Звуки для развитие ребенка

Звуки для развитие ребенка thumbnail

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник

Тренируем фонематический слух у детей разного возраста.

Чтобы учиться читать и писать без особых проблем, правильно воспринимать и понимать слова, овладевать любым иностранным языком, ребенок должен уметь различать звуки. По-научному это называется фонематическим слухом. Как его развивать у детей разного возраста, рассказывает психолог и дошкольный педагог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Как формируется фонематический слух у детей? Конечно, на практике: при восприятии чужой устной речи, при собственном проговаривании слов. Когда он хорошо развит, ребенок умеет различать на слух звуки речи, а в дальнейшем — правильно их воспроизводить, соотносить буквы и звуки. Именно поэтому очень важно, чтобы родители много говорили с детьми, читали им простые стихи уже с самых ранних лет, еще до школы. Учите малышей различать звуки в форме веселых игр.

Для детей 2−3 лет

Цель игр в этом возрасте — поддержать внимание и интерес малыша к звучащей речи, побуждать его повторять за взрослым. Начните с игры «Кто тебя зовет?». Вам понадобятся мелкие игрушки в виде различных животных или картинки с их изображением. Поместите игрушки или картинки в коробочки: это будут домики для животных. По очереди откройте каждую коробку и покажите игрушку. Назовите ее и произнесите соответствующее звукоподражание: «Это утка. Она крякает: „Кря-кря“, а это корова, и она мычит: „Му-му“». Предложите малышу повторить эти звуки: «Как разговаривает лягушка? А собака?». Затем уберите животных «по домам» и скажите малышу: «Они хотят поиграть с тобой. Угадай, кто тебя зовет?». Позовите малыша от имени каждого персонажа. Игру можно усложнять, добавляя новых животных.

Для детей 3−4 лет

В игру «Молоточки» вы можете играть где угодно, для нее не нужен реквизит. Вы говорите малышу: «У меня есть большой молоток. Он стучит так: „Тук-тук-тук“. У меня есть маленький молоточек. Он стучит так: „Тюк-тюк-тюк“». Попросите малыша закрыть глаза и определить, какой молоток сейчас стучит. Произнесите соответствующие звуки.

В игру «Мама и ее детеныш» тоже можно играть в любом месте, вам нужно только хорошо знать текст. Вы говорите: «Жила-была кошка. У нее родился котенок. Мама-кошка стала учить своего детеныша-котенка мяукать. Кошка мяукала громко: „Мяу-мяу-мяу!“. А котенок тихо повторял: „Мяу-мяу-мяу“. Увидел котенок бабочку, побежал за ней. Кошка заметила, что котенок убежал, и стала его звать. А как? Громко: „Мяу-мяу“. А котенок ей в ответ замяукал. Как? Тихо: „Мяу-мяу“. Вернулся котенок к маме. Стала она его хвалить, что услышал ее. Покажи, как она его хвалила? А как котенок ей отвечал?». Усложните игру: добавьте в нее других животных. Если игроков много, можно раздать малышам карточки с изображением животных и их детенышей. По очереди «мамы» громко зовут «детей», а те, в соответствии со своими карточками, отвечают им.

Для детей 4−5 лет

Очень полезная игра, которая развивает четкость произношения, — «Повторялки». Разучите такое веселое двустишие:

За-за-за — во дворе стоит коза.

Зу-зу-зу — не боюсь я ту козу!

Детям очень нравится рифмовать слова. Поощряйте их фантазию! Вы вышли на улицу и увидели колесо — трактора, большой машины, просто покрышку, вкопанную в землю. Обратите внимание малыша на колесо, при этом показывая руками, насколько оно большое: «Со-со-со — вот какое колесо!». Предложите общаться какое-то время только так: «Ба-ба-ба — мама, дай мне хлеба! Та-та-та — кушай, сын, пожалуйста».

«Сложный мяч». Если вы играете вдвоем, встаньте напротив ребенка, если детей несколько, пусть они окружат вас. Бросайте каждому участнику по очереди мяч, произнося при этом любой слог. Задача участника — поймать мяч и бросить его вам обратно, четко повторив слог.

Для детей 5−6 лет

«Поймай звук». Перед игрой договоритесь, что вы охотники: будете ловить звуки. Вы называете слова, а ребенок хлопает в ладоши только в том случае, если в слове есть выбранный звук. Допустим, звук [ш]. Вы говорите, делая паузы: «Кошка, мышка, ручка, мошка, кочка, лапша, река, камыш, мартышка, шуба». Первое время стоит интонационно выделять нужный звук, произнося его как долгий.

«Стоп». Дети превращаются в разных животных: слонов, зайцев, медведей. Имитируя движения выбранного животного, они гуляют по комнате. Вы называете слова, похожие по звучанию. Как только дети услышат среди них слово «Стоп», они должны замереть. Например: «Стон, стул, стоп, стук, стоп, стол, сток, стоп».

Для детей 6−7 лет

«Найди звук». Вы называете цепочку из трех слов. Задача ребенка — найти звук, который встречается во всех словах. Например, для цепочки «Кот, рот, мост» это будет [о]. Игру можно усложнить, добавив четвертое слово, в котором нет общего с остальными звука. Тогда задача ребенка — найти лишнее.

«Чистоговорочки». Для этой игры можно выбрать любое четверостишие из произведений Агнии Барто или использовать подобные чистоговорки:

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

Попросите ребенка произнести эти строки разными способами: шепотом, обычным голосом, громко, медленно, чуть быстрее, очень быстро.

Для детей 7−8 лет

«Веселое предложение». Нужно составить предложение, все слова в котором должны начинаться с одного звука. Например, [б]: «Баран Баранович бодал бока бедняги Бобика». В эту игру особенно забавно играть в компании: пусть каждый произносит по слову, чтобы в итоге получилось связное предложение. Кто быстрее и длиннее придумает предложение, того можно поощрить небольшим подарком.

«Прятки». Эта игра интересна в новой, непривычной обстановке, например в магазине или поликлинике. Ребенок должен увидеть и назвать как можно больше предметов, внутри которых «прячутся» определенные вами звуки. Например, предметы, начинающиеся со звука [п] — полка, со звуком [м] в середине слова — лампа, и так далее. Можете посоревноваться: выберите один звук и находите слова с ним по очереди. Победит тот, кто назвал больше.

Эти игры позволят не только развить и закрепить навыки правильного произношения и восприятия звуков, но и весело провести время. Ведь форма игры для ребенка понятна и естественна и не вызывает протеста, как это может быть с другими занятиями.

Читайте также:

Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети

Весь декабрь телеканал «О!» дарит подарки!

6 причин, почему наши дети не любят читать

Источник

Доступные форматы для скачивания: mp3, ogg, wav. Количество звуков: 15. Длительность треков от 60 до 317 сек.

Звук пения птиц для малышей от 0 до года

Размер: 2537 Kb
Скачиваний: 44
Битрейт: 64 Kb
Жаловаться

Звук природы для засыпания малышей (ночь в лесу)

Размер: 1099 Kb
Скачиваний: 20
Битрейт: 64 Kb
Жаловаться

Размер: 1896 Kb
Скачиваний: 22
Битрейт: 64 Kb
Жаловаться

Размер: 481 Kb
Скачиваний: 14
Битрейт: 64 Kb
Жаловаться

Размер: 1464 Kb
Скачиваний: 16
Битрейт: 64 Kb
Жаловаться

Звук дождя для младенцев (помогает в успокоении)

Размер: 1643 Kb
Скачиваний: 16
Битрейт: 64 Kb
Жаловаться

Интересный звук леса и живой природы

Размер: 1204 Kb
Скачиваний: 24
Битрейт: 64 Kb
Жаловаться

Звук деревенских животных для малышей

Размер: 822 Kb
Скачиваний: 17
Битрейт: 64 Kb
Жаловаться

Монотонный звук шипения для малышей (розовый шум)

Размер: 481 Kb
Скачиваний: 13
Битрейт: 64 Kb
Жаловаться

Размер: 1094 Kb
Скачиваний: 16
Битрейт: 64 Kb
Жаловаться

Размер: 981 Kb
Скачиваний: 18
Битрейт: 64 Kb
Жаловаться

Звук для месячного малыша (коричневый шум)

Размер: 2401 Kb
Скачиваний: 13
Битрейт: 64 Kb
Жаловаться

Размер: 2037 Kb
Скачиваний: 16
Битрейт: 64 Kb
Жаловаться

Ещё им может понравится спокойный стук сердца (сердцебиение для малышей)

Размер: 591 Kb
Скачиваний: 23
Битрейт: 64 Kb
Жаловаться

Звук пылесоса для малышей

Размер: 797 Kb
Скачиваний: 11
Битрейт: 64 Kb
Жаловаться

Источник