующим действием на ЦНС посредством ацетиламиноянтарной кислоты и солей калия. Препарат нормализует передачу нервных импульсов в головном мозге, повышает физическую выносливость, иммунитет. Показан при астенических состояниях, как общеукрепляющее средство.
Если сравнивать два препарата, предпочтение отдается Кортексину:
- можно назначать детям с первых месяцев жизни (Когитум – только с 7 лет);
- практически нет побочных симптомов (после приема Когитума – аллергические высыпания);
- эффективность гораздо выше благодаря широкому спектру воздействия на мозг;
- результат лечения наступает быстрее.
Подробно о том, что лучше – Кортексин или Церебролизин.
Кортексин: инструкция по применению для детей
Медикамент выпускается только в ампулах. Сухой порошок в ампуле разводят водой для инъекций или физраствором непосредственно перед употреблением. Новокаин употреблять не рекомендуется из-за возможного снижения лечебного эффекта и возникновения аллергических реакций. Растворитель вводится в объеме 1-2 мл, ампула слегка встряхивается, пока раствор не станет однородным и прозрачным. Затем берут необходимое количество в соответствии с возрастом ребенка. Дозировки зависят от массы тела:
- Ниже 20 кг. Вес малыша умножается на 0,5. Например, десятимесячному крохе с весом 8 кг вводится 4 мг (8х0,5) препарата. Флаконы с 5 мг разводят 2 мл, берут 1,6 мл готового раствора, остальное выбрасывают.
- Выше 20 кг. Детям назначается по 10 мг в день. Флакон с 10 мг разводят 1 мл растворителя и вводят все содержимое.
Препарат вводится внутримышечно, желательно, утром. Курс лечения – 10 дней (1 раз в сутки). Если укол по каким-то причинам был пропущен, курс продлевается. Интервал между курсами – 3-6 мес.
Побочные действия Кортексина у детей
Побочных эффектов, в большинстве случаев, не возникает. Может быть индивидуальная непереносимость препарата, редко – симптомы аллергии (покраснение, сыпь, жжение, зуд кожи). Есть данные, что препарат может провоцировать судорожные припадки (если они имелись ранее). На некоторых детей Кортексин действует растормаживающе – повышает их психофизическую активность.
При появлении подобных симптомов следует немедленно обратиться к врачу.
Кортексин детям при ЗРР: отзывы родителей
Положительные отзывы родителей преобладают над отрицательными. Отмечается, что после одного курса (даже после первых инъекций) ранее молчавший ребенок начинает складывать слоги, количество которых увеличивается день ото дня. Ребенок легче разговаривает, не делает пауз между словами, словарный запас расширяется.
По словам мам, улучшается запоминание новых слов, усвоение информации. Большой эффект Кортексин оказывает на процессы мышления, внимания, интеллекта, памяти, что также способствует ускорению речевого развития. Дети становятся эмоционально устойчивее, лучше спят, уравновешены.
Из минусов лекарства родители отмечают немалые материальные затраты на один курс лечения, отсутствие эффекта, болезненность уколов у некоторых, учащение судорог и расторможенность в единичных случаях.
Алина Вейц, врач-психоневролог, кандидат психологических наук, специально для Mirmam.pro
Полезное видео
Моторное развитие у ребенка: определение и диагностика
Задержка темпов моторного развития у детей до года: причины и последствия
Пирацетам для детей – лекарство для улучшения памяти и речи
Безопасные ноотропные препараты для детей
Источник

Задержка речевого развития (ЗРР) – это расстройство высшей нервной деятельности, связанное с затруднением или невозможностью своевременного приобретения речевых навыков. Ранняя и комплексная коррекция позволяет стабилизировать деятельность ЦНС, улучшить память и облегчить обучаемость. При лечении ЗРР используются лекарственные средства, физиотерапевтические методы, обязательна работа психолога и логопеда. Медикаментозная терапия ЗРР назначается только неврологом, поскольку часто подразумевает применение сильнодействующих препаратов. Одним из таких является Кортексин – мощный биологически регулятор, состоящий из родственных человеку пептидов.
Механизмы действия препарата
Препарат оказывает мощное стимулирующее воздействие на процессы, происходящие в центральной нервной системе. Он состоит из водорастворимых нейропептидов с малой молекулярной массой. Это обеспечивает их легкое проникновение в ткани головного мозга (ГМ). Основные механизмы действия отмечаются за счет:
- стимуляции нейротрофических элементов, нейронов и регуляторных пептидов;
- нормализации количества аминокислот, образующихся в ГМ;
- подавления судорожной активности ГМ;
- нормализации электрической активности мозга;
- торможении процессов формирования свободных радикалов в тканях ГМ.
Поскольку Кортексин при задержке речевого развития вводится только парентерально, он сразу проникает в кровь и ткани ГМ. Это обеспечивает быстрое развитие его лечебных эффектов.
Основные терапевтические эффекты Кортексина
Благодаря тому, что средство влияет на все мозговые процессы, оно отличается большим количеством эффектов, имеющих важное терапевтическое значение.
- Ноотропный – Кортексин при ЗРР стимулирует все высшие функции ГМ. Отмечается стимуляция памяти и способности к обучению, повышение стрессоустойчивости.
- Нейропротекция. Препарат защищает нейроны ГМ от нейротоксических элементов, способствующих их разрушению. Он эффективен в отношении эндо- и экзогенных токсических агентов.
- Антиоксидантный. Кортексин уколы при ЗРР препятствуют окислительному стрессу, и увеличивают способность нейронов выживать и работать в условиях недостатка кислорода.
- Метаболический. Средство повышает скорость обменных процессов в ГМ, стимулирует процессы регенерации, улучшает тонус вегетативной и симпатической нервных систем, а также работу коры ГМ.
Показания для назначения Кортексина при ЗРР
Использование препарата в детской практике позволяет добиться быстрой стабилизации работы центральной нервной системы и уменьшить симптомы ЗРР. При этом Кортексин одинаково хорошо помогает устранять симптомы заболевания, которое вызвано самыми разными причинами.
Помимо того, что он часто назначается при ЗРР, использование оправдано и при других патологиях:
- поражения ЦНС, вызванные бактериями и вирусами;
- нарушение мозгового кровообращения различной этиологии;
- травмы ГМ или состояния после нейрохирургической операции;
- диффузное поражение ГМ любой причины;
- патологии и травматические поражения спинного мозга;
- ДЦП.
В составе комбинированной терапии препарат может использоваться для лечения эписиндрома, а также при реабилитации после инсультов ГМ.
Важно! Препарат не назначается пациентам с индивидуальной непереносимостью Кортексина и/или глицина. Поскольку отсутствуют сведения о влиянии Кортексина на процесс эмбрионального развития, при беременности он также не назначается.
Дозировка и способ введения Кортексина
Средство выпускается в виде стерильного порошка для самостоятельного приготовления раствора и его внутримышечного введения.
Важно! Для разведения используется 0,5% раствор новокаина (местный анестетик), физраствор или стерильная вода для инъекций. Другие растворы использовать нельзя!
Какой растворитель лучше использовать решит врач, он же определит нужную дозировку. Как правило, Кортексин детям при ЗРР назначается следующим образом.
Возраст | Растворитель | Место введения | Суточная доза |
До года | Вода для инъекций/физиологический раствор | Передняя поверхность бедра | До 0,3 мг/кг массы тела |
1-3 года | Вода для инъекций/физиологический раствор | Передняя поверхность бедра или ягодица | 0,4-0,6 мг/кг |
3 -5 лет | Новокаин или вода для инъекций | Ягодичная мышца | 5-7 мг/ сутки |
Старше 5 лет | Новокаин или вода для инъекций | Ягодичная мышца | 10 мг/сутки |
Внимание! Нельзя применять новокаин для приготовления детям до 2-3 лет. В этом возрасте он может вызвать сильнейшую аллергическую реакцию и судороги. Введение препарата допускается только в утренние часы.
Продолжительность терапии и ожидаемый эффект
Курс лечения в любом возрасте не превышает 10 дней. Кортексин при ЗРР в 2 года может применяться более коротким курсом, поскольку в этом возрасте очень сложно точно определить, есть ли задержка речевого развития. Точная диагностика ЗРР возможна лишь у более старших детей.
Кортексин при ЗРР в 3 года применяется не менее 10 дней подряд. Высокая эффективность препарата и высокие шансы на выздоровление объясняются двумя моментами. Средство комплексно воздействует на все биологические процессы в ГМ. Кроме того, сам мозг ребенка еще недостаточно сформирован, поэтому очень восприимчив к внешним воздействиям.
Кортексин при ЗРР в 4 года также эффективен, но рассчитывать только на медикаменты при задержке речевого развития нельзя. Важна долгая и упорная работа логопеда-дефектолога и детского психолога. Нужно понимать, что чем серьезнее причина, вызвавшая задержку развития, тем больше время потребует лечение.
Видео
074
Источник
надежда
Девушки. пожалуйста, пишите только по делу, ну нет ни времени ни сил объяснять одно и то же. зачем назначили?какой плохой невролог и т.д. Пожалуйста!
Marina
Племяннику ставили несколько курсов. Очень хороший эффект был. Своим детям ставила но для физ разыития
Ия
У дочери проблема с речью .нам 2,10. Кортексин не колола-но мониторю инфу..знакомая колола-эффекта ноль,другая колола детке-говорит помогло.Наш невролог в поликлинике (Москва)вообще прописывает фигню типа новопассита.Жду консультацию платного.Знакомая(невролог )такие препараты прописывает только детям с серьёзными проблемами (типа кист в мозге и тд а так советует когитумы и пантогам)Мы скоро к остеопату(хотя тоже не доказана эффективность )но я совсем ничего не делать тоже не могу…вот.
Виолетта
Племянниками 3-х леткам этой зимой кололи, к сожалению, не помог.
Кристина
Нам из за лишней жидкости выписывали Кортексин и диакарб и аспаркам (в платной клинике). Но 10 знакомых врачей в один голос сказали что ни в коем случае их пить нельзя. Не нужно гробить ребенка. Подумайте еще раз!!!! В вашем возрасте слишком рано ЗРР ставить!
Светлана
Нам назначали до года, прочитав отзывы (в них говорилось-после курса уколов появлялось эпи) колоть не стала. А актовегин кололи,еще до назначения кортекс.(я тогда ничего не читала), с актовегин спал лучше. Но изменений на нсг не последовало
Танюшик
Нам кололи кортексин и не один курс, это было до года еще и курс после. ППЦнс изначально был, потом гидроцефальный синдром, лдн по наружному типу. Помимо кортексина, в свое время назначали курс актовегина, несколько курсов дикарка и аспоркама. Изначально окружность головы превышала норму, со временем после лечения перестала расти и сейчас уже все норме. Снял невролог нас с учета в 2 года. Проходили ээг и не раз, УЗИ делали до последнего пока родничок совсем не затянулся, а один раз через виски. Я считаю, что лечение дало свои результаты. Ближе к 2 годам у нас прорвало речь, крики истерические прекратились, и это не те крики, когда ребенок отстаивает свой интерес к игрушке или чему-то еще. У нас были прям навзрыд и не успокаивалась долго и ничем не отвлечь. Сейчас такого вообще нет. Нам 2,3, скоро уже 2,4 будет. Эпи у нас нет! Еще в 6 мес делали первичное ээг во сне. Моторика пришла в норму. А первично на фоне основных диагнозов до года, невролог говорила по осмотру, что задержка развития моторики, а это в свою очередь влияет на речь. Не советую вам слушать тех, кто отговаривает принимать лекарства, у самих то дети не говорят и тд. Решать конечно, только вам. Я могу вам только порекомендовать обратится за консультацией к Мусиной Л.А. Мы к ней ходили, платно. После ужаса с неврологом в нашей поликлинике.
Светлана
Надежда, здравствуйте! Вы прокололи кортексин? Если да, то скажите, пожалуйста, есть ли результат.
Zerkalo
Добрый день! расскажите что в итоге после кортексина? Нам тоже назначили кортексин, дочке 2.9. Все понимает, сообразительная, но говорит только мама и папа, остальное на своем тарабарском языке. Вот в задумчивости колоть или нет(((( Что вы в итоге делали, я сейчас ее на логомассаж записываю, может разговорится.
Юлия Сухорукова
Здравствуйте. Скажите, кортексин очень болезненный укол? Сын очень боится уколов,не знаю как водить их делать. Ему уже 3года и 4 месяца и почти не говорит,вот и уколы надо делать и не знаю как?
Читать
все
130
комментариев
Источник
Одним из главных факторов полноценного развития ребенка является речь. Благодаря этому навыку формируются все основные психические процессы: внимание, память, мышление.
Становление и активное развитие речевых навыков происходит в первые три года жизни. Если темп освоения языка замедляется или останавливается, то в логопедии это называется задержкой речевого развития (ЗРР). Дети с ЗРР в будущем испытывают большие трудности при обучении письму и чтению.
Что делать, если ваш ребенок не разговаривает? Как вовремя распознать ЗРР? Каковы причины этой патологии? Рассмотрим эти вопросы более подробно.
Нормы развития речи
В науке выделяется три этапа развития детской речи. В норме ребенок должен пройти их все:
- Доречевой этап. Возникает в первые месяцы жизни и длится до одного года. Формирование речи начинается с произношения определенных звуков, которые называются младенческим лепетом и гулениями.
- Дограмматический этап длится до двух лет. В это время закладываются основы словообразования.
- Грамматический этап начинается в три года. Ребенок учится говорить правильно, учитывая окончания, запоминает порядок слов в предложениях.
Возраст | Что должен уметь произносить ребенок |
1-й месяц | Формирование речевых зон тесно связано со слухом. На 14-15-й дни малыш должен реагировать на внешние звуки, особенное оживление вызывает голос мамы. Чуть позже он способен различать интонацию. На грубый, резкий голос он начинает кукситься, а на спокойное, ласковое обращение улыбается. Единственным способом общения на этом этапе является крик. К концу первого месяца ребенок успокаивается под мелодичный напев. Здесь нужно и важно петь колыбельные. |
2-4-й месяцы | Услышать гуления можно на 2-м месяце. Сначала ребенок начинает агукать. Чуть позже он уже может протягивать несколько гласных звуков – получается свирель. Лепет появляется ближе к 4-му месяцу. Важно, что агуканье наблюдается даже у частично или полностью глухих малышей. |
5-6-й месяцы | Ребенок внимательно наблюдает за движениями губ взрослых, пытается подражать. Многократные попытки закрепляют двигательный навык губами. К полугоду малыш говорит слогами короткие слова: ма-ма; ба-ба; тя-тя и т.п. |
7-9-й месяцы | Процесс становится осмысленным. Ребенок начинает соотносить слова с окружающими предметами, действиями и явлениями. «Тик-так» означает часы, «бух» – падать. Также активно в лексикон входит слово «дай»! Ребенок запоминает не только новые слова, но и реакцию на них окружающих. Так начинают формироваться временные связи. |
10-12-й месяцы | Речь в основном представлена существительными, которые ребенок употребляет только в единственном числе и именительном падеже. |
1-1,5 года | В год возникают первые попытки составить короткое предложение в виде просьбы: «Мама, дай-дай!». Ребенок запоминает словесные обозначения частей тела, названия игрушек, имена взрослых. В этот период в речи появляются глаголы в форме повелительного– наклонения: «Иди!» |
1,6 -2 года | Активные период развития самостоятельной речи. Ребенка интересует всё, что его окружает. Он постоянно задает вопросы и при этом многократно повторяет ответ, пытаясь заучить его. В этом возрасте он может односложно ответить на общий вопрос, понимает короткие вопросы, которые начинаются со слов «где», «что», «кто». |
3 года | Появляется активное и пассивное слушание. Ребенок прислушивается к разговорам взрослых, любит слушать сказки, стихи. Это важный этап для формирования активного словарного запаса. |
Важно! До 1,5 лет ребенок имеет пассивный словарь из 30-80 слов. Период резкого скачка в развитии речи происходит в возрасте 1,5-2 лет. В этот период ребенок знает уже около 300 слов. К трем годам количество слов увеличивается в четыре-пять раз.
Причины задержки речевого развития у детей
К постановке диагноза ЗРР могут привести следующие причины:
- Родовая травма, которая привела к внутричерепному кровоизлиянию. При этом могут быть травмированы речевые зоны головного мозга, что впоследствии приведет к задержке речи у ребенка.
- Инфекционные, вирусные заболевания, перенесенные на сроке от четырех недель до четырех месяцев беременности. Развитие в этот период внутриутробной патологии способно вызвать грубое недоразвитие речи.
- Черепно-мозговые травмы, тяжелые заболевания в возрасте до трех лет могут дать осложнения на слух, зрение и речь.
- Задержка речевого развития часто связана с педагогической запущенностью или гиперопекой. В первом случае взрослые неохотно поддерживают общение с малышом, все попытки ребенка вступить в активный разговор пресекаются. При чрезмерной опеке все действия и желания ребенка предугадываются наперед. Это лишает малыша стимула к развитию коммуникативных навыков.
- Неполноценное речевое окружение, которое представлено глухонемыми родителями, родственниками с дефектами речи. В этом случае ребенок скопирует все недостатки речи у взрослых. К ЗРР приводит и ограничение социальных контактов вследствие болезни.
- Патологии в физическом развитии. Недоразвитие речевых зон, апраксия мышц лица, волчья губа, критически малый вес при рождении, незрелость плода при многоплодной беременности.
- Наследственность. Если кто-то из родителей имеет тугоухость, то есть риск рождения малыша с такой же патологией.
- Психические нарушения. Если к трем годам ребенок плохо разговаривает, то это может быть симптомом аутизма, олигофрении. К отказу от активной речи приводят травмирующие ситуации, длительный стресс, сильный испуг.
Следует знать, что небольшая задержка в развитии речевых навыков может наблюдаться в семье, где родители говорят на разных языках. Для одновременного усвоение двух и более языков в раннем детстве требуется немного больше времени. Обычно к четырем-пяти годам разговорная речь у детей-билингвов достигает нормы.
Признаки задержки речевого развития у детей
Диагноз ЗРР ставится только в раннем дошкольном периоде. Но обычно при своевременном обращении к специалистам этот дефект удается исправить.
Первые тревожные звоночки можно заметить уже на первом году жизни ребенка. Отсутствие эмоционального отклика на игрушки или улыбку взрослого, замедленная реакция на происходящее вокруг могут говорить о неврологических проблемах. В шесть-семь месяцев ребенок способен часами издавать различные звуки, он активно лепечет, а к году пародирует мимику родителей. Если вы не замечаете этого у своего ребенка, то следует проконсультироваться с врачом.
О проблемах в речевом развитии могут говорить еще и следующие признаки:
- В 1,5 года малыш не откликается на свое имя, не понимает простейших просьб, не говорит «мама», «няня», «папа». Есть трудности с жеванием и проглатыванием твердой пищи.
- К двум годам ребенок говорит лишь несколько простых слов, не пытается связать их в предложения. Малыш не запоминает новые названия предметов, имена.
- В 2,5 года активный словарь состоит из 10-20 слов. При этом ребенок не может назвать частей своего тела, не понимает простых вопросов: «Кто это?», «Где мама?», «Как зовут собачку?». Вместо просьб малыш мычит и показывает пальцем.
- В три года ребенок – редкий молчун или его речь очень неразборчива. Даже близкие люди понимают его с трудом. Малыш не умеет активно слушать, стихи и сказки его утомляют.
- Растягивание слов, слишком замедленная речь. При этом в семье подобных нарушений ни у кого нет.
- Общение происходит с помощью зеркальных фраз, которые он слышит от взрослых. Также речь ребенка представлена заученными фразами из мультиков, игр.
- Независимо от возраста малыш постоянно держит рот чуть приоткрытым. Чрезмерное выделение слюны без челюстных патологий.
Не стоит принимать за ЗРР чрезмерную избирательность малыша в собеседниках. Если вы переживаете, почему ребенок не разговаривает в незнакомом месте, избегает контактов с малознакомыми людьми, включая детей на детской площадке, то обратитесь за консультацией к детскому психологу. Возможно, ребенок смущается или боится быть отвергнутым.
Что делать для речевого развития ребенка
Для полноценного речевого развития крайне важно создать эмоционально благоприятную обстановку. Активно побуждайте ребенка к проговариванию просьб, желаний. Всегда старайтесь слушать внимательно речь малыша, не перебивайте его и не торопите, не поправляйте без надобности, не критикуйте. Всё это будет положительно влиять на формирование речевых навыков.
Как научить ребенка разговаривать, если вы уже заметили отставание в речевой деятельности? Здесь важно уделять больше времени живому разговору, ведь телевизор и радио не дадут эмоционального подкрепления, которое очень важно для мотивации ребенка к разговору.
Однако не проявляйте чрезмерной активности с разговорными просьбами: «Скажи, что это?», «Назови, что ты видишь?». Такой напор родителей зачастую приводит к обратной реакции. У ребенка может сформироваться речевой негативизм, когда малыш молчит, выступая против чрезмерного внешнего давления.
Все выученные слова сначала попадают в пассивный словарь, потом ребенок их начинает использовать в речи. Нужно лишь подтолкнуть ребенка к активной коммуникации.
В этом поможет использование ритмики. Подвижные игры со звуковыми или музыкальными эффектами, настольные групповые игры с живым активным общением позволяют ребенку стать более раскрепощенным, и слова сами будут срываться с губ.
Ежедневно используйте методики для развития и стимулирования мелкой моторики. Центры головного мозга, которые отвечают за движения руки и пальчиков (мелкая ручная моторика), и зоны артикуляции находятся в тесной взаимосвязи. Если вы развиваете руки, речь может «подтянуться» автоматически. Хороший результат дают пальчиковые игры («сорока–белобока»), массаж подушечек пальцев, перебирание крупы, собирание пазлов, шнурование, игра на музыкальном инструменте. Для рисования выбирайте твердые красители – мелки, карандаши. Если малыш предпочитает краски, то вместо кисточки используйте пальчики.
Постоянно говорите с ребенком, проговаривайте все совместные действия, следите за правильностью и четкостью своей речи. Развивайте слух, внимание. Для этого играйте в игры «Узнай, кто говорит», «Сломанный телефон (узнать слово по шепоту)», «Какой инструмент сейчас проиграл?».
Для правильной постановки звуков обязательны занятия с логопедом. Если задержка речевого развития связана с психическими или неврологическими нарушениями, то нужно посетить невролога, дефектолога и психиатра.
Неоказание грамотной поддержки в младшем возрасте может привести к отставанию в умственном развитии, проблемам с адаптацией, замкнутости, инфантилизму, формированию своеобразных черт характера.
При активных занятиях и своевременном лечении ЗРР полностью устраняется до школы. В старшем возрасте никаких отклонений не наблюдается. Самое главное не откладывать обращение к специалистам!
Фото: Рexels
Источник