Звуки издаваемые в 2 3 года ребенка

Звуки издаваемые в 2 3 года ребенка thumbnail

Когда малыш начинает говорить? Об этом часто спрашивают молодые родители детей старше одного года. Услышав заветное первое слово, они ждут дня, когда ребенок будет произносить понятные фразы. Специалисты в области детской речи уверены, что период двух лет – важная веха в развитии малыша. От словарного запаса в это время зависит дальнейшее развитие ребенка. Могут ли родители помочь сыну и дочери заговорить? Правда ли, что речь мальчиков и девочек в 2 года существенно отличается? На какие показатели стоит ориентироваться? Расскажем и дадим конкретные рекомендации в этой статье.

Этапы развития речи ребенка

Вначале кратко рассмотрим, как формируется и развивается речь ребенка до 2 лет. Что можно считать первым голосовым проявлением? Некоторые исследователи уверены, что крик – это первая голосовая реакция младенца на внешний раздражитель (голод, холод, дискомфорт). С него и начинается становление детской речи. Что происходит потом:

  • в возрасте до 2 месяцев крик ребенка монотонный, с 2 до 3 месяцев начинает приобретать эмоциональную окраску (по разному звучит узнавание мамы, радость, боль);
  • в 3-5 месяцев начинается гуление, когда ребенок издает звуки, напоминающие голосовую мелодию (напевные а-а-а, э-э-э);
  • лепет – звуки, напоминающие человеческую речь (ма-ма-ма, па-па-па) – приходит на смену гуления в промежутке от 5 месяцев до года.

Период лепета продолжается у детей и после года. Но с каждым новым месяцем жизни бездумное произношение слогов все больше сменяется на звкоподражание. Ребенок старается воспроизвести речь взрослого, но выделяет из нее только простые звуки. Начинают формироваться простые слова: мама, папа, баба, биби (машина), киса, кар и т.п.

К году, по данным разных исследователей, ребенок лепечет 3-10 слов, к 2 годам эта цифра может вырасти вдвое.

Когда ребенок начинает понимать речь?

Очень важным критерием развития речи малыша являются не только произносимые им звуки, но и понимание речи взрослого:

  • до 3х месяцев ребенок учится устанавливать зрительный контакт и следить глазами за движущимся предметом;
  • до полугода учится искать источник звука (голоса или музыки) глазами;
  • к 9 месяцев выделяет голоса заботящихся о нем взрослых и реагирует на свое имя;
  • к 1 году понимает, что хочет от него взрослый (например, помахать рукой), и выполняет элементарные просьбы;
  • к полутора годам ребенок понимает большую часть речи взрослого и реагирует на все просьбы.

Проблемы с восприятием речи могут возникать, когда взрослый говорит быстро, нечетко или употребляет похожие по звучанию слова. Важно! В возрасте до 2 лет ребенок понимает намного больше слов, чем может произнести.

Нормы речи в 2 года

Дети развиваются индивидуально, поэтому нормы речи всегда устанавливаются по среднему показателю. Задержку речи в 2 года еще не диагностируют, а на любые тревожащие вопросы ответит детский невролог. Если родители переживают из-за речи, лучше записаться к нему на прием.

Что считается нормой в 2 года:

  • ребенок говорит много, имеет в запасе от 10 до 300 простых слов;
  • малыш пытается строить короткие предложения, часто из 2 слов;
  • здоровается и прощается (или машет ручкой);
  • отвечает на вопросы «да», «нет»;
  • понимает речь и просьбы взрослого;
  • показывает рукой на предметы, пытается дать им название.

Текущие нормы устанавливаются для детей от 2 до 3 лет, соответственно, не нужно требовать невозможного от малыша, которому только исполнилось 2 года. Логопеды призывают прислушиваться к своему сыну или дочке и следить, как меняются их достижения от месяца к месяцу. Бить тревогу следует, если проходит 2-3 месяца, но уровень развития остается прежним.

Важно! Слова, которые произносит малыш, звучат нечетко. Их хорошо понимают только мама и папы, которые проводят с ребенком много времени. Для других взрослых многие фразы могут быть неясны.

Речь у мальчиков и девочек

Считается, что до определенного возраста девочки опережают в развитии мальчишек. Это связано с особенностями формирования разных полушарий мозга. В раннем возрасте для мальчиков характерно логическое мышление, для девочек – творческое. По речевым показателям девочка опередит мальчика, в среднем, на 4-6 месяцев.

Как родителям развивать речь малыша?

Как и во многих других вопросах развития ребенка, в формировании и становлении речи многое зависит от родителей. Если у малыша нет диагностируемых заболеваний, связанных с патологией головного мозга, сенсорным восприятием или нарушением функций нервной системы, то мама с папой смогут помочь малышу заговорить.

Важно! В статье речь идет о педагогической помощи детям. Если развитие малыша вызывает сомнение, следует незамедлительно обратиться к педиатру, неврологу или логопеду.

Ребенок в 2 года, который нормально развит:

  • понимает речь взрослых (находит предметы на картинках, воспринимает глаголы-действия, выполняет просьбы);
  • активно использует мимику;
  • общается жестами;
  • проявляет эмпатию (может пожалеть маму, если ей больно);
  • выражает разные эмоции.

Малыш в 2 года проявляет всевозможные попытки заговорить, и родителям нужно стимулировать его желание. Его можно активно включать в разговоры взрослых:

  • слушать и не прерывать ребенка;
  • употреблять в общении слова «скажи», «позови», «спроси»;
  • эмоционально хвалить за речевые достижения;
  • говорить четко, достаточно медленно;
  • вместо сложных речевых конструкций говорить короткие фразы;
  • знакомить с новыми словами, давая названия окружающим предметам и игрушкам;
  • комментировать все действия;
  • слушать музыку;
  • читать стихи и сказки.
Читайте также:  Потерял ребенка в 2 5 года

Чтобы ребенок быстрее заговорил, он должен постоянно слышать чистую, живую, эмоциональную речь. Доказано, что малыш, у которого есть возможность наблюдать за разговорами других детей, будет проявлять повышенный интерес к общению.

Полезные занятия с ребенком

Помочь малышу заговорить поможет занятие артикуляционный гимнастикой – особым комплексом логопедических упражнений, отвечающим за развитие и лицевых мышц, и эмоций, и речи. Чтобы крохе было интересно, их нужно превратить в игру. Что нужно делать:

  • показывать язык;
  • вытягивать губы трубочкой;
  • дуть на предметы, например, на легкие бумажные салфетки;
  • пускать мыльные пузыри (только под присмотром взрослых);
  • учить смыкать зубы;
  • растягивать губы в улыбке.

Заниматься можно перед зеркалом или сидя с малышом друг напротив друга. Ребенок будет с удовольствием повторять все задания за мамой или папой. Заставлять не стоит, важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса.

Внимание важно уделить и развитию мелкой моторики. Доказано, что она влияет на запуск речи. Можно:

  • делать легкий массаж ладошек и стоп, сопровождая его веселыми потешками;
  • давать играть с разным по текстурам подручным материалом (песок, камни, шерсть, крупы и т.п.);
  • дома ходить босиком;
  • использовать коврики с разным покрытием;
  • рисовать и лепить под присмотром взрослых.

Ребенку понравится играть в звукоподражание, изображая слова и действия животных. Подвижные игры на свежем воздухе также способствуют и общему развитию малыша, и его речи. Если кроха смотрит мультфильм, родителю следует его комментировать.

Вывод

Развитие ребенка происходит каждый день. Но период до 3 лет – самый важны для становления многих психо-физиологических процессов, и речь – один из них. Родителям важно, с одной стороны, не давить на ребенка, а с другой – контролировать его гармоничный рост. Поскольку каждый малыш индивидуален, важно сравнивать его достижения не с усредненными нормами, а с тем, как прогрессирует он лично. При возникновении сомнений и переживаний нужно посетить детского специалиста – невролога, педиатра или логопеда.

Источник

15 июня 2018

В этом посте мы с вами поговорим о нормах развития речи с 2 до 3 лет, а также выясним, что такое задержка речевого развития и как ее опознать.

С 2 до 3 лет у малыша идет интенсивное развитие речи, совершенствуется диалогическая речь, он начинает много говорить, легко запоминает стихи, простые сюжеты сказок, может объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел и слышал. Речь его становится более выразительной. В разговорной речи начинают появляться различные глаголы, имена прилагательные, союзы и наречия, появляются простые двухсловные предложения. К двум годам нормой как для девочек, так и для мальчиков является наличие в их словаре не менее 50 слов. К этому возрасту малыш должен понимать обращенную к нему речь взрослых и уметь составлять простые предложения из 2-3 слов. Фактически большинство детей в этом возрасте знают намного больше слов и реальный словарный запас доходит до 300 отдельных слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. А уже к концу третьего года жизни малыш употребляет распространенные предложения, почти все части речи, то есть начинает овладевать речью-описанием.

Когда же он приближается к трёхлетнему рубежу, то он свободно манипулирует 1500 или даже чуть большим количеством слов.

НАПРАВЛЕНИЯ развития речи ребенка в 2 года практически не отличаются от направлений, по которым стимулируется речь с 1 до 2:

1. Игры на расширение пассивного (нужны для того, чтобы ребенок мог лучше понимать нас и окружающий мир) и активного словаря (слова, при помощи которых ребенок общается)

2. Игры, связанные с грамматикой, дадут возможность потренироваться в правильном употреблении предлогов и окончаний.

3. Игры на тренировку слухового внимания и фонематического слуха помогут ребенку научиться по звуку узнавать предмет и понимать смысл слов, которые очень похожи по звучанию (пила-юла, стол-стул, лес-лис).

4. Продолжаем работу над правильным речевым дыханием (чтобы речь плавной, регулировать громкость голоса).

5. Включаем игры на развитие мелкой и крупной моторики

6. Занимаемся развитием артикуляционной моторики (что даст возможность ребенку правильно выговаривать уже известные звуки и скорее усвоить те, что еще не удаются).

Чтобы речь у детей 2-3 лет соответствовала возрастным нормам, нужно постоянно стимулировать её развитие.

Основные ЗАДАЧИ, стоящие перед родителями в этот период:

– показывать пример чёткой и ясной речи, произнося слова и звуки, сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребёнка неправильно произносимые им слова.

– помогать с накоплением активного и пассивного словаря.

– учить ребёнка строить фразы, задавать вопросы.

– совершенствовать звукопроизношение детей третьего года жизни, заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки.

– использовать для развития речи лучшие образцы детской литературы: сказки, рассказики, стихотворения, потешки, песенки

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР)

Читайте также:  Нормально ли если ребенок не говорит в 2 года

Это медленные темпы освоения норм родного языка детьми. Задержка речевого развития встречается у 3-10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Заключение ЗРР ставится специалистами до 3 лет.

Задержка развития речи возникает из-за двух основных причин: органической (биологической) и социальной. Первая подразумевает наличие патологического фактора внутри организма, приводящего к нарушению общения (например, недоразвитие речевых зон, проблемы со слухом, аутизм). Задержка речи при этом объясняется либо нарушениями в нервной системе, либо нарушением в самом речевом аппарате (например, неправильный прикус, короткая уздечка, массивный язык и пр.)

О социальной задержке говорят, когда существует проблема вне организма, а именно в окружении. Такое состояние возникает на фоне нормальных, соответствующих возрасту умственных способностей ребенка без какой-либо патологии. Появлению задержки речевого развития способствуют, в первую очередь, окружение малыша и особенности общения родителей. В таком случае проблема в неправильном речевом воспитании ребенка (гиперопека и невостребованность речи, избыточный поток информации, которая не соответствует возрасту ребенка и пр.)

Также на речь могут повлиять психологические причины (испуг, ссоры и скандалы в семье).

Что должно насторожить родителей в поведении малыша:

– с года ребенок не отзывается на своё имя, не тянется к взрослым, которые зовут его на ручки (включая маму и папу), не показывает пальчиком знакомые объекты, когда их называют взрослые

– невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)

– отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет, малыш даже не пытается подражать речи близких

– после 2 лет не задает вопросы «что это?»

– неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет

– полное отсутствие собственной речи в 3 года ( или ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)

– преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов)

– не сопровождает свои игры с игрушками речью, лепетными словами, слогами и звуками

– стремится решать все свои проблемы самостоятельно, избегая любого проявления речи, контактов со сверстниками

– присутствует моторная неловкость, трудности переключения с движения на движение, плохо дается рисование и лепка.

До трёх лет ребенок не способен на 100% употреблять слова грамматически правильно итем более строить полноценные развернутые предложения, зато способен словами выражать свои желания, звать родственников и комментировать увиденное. Лепетные слова, такие как «кака», «гав-гав», «ляля» и пр. считаются за полноценные слова и дают основание подождать несколько месяцев, прежде чем обращаться к специалистам за помощью.

Далее мы рассмотрим игры и упражнения по направлениям развития речи и поговорим о том, с чего начать развивать речь не говорящего малыша

Источник

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ 2-3 ЛЕТ

Обогащение словаря.

Развитие звуковой культуры речи ребенка 2-3 лет – одна из важнейших задач этого возрастного периода.

Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить малышу средством общения. Это и понимание обращенных к ребенку фраз («пойдем кушать», «пойдем гулять» и т.д.), и его первые самостоятельные слова ( «мама», «папа», «дай»).

Формирование правильного произношения способствует особая восприимчивость ребенка к речи, его стремление четко выговаривать звуки.

Большую роль при работе с детьми 2-3 лет играют игровые упражнения на вызывание звуков (что надо сказать врачу, когда он осматривает твое горлышко, – «а – а – а»; как гудит паровоз? – «у-у-у»), звукоподражательных слов, которые в этом возрасте усложняются за счет включения звуков различной характеристики ( «кря-кря», «хрю – хрю», «му – му» и т.д.).

Надо помнить, что дети подражают взрослому, а не звукам природы, например, мычанию коровы, т.е. имитация, осуществляется опосредованно, через речь, которая должна быть ясной и четкой.

Использование звукоподражательных слов способствует развитию силы голоса (громко, тихо) и артикуляционного аппарата. Одновременно у ребенка обогащается пассивный словарь, который постепенно переходит в активный. Сначала малыш узнает предметы на картинках, но не называет их. Например: он показывает корову, но может лишь сказать, как она мычит; узнает петушка, но может только воспроизвести как он кукарекает. В возрасте 2-3 лет пассивный словарь малыша намного больше активного.

Обогащение словаря происходит с расширением и углублением знаний и представлений ребенка об окружающем мире. Этому способствует специально организованная словарная работа.

Использование иллюстрационного материала с объектами, которые дети не могут наблюдать непосредственно (дикие и домашние животные, птицы), также расширяют словарь ребенка. Картина вместе с представлением о предмете несет представление, о слове, так как ее рассматривание всегда сопровождается практическими действиями: словом взрослого, чтение литературного произведения, постановкой вопросов.

Кроме того, сюжетные и предметные картинки дают большие возможности для формирования грамматически правильной речи («котенок маленький, а кошка большая» и т.д.).

Работа с каждой иллюстрацией условно делится на 4 этапа, которые последовательно сменяют друг друга.

  1. 1 этап – научить ребенка произносить звукоподражательные слова громко и тихо.
  2. 2 этап – вводить в пассивный, а затем в активный словарь ребенка слова, обозначающие животных, птиц и их детенышей, употреблять прилагательные «маленький – большой».
  3. 3 этап – научить ребенка различать и называть части предметов (туловище, голова, хвост, рука, лапа и т.д.).
  4. 4 этап – приучать слушать художественные произведения (стихотворения, потешки). Учить договаривать слова, фразы. Читать потешки, стихотворения целиком с помощью взрослого.
Читайте также:  Гной в горле у ребенка 2 года

Дидактические игры по развитию речи детей 2-3 лет

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь и к трём годам свободно объясняется с окружающими.

Задачи всестороннего развития ребёнка будут решаться полноценно только при условии правильного обучения речи.

Существует три вида дидактических игр:

Игры с предметами или игрушками, направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.

1. Олины помощники.

Цель: Образовывать форму множественного числа глаголов.

Ход: К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы отгадайте, кто эти помощники и , что они помогают делать Оле.

Кукла идет. Воспитатель указывает на её ноги.

-Что это. (Этоноги). – Они Олины помощники. Что они делают. ( ходят, бегают, танцуют) Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. ( Руки берут, рисуют, глаза смотрят и.т.д.)

2. Почтальон принёс открытку. Цель: Учить образовывать формы глаголов в настоящем времени. Ход :В дверь кто-то стучит.

Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован. Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто изображён, что делает? Таким образом, дети правильно называют персонаж, и его действия. Затем воспитатель перемешивает открытки, показывает по одной, а дети отгадывают, чья это открытка.

3.Что за предмет?

Цель :учить правильно называть предмет. Ход: Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его.

4. Разноцветный сундучок. Цель: Учить детей называть предметы Ход :

Воспитатель показывает детям сундучок и говорит Я картинки положила В разноцветный сундучок. Ну-ка, Ира, загляни-ка, Вынь картинку, назови.

Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.

5. Волшебный кубик Цель: Учить чётко произносить звуки, звукоподражать животным. Ход: Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит «Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика ( н-р, самолёт), и произнести соответствующий звук ( У-у-у).

6. Помоги мишутке найти свою тарелку.

Цель: Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой- маленький), сопоставлять их (маленькая тарелочка- маленькому мишутке, большая – большому медведю).

7. У кого какая шубка

.Цель: Учить детей вычленять характерные особенности животных и птиц.

Воспитатель показывает картинки и предлагает детям назвать, у кого шубка из меха, а у кого из перьев.

Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

1. Эхо Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.

Ход: Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок ” Эхо” тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и.т.д.

2. Паровоз. Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука « У» Ход: Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.

3.Лошадка.Цель: Учить правильно произносить звук «И»

Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

Настольно-печатные игры

Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.

1. Подбор картинок по парам

.Цель: Учить сравнивать предметы, находить одинаковые.

2. Разрезные картинки и кубики.

Цель: Развивать умение из отдельных частей(2-4 частей) составлять целый предмет.

3.Найди такой же предмет.

Цель: Учить детей соотносить предметы, изображённые на картине, с отдельными предметами.

На ряду, с развитием активной речи мы продолжали воспитывать у детей внимание к обращенной речи, ее понимание. Развитие только понимания еще не обеспечивает умения говорить, и наоборот, если ребенка тренировать только в произношении слов, а не уделять внимание усложнению понимания, то не разовьется способность обобщения, умение ориентироваться в окружающем и устанавливать причинно-следственные связи.

Источник