Как распознать умственную отсталость у ребенка в 3 года
Умственная отсталость, также называемая олигофренией, сопровождает ряд генетических заболеваний, таких как синдромы Дауна, Ретта, Прадера-Вилли, Вильямса, Ангельмана.
Также она может наблюдаться у детей из неблагополучных семей, которые в первые годы жизни не получали внимание и знания.
Первые симптомы умственной отсталости у детей проявляются в раннем возрасте: ребенок отстает в умственном развитии от сверстников, с ним сложно наладить контакт, он медленно приобретает навыки либо не приобретает их совсем.
Как проявляется синдром Денди Уокера у детей? Узнайте об этом из нашей статьи.
Общие сведения об умственной отсталости
Умственная отсталость широко распространена в мире: по разным оценкам, 1-3% населения планеты имеют ту или иную степень заболевания.
Легкая степень умственной отсталости встречается наиболее часто и составляет 75-85% от всех случаев, умеренная, тяжелая и глубокая степени встречаются намного реже.
У мальчиков интеллектуальные нарушения встречаются в два раза чаще, чем у девочек.
Недуг затруднительно выявить в дошкольном возрасте, поскольку критерии определения состояния интеллекта не подходят для этого возрастного периода, но, если у ребенка тяжелая степень умственной отсталости, первые признаки можно заметить и в раннем возрасте.
Обычно патологию выявляют, когда ребенок поступает в школу, где выясняется, что он не способен в полной мере усвоить программу. В отдельных случаях легкие степени обнаруживаются позднее: в подростковом и взрослом возрасте.
При своевременном начале коррекционной работы большинство детей с этой патологией получают базовые знания и навыки, которых достаточно для относительной адаптации в обществе.
Но дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости практически не способны овладеть какими-либо навыками и полностью зависят от родственников.
к содержанию ↑
Причины появления
Основные причины возникновения умственной отсталости:
- Генетические нарушения. В момент, когда совершается зачатие, может возникнуть спонтанная мутация, вероятность возникновения которой увеличивается, если родители злоупотребляют спиртным, имеют наркотическую зависимость, генетические аномалии, работают в сферах, где необходимо взаимодействовать с радиацией либо с токсическими веществами. Многие генетические нарушения сопровождаются отклонениями в когнитивных функциях.
- Инфекционные заболевания, перенесенные в период вынашивания, включая герпес, цитомегаловирус, краснуху, гонорею, сифилис, корь, ветряную оспу. Эти заболевания способны значительно повлиять на развитие плода и нарушить формирование мозга. В этих случаях умственная отсталость может сочетаться с другими нарушениями, например с детским церебральным параличом.
- Химическое или радиационное воздействие во время беременности. При этом не исключается отсроченное воздействие: женщины, получившие высокую дозу радиации, могут родить ребенка с нарушениями, так как радиация сохраняется в теле длительное время.
- Сильная недоношенность. Дети, появившиеся на свет значительно раньше положенного срока, часто страдают различными нарушениями, включая олигофрению. Недоношенность редко приводит к возникновению умеренных и тяжелых форм умственной отсталости.
- Выраженный дефицит йода в организме матери. Йод влияет на процессы формирования мозга, поэтому матери необходимо питаться полноценно при беременности.
- Различные нарушения при вынашивании (резус-конфликт, тяжелый токсикоз, гипоксия и другие). Мозг — самая уязвимая часть тела: даже кратковременная нехватка кислорода способна привести к непоправимым изменениям.
- Родовые травмы. Даже при благополучном течении беременности существует риск возникновения осложнений при родах, поэтому беременным женщинам следует прислушиваться к рекомендациям лечащего врача: лучше провести кесарево сечение, если для него есть показания, чем рожать естественным путем, увеличивая вероятность возникновения серьезных отклонений у ребенка.
- Черепно-мозговые повреждения и нейроинфекции в первые недели жизни. К нейроинфекциям относятся менингит и энцефалит. Также к умственной отсталости могут привести абсцессы, отеки мозга и другие поражения.
- Гидроцефалия. Детям с этим заболеванием необходимо провести оперативное вмешательство как можно быстрее, чтобы оно не привело к серьезным нарушениям в работе мозга.
- Социально-педагогическая запущенность. Встречается в крайне неблагополучных семьях, где родители имеют алкогольную либо наркотическую зависимость. Также есть случаи, когда родители и без зависимостей игнорировали детей либо специально над ними издевались: привязывали, запирали, запрещали разговаривать, избивали. Обычно у подобных родителей в анамнезе есть серьезные психические отклонения.
Если ребенок до шести-семи лет не усвоит хотя бы один язык, в дальнейшем он также не сможет его усвоить в достаточной мере и не адаптируется.
к содержанию ↑
Классификация
Существует четыре степени умственной отсталости:
- Легкая. Ранее легкую степень называли дебильностью, но из-за стигматизирующей окраски большинство медицинских специалистов отказались от использования этого слова и других (имбецильность — умеренная олигофрения, идиотия — глубокая). Коэффициент интеллекта у детей с этой степенью составляет 50-69. Интеллектуальный возраст находится в пределах 9-12 лет. Это означает, что, повзрослев, дети останутся на этом возрастном уровне развития.
- Умеренная. Коэффициент интеллекта составляет 35-49, а интеллектуальный возраст — 6-9 лет. Чем выше коэффициент интеллекта, тем больше возможностей для обучения и адаптации ребенка в обществе.
- Тяжелая. Коэффициент интеллекта составляет 20-34, а интеллектуальный возраст — 3-6 лет. Адаптация таких детей практически невозможна, особенно если IQ находится в нижних границах.
- Глубокая. Коэффициент интеллекта — менее 20, интеллектуальный возраст — до 3 лет. Адаптация невозможна, дети полностью зависят от родителей и не способны выполнять даже простые задания.
Ранние классификации также включали пограничную олигофрению, при которой IQ составлял 68-85 баллов, но в более современных справочниках эта разновидность отсутствует.
Если у ребенка есть нарушения, которые затрудняют процесс проверки интеллекта (например глухота, слепота), доктора выставляют диагноз «другие формы олигофрении».
Каковы причины аутизма у детей? Ответ узнайте прямо сейчас.
к содержанию ↑
Симптомы, признаки и характеристика
Как определить умственную отсталость у ребенка? Особенности симптоматики тесно связаны с уровнем интеллекта.
Дебильность
Если IQ находится в верхних границах, распознать патологию у ребенка в раннем возрасте затруднительно. Родители могут заметить, что ребенок поздно начал разговаривать, плохо запоминает цифры, буквы, но эти моменты могут остаться без внимания, так как подобное может быть и вариантом нормы.
Когда малыш попадает в школу, признаки неполноценности проявляются ярче. Он отстает от сверстников, ему сложно научиться писать и читать.
Правила русского языка также даются ему с трудом, а особенно сложным предметом становится математика. Не развивается способность оперировать абстрактными понятиями либо выражена крайне плоско и слабо.
В характере часто преобладает либо добродушие и дружелюбие, часто чрезмерное, либо агрессия, раздражительность, нелюдимость.
У подростков и детей в предподростковом возрасте может наблюдаться повышенная тяга к онанизму.
Они легко попадают под чужое влияние, поэтому могут стать асоциальными, совершать преступления по указу тех, кто ими руководит, склонны к развитию патологических зависимостей (наркомания, алкоголизм, игромания и другие).
Речь замедлена, словарный запас маленький, ребенку крайне сложно пересказать прочитанную информацию. Но в примитивных бытовых моментах дети не испытывают сложностей, поэтому прогноз в плане адаптации обычно положительный.
к содержанию ↑
Имбецильность
Так же, как и в случае с легкой степенью, этот вид умственной отсталости не всегда можно выявить в раннем возрасте.
Если у ребенка тяжелая степень умственной отсталости, родители могут отмечать нарушения еще во младенческом возрасте: малыш апатичен, меньше, чем его сверстники, интересуется игрушками либо не интересуется ими совсем, поздно начинает лепетать и гулить.
Могут отсутствовать эмоциональные реакции при контакте со взрослым, характерные для детей первых месяцев жизни.
Мимика у детей выражена слабо, их лица выглядят застывшими, также они реже моргают. Эту разновидность часто сопровождаются другими нарушениями: уродствами, недоразвитостью внутренних органов.
Отмечаются проблемы с координацией движений. Дети малоактивны, их движения сдержаны, наблюдается скованность, угловатость. Мелкая моторика нарушена, поэтому манипуляции с предметами маленького размера затруднены либо невозможны.
Дети безынициативны, мало интересуются окружающим миром, много едят, рано начинают онанировать, их кругозор крайне ограничен.
Присутствуют выраженные нарушения когнитивных функций — памяти, внимания, воли и других.
Лексикон состоит из 200-300 слов, но речь других людей они воспринимают относительно неплохо. Мышление шаблонное: дети не способны делать самостоятельные выводы и оперируют заученными фактами.
Они плохо запоминают людей, за исключением тех, которые контактируют с ними регулярно, легко внушаемы, быстро привязываются.
к содержанию ↑
Идиотия
Характерные признаки глубокой степени умственной отсталости в возрасте до года:
- ребенок не интересуется окружающим миром, не контактирует с игрушками, пассивен;
- эмоциональный ответ при контакте с матерью и другими близкими людьми не наблюдается;
- практически не запоминает людей;
- поздно начинает улыбаться, мимика крайне бедна, практически отсутствует;
- не воспринимает обращенную к нему речь;
- моторика нарушена.
Такие дети не начинают разговаривать, когнитивные функции серьезно нарушены: внимание рассеяно либо не наблюдается, мышление примитивно либо отсутствует, память практически не развита.
Психическая деятельность базируется на безусловных рефлексах и основных биологических потребностях. Сформировать условные рефлексы не представляется возможным, за исключением пищевых условных рефлексов.
Эмоциональный интеллект не развит: из их поведения можно вычленить лишь две базовые реакции, возникающие при дискомфорте (агрессия, крик) и при удовлетворении потребностей, получении удовольствия (улыбка).
Дети постоянно тянут руки и предметы в рот, много и активно едят. Обучить их чему-либо крайне затруднительно, они нуждаются в постоянном уходе и контроле.
к содержанию ↑
Диагностика
Диагностировать умственную отсталость достаточно легко. Доктора анализируют информацию, полученную от родителей, разговаривают с ребенком, наблюдают за его действиями.
Если малыш достаточно взрослый, проводятся тесты, отображающие уровень его словарного запаса, коэффициент интеллекта, особенности памяти и другие показатели. Тесты подбираются под возраст ребенка: чем он младше, тем они проще.
Например, ребенку могут предложить выложить картинки в определенной последовательности, рассказать о том, что изображено на рисунке, объяснить значение пословицы, сказать, чему учит прочитанная сказка.
Также показано проведение электрокардиограммы, магнитно-резонансной и компьютерной томографии, генетических исследований.
При подозрении на наличие других нарушений в организме назначаются дополнительные обследования.
к содержанию ↑
Лечение и коррекция
Медикаментозное лечение при умственной отсталости не показывает значительной эффективности (ключевое значение в любом случае имеет педагогическая работа), но при этом назначается часто и включает в себя:
- Ноотропы. Улучшают кровообращение в тканях мозга, стимулируют познавательную активность, уменьшают апатичность. Примеры: Пирацетам, Кортексин.
- Витамины и минералы. Имеют общеукрепляющее действие. Комбинации подбираются в зависимости от особенностей состояния ребенка. Часто назначается йод, кальций, магний.
- Транквилизаторы и седативные средства (по показаниям). Назначаются, если ребенок плохо спит, тревожен (что не редкость при олигофрении), агрессивен. Примеры: Диазепам, отвары лечебных трав (ромашка, мята, мелисса, пустырник, валериана), Ново-Пассит.
- Диуретики (если присутствует повышенное внутричерепное давление). Примеры: магнезия, Фуросемид.
В случае необходимости доктора назначают дополнительные медикаментозные средства.
Дети обучаются в коррекционных учебных заведениях, где учитываются их индивидуальные особенности.
Программу они усваивают медленнее и не полностью, но получают возможность приобрести навыки, которые позволят им в будущем заботиться о себе самостоятельно. Также ведется работа с коррекционными психологами и логопедами.
По мере взросления дети запоминают простые навыки. Чем выше коэффициент интеллекта, тем более сложную работу они смогут выполнять в будущем.
Чтобы улучшить координацию и укрепить мышечную систему, дети регулярно выполняют комплексы лечебной гимнастики и упражнения для развития мелкой моторики (расстегивание пуговиц, молний, перекладывание игрушек, завязывание узелков).
Воспитание детей с этим нарушением предполагает прививание базовых нравственных норм, правил поведения, предоставляет образы-штампы, которые позволят детям принимать правильные с моральной точки зрения решения. Дети учатся различать добро и зло, лучше контролируют эмоции.
При воспитании педагог не должен кричать на детей, использовать оскорбления: неадекватный воспитатель вряд ли сможет дать многое тем, кого воспитывает.
к содержанию ↑
Прогноз
Людям с легкой и умеренной умственной отсталостью удается частично либо полностью адаптироваться в обществе, некоторые из них даже имеют семью, друзей.
Да, люди с умственной отсталостью не смогут выполнять сложную, требующую активного использования когнитивных навыков работу, но простой монотонный труд им под силу.
При тяжелой и глубокой степени прогноз неблагоприятен: адаптация затруднена либо невозможна. Дети с тяжелой интеллектуальной отсталостью способны усвоить некоторые бытовые навыки и частично себя обслуживать, но глубокую отсталость практически никак нельзя смягчить.
Чем раньше начнется коррекционная работа, тем выше будут результаты, поэтому родителям следует при первых подозрениях на наличие у ребенка когнитивных отклонений проконсультироваться со специалистами.
Умственная отсталость и школа. О возможности обучения в этом видео:
Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!
Источник
Когнитивные функции головного мозга – это то, что позволяет человеку успешно учиться, работать и жить в современном мире. К сожалению, симптомы умственной отсталости у детей, которые все чаще диагностируются в первый год жизни, могут поставить под удар нормальное существование человека. Инвалидность, связанная с недостаточным психическо-эмоциональным или интеллектуальным развитием ребенка, всегда протекает тяжело как для него самого, так и для окружающих его родных или близких. Знание того, как определить отставание в развитии ребенка и его умственную неполноценность, поможет любому родителю вовремя обратиться за помощью к врачам и начать непростой пусть реабилитации и адаптации.
Виды умственной отсталости
Под умственной отсталостью принято понимать состояние, при котором страдают все когнитивные функции, а также имеет место психическая неполноценность, которая не позволяет полноценно адаптироваться ребенку в социальном плане по сравнению со своими сверстниками. Легкая умственная отсталость у детей до 1 года часто не выявляется, поскольку родителям сложно еще оценить навыки речи и степень развития памяти, мышления и т.д. В таком возрасте врачи определяют базовые признаки психического и эмоционального развития ребенка, его реакцию и ее разнообразие на окружающие предметы и людей. Также важно отметить, что недостаточное умственное развитие часто наблюдается при ряде врожденных наследственных синдромов.
Учитывая тот факт, что определение степени умственной отсталости у детей очень необходимо как с диагностической, так и с прогностической целью, во всем мире принята унифицированная шкала оценки интеллекта (IQ), которая позволяет баллами выявить и выразить степень патологии у пациента. Полученные результаты необходимо трактовать следующим образом:
- Менее 20 баллов – очень тяжелое умственное отставание в развитии.
- От 20 до 34 баллов – тяжелая степень.
- От 35 до 49 баллов – умеренная степень умственного отставания.
- От 50 до 69 баллов – можно говорить о легкой степени умственного недоразвития.
Дополнительно также определяется поведение ребенка и сопутствующие варианты психических расстройств. Именно от этого часто зависят возможности адекватной социальной адаптации или, наоборот, показания к специализированному лечению и уходу.
Ранее существующая шкала оценки интеллекта, которая предполагала использование таких термины как олигофрения, дебильность и имбецильность (в зависимости от уровня IQ), на самом деле не отражает всю полноту вариантов умственной отсталости у детей. Она лишь частично отображает лишь частные варианты сочетания психических нарушений на фоне сниженного интеллекта.
Фактически можно выделить врожденные и приобретенные формы интеллектуального нарушения в развитии ребенка. Врожденные варианты возникают по причине наследственных синдромов и различных генетических мутаций в клетках эмбриона или как следствие поступления в организм матери токсинов (алкоголя, наркотических средств, ядов и т.д). Приобретенное слабоумие возникает как результат травм черепа или перенесенных инфекций ЦНС (менингитов, энцефалитов). Также умственная отсталость может развиваться вследствие тяжелой гемолитической болезни новорожденных при резус-конфликте или других формах иммунологических конфликтов организма матери и плода.
Признаки умственной отсталости у детей до 1 года
Дети с умственной отсталостью в возрасте до 1 года выявляются при осмотре врачами, опираясь на отставание в психомоторном развитии или на обнаружение признаков наследственных (хромосомных и генетических) синдромов. Родители часто лишь могут указывать на то, что ребенок так и не начинает концентрировать взгляд, плохо растет, не пытается разговаривать и т.д. Основные и косвенные признаки умственной отсталости у детей до года следующие:
- Характерные морфологические признаки наследственных синдромов (эпикант глаз, одна борозда на ладони при синдроме Дауна; «лицо эльфа», пороки сердца и крупных магистральных сосудов при синдроме Вильямса; характерные складки шеи при синдроме Шерешевского-Тернера и др.).
- Психическая заторможенность – неадекватная реакция на кормление, спонтанная (без видимой причины) перемена эмоций и т.д.
- Отсутствие «контакта глаз» и следящего движения ими по достижении младенцем возраста старше 4 месяцев.
- Сохранность врожденных рефлексов и их спонтанное возникновение.
- Судорожные припадки.
- Отсутствие попыток ползать и садиться.
- Отсутствие у малыша попыток звукоподражания взрослым («гуления»).
- Явления самоповреждения.
К сожалению, получить полную картину нарушения когнитивных функций у ребенка с признаками в замедлении развития, в том числе и умственного, сложно ввиду возраста и несформировавшейся речи и другим коммуникативным возможностям.
Поэтому диагностика такой патологии требует комплексного подхода и проведения следующих обследований и консультаций:
- Осмотр неонатолога или педиатра, установление признаков наследственных синдромов или общего отставания в развитии.
- Консультация детского невролога. Оценка функционального состояния ЦНС, проведение МРТ головного мозга для выявления органической патологии.
- Генетические анализы и оценка кариотипа для подтверждения диагноза наследственных синдромов у новорожденного.
- Консультация детского инфекциониста в случае подозрения инфекционной причины интеллектуального отставания.
- Консультация гематолога при тяжелом течении гемолитической болезни.
Далее такие дети наблюдаются врачом-педиатром по диспансерному плану (т.е. с определенной регулярностью) с целью оценить степень умственной отсталости, своевременно решить вопрос о присвоении группы инвалидности и назначении специализированного лечения (при необходимости). К сожалению, в таком возрасте довольно сложно определить точный прогноз относительно степени тяжести умственной недостаточности, которая сформируется у ребенка в будущем.
Признаки интеллектуального отставания у детей после 1 года
У маленьких пациентов, которые обследуются уже в возрасте старше 1 года, установление точной причины и степени когнитивных нарушений гораздо проще. Также в дошкольном периоде выявляются нетяжелые формы умственной отсталости, которые заключаются в неспособности к синтезу и анализу полученной информации, ассоциативному и логическому мышлению. Таким образом, признаками умственной недостаточности у детей являются:
- Нарушение речевого развития и способности к коммуникации со взрослыми и сверстниками. Довольно бедный словарный запас. Зачастую такие дети с трудом обучаются письму и чтению.
- Несдержанное, порой агрессивное поведение, возникающее спонтанно или как неадекватная реакция на окружающий мир.
- Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в дошкольный период указывает на их способность с трудом овладевать новой информацией, выявляются нарушения самообслуживания. Почти в 50% случаев имеют место признаки нарушения психики, требующие консультации соответствующих специалистов.
- Характеристика тестов для оценки интеллектуального уровня, способности к логическому и ассоциативному мышлению выявляют наличие различной степени умственной недостаточности.
- Агрессивность к себе или окружающим, несвязанная с явными причинами.
Карта обследования таких детей должна учитывать необходимость не только установления предположительной причины отставания в умственном развитии, но и давать объективную оценку степени прогрессирования патологии. Если установлено, что симптомы отставания в развитии наблюдались еще с момента рождения, врач подробно изучает, как протекала беременность у матери, ход родов и имевшие место заболевания первого года жизни. Обычно наиболее распространенные наследственные синдромы в этом возрасте имеют явную клиническую картину, и даже нет необходимости проводить ребенку анализ кариотипа (строения и количества хромосом в ядрах клеток).
Иногда явления умственной неполноценности наряду с другими патологиями могут быть признаками редких генетических болезней, которые требуют сложной, часто дорогостоящей диагностики для постановки точного диагноза.
Также врачу важно установить, не сопровождались ли респираторные инфекции осложнениями со стороны центрального отдела нервной системы (менингит, энцефалит и т.д.). Для этого применяют следующие методики диагностики, помогающие в установлении причины интеллектуального дефицита:
- Изучение истории болезни ребенка, установление наличие тяжелых травм или инфекций.
- МРТ или КТ головного мозга.
- Иммунологические анализы для выявления антител к возбудителям венерических заболеваний, могущих передаться от матери, менингококковой инфекции и т.д.
- Проведение ЭЭГ для оценки волновой активности коры головного мозга.
- Консультация детского невролога.
Рекомендации родителям детей с психическим дефицитом
К сожалению, развитие умственной отсталости, как и других форм отставания в развитии ребенка, всегда является большой проблемой как эмоциональной, так и социальной для родителей. Большинство новорожденных с явными признаками наследственных синдромов или аномалиями развития оставляются матерями в родильных домах и воспитываются дальше в интернатных учреждениях. Легкие степени умственной недостаточности выявляются чаще всего в дошкольном периоде, поэтому очень большое число родителей может столкнуться с ними, и при этом надо знать, как правильно действовать.
Не существует однозначного ответа на вопрос, как лечить умственное недоразвитие. Проблема в том, что в большинстве случаев причины, которые привели к такому состоянию у ребенка, либо необратимы, либо заложены в самом генотипе организма, что не позволяет современной медицине влиять на это. Поэтому основные медицинские рекомендации родителям детей с умственной отсталостью выглядят следующим образом:
- Вовремя обратитесь за медицинской помощью и диагностируйте причину и степень прогрессирования умственной неполноценности.
- Регулярно проводите обучающие и развивающие занятия с таким ребенком. Коррекция поведенческих отклонений может быть проведена со специальным детским психологом.
- Старайтесь не изолировать таких детей от сверстников и взрослых, несмотря на все неприятности и опасения.
- Социальная адаптация детей с умственной отсталостью должна стать основой обучения и воспитания. Лишь достижение самостоятельности в быту, основ речи и письма, а также овладение простыми профессиями позволит во взрослой жизни быть полноценным членом общества и не требовать посторонней помощи.
- Не завышайте планку результатов для таких детей. Часто особенности характера и повышенное чувство собственной неполноценности и переживание неудач сводят на нет все достигнутые результаты. С другой стороны, не нужно потакать лени ребенка или останавливаться на достигнутом якобы приемлемом результате. Это часто проявляется при обучении общению – родители понимают желания ребенка по звукам или извращенным словам, однако для социальной адаптации и коммуникации с другими людьми этого недостаточно.
Загрузка…
Источник