Как сделать спокойнее ребенка 2 года

Как сделать спокойнее ребенка 2 года thumbnail

Вы слышали когда-нибудь от окружающих фразу: «Успокойте своего ребенка!»? Или может вам самим становится порой дискомфортно от шумного и озорного поведения вашего малыша? Если вы положительно ответили хотя бы на один вопрос, тогда эта статья специально для вас!

Порой мамочки, детки которых начинают вести себя очень непослушно: бегают по магазину, прыгают в лужах, носятся по двору с палками, начинают чувствовать себя виноватыми. В особенности, когда чувствуют на себе осуждающие взгляды окружающих. При этом самой матери веселое и даже бешеное поведение ее чада не кажется каким-то сверх раздражающим, это же ее кровинка, которому просто все интересно, тем более на улице так хочется побегать и поиграть. Вот только окружающие это не всегда понимают, а в целом вообще не хотят понимать. Не то чтобы я хочу подсказать вам, как перевоспитать вашего ребенка во благо спокойствия бабушек на лавочках и кассиров в магазинах. Я просто хочу вам рассказать о секретах, которые помогут вам сделать вашего ребенка немного спокойнее!

«Мамаша, успокойте своего ребенка!»

Приучайте ребенка к тишине

Некоторые люди вообще не понимают, почему дети всегда кричат. Чаще всего не понимает это тот, у кого у самого нет детей или они уже давно выросли. Но мы то с вами знаем, что просто наши малыши еще совсем маленькие и неопытные, и они не понимают, что, даже просто разговаривая, они могут делать это слишком громко. Какой может быть выход из этого? Просто, когда ребенок начинает переводить свой разговор в крик, просите его быть потише. И постарайтесь объяснить, почему малышу нужно «поубавить громкость». Постарайтесь донести до ребенка, что вы ответите ему или сделаете так, как он просит, только в том случае, если он начнет говорить немного тише, спокойным голосом. И еще, вспомните, как говорите вы! Вам тоже стоит начать общаться не только с ребенком, но и с другими домочадцами чуть тише. Ведь малыши впитывают все, как губки, и пытаются подражать взрослым.

Социализируйте

Если вы много сидите с ребенком дома, то, конечно же, он не будет знать, как правильно вести себя в общественных местах. Почаще водите его на детские площадки, в парк аттракционов, в магазины, туда, где есть люди. Гулять с ребенком желательно каждый день!

Не давайте ребенку скучать

Если малышу нечем заняться, он начинает придумывать способы себя развеселить, и чаще всего они не совсем приятные. Поэтому создайте ему дома атмосферу постоянной занятости. Пусть лепит из пластилина, рисует, раскрашивает, рассматривает/читает книги. Сейчас есть много различной продукции для творчества, к примеру, кинетический песок, легкий пластилин и т.д. В итоге у ребенка не будет времени на то, чтобы кричать и беситься. Только не стоит вместо всех перечисленных занятий, давать малышу много играть в планшет или телефон.

Всегда аргументируйте

Постоянно объясняйте ребенку, почему нельзя кричать в общественных местах! Если этого не делать, малыш и не поймет, что он совершает что-то неприятное для окружающих. Говорите, что он своим криком мешает другим людям. Ведь сам кроха не понимает, что он слишком громок. Вы когда-нибудь видели ребенка, который бы возмущался, если кто-нибудь в общественном транспорте слишком громко разговаривает по телефону? Нет! Потому что ребенку это неважно, ему вообще по барабану. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш малыш научился спокойно и тихо разговаривать, объясняйте ему, почему он должен так себя вести.

Не забывайте о ребенке

Что это значит? Это значит, что с ребенком нужно обязательно проводить время. Понятно, что в современном мире людям приходится очень много работать. А мамочкам надо работать, готовить, убираться, а после всего этого хочется просто упасть на диван, чтобы отдохнуть. Но попытайтесь хоть немножко времени выделять для общения со своим ребенком. Иногда дети начинают баловаться и кричать, для того чтобы просто привлечь к себе внимание родителей. Ну, как может, так и привлекает, а что ему еще делать, если взрослые занимаются чем угодно, но только не играми с ним?

А теперь немного информации для тех, кто не является родителем, и, кто оказался в общественном месте, где кричат дети. Не судите! Поменьше упреков и осуждающих взглядов. Просто не обращайте внимания на кричащего малыша, если есть возможность, то уйдите в сторону. Осуждать проще всего, а вот отсутствие комментариев и презрительных взглядов – это уже большая помощь молодым родителям!

Источник

Практически все родители знают о кризисе трех лет. Неуправляемые дети, желающие чего угодно, только не того, что нужно маме. С затаенным страхом ожидая трех лет, мамы и папы, отпраздновавшие или только собирающиеся отметить двухлетие малыша, вдруг понимают, что рядом с ними появился очень настойчивый, не согласный ни с чем ребенок. А до трехлетия еще целый год! Что это? Психологи сообщают: кризис двух лет не менее интересен, чем период становления самостоятельности у трехлеток. В зарубежной литературе даже есть специальный термин “terrible twos”, «ужасные двухлетки». Что происходит с детьми в этом возрасте и как его пережить, рассказывает MedAboutMe.

Кризис двух лет — неотъемлемый этап развития детей

Кризис двух лет — неотъемлемый этап развития детей

Любой кризис развития и становления психики вызван несовпадением желаний и возможностей. В два года основные факторы — это развитие у детей независимости и поиск путей выражения фрустрации и разочарования. Определить, что кризис на подходе, и в доме скоро появится «ужасный двухлетка», несложно: вчерашний милый малыш «отращивает» собственное мнение, и слово «нет» становится основным в речи ребенка. Он не согласен ни с чем, особенно с логичными доводами, а попытки противостоять его желаниям вызывают бурные, порой истеричные реакции. Помните детей, падающих на пол или на землю с рыданиями под осуждающие возгласы взрослых, хотя четкой причины нет? Скорее всего, им как раз два года.

Несмотря на то, что двухлетние дети не соглашаются с родителями и устраивают «сцены», не стоит принимать их действия, как акт неповиновения, направленный на взрослого. Они действительно учатся понимать, как действовать самому, в каких пределах можно двигаться, и как можно выразить разочарование на понятном маме языке. Поэтому задача взрослого в это время — помочь малышу учится максимально эффективно и двигаться в нужном направлении. Как?

Читайте также:  Можно ли дать активиа ребенку 2 года

MedAboutMe предлагает 6 стратегических советов, одобренных психологами нескольких стран и проверенных мамами и папами на своих детях (и своих нервах!).

Понимание родителей — первый шаг к управлению поведением ребенка

Понимание родителей — первый шаг к управлению поведением ребенка

Истерики в этом возрасте чаще всего появляются в ситуации, когда они не могут сделать что-либо самостоятельно, хотя очень на это рассчитывают. Открыть холодильник, налить молоко в чашку, надеть ботинок, достать до кошки. Список может быть бесконечным. Малыш видит, как легко, мимоходом с этим справляются родители, и считает, что он тоже справится с этим нехитрым заданием сам. И не справляется.

На пике разочарования дети ощущают себя обманутыми, разочарованными, выразить эти чувства словами или социально приемлемыми методами еще не умеют (а попросить или принять помощь — значит, опять признать себя несамостоятельным!). И начинается истерика.

  • Что делать?

Для начала осознать, что истерики — нормальный этап развития всех детей. Скорее надо волноваться, если у ребенка нет ничего похожего на попытки самостоятельной деятельности или противостояния желаниям взрослых (хотя всему свое время, и кризис двух лет может и запоздать на полгодика). К четырем годам эти явления при правильной реакции на них пройдут, уже будут достаточно развиты моторные навыки, чтобы действительно что-то совершать самостоятельно, и речевые, чтобы выражать словами свои желания и чувства.

Управление истериками малыша

Управление истериками малыша

Эти почти «штормовые» порывы, взрывы чувств и эмоций одинаково изматывающе действуют и на детей, и на родителей. К счастью, есть тактика, позволяющая разрядить атмосферу на пике.

Специалисты говорят, что во время истерики очень важно, чтобы родители сохраняли спокойствие и не допускали эскалации (прогрессирования) конфликта. Очень важно держать свои эмоции под контролем (и самое время начинать учиться это делать). В два года дети только пытаются управлять родительскими чувствами, и сейчас важно показать, что делать этого не стоит, и подсказать социально приемлемый способ выражения своих эмоций.

  • Что делать?

Не повышайте голос, не смейтесь и не противоречьте ребенку в такие моменты. Избегайте зрительного контакта, если вы не уверены в отсутствии оценочного суждения даже во взгляде. Молча подождите, когда ребенок начнет успокаиваться, истерические проявления будут «сходить на нет». Такая тактика дает возможность не закреплять плохое поведение.

По окончании истерики обеспечьте ребенку ощущение, что вы уверены в себе, в ситуации и можете показать, как и что надо было сделать: «Ты хотел взять книжку сам, а стул не смог подвинуть, и поэтому начал сильно злиться. В следующий раз я помогу тебе подвинуть стул, и ты возьмешь книжку сам. Не надо кричать, надо сказать, что ты хочешь достать книжку, а стул тяжелый». Понятно, что не все дети в два года смогут сказать про книжку и стул. Но они могут показать это жестами. А ребенку сейчас важно, что мама и папа понимают его потребности и готовы помочь (но не делать все за него).

Поговорите с ним спокойным тоном, расскажите, как лучше выразить свои чувства, вместо того, чтобы кричать и плакать. Убедите ребенка, что он любим, несмотря на такое поведение, и переключите внимание на другую деятельность.

Как останавливать истерики в общественных местах

Как останавливать истерики в общественных местах

Одно дело — переждать взрыв в своей квартире. И совсем другое, если дети ставят родителя в неловкое положение и создают вокруг хаос, начиная истерику на улице, в магазине, в поликлинике. Первое, что надо осознать, — такое поведение чада не означает, что вы плохой и несостоявшийся родитель. Большинство людей вокруг тоже прошли через этот этап, и прекрасно понимают ваши чувства. А меньшинство, считающее необходимым прокомментировать ситуацию, можно и нужно игнорировать. Возможно, их-то как раз плохо воспитывали.

  • Что делать?

Начните с удаления главного героя со сцены — унесите ребенка в тихое место: за угол, в машину, на улицу. Обнимите и держите его до конца истерики, потом мягко и уверенно поговорите так же, как дома. Не поддавайтесь на его требования даже ради сохранения общественного спокойствия. Велика вероятность, что вы закрепите негативное поведение, выдав вожделенную конфету или купив игрушку, и в следующий раз игрушку будут требовать точно таким же способом.

Главное, что должен усвоить ребенок — истерики не работают. Ни дома, ни вне его.

Распознавайте симптомы вовремя

Распознавайте симптомы вовремя

Шансы на истерику возрастают, если ребенок устал и хочет спать, проголодался или перевозбужден: вот почему детей на полу чаще всего можно видеть в супермаркетах. Они перевозбуждаются от обилия шумов, визуальных раздражителей, устают, а продукты на полках разжигают аппетит — все способы негативного влияния сразу.

  • Что делать?

Естественно, отслеживать симптомы, говорящие об усталости и голоде, и предвосхищать истерику. Предложите малышу перекусить вовремя, лечь поспать или поиграть в тихие игры прежде, чем он дойдет до стадии потенциального взрыва.

Дисциплина и право выбора: тонкий баланс

Дисциплина и право выбора: тонкий баланс

Конечно, ребенка надо воспитывать и приучать к дисциплине. Иначе как он научится делать правильный выбор и избегать неверных решений? Однако также важно давать ребенку ощущение контроля над своей жизнью, для начала хотя бы в мелочах.

  • Что делать?

Предлагайте детям выбор: какую футболку надеть сегодня, зеленую или красную? Что есть на полдник, яблоко или творожок? Важно: старайтесь избегать открытых вопросов, в возрасте «ужасных двухлеток» это верный способ вызвать замешательство, а затем и негодование.

Помогайте ребенку растить независимость

Помогайте ребенку растить независимость

В конце концов, ему придется когда-то начинать жить самому. И период “terrible two” — это первый шаг к самостоятельной жизни. Помогите малышу пройти этот путь с позитивом и уверенностью, что его любят.

  • Что делать?

Постараться прожить этот этап с радостью. Помочь ребенку в становлении своей личности, пожалеть, что это не так просто, выразить приятие и любовь. И помочь в преодолении разочарования и фрустрации, когда что-то такое важное не получается. Сейчас самое время показать собственным примером, как справляться с негативными чувствами: возьмите ребенка после истерики на прогулку и побегайте по площадке, устройте битву подушками, дайте ему возможность в физической активности выразить скопившийся негатив и вернуться к спокойному развитию. Ведь истерики, как мы уже говорили, возникают от разочарования, и детям в этот период действительно приходится нелегко.

Читайте также:  Ребенку 2 года часто идет кровь из носа

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Источник

Резюме сразу: До двух лет ребенка можно сойти с ума. Потом отпускает. Потом даже легче становится.

(Говорят, после двадцати лет ребенкиных начинаешь даже мечтать о первых полутора годах. Посмотрим.)

Сынишка у нас спокойный. Все, кто видит его в первый раз и первые 20 минут, отмечают его серьезность и спокойствие. Завистливо вздыхают и говорят, что мне повезло с ребенком, а вот мол их шилопоп еще тот. Но уже через 2 часа они любят своего еще больше, и уже совсем не завидуют. Они надевают на него шапку, собирают игрушки и тащат вопящего ребенка домой, счастливые и довольные.

Объяснить это словами совсем не просто. Он не бегает с воплями по квартире. Он не расшвыривает игрушки. Он не бьет других детей в песочнице. И не кидает песок. Он спокойный и послушный. Ему объяснили, что так не делают – он и не делает.

Он просто хочет все. Все видеть, слышать, делать, во всем участвовать. Он не может ни секунды без контакта со взрослым, который должен дать, показать, объяснить, поднять повыше. Это сопровождается постоянным:”Хам!!! Хам!! Хам!!!” (Он так говорит слово “сам”, не выговаривает “с”) Он мало что действительно может сам, но помочь не дает. Расстраивается, что не получается, хнычет, плачет, капризничает. Требует “на ручки”, чтобы успокоиться, а потом все равно “Сам!” Он все хочет, как папа, мама и как вообще все окружающие. Он каждый день достает из кладовки пылесос, швабру, все удлинители и провода. И убрать это нельзя. Убирает “Сам!”, минут за сорок – быстрее не получается. При нем нельзя даже щелкнуть выключателем – “САМ!!!”. И он будет рыдать и просить. И только что-то более интересное может его отвлечь. Каждый прием пищи по 40 минут. Сам! Каждая прогулка – по 40 минут на одевание и раздевание. За прогулку можно намотать несколько километров – сидеть в песочнице интересно только 20 минут. Ему нужны постоянные объяснения что да почему. Молчит мама только, когда ребенок спит. А спит он редко. И мало. С самого рождения. Даже в год он все еще просыпался по 8-10 раз за ночь. В полтора – 3-4 раза. Неврологи уверяли – переутомление. Конечно, ведь ему за день надо сделать ВСЁ! Конечно, переутомление.

Это все я описываю примерно после полутора лет.

До этого тоже самое. С поправкой, что говорить он не мог. Он просто сразу плакал. В три месяца он не плакал, только если его носить самолетиком, лицом вперед. В шесть – только если выпустить ползать свободно на полу. Никаких манежей. В год – только если давать в руки все, что просит. Просил все, не понимая, почему не дают ножи, утюги и мамину любимую чашку. Плакал.

Сколько я его помню ( с роддома) – он никогда не молчал. Или плакал, или хныкал, или гундел, или, реже, агукал и лопотал.

Он никогда не сидел в коляске.

Доехать в машине в автокресле – у мамы начинался нервный тик заранее. Он ни разу не заснул в движущейся машине сам.

Он в принципе не засыпал сам до 1,3 никогда. Только после 40 минутных укладываний, а то и дольше. Он просто не мог закрыть глаза. Он их специально таращил) У нас был распорядок с рождения, рутина на дневной сон, рутина на ночное укладывание. Не помогали ни белый шум, ни песни, ни прочее шаманство.

Можно много еще описывать.

Сынишку мы нашего обожаем. У каждой медали есть две стороны. И очень много хорошего есть в этой его манере познавать мир. Сейчас нам скоро два года. Он уже такой большой маленький человечек))) Он абсолютно самостоятельный человечек. Он сам ест, сам может налить себе воды или молока, вытирает за собой столик, одевается и раздевается, складывает свою одежду на место, ходит на горшок, вытирает попу, моет руки, только сам каждый вечер складывает все свои игрушки, по местам, умеет пылесосить, пользоваться маленькой щеткой и совком, вытирать пыль, принести корзину для белья и сложить белье в стиральную машину, развесить выстиранные носки на вешалку с прищепками, он умеет чистить зубы, делать зарядку, заправлять постель, складывать диванные подушки по местам, разобрать пакет с продуктами, сам может закапать себе нос, помазать оксолиновой мазью, побрызгать спрей в горло, и еще очень много всего))

он умеет чистить лук))

Источник

В то время как в Украине специалисты особенно выделяют кризисы первого года жизни и трех лет, на Западе довольно широко используется термин terrible twos («ужасные двухлетки»).

кризис 2 лет

Источник: Getty Images/Global Images Ukraine

В этот период ребенок часто расстраивается из-за неудачных попыток сделать что-либо самостоятельно, непонимания взрослыми его речи, а также проверяет прочность установленных границ. При этом дети крайне бурно проявляют эмоции и гораздо чаще говорят «нет», чем в другом возрасте. Потому это время еще называют периодом негативизма. Ребенок только учится жить по правилам и справляться со своими чувствами. И его родителям очень важно знать, как себя вести, чтобы помочь малышу пережить это непростое время с минимальными потерями для собственной психики и максимальной пользой для развития крохи.

Почему ребенок не слушается

Родителей годовалых детей можно условно разделить на две группы. Одни радуются растущей самостоятельности и первым шагам своего крохи. Другие же, преследуя по пятам маленького непоседу, с ностальгией вспоминают то время, когда малыш был более зависимым и менее подвижным.

Читайте также:  Идеи отметить день рождения ребенка 2 года

Еще через год и те и другие, закатывая глаза и хватаясь за голову, рассказывают о проявлениях характера ребенка. Истерики, возмущенное «нет» в ответ на любое предложение и готовность добиться желаемого всеми способами — с такими трудностями сталкивается большинство родителей малышей в возрасте около двух лет.

Вы не задумывались, почему они все же так часто говорят «нет»? Не потому ли, что в этом возрасте они так часто слышат от нас «нет», «нельзя», «не лезь», «не трогай». Конечно, именно в этом возрасте мы знакомим детей с правилами дорожного движения, техникой безопасности. Учим не выбегать на дорогу, не поднимать окурки и не использовать книжный стеллаж в качестве лесенки. Мы все делаем правильно. Запреты необходимы, но также необходимы и самостоятельность, и свобода, и ошибки.

Не ограждайте ребенка от всего: не споткнувшись, не упав, он не научится смотреть под ноги. Дайте малышу возможность контролировать свою жизнь: спрашивайте, что он хочет надеть, предлагайте выбрать игрушку для прогулки или фрукт для перекуса. А если все же капризничает, сопротивляется? Радуйтесь! Это лучше, чем безмолвное подчинение (вы же мечтали о счастливом ребенке, а не о послушном, правда?). А еще… помогайте ему найти выход из истерики, поддержите, покажите, что он может справиться с эмоциями.

кризис 2 лет

Источник: Shutterstock

Как вести себя во время детской истерики

Малыш чем-то расстроен и уже успел впасть в истерику? Что ж, стоит набраться терпения и немного подождать. Ни в коем случае не нужно повышать голос, применять физические наказания или просить ребенка, чтобы он перестал рыдать. Вряд ли это поможет быстрее решить возникшую проблему.

Любая истерика рассчитана на зрителей, и, если их нет, она затихнет сама собой. Если вы находитесь с малышом вдвоем, достаточно просто продолжать заниматься своими делами, избегая прямого зрительного контакта. Выходить из комнаты при этом не обязательно (психологи считают, что изоляция ребенка в такие моменты вредит привязанности и негативно сказывается на отношениях в будущем).

Конечно, если кроха бьется головой о пол, сложно остаться в стороне и не кинуться ему на выручку. Однако в таком случае следует помнить, что инстинкт самосохранения не позволит малышу нанести себе серьезную травму. А вот как себя вести, чтобы вместо каши получить на завтрак печенье, он запомнит очень быстро, и через некоторое время вы вновь будете наблюдать подобную картину.

Некоторым детям помогают успокоиться крепкие объятия. «Волшебное» место поддержки — между лопаток (можно там погладить). Тихим голосом спокойно скажите, что вы его понимаете и любите. Но если физический контакт вызывает у малыша только всплеск агрессии, беседу лучше отложить до момента, когда истерика закончится.

Дело обстоит сложнее, если истерика происходит в общественном месте, где много зрителей и сердобольных прохожих, которые не прочь посоветовать, как именно надо воспитывать ребенка. В таком случае лучше всего взять ребенка на руки и отнести в более уединенное и спокойное место. Или… убежать туда наперегонки, если это не рядом с проезжей частью.

  • В момент затишья, когда ребенок в состоянии выслушать хотя бы пару фраз, постарайтесь его отвлечь. Родителям лучше знать, что именно способно заинтересовать малыша в любом состоянии: у одних это кошки или собаки, у других — грузовики или самолеты, у третьих — еда. Единственное, что не стоит в такие моменты предлагать ребенку, — это сладкое. Иначе такое поведение может стать верным способом вымогать конфету или печенье, когда бы ему ни захотелось.
  • Старайтесь сдерживать себя и говорите с ребенком спокойно. Повышение тона может привести к новому витку эмоционального всплеска у крохи. Иногда родителям двухлеток и самим не помешает принять легенькое успокоительное, ведь спокойная мама — спокойный малыш.
  • Не идите на поводу у ребенка и не давайте ему то, что он хочет, лишь потому, что он кричит об этом. Этот период очень важен для установления границ и развития социальных навыков. Малыш уже может объяснять свои желания и запоминает, как можно получить то, что ему нужно. Показать, попросить.

Правила для родителей

Те из вас, кто поймет, что цель ребенка — не довести вас до белого каления, а просто повзрослеть, получат удовольствие, наблюдая за тем, как это происходит. Вы заметите, что ребенок обожает «помогать» (что бы это ни значило), ему нравится учиться (особенно проводить опыты — ведь чтобы что-то освоить и понять, ему нужно 40 повторений). Кстати, если хотите учить английскому — начинайте. Сейчас ему легко.

Не тормозите креатив своим бережным отношением к обоям и новой одежде. Если нет реальной опасности, пусть идет по ступенькам сам, и собрать башню из конструктора без вас тоже можно. Каждый вечер смотрите вместе на луну и радуйтесь. У крохи получается! А у вас? Учитесь!

кризис 2 лет

Источник: Shutterstock

Как свести к минимуму эмоциональные всплески ребенка

  1. Соблюдайте режим Уставший, невыспавшийся или голодный ребенок с большей вероятностью расстроится и покажет свое раздражение. Поэтому четкий режим — залог спокойствия для всех. Истерики можно избежать, если вовремя дать малышу перекусить или сменить активную игру на спокойную.
  2. Не перегружайте кроху эмоционально Иногда родителям кажется, что истерики — следствие недостаточной активности и, если «загрузить ребенка посильнее», сил на рев уже не останется. Но это не так. Нервная система малышей только развивается, и кроха не в состоянии реагировать на усталость так, как взрослый. Новые занятия в группах развития, посещение детских площадок с большим количеством детей, вопреки ожиданиям родителей, скорее приведут к перегрузке и истерикам у ребенка.
  3. Увеличьте физическую активность на свежем воздухе Большое количество кислорода улучшает аппетит и сон, а выспавшийся и сытый ребенок, как правило, доволен жизнью.
  4. Ограничьте просмотр телевизора и электронные игры Эффекта от такого ограничения не стоит ждать сразу же. Как говорят неврологи, у эмоционально возбудимых детей улучшения поведения можно ожидать недели через две-три после просмотра последнего рекламного ролика или мультфильма.
  5. Поощряйте самостоятельность Предложите малышу выбрать одежду или еду, покажите, как важно вам знать его мнение. Предоставление права выбора поможет малышу сменить гнев на милость и быть более вменяемым.
  6. Улыбайтесь Ребенок перенимает вашу манеру смотреть на мир. Вы всегда недовольны? Он тоже!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”