Графика как средство развития ребенка

СОДЕРЖАНИЕ:

 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….стр
2

1. Графика 
как средство разностороннего 
развития детей………………стр5

2. Особенности 
восприятия и эстетических суждений

дошкольников 
о произведениях книжной графики.

Требования к отбору произведений 
………………………….……………стр11

3. Задачи 
ознакомления дошкольников с 
иллюстрациями………………стр15

4. Методика 
ознакомления детей с иллюстрациями……………………..стр19

5.Анализ проведенной
работы ……………………………………………стр25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………стр27

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ 
ЛИТЕРАТУРЫ……………………….стр29 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..стр30

Введение

     С детской книгой малыш
встречается уже в первые годы своей
жизни. Книга – одно из первых произведений
искусства, с которыми он знакомится.  
Она представляет собой сложный комплекс
искусства слова, техники печати и изображения
(иллюстрации). Отечественная иллюстрация
к детской книге имеет богатые традиции.
Несколько поколений художников посвятили
этому благородному делу всю жизнь и создали
книги, ставшие своеобразными эталонами.
Е.Д.Поленова, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.Н.Нарбут,
В.А.Милашевский, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич,
Е.Н.Чарушин, Е.М. Рачев и др., иллюстировали
книги, на которых воспитывалось не одно
поколение.  
     Художник приходит к ребенку,
когда тот ещё не умеет говорить, и наряду
с родителями, с автором детской книги,
становится первым воспитателем и учителем.
Он формирует в детях любовь к прекрасному,
высокие эстетические чувства, художественный
вкус, любовь к Родине. Е.А.Флерина писала,
что картинка, особенно для детей младшего
возраста, является чрезвычайно важным
педагогическим материалом, более убедительным
и острым, чем слово, благодаря своей реальной
зримости.  
     В дошкольных учреждениях
детей знакомят с художественной литературой,
но пока мало внимания обращается на художественную
иллюстрацию. Она используется в основном
как дидактический материал, в то время
как иллюстрация несет в себе высокие
художественные образы, дающие ребенку
ценностные ориентиры в понятиях добра
и зла, правды и лжи и т.д.  
     Образы, созданные хорошим
художником – иллюстратором – это прекрасные
образцы самобытного творчества. Вглядываясь
в них, ребенок получает истинную радость
и удовольствие от творческих открытий
художника, от внутреннего созвучия литературных
и художественных образов, дающих простор
воображению и собственному творчеству.  
     Основная задача воспитания
дошкольников   – гармоничное развитие
личности ребенка, которое происходит
в процессе приобщения детей к богатству
человеческой культуры, к опыту, накопленному
предшествующими поколениями. Исследования
Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, И.Я.Лернера,
М.Н.Скаткина, В.В.Краевского, С Л. Рубинштейна
и др. показывают, что решить эту задачу
можно при условии правильного выбора
средств, которые позволят ребенку в ходе
освоения культурно-исторического опыта
стать субъектом собственной деятельности.  
     Изобразительное искусство
– составная часть этого опыта, играющая
важную роль в становлении личности. К
изобразительному искусству относятся
живопись, графика, архитектура, скульптура
и декоративно-прикладное искусство. Самым
распространенным видом изобразительного
искусства в детском саду является иллюстрация,
которая принадлежит графике. Иллюстрации,
по определению Курочкиной Н.А. – это рисунки,
образно раскрывающие текст, подчиненные
содержанию и стилю литературного произведения,
одновременно украшающие книгу и обогащающие
ее декоративный строй. С помощью графических
средств они выявляют и передают социальную
и художественную суть иллюстрируемого
произведения (Н.М.Сокольникова). Книжная
графика помогает детям глубже и полнее
понять текст, дает знания об окружающем
мире (это доказано в исследованиях В.А.Езикеевой,
Р.И.Жуковской, В.Я.Кионовой, Т.А.Кондратович,
И.О.Котовой, Т.А.Репиной, Е.А. Флериной,
А.Ф.Яковличевой и др.). Вместе с тем, иллюстрация
обладает уникальными художественными
достоинствами самостоятельного вида
изобразительного искусства, из всех его
видов является первым подлинным произведением,
входящим в жизнь ребенка. Это начальная
ступень в понимании детьми других видов
изобразительного искусства, более сложных
по средствам выразительности (живописи,
скульптуры и др.)

   Период дошкольного детства –
один из самых благоприятных этапов в
общении детей с изобразительным искусством,
в развитии у них способностей к изобразительной
деятельности. Но дошкольник без помощи
взрослого не может приобщиться к опыту
художественной деятельности, который
накоплен человечеством. В понятие художественной
деятельности входит создание художественных
ценностей, их восприятие и приобретение
необходимых знаний по искусству (М.С.Каган,
Ю.Н.Петрова).  
     Понимание детьми изобразительного
искусства, их личностное развитие, в полной
мере будет зависеть от общего культурного
уровня и мастерства педагога. Исследования
О.А.Абдуллиной, С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского,
В.Г.Боброва, Ф.Н.Гоноболина, Н.Н.Кузьмина,
И.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина,
А.И.Щербакова и других доказывают, что
от уровня сформированности у педагога
знаний, умений и навыков зависят знания,
умения и навыки , а также результативность
детской деятельности и развитие детского
творчества (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина,
Н.А.Ветлугина, Т.С. Комарова и др.) 

1. Графика как средство разностороннего
развития детей

      Книжная графика относится
к изобразительным видам искусства. Как
и все эти виды искусства (живопись, графика,
скульптура), она отражает действительность
через образное, наглядное воспроизведение
её зримых форм, передает облик предметов
и явлений объективного мира, все многообразие
воспринимаемых зрением событий и жизненных
процессов.                        
Изобразительное искусство передает тот
или иной момент развития и движения, как
бы «останавливая мгновение», и помогает
человеку увидеть связи и отношения объектов
реального мира, раскрывает красоту действительности,
порой скрытую от человека частностями,
случайными деталями. 

       Изобразительное
искусство не только изображает окружающий
мир, но и выражает чувства и мысли художника,
его отношение к отображаемому. Это единство
изображения и выражения, особенного и
общего, объективного и субъективного,
рационального и эмоционального определяет
собой сущность художественного образа.
Выразительные средства художественного
произведения – рисунок, композиция,
колорит – «работают» на воплощение идейно-эстетического
замысла художника, на создание целостной
картины жизни, позволяющей выделить главное,
основное, типичное, существенное в изображаемой
действительности. Графика ( от греч.
Grafo- пишу) более других видов изобразительного
искусства приближена к письму, рисунку,
условному знаку, так как важным её графическим
средством является сама плоскость белого
листа бумаги с нанесенными на неё линиями,
точками, штрихами и пятнами.  

       Графика близка к живописи,
но если цвет там является основным средством
художественного выражения и выступает
в неразрывной связи с линией, которая
не всегда отчетлива, может быть приглушена,
стушевана светотенью, порой еле угадывается,
то в графике линия является основным
выразительным средством. Графика больше,
чем живописи, схематизирует, рационализирует
и конструирует предмет. Она в большей
мере условна, чем остальные виды изобразительного
искусства. Это чувствуется хотя бы потому,
что рисунок может быть выполнен почти
на любой плоскости, любом фоне. Его можно
представить себе даже в отрыве от фона,
в мыслимой плоскости или пространстве.
В графике яснее, чем в живописи, подчеркнута
её «сделанность».  Живопись создает
убедительную иллюзию непосредственно
увиденного. Обычно эта иллюзия возникает
при отходе от полотна: живопись требует,
чтобы на неё смотрели издали, откуда мазки
неразличимы, сливаясь в естественную
гармонию, подобную гармонию натуры. Графический
же лист мы смотрим вблизи и видим условные
штрихи, зигзаги, линии, то есть всю «технику»
рисунка. Она рассчитана на то, чтобы быть
очевидной. Если в живописи пространство
передается с помощью всех возможных средств,
включая светотень и воздушную перспективу,
то в графике пространство передается
обычной линейной перспективой и построением
планов, а также самим цветом белого листа.            

Читайте также:  Особенности социального развития ребенка дошкольного возраста

        Книжная графика
– иллюстрация ( от лат. Illustrare- прояснять)
– это рисунки, образно поясняющие литературный
текст, одновременно украшающие книгу,
обогащающие её декоративный строй. Особенность
иллюстрации как жанра изобразительного
искусства состоит в том, что её образный
строй опирается на данную литературную
канву и подчинен определенной задаче
– освещению и объяснению текста. Как средство
наглядности иллюстрация находится в
тесной зависимости от идейно-образной
структуры литературного произведения.    
Книжная иллюстрация выступает в синтез
со всеми элементами книги, и главное –
самим текстом литературного произведения,
его сюжетом и стилем. Подлинно художественная
иллюстрация всегда тесно сливается с
текстом книги, составляя с ним неразрывное
единство.

     Книга – это синтез искусств:
искусства слова, графики и полиграфии.

   Основным художественным средством
искусства иллюстрации для детей является
образное реалистическое раскрытие идей
литературы и явлений жизни, смысла всего,
что нас окружает. Оно опирается на образность
детского мышления. Художник приходит
к ребенку тогда, когда тот еще не умеет
говорить, и понять содержание книги ему
помогает художник.

   Сначала ребенок с радостью узнает
на картинке свои игрушки, котенка или
собачку. Потом книжка рассказывает ему
о том, как выглядят африканский слон,
море, самолет, спутник, ракета. О том, что
такое хорошо и что такое плохо, ребенок
не просто услышит: иллюстрации сделают
эти понятия наглядными, олицетворенными
.

   Образ героя  – один из самых
важных моментов в иллюстрации для детей.
В книге для маленьких художественный
образ несет ребенку самые разнообразные
понятия об окружающем его мире, служит
первым мерилом жизненных явлений.

   Создание художественного образа
в иллюстрации для детей осуществляется
с помощью комплекса специфических средств
художественной выразительности графики
— рисунка, цвета, композиции книжной
страницы, макета книги в целом.

   Цвет в детской книге — главный
помощник художника. Как показывают исследования,
он играет важную роль в процессе восприятия
ребенком иллюстраций. Это связано с особой 
эмоциональностью детей, их повышенной
отзывчивостью на цвет.

   Сложность отношения детей к цвету
ясно видна в их рисунках, где цвет выступает
как способ различения предметов, выражения
эмоции; нередко цвет выполняет и игровую
функцию. Для художника, который обращается
не только к цветовому восприятию, но и
к «цветовому воображению» (определение
С. Эйзенштейна) детей, важно, что это воображение
управляется как впечатлениями зримого
мира, так и эмоциональной реакцией на
них, а также специфической игровой логикой
ребенка. Задача художника — удовлетворить
потребность ребенка в цветовой гармонии.
Приобщая детей к постижению законов цветовой
гармонии, художник не только развивает
их эстетические чувства, но и готовит
своих зрителей к полноценному восприятию 
множества других явлений действительности.

   Различными способами достигали
сложной цветовой гармонии

B. Лебедев, В. Конашевич, Ю. Васнецов и
др. В. Лебедев предпочитает зрелищность,
«парадный выход» цвета — открытого, яркого,
насыщенного. Живое взаимодействие цветов,
их борьба — все это происходит на глазах
у зрителя ( рисунки к «Цирку» C.Маршака
).

   Принцип В. Конашевича — принцип
согласованности, сопоставления цветов.
Художник обладает редчайшим умением
«вселять» цвета друг в друга, заставляя
во всех цветах звучать неуловимый, общий
им всем, еле слышный оттенок, — и добивается
с помощью этого приема единства цветового
решения. Для Конашевича характерны замедленные
превращения цвета; его сложные цветовые
построения, оттенки, нюансы, взаимоперехо-
ды цветов воспитывают в ребенке и чувство
обогащенного цвета.

   В иллюстрациях Ю. Васнецова удивительно
точно определены пропорции реального
и фантастического цвета; этот принцип
равновесия имеет большое значение для
верного восприятия ребенком книги. Цвет
Васнецова «привязан» к предмету: волк
у него серый, гуси — белые, лиса — рыжая.
Кроме того, цвет его конкретен, прост,
его легко назвать.

   Глубоко понимая возрастную специфику
восприятия ребенка и отводя цвету столь
важную роль, данные художники сознательно
усложняют «цветовые задания» ребенку,
приучая его к многообразию форм, в которых
проявляется цветовая гармония.

   Рисунок в детской книге существует
на равных с цветом правах. Следует говорить
о синтетическом воздействии этих средств
художественной выразительности. И все
же: как рисовать в детской книге предмет,
человека, животных? В. Лебедев писал о
том, что рисунок в детской книге должен
быть рисунком прежде всего понятным,
и называл основные его признаки: предметность,
конкретность, точность и четкость. Развивая
эту мысль, автор приходит к выводу, что
в рисунке предмета (его формы) должна
быть выявлена функция этого предмета.

Читайте также:  Развитие ребенка с нарушениями речи

   Нельзя пройти мимо характерных
признаков предмета: если в детской книжке
нужно нарисовать, например, мяч, то он
просто обязан быть круглым, так как это
— основной его признак, для всех мячей
общий. Такой общий признак есть у каждой
группы предметов, но, отталкиваясь от
него, художник наделяет предмет еще и
конкретностью существования в определенной
среде.

   Рисуя человека и стараясь передать
характер персонажа или его душевное состояние,
также следует иметь в виду и некоторые
особенности детского восприятия. В книге
постоянным и близким ребенку способом
изображения и выражения проявлений душевной
жизни, психологического состояния является
жест, запечатленный момент движения.

   Жест несет богатую смысловую
нагрузку, но только жест наблюденный,
острый и обобщенный до известного предела:
в нем ценное живое зерно движения.

    Рисунок — это средство художественной
выразительности, восприятие которого
для детей — новая ступень в развитии.
Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно
он является тем ограничением, которое
накладывается на цвет законами книги
и которое вводит цвет в систему книжного
построения — макет.

   Особенностью рисунков для детей
является их тесная связь с текстом, размещение
их рядом с соответствующими строками.
Особое внимание уделяется художественной
доступности рисунка (необходимость тактичного
применения светотени, перспективы, ракурсов),
что вызывается особенностями детского
восприятия.

   Художественная доступность подразумевает
учет трудности понимания для ребенка
перспективы. Не случайно В. В. Лебедев
и В. М. Конашевич передавали пространство
условно, помещая на рисунке вверху листа
то, что далеко, а внизу то, что близко,
— это более понятно ребенку. Обычный
прием — уменьшение дальней фигуры —
для детей не столь убедителен и ясен,
как для взрослых. Затрудняет ребенка
и восприятие ракурса, что обосновано
психикой детей, недостаточным развитием
их зрительного навыка. Показательно,
что В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, А. Ф. Пахомов
и другие художники детской книги старались
избегать сложных ракурсов, чаще применяя
профильное изображение, помогающее передаче
движения.

   Специфической чертой детской
книжной графики является выделение в
иллюстрации самого основного, особая
цельность и четкость ее композиции. Общие
законы композиционного построения выражаются
при этом более остро, подчиняясь особенностям
детского восприятия, задачам детской
книги.

Источник

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити, которые питают источник творческой мысли.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Василий Сухомлинский, советский педагог

Умение владеть графическими навыками позволяет ребенку формировать пространственные представления, что важно при формировании преемственных связей между обучением в детском саду и в начальной школе.

Для чего нужны уроки рисования в детском саду

Развитие графических навыков у детей: особенности и методики обучения

Развитию графических навыков помогают уроки рисования, во время которых у малышей происходит всестороннее развитие. Во время рисования у дошколят координируется работа левого и правого полушарий мозга (формируется конкретно-образное мышление и абстрактно-логическое). Во время рисования малыши учатся следующему:

  • тренировать координацию;
  • выстраивать связь между мышлением и речью;
  • упорядочивать большой объем получаемых знаний;
  • закреплять новую информацию.

Развитие графических навыков у детей будет эффективным, если соблюдаются следующие принципы образовательного процесса:

  • Воспитатель систематически занимается с дошкольниками.
  • На занятиях рисованием используют графические материалы.
  • Дети поэтапно выполняют задания.
  • В комнате для занятий создана благоприятная для обучения и творчества атмосфера.

Особенности графических навыков у дошкольников

Расширение объема знаний о разнообразии форм и расположения предметов в пространстве, их оттенках, качествах и т. д. играет важную роль в умственном развитии детей. Обучение дошкольников графическим знаниям базируется на анализе, синтезе, обобщении, сравнении. На уроках рисования развивается и речь малышей (они проговаривают цвета и оттенки, обогащают словарный запас).

Во время рисования активна как умственная, так и физическая деятельность ребенка (нужно приложить определенные усилия, чтобы рисовать, овладеть отдельными навыками).

Занятия по развитию графических навыков в детских садах также тренируют у малышей выдержку, упорство, внимание.

Исследователи выделяют несколько периодов становления изобразительной деятельности у детей:

  • Доизобразительный (каракули).
  • Изобразительный (бесформенные изображения, художественные схемы).
  • Правдоподобные и реалистичные изображения.

Эффективные способы обучения дошкольников графическим навыкам

Развитие графических навыков у детей: особенности и методики обучения

Чтобы ребенок мог изобразить предмет, он должен иметь о нем полноценное представление. Педагогу следует обратить внимание детей на те свойства предмета, которые играют важную роль в его дальнейшем изображении (строение, величина, форма, цвет и другие).

В начале рассказа о предмете учитель характеризует объект в целом яркими эпитетами, а затем переводит внимание на детали. Затем вновь стоит рассмотреть предмет в общем, чтобы закрепить полученные знания о нем.

Ребенок будет быстрее и эффективнее приобретать графические навыки, если он уже знаком со способами выполнения задания (умеет владеть карандашом, кистью и т. д.). Именно в детском саду дошкольники учатся правильно держать предметы в руках и владеть ими, приобретая двигательный опыт.

Ведущая роль в процессе формирования образа и нужных навыков принадлежит движениям руки. Поэтому педагоги должны не только сами показывать детям, как двигать руками (плавно или быстро, вести отрывистую линию или непрерывную), но и давать дошкольникам пробовать эти движения.

Читайте также:  Карта развития ребенка 112

Во время занятий педагоги должны следить, как дети держат кисть или карандаш, исправлять ошибки. Часто дети, порисовав карандашом и положив его в коробку, вытащить его обратно, взяв сразу правильно, не могут. Из коробки дошкольники захватывают карандаши в кулак или сразу несколько штук, потому что так удобнее. Учитель должен показать в очередной раз, как правильно держать предмет, а если у малыша это не получается с первого раза, то подойти и вложить в руку.

Важно обращать внимание детей, что предметы разных форм технически изображают тоже по-разному, например:

  • овальные предметы рисуют плавно, закругляющими движениями;
  • предметы с углами могут потребовать перемены направления линий и частых отрывов руки от бумаги, чтобы линии и углы получались более ровными;
  • изучать формы предметов следует в сравнении друг с другом.

Дети получают новые знания и тренируют навыки, только подражая взрослым. Поэтому перед педагогами стоит цель — отработать движения, демонстрируемые детям. Дошкольникам в младших детсадовских группах, чтобы отработать навыки, в том числе и графические, требуется множество повторений. Нужное движение дети не могут отработать с первого раза. У детей старшего дошкольного возраста процессы происходят быстрее, благодаря накопленному опыту.

Методики обучения графическим навыкам в детском саду

Развитие графических навыков у детей: особенности и методики обучения

Для эффективного обучения рисованию и графическим навыкам на занятиях должны соблюдаться следующие условия.

Разнообразие

Занятия рисованием у дошкольников должны быть разными: на каждом из них дети должны учиться чему-то новому (рисовать паутинку, чертить линии, обводить овалы и т. д.).

Разделение процесса и результата

Младших дошкольников увлекает сам процесс, а детей постарше уже интересует и результат. Например, если рисунок получился не очень хорошо, занятие не приносит удовольствия. Наблюдая за взрослыми, дети пытаются добиться отличного результата известными способами, не заботясь о том, чтобы их совершенствовать. Даже если учитель показывает, как делать правильно, дошкольник может не услышать его. Тогда педагог должен сместить акцент с результата на сам процесс выполнения задания.

Любое достижение ребенка нужно отметить, а дошкольника похвалить за выполненное задание.

Последовательность — от простого к сложному

Ребенок должен закрепить навыки сначала на правой руке, затем на левой, после на обеих одновременно. Нельзя перепрыгивать через задания, т. к. поставив перед дошкольником сложную задачу раньше простой, можно вызвать негатив и нежелание заниматься.

Для этого существуют различные упражнения. Так, если у ребенка не получается ровно закрашивать предметы, не выходя за границы рисунка, учитель должен сначала научить его делать это, правильно подобрав иллюстрацию.

Многократность повторений (систематичность)

Для отработки движений и навыков их нужно повторять многократно. Так, чтобы научить держать карандаш, не напрягая руку, полезно проводить упражнения: двигать рукой с карандашом вверх и вниз, из стороны в сторону, отводить указательный палец. Тогда руки расслабятся сами и держать предмет будет удобно.

Контроль качества исполнения упражнений

Педагогам необходимо следить, чтобы дети закрепляли правильные навыки, и оперативно исправлять ошибки, показывая своим примером, что и как нужно делать.

Какими навыками должны владеть дошкольники

Развитие графических навыков у детей: особенности и методики обучения

Дети разных возрастов в конце каждого года обучения должны уметь следующее:

  • К концу пребывания в младшей группе умеют правильно держать карандаш и кисть.
  • В средней группе дети учатся выполнять сложные задачи: координировать обе руки, развивать гибкость пальцев.
  • В старшей группе дошкольники выполняют точные задания для координации обеих рук.
  • В подготовительной группе дети развивают мышечно-моторные функции рук и связанные с ними функции полушарий головного мозга.

С детьми 3-4 лет целесообразно проводить следующие занятия:

  • игры с пуговицами, бусинами (под присмотром взрослых);
  • занятия с конструкторами, состоящими из крупных деталей (из безопасного материала);
  • занятия лепкой;
  • пальчиковые игры;
  • уроки рисования с простыми элементами для изображения.

В группе, где учатся дети 4-5 лет, занятия усложняют. Поэтому для формирования и усовершенствования графических навыков используют следующие игры и занятия:

  • штриховка, не выходя за границы рисунка;
  • обведение образцов;
  • рисование сложных орнаментов, таких как круги, прямоугольники;
  • раскрашивание более сложных картинок.

На финишной прямой перед школой дети 5-6 лет учатся навыкам, которые пригодятся в первых классах. В этом возрасте дошкольников учат следующим графическим навыкам:

  • ориентироваться в строчках и клеточках;
  • проводить прямые, косые и изогнутые линии;
  • рисовать линии по направлениям — сверху вниз, слева направо и т. д.;
  • соединять противоположные углы клетки;
  • выполнять так называемые графические диктанты (вести линию на строчку выше, потом на две ниже и пр.).

Если малыш посещает детский сад, то родители могут быть спокойны: он получит базовые знания для подготовки к школе. В образовательных программах предусмотрена подготовка к письму и чтению. Если ребенок в детский сад не ходит или родителям кажется, что ему необходимо больше знаний, чем дает педагог в саду, то они должны заниматься с ним самостоятельно, чтобы избежать возможных проблем с письмом в начальной школе. Сделать это несложно: в статье мы рассказали, что графические навыки у дошкольников развивают во время игр, на занятиях рисованием, аппликацией и другими видами творчества.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник