Звук д для ребенка 4 года

Звук д для ребенка 4 года thumbnail

Постановка звука «Д» важна не только для чистой речи малыша, но и для восприятия им окружающего мира в целом. Ведь когда ребёнок постоянно ошибается в звуках и заменяет один на другой, в его голове происходит точно такая же путаница. Это чревато развитием дислексии и дисграфии, и, как следствие, неуспеваемостью в учебе и затруднениями при выборе профессии.

В раннем детстве неправильное произношение исправляется быстрее и эффективнее, чем у школьников. Автоматизация звука «Д» прививается постепенно через регулярные занятия.

Диагностика произношения «Д» у дошкольников

Артикуляционный аппарат у маленьких детей еще недостаточно развит, из-за этого возникают сложности с выговариванием. Дети путают буквы Д и Т, Д и Б, Д и Г, искажают звучание или не умеют выговаривать звуки совсем.

Речевые навыки закладываются в возрасте от 2 до 5 лет. После этого периода разговор ребёнка приобретает уверенный характер и переобучение происходит сложнее. Поэтому важно своевременно выявить сложности в произношении и поработать над их устранением.

Диагностику дома можно провести следующим образом:

  • Показать ребёнку картинки, на которых изображены слова с проблемными буквами: торт, тигр, телефон, туча, тележка, дыня, дорога, дети, дерево, домик, белка;
  • Пусть малыш повторяет за вами слова, в которых есть буква «Д»;
  • Также можно попросить его найти из предложенных картинок те, которые называет взрослый.

Постановка звука Д

С помощью этого нехитрого тестирования вы определите, в каких словах у малыша четко произносится «Д», и путает ли он звуки на самом деле. После этого можно обратиться к логопеду или начинать тренировки самостоятельно.

Как поставить произношение буквы «Д»

Звук «д» является переднеязычным, звонким, согласным и твёрдым. Для его артикуляции язык прижимается к нёбу и верхним передним зубам. Если малыш не умеет это делать, то потребуется подготовительный этап для того, чтобы научить говорить «д». Для начала нужно укрепить язычок ребёнка.

Есть специальные упражнения:

  • Необходимо взять зеркало и показывать ребёнку положения губ и языка при произношении звука «Д» в разных словах. Например, «Даша думает».
  • Малыш должен водить языком в разные стороны, так чтобы эти движения напоминали тиканье часов.

Когда ребёнок освоит новые навыки, можно приступать к увеличению нагрузки. Давать задания посложнее и вместе с ним практиковаться в произношении.

Задания для постановки звука «Д»

Существуют специальные упражнения, с помощью которых можно успешно заниматься в домашних условиях. Для лучшего результата рекомендуется выполнять сразу комплекс заданий, чередовать их между собой и не останавливаться на каком-то одном.

Эффективной на практике себя показала следующая подборка артикуляционной гимнастики:

«Улыбка». Ребёнку необходимо сомкнуть зубы и как можно шире улыбнуться, тем самым растягивая губы к ушам. В таком положении нужно находиться около 7 секунд.

Упражнение Улыбка

«Наказание язычка». Нужно верней губой постучать по языку, повторяя слог «пя» быстро.

Упражнение Наказать непослушный язычок

«Лопатка». Вытащить широкий язык и положить его на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Здесь нужно внимательно следить, чтобы губа не напрягалась, а язык не дрожал.

Упражнение Лопатка

«Задувание свечи». Следует сложить губы трубочкой и сделать сильной выдох, чтобы погасить свечу.

Упражнение Задуй свечу

«Мячик в ворота». Ребёнок должен построить ворота их кирпичей или конструктора. Затем скатать шарик из ваты и пытаться задуть его в ворота. Эта и пятая задачи направлены на создание правильного выдоха, благодаря которому развивается произношение звуков.

Упражнение Загнать мяч в ворота

«Фырканье лошади». Изобразить полоскание зубов, надувая поочередно верхнюю и нижнюю губы. Затем имитировать фыркающие движения губ.

Упражнение Фырканье лошади

Постановка звука «Д» слабослышащим детям

Детей с незначительными отклонениями в слухе, которые не выговаривают букву «Д», обучают немного по другой методике. Главное, чтобы ребенок слышал и понимал свою речь. Для этого проводится предварительное постановочное занятие, на котором малышу показывают правильное произношение.

Существует 2 способа:

  1. По подобию. Объяснить ребёнку на примере, что артикуляция «д» и «т» отличается вибрацией голосовых связок. Для этого руку малыша прижать к гортани взрослого во время произношения звуков.
  2. Механически. Попросить ребёнка произнести звук «б» с просунутым между губами языком, в этот момент чистой ложкой или специальным шпателем надавливают на кончик языка и отодвигают его к верхним резцам.

Постановка звука Д слабослышащим

После того, как ребёнок усвоит разницу в звуках, можно начинать тренироваться по общей схеме. Но для слабослышащих детей лучше упражняться перед зеркалом, чтобы занятия имели наглядный эффект.

Дифференциация звука «д» и «т» в слогах и словах

После первичной постановки звука важно, чтобы малыш их мог различать в речи самостоятельно. Для закрепления этого навыка тоже разработаны специальные упражнения. Они помогут ребёнку понимать твёрдый и мягкий звуки «д» и «дь», «т» и «ть», которые малыши чаще всего путают.

Читайте также:  Что нужно ребенку в садик 4 года

Упражнения на дифференциацию для дошкольников состоят из следующих заданий:

  • Повторение слогов. Например, та-да тя-дя то-до дё-те де-те ту-ду дю-тю ды-ты ты-ды и так далее.

Дифференциация Д и Т в слогах и предложениях

  • Сравнение пары слов по смыслу и звучанию. Дом-том, плоды-плоты, дачка-тачка, тропинка-дробинка, Таня-Даня.

Сравнение слов по смыслу и звучанию

  • Физкультминутка с повторением слов.

Физкультминутка на звуки Д и Т

  • Отгадывание загадок, ответами на которые будут слова с буквой «д».

Дифференциация звука Д в загадках

Также существует игра, в которой ребёнок должен придумать предложения. Вы даёте ему вспомогательные слова, а он составляет предложение. К примеру, так:

Для дифференциации звуков можно использовать практически любые стихотворения, ведь буквы «д» и «т» используются часто. Например:

Дифференциация Д и Т в стихах

Автоматизация в словах и слогах

Процесс автоматизации подразумевает отработку навыка. Это заключительный этап упражнений на пути к чистому произношению. Ребенок уже умеет правильно произносить звуки и различает их в речевом материале. Остается только закрепить знания.

Для этого хорошо подходят различные поговорки, скороговорки и пословицы с буквами «д» и «т».

Ниже представлены примеры для автоматизации:

  1. Даша и Даня идут в детский сад.
  2. Дети делят дыню.
  3. Давай в гости ходить друг к другу: сперва ты меня позовешь, а потом я к тебе приду.
  4. Дело заделано, надо доделывать.
  5. Не буди медведя – обидит.
  6. Не делю, Люда, неделю.
  7. Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дему, одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома.
  8. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора. Не вместит дров двор. Выходи, дроворуб Дрон. Надо дрова выдворить, на дровяной двор выставить.
  9. Дед Данило делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.
  10. У дяди Федора дом в деревне, а у Гудвина – в городе.

Также для автоматизации звуков можно использовать чистоговорки, содержащие «д» и «т».

А именно:

Да-да-да, да-да-да — не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да, да-да-да — ой! Холодная вода!

Де-де-де, де-де-де — вот беда! Вадим, ты где?

Ды-ды-ды, ды-ды-ды — только слышно из воды.

Дети с любопытством реагируют на подобные задания в игровом формате. Они вовлекаются и легко усваивают информацию.

Чем интереснее подача материала по постановке и закреплению звуков, тем лучше ребёнок запоминает правила.

Игровая подача информации способствует лучшему запоминанию

Терпение и труд всё перетрут

В заключение хочется сказать, что при системном подходе ребёнок обязательно освоит правильное произношение звуков. Невозможно точно предположить, сколько времени потребуется для успешного завершения занятий по постановке и автоматизации звука «Д». Это зависит от особенностей растущего организма малыша. Но все приложенные усилия по коррекции речи однозначно окупятся сторицей, и ребенок начнет произносить звуки более четко и уверенно.

Источник

Оксана Иванова
Конспект НОД по речевому развитию «Звуковая культура речи. Звук [Д]» для детей 3–4 лет

1. Организационный момент.

Цель,которую должны достигнуть дети: научиться петь песенку дятла.

Педагогическая цель: упражнять детей в правильном произношении звука [д] в звукоподражаниях и словах.

Описание форм и методов:

Воспитатель подзывает к себе детей,чтобы сообщить им приятную новость: «К нам в группу пришёл удивительный гость. А кто – отгадайте»Загадываю описательную загадку: «. Кто это?» (Дятел).

Дятел появляется на экране. Ребята, вы правильно угадали. Молодцы!

2. Опрос воспитанников по пройденному материалу.

Цель,которую должны достигнуть дети: вспомнить «песенку молоточка» («тук-тук-тук»).

Педагогическая цель: уточнить правильное произношение звука [т]; упражнять в четком произношении звука [т]; развивать мелкую моторику.

Описание форм и методов:

Ребята, когда работает молоток,он стучит: тук-тук-тук. Давайте с вами вспомним «песенку молотка» и споём её.

Игровое упражнение: «Молоток работает и стучит. Как он стучит? «тук-тук-тук». (Дети повторяют песенку молотка).

3. Изучение нового учебного материала.

Цель,которую должны достигнуть дети: научиться петь «песенку дятла».

Педагогическая цель: упражнять детей в правильном произношении звука [д] в звукоподражаниях и словах, развивать фонематический слух, развивать речевое внимание.

Описание форм и методов:

Ребята, молоток нужен чтобы построить дом, а дятел в лесу стучит по делает дом для птиц и зверей, он называется – дупло. Когда дятел стучит по дереву, то слышится «д-д-д-д» (Воспитатель показывает опорные картинки, дети воспроизводят соответствующие звуки). Как стучит дятел? (индивидуальные ответы детей).

У дятла есть много разных друзей. Они зовут друг друга с помощью звуков. Хотите познакомиться с друзьями дятла? Давайте посмотрим на друзей и послушаем их звуки.

Читайте также:  Ребенок 1 год 4 месяца развитие

(Показываю на слайдах предметные картинки. Дети называют предмет и соответствующий ему звук (звукоподражание).

Что это? Как вы думаете, какой звук у барабана? (Барабан (бам-бам, бум-бум, как вы думаете, какой звук у часов? (часы (тик-так, тик-так, как звенит колокольчик? (колокольчик (динь-динь, динь-дон, как стучит молоток? (молоток (тук-тук). После каждой картинки педагог включает звук.

Молодцы!

4. Закрепление учебного материала.

Цель,которую должны достигнуть дети: узнавать предметы по звукам и петь песенку паровоза.

Педагогическая цель: закреплять произношение звука [д] в звукоподражаниях и словах. Создать радостное настроение.

Описание форм и методов:

Друзья-предметы ходят друг к другу в гости. Они узнают друг друга по звукам. А вы, можете? Послушайте и угадайте, кто сейчас к дятлу в гости идёт и песенку поёт? (Воспитатель включает звуки предметов).

Звук барабана (дети угадывают, появляется картинка барабана.

Дятел ответил другу. Как он ответил? («д-д-д-д»).

Звук часов (дети угадывают, появляется картинка часов.

Дятел ответил другу. Как он ответил? («д-д-д-д»).

Звук колокольчика (дети угадывают, появляется картинка колокольчика.

Дятел ответил другу. Как он ответил? («д-д-д-д»).

Звук молотка (дети угадывают, появляется картинка молотка.

Дятел ответил другу. Как он ответил? («д-д-д-д»).

Молодцы!

– Ребята, вам понравилось играть с дятлом и его друзьями?

(ответы детей)

Дятлу тоже очень понравилось с вами играть, но ему надо лететь дальше, чтобы построить домики для зверей и птиц в лесу. Как называется такой домик? (дупло). Давайте попрощаемся с ним. (Дети говорят паровозику до свидания)

Источник

Речь каждого человека состоит из звуков. От того насколько правильно произносятся буквы зависит развитие ребенка. Если кроха до 5 – 6 лет допускает ошибки в воспроизведении фонем необходимо обратиться за помощью к специалисту.

В последнее время среди детей все чаще встречается неправильное произношение буквы Д. Чтобы устранить дефект следует проводить постановку и автоматизацию звуков «Д» и «Дь».

Постановка звука Д

Виды отклонений

Характеристика дефектов произношения:

  1. Нарушение произношения звука ДОглушение. Согласный звонкий звук «Д» на разных позициях в словах переходит в парную глухую согласную «Т». Нарушение возникает из-за сходности расположения артикуляционного аппарата при воспроизведении, плохого развития фонематического восприятия и органических недостатков речевых органов. Устранение дефекта проводится заново с помощью фонемы «Б».
  2. Открытая гнусавость. Замена звука «Д» на «Н». Занавеска неба опущена. Кончик языка не отталкивается от резцов. Отсутствует толчок воздушной струи из ротовой полости. Воздух выходит сплошным образом из носовой полости.
  3. Щелкающий «Д». Коррекция проводится с помощью регулирования дыхания во время произношения.

Провести проверку правильного воспроизведения можно в виде маленького тестирования подходит для старшей группы дошкольников:

  1. Взрослый проговаривает предложения с частым повторением буквы. Например, Дина дует в дудку. Малыша просят повторить услышанное.
  2. С помощью иллюстраций предметов со звуком «Д» и «Дь». Расположить картинки перед ребенком. Попросить назвать, что изображено на них (дуб, дом, дыня, дети, дупло и т.д.)
  3. Поиск нужного рисунка. Взрослый говорит название одного изображенного предмета среди представленных картинок, а малыш отыскивает его и называет.

Такие простые задачи используются в подготовительных группах для определения дефектов звукопроизношения и с целью развить мыслительные способности детей. Подобные занятия применяются для всех видов фонем.

Причины нарушения произношения

Возникновению неправильного воспроизведения мягкого и твердого «Д» сопутствуют:

  • отсутствие правильной артикуляции органов речи;
  • недоразвитость фонематического слуха (ребенок не отличает звуки между собой);
  • повторение ошибок за окружающими;
  • слабая двигательная активность нижней челюсти и остальных органов речевого аппарата (возникает при дизартрии).

На заметку: дизартрия – это нарушения иннервации органов речи. Отклонение появляется вследствие поражения ЦНС.

Установить точный диагноз и причину возникновения возможно после логопедического обследования. После сбора подробного анамнеза логопед https://rechudetey.ru/logopediya/logopediya.html назначает коррекционные задания. Некоторые занятия следует проводить в домашних условиях.

Правильная артикуляция для звука Д и Дь

При воспроизведении звука «Д» речевой аппарат принимает положение:

  1. Правильное произношение звуковГубы полностью нейтральны. Постановка зависит от последующей гласной фонемы. Расстояние между губами и резцами около 5 мм.
  2. Кончик языка делает упор в верхнюю челюсть. Может касаться альвеол за верхними зубами.
  3. Мягкая часть неба опускается.
  4. Гортань вибрирует.
  5. Голосовые складки сомкнуты. Присутствие голосового оформления.

Артикуляция мягкого «Дь» отличается от твердого только положением языка. Его кончик опускается за нижние резцы.

Важно: Проводить занятия направленные на постановку фонемы следует после освоения ребенком простых гласных и согласных звуков (а, у, о, и, э, ы) и (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).

Упражнения для постановки

Перед тем как приступать к освоению фонемы следует пройти подготовительный этап. Он заключается в выполнении специальных артикуляционных и дыхательных упражнений (тут). Ребенка необходимо обучить правильной артикуляции (положению органов речи) и дыханию во время произношения изолированного звука.

Читайте также:  Какое противовирусное лучше для ребенка 4 года

Артикуляционная гимнастика

Занятия рассчитаны на тренировку органов, задействованных в произношении звука «Д» и «Дь» описание:

  1. Нижняя челюсть. Широко открыть ротовую полость. Нижней челюстью имитировать жевательные движения. Выполнять 10-15 секунд.
  2. Губы и щеки:
  • губы сомкнуты, а в ротовую полость следует набрать воздух. Далее имитировать полоскание, как после утренней чистки зубов;
  • губами выполнять характерные звуки для лошади (фырканье);
  • надувание губ по очереди. Сначала верхнюю, потом нижнюю.

3. Язык:

Упражнение «Грибок»

  • «Грибок». Широко улыбнуться с открытым ртом. Плоский язычок присосать к небу. При этом орган должен находиться за верхними резцами. Удерживать положение 10-15 секунд.
  • «Лошадка». Цокать язычком по твердому небу, имитируя стук копыт лошадки.
  • «Качели». Широко открыть рот, слегка обнажив зубы. Язычок по очереди заводить за верхние и нижние зубы. Выполняется 5 раз.

4.Мягкое небо. Кроху просят воспроизводить гласные звуки. Сначала произношение мягкое, а после применяется твердая атака.

Совет: чтобы крохе не наскучило выполнение одинаковых упражнений можно использовать занятия, прописанные для логопедов. Многие варианты присутствуют в открытом доступе интернета.

Дыхательная гимнастика

Специалисты предлагают выполнять парадоксальную гимнастику по Стрельниковой. Но ее применение разрешается детям 7-8 лет (1 класс). Выполнять занятия следует под контролем родителей или специалиста. Начальные упражнения:

  1. Ладошки. Ребенок становится прямо. Руки сгибает в локтях, а ладошки показывает взрослому. Руки сжимают в кулачки на вдохе и разжимают на выдохе. Дышать нужно носом. Выполнить упражнение 4 раза.
  2. Погончики. Малыш стоит прямо. Руки сжаты в кулачки. Их прижимают к поясу. Во время вдоха кулаками «бить» в пол. Постепенно разжимая руки. На выдохе стать в исходную позицию. Выполнять 4 раза.
  3. Насос. Из ровной стойки сделать легкий наклон вперед. Руки свешены по бокам. Имитировать накачивание шины. Наклоняясь вперед делать вдох. На выдохе вернуться в согнутое положение.

Важно: методика имеет множество противопоказаний, поэтому перед выполнением следует проконсультироваться у педиатра.

Для тренировки дыхания малышей используют упражнение «трубочка». Губы вытягивают вперед. Вдох делают через носовую полость, выдыхают воздушную струю с помощью сформированной трубочки.Выполняют 4-5 раз.

Постановка

Осуществляется после освоения ребенком положения органов речи при воспроизведении фонемы. Обычно используются 2 метода постановки звука «Д» и «Дь»:

  1. Подражание. Кроха и взрослый садятся перед зеркалом. Родитель или специалист демонстрируют правильное произношения звука. Малыша просят повторить. Чтобы было проще используются гласные звуки. Для твердого «Д» (да – до – ду – ды), а для мягкого «Дь» (ди – дю – де).
  2. Механический метод. Ребенок произносит звук «Б». Язычок в это время находится между губами. Специальным шпателем логопед надавливает на кончик органа. После просовывает его за верхние резцы.

Часто специалисты предлагают такие способы постановки в качестве домашнего задания. В знакомой обстановке рядом с близким человеком малыш освоит занятия быстрее.

Важно: при выполнении упражнений указать на отличительные характеристики фонемы «Д» от «Т». Особенностью звука «Д» является вибрация голосовых складок. Чтобы малыш почувствовал разницу его руку кладут на гортань взрослого, произносящего по очереди буквы.

Закрепление

Автоматизация выполняется после закрепления крохой изолированного звука с правильной артикуляцией. Закрепление результата проводится поэтапно:

  • Воспроизведение фонемы в слогах. Начинать следует с простых слогов (да – да – да; ди – ди – ди; ду –ду – ду). После комбинации изученных слогов (да – ди – ду). Используются все гласные звуки.
  • Воспроизведение в словах. Звук в начале слова (дом, день, дар, диво). Фонема в середине слова (еда, беда, медаль). Буква в конце слова (обед, след, клад).
  • Произношение слов с согласными звуками, стоящими рядом (дверь, двор, дно).
  • Автоматизация в предложениях.

Важно: переходить к следующему этапу закрепления следует после изучения предыдущего.

Чтобы ребенку не было скучно повторять за взрослым упражнения используют различные чистоговорки, скороговорки, стихи, тексты с повторением звука «Д» и «Дь» на разных позициях в словах. Для удобства выполнения заданий в домашних условиях специалисты рекомендуют заводить рабочие тетради. В них фиксировать достижения ребенка и планы по подготовке к следующему занятию.

Источник