Какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка

Какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка thumbnail

Анонимный вопрос

27 сентября 2018  · 956

Родители являются примером, это в первую очередь. Ребенок перенимает все плохие и хорошие привычки. Ну и, конечно, образование. Родители создают все условия для обучения, поддерживают ребенка и помогают ему в саморазвитии.

Каково это — быть ребенком матери-подростка?

журналист, автор телеграм-канала “15/25” креативный продюсер “ИЗЮМ”

Когда я родился, моей маме было 15 лет. Отец оставил нас сразу – я его никогда не видел.

Тем не менее, я ни разу в жизни не чувствовал недостатка материнскогг внимания и любви. 

Да, жизнь человека меняется. Мама закончила школу экстерном – с серебряной медалью. После всех уроков она ходила со мной гулять, по полтора часа сидела со мной перед сном. Вокруг меня консолидировалась вся семья. Все окружили меня теплотой и заботой. Но в особенности – мама. Бывало, да, она была занята своими делами. Так, например, когда мне было четыре года, мы не виделись полгода – учась в университете, она уехала на зарубежную стажировку в Голландию. Но я ни тогда, ни сейчас не таил на нее обиды за это решение. Мы вместе прошли через самые тяжелые времена, через становление мамы как личности, через ее продвижение по карьерной лестнице, через смерть прабабушки и т.д. и т.п.

Сейчас мне 20. Маме 35. Я учусь в МГУ, работаю, у меня есть девушка , которая общается с мамой чуть ли не как лучшие подруги. Мама HR-директор в итальянской фармацевтической компании, человек с двумя высшими, собирается на MBA. Есть все: квартира, машина, одежда, смартфоны и, что главное – настоящая, ничем не испорченная любовь между матерью и сыном. Я безумно за все ей и семье благодарен. Она – мой главный герой и пример для подражания. 

И не стоит слушать этих “экспертов”, у которых “есть знакомый, которому было ужасно”. Жизнь бывает разная – я абсолютно не жалею, что стал сыном матери подростка. Я этим горжусь.

Прочитать ещё 6 ответов

Все ли родители любят своих детей?

Автор статей, текстов и постов

Нет, не все. Если вы наберете в поисковике “Я не люблю своего ребенка”- вы увидите множество ссылок.

Вообще-то природой заложена привязанность к потомству – у женщины, например, при родах и кормлении грудью вырабатываются эндорфины и окситоцин, который вызывает нежность, участие и прочие традиционно “материнские” чувства. Все это заставляет мать заботиться о младенце, пока он беспомощен. А потом, глядишь, и втянется.

Но на практике втягиваются не все.

Во-первых, не всегда роды проходят естественно. Это сокращает материнскую и младенческую смертность, но нарушает естественный механизм формирования привязанности. Во-вторых, матери не всегда кормят детей грудью (хотя после родов, если я верно понимаю, организм в любом случае настроен на то, чтобы окситоцин выделялся в ответ на любой писк). В-третьих, биологические механизмы иногда сбоят сами по себе.

В-четвертых, сбой может произойти на этапе формирования осознанной привязанности (то есть, когда гормоны воздействовать на мать перестали) – это тот случай, когда мать, еще недавно носившая младенца в зубах, начинает раздражаться на подросшего ребенка.

Вероятность, что мать не полюбит ребенка, выше, если она испытывает послеродовую депрессию, если она не получает достаточно помощи с ребенком и мало спит – в этом случае выработка эндорфинов вообще снижается и любить кого бы то ни было трудновато.

Не всегда способны любить своих детей люди с алкогольными или химическими зависимостями – у них тоже другая реакция на естественные стимуляторы из-за искусственных, поэтому собственные дети могут не вызывать у них тех чувств, которые природой заложены.

Психопаты могут иметь детей, но не любить их – у них вообще нет представления о любви, они не могут ее испытывать. Известна история Дайан Даунз, которая застрелила троих своих детей. До этого дети часто были голодными, оставались одни или играли зимой на улице без верхней одежды. Но Дайан все равно уверяла следствие, что она испытывала к детям любовь (психопаты ее очень своеобразно представляют).

Я говорю преимущественно про матерей, потому что матерям природа дает какое-то биологическое подкрепление привязанности. У отцов же любовь чаще всего имеет другой механизм. Любовь отца – это чаще всего гордость. Отцы гордятся достижениями детей или хотя бы тем, как ребенок похож на него. Отцы любят детей, о которых имеют возможность заботиться, с которыми проводят время. Поэтому механизм привязанности у отцов еще более хрупкий. Вот почему многие отцы после развода теряют интерес и к ребенку: меньше совместно проводимого времени – меньше привязанность.

Добавлю, что родители, которые не любят своего ребенка, вполне могут обеспечивать ему удовлетворение базовых потребностей. Ребенок у них сыт, одет и обут, записан в кружки и завален игрушками. Просто они его не любят.

Хорошо, когда у ребенка есть кто-то, кто дает ему чувство нужности и любви: бабушка, няня, сестра или брат, да хотя бы воспитатель в детском саду. Потому что чем меньше любви получаешь в детстве – тем меньший запас прочности у тебя на случай жизненных волнений.

Поэтому пропагандистам непременного размножения с рефреном “родишь – полюбишь” хочется дать в лоб. Они-то, может, и родят. Но если не полюбят – в мире будет на несколько испорченных жизней больше…

Прочитать ещё 10 ответов

Почему у плохих родителей вырастают хорошие дети, а у хороших родителей – наоборот?

детский и семейный психолог

Я не знаю, на чем основана такая статистика. Что такое «хорошие родители» и что такое «плохие родители»? Если мы говорим о «плохих родителях», которые действительно не обеспечивают минимальные потребности своих детей, в этом случае ребенок может вообще не выжить – в буквальном смысле.

Почему у «хороших родителей» получаются «плохие дети»? Зачастую люди, на которых мы вешаем такой ярлык, действительно живут только ради детей, полностью посвящают себя удовлетворению их потребностей. Что, конечно, очень приятно в раннем детстве, но с определенного момента становится проблемой. Подрастая, ребенок может начать бунтовать против этой удушающей опеки, причем довольно жестким и некрасивым способом – и тогда мы говорим «вырос плохой ребенок».

Прочитать ещё 11 ответов

Почему дети в подростковом возрасте начинают ненавидеть родителей?

  1. Потому что родители начинают лезть в личную жизнь.

  2. Потому что ПЛОХИЕ родители в этом возрасте не понимают, что детям нужно дать свободу для развития самостоятельности(которая вообще-то к этому возрасту уже должна была быть).

  3. Потому что подросток осознает, что его ПЛОХИЕ РОДИТЕЛИ думают, что он их собственность и получается пункт выше.

  4. Иногда бывает так, что подросток вполне самостоятелен и уже отдален от родителей, но относится он к ним нейтрально, просто потому, что общается с ними редко, да и надобностней особо нету.

  5. Потому что родители(особенно совковые) начинают “учить жить”, особенно по совковым стандартам, ведь родители выросли и норм.

  6. Родители заставляют жить по принципу “Всё как у людей”(опять совковый принцип) и опять не дают свободу для изучения мира.

  7. Потому что родители постоянно давят тем, что ребенок им дофига должен.

  8. Потому что у некоторых детей в подростковом возрасте очень стремительно зреет Сверх-Я и ребенок получает родителей внутри себя, тех, что дают действенные советы; тех, что довольно далеки от биологических и являют собой базу мировоззрения будущего зрелого человека.(Авторитетность родителей перед подростком очень сильно падает)

  9. Потому что родители постоянно раздувают из мухи слона, как только ты их в тяни в мелочи своей жизни.

  10. Потому что родителям всегда очень тяжело объяснить увлечения, занятия и работа их ребенка.

P.S. Прошу прощения за повторяющиеся по смыслу пункты.

Вот нормальное видео на тему, хоть и с зашкварной “Культуры”.

Прочитать ещё 11 ответов

Источник

Роль родителей в воспитании ребенка решающая. Первые дни, недели и месяцы после рождения родители – это весь его мир. Пример мамы и папы определяет поведение малыша в первые и все последующие годы жизни. Родители ответственны за формирование характера ребенка, его жизненных установок. При этом они могут выступить как положительным, так и отрицательным фактором воспитания, если этот процесс будет пущен на самотек.

Участие в воспитании ребенка папы и мамы

В первую очередь в семье, а не в детском саду или школе, ребенок учится вести себя в разных ситуациях, получает представление о способах разрешения конфликта, поэтому важно, чтобы родители уделяли внимание не только физическому, но и духовно-нравственному развитию ребенка, становлению его как личности.

Хорошие родители – хорошие дети

Родители – это первая общественная среда ребенка. Любовь каждого малыша к маме и папе беспредельна, безусловна и безгранична. С другой стороны, родительская любовь для малыша – источник и гарантия его благополучия, поддержания телесного и душевного здоровья. Поэтому главной задачей родителей является создание у малыша уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. У ребенка, никогда и ни при каких условиях не должно возникать сомнений в родительской любви.

Роль родителей в воспитании ребенка заключается в глубоком постоянном психологическом контакте с ним. Это необходимо для детей любого возраста. Ощущение и переживание контакта с родителями дают им возможность почувствовать и осознать направленную на них любовь, привязанность и заботу. Для этого маме и папе нужно проявлять искреннюю заинтересованность во всем, что происходит в жизни малыша, пусть это будут самые пустяковые и наивные проблемы. У родителей должно быть желание понимать и наблюдать за всеми изменениями, которых происходят в душе и сознании растущего человека. А начинать выстраивать такие взаимоотношения нужно с самого раннего возраста.

Важно стараться установить равенство позиций ребенка и взрослого. Это значит, что родители должны признать активную роль малыша в процессе его воспитания. Равенство позиций состоит в необходимости постоянных попыток видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Достичь взаимопонимания можно только проявляя постоянное, неустанное желание познавать своеобразие индивидуальности малыша и признавать его права на непохожесть на других, в том числе на родителей.

Роль родителей в воспитании ребенка заключается в утверждении неповторимого существования именно этого человека со всеми свойственными ему качествами. Следует отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств в своих высказываниях при общении с ним. Родители должны научиться не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике его неверные действия или ошибочные поступки. Только в этом случае малыш будет понимать, что его любят таким, какой он есть, а не только когда он хороший и поступает правильно.

Воспитание ребенка папой

Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Функциональные обязанности отца в семье включают ее материальное обеспечение, ответственность, верность и надежность. Мужчина должен многое уметь технически, понимать жену и ребенка, быть способным предотвращать конфликтные ситуации, представлять, как подготовить малыша к будущей жизни, незаметно направляя его по жизненному пути.

Участие в воспитании ребенка отца имеет важнейшее значение для его развития с самого момента появления на свет. Папа, как и мама, становится источником эмоциональной уверенности для малыша. Воспитание ребенка папой направлено на формирование смелости, целеустремленности, чести и достоинства. Для малыша папа – не просто родной человек, он – образец мужчины, символ мужественности и мужского начала.

Папино участие в воспитании ребенка помогает сформировать мужское отношение к миру через личный пример и поступки, что особенно важно для мальчиков. Сын нуждается в обществе отца, его поддержке и любви. Так мальчик начинает чувствовать и вести себя как мужчина. Поэтому сыну с отцом полезно оставаться одним дома, без покровительства и вмешательства мамы, вместе ходить на прогулки и иметь свои общие секреты.

Воспитание ребенка папой важно и для девочки, так как его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец становится примером родительского поведения детей в будущем, его любовь обеспечивает формирование жизненной позиции и положение человека в социуме.

Воспитание ребенка мамой

Мама – первый и самый главный человек в жизни малыша.Участие в воспитании ребенка матери огромно, ведь с момента зачатия и многие месяцы после рождения они являются одним целым. Мама – это весь мир ребенка, ведь именно она обеспечивает комфортные для его роста и развития условия, кормит его и ухаживает за ним. Но она должна не только хвалить, учить и любить. Воспитание ребенка мамой также предполагает и умение наказывать, объясняя, что хорошо, а что плохо.

Наказание за непослушание или проступки – такая же часть воспитания, как и поощрение. Только смешанный подход к воспитанию, умение правильно совместить доброту, любовь и строгость может быть успешным. Уже с раннего возраста малыш должен понимать, какая большая роль отведена маме в его жизни, поэтому необходимо заложить в его сознание ряд ценностей, среди которых и уважение к ней. При этом с возрастом важность воспитания ребенка мамой не уменьшается. Никто, кроме любящей матери не подскажет, правильно или неправильно поступает маленький человек. Она лучше, чем кто бы то ни было понимает, чувствует и видит, что нужно ее ребенку, направляя его на правильный жизненный путь и помогая сделать верный выбор.

Источник

Родители являются неотъемлемой частью жизни своего ребенка, независимо от того, сколько ему лет. Но именно в детском возрасте – особенно дошкольном, в так называемые сензитивные периоды, взрослые важны как никогда. Роль родителей в воспитании ребенка заключается в демонстрации образцов поведения и заложения основ мировоззренческих установок, что напрямую влияет на формирование основных аспектов личности будущего взрослого.

Статья расскажет о выделенных стилях воспитательной работы, роли семьи в системе детско-родительских отношений. Подробнее будут рассмотрены два основных вида воспитания – физическое и нравственное, также будет затронута тема потребностей ребенка и условий для его правильного развития.

Содержание:

  • Стили воспитания
  • Физическое воспитание
  • Нравственное воспитание
  • Правильный родитель и как им стать

Характеристика различных стилей семейного воспитания

Многие родители полагаются на собственные материнские и отцовские инстинкты, а также опыт старшего поколения родственников. Подчас, не уделяется достаточно времени изучению детской психологии и теории педагогической науки. Нерешенные вопросы и отсутствие основных знаний в этой области могут создать сложности при взаимодействии с ребенком уже на ранних этапах. Родителям имеет смысл познакомиться с существующими стилями воспитательной работы и выбрать наиболее подходящий для них (и ребенка!) с учетом особенностей окружающей обстановки.

Традиционно выделяют следующие методы воспитания:

  1. Попустительский, либеральный. Данный вариант предполагает большую свободу в действиях ребенка и минимальный контроль со стороны взрослого. Психологи отмечают, что ребенок в таких условиях способен вырастить творческой и социально активной личностью. При этом либеральный стиль может стать причиной чрезмерной импульсивности и агрессии, так как с малых лет ребенок не будет знать ни правил, ни запретов.
  2. Авторитарный. Противоположный по содержанию, этот стиль характеризуется гиперопекой и тотальным руководством родителей. Взрослые стараются участвовать во всех сферах жизнедеятельности ребенка. С одной стороны, они дают ему ощущение безопасности, четкие правила, с другой – излишне ограничивают. Последствием может быть неприспособленный к жизни, апатичный взрослый, не имеющий своего мнения и стремлений.
  3. Демократический – наиболее адекватный и позитивный вид; нечто среднее между описанными выше стилями. Демократия предполагает разумные правила поведения, некоторые запреты, но без лишних ограничений. Каждый член семьи одинаково значим и имеет право голоса. Реализуется помощь, поддержка, при этом сохраняется самостоятельность как родителей, так и детей. Данный стиль воспитания – положительный пример в воспитании детей.

Физическая и нравственная системы воспитания

Физическое воспитание

Воспитание и развитие ребенка должно носить всесторонний характер. И важными факторами становления малыша является физическая и нравственная сторона.

Первая включает освоение фундаментальных навыков:

  1. Координация движений.
  2. Равновесие.
  3. Скорость реакций.
  4. Выносливость.

Все необходимые физические качества формируются и в специальных секциях, и в домашних условиях. Этому способствуют пешие прогулки, пробежки, езда на велосипеде и роликах, зарядки на свежем воздухе, закаливание и другое. Физическое воспитание предполагает определенный режим дня, который соблюдают все члены семьи, и полноценное здоровое питание. Подробнее о физическом развитии ребенка в разном возрасте.

Отдельно следует акцентировать внимание на мелкой моторике. В отличие от крупной, она формируется через более тонкие действия: игры с крупами, творческие занятия с пластилином, рисование карандашом и пальцами, собирание пазлов и т. д. На начальных этапах детского развития она рассматривается не только как полезное умение в целом, но и имеет прямую связь с зарождением речи.

Нравственность в жизни ребенка

Нравственное или этическое развитие имеет отношение больше к духовной составляющей жизни. Оно определяет не столь видимые характеристики поведения, но формирует глубокую структуру индивида, влияя на все социальные взаимодействия. Задачи и содержание данного вида воспитания заключены в требованиях общества. Условно можно говорить о необходимости:

  • Накопления представления о нормах поведения в общественных местах (на улице, в школе и детском саду и пр.).
  • Реализации усвоенных правил при общении с окружающими людьми, а также стимулировании человека к дальнейшему самовоспитанию в этом направлении.

Нравственность проявляется в таких человеческих качествах как внимательность и заботливость, скромность и деликатность, ответственность, чувство долга и чести, любовь к труду, толерантность и бережное отношение к своей и чужой собственности.

Разумеется, физическое и нравственное воспитание являются не единственными видами. В популярных классификациях выделяют и умственное, и эмоциональное, и трудовое, и некоторые другие (подробнее о других видах воспитания). И ошибкой родителей будет пренебрежение каким-либо из направлений, как было сказано – требуется реализовывать всестороннее воспитание ребенка.

Правильный родитель и как им стать

Установление контакта с ребенком

Одно из простых и базовых условий для развития гармоничной личности ребенка – проявление безусловной любви и уважения к нему. Педагогическая роль родителя заключается, помимо развития умственных способностей, в эмоциональном принятии своего малыша, в установлении с ним близких доверительных отношений в совместной деятельности. Контакт формируется на нескольких уровнях:

  1. Телесном – в виде прикосновений, поглаживаний, объятий.
  2. Визуальном – жесты и мимика, внешний образ.
  3. Аудиальном – выстраивании диалога с ребенком, эмоционально-личном общении на волнующие малыша темы. Диалог предполагает не только высказывания, рассуждения и объяснения от мамы, но обязательно выслушивание того, что говорит ребенок, ответы на его вопросы. Ребенку требуется, чтобы его слушали и слышали. Способом реализации аудиального взаимодействия могут быть ситуативные разговоры или регулярные семейные вечера вместе с ребенком.

Условия становления гармоничной личности

В каждом возрасте у малыша свои потребности, а у родителей, соответственно, задачи и цели воспитательной деятельности. Младенец в 2 месяца по всем показателям совершенно отличается от ребенка в 2 года. Однако, есть факторы, актуальные для ребенка всегда. Прежде всего, это выражено в отношении родителей, от которых малыш ждет:

  • Уверенность и адекватную самооценку. Не ребенок, а родитель должен выполнять руководящую функцию. Он должен воплощать в себе опыт и знания, опираясь на которые способен вести ребенка, контролировать его развитие и оказывать необходимую поддержку.
  • Способность анализировать. Нельзя недооценивать наблюдательность детей. Ребенок должен видеть не хаотичные действия родителей, но выстроенную систему поведения. Стремление взрослых к анализу и объяснению действий ребенка даст малышу понимание причинно-следственных связей собственной активности.
  • Четкие запреты и ограничения. Ребенок чувствует себя в большей безопасности, когда понимает, что есть границы и правила. Задача взрослого – выставить нормы взаимодействия с окружающим, показать, что можно или нельзя делать. В данном случае обоим родителям полезно не только проговорить или показать, а самостоятельно следовать установленным принципам – ребенок учится на их примере. При этом все правила должны быть разумными, адекватными действительности и выполнимыми для малыша.
  • Здоровые эмоции, эмоциональная уравновешенность. Весь спектр чувств естественен – от проявлений искренней радости до раздражения и печали. Не нужно скрывать свои чувства, иначе малыш не сможет оценить ваше состояние и соответствующе вести себя. В будущем это может негативно отразиться на его способности опознавать эмоции других и понимать собственные реакции.
  • Взаимопонимание, доверие между папой и мамой. Счастливый ребенок – показатель гармоничной семьи и положительных отношений между родителями. Любые разногласия отражаются на самочувствии, настроении детей и желании строить взаимоотношения с миром.

Воспитывая и продумывая направления педагогических действий, следует помнить, что даже маленький ребенок индивидуален и уникален, он юная личность и нуждается в понимании и принятии.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник