Бесит ребенок 1 год

Бесит ребенок 1 год thumbnail

Почему раздражает собственный ребенок?

 Почему раздражает собственный ребенок?

Навигация по статье: «Почему раздражает собственный ребенок?»

  • Можно ли раздражаться на ребенка?
  • Почему и как возникает родительская агрессия?
  • Испытываете ли вы чувство вины, когда вас раздражает собственный ребенок?
  • Что такое физическое и психологическое насилие
  • Когда родительская агрессия переходит в физическое и психологическое насилие?

Можно ли раздражаться на ребенка?

Тема раздражения по отношению к детям волнует тех родителей, которые любят своих детей и не хотят к ним испытывать негативных чувств, но подобные чувства, тем не менее, появляются и собственный ребенок начинает раздражать.

Для таких родителей, факт того, что их раздражает собственный ребенок, является одним из самых болезненных. Одна часть в человеке говорит, что с ребенком все в порядке, он просто маленький, а вторая часть личности родителя взрывается яростью, гневом, агрессией.

Одновременно с этим родитель испытывает чувство вины. Как же так, как можно так злиться и раздражаться на собственного ребенка, на это беззащитное существо? Родитель начинает себя ругать последними словами. «Если я так чувствую и поступаю, значит, я не люблю его?» Ненависть к себе, возмущение и негодование за подобные чувства растет.

Проблема раздражения и агрессии по отношению к детям касается многих родителей. По своему родительскому опыту, а так же по опыту общения с другими родителями я знаю, что эти чувства возникают почти у всех.

Многие пытаются разобраться, почему раздражает собственный ребенок? Большинству родителей трудно переживать свои негативные чувства в отношении ребенка. Многие даже не решаются в этом признаться.

Достаточно тяжело сказать: «мой ребенок меня раздражает!». Хорошо, если у вас есть близкий человек, с которым вы можете поделиться, тот, кто вас не будет обвинять.

Негативные чувства к ребенку, родительская агрессия возникает так же, как илюбое другое человеческое чувство. То, что у родителя возникает раздражение, злость, а иногда даже ярость по отношению к ребенку, не означает отсутствия любви. Часто все эти чувства присутствуют одновременно.

Почему и как возникает родительская агрессия?

Почему у некоторых родителей возникает агрессия на своих детейРаздражение (фрустрация) возникает, когда что-то идет не так, как ожидалось, не складывается.

«Фрустра́ция — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям».

Раздражение (фрустрация) это базовая примитивная эмоция, существующая у всех млекопитающих. Эта эмоция не задействует кору больших полушарий, поэтому мы часто не можем объяснить причину нашего раздражения. Мы просто раздражены.

Раздражение рождается в лимбической системе, функции которой сформировались на начальном этапе эволюции животного мира. Раздражение несет с собой огромный заряд энергии — агрессии, которой необходимо куда-то выйти.

Эта энергия агрессии предназначена для того, чтобы изменить раздражающую и не удовлетворяющую нас ситуацию, получить то, чего не хватает, удовлетворить потребность, которая не удовлетворена. Если изменить ситуацию и получить желаемое удается, энергия уходит в сторону изменений. Если изменить ситуацию не удается, энергия агрессии раздражения растет.

В жизни мы часто оказываемся бессильны изменить существующую реальность. В момент осознания невозможности изменений бывает особенно тяжело признаться в своей беспомощности.

Если по поводу своей беспомощности человек сначала злится, потом горюет, скорбит, то ему удается адаптироваться к сложившейся ситуации.

Если человек, столкнувшийся с невозможностью изменений, не сможет осознать свою беспомощность и погоревать о ней, перейти к адаптации будет невозможно.

Так как чувствовать свою уязвимость и беспомощность больно и «не правильно» по некоторым представлениям – человек отключает свои чувства. Но одно чувство беспомощности отключить невозможно, при исключении одного чувства, онемевают и все остальные.

Тогда человек становится не способен плакать, испытывать чувство уязвимости, а агрессия увеличивается многократно. Последнее, что останавливает ее внешние проявления в виде агрессивных действий, это смешанные чувства.

Чувства, сильно отличающиеся по своему диапазону, например, и ненависть и любовь одновременно, и злость и бережность одновременно. Когда, например, хочется, с одной стороны, разбить что-то ценное, с другой – не хочется потом убирать обломки и покупать новое. Порой одновременно хочется и заорать на ребенка, и защитить его от своих пугающих проявлений.

Чем сильнее чувства, тем тяжелее переживать их смешение. Маленькие дети не умеют выдерживать противоречивые чувства. Но и взрослым тяжело это делать. Ребенок, которого в детстве не учат проживать смешанные чувства, признавать свою беспомощность и уязвимость, вырастая, тоже этого делать не может.

Почему детей не учат проживать противоречивые чувства и оплакивать свою беспомощность? Потому что в момент проживания смешанных чувств ребенок часто сердится и плачет. А в нашей культуре принято запрещать сердиться и плакать.

Ребенку не разрешают испытывать горе по поводу невозможности осуществления его желаний, его отвлекают, веселят или ругают, прививают чувство вины за слезы и злость.

Жизнь часто делает нам неприятные сюрпризы, и мы часто бываем раздражены. А дети – это особенный источник таких «сюрпризов». Поэтому ситуации, когда раздражает собственный ребенок, могут возникать достаточно часто.

Каждый раз, когда что-то идет не так, когда ребенок не соответствует ожиданиям, возникает раздражение и вслед за ним – агрессия. Если энергия агрессии не перешла в изменения или в скорбь по поводу их невозможности, если защищаясь от чувства уязвимости, человек заморозил свои чувства, и навык осознавания смешанных чувств не удержал агрессию, то она выходит наружу.

Испытываете ли вы чувство вины, когда вас раздражает собственный ребенок?

Что делать если возникает чувство вины от раздражения на своего ребенкаНекоторые люди считают, что раздражаться на детей не допустимо, относитесь ли вы к ним? Например, говорить о раздражении на собственных родителей или об агрессии по отношению к мужу не так сложно. Говорить об агрессии к ребенку – тяжело.

Он же самый любимый, самый лучший, малыш! Я его обожаю. Ребенок – это святое. И вдруг в душе возникают чувства, которых там быть «не должно». Человек не может понять, почему раздражает собственный ребенок, испытывает чувство вины, сначала пытается игнорировать подобные чувства, потом сдерживать, потом отвлекаться.

Хорошо, если у него получается. А если не получается, он не может справиться с подступающим раздражением на собственного ребенка и взрывается, начинает кричать, бить ребенка. Потом испытывает стыд или во всем винит ребенка, пытается ему объяснить, что это он сам виноват, и так делать больше не надо, чтобы не злить маму (папу).

Когда в следующий раз ребенок не слушается снова, человек чувствует справедливое негодование на непонятливость ребенка, «сколько раз тебе можно повторять?», и все начинается сначала.

Каждый раз человек верит, что этого больше не повторится, дает себе обещание начать все заново, лучше объяснять ребенку, как правильно себя вести. Причину того, почему раздражает собственный ребенок, такой взрослый видит в ребенке.

Он сдерживается, отвлекается, пробует ругать себя последними словами до такой степени, чтобы было уже не повадно повторять свое поведение, крик или битье.

Если мать (отец) бьет ребенка, значит, родителям не удается самостоятельно справиться со своими эмоциями.

Убеждение в недопустимости агрессивных чувств к ребенку побуждает взрослого не оставлять попыток их игнорировать и подавлять. Такие способы избавления от раздражения на собственного ребенка не всегда работают. Теоретические познания в психологии и теории возникновения агрессивных чувств чаще всего не дают практического результата.

Родители, которые действительно беспокоятся о своих детях, часто достаточно хорошо изучают эту тему, читают книги и соответствующие статьи. К сожалению, эти знания тоже не всегда помогают им преодолеть свои реакции и собственный ребенок всё равно раздражает их..

Раздражение и агрессия в отношении ребенка может возникнуть у любого человека. Вопрос в том, что потом взрослый делает с этими чувствами, как на его поведении и действиях сказывается его раздражение, злость?

Читайте также:  Какой салат приготовить на день рождения ребенка 1 год

Агрессивные чувства в отношении ребенка становятся проблемой тогда, когда в результате их возникновения родители начинают применять физическое и психологическое насилие. Правда, родительская агрессия в насилие переходит не всегда.

Если вы не хотите кричать и бить ребенка, если не хотите раздражаться на него, если вы считаете, что детей нельзя бить, но у вас не получается остановиться, на вас «что-то находит», вы испытываете чувство вины, а ваш ребенок – старше 2-х лет, то самому преодолеть свои реакции может оказаться практически невозможно.

Если родители хотят решить проблему со своими негативными эмоциями и действиями в отношении ребенка, им важно принять тот факт, что самостоятельно справиться они пока не могут.

Признать, что им нужна помощь для того, чтобы справиться, не ждать, а обратиться за консультацией к психологу. Случается, что уже через несколько встреч человек может изменить свои действия в ситуациях, когда раздражает собственный ребенок, и остановить свои срывы на ребенка.

Что такое физическое и психологическое насилие?

Как физически и психологически родители насилуют детейБольшинству знакомо понятие «физическое насилие», оно подразумевает вполне конкретные вещи, а вот смысл понятия «психологическое насилие» очевиден не многим.

«Психологическое насилие, также эмоциональное или моральное насилие — это форма насилия, которая может приводить к психологической травме, в том числе тревожности, депрессии и посттравматическому стрессовому расстройству».

Психологическое насилие – это оскорбления, унижение достоинства, крик, угрозы, шантаж, игнорирование, клевета, все виды ограничения свободы, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, изоляция, систематическая необоснованная критика, демонстративное негативное отношение, частые конфликты в семье, непредсказуемое поведение родителей.

Физическое и психологическое насилие по отношению к ребенку тормозит его развитие. Оно вредит формированию и обогащению интеллекта, способности адаптироваться к разным обстоятельствам и ситуациям, познавательным процессам.

В результате насилия, ребенок становится легко ранимым, снижается его Самооценка: как выбраться из болота собственного ничтожествасамооценка. Снижается способность к социализации, он становится конфликтным и, скорее всего, может быть отвергаем ровесниками.

Когда родительская агрессия переходит в физическое и психологическое насилие?

Родительская агрессия и насилие над ребенкомЕсть некоторые ситуации и состояния, когда перейти от агрессии к насилию достаточно легко. Как правило, если взрослый находится в состоянии общего физического и психического истощения, сложнее удержаться от агрессивных проявлений, когда раздражает собственный ребенок.

Причины такого истощения могут быть разными: усталость, тяжелое финансовое положение, хронический стресс, долгая болезнь ребенка или самого взрослого, период адаптации ребенка в приемной семье.

В подобные периоды взрослый нередко применяет насилие в отношении ребенка, импульсивно копируя поведение собственных родителей. Это случается даже тогда, когда он не доволен поведением своих родителей и не хочет быть на них похожим.

Читайте также статью о Насилии в семье

Применение насилия свойственно взрослому, когда он находится в тревожном состоянии, очень мнителен, боится, что с ребенком что-то случится, очень хочет уберечь ребенка от любых неприятных происшествий, страданий, не может переносить детский плач.

Также применение насилия происходит, когда взрослый испытывает сильное чувство вины за то, что его раздражает собственный ребенок, что он «плохой» родитель, у него «плохой» ребенок. Такое чувство вины, повышенная чувствительность к критике (в том числе воображаемой), часто сопровождают различные фантазии об осуждении окружающими его как родителя, о том, что ребенка могут отобрать или причинить ему вред, о том, что кто-то решит, что лучше бы их с ребенком не было.

Этот страх, что кто-то «отменит» взрослого с его ребенком довольно распространен, т.к. исторически вживлен в основы самоощущения в нашей стране.

В нашей стране выросло несколько поколений людей, прошедших войну, репрессии, тюрьмы, лагеря, насилие. Их дети были воспитаны преимущественно эмоционально холодными от постоянного стресса женщинами, полные семьи были редкостью, а если были полные, то в основном – с травмированными отцами, дети часто рано были разлучены с родителями.

Женщины нередко воспитывают в своих детях выученную беспомощность, психологию жертвы, веру в то, что от них ничего не зависит, что кто-то сильный может прийти и отобрать все.

В семьях и по сей день часто считают, что хвалить детей нельзя, воспитывают только критикой, криками, физическими наказаниями, игнорированием потому, что так быстрее и эффективнее, времени нет разбираться.

Для быстрого и действенного контроля над поведением ребенка используются фразы:

  • «Ты плохой, ты мне такой не нужен»
  • «Меня не волнует, чего ты хочешь»
  • «Я отдам тебя чужому дяде (тете)»
  • «Я уйду от тебя»
  • «Все будут над тобой смеяться»
  • «Как же ты мне надоел»
  • «За что мне такой ребенок»

Все эти слова и действия ребенок для себя переводит так:

  • «Лучше бы меня не было»
  • «Меня можно отменить»
  • «Я не достоин любви»
  • «Всем плохо от того, что я есть»

Ребенок в такие моменты испытывает не страх наказания, он испытывает ужас не-существования, смерти, отмены.

Такое воспитание лишает ребенка внутреннего стержня — ощущения безопасности и уверенности в себе, представления о себе как о хорошем, правильном, важном и существующем. Человек уже не может спокойно относиться к критике, если он испытывал в детстве такой страх регулярно.

Любая критика, малейшая ошибка, реальная или воображаемая, воспринимается им как доказательство того, что он не имеет права на существование, вызывает ужас, вину и агрессию.

Читайте также: «Агрессия у ребенка. Роль семьи в воспитании агрессивного ребенка»

Человек с непрочным внутренним стержнем очень уязвим. Он всегда пребывает в состоянии страха, что его кто-то может «отменить», и постоянно вынужден защищать свое уязвленное достоинство и право на жизнь.

Таковы были формы поведения, которые большинство современных родителей впитывала с детства. Другие формы поведения родителей по отношению к своим детям, не впитанные с детства, нуждаются в значительном сознательном контроле, не всегда получается их осуществлять автоматически.

Формам поведения, которым не получилось естественным образом выучиться у своих родителей, можно научиться самостоятельно или с помощью психолога. Для этого нужны знания о своих сложностях, признание факта, что вас раздражает собственный ребенок, осознанные усилия по «выращиванию» новых форм поведения и ежедневная работа над собой.

Во второй части статьи мы поговорим о том, что происходит, когда родители не могут справиться со своей агрессией, о формах физического и психологического насилия в семье и их последствиях: https://psyhelp24.org/mozhno-li-bit-detej

Читайте также третью часть цикла статей:  https://psyhelp24.org/razdrazhaet-rebenok-chto-delat

 Раздражает свой ребенок. Почему?

Если у Вас возникли вопросы по статье:

«Почему раздражает собственный ребенок?»

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Консультация психолога онлайн

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме.

«Почему раздражает собственный ребенок?»
https://psyhelp24.org/razdrajaet-sobstvenniy-rebenok/

Источник

почти со всеми сулчается же?

МОЙ РЕБЕНОК МЕНЯ РАЗДРАЖАЕТ

Как ни странно это звучит, но в жизни достаточно часто происходят такие ситуации, когда наши дети нас раздражают. И происходит такой парадокс: это мой ребенок, я его люблю, но почему-то он действует мне на нервы… Конечно, время от времени недовольство своим чадом испытывают все родители. Это – неизбежная часть процесса воспитания, в ходе которого, мы не всегда находим понимание, благодарность и поддержку. И если, объяснив двадцать раз, почему так важно убирать вещи на место, мы все равно натыкаемся на скопище разбросанных вещей, остатков пластилина, игрушек и тетрадей, то желание выбросить все это, громко поругаться можно считать абсолютно естественным. Но раздражение бывает и другого рода: не на отдельный поступок, а на ребенка самого по себе. Такая ситуация очень болезненна. И для ребенка, который улавливает наши чувства без слов, и для родителей, которые вместе с неприязнью часто испытывают целый спектр сложных и противоречивых чувств. Здесь и сознание вины, и недовольство собой, и чувство безысходности. Проявление неприязни и раздражения бывают разными – от холодности и отстраненности до самого настоящего родительского террора – и зависят от характера взрослых и семейной ситуации. Начиная день с желания все исправить, сделать иначе, лучше, мы натыкаемся на те же грабли: что-то случается, мы ведем себя как всегда, нервничая и раздражаясь. Жизнь движется по замкнутому кругу.

Читайте также:  Надувной манеж для ребенка до 1 года

Но если вы задумываетесь над этой проблемой, ищете выход, желаете изменить свое отношение, то давайте подумаем, с чего следует начинать. Думается, поиск выхода из этого тупика основывается на анализе причин, по которым случаются «приступы» раздражения. А причины порой скрыты так глубоко, что взрослым и самим бывает трудно их понять. Разобравшись, почему вас раздражает ваш ребенок, можно научиться реагировать на него, его поступки по-другому, чтобы сохранить с ребенком теплые и доверительные отношения. Если вы будете другом своему чаду, то сможете преодолеть все трудности, которые в изобилии готовит нам жизнь. Итак, начнем искать причины.

Современная жизнь диктует свои правила, скорости. Сегодня нагрузка на психику намного больше, чем раньше: сумасшедший ритм, обилие информации, среди которой более отрицательной, проблемы и загруженность на работе, возможность потерять работу, экономический кризис… С чем только не приходится нам сталкиваться за порогом дома. Первой на жесткие условия современной действительности реагирует нервная система. Естественно, возвращаясь после очередного трудового дня, мы находимся в напряжении с желанием отдохнуть, побыть в покое. А дома нас встречают наши дети, громкие и активные, тихие и требовательные, голодные и расстроенные, с вопросами и желанием общаться, просто соскучившиеся. Нам бы отдохнуть, просто побыть в тишине, помолчать, спрятаться от всего мира, а ТУТ… Какая нервная система выдержит?! И тогда из глубин нашей души поднимается и разрастается раздражение, от которого страдают не только дети, но и все окружающие, а больше всего – мы сами. Вот такова одна из причин, казалось бы – внешняя, от нас не зависящая, но серьезно влияющая на наше отношение кжизни, а значит – на всех, кто нас окружает.

Есть ли выход из этой, казалось бы, неразрешимой ситуации? Конечно, нужно только постараться. Мы не можем изменить ситуацию в стране и мире, не в силах переделать начальника, отменить бытовые и финансовые проблемы, но в состоянии изменить свое отношение ко всему этому. Во-первых, решите, что для вас важнее семья или работа, дети или мировые проблемы, любовь к ребенку или деньги. Определив приоритеты, вы сможете решить: стоит меняться или нет. Встав на путь изменений, т.е. выбрав семью и любовь, научитесь приемам саморегуляции, способам освобождения от психо-эмоционального напряжения. А главное – помните, что живем мы сегодня!

Следующая причина может корениться в желании родителей иметь этого ребенка. Если былисерьезные причины сомневаться в появлении ребенка на свет, желать его, то забота о нем, хлопоты воспринимаются как обязанность, не доставляя радости, что, естественно, и раздражает. Хотя многие родители приняли и полюбили своего ребенка, но проблема может сохраняться. Дети, в необходимости, появления которых на свет долго сомневались родители, негативно относятся к окружающим, многое делают «назло», слабо справляются с ситуациями, требующими волевых усилий, они не любят себя, агрессивны, замкнуты, необщительны. Вместо того, чтобы чувствовать себя обязанными или жертвой, откажитесь хотя бы от части правил, как можно больше развлекайтесь и веселитесь с ребенком, играйте в веселые игры и помните, что ваша воспитательная задача — научить его адаптироваться в мире, т.е. научить его удовлетворять СВОИ желания, а не требования других людей. В этом основа самостоятельности человека. Если вам кажется, что чадо требует очень много внимания, — это ошибка. Он требует столько, сколько ему необходимо. Найдите возможность быть с ним наедине, занимаясь тем, чем он хочет, давая ему понять, что в это время — вы в полном его распоряжении. Не говорите ему, что он уже большой и должен быть самостоятельным (умнее, терпеливее и пр.) — он будет всеми силами доказывать, что это не так. Поощряйте малейшие проявления взрослого поведения, но не принуждайте к нему. Учите ребенка договариваться, показывая, что его желания, как и ваши имеют значение. Выпишите на бумаге то, за что его можно хвалить (при желании, можно составить длинный список). Хвалите и поддерживайте свое чадо в хорошем поведении. Это намного эффективнее, чем ругать за плохое. Агрессия как зараза — ребенок подражает ей. К тому же, вызывает чувство отвержения, особенно если является проявлением нетерпения и раздражительности.

Если не получается любить…. Вроде хорошая семья, желанный ребенок – казалось бы, ни о каком негативном отношении и речи быть не может. На самом деле может – если женщина сама не знает, что такое искренняя родительская любовь и нежность. Любви нужно научиться, и происходит это в детстве, в непосредственном общении со своими родителями. Если девочка не была любимой дочкой, то ей трудно стать любящей мамой, особенно если ее ребенок тоже девочка. Так что же делать? Можно ли полюбить? Увы, нет – в том смысле, что менять чувства усилием воли человек не в состоянии. Но владеть эмоциями, чтобы не позволить им действовать разрушительно на свою и чужую жизнь, не только можно, но и необходимо. Не скрывайте своих истинных эмоций от самой себя и не старайтесь избавиться. На все это уходит слишком много душевных сил, а раздражение и чувство вины только растет. Принятие того, что есть, наоборот, снижает напряжение. Удивительно, но иногда именно откровенное признание себе «Я не люблю своего ребенка» способствует появлению более теплых чувств. Возьмите за правило следить за речью. Слова могут помниться долго, всю жизнь и даже влиять на судьбу человека. Как вы думаете, что испытывает малыш, узнавший, что без него было бы намного лучше? Есть вещи, которые нельзя говорить никогда, ни при каких обстоятельствах. Еще одно правило: извиняйтесь перед ребенком за вспышки гнева и раздражение. Пусть с вашей стороны это формальность и вы совершенно не чувствуете себя виноватой – извинения всегда помогут хоть немного сгладить напряженность. Старайтесь чаще обнимать и гладить своего ребенка. Поначалу пусть тоже формально. Такие телесные контакты очень полезны и играют огромную роль в отношениях.

Наверное, чаще всего нас раздражает поведение детей, кажущееся нам недопустимым, неправильным. Вот некоторые высказывания родителей: «Он меня доводит, он все делает назло!!!»; «Я её очень люблю, но когда она капризничает, мне хочется её ударить, швырнуть куда-нибудь, лишь бы только замолчала»; «По характеру я вспыльчивая, не терпимая к ребенку, раздражает нытье, хотя ребенка очень любим»; «Я столько для него делаю, а он…».

Гнев — следствие ощущения беспомощности. Попробуйте сделать следующее: всякий раз, когда ребенок делает то, что вас раздражает, делайте три следующих шага. 1. Подумайте, так ли это важно и нельзя ли все-таки разрешить ему продолжать. Определенная свобода действий для ребенка очень важна. Он мал и любопытен, любое новое впечатление очень важно для его развития. 2. Если нельзя разрешить, попробуйте отвлечь, громко и эмоционально (весело). Продумывайте заранее, как и на что отвлечь, чтобы его заинтересовать. 3. Если и это не получилось, а ребенок совершает недопустимые (например, агрессивные) действия, говорите одну и ту же фразу «я хочу, чтобы ты успокоился». Если ребенок на нее не среагировал, тут же отнесите его в его комнату на 2 минуты, не обращая внимания на сопротивление и крики. Тут важны 2 правила: ничего больше не говорите (ни до, ни после) по поводу случившегося и сохраняйте спокойствие. Строго соблюдайте эти правила и ваши отношения с сыном или дочкой значительно улучшатся. Действуйте. Далее, самое важное. Постарайтесь наполнить все оставшееся время веселыми играми, возней на полу и прочими совместными развлечениями.

Читайте также:  Мазь пимафуцин ребенку 1 год

Отделите поступок ребёнка от него самого. Плохой поступок, скверный поступок — вы оцениваете его, но не ребёнка. Возможно, сам ваш взор на «плохо» и «хорошо» в чём-то поменяется. И то, что вам казалось просто безобразным, на деле окажется удобоваримым и терпимым. Старайтесь подумать о том, что конфликт когда-нибудь закончится, может и не стоит его начинать сейчас.Но при этом самого ребёнка, не взирая ни на что, и любить, и принимать, и предпочитать продолжайте.

Очень важен отдых. Постарайтесь организовать себе помощь, чтобы вы могли расслабиться, отдохнуть и соскучиться по детям.

Не ждите благодарности от детей, они же не просили, чтобы мы дали им жизнь. Это наше решение, наш ответственный поступок. Ребенок почти все усваивает по принципу подражания. И пример для подражания – это в первую очередь родители. Помните, что основное условие воспитания здоровой личности — спокойствие и одобрительный настрой родителя.

У вас проблемы личного плана? Нет взаимопонимания с мужем, прошла любовь, измена, развод, одиночество… Кто-то в такой ситуации всю любовь сосредотачивает на ребенке, кого-то, наоборот, дети раздражают. Отделите любовь к мужчине и проблемы с ним от любви к ребенку, который с вами и ждет тепла, ласки и любви. Он вас любит, но ведь вы его тоже!

Причиной раздражения может стать больной ребенок. Многие родители детей с недостатками в развитии чувствуют себя одинокими и несчастными, стыдятся поведения или состояния своего больного ребенка, находятся в непрерывном страхе или напряжении, страдают от излишнего бестактного любопытства окружающих. Должно пройти время, чтобы вы смирились с тем, что произошло и приняли это. Решив остаться с особым ребенком, вы сами сделали выбор, поэтому радуйтесь тому, что он есть, живет, не погиб – это ваша заслуга! Каждый его успех добыт огромным трудом родителей и близких, потому радость доставляет незабываемую. Познакомьтесь с другими родителями больных детей, вы поймете, что не одиноки, сможете использовать их опыт, не набивая лишние шишки. И один из самых важных моментов: не забывайте о себе, ведите как можно более полноценную жизнь, тогда и ребенку вы сможете дать гораздо больше. К. Тингей-Михаэлис, доктор психологии, мать пятерых детей, один из которых страдал болезнью Дауна, дает такие советы родителям особых детей:

— вы, только вы, сумеете помочь вашему ребенку в наибольшей степени;

— вы сможете сделать для него больше, чем кто-либо, поскольку проводите с ним времени больше, чем кто-либо;

— вы знаете его гораздо лучше, чем кто-то еще;

— ваш ребенок растет, и то, чему он научится, зависит от повседневных мелочей;

— именно вы тот человек, который принимает решение об этих повседневных мелочах;

— в непрерывной тревоге за ребенка нет ничего хорошего ни для него, ни для вас. Но непрерывная забота и труд души обязательны.

Думается, основные причины мы нашли. Но все ли возможности родительского поведения, реагирования обозначили? Наверняка, все и невозможно, но кое на что, универсальное во всех случаях, можно обратить внимание.

Нам всем приходится наказывать детей, а в состоянии раздражения это получается само собой. Интересные «ценные указания в области наказания» дает Владлимир Леви. Применяя их в жизни, можно не «перегибать палку», воспитывая собственное чадо. Они таковы:

Не вреди здоровью ни физическому, ни психическому. Более того, по идее наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако забывают подумать…

Лучше недожать, чем пережать. Если колеблешься, наказывать или не наказывать – не наказывай! Попробуй иначе…

За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.

Не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишай ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимай подаренного, подарки и награды священны! Не мешай ребенку быть разным!!!

Не казни вдогонку. Запоздалые наказания внушают ребенку его прежнее состояние, держат его в прошлом и не дают стать другим. Не зацикливайся!

Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. О старых грехах ни слова. Не мешай начинать жизнь сначала!

Без унижения. Что бы ни было, какая бы вина ни была, наказание не должно восприниматься как торжество твоей силы над его слабостью, как унижение, иначе оно подействует только в обратную сторону!

Соблюдай неприкосновенность личности. Выражая неодобрение, определяй только поступки, конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо».

«Не судите, да не судимы будите». Есть разница в подходах воспитателя и судьи. Если судья обязан быть беспристрастным и в этой беспристрастности беспощадным, то воспитатель не ошибается, намеренно приписав ребенку побуждения лучшие, чем на самом деле. Украл – твердо глядя в глаза, утверждаем, что взял по глупости, что он и сам хочет, чтобы этого больше не повторялось. Уверены, что ему хочется быть правдивым, внушаем это. И вероятность успеха растет!

Взрослые люди способны осознавать и контролировать, подвергать сомнению, ставить защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями, убеждениями. Дети не могут этого делать, не могут поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Вот почему многое из тех установок, которые они получают от своих пап и мам, в дальнейшем определяет их поведение, причем одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Конечно, в основном родительские установки положительны и способствуют благоприятному развитию ребенка. Подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Есть словечки, которые крепко зацепляются в подсознании ребенка, делая его скрытным, ленивым, недоверчивым, замкнутым, неуверенным. Например, «Я сейчас занята…», «Посмотри, что ты натворил!», «Сколько раз я тебе говорила!», «Ты сведешь меня с ума!», «Что бы ты без меня делал!», «Вечно ты во все лезешь!», «Встань в угол!» и т.п.

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Резкое слово, неосторожный жест он расценивает как утрату любви и доверия взрослого. Прислушайтесь к тому, что ощущает малыш в стихотворении В. Еремина «Последний»:

Не могу я спрятать вздоха,

Жду, когда ругать начнут.

Быть последним очень плохо

Даже несколько минут.

Но есть слова, которые ласкают душу ребенка: «Ты самый любимый!», «Ты очень многое можешь!», «Спасибо!», «Что бы мы без тебя делали?!», «Иди ко мне!», «Я тебе помогу…», «Я радуюсь твоим успехам!», «Что бы ни случилось, твой дом – твоя крепость.», «Расскажи мне, что с тобой…».

Помните, что ребенок беззащитен перед взрослым. Он открыт навстречу окружающему миру, безгранично верит вам и ждет только хорошего. Не разочаровывайте его! Воспитывайте сердцем, но с умом и без раздражения.

С. В. Макарченко,

педагог-психолог МОУ для детей-сироти детей, оставшихся без

попечения родителей, «Комсомольский детский дом»

Источник