Звуки в развитии ребенка

Родителей должен волновать не только вопрос, когда ребенок начинает агукать, гулить, лепетать, но и то, как именно это должно происходить. Тогда, заметив отклонения в речевом развитии, можно будет своевременно обратиться к специалисту за консультацией.

Содержание:

Крик ребенка – начальные попытки общения

Первое АГУ

Когда ребенок начинает гулить и агукать

Крик ребенка – начальные попытки общения 

Все голосовые реакции ребёнка можно разделить на две группы:

  • рефлекторные звуки,
  • социализированные звуки.

Среди рефлекторных выделяют крик и звуки удовольствия.

Уже ко 2-му месяцу жизни крик ребёнка начинает приобретать всё новые и новые оттенки, а к 3 месяцам мама уже может определить, почему кричит малыш: голоден ли он, мокрый ли он или у него что-то болит. Во всех случаях крик имеет свои особенности.

У здорового младенца интонационная окраска крика отчётливо выражена начиная с 3-го месяца жизни. У детей, перенёсших родовую травму, асфиксию в родах и другие патологические состояния, интонационные особенности крика могут отсутствовать. Голос у таких детей тихий, монотонный.

Нарушения в развитии интонационной окрашенности крика часто сочетаются с трудностями кормления. Малыш может плохо сосать, поперхиваться и захлёбываться во время кормления, иногда молоко вытекает у него через нос. Такого малыша следует обязательно показать невропатологу.

В первые месяцы в крике ребёнка преобладают гласноподобные звуки, имеющие некоторый носовой оттенок. Это звуки типа «э», «ай». Иногда звуки напоминают согласные «г», «к», «н». Но поскольку они рефлекторной природы, их не считают предшественниками фонем.

И тем не менее, произнося эти звуки, малыш учится координировать работу дыхательной, фонаторной и артикуляционной мускулатуры. Развивается и обратная связь между артикуляционными движениями и их слуховым восприятием.

Рекомендуем вам внимательно прислушиваться к крику ребёнка. Характер крика имеет важное диагностическое значение. У здорового младенца 2-го месяца жизни крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлинённым выдохом.

Дети с поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем возникают расстройства речи, в первые месяцы могут не кричать. Или крик у них бывает пронзительным, либо, наоборот, очень тихим. На выдохе ребёнок всхлипывает или вскрикивает. Признаком неблагополучия является и значительный носовой оттенок голоса.

Если у здорового младенца интонационные особенности крика формируются к 3 месяцам жизни, то при органическом поражении центральной нервной системы, например при детском церебральном параличе, крик остаётся однообразным, невыразительным.

В 2-3 месяца во время крика у здорового ребёнка начинают усиливаться общие некоординированные движения рук и ног. Появляются и первые слёзы. Кроме того, если в период новорожденности ребёнок кричал только от холода, голода, дискомфорта и боли, то с 2 месяцев он начинает возмущённо кричать, если мама прекращает общение или меняет его положение тела. С этого же возраста ребёнок нередко кричит перед сном от перевозбуждения.

Первые звуки: предречевое развитие ребёнка

Первое АГУ

Звуки удовольствия, как мы говорили, также имеют рефлекторную природу. Обычно после кормления или после того, как вы переодели мокрого или грязного малыша, вы слышите звуки довольного кряхтения, удовлетворённого ворчания, гуканья, гуления или начального лепета. Среди них чаще встречаются передние гласные и задние согласные.

В отличие от крика, они не имеют носового оттенка.

Специалисты считают, что речь развивается быстрее, когда слух стимулируется звуками удовольствия. Наибольшее значение среди них имеют гуление и лепет.

Когда ребенок начинает гулить и агукать

Стадия гуления охватывает первое полугодие жизни ребёнка. Звуки гуления возникают на выдохе.

Гуление – своеобразная тренировка речевого дыхания. Звуки гуления произносятся спонтанно, с открытым ртом. Репертуар их обогащается, как и интонации.

Звуки гуления уже приближаются к стандартным фонемам.

В период гуления часто рефлекторные звуки нередко переходят в социализированные. Малыш всё чаще начинает использовать гуление для общения с окружающими. Он может гулить и оставаясь один в комнате. Но с вашим появлением гуление усиливается. Постепенно малыш начинает произносить длинные цепочки звуков, как бы подражая самому себе.

Вначале гуление возникает в общем комплексе оживления, который сопровождает эмоциональное общение ребёнка и взрослого. В период так называемого истинного гуления движения ручек и ножек малыша постепенно притормаживаются, и он как бы сосредотачивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях.

Это необходимая предпосылка для формирования основных механизмов речи и развития самоподражания – нового качественного приобретения в период доречевого развития.

У детей с поражением центральной нервной системы, в частности при детском церебральном параличе, развитие голосовых реакций нарушено. При тяжёлых формах болезни гуление не появляется вообще, при более лёгких – возникает в более поздние сроки. Звуки его однообразны, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются чрезмерно хаотичными движениями конечностей.

Первые звуки: предречевое развитие ребёнка

В первом полугодии жизни ребёнка вас должны насторожить:

  • отсутствие гуления,
  • повышение мышечного тонуса языка,
  • неправильное положение его в полости рта (он может отклоняться от средней линии), так называемый большой язык при полуоткрытом рте, появление его насильственных движений.

Такого малыша нужно обязательно показать невропатологу, поскольку у него в дальнейшем могут возникнуть трудности с произношением звуков. Они связаны не только с недостаточностью речевых движений, но и со слабостью, неотчётливостью их ощущений. Ребёнок может нечётко или искажённо воспринимать положение языка, губ, что сильно затрудняет развитие правильного произношения звуков. С малышом необходимо специально заниматься.

К 5-6 месяцам здоровый ребёнок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков, таких, как «баа», «маа», а также язычных звуков «ттт» и «лаа». В это же время появляется и первый слог «ба» или «ма». Вначале он произносится однократно, очень редко и как будто случайно. Это начало развития лепета.

Лепет – повторное произнесение слогов под контролем слуха. В лепете каждый звук артикулируется одновременно с выходом. Так ребёнок тренирует координацию дыхания и артикуляции.

Источник

Часто дошкольники, имея полноценный слух и интеллект, оказываются не готовы к усвоению школьной программы. Все дело в недостаточном развитии фонематического слуха.

В настоящее время неуклонно растет количество детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из–за недостаточного развития фонематического слуха. То есть у ребёнка частично или полностью утрачена способность различать на слух звуки речи – фонемы. При таком нарушении в дальнейшем (в школьном возрасте) ребёнку трудно решить, какой буквой обозначить звук, смешиваемый с другими звуками. Обычно детям трудно различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры между собой.

Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.

Без фонематического слуха речевое общение невозможно. Этот процесс начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Фонематический слух представляет собой составной элемент языкового чутья, который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью, являясь важнейшим стимулом формирования нормального произношения.Фонематический слух

  • способность слышать есть данный звук в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Читайте также:  Особенности понимания речи ребенка с задержкой речевого развития

Фонематическое восприятие

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
  • осознание или подсчет количества звуков в слове.

Звуковой анализ

  • определение порядка слов и звуков в слове;
  • установление различительной роли звука;
  • выделение основных качественных характеристик звука.

При нормальном речевом развитии фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Фонематическое восприятие – первая ступень к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ в более позднем возрасте. Фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различать то же самое.

В период от одного года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. Правильное произношение возникает только тогда, когда сформированы фонематические процессы.

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

Развитие фонематического восприятия начинается со слуховых дифференцировок далеких звуков: гласных – согласных. Далее, ребенок учится различать звонкие – глухие или мягки – твердые.
Правильно воспринимаются только те звуки, которые правильно произносятся. Это оказывает влияние на развитие словаря и овладение ребенком грамотой. Только при правильном, четком произношении, возможна однозначная связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению дефектов речи, тормозит усвоение письменной речи.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. При этом основной причиной ошибок является нарушение именно фонематического слуха.

Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух! При этом важно помнить, что занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения дошкольников доступным и интересным. Занятия строятся в игровой форме, но носят обучающий характер.

Развитый фонематический слух позволяет:

  • правильно произносить звуки;
  • четко произносить слова;
  • владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
  • овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
  • успешно освоить письмо и чтение.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонема-тического восприятия.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков.

Источник

Первые звуки ребенка

Общение с ребенком близких людей служит для него основным источником для развития сознания и формирования полноценной личности. Во время процесса общения малыш учится использовать родной язык родителей, а также с интересом пытается изучать окружающий мир и постепенно закрепляет свои первые знания в уме.

Для того чтобы узнать, как правильно строить общение с ребенком нужно внимательно изучить несколько периодов его развития.

Период формирования малыша

Ученые установили, что во время развития плода еще до рождения происходит формирование не только мышечного аппарата, но и нервной системы, на которой основаны все виды его чувствительности.

Будущим родителям необходимо осознавать что, находясь в утробе матери, ребенок может слышать пение и музыку, а также слова, которые обращены как к нему, так и к окружающим. Поэтому желательно почаще общаться с малышом еще до его рождения, для того, чтобы он мог почувствовать, что его очень ждут и любят.

Первые дни жизни

Первые крики только что родившегося ребенка свидетельствуют о том, что в будущем малыш сможет издавать комбинации различных звуков и учится общаться.

При уходе за малюткой нужно постоянно стараться разговаривать с ним как будто он отлично все понимает даже независимо от того, что с его стороны общение отсутствует. В подобных случаях ребенок слышит обращение к нему и пытается его понять.

А, укачивая малыша в кроватке или в руках желательно негромко спеть какую-то колыбельную песенку.

Второй и третий месяцы

В эти месяцы у малыша значительно увеличиваются часы бодрствования и формируются ориентировочные и зрительные реакции. Поэтому на данном этапе в то время когда ребенок не желает спать необходимо почаще проводить, игру с такими простыми игрушками как колокольчики, бубенцы, погремушки, но делать это желательно не более пяти минут стараясь, не утомить.

Такие игры позволяют учить малыша наблюдать взглядом за движением определенной игрушки либо сосредотачивать зрение на неподвижно висящей над его головкой. В описываемом возрастном периоде ребенок пробует произносить самые первые в его жизни звуки, которые называют гуканьем.

Их появление является первой попыткой малыша освоения речи, а затем слов родного языка родителей.

При этом нужно не прекращать учить ребенка прислушиваться к речи родителей либо других людей и следить, чтобы он поворачивал головку в сторону издаваемых звуков. Тон общения с малышом должен быть обязательно веселым и ласковым.

Третий – шестой месяцы

В этот период родители могут заметить, что все произносимые малышом интонации становятся для него средством активного эмоционального общения. Это и становится отличной возможностью сделать общение, с ребенком взаимным которое начинает носить более двусторонний характер.

Также следует учить малыша подражать и речи родителей. Иногда общаясь с малюткой нужно повторять освоенные ребенком звуки вслух, чтобы он, мог, их тоже почаще повторять. Кроме того, произнося какие-то слова нужно, чтобы малыш видел лицо говорящего его мимику и движение губ. Произнося для малыша определенный звук, необходимо делать это медленно и нараспев чтобы он мог его услышать и повторить.

Хорошее настроение обучающего родителя и его одобрение будут способствовать очень быстрому обучению ребенка. В возрасте не более четырех месяцев малыш очень активно “гулит”, а после пяти месяцев “гуленье” становится более певучим и в нем появляются различные интонации.

К шести месяцам ребенок уже может произносить такие согласные звуки подобные этим: б, д, п, м, н и др. А чуть позже, речь малыша преобразуется в лепет и самые первые слоги: ма, ба, ма.

➤ Мой пост был вам полезен? Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, для меня это действительно важно!

Источник

/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет

фонематический слухФонематический слух – очень важный навык для овладения устной речью, а затем и грамотным письмом. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.

Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Как помочь ребенку в этом? Конечно же, играючи!

Читайте также:  Как оценить физическое развитие ребенка по центильным

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу звуков речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного (например, «дом-сом-лом-ком»). Если этот навык не сформирован, ребёнок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развивать фонематический слух у детей необходимо для успешного обучения чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, и это иногда тормозит развитие связной речи. Развитое фонематическое восприятие нужно и для обучения иностранным языкам.

Обычно звуковой сигнал подается в первичную, затем вторичную зону (центр Вернике) слуховой коры головного мозга, распознается, преобразуется в нейронный код. Затем сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока) и подается на артикуляционный аппарат. 

Если звуковой сигнал был воспринят с нарушением, то оно передается и дальше: человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку. 

Чаще всего исследователи определяют фонематическое восприятие как умственные действия по анализу, специально воспитанные умения по выделению фонем (значимых звков) и установлению звуковой структуры слова.

Какими бывают нарушения фонематического слуха?

Обычно фонематический слух развивается к пятилетнему возрасту. Но иногда его формирование задерживается. Это может быть вызвано проблемами во внутриутробном периоде или во младенчестве. При этом физиологический слух порой прекрасно развит, ребенок произносит все звуки правильно.

В этом случае родители не замечают проблемы. Но когда ребенок идет в школу и начинает писать, появляются ошибки. Получив рекомендации обратиться к логопеду, многие родители недоумевают: зачем, если ребенок хорошо говорит?

Но часто при нарушении или недоразвитии фонематического слуха звукопроизношение также нарушено. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица» и т. п. 

В письменной речи возможны следующие ошибки::

  • замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (парным согласным, например): «верплюд»;
  • пропуски букв и слогов (часто ударных гласных, как ни странно): «корва» вместо «корова»;
  • перестановка букв и слогов: «Моксва» вместо «Москва»;
  • недописывание слов: «пое» вместо «поет», «разны» вместо «разный». Очень часто в тетрадях наблюдаю недописывание буквы «й». Чаще всего дети не слышат именно звук [й’] – [j].

Все эти особенности указывают на нарушение звукового анализа и синтеза, устранить которое можно только с помощью специалистов: логопедов-дефектологов и нейропсихологов.

При регулярных занятиях с логопедом 2–3 раза в неделю проблема устраняется в среднем за 3–12 месяцев.

Игры для развития фонематического слуха

«Эхо»

Взрослый рассказывает детям, что такое эхо и где с ним можно повстречаться: эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно, чередуясь в роли водящего с детьми, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам или иностранным выражениям, объясняя их значение.

«Перевозим грузы»

В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).

«Заколдованное слово»

Ведущий рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова и запирает их в своем замке, откуда пленники не могут выбраться, потому что не знают, из каких звуков состоят. Спасти их может тот, кто правильно и нужном порядке назовет эти звуки – тогда слово становится свободным.

«Путаница»

Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например:

Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия: пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, а также памяти, воображения и исполнительности.

23.04.2020
Подготовила Tonje

  

   Обсуждение на форуме (“связанная” тема)

Лёля
(26/04/2015)

Цитата:
Во втором полугодии происходит различение самих речевых звуков: в них выделяются два разных компонента — тембровой (фонематический) и тональный (звуковысотный), которые несут разную нагрузку в понимании речи. В большинстве современных языков, в том числе и в русском, смыслоразличительными единицами являются тембровые различия звуков, или фонемы. Овладение речью как средством общения возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который осуществляет определенный анализ, отделяя высоту звуков от их фонематических особенностей, и тонкое дифференцирование самих фонематических различий. Речевое общение требует особенно тонкого различения тех звуковых единиц, изменение которых влечет за собой изменение смысла слова (например, «том-дом» или «мак-лак» и пр.).

В это время начинается интенсивное развитие фонематического слуха ребенка, в результате которого к концу года ребенок уже различает многие слова взрослого и понимает их значение.

Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом называемый и прежде неоднократно показываемый предмет. Шести-семимесячный ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, если он находится на постоянном месте, и фиксирует его взглядом. В 7-8 месяцев младенец уже может найти названный предмет в любом месте. В этом же возрасте ребенок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения на слово «ладушки», например он хлопает в ладошки, а на слово «до свидания» — машет ручкой. К концу года младенец понимает название большинства своих игрушек и простых, знакомых действий (пить, есть, лежать, ходить и пр.).

Помимо развития фонематического слуха и понимания слов взрослого, во втором полугодии интенсивно развиваются собственные голосовые реакции ребенка, которые на первом году имеют характер предречевых вокализаций, которые входят в состав комплекса оживления и достаточно часто наблюдаются уже в первом полугодии жизни. К ним относятся:

• вскрики (громкие эмоционально насыщенные звуки);

• гуканье (короткие согласные звуки типа «кхх», «хм» или «агу»);

• гуление (протяжные звуки, напоминающие пение, например «аааа», «гулиии»)

Вокализации младенца первого полугодия мало напоминают человеческую речь, они скорее похожи на бульканье воды или пение птиц, их очень трудно воспроизвести. И вот, в середине первого года, когда это «щебетание» достигает своего апогея, в вокализациях ребенка появляются совсем четкие и ясные звуки, очень похожие на осмысленную человеческую речь: «ба-ба-та», «ма-ма-да-да» и пр. Вокализации такого типа, воспроизводящие звуки речи, называют лепетом. С появлением лепета (к 5-6 месяцам) ребенок охотно использует свои голосовые возможности для привлечения внимания окружающих и общения с ними. Лепет впервые появляется и наиболее ярко обнаруживает себя в ситуациях общения со взрослым. К концу года появляются своеобразные лепетные тирады с ярко выраженным интонационным рисунком. Это так называемое «лепетное говорение», которое всегда обращено к взрослому: ребенок заглядывает ему в глаза, жестикулирует, улыбается или сердито ворчит. Внешне он совершенно точно воспроизводит ситуацию речевого общения, и хотя никакого речевого содержания в таком общении пока что нет, взрослый без труда понимает, что хочет «сказать» ему ребенок. Лепет является наиболее прогрессивным видом предречевых

вокализаций младенца, предшествующим появлению активной речи. Его появление свидетельствует о том, что голосовой аппарат ребенка готов к воспроизведению «человеческих слов». Интересно отметить, что предречевая активность есть абсолютно у всех детей, даже глухих от рождения. Но в случаях отсутствия слуха никогда не появляются лепетные вокализации. Характерно, что лепетные вокализации, в отличие от гуканья и гуления, по своему фонематическому составу отражают особенности родного языка окружающих взрослых. Например, российские и китайские дети гукают одинаково, а лепечут совсем по-разному.

К концу года у многих детей также появляются отдельные слова, которые имеют свое постоянное значение и свое звучание. Например: няй-няй (дай), ав-ав (собака), ам-ам (кушать). Это так называемые «автономные слова».

Очевидно, что появление лепета — это результат насыщения слышимой речью. Однако возникает вопрос: всякая ли слышимая ребенком речь ведет к его собственному речевому развитию. Ответу на этот вопрос была посвящена работа В. В. Ветровой, выполненная под руководством М. И. Лисиной.

Читайте также:  Теория и методика физического воспитания и развития ребенка изучает

ВЗЯТО ИЗ: ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ https://psyera.ru/2353/predposylki-razvitiya-rechi

Tatyana_T, зачем же начинать со сбора слов? Конечно, ребенок не вдохновится этим “вдруг”. Кубики и склады нужно изучать в игре.

Хочет считать – пожалуйста. Он считает, а вы добавляйте: “раз – это БЫ, два – это ДУ, три – это ЛЮ” и т.д.

Стройте башни, дома. А потом пропевайте, например, фасад (или крышу) на любую мелодию.

Вариантов игр можно придумать великое множество. А сидеть составлять слова, конечно, скучно.

Tatyana_T, посоветую вам купить какой-нибудь букварик или азбуку для первоклашек. Там как раз уроки начинаются с изучения крупных единиц. Есть картинки, по которым можно составлять предложения, потом такие полосочки, обозначающие слова – их надо делить на слоги, потом гласные звуки находить. Необязательно по ним заниматься, но это может вам подсказать, в каком направлении работать.

Кубики Зайцева купили, но деть ими абсолютно не вдохновился. Одно слово с трудом собираем (и то в основном с помощью мамы), а дальше говорит “что-то уже не хочется больше. Все хватит. Давай я лучше тебе сосчитаю эти кубики… ”

Зато начали играть и неплохо справляться с заданиями типа “хлопай в ладоши, когда услышишь что-то съедобное” и называю ему разные предметы.

KR*OKSA, спасибо за совет!

Попробуем вычленять слова их простых предложений. Казалось бы идея-то на поверхности лежит! А я слоги, буквы… даже не подумала о словах! Видимо рано начинать с букв, нужно сначала учиться просто слушать и слышать, и воспринимать услышанное.

Развивать фонематический слух надо в комплексе. Обычно в школе он изучается с более крупной единицы. Так из речи сначала выделяют предложение. Из предложения слово. (Сколько слов в предложении) Потом определяют сколько в слове слогов. А потом уже звуков. А если уж совсем правильно то – сколько гласных и сколько согласных.

Вам в вашем возрасте можно уже выделять слово из предложения. Но предложения на первом этапе должны быть без предлогов и частиц. Н-р: Девочка играет. А ребенку можно предложить положить столько карандашей сколько он услышал слов.(В нашем случае 2) Многие занимаются с детьми так называемыми диктантами: мама проговаривает предложение, а дитё палочки чертит или карандашики на столе выкладывает. Естественно как и слова в предложении палочки чертятся раздельно и в конце ставится точка. Когда ребенок научился слышать и выделять слова можно переходить к слову.Рисовать точки или выкладывать кружочки, столько сколько в слове звуков. Слова следует брать без Ь и Ъ знаков и без букв: Е Ё Ю Я.

Потом следует знакомить с ударением.

Заметьте,что все это можно проделывать без знания букв. Это азы развития фонематического слуха.

И чем дальше, тем больше.Научились считать звуки – учим гласным и согласным. А согласные бывают твердые и мягкие.Например МА-твердо МЯ- мягко. Можно как игру использовать.

Цитата:
с кубиками Зайцева нужно заниматься по особой методике, вроде как воспитатели и педагоги должны пройти специальную подготовку, чтобы учить детей, иначе эти кубики не помогут, что занятия должны обязательно согласно приложенной инструкции проходить, по какой-то там хитрой методике.

Действительно, очень “хитрая” методика, без пол-литра не разобраться!

Извините. Не удержалась. К Вам это ни в коей мере не относятся. Любят у нас педагоги объяснять свое бездействие посторонними факторами.

Большинству моих знакомых для работы с кубиками не потребовалось ничего более, чем книга, которая идет в комплекте с кубиками. Если останавливает только незнание методики – можете смело приобретать комплект, там есть все необходимые рекомендации.

Еще есть замечательная книга, где описано много интересных игр с использованием КЗ. Завтра посмотрю автора и название и напишу (сейчас в той комнате ребенок спит).

Что касается возраста – уже с года-полутора вполне можно начинать постепенно вводить игру с кубиками.

Про кубики Зайцева думала неоднократно.

Несколько раз советовалась с воспитателем в саду. Но она меня “отговорила”, объяснив тем, что с кубиками Зайцева нужно заниматься по особой методике, вроде как воспитатели и педагоги должны пройти специальную подготовку, чтобы учить детей, иначе эти кубики не помогут, что занятия должны обязательно согласно приложенной инструкции проходить, по какой-то там хитрой методике. В итоге кубики я так и не купила (решив что мы пока еще малы, тогда нам еще 4 лет не было), а сейчас думаю стоит приобрести.

По Зайцеву не пробовали заниматься?

Мы с сыном кубиками Зайцева именно играли, а не занимались. Читать начал как-то без особых усилий.

Система Зайцева хороша как раз тем, что ребенок учит не буквы (Тэ и Ю), а запоминает сразу склад (ТЮ), и перед ним не стоит задача “сложить буквы в слог”. Сейчас он любое слово легко раскладывает на буквы-фонемы (“пишет” по таблице указкой). Конечно, “пишет” так, как слышит, а не по правилам русского языка, но это поправимо.

что-то меня тоже возраст ребенка смущает… Рано еще..

А может ему рано в слога скадывать буквы? С 5 лет рекомендуют чтению учить. У нас после 5 лет все фонематические нарушения прошли сами собой, потому-что время пришло.

Звуки в развитии ребенка

Увидели ошибку?

выделите фрагмент текста мышкой и нажмите “ctrl+enter”
ошибки в отзывах пользователей не исправляются

Источник