Звуки для развития мозга ребенка

Звуки для развития мозга ребенка thumbnail

Музыка для улучшения работы мозга и памяти у взрослых и детей

Отвлекать от интеллектуальной, творческой работы может все что угодно. Одной из важнейших причин является обыкновенная усталость. Исправить эту проблему поможет грамотно подобранная музыка для отдыха мозга.

Английскими учеными было доказано, что спокойные, нежные и четко звучащие мелодии способны улучшить поступление импульсов мозг и настроить мыслительные процессы. Попробуем разобраться, какая музыка полезна для памяти и развития внимательности.

Музыка для улучшения мозговой деятельности

Каждую минуту в мозги поступает большое количество информации, тысячи нервных импульсов поступают поминутно, поэтому не удивительно, что это приводит к сильной усталости, которая не дает сконцентрироваться на том или ином деле. Чтобы привести свои мысли в порядок существует музыка для улучшения работы мозга.

Особенностью таких мелодий является то, что они очень спокойные, приятные, с часто повторяющимися звуками и постепенным нарастанием. Это позволяет сгенерировать нервные импульсы, успокаивает и расслабляет. При проведении такой процедуры надо проветрить комнату, чтобы клетки головного мозга могли снабжаться кислородом.

Музыка для концентрации внимания

Делая, какое-то сложное дело, мы не всегда можем сконцентрироваться на нем. Чтобы улучшить нервную деятельность и, тем самым, повысить внимание, музыка также будет хорошим помощником.  Мелодии являются исцеляющей стимуляцией для всех отделов центральной и периферической нервной системы.

Когда начинают проигрываться такие мелодии, что ухо мгновенно улавливает вибрационные волны, которые выполняют функцию стимулирующих импульсов. Такие треки еще называют лечебной музыкой. Плавно переходящие ноты направят на спокойный лад и привнесут новые мысли и идеи.

Посидев в спокойствии 20-30 минут, внимание обязательно будет сконцентрировано на том деле, которое нужно сделать неотложно. Если каждый день проводить прослушивание таких песен, то это будет полезно для улучшения памяти.

Музыка для улучшения памяти

Часто, из-за большого поступления памяти развиваются пробелы в памяти. Исправить это можно специальными мелодиями для улучшения памяти. Такая музыка для работы мозга обычно направлена на длинных вибрационных звучаниях, которые пронзительно попадают в головной мозг.

Звуки плавно переходят от спокойных, до более ярко выраженных. Сначала может показаться легкое головокружение, а затем человек вновь вернется к спокойствию и твердости. Такая музыка полезна для обучения и улучшения памяти.

Классическая музыка для мозга

Для развития спокойствия и интеллекта также может помочь Моцарт. Он воздействует как активатор развития новых идей. Классика издавна считалась песнями для умных людей. Сейчас век изменился, но суть осталась все та же. Английские ученые доказали, что музыка Моцарта положительно воздействует для развития детей.

Музыку Моцарта называют лечебной, потому что она содержит большое количество различных вариаций, которые направлены на повышение мозговой активности. ЕЕ даже советуют использовать для развития ребенка. Однако надо понимать, что не вся классическая музыка так воздействует на восприятие человека. К примеру, мелодии Баха к такому разряду нельзя отнести.

Музыка для развития мозга у детей

Какую музыку слышит ребенок, такой у него развивается вкус и восприятие у жизни. Чтобы легче было считать в уме, читать и играть, для малыша будет полезна классика. Именно эта музыка играет важную развивающую роль в укрепляющемся детском организме.

Помимо классики можно включать и другие треки. Главное, чтобы они не были агрессивными и сильно быстрыми. Малыш получает намного больший поток информации, чем взрослый, и ему важно, чтобы мозг не только работал, но и находился в отдыхе.

Альфа-волны

Альфа-волны возникают при электрическом функционировании головного мозга при 8-12 Гц. Такие свойства возникают в момент расслабления организма либо полусна. При такой электрической активности считается, что люди находятся в космическом состоянии. Дети в маленьком возрасте находятся преимущественно в этом состоянии.

После сумбурного и тяжелого для прослушивание таких мелодий позволит сохранить здоровье и укрепить мыслительные, интеллектуальные процессы. Альфа-волны слушать бесплатно можно по ссылке.

Тета-волны

Данный тип волн отвечает за ритм 4-8 Гц. Обычно он проявляется у детей дошкольного возраста. Он активируется для создания полного расслабления нервной системы и головного мозга, прекрасному мышлению, памяти, а также мгновенному пониманию полученной информации. Именно в такие моменты могут раскрываться таланты вашего ребенка.

За счет этих волн, дети способны понять и запомнить весь запас информации, который они видят за день. Для взрослого человека их появление характерно в период быстрой фазы сна либо полусна.

Источник

О благотворном влиянии классической музыки на человека говорят уже давно. Беременным даже советуют слушать такую музыку, чтобы малыш хорошо развивался и смог раскрыть свои таланты. А с 90-х годов XX столетия появилась просто удивительная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта. Необычное влияние назвали эффектом Моцарта. До сих пор ученые спорят о природе этого явления. Тем не менее, уже собраны очень интересные факты.

Активизация
коры головного мозга

Первые опыты в этом направлении были проведены на крысах. Два месяца их “заставляли” по 12 часов в сутки слушать одно и то же – сонату до-мажор Моцарта. В результате крысы “поумнели” и стали пробегать лабиринт на 27% быстрее и делали значительно меньшее ошибок (на 37%), чем обычные крысы.

Что касается людей, то здесь ученые исследовали активность мозга с помощью магнитного резонанса. Исследования показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг. Т.е. она возбуждает тот участок, который является слуховым центром. В некоторых случаях также возбуждались участки мозга, связанные с эмоциями. Но ТОЛЬКО прослушивание музыки Моцарта активизировало практически ВСЮ кору. Как образно выразились ученые, практически вся кора головного мозга начинала светиться.

Научные теории

Сила воздействия музыки Моцарта на головной мозг научно доказана по двум направлениям: частоте смены ритма и собственно по частоте звука.

Первое связано с тем, что наш мозг имеет циклы в своей работе. Нервная система, в частности, имеет ритм 20-30 секунд. Ученые предположили, что резонанс в коре мозга как раз могут вызвать звуковые волны, которые колеблются с той же частотой. В Университете штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки почти 60-и различных композиторов на предмет того, как часто в произведении встречаются волны длиной 20-30 секунд. Когда свели все данные в одну таблицу, оказалось, что авторы примитивной поп-музыки попали в самый низ, а вот Моцарт занял первое место сверху.

Именно в его музыке с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются ЧАЩЕ, чем в любой другой музыке. Т.е. в этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.

С другой стороны, доказано, что самый большой резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты (3 000 — 8 000 гц). А произведения Моцарта буквально насыщены звуками высокой частоты.

Музыка,
повышающая интеллект

Активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень человека. Американские ученые показали, что, если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут,  то IQ возрастет почти на 8-10 единиц. Так в университете Калифорнии был проведен очень интересный эксперимент, как влияет музыка на прохождение студентами теста. Были отобраны 3 контрольные группы:

1 – сидели в полной тишине;
2 – слушали аудиокнигу;
3 – слушали сонату Моцарта.

Все студенты проходили тест До и После эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги

1 – на 14%;
2 – на 11%;
3 – на 62%.

Впечатляющие результаты, не правда ли?!

Европейские ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, как к ней относится (нравится она или нет). Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.

Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее. В США вели наблюдение за детьми в течение 5 лет. У тех детей, которые посещали уроки музыки 2 года подряд, наблюдалось значительное развитие пространственного мышления.

У взрослых же эффект воздействия имеет значительную инерцию. У одних активность мозга пропадала с последними звуками. У других эффект сохранялся дольше, но потом мозг опять возвращался в исходное состояние. Отсюда вывод — надо постоянно поддерживать молодость.

Невиданный пример

Не могла пройти мимо такого поразительного примера торжества воздействия музыки Моцарта. Прежде всего, высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что приводит к улучшению слуха и речи. И наш пример об этом.

Наверное, мало кто знает, что всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и мало что помнил. К счастью, в его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и приписал ему… несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим, и мы все его знаем.

Читайте также:  Развитие самостоятельности ребенка в изо

Жерар полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать великим актером. Потом он скажет:

До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления.

Заключение

Надеюсь, что эта статья вызвала у вас желание слушать Моцарта. В Канаде на государственном уровне на городских площадях играют произведения Моцарта (чтобы снизить количество аварий). У нас же на улицах вы не услышите классическую музыку. Да у нас даже трудно найти радиостанцию с нормальной музыкой. Но что вам мешает делать себе хотя бы непродолжительные сеансы музыкотерапии из удивительной музыки Моцарта.

Источник

Чего только не делают с людьми при помощи музыки: лечат, поднимают боевой дух, создают нужное настроение, погружают в изменённые состояния сознания. Звуки и музыка влияют на людей сильнее, чем можем себе представить. Проведены исследования влияния звуков и музыки на людей. Известно о благотворном влиянии классической музыки на человека. Беременным даже советуют слушать такую музыку, чтобы малыш гармонично развивался и мог после рождения раскрыть свои таланты, ну и плюс приучался к слушанию классической музыки ещё с утробы, дабы начать формировать музыкальный вкус.

Поразительные результаты исследований получены о воздействии музыки Моцарта на человеческий мозг. Это удивительное влияние назвали эффектом Моцарта. Ученые до сих пор спорят о природе этого явления. Тем не менее, уже собраны неопровержимые факты.

Первые опыты, как это принято в науке, проводились не на людях, а на подопытных крысах. Им ставили одну и ту же мелодию на протяжении двух месяцев по 12 часов в сутки – сонату до-мажор Моцарта. В результате прослушивания сонаты способности крыс обучаться повысились, скорость прохождения лабиринта увеличилась на 27%, а количество ошибок стало гораздо меньше на 37%, чем у крыс, которые не слушали сонату.

В дальнейшем ученые исследовали влияние музыки на мозг человека с помощью магнитного резонанса. Результаты исследований показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг. Музыка возбуждает слуховой центр мозга В отдельных случаях также возбуждаются участки мозга, отвечающие за эмоции. Выяснилось, что только прослушивание музыки Моцарта активизировало существенную часть коры мозга.

Научно доказано влияние музыки Моцарта на головной мозг человека по двум направлениям:

• частоте смены ритма;

• частоте звука.

Первое направление связано с тем, что наш мозг подвержен циклическим процессам. Например, ритм нервной системы 20-30 секунд. Ученые предположили, что резонанс в коре мозга вызывают звуковые волны, которые колеблются с той же частотой. В университете штата Иллинойс США проанализировали частотные характеристики музыки 60-и композиторов, выяснив как часто в произведениях встречаются волны длиной 20-30 секунд. После сведения результатов в одну таблицу, выяснилось, что авторы примитивной поп-музыки попали в низ списка, а вот Моцарт занял первое место сверху.

Неповторимые нюансы, переливы и перетекания звуков музыки Моцарта содержат 30-секундные волны повторяются чаще, чем в другой музыке. В этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.

Доказано, что наивысший резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты в диапазоне от 3 до 8 КГц, а произведения Моцарта насыщенны звуками высокой частоты.

Читайте также:  Роль старшего поколения в развитии ребенка

Активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Более высокая активность мозга ощутимо повышает интеллектуальный уровень человека. Американские ученые показали, что, если прослушивать музыку Моцарта даже 10 минут, то IQ возрастет на 8-10 единиц. Так в университете Калифорнии провели эксперимент по влиянию музыки на прохождение студентами теста. Учёные отобрали 3 контрольные группы:

• сидели в полной тишине;

• слушали аудиокнигу;

• слушали сонату Моцарта.

Студенты проходили тест до и после эксперимента. В результате студенты улучшили результаты:

• на 14%;

• на 11%;

• на 62%.

Европейские же ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются независимо от музыкальных предпочтений. Концентрация внимания и сосредоточенность увеличиваются даже после 5 минут прослушивания сонаты.

Если вам интересна тема самообразования, то подписывайтесь на наш канал, а также загляните к нам во ВКонтакте, Facebook и ЖЖ.

Не забудьте поставить лайк, тогда повысится вероятность, что статью увидят другие пользователи.

Источник

Нашим пациентам мы рады предложить еще один замечательный метод, который мы начинаем применять в комплексе нашего лечения уже с марта 2017 года. Он был разработан Институтом экспериментальной медицины Российской академии медицинских наук (РАМН), и вот уже 25 лет, как его активно и успешно используют в различных медицинских учреждениях России. Этот метод объединил в себе новейшие технологии нейротерапии, биоуправления и музыкотерапии. Название этого метода – биоакустическая коррекция, сокращенно – БАК.

В его основе лежит преобразование сигналов электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в колебания акустического диапазона (звуки). То есть фактически человек слушает «музыку» своего мозга в реальном времени. Если ЭЭГ имеет отклонения от нормы, то музыка воспринимается как неприятная, негармоничная, и единственным способом убрать это раздражающее воздействие является приведение параметров ЭЭГ к нормальным показателям и тем самым изменить музыку, сделать ее для себя приятнее. Поступающие музыкальные сигналы постепенно активизируют механизмы обратной связи, в результате пациент самостоятельно корректирует электрическую активность головного мозга, что приводит к гармонизации звуковой картины. Таким образом, гармонизация ЭЭГ происходит непроизвольно, без сознательной деятельности пациента. Эта непроизвольность позволяет применять БАК детям, когда нельзя требовать сознательного реагирования на обратную связь. В итоге при обратном воздействии звука на нейроны мозга происходит непроизвольная саморегуляция функционального состояния организма, что можно наблюдать в режиме реального времени при помощи электроэнцефалограммы.
Общие преимущества метода БАК:
• Неинвазивное, немедикаментозное лечение функциональных расстройств центральной нервной системы;
• отсутствие побочных эффектов и привыкания;
• отсутствие возрастных ограничений;
• высокая эффективность, доказанная многолетним использованием;
• совместимость и ускорение других видов лечения.

Биоакустическая коррекция показана при:
• Нарушениях психического развития (задержка умственного развития, умственная отсталость, аутистический синдром).
• Нарушениях речевого развития (дизартрия, дислалия, ОНР, алалия, дисграфия, дислексия).
• Последствиях ОНМК, органического поражения головного мозга, черепно-мозговых травм.
• Синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.
• Неврозоподобных нарушениях (тики, энурез).
• Головных болях напряжения. Мигрень.
• Раздражительности, повышенной тревожности.
• Постинсультных нарушениях.
• Повышенной утомляемости.

Как происходит лечение методом БАК.
Саму процедуру и дети, и взрослые переносят хорошо. На пациента надеваются наушники, он принимает удобную и комфортную позу для расслабления – и 15-25 минут (в зависимости от назначений врача) слушает музыку своего мозга. Положительный эффект часто отмечается уже на фоне проводимых процедур, но в ряде случаев становится заметным через 1-1,5 месяца. Для закрепления приобретенных навыков желательно провести несколько курсов с перерывом в 5-6 месяцев.
Записаться на прохождение курса лечения, включающего нововведенную методику биоакустической коррекции (БАК) вы можете у нас на сайте. Вы можете выбирать, где пройти лечение – в Москве или Севастополе, а так же только для Севастополя у нас действует специальное предложение – санаторно-курортные курсовки, в которые тоже включена эта процедура.
Ссылка на запись на курсовое лечение – https://sprauting.ru/zayavki/
Ссылка на санаторно-курортную курсовку – https://sprauting.ru/zayavka-kursovka/

Источник

Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым. Так ли это?

Когда и как появились устойчивые представления о том, что музыка влияет на ум?

Разбираемся в устройстве популярных мифов: ищем доказательства или развенчиваем их.

Фото A Health Blog CC BY-SA

Эффект Моцарта — от научной гипотезы…

В 2007 году книги нейробиолога и психолога Дэниэла Левитина «This Is Your Brain on Music» и невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Musicophilia: Tales of Music and the Brain» попали в список бестселлеров New York Times. Тема влияния музыки на мозг стала популярной, как никогда.

Но так называемый «эффект Моцарта» впервые описали ещё в 1991 году — французский исследователь Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: якобы звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию.

Тема получила продолжение в 1993 году — трое ученых, Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (Frances Rauscher, Gordon Shaw и Catherine Ky), изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление. Респонденты проходили стандартные тесты на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после того, как они в течение десяти минут слушали сначала «Сонату для двух фортепиано ре-мажор, К.448» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, наконец, когда сидели в тишине.

Исследование показало недолговременное улучшение пространственного мышления — в качестве инструмента для замера использовались некоторые задания из теста на уровень IQ Стэнфорд-Бине, где испытуемым нужно было искать недостающие детали или представлять себе, как взаимодействуют между собой фигуры различной формы.

Ученые смотрели только на один из множества блоков теста на IQ — оказалось, что пространственное мышление действительно улучшается, причем значительно: на 8-9 баллов. Правда, ненадолго: так называемый «эффект Моцарта» длился всего 10 минут.

Читайте также:  Варианты развития личности ребенка

… к популярному мифу

Поэтому ученые не делали вывода о том, что под воздействием музыки развивается интеллект человека. Они лишь отметили временное улучшение одного из типов мышления. Более того, никаким исследовательским группам после не удалось повторить результаты Раушэр и ее коллег.

Но идея оказалась на редкость живучей и плотно закрепилась в общественном сознании — настолько, что к «эффекту Моцарта», приводящему к росту IQ (о чем в первоначальном исследовании не было сказано ни слова), стали относиться, как ко всем известному факту. Важные оговорки из первоначального исследования (непродолжительность эффекта, невозможность повторить результаты без точного воспроизведения всех первоначальных условий эксперимента) благополучно забылись.

Более того, эксперименты, проводившиеся «по следам» исследования Раушэр показали, что дело, возможно, вовсе не в Моцарте и даже не в музыке. Людям, которым нравится Шуберт, предлагали послушать Шуберта, а потом выполнить пространственно-временные задания. Людям, которые любят Стивена Кинга, предлагали послушать его произведения, а потом решить те же задачи. И в том, и в другом случае ученые обнаружили улучшение способностей к решению заданий.

Так появилась ещё одна гипотеза — возможно, слушая то, что ему нравится, человек приободряется, у него улучшается настроение, он входит в «состояние ресурса», и поэтому лучше справляется с заданиями. А Моцарт тут, вполне может быть, и ни при чем.

Играть — не слушать

Итак, твердых научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности, нет. Но есть и другое расхожее представление о музыке и её связи с интеллектом — игра на каком-либо музыкальном инструменте делает человека умнее.

Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века — например, в работе «Relationships Between Intelligence, Scholastic Achievement, and Musical Talent» («Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке»,1937 год) её автор, Верне Росс (Verne Ralph Ross), предположил, что уровень IQ и музыкальные способности связаны, и что изучение музыки положительно влияет на развитие интеллекта.

Современные исследования показывают, что игра на музыкальном инструменте вряд ли влияет на общий IQ, но может улучшить отдельные функции мозга — память, вербальный интеллект, грамотность, чувствительность к звукам и речи.

Игра на музыкальных инструментах создает новые нейронные связи в мозгу и, как следствие, может положительно повлиять на уровень IQ. Почему это происходит, до конца неизвестно. Одно из возможных объяснений — музицирование затрагивает сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные. Причем все они должны синхронизироваться и работать в абсолютной гармонии друг с другом — только тогда человек сможет хорошо играть.

Фото Tristan Loper CC

Несколько экспериментов

В 2015 году в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты исследования развития мозга у двух групп подростков из одной школы в Чикаго: первые учились музыке, а вторые проходили подготовку на юниорскую военную программу (Junior Reserve Officer Training Corps program).

Ученые использовали методы нейропсихологии и замеряли то, как мозг подростков, участвующих в эксперименте, воспринимал и реагировал на речь после трех лет обучения по выбранному направлению. Ученые предположили, что подростки — самая интересная фокус-группа для такого эксперимента, так как в подростковом возрасте мозг продолжает активно развиваться. Поэтому к концу эксперимента, когда ученые делали контрольные замеры, все респонденты так или иначе улучшили свои показатели, но именно в разнице и заключалось самое интересное: студенты из «музыкальной» группы развивались быстрее и интенсивнее, чем те, кто проходил военную подготовку.

Раушэр, описавшая «эффект Моцарта», провела и другое исследование. Группа дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет шесть месяцев училась играть на пианино. Спустя это время оказалось, что те ученики, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети без музыкального образования. Замер был сделан спустя 24 часа после окончания музыкальных уроков, и дальнейшие тесты не проводились. Поэтому информации о том, сохраняется ли этот эффект, нет. Раушэр, однако, предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в таких естественных науках и математике.

Есть много объяснений для этого эффекта: например, теория нейронных связей и теория ритмов. Первую предложили Гордон Шоу (Gordon Shaw) и группа исследователей из Калифорнийского Университета: по их предположениям, за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.

Вторую теорию выдвинул британский ученый Лоуренс Парсонс (Lawrence Parsons) и его коллеги: в основе теории лежит понятие «мысленного вращения» (mental rotation), то есть возможности человека представить себе двух- и трехмерные объекты и мысленно вращать их.

Мысленное вращение и чувство ритма, считает Парсонс, возможно благодаря мозжечку — части мозга, отвечающей за точную, мелкую моторику. Соответственно человек, занимающийся музыкой и развивающий своё чувство ритма, параллельно развивает и способность решать задачи с «мысленным вращением», которое, в свою очередь, связано с пространственно-временным мышлением.

Изучение связи музыки и интеллектуального развития — интересное исследовательское поле, где пока нет четких ответов, но уже есть много мифов. Параллельно с нейропсихологическими, когнитивными, физическими и другими разработками идут и социокультурные исследования. Они, в свою очередь, выдвигают предположение, что связь музыки и интеллекта — не биологическая, а социальная.

Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:

  • «Больше чем Аудиомания»: Как научиться играть на барабанах
  • «Просто так взять и послушать музыку»: 5 способов и форматов на выбор
  • «Надеть наушники и стать эффективнее»: Как музыка влияет на продуктивность
  • Как звуки влияют на наш сон и продуктивность
  • Против стресса и бессонницы: поможет музыка
  • Звуки, которые нас раздражают: почему это происходит
  • «Несмотря на возраст»: как беречь слух

Источник