Формы аномального развития ребенка
Консультация для воспитателей
Тема: « ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ АНОМАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ.
Под умственной отсталостью подразумевают необратимые стойкие нарушения познавательной деятельности, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов, вследствие органического поражения коры головного мозга.
Различают 2 основные формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.
Олигофреномназывают такого ребенка, у которого органическое поражение коры наступило во время внутриутробного развития или во время родов или в течение 1-го года жизни.
Деменция – деградация, развитие в обратную сторону, т.е. в силу каких-то обстоятельств оказалась поврежденной кора головного мозга. До 3-5 лет развивался нормально, но получил или сильную черепно-мозговую травму, перенес энцефалит и т.д.
При олигофрении выделяют 3 степени умственного недоразвития:
Дебильность – наиболее легкая по степени и более распространенная форма олигофрении. Более тяжелой степенью олигофрении является имбецильность, самая тяжелая степень олигофрении – идиотия.
ЗПР
ЗПР– нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности.
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников и родители нередко не придают значения тому, что ребенок чуть позднее начал самостоятельно ходить, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие, повышена возбудимость, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада, а с началом обучения в школе картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.
Как определить категорию детей с ЗПР.
Эти дети характеризуются неорганизованным поведением везде: в детском саду, в школе, дома. Суетливы, гиперактивны, непоседливы. Могут во время урока или занятия встать, вскочить, залезть под стол, на занятии или уроке играть в игрушки. Это отличает их от нормы.
Но вместе с подвижностью у этих детей очень низкая познавательная активность, отсутствуют познавательные интересы.
Дети с ЗПР чрезвычайно отвлекаемые, неусидчивы, деятельность их нецеленаправленна, с большим трудом доводят начатое до конца. Характерна плохая память, так как она наиболее связана с состоянием коры головного мозга, они не запоминают, что происходит вокруг них. Низкая работоспособность, истощаемость, быстрая утомляемость. У большинства проявляется двигательная неловкость. Особенно моторная неловкость проявляется при рисовании, обучении письму.
Неустойчивы, обидчивы, по самым незначительным поводам могут расплакаться, смеяться, иногда бывают нервные срывы.
Бытовая речь достаточно правильная, но как правило, у этих детей нет развернутых предложений, часто отвечают одним словом или нераспространенным предложением. Характерно отсутствие потребности в общении. Речь используется в чисто прогматических целях. Не рассказывают как было в детском саду, с кем, как играл. У них нет мотивации для общения. Нормальные дети часто в дошкольном возрасте изобретают свои слова-неологизмы. У ЗПР неологизмов совсем нет. Словарь ограничен, отставание в формировании грамматического строя, фонетико-фонематические нарушения.
Большую трудность представляет описание сюжетной картинки. Там ничего нет – говорят они. Другие описывают картинку с отсутствием действующих лиц. Только при помощи вопросов ребенок с ЗПР может описать картинку. Отставание в развитии речи проявляется и в недостаточной речевой регуляции, которая значительно отстает от нормы.
У них затруднено действие по речевой инструкции, так как быстро ее теряют, не запоминают. Обычно они не сопровождают свои действия речью, не могут подвести итог, оценить выполненную работу, спланировать предстоящую.
Мыслительная деятельность. Отставание в развитии мышления чрезвычайно выражено, но очень неравномерно. Например, решая задачи наглядно – действенного мышления дети ЗПР очень близки к норме. При решении задач наглядно – образного мышления дети испытывают трудность. Здесь результаты ниже чем в норме, но опережают умственно отсталых. Ярко выраженное нарушение проявляется при решении задач словесно – логического мышления, здесь дети с ЗПР проявляют себя на уровне умственно – отсталых в легкой степени (нелепые картинки, четвертый лишний, раскладывание серии последовательных картинок).
Часть детей хорошо классифицируют по предметным признакам, но не могут объяснить, почему так сделали. Это происходит потому, что у детей с ЗПР нет систематических представлений об окружающем мире, у них недостаточно сформированы мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение.
Дети с ЗПР выделяются и в игровой деятельности. В игровой деятельности они очень отстают по сравнению с нормой. Дети в норме владеют ролевой игрой и стремятся к участию в ней. У большинства детей с ЗПР отсутствует творчество в игре. Самостоятельно ролевая игра не возникает. Игры их однообразны, бедны по содержанию, развернутый сюжет отсутствует
Сенсорные нарушения, они очень редки у ЗПР, но чаще, чем в норме, а в целом слабо выраженные повреждения мозга могут затрагивать слуховые рецепторы на уровне восприятия, когда идет переработка информации. У всех аномальных детей снижается скорость приема и проведения информации и переработки приема за счет нарушения корковой функции затрагивается скорость проведения информации. Часто восприятие характеризуют так, что они слушают, но не слышат, смотрят, а не видят. При классификации предметов и геометрических фигур по цвету и родовой принадлежности старшие дошкольники с ЗПР давали такие же результаты, что и в норме, требовалась только небольшая помощь, а по форме – ниже, особенно низкие – по величине.
Причины ЗПР.
Какие потенциальные возможности?
Особенностью задержки психического развития детей является качественно иная структура интеллектуальной недостаточности по сравнению с умственной отсталостью. Это дети с минимальным поражением коры головного мозга, даже специальная аппаратура не определяет поражение мозга. Факторы те же, что и при умственной отсталости, но повреждение минимальное локальное: патологические роды (обмотан пуповиной с нарушениями дыхания, наложение щипцов, применение вакуума; травмы, ушибы головы в детстве до 3-4 лет, воспаление мозга и мозговых оболочек, энцефалит и менингит), инфекционные заболевания матери во время беременности.
В практике работы с детьми с ЗПР различают 4 основных варианта задержки психического развития:
1. ЗПР конституционального происхождения – при данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложением, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Игровая деятельность для них более привлекательна, здесь они проявляют творчество, заниматься они не любят и не хотят.
2. ЗПР соматогенного генеза – возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др. детей характеризуют явления стойкой психики и физической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети растут в условиях ограничений и запретов, сужается их круг общения, недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем. Во время сензитивного периода ребенок как раз находился в болезненном состоянии. Но таких случаев немного. Проявления – снижение работоспособности, утомляемость, вторично- инфантильность.
3. ЗПР психогенного генеза (социального плана) при раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов (жестокость, гиперопека, безнадзорность). В таких ситуациях могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к патологическому развитию личности: у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции, негативизм, агрессивность, истерии, у других – робость, боязливость, страх, мутизм, то есть на первый план выступают нарушения в эмоционально – волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения.
4. ЗПР церебрально-органического генеза – самая большая часть детей с ЗПР. Эти дети характеризуются первичными нарушениями познавательной деятельности, является наиболее стойкой формой и представляет наиболее тяжелую форму ЗПР, нередко бывает пограничное с умственно отсталыми.
Но часто бывают задержки и социального плана, когда ребенок развивается в безнадзорной среде и не получает в необходимом для его возраста объема информации. Отставание может быть связано с психотравмирующими факторами окружающей среды (неудовлетворение его эмоциональных потребностей: отрыв от матери, отсутствие эмоциональных контактов). Чем теснее общение, тем ребенок лучше развивается. Обмен энергией и вертикальное положение дает толчок к психическому развитию.
Неблагоприятно сказывается и чрезмерная опека родителей, заласкивание. Это часто бывает, когда ребенок растет болезненным, слабым и родители стараются все сделать за него. Растет такой ребенок беспомощным, инфантильным, эгоцентричным, у него слабо формируются волевые качества, двигательные навыки, отстает в развитии.
Психическое развитие детей с ЗПР отличается неравномерностью нарушений психических функций: при этом у одних мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.
В отличии от олигофрении у детей с ЗПР отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, в виде подсказки и одобрения, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого могут выполнять интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим качественно отличаются от детей с умственной отсталостью.
Источник
Психическое недоразвитие. Умственно-отсталые дети.Среди форм умственной отсталости олигофрения (F70-F79), или общее психическое недоразвитие (F84.9), встречается наиболее часто. Олигофрения — группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности.
По глубине дефекта умственная отсталость (олигофрения) традиционно подразделяется на три степени: идиотия (F73), имбецильность (F71) и дебильность (F70).
Идиотия— самая глубокая степень умственной отсталости, при которой практически отсутствует речь. Умственно отсталые в степени идиотии не узнают окружающих; их внимание почти ничем не привлекается, выражение лица бессмысленное. Отмечается резкое снижение всех видов чувствительности. Ходить эти дети начинают поздно, их движения плохо координированы. На чужую мимику и жестикуляцию не реагируют, неопрятны в своих естественных отправлениях, неспособны к самообслуживанию. В ряде случаев в моторике наблюдаются стереотипные движения — маятникообразные раскачивания головой или туловищем из стороны в сторону. При идиотии средней и легкой степени отмечается умение смеяться и плакать, некоторое понимание чужой речи, мимики и жестикуляции. Словарный запас ограничен несколькими десятками слов. Дети-идиоты не обучаются и находятся с согласия родителей в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых), а по достижении 18-летнего возраста переходят в специальные интернаты для хронически больных.
Имбецильность(F71) — более легкая по сравнению с идиотией степень умственной отсталости. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Словарный запас у них крайне беден. Они понимают чужую речь, мимику и жестикуляцию в пределах их постоянного обихода. Наличие грубых дефектов памяти, восприятия, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе. В правовом отношении, как и дети-идиоты, они являются недееспособными, и над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц.
Дебильность(F70) — наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразовательной школы. У них нередко отмечаются дефекты речи в виде шепелявости, сигматизма, аграмматизма. Недоразвитие аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности и нарушение фонетического слуха вызывают большие трудности в овладении устной и письменной речью, навыками счета. Дифференцированная моторика развита недостаточно и в сочетании с физической ослабленностью и соматическими нарушениями, а также особенностями эмоционально-волевой сферы, все это значительно ограничивает круг их возможной трудовой деятельности.
Задержанное психическое развитие.Под термином «задержка развития» (F84.9) понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и т. д.), задержка темпа может иметь обратимый характер. В этиологии задержки психического развития (ЗПР) играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера.
Задержки психического развития церебрального происхождения, при хромосомных нарушениях, внутриутробных поражениях, родовых травмах встречаются чаще других и представляют наибольшую сложность при отграничении их от умственной отсталости (F70-F79).
Исходя из этиологического принципа, выделено 4 основных варианта задержки психического развития: 1) задержка психического развития конституционального происхождения; 2) задержка психического развития соматогенного происхождения; 3) задержка психического развития психогенного происхождения; 4) задержка психического развития церебрально-органического генеза (Лебединская). В клинико-психологической структуре каждого из вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
Искаженное психическое развитие. Представлено в частности синдромом раннего детского аутизма (F84.0), который отличается от всех аномалий развития наибольшей выраженностью как клинической дисгармоничности, так и психологической структуры нарушений. Клинико-психологическая структура раннего аутизма, как особой формы недоразвития, впервые описанной Каннером, характеризуется следующими признаками:
1) аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития;
2) стремление к постоянству, проявляемое в виде стереотипных занятий, сверхпристрастия к различным объектам, сопротивления изменениям в окружающем;
3) особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;
4) раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития, в большей степени связанной с особым нарушением психического развития, чем с его регрессом.
Аутизм проявляется при отсутствии или значительном снижении контактов, «уходе» в свой внутренний мир. Отсутствие контактов наблюдается как по отношению к родным и близким, так и сверстникам. Аутичный ребенок, где бы он ни находился, ведет себя так, как будто он один. Обращает на себя внимание эмоциональная холодность и безразличие к близким, часто с повышенной ранимостью, чувствительностью к критике и малейшим замечаниям в свой адрес.
Психологические особенности аутичного ребенка требуют специальной программы коррекционной работы, в которой выделяют следующие основные этапы.
1. Психологическая коррекция:
а) установление контакта со взрослыми;
б) смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;
в) стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
г) формирование целенаправленного поведения;
д) преодоление отрицательных форм поведения — агрессии, негативизма, расторможенности влечений.
2. Педагогическая коррекция раннего детского аутизма:
а) формирование активного взаимодействия с педагогом;
б) пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельности).
3. Медикаментозная коррекция раннего детского аутизма; поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия.
4. Работа с семьей:
а) психотерапевтическая работа с членами семьи;
б) ознакомление родителей с психическими особенностями ребенка;
в) составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;
г) обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка (Астапов).
Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонии личности.Это аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах. Этиология психопатий связывается либо с генетическими, наследственными факторами, либо с экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза; не исключаются также возможности формирования психопатии (F60-F69) под влиянием длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов. Большое значение в этом отношении имеют дефекты воспитания.
Существуют различные классификации психопатий. Одни авторы (Крепелин, Ганнушкин) исходят из положения о том, что при психопатиях происходит количественное заострение и усиление тех или иных черт характера; поэтому они распределяют все психопатии по группам, соответствующим классификациям человеческих характеров. Другие исследователи (Певзнер, Сухарева) пытаются классифицировать психопатии по этиологическому признаку. В третьем случае типология основана на обобщении двух предыдущих классификаций (Личко, Ковалев). Несмотря на разнообразие классификаций, сложности механизмов возникновения и развития, клинико-психологическая структура отдельных вариантов психопатий описывается достаточно сходно. В особенности это касается психопатий детского возраста.
Принята следующая систематика психопатий:
— конституциональные, имеющие наследственное происхождение: степень их тяжести в значительной мере определяется влиянием среды; для каждого типа этого вида психопатий имеется свой критический возраст, на который падает развертывание психопатических черт;
— органические, при которых аномалии характера развиваются вследствие действий на формирующийся мозг внутриутробных и ранних послеродовых вредностей, приводящих к тяжелым токсикозам, родовым травмам, истощающим соматическим заболеваниям.
К конституциональным психопатиям относятся шизоидная (F60.1), эпилептоидная (F60.30), циклоидная (F34.0), психастеническая (F48.8) и истероидная психопатии (F60.4).
Шизоидная психопатия.Ребенку с шизоидным типом психопатии присущи черты аутизма. Его эмоциональная сфера характеризуется дисгармоничным сочетанием повышенной чувствительности и ранимости в отношении собственных переживаний с холодностью и безразличием в отношении переживаний окружающих. Характерно раннее возникновение интеллектуальных интересов. Несмотря на обычно высокий интеллект, эти дети нередко являются предметом насмешек одноклассников из-за неконтактности, эмоциональной неадекватности, плохой ориентировки в конкретной ситуации.
Эпилептоидная психопатия. Имеет много общего с эпилепсией (G40), однако отличается от нее отсутствием судорожных расстройств и явлений слабоумия. При эпилептоидной психопатии речь идет о стойких характерологических особенностях в виде напряженности эмоций и влечений, немотивированных колебаниях настроения. Уже в раннем дошкольном возрасте для таких детей характерны бурные и затяжные аффективные реакции. В более старшем возрасте на первый план выступают агрессивность, мстительность, злопамятность. В детском коллективе они трудны не только из-за своих аффективных вспышек, но и из-за постоянной конфликтности, связанной со стремлением к самоутверждению и жестокости. Чем меньше возраст, в котором появляется данная форма психопатии, тем тяжелее ее последствия.
Циклоидная психопатия. При данном варианте психопатии имеется склонность к периодическим сменам настроения, в детском возрасте диагносцируется редко.
Психастеническая психопатия.В дошкольном возрасте у таких детей наблюдаются страхи, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого. Навязчивости и чрезвычайная нерешительность при необходимости принятия решений крайне затрудняют адаптацию. В школьном возрасте проявляется ипохондрия — боязнь за свое здоровье и здоровье близких. Как компенсаторное образование, связанное с тревогой перед всем новым и неизвестным, возникает болезненная педантичность.
Истероидная психопатия.Обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, перенесенными в раннем детстве. Представляет собой вариант дисгармоничного инфантилизма и чаще наблюдается у девочек. Основной характеристикой истероидной психопатии является эгоцентризм, то есть стремление быть в центре событий, обращать на себя внимание окружающих. С ранних лет наблюдается капризность; девочки нередко стремятся привлечь к себе внимание различными вымыслами и фантазиями. Они очень ревнивы к похвалам в адрес других, из-за чего вступают в конфликты с окружающими. В школьном возрасте стремление привлечь к себе внимание проявляется также в характере одежды и прически. Неспособность к волевому усилию приводит к тому, что даже при хорошем интеллекте у лиц с истероидными чертами успехи в учебе значительно ниже возможностей. Конфликты вероятны не только с одноклассниками, но и с учителями. В подростковом возрасте типичны кокетство, склонность к интригам и сплетням. Эгоцентризм делает их чуждыми к переживаниям и трудностям близких, друзей, они сосредоточены только на своих переживаниях и интересах.
Патологическое формирование личности(F60.9). Длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на мозг ребенка может вести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Биологические предпосылки в виде темперамента, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов, составляют ту генетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой в процессе социализации личность складывается под влиянием внешних условий. В детском возрасте основным социальным фактором, формирующим индивидуальность, является воспитание и обучение. Ввиду незрелости эмоциональной сферы и психического склада ребенка в целом, неблагоприятные условия внешней среды, действующие достаточно длительное время, могут привести к стойкому изменению личности.
В качестве факторов, предрасполагающих к патологическому формированию личности под влиянием неблагоприятной среды, отмечаются: органическая церебральная недостаточность остаточного характера, акцентуация характера, а также дисгармоническое протекание периода полового развития. Выделяют два механизма формирования патохарактерологического развития:
— закрепление патологических реакций отказа, оппозиции, гиперкомпенсации, имитации и др., возникающих в ответ на психотравмирующие воздействия и становящихся впоследствии свойствами личности;
— непосредственное подкрепление отрицательными воздействиями тех или иных патологических черт характера (возбудимости, истероидности и т. д.).
При анализе патохарактерологического формирования личности выделяют 4 основные варианта: аффективно возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый. Каждый из этих вариантов связан с определенными особенностями неблагоприятной среды.
Аффективно возбудимый вариантпатохарактерологического формирования личности (F60.3) обусловлен воздействиями неблагоприятной среды: длительные конфликтные ситуации, алкоголизм родителей, ссоры, агрессивность членов семьи по отношению друг к другу. В таких семьях у ребенка развиваются черты аффективной взрывчатости, склонность к разрядке раздражения, гнева, повышенная готовность к конфликтам. Эти черты формируются или как имитация аналогичного поведения взрослых, или как закрепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности.
Тормозимый вариантпатологического развития личности (F60.7) чаще формируется в условиях такого типа гиперопеки, при котором авторитарность, деспотичность воспитания подавляют в ребенке самостоятельность, инициативность, делая его робким, застенчивым, обидчивым, а в дальнейшем — пассивным и неуверенным в себе. К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-психологической структуре близко так называемое невротическое формирование личности, возникающее в тех случаях, когда длительная психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и к формированию таких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к беспокойству и тревоге. Невротическое развитие личности часто возникает у соматически ослабленных детей при неблагоприятных средовых условиях.
Истероидный вариантпатологического развития личности (F60.4) чаще наблюдается у девочек и возникает в семьях, где ребенок воспитывается в изнеженной обстановке в условиях гиперопеки, неправомерно завышенной оценки его внешности и способностей (воспитание по типу «кумира семьи»). Однако этот вариант может также возникнуть и в семьях, имеющих длительную конфликтную ситуацию, как реакция протеста.
Патологическое развитие личности по варианту психической неустойчивости(F60.3) обусловлено условиями, когда у ребенка не воспитывается чувство ответственности, привычка к волевому усилию, способность преодолевать трудности. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы проявляются в виде импульсивности, эмоциональной неустойчивости, внушаемости. По существу этот тип патологического развития личности является вариантом психогенного психического инфантилизма, одного из компонентов задержки психического развития.
Описывается также особый вид аномального психического развития — дисгармоническое протекание периода полового созревания: как его ускорение, так и задержка. Эти аномалии развития могут быть связаны как с генетическими особенностями, так и с экзогенно обусловленной органической недостаточностью нервной системы. При наличии неблагоприятного окружения патологические черты, обусловленные отклонением темпа полового созревания, могут являться предпосылками для патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенностью влечений, асоциальным поведением.
Источник