Звуки д и т для ребенка 2 года

Звуки д и т для ребенка 2 года thumbnail

Постановка звука «Д» важна не только для чистой речи малыша, но и для восприятия им окружающего мира в целом. Ведь когда ребёнок постоянно ошибается в звуках и заменяет один на другой, в его голове происходит точно такая же путаница. Это чревато развитием дислексии и дисграфии, и, как следствие, неуспеваемостью в учебе и затруднениями при выборе профессии.

В раннем детстве неправильное произношение исправляется быстрее и эффективнее, чем у школьников. Автоматизация звука «Д» прививается постепенно через регулярные занятия.

Диагностика произношения «Д» у дошкольников

Артикуляционный аппарат у маленьких детей еще недостаточно развит, из-за этого возникают сложности с выговариванием. Дети путают буквы Д и Т, Д и Б, Д и Г, искажают звучание или не умеют выговаривать звуки совсем.

Речевые навыки закладываются в возрасте от 2 до 5 лет. После этого периода разговор ребёнка приобретает уверенный характер и переобучение происходит сложнее. Поэтому важно своевременно выявить сложности в произношении и поработать над их устранением.

Диагностику дома можно провести следующим образом:

  • Показать ребёнку картинки, на которых изображены слова с проблемными буквами: торт, тигр, телефон, туча, тележка, дыня, дорога, дети, дерево, домик, белка;
  • Пусть малыш повторяет за вами слова, в которых есть буква «Д»;
  • Также можно попросить его найти из предложенных картинок те, которые называет взрослый.

Постановка звука Д

С помощью этого нехитрого тестирования вы определите, в каких словах у малыша четко произносится «Д», и путает ли он звуки на самом деле. После этого можно обратиться к логопеду или начинать тренировки самостоятельно.

Как поставить произношение буквы «Д»

Звук «д» является переднеязычным, звонким, согласным и твёрдым. Для его артикуляции язык прижимается к нёбу и верхним передним зубам. Если малыш не умеет это делать, то потребуется подготовительный этап для того, чтобы научить говорить «д». Для начала нужно укрепить язычок ребёнка.

Есть специальные упражнения:

  • Необходимо взять зеркало и показывать ребёнку положения губ и языка при произношении звука «Д» в разных словах. Например, «Даша думает».
  • Малыш должен водить языком в разные стороны, так чтобы эти движения напоминали тиканье часов.

Когда ребёнок освоит новые навыки, можно приступать к увеличению нагрузки. Давать задания посложнее и вместе с ним практиковаться в произношении.

Задания для постановки звука «Д»

Существуют специальные упражнения, с помощью которых можно успешно заниматься в домашних условиях. Для лучшего результата рекомендуется выполнять сразу комплекс заданий, чередовать их между собой и не останавливаться на каком-то одном.

Эффективной на практике себя показала следующая подборка артикуляционной гимнастики:

«Улыбка». Ребёнку необходимо сомкнуть зубы и как можно шире улыбнуться, тем самым растягивая губы к ушам. В таком положении нужно находиться около 7 секунд.

Упражнение Улыбка

«Наказание язычка». Нужно верней губой постучать по языку, повторяя слог «пя» быстро.

Упражнение Наказать непослушный язычок

«Лопатка». Вытащить широкий язык и положить его на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Здесь нужно внимательно следить, чтобы губа не напрягалась, а язык не дрожал.

Упражнение Лопатка

«Задувание свечи». Следует сложить губы трубочкой и сделать сильной выдох, чтобы погасить свечу.

Упражнение Задуй свечу

«Мячик в ворота». Ребёнок должен построить ворота их кирпичей или конструктора. Затем скатать шарик из ваты и пытаться задуть его в ворота. Эта и пятая задачи направлены на создание правильного выдоха, благодаря которому развивается произношение звуков.

Упражнение Загнать мяч в ворота

«Фырканье лошади». Изобразить полоскание зубов, надувая поочередно верхнюю и нижнюю губы. Затем имитировать фыркающие движения губ.

Упражнение Фырканье лошади

Постановка звука «Д» слабослышащим детям

Детей с незначительными отклонениями в слухе, которые не выговаривают букву «Д», обучают немного по другой методике. Главное, чтобы ребенок слышал и понимал свою речь. Для этого проводится предварительное постановочное занятие, на котором малышу показывают правильное произношение.

Существует 2 способа:

  1. По подобию. Объяснить ребёнку на примере, что артикуляция «д» и «т» отличается вибрацией голосовых связок. Для этого руку малыша прижать к гортани взрослого во время произношения звуков.
  2. Механически. Попросить ребёнка произнести звук «б» с просунутым между губами языком, в этот момент чистой ложкой или специальным шпателем надавливают на кончик языка и отодвигают его к верхним резцам.

Постановка звука Д слабослышащим

После того, как ребёнок усвоит разницу в звуках, можно начинать тренироваться по общей схеме. Но для слабослышащих детей лучше упражняться перед зеркалом, чтобы занятия имели наглядный эффект.

Дифференциация звука «д» и «т» в слогах и словах

После первичной постановки звука важно, чтобы малыш их мог различать в речи самостоятельно. Для закрепления этого навыка тоже разработаны специальные упражнения. Они помогут ребёнку понимать твёрдый и мягкий звуки «д» и «дь», «т» и «ть», которые малыши чаще всего путают.

Упражнения на дифференциацию для дошкольников состоят из следующих заданий:

  • Повторение слогов. Например, та-да тя-дя то-до дё-те де-те ту-ду дю-тю ды-ты ты-ды и так далее.

Дифференциация Д и Т в слогах и предложениях

  • Сравнение пары слов по смыслу и звучанию. Дом-том, плоды-плоты, дачка-тачка, тропинка-дробинка, Таня-Даня.

Сравнение слов по смыслу и звучанию

  • Физкультминутка с повторением слов.

Физкультминутка на звуки Д и Т

  • Отгадывание загадок, ответами на которые будут слова с буквой «д».

Дифференциация звука Д в загадках

Также существует игра, в которой ребёнок должен придумать предложения. Вы даёте ему вспомогательные слова, а он составляет предложение. К примеру, так:

Для дифференциации звуков можно использовать практически любые стихотворения, ведь буквы «д» и «т» используются часто. Например:

Дифференциация Д и Т в стихах

Автоматизация в словах и слогах

Процесс автоматизации подразумевает отработку навыка. Это заключительный этап упражнений на пути к чистому произношению. Ребенок уже умеет правильно произносить звуки и различает их в речевом материале. Остается только закрепить знания.

Для этого хорошо подходят различные поговорки, скороговорки и пословицы с буквами «д» и «т».

Ниже представлены примеры для автоматизации:

  1. Даша и Даня идут в детский сад.
  2. Дети делят дыню.
  3. Давай в гости ходить друг к другу: сперва ты меня позовешь, а потом я к тебе приду.
  4. Дело заделано, надо доделывать.
  5. Не буди медведя – обидит.
  6. Не делю, Люда, неделю.
  7. Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дему, одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома.
  8. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора. Не вместит дров двор. Выходи, дроворуб Дрон. Надо дрова выдворить, на дровяной двор выставить.
  9. Дед Данило делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.
  10. У дяди Федора дом в деревне, а у Гудвина – в городе.
Читайте также:  Как давать фрукты ребенку 2 года

Также для автоматизации звуков можно использовать чистоговорки, содержащие «д» и «т».

А именно:

Да-да-да, да-да-да — не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да, да-да-да — ой! Холодная вода!

Де-де-де, де-де-де — вот беда! Вадим, ты где?

Ды-ды-ды, ды-ды-ды — только слышно из воды.

Дети с любопытством реагируют на подобные задания в игровом формате. Они вовлекаются и легко усваивают информацию.

Чем интереснее подача материала по постановке и закреплению звуков, тем лучше ребёнок запоминает правила.

Игровая подача информации способствует лучшему запоминанию

Терпение и труд всё перетрут

В заключение хочется сказать, что при системном подходе ребёнок обязательно освоит правильное произношение звуков. Невозможно точно предположить, сколько времени потребуется для успешного завершения занятий по постановке и автоматизации звука «Д». Это зависит от особенностей растущего организма малыша. Но все приложенные усилия по коррекции речи однозначно окупятся сторицей, и ребенок начнет произносить звуки более четко и уверенно.

Источник

Нурия Зайнетдинова
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Д]-[Т] в слогах и словах»

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах и словах».

Цель: Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Т, Д.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

-Закрепить знания детей о звуках т-д;

-Научить дифференцировать звуки т-д в слогах, словах;

-Обогащать словарь детей;

2.Коррекционно развивающие:

-развивать фонематическое восприятие

-развития логического мышления;

-развитие зрительного восприятие;

-развитие навыков звукового анализа;

-развитие зрительно-моторной координации;

3.Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать умение слушать педагога, товарища;

-развитие умения работать в коллективе (не перебивать друг друга);

-формировать умения отвечать на вопросы развёрнутыми высказываниями;

-воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

Оборудование: таблицы со слогами; карточки с записанными на них словами, предложениями, плакат с чистоговорками.

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня у нас урок логопедии.Давайте повторим нашу речевку:

Логопед: Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Ученики: Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

Работа по картинкам.

Что означают слова удочка и уточка? Это очень похожие слова. А чем они отличаются? Какой второй звук в слове уточка? Какой второй звук в слове удочка?Давайте проверим: другие звуки одинаковые или разные? Какой третий звук? Назовите последний звук в слове уточка, а в слове удочка. Изменился один звук, а изменилось все слово.

Чем отличаются эти слова? Звуками Д -Т.

Сообщение темы урока.

Будем учиться различать эти звуки.

А чтобы лучше проговаривать, выполним артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.

«Ленивый котенок»

Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».) Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.) Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».) Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.) Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.) Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.) Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д-д-д-д).

Упражнения для губ: «Улыбочка — трубочка», «Оскал», «Спрятали губы».

«Свеча», «Сдуем пушинку с левой руки (с правой руки)».

Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).

Уточнение артикуляции звуков

Сравнительная характеристика звуков.

-Дайте характеристику нашим звукам

Произнесите звуки Т и Д. Одинаково ли положение губ? (одинаковое)

Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду.

Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д – согласный, звонкий в произношении участвует голос.

Речевая зарядка

1. Да-та-да

До-то-до

Ду-ту-ду

Тла-дла

Тмо-дмо

Тры-дры

да — да — да — бежит вода;

та — та — та — хвост пушистый у кота;

ду — ду — ду — дети бегают в саду;

ту — ту — ту — дали молока коту;

ды — ды — ды — нет воды;

ты — ты — ты — во дворе цветы

Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук»

– А теперь давайте проверим, как вы различаете эти звуки на слух, и поиграем в игру «Поймай звук». Я буду вам произносить разные звуки, а вы если услышите звук Т хлопните в ладоши, а если звук Д топните ногой.

а)

б) в слогах:

в) в словах:

Дифференциация звуков в слогах.

– Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги. Запишите слоги парами по звонкости/глухости (запись на доске). Укажите в них наличие звуков изучаемых на занятии.

– ТА, ТО, ТУ;

– ДА, ДО, ТУ;

– А что образуется из слогов? (Слова.)

– А что образуют слоги?

Задание на доске,устно:

Закончите слова, добавив слог да или та.

горо. боро. гуся.. та

бе.. бун приро. коф.

воро. порося. во.. кой

свобо. ва.. ры добро.

ро.. ют утя. полно.

Закончите слова, добавив слоги ду или ту.

. ман за. мал забу.

. май за. шил зае.

. га прос. да при.

. гой по. шил по. шка

Закончите слова, добавив слог ди или ти.

де.. хо лю. бан. ки

во.. кий тетра. вой. те

уй.. хий лю. ки во. те

Пальчиковая гимнастика.

«Снеговик»

Читайте также:  Препарат от боли в горле ребенку 2 года

1, 2, 3, 4, 5, (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы во двор пришли гулять. (идут по столу пальчиками)

Бабу снежную лепили, (лепят комочек двумя ладошками)

Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (кладут ладони на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)

Дифференциация звуков и букв в словах.

(работа по карточкам)

-Я вам раздам карточки, а вы вместо точек поставите нужную букву т или д. (погода, пакет, вода, вата, дятел, парта, ведро, дом, том, уточка, удочка, ветка, дождь).

Физминутка

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны,

Вперёд, назад.

Повернулись влево, вправо,

Тихо сели…

Вновь за дело.

Дифференциация в предложении.

-Следующее задание у нас «Докончить предложения». Нужно поставить нужное слово в место точек.

1. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово.

дачка — тачка

Летом мы жили на маленькой. .

Толя возил кирпичи на. .

дочка — точка

В конце предложения надо поставить. .

Мама вела за руку маленькую. .

удочка — уточка

На озере плавала серенькая. .

Рыболову нужна хорошая. .

день — тень

Под деревом. .

Сегодня хороший. .

Ребята теперь вы уже знаете, чем отличаются наши звуки, и поэтому будете четко произносить чистоговорки.

(чтение чистоговорок по плакату)

Я думаю, теперь вы постараетесь не допускать больше ошибки, не будем путать буквы.

«Подобрать по смыслу слова»

К словам из пункта а подберите подходящие по смыслу слова из пункта б.

а) холодный, густая, тяжелое, медная, младшая, старинная

б) мелодия, ведро, трава, сестра, труба, ветер

а) товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные

б) дождик, поезда, места, труба, стая, вода

Подведение итогов.

-Скажите мне пожалуйста, чему же мы научились на уроке?

(мы учились различать звуки и буквы Д Т)

-Что было интересного на уроке?

-Что для вас было трудное на уроке?

-Что же вы поняли на уроке?

-Чем они различаются наши звуки?

Рефлексия.

-Ребята послушайте меня внимательно, если вы хорошо работали на уроке и всё у вас получалось, и никакие трудности не встретили и не путались со звуками Т и Д, то поднимите зелёную фишку.

-А если вы прекрасно работали, но чуть-чуть путались со звуками Т и Д, тогда жёлтую фишку.

-А если было трудно и скучно на уроке и ничего не получалось, то поднимите красную фишку.

-Оцените пожалуйста свою работу.

-Я ребята хочу вам сказать,что вы сегодня очень хорошо работали: активно, старательно, внимательно, самостоятельно. Я думаю, что вы теперь не будете путать эти звуки. А если у кого-нибудь какие-нибудь трудности, то у вас обязательно всё получиться.

-Спасибо за урок. Всё было замечательно, вы молодцы.

А теперь урок окончен. До свидания.

Источник

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [т]–[д]

I. Четко произносить слоги парами.

1. та – да                                        да – та

то – до                                         до – то

ту – ду                                        ду – ту

ты – ды                                        ды – ты

тя – дя                                        дя – тя

тё – дё                                        дё – тё

тю – дю                                        дю – тю

те – де                                        де – те

ти – ди                                        ди – ти

2. да – та – да                        тя – дя – тя

да – да – та                        тя – дя – дя

та – да – да                        дя – тя – тя

И т. д.

II. Четко произносить слова парами.

Таня – Даня                                туп – дуб

Тоня – доня                                тоги – доги

тол – дол                                        моды – моты

ток – док                                        точка – дочка

там – дам                                        тачка – дачка

тон – дон                                        тары – дары

том – дом                                        туш – душ

тут – дут                                        роты – роды

тот – дот                                        Толя – доля

тал – дал                                        трель – дрель

коты – коды                                творец – дворец

Тверь – дверь                                плоды – плоты

тоска – доска                                уточка – удочка

вода – вата                                        кадушка – катушка

кордон – картон                                трава – дрова

стул – сдул                                        дело – тело

день – тень                                        Тина – Дина

Тима – Дима                                Тёма – Дёма

рати – ради                                        леди – лети

грузди – грусти                                прудик – прутик

зайти – зайди                                найти – найди

пойти – пойди                                 войти – войди

Дуся – Туся                                трап – драп

Дома – Тома

III. Добавить слоги «ТА» или «ДА»

Све…        пома…        запла…        огра…        лопа…        грана…

Лю…                воро…        балла…        рабо…        блока…        забо…  

Ники…        шара…        веран…        побе…        котле…        поща…

Аню…        защи…        одеж…        пого…        конфе…        ребя…

На…                каю…        подво…        лебе…        ва…                во…

Ли…

IV. Четко произносить слова.

Тетради, водитель, директор, дятел, доктор, девять, десять, думать, кондуктор, дети, детвора, диктант, репродуктор, дарить, дата, родители, достаток, квадрат, дремота, продукты, простуда, победитель, подросток, деликатес, декрет, депутат, десант, деталь, детёныш, диета, дистанция, доброта, тамада, трубадур.

V. Четко произносить словосочетания.

короткий день                                знаменательная дата

теплая вода                                        трудная задача

тонкое деревце                                длинная удочка

старый дедушка                                детский сад

тихая девочка                                вышитая подушка

заботливые родители                        тяжёлое ведро

ватное одеяло                                длинный халат

жёлтая дыня                                детская дудочка

недоделанная работа                        покинутое гнездо

интересная догадка                        дождливое утро

дощатый дом                                дачный отдых

пестрый дятел                                мартовская декада

дочкины тетради                                ответственные люди

десятый том                                трудный день

уютная одежда                                терпкие ягоды

запутанные следы                        потертые джинсы

старая медведица                                пять индюков

болит десна                                десять дельфинов

старый диван                                опытный водитель

ледяной ветер                                добрый доктор

VI. Четко произносить предложения.

Тоня видит на дереве дятла.

Тётя Ната – наш дворник.

Диму ведут в гости к тёте Наде.

У Антона длинная удочка.

Девочка кормит уточку.

На огороде есть дыни и тыквы.

Надя и Вадик будут пилить дрова.

Таня заботится о старом дедушке.

У Тани удочка, а у Дани уточка.

Ветер сдул последние листья.

Придвинь гостю стул.

Дети гостили у тёти в деревне.

Дядя угостил детей мёдом.

Ребятишки пустили лодочку по воде.

Скоро придёт лето.

Дети пойдут в лес за ягодами.

Тут дубы. Будут и жёлуди.

Дети сидят под старым дубом.

В полдень там густая тень.

Идёт с топором дядя Витя.

Читайте также:  Коньюктивит глаз у ребенка 2 года

Тетерев любит сидеть на дереве.

Таня живет на даче.

У Дуси новые туфли.

У Тоси духи.

Тося любит духи.

Ната любит собаку Дымку.

Коты боятся Дымки.

Около дивана табуретка.

На табуретке подушка.

Подушку вышивала Наташа.

На подушке вышиты петушки.

Дети упали в ледяную воду.

Уйди отсюда и сядь на диван.

Надя надела старое платье.

Дима удил плотву.

Надя не надела теплое пальто и простудилась.

Федя – водитель автобуса.

Хорошо танцуют Таня и её братишка Даня.

Архитекторы-творцы строят чудные дворцы.

Таня пишет диктант.

Дима купил тетради.

Толя купил карандаши.

Дети работали на огороде.

Володя сделал табуретку.

Ракета поднялась в воздух.

Дружок сторожит дом.

По телевизору передают последние новости.

Открылась выставка стеклянной посуды.

По телевизору идет интересная передача.

VII. Выучить пословицы.

Утро вечера мудренее.

В лесу тень весь день.

Старый друг лучше новых двух.

За одного грамотного двух неграмотных дают.

Хоть опоздать, да от людей не отстать.

Легко добыто, легко и прожито.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.

Не подымай носу: споткнешься.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

VIII. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к и.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Собака Том сторожит дом.

По дорожке катят дрожки.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дудку дал Додону дед, дед, которому сто лет.

IX. Выучить.

Считалка

Мы делили апельсин –

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь кто куда!

Тома

Дома баба, дома дед,

Только Томы дома нет,

– Где же наша Тома?

– Она стоит у дома.

Динь-дон

Динь-дон, дон-динь!

Над деревней дым.

Дым окутал все дубы,

Все в дыму дубки.

Дым идет не из трубы –

Из дырявой трубки.

Курит трубку древний дед,

Девяносто деду лет.

Н. Костырев

Одуванчик

Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,

Не боялся никого,

Даже ветра самого!

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой.

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

З. Александрова

У нас все дома!

– Тома дома?

– Дома Тома.

Тёма дома,

Тут и Дёма.

Дома Тима.

Тут и Дима.

Дома Тина,

Тут и Дина.

Дома Катя,

Надя, Лида,

Петя, Федя

И Никита!

И. Лопухина

Уши

Доктор, доктор,

Как нам быть?

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть?

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор:

– Еже…!

Отвечает доктор гневно:

Еже… еже… ежедневно!!

Э. Мошковская

Дождик, подожди

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Е. Благинина

X. Пересказывать.

За грибами

Утром был туман. Даша надела туфли и плащ. Она взяла туесок и пошла за грибами. За Дашей побежал Тузик. Даша и Тузик были в дубовом лесу. Даша собирала грибы в туесок, а Тузик лаял на проходивших людей. Вдруг набежали тучи. Даша и Тузик скорей побежали домой.

Вопросы.

1. Куда пошла утром Даша?

2. Кто побежал вместе с Дашей?

3. Что делала Даша в лесу?

4. Что делал Тузик?

5. Почему они убежали из леса?

У бабушки

Вася летом жил у бабушки в деревне. Однажды он пошел в лес за грибами и ягодами. Вдруг из-за дерева выглянул серый волк.

– Ой! – закричал Вася и собрался плакать. Но вдруг серый волк залаял и замахал хвостом.

– Да это же наша собака Тузик, – догадался Вася.

Вопросы.

1. Где жил летом Вася?

2. Кого он увидел в лесу?

3. Кто это оказался?

Петушок

Во дворе стояло корыто. По двору гулял петух. Захотелось ему напиться. Пошел петух к корыту, а в корыте воды нет. Увидел петух во дворе кадушку, взлетел на неё. Но не тут-то было – и в кадушке воды не оказалось. В это время по двору проходила тётя Дуня, она увидела, что петух хочет пить, и налила в корыто воды.

Вопросы.

1. Кто гулял во дворе?

2. Что захотелось петуху?

3. Из чего он хотел напиться?

4. Кто помог напиться петуху?

Даша-доктор

Дядя Дима подарил Даше игру «Айболит». Там были бинты, термометр, трубка, вата, шприц для уколов. И теперь Даша каждый день играет в больницу. В этой больнице она доктор, а её дочки-куклы – больные. Даша кладет их на диван, подкладывает им под голову подушку, ставит им термометр и дает лекарство. Хотела Даша также полечить и своего дедушку. Но он почему-то пошел к настоящему доктору. Как вы думаете: почему?

Осень

Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. Птицы дружными стаями летят в теплые страны. В лесу стоит тишина. День стал короток.

Пруд

Недалеко от деревни пруд. У пруда дубы и липы. Летом пруд стоит тихий, темный. Только водяные лилии плавают, да дятлы летают с дубов на липы. В пруду водится плотва. Летом дети сидят в тени кустов у самой воды и удят плотву. Дядя с Димой приходят и сидят у пруда, смотрят на воду. Они надеются прийти домой с уловом.

XI. Составить рассказ по опорным словам.

День рождения

Дима, гости, подарки, бабушка, дедушка, дядя, тетя, друзья, книги, альбомы, карандаши, конструктор, велосипед, заводной автомобиль, доволен, радость.

В саду

Сад, клумбы, садовник, дети, ящики, рассада, ландыши, гвоздика, резеда, дорожки, цвета, поливка, вода, кадка.

Источник