Что умеет ребенок в 3 года консультация для родителей

Татьяна Хонякина
Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок в возрасте 3 лет»

В три года у ребенка наступает первый переломный момент, который принято обозначать кризисным возрастом. Детские психологи считают его переходом от младенчества к детству. Потому многие родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 3 года. Какими навыками он должен обладать, и что может стать причиной для беспокойства.

Развитие в этот период происходит сугубо индивидуально. Однако родители должны понимать, что малыши трех лет — это уже самостоятельные личности со своими эмоциями, переживаниями и умениями. И важно помнить – не бывает двух малышей с одинаковым количеством умений. Некоторые критерии для определения развития, а также выявления проблем все же есть. Они были установлены в конце девяностых годов прошлого столетия немецкими учеными, педагогами, педиатрами и психологами. Определенные навыки были даже внесены в книгу «Мюнхенская функциональная диагностика развития».

Слово как выражение чувств Способности малыша очень четко проявляются в речи. Она становится осмысленной, без использования звуков для передачи своих эмоций. Малыш с большим интересом относится к новым словам, речевым оборотам. Потому его словарный запас увеличивается с каждым днем. К трем годам объем составляет примерно около 1000-1500 слов. Использует ребенок в среднем только около 500. Он говорит предложениями, состоящими из 3-6 слов, но понимает он гораздо больше, чем может выразить словесно. При этом в предложениях уже есть место не только существительным, но и предлогам, а также другим частям речи. Он умеет поддержать простой диалог, отвечая на вопросы. Улавливает разницу между вопросительными и восклицательными предложениями.Именно в этот период он активно использует вопросы: что, где, когда, зачем и почему. Ведя диалог, малыш кроме речевых оборотов пускает в ход мимику и жесты, нередко копируя повадки взрослых. К трем годам они впервые начинают оказывать знаки приличия, выражающиеся в вежливых словах «спасибо», «привет», «здравствуйте», «пожалуйста» и других. Их употребление очень важно для последующей адаптации маленького человека в обществе. Психологи даже выявили процентное соотношение слов в лексиконе трехлетних детей. Половина словаря состоит из существительных. Примерно около 20 процентов приходится на глаголы. Такое же количество слов приходится на прилагательные. Малыши могут их использовать отдельно, описывая чувства, эмоции, давая характеристику предметам. Еще процентов 10 приходится на наречия, предлоги, числовые значения. Правда, чаще всего они применяются с ошибками. В этом возрасте у детей еще много недочетов в речи. Они шепелявят, не выговаривают букву «р». Неправильно составляют предложения, меняют в словах местами слоги и так далее.

Речевое развитие Несмотря на некоторые недочеты, должны существовать определенные навыки речи к этому возрасту. В частности, он должен: Знать, уметь произносить имя собственное, имена родителей, брата, сестры, бабушки, дедушки, других родственников. Уметь отвечать на самые простые вопросы. Составлять предложения из 4—6 слов. Уметь называть известные малышу предметы. Использовать слова в единственном и множественном числе. Различать противоположные по смыслу слова. Например, большой — маленький, высокий – низкий и другие. Уметь пересказать услышанный небольшой рассказ. Составлять повествование, состоящее из пяти предложений по картинке, изображению. Запоминать четверостишие. Отличать цвета и правильно называть их. Именно в этот период в нем просыпается маленький почемучка, и родители должны набраться терпения, не оставляя ни один вопрос без внимания. Это не навязчивость, а естественный процесс получения знаний. В этом возрасте малышу важно читать как можно больше сказок, разучивать с ним стихотворения, песенки. Читать своему чаду нужно с выражением, четко произнося слова. В процессе чтения он обязательно будет интересоваться значением новых слов. Нужно дать ему развернутое разъяснение доступными для его восприятия фразами. Отличный момент для изучения предметов по карточкам. Показывая ребенку изображение, нужно попросить назвать его. Логопеды советуют выбирать слова, начинающиеся со звуков, которые трудно выговорить. Например, Ш, Ж, Р. Данные занятия помогут развить мышцы языка и освоить фонетику.Справка: Девочки начинают разговаривать быстрее мальчиков. Это связано с физиологическими особенностями полов.

Развитие мелкой моторики и творчества на речевое развитие ребенка в 3 года влияет мелкая моторика. Ученые давно доказали, что эти два компонента взаимосвязаны. Если у малыша хорошо развита моторика, то и речь у него значительно лучше и чище. Врачи и педагоги рекомендуют развивать мелкие движения у детей вплоть до школьного возраста. Это влияет на координацию движений в последующем и на то, насколько правильно уже школьник будет держать письменную ручку. Это один из факторов, влияющих на распознание готовности ребенка к обучению школьной программы, так как мелкая моторика связана со зрением, нервной системой, памятью, вниманием и сенсорным восприятием человека. При нормальном развитии ребенокв три года многое умеет делать: Складывать мозаику, состоящую из мелких элементов. Разрезать бумагу по начертанной линии специальными безопасными ножницами. На начальном этапе бумагу может держать взрослый. Слепить шарик из пластилина и сделать потом из него «колбаску». Нанизывать бусинки средней или мелкой величины на нитку. Умения трехлетнего малыша Они выражены в навыках владения застежками в виде пуговиц или молний. При этом ему гораздо проще расстегнуть пуговицы, нежели застегнуть их. Для начала ему можно дать вещи с крупными элементами. У него обязательно получится и благодаря этому появится интерес и терпение продолжать тренироваться дальше. Разрабатывать письмо можно начать с этого возраста. Происходит данный тренинг при помощи первых осмысленных рисунков. На изображениях человечка уже видны ручки, ножки. Правда, у нарисованных людей в большинстве случаев отсутствует туловище. Маленький человечек уже пытается изобразить круг, квадрат, треугольник, начертить прямые линии. Вначале он старается копировать рисунки взрослых. Можно дать ему дорисовать картинки. Например, хвост к собачке или кошке, крышу, трубу в домике и так далее. Данный момент идеален для знакомства малыша с первыми логическими играми. Пазлы, состоящие минимум из шести элементов, для самых маленьких изготавливаются из высококачественных, безопасных элементов. Шнуровки, пазлы-вкладыши и многое другое. Ребенок должен уметь собирать пирамидку с учетом величины колечек, а из 6-8 кубиков строить ровную, устойчивую башню. Он должен разбираться в счете и умеет определять числа по пальцам. Некоторые дети умеют в этом возрасте считать до пяти. Развить моторику можно при помощи простых упражнений. Например, с 7-месячного возраста можно дать ему мягкую бумагу, а чтобы играть было интереснее — разноцветную, и пусть ребенок рвет ее на мелкие кусочки. Хорошо развивают пальчиковые упражнения, а также их массаж. Недаром существуют такие игры, как «ладушки», «сорока-ворона» и многие другие. Еще что умеет делать ребенок в этом возрасте? Отличать предметы по признакам. Это могут быть ягоды, фрукты, овощи. Он уже умеет расставлять предметы по размерам, цветам и форме. Знает большинство их названий. Идеальное время, чтобы заняться с ребенком творчеством. Лепка из пластилина или цветного теста, сбор природных материалов в виде шишек, листьев, веточек и так далее. Потом из них можно делать различные поделки, аппликации. Эмоциональное и мыслительное развитие Это первый «приступ» детской индивидуальности и самостоятельности. Научившись первым осмысленным словам, ребенок начинает впервые чувствовать себя взрослым. Он старается все делать сам, без помощи взрослых. Он начинает копировать близкое ему окружение, активно проявляет симпатию или антипатию к окружающим его людям и умело распознает своих и чужих. Он осознает разницу между такими понятиями, как «мое», «его», «чужое». При этом слово «мое» становится одним из самых популярных. Он проявляет широкий эмоциональный диапазон, умеет грустить, скучать, радоваться и расстраиваться. При этом все эти эмоции написаны на его личике. 3 годика – особый период, когда у малыша развивается фантазия. Использует он ее, повествуя о том, чем занимался вчера или сегодня. Некоторые взрослые воспринимают сей факт как ложь и путем замечаний стараются искоренить это. Хорошие проявления исключать не стоит, но вот присмотреться и прислушаться к страхам и чудовищам нужно. В данный момент в качестве запугивания не рекомендуется использовать монстров, забирающих непослушных детей и прочих антигероев. Воспитательные меры в такой форме могут оставить глубокий негативно-эмоциональный след в неустоявшейся психике малыша. Он должен знать, что дом – это безопасное место, где он всегда может спрятаться. Малыш начинает развивать свои социальные навыки, общаясь с другими детьми в садике, во дворе или в кружках. Необходимо усиливать навыки общения. Делать ребенок это может только при общении со своими сверстниками. Потому это именно тот период, когда малыша отдают в детский сад, начинают водить в специализированные развивающие центры. Родителям ни в коем случае нельзя препятствовать общению своего чада с другими малышами.

Читайте также:  Сколько нужно лазолвана для ингаляции ребенку 3 года

Физическое развитие У мальчика физические навыки развиты значительно лучше, чем у девочки того же возраста. Связано это с физиологией. Дети очень активны в данный период. На любое предложение побегать, попрыгать и просто порезвиться они отвечают восторженными эмоциями. Что должен делать ребенок в физическом плане? Крутить педали трехколесного велосипеда. Спускаться и подниматься по лестнице, в том числе и вертикальной, держась за перила или нет. Пасовать ногой мяч. Уметь ловить и кидать мяч на расстояние не более двух метров. Взбираться на детскую горку и скатываться с нее. Пятиться назад. Кувыркаться через голову. Уверенно бегать. Играть в прятки, догонялки. Прыгать на одной ноге. Стоять на носочках и пытаться пройти в таком положении несколько шажков. Энергия малыша бьет через край, потому альтернативным вариантом послужат спортивные секции и особенно плавание с опытным инструктором. При должном внимании у малыша хорошо развивается ориентация в пространстве.

Бытовое развитие, азы гигиены Дети трех лет уже хорошо знают, где лежат их вещи, на каких полочках и в каких шкафчиках. Малыш старается делать то, чего раньше не умел,а именно: Самостоятельно раздеваться, придя с улицы. Вытирать лицо и руки своим полотенцем. Чистить зубы, но под присмотром родителей. Мыть руки перед едой и после улицы, туалета. Ровно сидеть за столом. Пользоваться ложкой по назначению. В этом возрасте нужно приучать его пользоваться вилкой (некоторые дети уже умеют). Пить из стакана, бокала, не разливая жидкость. Это период, когда малыша нужно обучать новым навыкам. Например,у него могут появиться обязанности по дому: убирать за собой вещи, включая игрушки, но по местам, а не в одну кучу. Некоторые детки с удовольствием помогают накрывать на стол и даже пытаются помыть посуду. Именно в трех летний период они пытаются сами постирать свои вещи. Пылесосить, поливать цветы, протирать пыль и многие простейшие действия не только разовьют бытовые способности, но и приобщат ребенка к семье. Он почувствует себя значимым. Необходимо за каждое действие поощрять его похвалой, отмечая достижения. Всех вышеперечисленных умений не будет у детей, если с ними не заниматься. Всему, что умеет ребенок, — он учится в семье. К сожалению, многие родители считают, что отдав своих кровинушек в детские сады, центры, ответственность за простейшее образование с них снимается. Нет, маленький человечек всему сможет научиться, только если у него заботливые, внимательные и очень терпеливые папы и мамы. К общеобразовательному процессу нередко присоединяются бабушки и дедушки, что только способствует благоприятному и гармоничному развитию человека.

Читайте также:  Налет на небе у ребенка 3 года

Источник

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года?

В три года у ребенка наступает первый переломный момент, который принято обозначать кризисным возрастом. Детские психологи считают его переходом от младенчества к детству. Потому многие родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 3 года. Какими навыками он должен обладать?

Педиатры отмечают, что развитие каждого ребенка происходит «по индивидуальной программе». Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым днем, а родители с удивлением отмечают все новые достижения своего непоседы. И хотя вряд ли удастся найти даже двух малышей с набором одинаковых навыков, существуют определенные нормы развития в любом возрасте, в том числе и в 3 года.

Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук [р].

Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:

  • правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
  • составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
  • запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти;
  • легко узнает и называет знакомые ему предметы;
  • употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
  • знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
  • различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
  • ведет диалог, связно отвечает на вопросы.

В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.

Мышление

Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:

  • составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи;
  • сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду;
  • вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад;
  • собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно;
  • владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах;
  • знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее;
  • сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку;
Читайте также:  Ребенок 3 года по ночам стал сикаться

Ребенок в 3 года уже принимает довольно сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое внимание нужно уделить творческому развитию: вместе лепить из пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.

Развитие моторики

Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее:

  • легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
  • надевать бусины на нитку;
  • лепить шарики из пластилина;
  • собирать мозаику.

Для развития мелкой моторики существуют специальные упражнения и игры, позволяющие совершенствовать двигательные навыки. Поможет пальчиковая гимнастика.

Бытовые навыки

Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:

  • сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
  • знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
  • расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
  • убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
  • самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
  • использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
  • моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
  • снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.

Двигательные навыки

Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:

  • уверенно и быстро бегает;
  • играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
  • легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги;
  • сам забирается на горку и скатывается с нее;
  • держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
  • ездит на трехколесном велосипеде;
  • держит равновесие и прыгает на одной ног.

Переполняющую малыша энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Делать это необходимо под руководством опытного инструктора.

Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут, что можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или описание рисунка по памяти.

Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.

Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».

Психологи говорят о кризисе трех лет, когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей. Это своеобразная попытка отстоять появившуюся точку зрения. Очень важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс в отношениях, иначе доверие и взаимопонимание можно потерять, вызвав агрессию.

Навыки социального общения

Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:

  • ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
  • воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
  • в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».

Перечисленные умения и навыки – результат познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого сна. Режим для малыша все еще очень важен, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без внимания чтение на ночь.

Источник